Задание №1. Педагогика

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Задачи:

  • нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;
  • изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
  • прогнозирование развития образовательных систем;
  • внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;
  • разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

ИСТОЧНИК: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika

Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.

Психология

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Объектами психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

3 стр., 1016 слов

ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...

... деятельности па другую). Темперамент сказывается на поведении ребенка, па быстроте протекания реакций, устойчивости настроений. Поэтому необходимо учитывать особенности темперамент как при обучении, так и при воспитании ... индивидуальными видами деятельности. Важная положительная особенность слабого типа, его повышенная чувствительность, что помогает школьнику в условиях правильного воспитания быстро ...

Задачи:

  • изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
  • изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
  • использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

ИСТОЧНИК: http://fictionbook.ru

Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с

Педагогическая психология

«Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между учащимися» (А.В. Петровский).

«Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).

Предмет — механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) и представляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление.

Объект педагогической психологии — человек.

Задачи педагогической психологии

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

  • раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  • определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
  • определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  • определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  • изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
  • определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  • определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
  • определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
  • разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

ИСТОЧНИК:

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... его реализации.  1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно ... предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах ...

  1. http://ladylenochka.ucoz.ru/i
  2. И.А. Зимняя ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Москва «Логос»,2003

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. Детская психология (от рождения до 17 лет);

2. Психология взрослых, зрелых возрастов;

3. Геронтология или психология пожилого возраста.

Предмет — возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Объект – закономерности развития и формирования личности.

Задачи возрастной психологии.

  • Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;
  • Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);
  • Соотношение и влияние задатков и способностей;
  • Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;
  • Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;
  • Влияние семьи на психическое развитие;
  • Проведение психодиагностической работы;
  • Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

ИСТОЧНИК: http://goleva.ucoz.ru/publ/8-1-0-43

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие,— Иркутск2000.

Социальная психология

Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов, представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Задачами социальной психологии:

1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп;

12 стр., 5928 слов

Развитие самостоятельности в процессе обучения

... и мнения вплетены в саму ткань мыслительного процесса. Без соответствующего уровня их сформированности нельзя вести речь о развитии творческого мышления, о креативности как важнейшей ... обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной ...

б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

2. Всестороннее осмысление и обобщение данных:  а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

5. Социально-психологический анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.

6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

7. Осмысление специфики функционирования социально-пси­хологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-пове­денческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.

13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

ИСТОЧНИК: http://www.piter-press.ru/attachment.php

Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. «Вестник ЛГУ», 1959,

Социальная педагогика

Социальная педагогика (А. В. Мудрик) — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитаниев контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... субъективность конкретного человека. Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на множество отдельных ...

Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий.

Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.

Задача социальной педагогики заключается в поиске методов предупреждения проблем, выявлении и обосновании путей устранения причин, порождающих эти проблемы, разработке условий и обеспечении превентивной профилактики различных негативных явлений, отклонений в поведении людей и, таким образом, в оздоровлении социальной среды.

ИСТОЧНИК:

В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

Специальная педагогика

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

«Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал в связи с этим Л.С. Выготский , «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства».

Задачи специальной педагогики:

  1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
  2. определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
  3. определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
  4. изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
  5. разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
  6. изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
  7. исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

ИСТОЧНИК: http://ru.wikipedia.org/wiki

5 стр., 2118 слов

Сегрегация и интеграция два пути развития современной специальной педагогики

... последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция ... которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным ...

А. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии DOC. Учебник. —

Специальная психология

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.

Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Зан­ков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соко­лянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.

Объект изучения специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.

Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Задачи специальной психологии:

  • раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
  • исследование закономерностей развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии;
  • изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
  • выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.

ИСТОЧНИК:

2 стр., 735 слов

Психология ребенка из неблагополучной семьи

... заявлениях типа мне скучно ,агрессивности проблема трудных подростков , речевым нарушениям инарушениям двигательных функций, девиантным отклоняющимся от нормы иделинквентным правонарушительным формам ... поведения, являющимися результатом выдавливания ребенка из семьи. Чаще всего ребенок демонстрируетдевиантные формы поведения уход из дому, бродяжничество, ...

Специальная психология — Сорокин В.М

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0001.asp

9