Задания к экзамену ППД детей с реч нар

Контрольная работа по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи»

Составила к.п.н., доц. Антипова Ж.В.

Контрольная работа выполняется студентами всех форм обучения в течение семестра и представляется преподавателю на проверку. Контрольная работа состоит из нескольких блоков заданий.

1 блок. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы по проблеме общего недоразвития речи. Студент должен представить на проверку не менее 5 рукописных конспектов.

2 блок. Подготовка реферата по выбранной студентом теме. Темы рефератов распределяются между студентами всей группы.

3 блок. Выполнение практических заданий 1-8 для самостоятельной работы студентов.

5 блок. Решение 68 тестовых задания.

4 блок. Практическое обследование трех детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Заполнение речевых карт. Анализ полученных данных. Логопедическое заключение. Составить индивидуальную программу коррекционно-педагогической работы с детьми.

Практические задания для самостоятельной работы студентов.

Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.

  1. Подготовить таблицу «Сравнительная характеристика методов психолого-педагогической диагностики и психологической диагностики».

Методы

Психолого-педагогическая диагностика

Психологическая диагностика

  1. Выписать признаки понятия «симптомокомплекс» (по работам А.Р.Лурия).
  2. Составить таблицу «Основные критерии дифференциации умственного и речевого развития дошкольников с нарушениями речи».

Критерии

Умственное развитие

Речевое развитие

  1. Составить схему критериев отбора учащихся в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Составить перечень экспериментальных методик психолого-педагогической диагностики. Дать их краткое описание.
  3. Подобрать материал для изучения различных аспектов психической деятельности детей разных возрастных групп с речевыми нарушениями (по 3-6 методик на каждую психическую функцию).
  4. Подобрать картинный материал для полного обследования речи дошкольника.
  5. Подобрать 3-4 варианта диагностических (речевых) карт для обследования детей разных возрастных групп.

Тематика рефератов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».

1. Психолого-педагогическая диагностика в логопедии.

2. Основные требования к средствам психолого-педагогического исследования.

3. Психодиагностические функции учителя-логопеда.

4. Параметры дизонтогенетического развития.

5. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.

6. Основные методы психолого-педагогической диагностики.

7. Наблюдение как метод исследования ребенка с речевой патологией в естественных условиях.

8. Изучение истории развития ребенка с речевой патологией.

9. Психолого-педагогический эксперимент как форма диагностического изучения детей с речевыми нарушениями.

10. Тестирование как метод психолого-педагогической диагностики.

11. Комплексный подход к оценке ребенка с нарушениями речи.

12. Системное изучение ребенка с нарушениями речи.

13. Онтогенетический и патогенетический принципы диагностики.

14. Задачи и значение дифференциальной диагностики.

15. Консультативно-диагностическая и методическая работа логопеда.

16. Наглядно-дидактические средства в диагностике.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».

