Контрольная работа по дисциплине
«Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи»
Составила к.п.н., доц. Антипова Ж.В.
Контрольная работа выполняется студентами всех форм обучения в течение семестра и представляется преподавателю на проверку. Контрольная работа состоит из нескольких блоков заданий.
1 блок. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы по проблеме общего недоразвития речи. Студент должен представить на проверку не менее 5 рукописных конспектов.
2 блок. Подготовка реферата по выбранной студентом теме. Темы рефератов распределяются между студентами всей группы.
3 блок. Выполнение практических заданий 1-8 для самостоятельной работы студентов.
5 блок. Решение 68 тестовых задания.
4 блок. Практическое обследование трех детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Заполнение речевых карт. Анализ полученных данных. Логопедическое заключение. Составить индивидуальную программу коррекционно-педагогической работы с детьми.
Практические задания для самостоятельной работы студентов.
Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.
- Подготовить таблицу «Сравнительная характеристика методов психолого-педагогической диагностики и психологической диагностики».
Методы |
Психолого-педагогическая диагностика |
Психологическая диагностика |
|
|
|
- Выписать признаки понятия «симптомокомплекс» (по работам А.Р.Лурия).
- Составить таблицу «Основные критерии дифференциации умственного и речевого развития дошкольников с нарушениями речи».
Критерии |
Умственное развитие |
Речевое развитие |
|
|
|
- Составить схему критериев отбора учащихся в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Составить перечень экспериментальных методик психолого-педагогической диагностики. Дать их краткое описание.
- Подобрать материал для изучения различных аспектов психической деятельности детей разных возрастных групп с речевыми нарушениями (по 3-6 методик на каждую психическую функцию).
- Подобрать картинный материал для полного обследования речи дошкольника.
- Подобрать 3-4 варианта диагностических (речевых) карт для обследования детей разных возрастных групп.
Тематика рефератов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».
1. Психолого-педагогическая диагностика в логопедии.
2. Основные требования к средствам психолого-педагогического исследования.
3. Психодиагностические функции учителя-логопеда.
4. Параметры дизонтогенетического развития.
5. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.
6. Основные методы психолого-педагогической диагностики.
7. Наблюдение как метод исследования ребенка с речевой патологией в естественных условиях.
8. Изучение истории развития ребенка с речевой патологией.
9. Психолого-педагогический эксперимент как форма диагностического изучения детей с речевыми нарушениями.
10. Тестирование как метод психолого-педагогической диагностики.
11. Комплексный подход к оценке ребенка с нарушениями речи.
12. Системное изучение ребенка с нарушениями речи.
13. Онтогенетический и патогенетический принципы диагностики.
14. Задачи и значение дифференциальной диагностики.
15. Консультативно-диагностическая и методическая работа логопеда.
16. Наглядно-дидактические средства в диагностике.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».
- Психолого-педагогическая диагностика. Определение понятия, цель диагностики.
- Охарактеризуйте уровни психолого-педагогического диагноза.
- Назовите и раскройте основные причины возникновения потребности в диагностике.
- Назовите задачи психологической диагностики в области дефектологии.
- Охарактеризуйте принципы диагностики отклоняющегося развития.
- Охарактеризуйте взаимосвязь двух факторов (биологического и социального) в развитии нервно-психической деятельности ребенка.
- Раскройте роль анамнестических сведений в постановке диагноза.
- Расскажите о структуре и функциях коры головного мозга.
- Опишите современные психологические тесты.
- Расскажите о тестировании Э.Сегена.
- Расскажите о психологических тестах А.Бине-Симона.
- Расскажите о графическом профиле Г.И.Россолимо.
- Охарактеризуйте тесты Н.И.Озерецкого.
- Дайте характеристику основных новообразований в разные возрастные периоды.
- Охарактеризуйте новообразования в развитии психики, поведения и прямостояния у детей младенческого возраста.
