Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

ФГБОУ ВПО

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин и речевой коммуникации»

Сектор «Социология и социальные технологии»

Индивидуальная работа по курсу «Социология» на тему:

Социологические теории общества

Работу выполнил студент группы …

Куприянов Андрей Сергеевич

Проверил: доц., к.с.н. Чечеткина О.Н.

Москва – 2011

Содержание

Содержание………………………………………………………………………..2

Введение……………………………………………………………………………3

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества……….6

Часть вторая. Современные социологические теории……………………..….12

Часть третья. Перспективы развития социологии…………………….……….19

Заключение………………………………………………………………….……22

Библиографический список……………………………………………………..25

Введение

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее и трактующее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился, а в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.

Рождение социологии как науки было подготовлено трудами английских экономистов, французских просветителей, немецких историков по осмыслению новых явлений в жизни общества. Ими был осуществлен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько конкретного, позитивного изучения и объяснения социальных процессов и явлений.

Происходящее одновременно развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

10 стр., 4659 слов

Общество как предмет социологического анализа

... с помощью которых наука изучает объективную действительность. Объектом социологического познания является общество, но выделение понятия «общество» в качестве исходного ... положение индивидов». Это означает, что характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами находится ... к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество на ...

Первые попытки описания общества, с точки зрения, определения основополагающих принципов, идей, закономерностей развития, принадлежат Огюсту Конту, который ввел в научный обиход термин «социология». Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Конт по праву считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе.

В основе любой науки лежат теории, на которых она базируется, и которые отражают совокупность обобщенных положений, образующих науку или её раздел. Началом углубленного и всестороннего изучения общества послужили труды следующих исследователей: Герберт Спенсер (эволюционизм), Людвиг Гумплович («Основы социологии», «Социология и политики», «Социологическая идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба»), Уильям Самнер («Народные обычаи»), Артюр де Гобино («Опыт о неравенстве человеческих рас»), Франклин Гиддингс (психологический эволюционизм), Вильгельм Вундт («Психология народов»), Уильям Мак-Дугалл («гормическая психология»), Габриель Тард («социальная психология»), Густав Лебон («психология толп»).

Авторы, упомянутые выше, сделали огромный вклад в развитие науки социология, по частичкам обогащая и расширяя методологический аппарат этой области знаний. Они акцентировали внимание исследователей на проблеме социальной эволюции, как части всеобщей; факторов, влияющих на развитие общества; взаимоотношений между людьми, принадлежащими разным национальностям; неравенства в обществе; связи психологии и социологии и многих других.

Социологические теории возникли с опорой на выше перечисленную базу. Они изложены в трудах классиков социологии. Таких как Карл Маркс, Фердинанд Тённис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильфредо Парето, представители Чикагской школы социологии (Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт Парк, Уильям Огборн), представители Колумбийской школы (Пауль Лазарсфельд, Якоб Леви Морено).

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Развитие специальных социологических теорий в 20 веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и другими. К концу 20 века социология превратилась в сложную структурированную науку.

Цель работы – выявить основные социологические теории общества.

Задачи:

1) Дать определение понятию социологическая теория и описать историю возникновения первых социологических теорий;

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... вышедшая на датском языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: ... жизни: злость, ревность, зависть [2]; исследовать организации помогает психодинамическая теория [12], и т.п. Ядро теории психологии – структурная модель личностиФрейда. Классическая модель Фрейда – ее ...

2) Дать описание современных социологических теорий;

3) Дать описание перспектив развития социологии.

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества.

«Теория», в переводе с греческого означает «наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение». Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций).

В классической науке теория в идеале должна представлять собой систему ее законов и отражать основной категориально-понятийный аппарат ее описания (понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования).

Она представляет собой дедуктивно (в большинстве случаев) простроенную систему организации знания, вводящую правила логического вывода более конкретного знания (следствий) из наиболее общих (в пределе — аксиоматических) для данной теории оснований-посылок. Теории различаются по характеру решаемых задач, способам своего построения, типам реализуемых процедур.