  1. Психолого-педагогическая диагностика. Определение понятия, цель диагностики.
  2. Охарактеризуйте уровни психолого-педагогического диагноза.
  3. Назовите и раскройте основные причины возникновения потребности в диагностике.
  4. Назовите задачи психологической диагностики в области дефектологии.
  5. Охарактеризуйте принципы диагностики отклоняющегося развития.
  6. Охарактеризуйте взаимосвязь двух факторов (биологического и социального) в развитии нервно-психической деятельности ребенка.
  7. Раскройте роль анамнестических сведений в постановке диагноза.
  8. Расскажите о структуре и функциях коры головного мозга.
  9. Опишите современные психологические тесты.
  10. Расскажите о тестировании Э.Сегена.
  11. Расскажите о психологических тестах А.Бине-Симона.
  12. Расскажите о графическом профиле Г.И.Россолимо.
  13. Охарактеризуйте тесты Н.И.Озерецкого.
  14. Дайте характеристику основных новообразований в разные возрастные периоды.
  15. Охарактеризуйте новообразования в развитии психики, поведения и прямостояния у детей младенческого возраста.
  16. Какова роль взрослого в развитии психики ребенка?
  17. Какие методики можно использовать для выявления уровня развития восприятия и представлений у детей младенческого возраста.
  18. Какие методики можно использовать для проверки уровня развития речи у детей младенческого возраста (понимание речи, наличие указательного жеста, фиксации взора на артикуляционном аппарате и т.д.).
  19. Расскажите о методиках обследования восприятия у детей раннего возраста.
  20. Расскажите о методиках обследования наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста.
  21. Какие методики можно использовать для выявления уровня развития восприятия детей раннего возраста.
  22. Перечислите параметры оценки действий ребенка раннего возраста при психолого-педагогическом обследовании.
  23. Охарактеризуйте подход отечественной психологии к диагностике умственного развития детей дошкольного возраста.
  24. Расскажите о методиках обследования восприятия у детей дошкольного возраста. Каковы критерии оценки развития восприятия?
  25. Расскажите о методиках развития разных видов мышления детей дошкольного возраста.
  26. Какие методики используются для проверки уровня развития продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста? Каковы критерии оценки изобразительной деятельности?
  27. Расскажите о методиках обследования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста.
  28. Раскройте особенности развития речи детей в младенческом, дошкольном и школьном периодах.
  29. Охарактеризуйте основные причины нарушения детской речи.
  30. Расскажите о значении анамнестических сведений для диагностики речевых расстройств.
  31. Расскажите о роли социальных условий в развитии речи ребенка.
  32. Расскажите методику проверки состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
  33. Как провести обследование состояния артикуляционной моторики у детей?
  34. Расскажите об обследовании звуковой стороны речи.
  35. Как проверить лексическую сторону речи дошкольника?
  36. Какие приемы используются для обследования грамматического строя речи?
  37. Как обследовать связную речь дошкольников?
  38. Охарактеризуйте основные варианты логопедического заключения. Педагогический прогноз.
  39. Назовите основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе.
  40. Каковы организационно-методические особенности диагностической деятельности логопеда?

Тестовые задания по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».

Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля. Студенты заочного отделения решают тесты во время самостоятельной работы и ответы представляют преподавателю при сдаче контрольной работы.

№ 1. Подберите синонимы к слову диагностика:

  1. Обучение и воспитание.
  2. Исправление и коррекция.
  3. Изучение и исследование.

№ 2. Понятие «Психолого-педагогическая диагностика» это:

  1. Область психологической науки.
  2. Область специальной педагогики.
  3. Область естествознания.

№3. Главная функция диагностики:

  1. Определение речевого статуса исследуемого ребенка.
  2. Постановка клинического диагноза.
  3. Определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка.

№4. Кто из авторов разработал положения о двух направлениях в умственном развитии ребенка:

  1. Л.С.Выготский.
  2. А.Р.Лурия.
  3. А.В.Запорожец.

№5. По Л.С.Выготскому «зона ближайшего развития» ребенка это:

  1. Способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы умственных действий, перенос этих способов на другие задания.
  2. Запас знаний и сведений, достигнутый к настоящему моменту.
  3. Возрастное изменение в развитии.

№ 6. По Л.С.Выготскому «актуальный уровень» умственного развития ребенка это:

  1. Способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы умственных действий, перенос этих способов на другие задания.
  2. Запас знаний и сведений, достигнутый к настоящему моменту.
  3. Возрастное изменение в развитии.

№ 7. В психолого-педагогической диагностике используются следующие основные методы исследования:

  1. Тесты.
  2. Диагностический обучающий эксперимент.
  3. Экспериментально-психологическое исследование.
  4. Обследование невролога и психоневролога.

№ 8. Основные компоненты обучаемости:

  1. Нормальное психическое, речевое и моторное развитие.
  2. Активность в решении интеллектуальных задач, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу и др.
  3. Способность ребенка усваивать новые способы действий.

№ 9. Термин «Тест» в психологической диагностике:

  1. Метод исследования речи.
  2. Стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.
  3. Проверка психических функций.

№ 10. В психолого-педагогической диагностике не используется тестирование:

  1. Э.Сегена.
  2. Тест личности Э.Крепелина.
  3. Шкала А.Бине-Симона.
  4. Графический профиль Г.И.Россолимо.
  5. Тестирование Н.И.Озерецкого.
  6. Тесты Р.Е.Левиной.
  7. Тест М.Люшера.