- Какова роль взрослого в развитии психики ребенка?
- Какие методики можно использовать для выявления уровня развития восприятия и представлений у детей младенческого возраста.
- Какие методики можно использовать для проверки уровня развития речи у детей младенческого возраста (понимание речи, наличие указательного жеста, фиксации взора на артикуляционном аппарате и т.д.).
- Расскажите о методиках обследования восприятия у детей раннего возраста.
- Расскажите о методиках обследования наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста.
- Какие методики можно использовать для выявления уровня развития восприятия детей раннего возраста.
- Перечислите параметры оценки действий ребенка раннего возраста при психолого-педагогическом обследовании.
- Охарактеризуйте подход отечественной психологии к диагностике умственного развития детей дошкольного возраста.
- Расскажите о методиках обследования восприятия у детей дошкольного возраста. Каковы критерии оценки развития восприятия?
- Расскажите о методиках развития разных видов мышления детей дошкольного возраста.
- Какие методики используются для проверки уровня развития продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста? Каковы критерии оценки изобразительной деятельности?
- Расскажите о методиках обследования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста.
- Раскройте особенности развития речи детей в младенческом, дошкольном и школьном периодах.
- Охарактеризуйте основные причины нарушения детской речи.
- Расскажите о значении анамнестических сведений для диагностики речевых расстройств.
- Расскажите о роли социальных условий в развитии речи ребенка.
- Расскажите методику проверки состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
- Как провести обследование состояния артикуляционной моторики у детей?
- Расскажите об обследовании звуковой стороны речи.
- Как проверить лексическую сторону речи дошкольника?
- Какие приемы используются для обследования грамматического строя речи?
- Как обследовать связную речь дошкольников?
- Охарактеризуйте основные варианты логопедического заключения. Педагогический прогноз.
- Назовите основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе.
- Каковы организационно-методические особенности диагностической деятельности логопеда?
Тестовые задания по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».
Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля. Студенты заочного отделения решают тесты во время самостоятельной работы и ответы представляют преподавателю при сдаче контрольной работы.
№ 1. Подберите синонимы к слову диагностика:
- Обучение и воспитание.
- Исправление и коррекция.
- Изучение и исследование.
№ 2. Понятие «Психолого-педагогическая диагностика» это:
- Область психологической науки.
- Область специальной педагогики.
- Область естествознания.
№3. Главная функция диагностики:
- Определение речевого статуса исследуемого ребенка.
- Постановка клинического диагноза.
- Определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка.
№4. Кто из авторов разработал положения о двух направлениях в умственном развитии ребенка:
- Л.С.Выготский.
- А.Р.Лурия.
- А.В.Запорожец.
№5. По Л.С.Выготскому «зона ближайшего развития» ребенка это:
- Способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы умственных действий, перенос этих способов на другие задания.
- Запас знаний и сведений, достигнутый к настоящему моменту.
- Возрастное изменение в развитии.
№ 6. По Л.С.Выготскому «актуальный уровень» умственного развития ребенка это:
- Способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы умственных действий, перенос этих способов на другие задания.
- Запас знаний и сведений, достигнутый к настоящему моменту.
- Возрастное изменение в развитии.
№ 7. В психолого-педагогической диагностике используются следующие основные методы исследования:
- Тесты.
- Диагностический обучающий эксперимент.
- Экспериментально-психологическое исследование.
- Обследование невролога и психоневролога.
№ 8. Основные компоненты обучаемости:
- Нормальное психическое, речевое и моторное развитие.
- Активность в решении интеллектуальных задач, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу и др.
- Способность ребенка усваивать новые способы действий.
№ 9. Термин «Тест» в психологической диагностике:
- Метод исследования речи.
- Стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.
- Проверка психических функций.
№ 10. В психолого-педагогической диагностике не используется тестирование:
- Э.Сегена.
- Тест личности Э.Крепелина.
