Творческая личность – сущность и развитие

Волго-Вятская Академия Государственной Службы

Контрольная работа по психологии.

Творческая личность – сущность и

развитие.

Выполнила: Невежкина  И.А.

                                                                         группа №101

Преподаватель:Степанов П.Д. 

г. Н. Новгород, 2000 г.

спотос

Многиеисследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческойличности: не существует особых творческих способностей, а есть личность,обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальнаяодаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека творческого».

Знаниями обособенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям,сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов,которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет твореньябез творца.

Творчествоесть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»).

Это лишьнегативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, — сходствоповедения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведениетого и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть двепротивоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья,талант – это болезнь.

Традиционнопоследнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правдасам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимостьгениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу гипотезы:«Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность,свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (…).Кроме того, мыслителям, наряду с помещенными свойственны: постоянноепереполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждениеконечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность кхолоду и голоду»[2]

5 стр., 2262 слов

Проявление личности в творческом поиске

... только наши глаза, мозг, но и воображение, привлекающее к действию наши духовные силы. . Проверка - испытание или реализация решения. Творческий человек перед созданием новой ... рассмотреть виды творчества; проанализировать творческий процесс; охарактеризовать стадии творческого мышления; наблюдение за личностью в ходе творческого поиска. Объект исследования - процесс творческого поиска. В ходе работы ...

 Ломброзо характеризует гениев как людейодиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Срединих много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатыйвек добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса иМоррисона.

Гениальныелюди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемыактивности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д.Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих вИталии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей(сам Ломброзо был итальянским евреем).

Вывод, к которому он приходит, звучитследующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Списокгениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болелиПетрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском,Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (поКречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Количествопьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Гипотеза«гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений –это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии генпроявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. Вэтом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Ницше имногие другие.

Но неприсутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психическихотклонений иллюзия восприятия: таланты у всех на виду и все их личностныекачества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а дажебольше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, чтосреди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения(около 10%).

Единственная проблема: кого считать гением, кого не считатьтаковым?

Если исходитьиз того, что творчество это процесс, то гений – это человек, творящий на основебессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазонсостояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-подконтроля рационального начала и саморегуляции.

Как это неудивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями оприроде творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенностигениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-тобессознательным и проявляется неожиданно».

Следовательно,гений по преимуществу  творитбессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта.Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений попреимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общиеспособности есть у обоих.

Что касаетсяколебаний настроения,  то еще Вильям Гиршотмечал их наличие у гениев, а многочисленные исследования выявили взаимосвязькреатизма с нейротизмом[3].Замечу, что нейротизм в меньшей степени определяется генотипом, чем другиечерты темперамента[4]

28 стр., 13695 слов

Психологические особенности творческой личности 2

... Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету. Ч. Ломброзо в своих трудах приходит к выводу: «Особенности гениальности по ... в XIX веке и, как «миф», похоронен в XX веке. Однако, несомненно: творческий человек отличается от гения тем, что активность бессознательного

.

Выделяются идругие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность,универсальность, продолжительность творческого периода жизни.

Гегель в«Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и онаучных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности кмышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, акак бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет правомерносказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенногодарования»[5].То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом(то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.

Интерес кфеномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения, именно тогда в связи синтересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов.Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в XIXвеке и, как «миф»,похоронен в XXвеке.

Однако несомненно:в отличие от «просто креативов», «гений» обладает очень мощной активностьюбессознательного и, как следствие (а может быть, это причина?), склонен ккрайним эмоциональным состояниям. Психологическая «формула гения» можетвыглядеть следующим образом:

гений =(высокий интеллект + еще более высокая креативность) х

                                х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то иактивность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действиеразных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивностиголовного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феноменгениальности.

Наконец,приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных особенностей выдающихсяученых. Среди них чаще всего встречаются: «Легкий, хрупкий, но изумительносимметричный тип, и тип низкорослого гиганта. Первый, в общем, имеет все, кромефизической мощи и здоровья, вся его энергия концентрируется в мозгу…Низкорослые гиганты имеют счастливую судьбу быть крепкими телом и духом. Такиенизкорослые тела имеют особую тенденцию порождать большие головы и,следовательно, те большие мозги, которые обычно ассоциируются с исключительнойинтеллектуальной мощью».