№ 11. «Шкала оценки моторики» предложена:

  1. Э.Сегеном.
  2. Г.И.Россолимо.
  3. Н.И.Озерецким.

№ 12. В психодиагностической классификации тестов вербальные и практические тесты:

  1. Тесты по направленности.
  2. Тесты по особенностям используемых задач.
  3. Тесты по форме.

№ 13. В психодиагностической классификации тестов тесты интеллекта и тесты личности:

  1. Тесты по направленности.
  2. Тесты по особенностям используемых задач.
  3. Тесты по форме.

№ 14. В психодиагностической классификации тестов групповые и индивидуальные тесты:

  1. Тесты по направленности.
  2. Тесты по особенностям используемых задач.
  3. Тесты по форме.

№ 15. Обследование ребенка какого возраста включает анализ уровня развития двигательной, сенсорной сфер, особенностей манипулирования с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных особенностей, голосовой активности?

  1. От 1 до 2 лет.
  2. Первый год жизни.
  3. От 8 до 24 месяцев.

№ 16. При обследовании поведения и деятельности ребенка какого возраста оценивается уровень развития познавательной, эмоционально-волевой, речевой и двигательной сфер.

  1. От рождения до 5 лет.
  2. От 5 до 17 лет.
  3. От 1 до 5 лет.

№ 17. Основное новообразование в области умственного развития детей раннего возраста:

  1. Возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления.
  2. Возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации.
  3. Возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления.

№ 18. Основное новообразование в области умственного развития детей дошкольного возраста:

  1. Возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления.
  2. Возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации.
  3. Возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления.

№ 19. Основное новообразование в области умственного развития детей школьного возраста:

  1. Возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления.
  2. Возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации.
  3. Возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления.

№20. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является:

  1. Теменной и лобный отделы коры головного мозга.
  2. Подкорковые образования.
  3. Речевой аппарат (дыхательный, голосообразовательный, артикуляционный).

№ 21. В проводниковый отдел речедвигательного анализатора входят:

  1. Теменной отдел коры головного мозга.
  2. Три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования.
  3. VIII пара черепно-мозговых нервов.

№ 22. Центральное звено речедвигательного анализатора это:

  1. Теменной и лобный отделы коры головного мозга.
  2. Три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования.
  3. VIII пара черепно-мозговых нервов.

№ 23. Рече-языковая система включает в себя следующие уровни:

  1. Словарь, звукопроизношение, связная речь, грамматический строй.
  2. Фонетико-фонематический уровень, просодика, лексико-грамматический уровень, связная речь.
  3. Фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни.

№ 24. Развитие индивида в отличие от развития вида это…

  1. Онтогенез
  2. Филогенез

№ 25. Укажите возрастные границы психического онтогенеза.

  1. От рождения до 18 лет
  2. От рождения до конца жизни
  3. От 1 года до 10 лет

№ 26. Что такое сензитивный период речевого общения?

  1. Период восприятия речи.
  2. Период, когда на речевое развитие влияют различные вредоносные факторы окружающей среды.
  3. Период, характеризующийся особой чувствительностью как к восприятию речи окружающих, так и влиянию различных факторов внешней и внутренней среды.

№ 27. Укажите сензитивный период речевого развития.

  1. От 1 до 6 лет
  2. От рождения до 12 лет
  3. От 1 до 4 лет

№ 28. Укажите гиперсензитивные фазы на фоне всего периода развития речи.

  1. Момент рождения, 1,5 года, 4 года, 7 лет.
  2. От 1 до 1,5 лет, 2,5 – 3,5 года, 5 – 6 лет.
  3. От рождения до 1 года, 2 года, 3 года.