- Шкала А.Бине-Симона.
- Графический профиль Г.И.Россолимо.
- Тестирование Н.И.Озерецкого.
- Тесты Р.Е.Левиной.
- Тест М.Люшера.
№ 11. «Шкала оценки моторики» предложена:
- Э.Сегеном.
- Г.И.Россолимо.
- Н.И.Озерецким.
№ 12. В психодиагностической классификации тестов вербальные и практические тесты:
- Тесты по направленности.
- Тесты по особенностям используемых задач.
- Тесты по форме.
№ 13. В психодиагностической классификации тестов тесты интеллекта и тесты личности:
- Тесты по направленности.
- Тесты по особенностям используемых задач.
- Тесты по форме.
№ 14. В психодиагностической классификации тестов групповые и индивидуальные тесты:
- Тесты по направленности.
- Тесты по особенностям используемых задач.
- Тесты по форме.
№ 15. Обследование ребенка какого возраста включает анализ уровня развития двигательной, сенсорной сфер, особенностей манипулирования с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных особенностей, голосовой активности?
- От 1 до 2 лет.
- Первый год жизни.
- От 8 до 24 месяцев.
№ 16. При обследовании поведения и деятельности ребенка какого возраста оценивается уровень развития познавательной, эмоционально-волевой, речевой и двигательной сфер.
- От рождения до 5 лет.
- От 5 до 17 лет.
- От 1 до 5 лет.
№ 17. Основное новообразование в области умственного развития детей раннего возраста:
- Возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления.
- Возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации.
- Возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления.
№ 18. Основное новообразование в области умственного развития детей дошкольного возраста:
- Возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления.
- Возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации.
- Возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления.
№ 19. Основное новообразование в области умственного развития детей школьного возраста:
- Возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления.
- Возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации.
- Возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления.
№20. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является:
- Теменной и лобный отделы коры головного мозга.
- Подкорковые образования.
- Речевой аппарат (дыхательный, голосообразовательный, артикуляционный).
№ 21. В проводниковый отдел речедвигательного анализатора входят:
- Теменной отдел коры головного мозга.
- Три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования.
- VIII пара черепно-мозговых нервов.
№ 22. Центральное звено речедвигательного анализатора это:
- Теменной и лобный отделы коры головного мозга.
- Три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования.
- VIII пара черепно-мозговых нервов.
№ 23. Рече-языковая система включает в себя следующие уровни:
- Словарь, звукопроизношение, связная речь, грамматический строй.
- Фонетико-фонематический уровень, просодика, лексико-грамматический уровень, связная речь.
- Фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни.
№ 24. Развитие индивида в отличие от развития вида это…
- Онтогенез
- Филогенез
№ 25. Укажите возрастные границы психического онтогенеза.
- От рождения до 18 лет
- От рождения до конца жизни
- От 1 года до 10 лет
№ 26. Что такое сензитивный период речевого общения?
- Период восприятия речи.
- Период, когда на речевое развитие влияют различные вредоносные факторы окружающей среды.
- Период, характеризующийся особой чувствительностью как к восприятию речи окружающих, так и влиянию различных факторов внешней и внутренней среды.
№ 27. Укажите сензитивный период речевого развития.
- От 1 до 6 лет
- От рождения до 12 лет
- От 1 до 4 лет
№ 28. Укажите гиперсензитивные фазы на фоне всего периода развития речи.
- Момент рождения, 1,5 года, 4 года, 7 лет.
- От 1 до 1,5 лет, 2,5 – 3,5 года, 5 – 6 лет.
- От рождения до 1 года, 2 года, 3 года.
