Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся

Вопросы для обсуждения

  1. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Феномены педагогического взаимодействия.

  2. Понятие о педагогическом общении. Классификация стилей педагогического общения.
  3. Условия успешности педагогического общения.
  4. Коммуникативная культура педагога.
  5. Педагогический конфликт

Практические задания

  1. Выполнение индивидуальных заданий: этюды-ситуации общения педагога и студентов. Определение наиболее целесообразной и комфортной дистанции взаимодействия; местоположения партнеров; «территория» общения; жесты, пластика, передвижение педагога по аудитории и т.д., в соответствии с целью общения, особенностями партнеров (педагога и студентов).

  2. Анализ конфликтной ситуации «педагог – ученик».

Вспомните ситуацию из своей практики, когда вы столкнулись с манерой общения (поведения), которая не отвечает вашим представлениям о том, как должен разговаривать (вести себя) воспитанный человек. Попробуйте применить следующие приемы.

— Найдите положительные стороны личности того, кто вызывает у вас антипатию. Попытайтесь встать на его место и понять причины, побудившие этого человека вести себя подобным образом.

— Найдите то, с чем вы можете согласиться, те точки зрения, которые могут вас объединить с этим человеком.

— Определите, с чем в его поведении вы категорически не согласны, какие его привычки или убеждения вы не можете принять ни при каких обстоятельствах.

— Попытайтесь «один на один» сказать человеку о том, что вы одобряете и принимаете и с чем вы не согласны.

— Попытайтесь представить себе, что этот человек уже изменился в желаемую для вас сторону; ведите себя по отношению к нему так, как будто он уже стал другим. В этом случае может сработать эффект внушения: человек неосознанно буде подстраиваться под те позитивные ожидания, которые вы по отношению к нему демонстрируете.

Самое главное: признайте право на существование иной точки зрения или манеры поведения, с которой вы не согласны.

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.

    21 стр., 10003 слов

    Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы ...

    ... организации учебно-воспитательного процесса, эмоциональным фоном, сопровождающим обучение, т. Е. стилем общения педагога с детьми. Педагогическому общению посвятили свои работы западные ученые - Н. Фландерс, Э. Стоунс, К. Роджерс ... г. Нижнекамска. В состав испытуемых вошли дети 2 класса в количестве 48 человек и 8 учителей начальной школы. Структура курсовой работы состоит из введения, двух ...

  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987

3. Кукушин. В.С. Оганесова Т.Х. Педагогическая деятельность и общение. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

5. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя, М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998, — 79./1/с.

6. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М.: 2008. – 336с.

7. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.

Практическое занятие № 2 Теоретические и методологические проблемы педагогики

Вопросы для обсуждения

1. Предмет педагогики. Педагогика — как система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке.

2. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований. Методологические принципы психолого-педагогических исследований.

3. Система категорий современной педагогики.

4. Теоретические методы психолого-педагогических исследований.

5. Экспериментальные методы психолого-педагогических исследований.

Практические задания

1. Прочитайте следующие высказывания:

— К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»;

— П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика — наукой или искусством?

2. Определите, в какую группу полностью включены основные методы научно-педагогических исследований.

1) Обобщение опыта, тестирование, анкетирование, моделирование, алгоритмирование, изучение уровня воспитанности учащихся.

2) Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение документации, тестирование, анкетирование, изучение результатов детского творчества, математические методы, интервьюирование.

9 стр., 4341 слов

1.Педагогика как наука. Общее понятие

... и целенаправленного исследо- вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле- жат ... как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, ...

3) Анализ, синтез, дедукция, эксперимент, социометрические измерения, анкетирование.

4) Беседы, лабораторные работы, упражнения, изучение документации, анкетирование, анализ.

3. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования:

дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;

педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;

классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;

на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев?

4. Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический ма­териал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»

Будут ли данные, полученные студенткой, достовер­ными? Какое необходимое условие было нарушено сту­денткой?

5. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения.

— К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать …; ис­ходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осу­ществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ре­бенок … об истинных целях наблюдения; наблюдение долж­но проводиться ….

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. — М.: Педагогика. 1988.

3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: СП61У, 1992.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение. 1990.

5.Проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. — М.: Педагогика, 1985.

7. Никитин А.Р. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. — М., 1993.

8. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ. 1990.

9. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург. 1995. — 224 с.

16 стр., 7720 слов

2. Реформаторская педагогика (новое воспитание)

... «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаи­мосвязанных принципа обучения и воспитания -природосообраз­ности икультуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угларазвивающе-воспитательное ... и фундаментальных усло­вий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым, педагог в ...

10. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989.

Практическое занятие № 3 Проблемы теории воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Сущность процесса воспитания и его закономерности. Проблема принципов воспитания в различных теоретических концепциях.

2. Проблема методов воспитания, их место в воспитательной системе, психолого-педагогические требования к их использованию.

3. Проблема коллектива и личности в педагогике. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.

4. Проблемы нравственного воспитания. Концепции нравственного развития личности.

5. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.

Практические задания

1. Написать письмо, содержащее поддержку, сочувствие, понимание, совет ребенку, который попал в трудную ситуацию или находится в ситуации нравственного выбора. Варианты могут быть следующие:

письмо ребенку, которого отвергают в классе;

письмо ребенку, у которого не складываются отношения с родителями (или с учителями);

письмо девочке, которая считает себя некрасивой;

письмо ребенку, которому родители по каким-то своим соображениям запрещают дружить с тем, с кем он хочет;

письмо ребенку, который пользуется уважением в классе, но отвергается детьми во дворе и т.п.

2. Проанализируйте ситуации с точки зрения применения воспитательных методов.

А) В V классе пришел новый учитель — словесник Петр Сергеевич. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.

Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали».

Петр Сергеевич не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Б) «Спустя месяц после начала занятий в классе, где Олегу Сергеевичу была предназначена роль классного руководителя, вполне проявились лица всех тридцати его подопечных. Еще через месяц за лицами стали открываться повадки, а за ними угадываться и первые очертания характера.

Кто-то из девятиклассников посматривал на молодого учителя с опаской, кто-то — с расположенностью, а были и такие, что и вовсе, кажется, никак не смотрели или уж поглядывали, но настолько тусклыми, равнодушными глазами, что вынуждали Олега надолго задумываться: что в этом — равнодушие к его химии или к нему самому?

Конечно, его радовали, а если начистоту, то и вдохновляли, подкрепляли дух те несколько человек из класса, которые выказывали готовность слушать, размышлять над его вопросами, отвечать, живые, открытые, деятельные — Оля и Марина, Сережка, Федор, Мишка Елисеев. К ним Олег и обращался чаще всего, им и поручал демонстрацию опытов, их и посылал с поручениями.

10 стр., 4749 слов

Объект, предмет и структура педагогической науки. Внедрение достижений ...

... Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Цельпедагогической науки – открытие объективных закономерностей обучения и воспитания в ... и служащую достижению целей обучения. Концепция – система взглядов на какую-либо проблему, основная идея, ведущий замысел. Концепция обучения – система взглядов отдельного ...

И каково же было ему в самом начале второго полугодия услышать за своей спиной:

Любимчиков развел и думает, что это ему пройдет?

Фраза эта вдруг словно обожгла Олега Сергеевича Коровина, классного руководителя девятого «А». Вот уж что он ставил себе законом: не позволять никаких предпочтений в оценках и отношениях — ни под каким видом и никогда! И на тебе…

1.-Что ты сказала? — резко обернувшись, громко спросил он, еще и не зная толком, к кому обращается. Сказала, видимо, Соня Великанова, но именно она тут же сделала большие глаза и удивленно пожала плечами.

Кто что сказал? Когда? Где? — загалдели, обступая Олега, его девятиклассники.— А подать его, такого-сякого, сюда!