Термин «социология» происходит от латинского слова «общество» и греческого – «слово, учение». Из чего следует, что «социология» – это наука об обществе в буквальном смысле слова.

Исходя из этого, понятие «социологическая теория» можно определить, как теория о социальных явлениях или обществе. Исследование вопросов связанных с обществом, актуальных для данного конкретного периода времени.

Одним из основоположников социологических теорий является Карл Маркс. Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма. Общество по Марксу антагонистично (противоречиво).

Противоречия возникают из-за частной собственности. Классы Маркса – это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Он доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.

Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу – это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика).

Затем – надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.

Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

Следующим за Марксом следуют упомянуть Фердинанда Тённиса, который является основоположником немецкой социологии, в частности «понимающей социологии». Социология Тённиса вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую свой предмет независимо от его отдельных содержательных характеристик. Это способствовало предметному и методологическому самоопределению социологии. Также он осуществил антипозитивистский переворот в истории социологии, который заключается в переходе от понимания общества как механической связи, к пониманию общности как субъективно-смысловой реальности.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... дивергенции - конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система. 2. Структура социологии Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная сфера деятельности, ...

Вслед за Тённисом, основоположником «формальной социологии» является Георг Зиммель. Общество для Зиммеля – это совокупность форм взаимодействий (форм социации), а поэтому они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования – обобществление или взаимодействие, и оно первично по отношению к обществу.

Научная деятельность Макса Вебера внесла существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма.

Макс Вебер основатель «понимающей социологии», теории социального действия. Предмет его анализа – поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии – в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии – действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: целе-рациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.

Следующим представителем западной социологической школы является, Эмиль Дюркгейм, основатель функционализма, социологии религии. По Дюркгейму, основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление – «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».

Вильфредо Парето, известен своей «теорией элит». Ему принадлежит концепция акцентуированного гиперпозитивизма. Его философская антропология направлена против рационалистической модели человека, когда человек сначала обдумывает поступки, а потом действует. По Парето человек сначала действует, а потом ищет основания своих действий. Таким образом, человек в духе Фрейда иррационален и стремится рационально объяснить иррациональные основания своего поведения. Общество – система, состоящая из взаимосвязанных частей (механистическая модель общества).

Теория элит: элита бывает властная и потенциальная. Основной тезис Парето – общество это кладбище аристократии. Элиты постоянно циркулируют и движутся, Парето описывает признаки упадка аристократии: она пытается присвоить себе максимум богатств и становится чересчур либеральной, после чего погибает.

Далее будут рассмотрены представители Американской социологии, а именно, Чикагская школа социологии.

4 стр., 1659 слов

Становление социологии управления.Социальное управление и его типы

... с. 7. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. - М., 2000. 8. Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996. 9. ... Н.Ф.Наумовой, Э.М.Коржевой “Теория и практика социального планирования” (1975г.), Ж.Т.Тощенко “Социальное планирование в СССР” (1981 г.). В 1980 г. А.И.Пригожин издал специальную монографию “Социология организаций”, а ...

Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии — ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода — отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете в 1892 году.

Уильям Томассовместно с Флорианом Знанецким провели и описали исследование случая в книге «Польский крестьянин в Европе и Америке», которая принесла им популярность в США и в мире. Работа вошла в историю благодаря сформулированнойтеореме об определении ситуации: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям».

Флориан Знанецкий, один из представителей гуманистической социологии. Он считал, что социология– наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек – адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие – это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия – приспособление и оппозиция.

Роберт Парк понимал социологию, как науку о коллективном поведении. Общество – это организация социального контроля. Социальный контроль– общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экологияпозволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»).

Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии– проблема равновесия и кризисов.

Уильям Огборн оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. В своих работах использовал теорию З. Фрейда и индивидуальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. Впоследствии в социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.