№ 29. В овладении речью главная роль принадлежит
- слуху
- гулению и лепету
- звукоподражанию
№ 30. Гуление при нормальном развитии возникает у ребенка
- к 6 месяцам
- в 3-4 месяца
- в 2-3 месяца
№ 31. Лепет при нормальном развитии возникает у ребенка
- к 6 месяцам
- в 3-4 месяца
- в 2-3 месяца
№ 32. Качество произношения звуков зависит
- от сформированности слоговой структуры слова
- от речевой среды в семье
- от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата
№ 33. Ребенок с нормальным речевым развитием начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова
- к году
- на втором году жизни
- на третьем году жизни
№ 34. Аморфные, лепетные слова появляются у ребенка с нормальным речевым развитием
- к первому году жизни
- к двум годам
- к трем годам
№ 35. Элементарная фразовая речь формируется в норме
- к двум годам
- к трем годам
- к полутора годам
№ 36. Темп речевого развития ребенка начинает отставать от нормы, если элементарная фразовая речь не формируется
- к двум годам
- к двум с половиной годам
- к трем годам
№ 37. К какому возрасту язык жестов и мимики начинает постепенно угасать, а речь становится главным средством общения ребенка со взрослыми?
- к четырем годам
- к трем годам
- к двум годам
№ 38. В какой последовательности в речи ребенка появляются звуки русского языка?
- щелевые, соноры.
- взрывные, щелевые, аффрикаты, соноры
- взрывные, аффрикаты, щелевые, «Р»
№ 39. Звуковая сторона при нормальном речевом развитии полностью формируется
- к 4-5 годам
- к 5-6 годам
- к 6-7 годам
№ 40. Ребенок с нормальным речевым развитие начинает использовать в речи предлоги и союзы
- с трех лет
- с четырех лет
- с пяти лет
№ 41. Ребенок с нормальным речевым развитием начинает использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения
- с трех лет
- с четырех лет
- с пяти лет
№ 42. Ребенок с нормальным речевым развитие полностью осваивает обиходный словарь
- к четырем годам
- к пяти годам
- к шести годам
№ 43. В норме ребенок овладевает типами склонений и спряжений
- в 4-5 лет
- в 5-6 лет
- в 6-7 лет
№ 44. Что такое контекстная речь?
- умение рассказать по картинке
- умение ответить на вопросы
- умение самостоятельно создавать текстовое сообщение, короткий рассказ
№ 45. Когда ребенок при нормальном речевом развитии начинает овладевать контекстной речью?
- к пяти годам
- к шести годам
- к семи годам
№ 46. Формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным
- к 10 годам
- к 7 годам
- к 6 годам
№ 47. При нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок направляется к:
- Неврологу.
- Ортодонту.
- Психотерапевту.
№ 48. При обследовании фонематического восприятия речи отмечается
- Темп, громкость, выразительность, четкость речи.
- Умение определять наличие заданного звука в слове.
- Умение выделять ударный гласный в начале слова.
№ 49. При обследовании произносительной стороны речи ребенка отмечается
- Особенности звукопроизношения.
- Умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов.
- Умение выделять последний звук в слове.
№ 50. При проверке готовности ребенка к звуковому анализу слова отмечается
- Особенности звукопроизношения.
- Умение выделять конечный и начальный согласный звук слова.
- Темп, громкость, выразительность речи.
№ 51. При проверке готовности ребенка к анализу звукового состава слов отмечается
- Сохранность звуко-слоговой структуры слов.
- Умение определять наличие заданного звука в слове.
- Умение выделять ударный конечный гласный.
№ 52. Изучение речевого развития можно проводить методом
- Индивидуального обследования.
- В процессе наблюдения за общением.
- Индивидуального обследования и в процессе наблюдения за общением.
№ 53. При выявлении уровня речевой коммуникации детей с ОНР дошкольного возраста выявляют особенности
- Пересказа.
- Последовательность, логичность изложения, лексико-грамматическое оформление.
- Речевого общения.
№ 54. В процессе изучения уровня связной речи используется прием
- Пересказа.
- Индивидуального обследования.
- Наблюдения.
