Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет

  • изменение поведенческих реакций ребенка,
  • расстройство сна и аппетита.

Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова).

Е.И.Морозова отмечала: ”Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка”. Интересен опыт работы по адаптации детей раннего возраста Центра ранней социализации”Зеленая дверца”, который строит свою работу на принципах, сформулированных французким врачом и психологом Француазой Дольто.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличиается на 4-5%. Результаты научных иследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% летей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Появился даже термин”адаптационной” болезни, потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.

Анализ деятельности дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:

  • воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
  • часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

19 стр., 9123 слов

Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье

... социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна; База исследования: семьи, имеющие детей с синдромом Дауна в возрасте 5- ... -педагогического сопровождения семьи - через подготовку этих детей в раннем возрасте - к совместному обучению в детских садах, ... социально-трудовой поддержки. Социально-педагогическая деятельность в период профессиональной подготовки к труду молодых людей с ограниченными ...

Разные подходы к проблеме адаптации периодически появляются на страницах книг, журналов и газет: своими результатами делятся практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Внимательно знакомясь с материалами, каждый раз убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода, зависит от ряда объективных и субъективных причин.

Цель моей работы, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, я вижу в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и струдниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловленно тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

... , как облегчить период адаптации. Целесообразно разработать для родителей памятки «первые дни ребенка в детском саду», которая станет своеобразной подсказкой для родителей детей, впервые посещающих детский сад (см. Приложение ... организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило ...

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Три фазы адаптационного процесса/

1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отддельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

Степени тяжести адаптации

Легкая степень:10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.

Средняя степень:примерно 1 месяц, может быть зоболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

22 стр., 10705 слов

Роль половозрастных и социальных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

... и социальная адаптация ребенка дошкольного возраста/ Современный детский сад.-2008.-№5.-с.36-41. 13.Лукина, Т. Ребенок идет в детский сад.: Адаптация родителей. Ребенок в детском саду.-2008 ... поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; * организация жизнедеятельности детей в период адаптации; * контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений. ...

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУи семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.

Начинать работу весной позваляет специфика нашего детского сада – большое количество желающих. Получив в марте от заведующей список детей, мы организуем “Первичное визитирование” (пр. 1) и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию (пр.3).

О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители инициативу и договариваютсяли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза (пр. 2).

Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет оссобенности семейного воспитания .

Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетироание. Анкеты родители получают зарнее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

5 стр., 2271 слов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

... возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации. ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро ... . Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53. 2. Аксарина Н ...

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию .

Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, на основе этой модели я разработала перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.

Список литературы.

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
  2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.,АСТ-ПРЕСС, 1999 .
  3. Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – N1. – с.30 – 35.

4. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М., ТЦ

Сфера, 2005.( Приложение к журналу “Управление ДОУ”).

5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004 .

6. ДороноваТ.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.

7. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.

  1. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.

9. Лютова Е.К. МонинаГ.Б. Тренинг общения с ребенком ( период раннего детства).

  1. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка — С-Петербург, Речь , 2002 .
  2. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10 – 14.

12. Метенова Н.М. Родительское собрание – Ярославль, 1999.

13. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.

  1. Психологический портрет дошкольника. — Новоуральск, 1999 .

15. Павлова Л. Раннее детство:семья или общество? / Обруч. – 1999. – N2.

1

13

6. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. –N2.

17. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб ,2003 .

18. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка – М., ТЦ Сфера ,2006 .

19. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .

20. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – N3, N4. с. 46 – 51.

21. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми — Ростов-на-Дону ,Феникс, 2006.

22. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – C — Петербург, Речь, 2005.

23. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду”– М., 2001.

Приложение 1 Памятка для педагогов

“Первичное визитирование семей будущих воспитанников”

Цель: осуществить диагностику реальных затруднений родителей в организации воспитательного процесса в домашних условиях и их участия в образовательном процессе ДОУ.

Задача: проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье.

При посещении семьи, во время беседы с родителями помните правила:

  • следует убедиться, что родители хотят, чтобы вы к ним пришли,
  • не следует приходить без предупреждения,
  • необходимо выбрать удобный день как для родителей так и для себя,
  • важно приходить в назначенный день и час, не заставлять людей ждать и менять семейные планы,
  • не нужно говорить с родителями назидательно, уместны лишь советы, предложения и пожелания,
  • с разрешения родителей можно сделать фотографии ребенка, его семьи в домашних условиях,
  • следует сохранять конфиденциальность в общении с любой информацией, которую сообщают родители.

