Творческая личность – сущность и развитие

Волго-Вятская Академия Государственной Службы

Контрольная работа по психологии.

Творческая личность – сущность и

развитие.

Выполнила: Невежкина  И.А.

                                                                         группа №101

Преподаватель:Степанов П.Д. 

г. Н. Новгород, 2000 г.

спотос

Многиеисследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческойличности: не существует особых творческих способностей, а есть личность,обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальнаяодаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека творческого».

Знаниями обособенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям,сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов,которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет твореньябез творца.

Творчествоесть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»).

Это лишьнегативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, — сходствоповедения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведениетого и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть двепротивоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья,талант – это болезнь.

Традиционнопоследнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правдасам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимостьгениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу гипотезы:«Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность,свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (…).Кроме того, мыслителям, наряду с помещенными свойственны: постоянноепереполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждениеконечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность кхолоду и голоду»[2]

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая ... ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо ...

 Ломброзо характеризует гениев как людейодиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Срединих много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатыйвек добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса иМоррисона.

Гениальныелюди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемыактивности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д.Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих вИталии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей(сам Ломброзо был итальянским евреем).

Вывод, к которому он приходит, звучитследующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Списокгениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болелиПетрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском,Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (поКречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Количествопьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Гипотеза«гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений –это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии генпроявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. Вэтом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Ницше имногие другие.

Но неприсутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психическихотклонений иллюзия восприятия: таланты у всех на виду и все их личностныекачества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а дажебольше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, чтосреди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения(около 10%).

Единственная проблема: кого считать гением, кого не считатьтаковым?

Если исходитьиз того, что творчество это процесс, то гений – это человек, творящий на основебессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазонсостояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-подконтроля рационального начала и саморегуляции.

Как это неудивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями оприроде творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенностигениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-тобессознательным и проявляется неожиданно».

Следовательно,гений по преимуществу  творитбессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта.Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений попреимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общиеспособности есть у обоих.

Что касаетсяколебаний настроения,  то еще Вильям Гиршотмечал их наличие у гениев, а многочисленные исследования выявили взаимосвязькреатизма с нейротизмом[3].Замечу, что нейротизм в меньшей степени определяется генотипом, чем другиечерты темперамента[4]

9 стр., 4449 слов

В.И.Даль – гений русской словесности

... гений русской словесности, но ещё и писатель, этнограф, военный, врач. Итак, В.И. Даль … Глава 1. Биография В.И.Даля. 1.1.Детство и родные места. «Владимир Иванович Даль родился Итак, отец - Иоганн Даль ... материала. В сентябре 1845 года в доме у Даля прошло первое заседание Русского географического общества. По замыслу Владимира Ивановича, оно должно было всячески способствовать собиранию памятников ...

.

Выделяются идругие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность,универсальность, продолжительность творческого периода жизни.

Гегель в«Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и онаучных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности кмышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, акак бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет правомерносказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенногодарования»[5].То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом(то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.

Интерес кфеномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения, именно тогда в связи синтересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов.Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в XIXвеке и, как «миф»,похоронен в XXвеке.

Однако несомненно:в отличие от «просто креативов», «гений» обладает очень мощной активностьюбессознательного и, как следствие (а может быть, это причина?), склонен ккрайним эмоциональным состояниям. Психологическая «формула гения» можетвыглядеть следующим образом:

гений =(высокий интеллект + еще более высокая креативность) х

                                х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то иактивность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действиеразных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивностиголовного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феноменгениальности.

Наконец,приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных особенностей выдающихсяученых. Среди них чаще всего встречаются: «Легкий, хрупкий, но изумительносимметричный тип, и тип низкорослого гиганта. Первый, в общем, имеет все, кромефизической мощи и здоровья, вся его энергия концентрируется в мозгу…Низкорослые гиганты имеют счастливую судьбу быть крепкими телом и духом. Такиенизкорослые тела имеют особую тенденцию порождать большие головы и,следовательно, те большие мозги, которые обычно ассоциируются с исключительнойинтеллектуальной мощью».

Гораздо болеепродуктивен не поверхностный, а систематический естественно научный подход кизучению психических особенностей творческой личности.

Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановлюсь лишьвкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отраженны вмногочисленных источниках.

Отличиезаключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения.З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации[6]полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продуктеопредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

28 стр., 13695 слов

Психологические особенности творческой личности 2

... Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету. Ч. Ломброзо в своих трудах приходит к выводу: «Особенности гениальности по ... что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно» [9, 23]. Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, талантливый же человек творит рационально и является интеллектуалом. ...

А. Адлерсчитал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшеевнимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявлениеколлективного бессознательного. Р. Ассаджиоли считал творчество процессомвосхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Психологигуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, чтопервоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, неподчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – этопотребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своихспособностей и жизненных возможностей.[7]

Однакобольшинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации иличностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этомучасто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность.Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки,пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива.

Творческимлюдям присуще следующие личностные черты:

1.    

независимость – личностныестандарты важнее стандартов группы, неконформность[8]оценок и суждений;

2.    

открытость ума – готовностьповерить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3.    

высокая толерантность[9]к неопределенным  и неразрешимымситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4.    

развитое эстетическоечувство, стремление к красоте[10]

Часто в этомряду упоминают особенности «Я» — концепций, которая характеризуетсяуверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные чертыженственности и мужественность в поведении.

Хотягуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуютсяэмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью,оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречатэтому.

Согласноприведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны кпсихофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так кактворческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, арациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен.Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощениепсихофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежноприводит к крайним эмоциональным состояниям.

Аналогичныевыводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей ксоциальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, какФ. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немногоневротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видениемира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.

Список литературы:

1.    

Ломброзо Ц.Гениальность ипомешательство. СПб., 1992.

2.    

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке.М.: Искусство, 1991.

17 стр., 8106 слов

Глава 6 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

... ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ   Глава 6 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 2. ТЕМПЕРАМЕНТ — БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ 4. ... психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная ...

3.    

Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1.

4.    

Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. СПб:Питер, 1997.

5.    

Олах А. Творческий потенциал иличностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. СерияНауковедение, 1968. № 4. С. 69-73.

6.    

Большая СоветскаяЭнциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. А.М. Прохоров,

          изд. 3-е, М., 1978г.

7.    

Дружинин В. Н. Психология общихспособностей. СПб., 1999.

[1]

Креативность (отлат. creatio – созидание)– общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется вразличных сферах активности, рассматривается как относительно независимыйфактор одаренности.

[2]

Ломброзо Ц. Гениальность ипомешательство. СПб., 1992. С. 15-16, 21-23.

[3]

Нейротизм – свойствотемперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости,впечатлительности и тревожности личности, противоположный полюс этого свойства– стабильность. Термин предложен Г. Айзенк.

[4]

Гончаренко Н. В. Генийв искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.

[5]

Гегель Ф. Эстетикав 4 т. 1968. Т. 1. С. 47.

[6]

Сублимация — психическийпроцесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на целисоциальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом(1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений(либидо), противоположный вытеснению.

[7]

Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. СПб: Питер, 1997.

[8]

Конформность — усвоениеиндивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспектсоциализации личности и предпосылка нормального функционирования любойсоциальной системы.

[9]

Толерантность (отлат.tolerantia –терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

[10]

Олах А. Творческийпотенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. СерияНауковедение, 1968. № 4. С. 69-73.