№ 55. В процессе изучения уровня связной речи используется прием
- Рассказ по сюжетной картинке.
- Игры.
- Анализа.
№ 56. Определите правильную последовательность заданий для обследования связной речи дошкольника с ОНР по степени сложности.
- Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, сочинение рассказа на основе жизненного опыта, пересказ, составление рассказа-описания, придумывание рассказа на заданную тему.
- Пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, составление предложений по ситуационной картинке, окончание рассказа по заданному началу, составление рассказа-описания.
- Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, пересказ знакомого текста, составление рассказа по картинке или серии сюжетных картин, сочинение рассказа на основе личного опыта, составление рассказа-описания, окончание рассказа по заданному началу, придумывание рассказа на заданную тему.
№ 57. При анализе умения составлять рассказы отмечаются
- Моторные навыки.
- Самостоятельность составления текста.
- Характер деятельности ребенка.
№ 58. При анализе умения составлять рассказы отмечаются
- Последовательность изложения событий.
- Понимание содержания увиденного.
- Состояние интеллекта.
№ 59. Изучение словарного запаса предполагает выявление
- Соотношения пассивного и активного словаря.
- Правильности построения предложений.
- Умения образовывать слова при помощи приставок и суффиксов.
№ 60. Изучение словарного запаса предполагает выявление
- Умения пользоваться простыми и сложными предложениями.
- Точности использования слов.
- Самостоятельности составления рассказов.
№ 61. Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление
- Уровня сформированности словообразования и словоизменения.
- Сохранности слоговой структуры слова.
- Объема словаря.
№ 62. Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление
- Уровня владения различными типами структуры предложения.
- Точности использования слов.
- Сохранности слоговой структуры.
№ 63. Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется умение
- Образовывать слова при помощи приставок.
- Пользоваться простыми и сложными предложениями.
- Правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.
№ 64. Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется умение
- Образовывать слова при помощи суффиксов.
- Пользоваться предложно-падежными конструкциями.
- Пользоваться союзами.
№ 65. По каким параметрам выявляются синтаксические нарушения грамматической стороны речи при ОНР?
- Умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.
- Умение пользоваться предложно-падежными конструкциями.
- Умение пользоваться простыми и сложными предложениями.
№ 66. По каким параметрам выявляются синтаксические нарушения грамматической стороны речи при ОНР?
- Умение пользоваться суффиксальным способом образования слов.
- Употребление антонимов и синонимов.
- Умение пользоваться союзами.
№ 67. Сенсорная алалия трудна для разграничения с:
Задания к экзамену ППД детей с реч нар — Стр 2
- Афазией.
- Нарушением слуха.
- Мутизмом.
№ 68. Моторная алалия трудна для разграничения с:
- Сенсорной алалией.
- Нарушениями познавательной деятельности.
- РДА.
Основная литература.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.,1983.
- Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. – М., 2008.
- Гуровец Г.В. Детская невропатология. – М., 2010.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
- Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости. – М., 2000.
- Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. – М., 2008
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 2001.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 2001.
- Методы обследования нарушений речи у детей / под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2002.
- Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. – М., 1981.
- Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М., 2010.
- Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная. – М.:Академия, 2003.
- Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2004.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М., 2003.
- Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка и коррекция детей с особенностями развития. – М., 2000.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.
Дополнительная литература.
- Венгер А.А. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. – М., 1983. – Т.4.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. – М., 1971.
- Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1997.
- Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1999.
- Забрамная С.Д. Материалы для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение. – СПб, 1997.
- Логопедическое обследование ребенка / Сост. С.Е.Большакова. – М., 1995.
- Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.
- Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М. 2007.
- Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М., 2003.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. — №6.
- Методы исследования детей при отборе во вспомогательные школы / Под ред. А.Р.Лурия, В.И.Лубовского. – М., 1964.
- Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.
- Положение о республиканской и областной медико-педагогических комиссиях. – М., 1974.
- Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.