Обобщая выше сказанное, к особенностям Чикагской школы социологии относятся: 1) методика — анализ личности; 2) государственный заказ; 3) конкретика и прагматизм.

Далее будут рассмотрены представители Колумбийской школы социологии.

Пауль Лазарсфельдзанимался разработкой качественных и количественных методов в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог– социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.

13 стр., 6127 слов

Теория социального бихевиоризма

... Э. С. Шульц, М. Г. Ярошевский и др. Объект курсовой работы - теория социального бихевиоризма. Предметом нашей курсовой является генезис и теоритические положения бихевиоризма зарубежных и ... 1963 годом и получило название - социальный бихевиоризм. По словам Г. В. Осипова «бихевиористская социология является в некотором смысле уникальной социологической теорией. С одной стороны, они обязаны своим ...

Якоб Леви Мореноявляется основоположником нового направления на стыке социологии, психологии и философии —социометрия(исследование малых групп).

Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

Таким образом, среди основополагающих социологических теорий общества выделяют теории представителей Западной, Чикагской, Колумбийской школ социологии. Каждая из них внесла существенный вклад в развитие науки социология и стала фундаментом, базой для дальнейшего развития этой области знаний.

Часть вторая. Современные социологические теории.

Новым витком в социологии считается появление, так называемых, специальных социологических теорий. Развитие специальных социологических теорий в 20 веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, Поля Лазарсфельда  и других. Специальные социологические теории, система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную  реализацию  форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотре­нии социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как отно­сительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматри­вает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отно­шений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс, в пре­делах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и так далее.  

В современной социологии выделяется несколько групп социаль­но-психологических теорий. Во-первых, специальные социологиче­ские теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и тому подобное).

Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и тому подобное.  В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру обще­ства, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологи­ческие теории классов и социальных  групп, социология города  и деревни. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это  социология управления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и так далее. В-пятых, например, теории отклонения поведения и аномальные явления.

11 стр., 5393 слов

Место культурологии в системе социальных наук

... общества. Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь культурологии с такими общественными науками, как история, социология и политология, а также - в первую ...

Главной задачей любой  специальной социологи­ческой теории — изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  тео­рии — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

Таким образом, к концу 20 века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:

– макроциологию и микросоциологию

– общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая — исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

– теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

– отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология);

– направления и школы социологии, то есть союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой. Направление социологии — более аморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников.

Социо­логия – наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных  и конкретных форм, макро- и  микро- теоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микро- уровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль­ных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в  них происходящих. Социальная  общность, высту­пающая  объектом макросоциологического анализа, – это цивилиза­ция  и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло­гический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными  структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явле­ниям интересует общество как целостный социальный организм. В  отличие от макро-  микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам груп­повых, общностных поступков и так далее.

Теоретическая социология имеет четырехуровневый характер. Принято выделять: а) парадигмальный уровень теоретизирования; б) общесоциологические теории; в) теории, так называемого, «среднего уровня»; г) специальные (или частные) концепции.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... процессах. 2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук. 3) Все социальные и гуманитарные ... которые получили название социальных исследований. Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его ...

Общесоциологические, или другими словами «большие», теории призваны дать цельное объяснение социальной формы материального мира, вскрыть основные закономерности социальной жизнедеятельности людей и их групп, тенденции развития социальных отношений как целостной системы. На это претендуют теоретические конструкции, созданные Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом, А. Шюцем, Дж. Мидом, Дж. Хомансом, П. Бурдье и другими классиками социологии. Однако, ни одна, из когда либо предложенных «больших» социологических теорий, не может быть признана в полной мере соответствующей ее претензиям. Всем им присуща (одним в большей, другим в меньшей степени) односторонность истолкования социальной жизни, недооценка тех или иных ее граней и закономерностей. Социальная материя до такой степени сложна, что не поддается всеобъемлющему осмыслению даже гениев. Но о ней можно получить достаточно полное представление, если изучить все имеющиеся общесоциологические теории, каждая из которых истолковывает социальную жизнь в каком либо одном аспекте (или их определенной совокупности).