Идя к своим будущим воспитанникам, необходимо взять:

памятку “ Я иду в детский сад”,

анкету “ Что нужно знать о ребенке, чтобы помочь ему в период адаптации к детскому саду”

анкету “Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?”(для родителей)

Примерный план проведения беседы:

  • Причины определения ребенка в ДОУ и родительские ожидания, вероятность их реализации и осознание ими того, от кого это зависит.
  • Выяснение вопроса, от кого зависит благополучие ребенка в ДОУ.
  • Обсуждение: чего опасаются родители и как они могут справиться со своей тревогой.
  • Выяснение возможностей родителей, их помощи ребенку в период адаптации.
  • Советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

В ходе беседы нужно пригласить родителей в д/сад для беседы с медицинским работником и заполнения анкеты(медицинской) на основании амбулаторной карты.

“Давайте познакомимся”

Встреча психолога с семьей.

(моменты на которые следует обратить внимание специалисту, чтобы сделать предположения об особенностях семейного воспитания)

  1. Дают ли родители ребенку время осмотреться или сразу же пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера?

2. Заботятся родители о самочувствии ребенка, находясь в кабинете?

3. Доверяют ли родители ребенку?

4. Сильно ли опекают его?

5. Жестко ли контролируют?

6 . Поддерживают детскую инициативу или подавляют?

7. Рассказывая о ребенке, говорят “мы” вместо “он”? (Например: “ Мы умеем самостоятельно одеваться ”)

8. Доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются

контролировать ситуацию общения с ним?

  1. 9. Откровенны ли родители?

10. Насколько легко вступают в контакт со специалистом? Настроены ли

на сотрудничество?

11. Вступают ли родители в конкуренцию со специалистом?

  1. Соглашаются со всем, что говорит специалист, или умеют отстаивать

свои интересы, свою точку зрения?

После непродолжительной беседы с родителями специалист переключается на общение с ребенком, наблюдая , как он адаптируется к новой ситуции. То, как ребенок ведет себя в кабинете специалиста, демострирует, в определенной мере, модель его типичного поведения при освоении нового пространства и установлении отношений с новыми для него людми. Как ребенок будет осваиваться в группе д/сада,устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.

Поэтому, диагностируя развитие социальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении особенностей его поведения и реакций, понять его проблемы, а также типичные механизмы приспособления.

Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:

  • Как он входит в кабинет: сам или его подталкивают в спину либо тянут за руку?
  • Как реагирует на незнакомого челоека и на новое помещение?
  • Проявляет ли активность, стремитсяли исследоать помещение?

О самостоятельности малыша можно судить по тому:

  • Удается ли ему занять себя?
  • Как он организует освоение нового пространства: может сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживаясь?
  • Может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия?
  • Насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать?
  • Часто ли обращается за поддержкой к родителям?

Анализируя прстейшие навыки сотрудничества, важно обратить внимание на следующие:

  • Придерживается ли ребенок общих норм и правил?
  • Как реагирует на ограничения, замечания и поощрения взрослого, на изменение тона речи взрослого?
  • Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или превликая его внимание к чему-либо?
  • Обращается ли за помощью к взрослому?
  • Каков внешний вид малыша?
  • Что можно сказать о его эмоциональности?

Диагностика развития социальных навыков малыша предполагает обеспечение его эмоциональной безопасности, установление дверительных отношеий с ним и его родителями и только затем исследование развития социальных навыков и построение гипотез о степени их разития.

Детей, контакт с которыми удается установить только через родителей, скорей всего ожидает тяжелая адаптация.

По результатам беседы с родителями и наблюдением за поведением ребенка складывается прогноз его возможной адаптации и основанная на нем гипотеза о том, как лучше организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать малыша.

Прогноз возможной степени адаптации ребенка.

1.Легкая адаптация.

Ребенок

Родители

Ребенок спокойно входит в кабинет,внимательно осматривается Смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Речь хорошо развита.

Вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке.

Настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются.

Придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрение.

Доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать.

Хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости.

Уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды.

Проявляют в общении инициативу и самостоятельность.

2.Адаптация средней тяжести.

Ребенок

Родители

Вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность спадает и ребенок может вступить в контакт по своей инициативе, развернуть игровые действия.

Речь развита как в пределах воз-

растной нормы, та и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать правила и нормы поведения (социальное эксперимен- тирование)

Часто не доверяют ребенку, пытаются его дисциплинировать , делая малышу замечания:”Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо.”

Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистм они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

3. Тяжелая адаптация.

Ребенок

Родители

Контакт удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровые действия., выглядит встревоженным, замкнутым.

О развитии речи только со слов родителей. Замечания или похвала специалиста оставляют его безучастным или пугается бежит за поддержкой к родителям.

Либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии.

Чаще это тревоженный родитель, который воспринимает встречу с психологом как экзамен.

Нуждаются в дополнительной консультации.

  1. Очень тяжелая адаптация.

Ребенок

Родители

За время первой встречи не удается установить контакт.

Находятся в слиянии с ребенком , сомневаются в том,что он сможет освоиться в д/саду.

Часто авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистом, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах.

Консультация “ Стили семейного воспитания”

Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в

условиях семьи.

Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания;

помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и

методов воспитания в семье; оказать помощь в организации

содержательной и радостной жизни ребенка.

Проводится самодиагностика. Тест “ Какой вы родитель?”

Беседа с родителями по результатам самодиагностики.

Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания.

Императивный ( авторитарный) стиль.

Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей,

жесткий контроль всех сфер жизни ребенка., подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелы чем сверстники, пользующиеся большей свободой.

Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки).

Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудноти в общении, часто сами жестоки.

Гиперопека.

Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приодит к пассивности, несамостоятельности, трудостям в общении со сверстниками.

Гипоопека.

Детям позволено делать все, их делаи никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей.Но дети должны видеть образец взрослого, отвественного поведения, на который ожно былобы ориентироваться. Такие дети становятся зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Демократический стиль.

Родители и ребенок стоят на позиции дружестенного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничествав совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость ри достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением.

Какова атмосфера вашей семьи?

В какой семье дети чувствуют себя нужными любимыми, вырастают здоровыми и умными?

Только в той семье, где:

  • принимается любое индивидуальное различие:
  • любовь выражается открыто:
  • ошибки служат для приобретения нового опыта:
  • общение откровенно и доверительно:
  • личная ответственность и честность – часть взаимоотношений.

Какой стиль воспитания преобладае в вашей семье? Почему? Какие новые слова появились в речи Вашего ребенка в последнее время?

Тест: “Какой вы родитель?”

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:

“Какой Вы родитель?”. Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детми.

N п/п

Вопросы и фразы

Баллы

1

Сколько раз тебе повторять?

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста

1

3

Не знаю, что бы я без тебя делала

1

4

И в кого ты такой уродился?

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)?

2

7

Я в твои годы!…

2

8

Ты моя опора и помощник(ца)

1

9

Ну что за друзья у тебя?

2

10

О чем ты только думаешь?

2

11

Какая(ой) ты у меня умница!

1

12

А, как ты считаешь, доченька(сынок)?

1

13

У всех дети, как дети, а ты…

2

14

Какая(ой) ты у меня сообразительная(ый)!

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

Если вы набрали 5 – 7 баллв, значит, живете с ребенком душа вдушу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подверженно влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

Анкета ‘’Что нужно знать о ребенке ?’’

Имя ________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________

Перенесенные заболевания ____________________________________________

Любимые игры ____________________________________________________

Любимые игрушки ___________________________________________________

Радуется, когда ________________________________________________________

Боится, когда ___________________________

Поведение:

Почти всегда бывает послушным_____________________________________

В равной мере бывает послушным и непослушным_________

Чаще бывает непослушным______________

Аппетит:

Ест хорошо,быстро,с аппетитом_________________________

Иногда ест хорошо, иногда плохо_______________________

Ест плохо, без аппетита___________________________

Сон:

Быстро засыпает_______________________________

Долго лежит,не засыпая______________________________________

Сон длительный, спокойный________________________

Сон кратковременный, беспокойный___________________________________________________

Агрессивность:

Часто обижает других детей, дерется_______________

Иногда бывает агрессивным______________

Спокойный,совсем не дерется______________________________________

Обидчивость:

Обидчивый___________________________________________

Совсем не обидччивый_____________________________________

Самостоятельность:

Сам одевается и раздевается_________________________

Делает что-то одно________________________________

Просит, чтобы ему помогли__________________________

Не умеет одеваться,раздеваться____________________________

Настроение:

Чаще радуется, смеется,не плачет____________________________

Часто смеется и часто плачет _______________________________________

Плаксивый, часто испытывает недовольство__________________________