№ 29. В овладении речью главная роль принадлежит

  1. слуху
  2. гулению и лепету
  3. звукоподражанию

№ 30. Гуление при нормальном развитии возникает у ребенка

  1. к 6 месяцам
  2. в 3-4 месяца
  3. в 2-3 месяца

№ 31. Лепет при нормальном развитии возникает у ребенка

  1. к 6 месяцам
  2. в 3-4 месяца
  3. в 2-3 месяца

№ 32. Качество произношения звуков зависит

  1. от сформированности слоговой структуры слова
  2. от речевой среды в семье
  3. от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата

№ 33. Ребенок с нормальным речевым развитием начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова

  1. к году
  2. на втором году жизни
  3. на третьем году жизни

№ 34. Аморфные, лепетные слова появляются у ребенка с нормальным речевым развитием

  1. к первому году жизни
  2. к двум годам
  3. к трем годам

№ 35. Элементарная фразовая речь формируется в норме

  1. к двум годам
  2. к трем годам
  3. к полутора годам

№ 36. Темп речевого развития ребенка начинает отставать от нормы, если элементарная фразовая речь не формируется

  1. к двум годам
  2. к двум с половиной годам
  3. к трем годам

№ 37. К какому возрасту язык жестов и мимики начинает постепенно угасать, а речь становится главным средством общения ребенка со взрослыми?

  1. к четырем годам
  2. к трем годам
  3. к двум годам

№ 38. В какой последовательности в речи ребенка появляются звуки русского языка?

  1. щелевые, соноры.
  2. взрывные, щелевые, аффрикаты, соноры
  3. взрывные, аффрикаты, щелевые, «Р»

№ 39. Звуковая сторона при нормальном речевом развитии полностью формируется

  1. к 4-5 годам
  2. к 5-6 годам
  3. к 6-7 годам

№ 40. Ребенок с нормальным речевым развитие начинает использовать в речи предлоги и союзы

  1. с трех лет
  2. с четырех лет
  3. с пяти лет

№ 41. Ребенок с нормальным речевым развитием начинает использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения

  1. с трех лет
  2. с четырех лет
  3. с пяти лет

№ 42. Ребенок с нормальным речевым развитие полностью осваивает обиходный словарь

  1. к четырем годам
  2. к пяти годам
  3. к шести годам

№ 43. В норме ребенок овладевает типами склонений и спряжений

  1. в 4-5 лет
  2. в 5-6 лет
  3. в 6-7 лет

№ 44. Что такое контекстная речь?

  1. умение рассказать по картинке
  2. умение ответить на вопросы
  3. умение самостоятельно создавать текстовое сообщение, короткий рассказ

№ 45. Когда ребенок при нормальном речевом развитии начинает овладевать контекстной речью?

  1. к пяти годам
  2. к шести годам
  3. к семи годам

№ 46. Формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным

  1. к 10 годам
  2. к 7 годам
  3. к 6 годам

№ 47. При нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок направляется к:

  1. Неврологу.
  2. Ортодонту.
  3. Психотерапевту.

№ 48. При обследовании фонематического восприятия речи отмечается

  1. Темп, громкость, выразительность, четкость речи.
  2. Умение определять наличие заданного звука в слове.
  3. Умение выделять ударный гласный в начале слова.

№ 49. При обследовании произносительной стороны речи ребенка отмечается

  1. Особенности звукопроизношения.
  2. Умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов.
  3. Умение выделять последний звук в слове.

№ 50. При проверке готовности ребенка к звуковому анализу слова отмечается

  1. Особенности звукопроизношения.
  2. Умение выделять конечный и начальный согласный звук слова.
  3. Темп, громкость, выразительность речи.

№ 51. При проверке готовности ребенка к анализу звукового состава слов отмечается

  1. Сохранность звуко-слоговой структуры слов.
  2. Умение определять наличие заданного звука в слове.
  3. Умение выделять ударный конечный гласный.

№ 52. Изучение речевого развития можно проводить методом

  1. Индивидуального обследования.
  2. В процессе наблюдения за общением.
  3. Индивидуального обследования и в процессе наблюдения за общением.

№ 53. При выявлении уровня речевой коммуникации детей с ОНР дошкольного возраста выявляют особенности

  1. Пересказа.
  2. Последовательность, логичность изложения, лексико-грамматическое оформление.
  3. Речевого общения.

№ 54. В процессе изучения уровня связной речи используется прием

  1. Пересказа.
  2. Индивидуального обследования.
  3. Наблюдения.

№ 55. В процессе изучения уровня связной речи используется прием

  1. Рассказ по сюжетной картинке.
  2. Игры.
  3. Анализа.