К теориям «среднего уровня» относят те, которые претендуют на осмысление не всей социальной жизни как целостной системы, а лишь некоторых ее структур (страт, классов, этносов, трудовых коллективов и так далее) и процессов (конфликтов, социализации и адаптации личности, аномального поведения людей и тому подобное).

Общесоциологическую теорию можно сравнить с глобусом — моделью нашей планеты, а среднеуровневую – с географической картой определенного материка и/или страны.

Основные параметры географических карт, как известно, предопределены местоположением картографируемого объекта на глобусе. Подобно этому содержание среднеуровневой теории зависит от содержания той общесоциологической теории, которую она конкретизирует.

Продолжая географическую аналогию, отметим, что когда люди путешествуют по какой-либо незнакомой стране, то предпочитают пользоваться не глобусом, а картами соответствующей местности. Этим мы хотим сказать, что среднеуровневые теории оказываются в определенных случаях нужнее общесоциологических. Речь идет о ситуациях разработки программ эмпирических социологических исследований, формулирования гипотез, определения методов и методик их проверки, интерпретации полученной информации. Повышенная теоретико-методологическая роль концепций среднего уровня в эмпирических исследованиях объясняет обилие последних в условиях отсутствия удовлетворяющей всех социологов общесоциологической теории.

Среднеуровневых социологических теорий гораздо больше, чем «больших». Их численность постоянно растет и в этом проявляется один из векторов развития социологии. На основе именно этих теорий формируются и развиваются многочисленные отрасли социологии.

Не менее, а для практики проведения эмпирических исследований более, значимы специальные (частные) теории, конкретизирующие среднеуровневые. Например, одной их теорий среднего уровня является концепция коллектива. Исследования, проведенные на ее основе, установили, что закономерности коллектива по разному проявляются в производственных, учебных, воинских, управленческих и иных их типах. Более того, обнаружены закономерности, специфически присущие каждому типу коллектива. Поэтому сложились специальные теории вышеуказанных типов коллектива, имеющие частный характер относительно данной среднеуровневой концепции. Естественно, что исследователю, взявшемуся за изучение какой-либо проблематики коллектива, скажем, цеха какого-то предприятия, в первую очередь, понадобится специальная теория производственного коллектива.

11 стр., 5484 слов

Теория социального действия М. Вебера

.....29 Введение Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он ...

Если обратиться к вопросу отраслей социологии, то сталкиваешься с проблемой из классификации, в связи с большим количеством видов. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками. Третью типологию рассмотрим в следующем параграфе, а сейчас осветим две первых.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии: личности; семьи; малой группы; коллектива; профессиональных групп; страт и классов; молодежи (ювиносоциология); лиц зрелого возраста (акмесоциология); пожилых людей (геронтосоциология); женщин (феминосоциология); гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола; национальных образований (этносоциология); организаций (социология армии, высшей школы и тому подобное); политических партий; электората; СМИ (средств массовой информации); типов поселений (социология города, социология деревни и тому подобное); регионов страны; элиты общества; органов власти и так далее.

Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и других) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.

По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии: труда, свободного времени, быта, управления, индустриальную, сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства), военную, науки, 9) образования, воспитания (в том числе и педагогическую социологию), морали, права, религии, моды, спорта, искусства, литературы, медицины и здравоохранения, рекламы, кино, девиантного поведения (в том числе социологию преступности), образа жизни, общественного мнения, социальной работы.

Число отраслей социологии, вычленяемых по сферам социальных отношений, тоже систематически прирастает. В настоящее время не только на Западе, но и в Казахстане начато обстоятельное социологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса, конкуренции, культурно-просветительской деятельности, что позволяет говорить о формировании новых отраслей и подотраслей социологии.