Олег остановил этот галдеж и твердо и спокойно, насколько мог, сказал, что трусость и клевета—это две равные составляющие подлости.

2. Он сдержался, не остановился, не обернулся, прошел сквозь ребят, словно и не слыша тех слов. А через день он говорил с ребятами на классном часе о том, что с двенадцати лет решил — станет учителем, и с той же поры знал, что никогда в жизни не допустит, чтобы у него когда-нибудь объявились в школе любимчики. Он может по-разному относиться к людям в душе, но в классе ко всем — только с равной справедливостью.

3. Олег не остановился, не заговорил с ребятами ни сразу, ни позже. Он задумался о том, что действия его, продиктованные одними соображениями, могут всегда быть истолкованы иначе, с других позиций, с другими мерками. И, видимо, стоит и ему, не торопясь, посмотреть на них с другой стороны. Только тогда может возникнуть база для выводов. Только тогда».

На какой из приведенных альтернатив остановились бы вы? Может быть, у вас есть свое решение?

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск. 1990.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1998.

15 стр., 7309 слов

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

... выбрать следующую тему настоящего исследования: «Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте». Проблема исследования: определить организационно-методические условия комплексного использования средств ... не загромождать уроки большим количеством пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. В практике обучения применение наглядных ...

3. Воспитательная система школы, проблемы и поиски / Составл. Н.Л.Селиванова. — М.: Знания, 1989.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М.: Пед. общ-во России, 1998.

5. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

6. Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М.: Новая школа, 1996.

8. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990.

9. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. — М., 2010.

10. Сухомлинский В.А. Избр. собр. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979.

11. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первые шаги // Авторские школы. — М.,1991.

12. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., 1997.

13. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

14. Щуркова Н.Е. Технология воспитательного процесса. — М., 1991.

15. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация).

— М.: Новая школа, 1996.

Практическое занятие № 4 Проблемы теории обучения

Вопросы для обсуждения

1. Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.

2. Сущность и закономерности процесса обучения.

3. Принципы обучения как структурные элементы целостного педагогического процесса.

4. Классификация методов обучения. Психолого-педагогические основы использования методов обучения.

5. Проблемы форм обучения. Проблемное обучение и границы его применения.

6. Проблемы развития учебной мотивации.

Практические задания

1. Дискуссия — Разные подходы к обучению (с заданными позициями групп).

Позиции групп:

1-я группа —с мотивацией на традиционное обучение,

2-я группа —с мотивацией на гуманистическое обучение.

Темы для обсуждения:

—психологический климат в классе;

—сотрудничество;

—мотивация к учению;

—установки учителя;

—личностный рост учащихся и учителя.

2. О каких принципах обучения идет речь в приведенных высказываниях?

a) Не начинать учить ребенка раньше, чем он созрел.

б) Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе. (К.Д.Ушинский).

в) Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято. (Я.А.Коменский).

г) Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. Мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий. (Я.А.Коменский).

д) Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту. (Я.А.Коменский).

е) Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования. (А.Дистервег).

6 стр., 2831 слов

3993 Д Развитие познавательной активности младших школьников ...

... познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте». Цель исследования – теоретически определить и эмпирически оценить эффективность путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся младших классов в период ...

3. Проанализируйте педагогические ситуации с точки зрения реализации дидактических принципов.

Ситуация 1. На уроке математики в 7 классе изучали тему «Площадь треугольника». Учительница широко использовала наглядные пособия, побуждала учеников к самостоятельным суждениям, к пониманию сущности площади треугольника через измерение площади параллелограмма, было решено несколько задач. Учительница показала, как важно владеть этими умениями для решения ряда вопросов на производстве, в сельском хозяйстве. Урок прошел интересно, при высокой умственной активности учащихся.