Гораздо болеепродуктивен не поверхностный, а систематический естественно научный подход кизучению психических особенностей творческой личности.

Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановлюсь лишьвкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отраженны вмногочисленных источниках.

Отличиезаключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения.З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации[6]полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продуктеопредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлерсчитал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшеевнимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявлениеколлективного бессознательного. Р. Ассаджиоли считал творчество процессомвосхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Психологигуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, чтопервоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, неподчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – этопотребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своихспособностей и жизненных возможностей.[7]

5 стр., 2330 слов

Взаимосвязь жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого ...

... самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов. Объект исследования – мировоззрение и личностные качества студентов, как фактор, влияющий на развитие их личности. Предмет исследования – жизнестойкость, оптимизм, самооценка, творческий потенциал и личностная креативность ...

Однакобольшинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации иличностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этомучасто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность.Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки,пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива.

Творческимлюдям присуще следующие личностные черты:

1.    

независимость – личностныестандарты важнее стандартов группы, неконформность[8]оценок и суждений;

2.    

открытость ума – готовностьповерить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3.    

высокая толерантность[9]к неопределенным  и неразрешимымситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4.    

развитое эстетическоечувство, стремление к красоте[10]

Часто в этомряду упоминают особенности «Я» — концепций, которая характеризуетсяуверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные чертыженственности и мужественность в поведении.

Хотягуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуютсяэмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью,оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречатэтому.

Согласноприведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны кпсихофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так кактворческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, арациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен.Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощениепсихофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежноприводит к крайним эмоциональным состояниям.

Аналогичныевыводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей ксоциальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, какФ. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немногоневротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видениемира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.

Список литературы:

1.    

Ломброзо Ц.Гениальность ипомешательство. СПб., 1992.

2.    

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке.М.: Искусство, 1991.

3.    

Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1.

4.    

13 стр., 6354 слов

ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА

... из таких теорий стала глубинная или аналитическая психология К.Г. Юнга. Переработанная К.Г. Юнгом версия психоанализа подняла вопросы цельности психики, личностного роста, влияние на личность «здесь-и-сей-час» ... и Д. Зиглера, термин «психодинамический» указывает на конфликт (или «борьбу») между разными аспектами личности [15, с. 105-106]. Авторы указывают: «Психоаналитическая теория как таковая ...

Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. СПб:Питер, 1997.

5.    

Олах А. Творческий потенциал иличностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. СерияНауковедение, 1968. № 4. С. 69-73.

6.    

Большая СоветскаяЭнциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. А.М. Прохоров,

          изд. 3-е, М., 1978г.

7.    

Дружинин В. Н. Психология общихспособностей. СПб., 1999.

[1]

Креативность (отлат. creatio – созидание)– общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется вразличных сферах активности, рассматривается как относительно независимыйфактор одаренности.

[2]

Ломброзо Ц. Гениальность ипомешательство. СПб., 1992. С. 15-16, 21-23.

[3]

Нейротизм – свойствотемперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости,впечатлительности и тревожности личности, противоположный полюс этого свойства– стабильность. Термин предложен Г. Айзенк.

[4]

Гончаренко Н. В. Генийв искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.

[5]

Гегель Ф. Эстетикав 4 т. 1968. Т. 1. С. 47.

[6]

Сублимация — психическийпроцесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на целисоциальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом(1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений(либидо), противоположный вытеснению.

[7]

Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. СПб: Питер, 1997.

[8]

Конформность — усвоениеиндивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспектсоциализации личности и предпосылка нормального функционирования любойсоциальной системы.

[9]

Толерантность (отлат.tolerantia –терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

[10]

Олах А. Творческийпотенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. СерияНауковедение, 1968. № 4. С. 69-73.