Таким образом, современная  социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Часть третья. Перспективы развития социологии

Как  отмечает А.О. Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, то есть ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.

Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в 21 веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.

Острую необходимость разработки новой базисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, –  писал он, – исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями. Одним словом, точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу, превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов”.

Так что же такое социология в контексте эволюции власти? Это наука о закономерностях управляемого взаимодействия всех социальных объектов и субъектов в их прошлом, нынешнем и предполагаемом состоянии. Имея развитый категориальный аппарат, она в состоянии создавать свою инженерию (социальные технологии), исследуя, таким образом, и грядущее.

Довольно часто говорят о какой-то особой миссии социологии по сравнению с другими отраслями знания. Я хотел бы заметить, что состояние социологии лимитировано развитием всех остальных наук и прежде всего философии. Социолог, если у него возникает потребность выйти за рамки принятой (своей) философии, вынужден создавать (искать) новую.

П. Сорокина писал о том, что в область социологии переместится огромный массив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высших животных биологические функции приобретают новый, а именно, психический характер, который их и делает объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы”.

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сначала теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

Как видим, современная социология развивается сравнительно недавно. Социология тесно связана с философией. В основе связи лежит изначальная целостность социальной мысли человечества. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз­действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов  в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным пространственно-временным границам, играть субстанциональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно – это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ­ном мире.

Заключение

Социология – наука  о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями,  между общностями  и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Нами было установлено, что понятие «социологическая теория» можно определить, как теория о социальных явлениях или обществе. Исследование вопросов связанных с обществом, актуальных для данного конкретного периода времени.

Выделяют ряд основополагающий, фундаментальный социологических теорий общества. А именно, предтавителей Западной социологической школы (Карл Маркс, Фердинанд Тённис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильфредо Парето), представители Чикагской школы социологии (Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт Парк, Уильям Огборн), представители Колумбийской школы (Пауль Лазарсфельд, Якоб Леви Морено).

Благодаря трудам этих авторов была задана динамика и направленность углубленного изучения общества и всего, что с ним происходит.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий, которые, безусловно, базируются на трудах выше перечисленных авторов. Объектом социологического познания является не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания (социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и так далее).

В настоящее время заметна тенденция расширения отраслей социологии. Это связано с распространением социологического знания по отношению к различным областям науки. Можно говорить о том, что современная  социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Дальнейшие перспективы развития социологии наблюдаются прежде в сего в том, что ею начало заниматься молодое поколение, которое вносит инновационный взгляд на проблемы и вопросы царящие в мире. Далее не стоит забывать об интенсивной деятельности, направленной на взаимообмен идеями с зарубежными странами. А также происходит углубление институционализации социологии как науки.

В тоже время важно учитывать культурно-исторические аспекты. Долгое время в обществе инициатива была под запретом, что влечет за собой феномен длительного и затруднительного процесса изменения.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в 21 веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Острая необходимость разработки новой базисной социологической теории присутствуют в работах многих авторов. «…Одним словом, точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу, превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов” (А. Зиновьев).

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сначала теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

Как видим, современная социология развивается сравнительно недавно. Социология тесно связана с философией. В основе связи лежит изначальная целостность социальной мысли человечества. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным пространственно-временным границам, играть субстанциональную роль.

Библиографический список

1. Арон Р.  Этапы развития социологической мысли.  М.:»Прогресс-Универс»,1993.

2. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин. – М., 2004.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. – М., 1994.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. М., 1998.

5. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие / А.Б. Гофман, 2-е издание. – М., 1999.

7. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М., 1995.

8. Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.С.71-119.

9. Радугин А.А. и др. Социология. С.13-40.

10. Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.

11. Соколова Г. Н.  Экономическая социология. М., 2000

12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.,1992.

13. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. М., 1998.

14. Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. М., 1996

15. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.

16. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.

17. Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник. М., 1998

18. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

19. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.