№ 56. Определите правильную последовательность заданий для обследования связной речи дошкольника с ОНР по степени сложности.

  1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, сочинение рассказа на основе жизненного опыта, пересказ, составление рассказа-описания, придумывание рассказа на заданную тему.
  2. Пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, составление предложений по ситуационной картинке, окончание рассказа по заданному началу, составление рассказа-описания.
  3. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, пересказ знакомого текста, составление рассказа по картинке или серии сюжетных картин, сочинение рассказа на основе личного опыта, составление рассказа-описания, окончание рассказа по заданному началу, придумывание рассказа на заданную тему.

№ 57. При анализе умения составлять рассказы отмечаются

  1. Моторные навыки.
  2. Самостоятельность составления текста.
  3. Характер деятельности ребенка.

№ 58. При анализе умения составлять рассказы отмечаются

  1. Последовательность изложения событий.
  2. Понимание содержания увиденного.
  3. Состояние интеллекта.

№ 59. Изучение словарного запаса предполагает выявление

  1. Соотношения пассивного и активного словаря.
  2. Правильности построения предложений.
  3. Умения образовывать слова при помощи приставок и суффиксов.

№ 60. Изучение словарного запаса предполагает выявление

  1. Умения пользоваться простыми и сложными предложениями.
  2. Точности использования слов.
  3. Самостоятельности составления рассказов.

№ 61. Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление

  1. Уровня сформированности словообразования и словоизменения.
  2. Сохранности слоговой структуры слова.
  3. Объема словаря.

№ 62. Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление

  1. Уровня владения различными типами структуры предложения.
  2. Точности использования слов.
  3. Сохранности слоговой структуры.

№ 63. Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется умение

  1. Образовывать слова при помощи приставок.
  2. Пользоваться простыми и сложными предложениями.
  3. Правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.

№ 64. Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется умение

  1. Образовывать слова при помощи суффиксов.
  2. Пользоваться предложно-падежными конструкциями.
  3. Пользоваться союзами.

№ 65. По каким параметрам выявляются синтаксические нарушения грамматической стороны речи при ОНР?

  1. Умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.
  2. Умение пользоваться предложно-падежными конструкциями.
  3. Умение пользоваться простыми и сложными предложениями.

№ 66. По каким параметрам выявляются синтаксические нарушения грамматической стороны речи при ОНР?

  1. Умение пользоваться суффиксальным способом образования слов.
  2. Употребление антонимов и синонимов.
  3. Умение пользоваться союзами.

№ 67. Сенсорная алалия трудна для разграничения с:

Задания к экзамену ППД детей с реч нар — Стр 2

  1. Афазией.
  2. Нарушением слуха.
  3. Мутизмом.

№ 68. Моторная алалия трудна для разграничения с:

  1. Сенсорной алалией.
  2. Нарушениями познавательной деятельности.
  3. РДА.

Основная литература.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.,1983.
  2. Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. – М., 2008.
  3. Гуровец Г.В. Детская невропатология. – М., 2010.
  4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
  5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  6. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости. – М., 2000.
  7. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. – М., 2008
  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 2001.
  9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  10. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 2001.
  11. Методы обследования нарушений речи у детей / под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2002.
  12. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. – М., 1981.
  13. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М., 2010.
  14. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная. – М.:Академия, 2003.
  15. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2004.
  16. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М., 2003.
  17. Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка и коррекция детей с особенностями развития. – М., 2000.
  18. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001
  19. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

Дополнительная литература.

  1. Венгер А.А. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
  2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. – М., 1983. – Т.4.
  4. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.
  5. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. – М., 1971.
  6. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1997.
  7. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1999.
  8. Забрамная С.Д. Материалы для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.
  9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение. – СПб, 1997.
  10. Логопедическое обследование ребенка / Сост. С.Е.Большакова. – М., 1995.
  11. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.
  12. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М. 2007.
  13. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М., 2003.
  14. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. — №6.
  15. Методы исследования детей при отборе во вспомогательные школы / Под ред. А.Р.Лурия, В.И.Лубовского. – М., 1964.
  16. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.
  17. Положение о республиканской и областной медико-педагогических комиссиях. – М., 1974.
  18. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.