Ситуация 2. Учительница математики к каждой теме готовила систему заданий на карточках для самостоятельных работ учащихся. Как правило, они были трех категорий: повышенной, средней и заниженной трудности. Она раздавала задания ученикам с учетом их умственных возможностей. Иногда отдельные ученики жаловались: «Вы некоторым ребятам даете легкие задания, а нам все тяжелые». Для проведения контрольных работ для всех учеников предлагались задания одного уровня трудности.

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

1. Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1982.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика. 1990.

3. Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990.

4. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. — М.: Педагогика. 1989.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа. 1990.

6. Гатальский В.Д. Предметность обучения как проблема дидактики: методологический анализ. // Педагогика – 2012. — № 6. С. -18.

Практическое занятие № 5 Урок – основная форма организации обучения в современной системе образования.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о форме организации обучения.

  2. Понятие об уроке. Основные требования к современному уроку.
  3. Проблема типологии уроков в современной дидактике.
  4. Урок как целостная система. Структура урока.
  5. Подготовка учителя к уроку и её этапы.
  6. Анализ и самооценка урока.

Практические задания

1. Назовите основные признаки урока как формы обучения. Из приведенных ответов выберите один правильный, доказав ошибочность остальных.

А) Уроком называется такая организационная форма обучения, при которой учитель ведет занятия в классной комнате с постоянным составом учащихся, которые имеют примерно одинаковый уровень физического и умственного развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту.

3 стр., 1490 слов

Тема 15. Особенности типологии, видов и структуры уроков предметно-практического ...

... проекты «Образование». Competentum, 2008г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Быкова Л.М.Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. - М., 1989. Вопросы обучения и воспитания ... урока: Тема урока. Обоснование правильности выбора темы. Место данного урока в системе уроков по теме. Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи. Обоснование правильности поставленных целей урока. Оборудование урока ...

Б) Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием, выход знаний в практику.

В) Для урока характерны следующие признаки: руководящая роль учителя в учебном процессе, наличие расписания, осуществление связи обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.

2. Подготовьте разработку плана урока на свободную тему по вашему направлению подготовки.

Схема плана-конспекта урока

Тема :_______________________________________________________________________

Цель:________________________________________________________________________

обучающая(какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование)________________________________________________________________

развивающая(какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат)_________________________

воспитывающая( какие качества личности формируются)________________________

Тип урока:___________________________________________________________________

Методы :____________________________________________________________________

Оборудование;________________________________________________________________

Последовательность этапов урока :

Организационный, проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, всесторонняя проверка знаний, информация о дом. задании.

Содержательная часть урока:

Этап урока. Время. Что делают ученики, что делает учитель. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.

Самоанализ урока

Класс___________________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________

Тип урока и его структура__________________________________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).

Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, обосновать показатели реальности урока.

Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

13 стр., 6393 слов

Место и роль "психологической педагогики" в системе ...

... Б.Г. Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область знания, которая «... заняла определенное место между психологией и педагогикой стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, ... этапе педагогическая психология все более дифференцируется на психологию высшей школы — высшего образования (Н.В. Кузьмина (1972 г.), М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович (1978 г., ...

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?

Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Наметить перспективы своей деятельности.

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  4. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

1. Булатова О. С. Искусство современного урока. М.: 2008 г., 256 с.

2. Гурин Ю. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. Издательство: Речь, Сфера, 2010 г. 160 с.

3. Ермолаева М. Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. М.: 2008 г., 160 с.

4. Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1985.

5. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого? – М., 1991.

Практическое занятие № 6 Контроль в процессе обучения

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о педагогическом контроле; сущность контроля обучения как обязательного компонента педагогического процесса

  2. Функции и виды педагогического контроля
  3. Основные требования к практической организации контроля в процессе обучения
  4. Методы и формы контроля обучения, их классификация
  5. Оценка знаний учащихся, ее функции; показатели сформированности знаний, умений и навыков у учащихся

Практические задания

  1. Установите соответствие методов контроля.

А) – устный;

Б) – практический;

В) – письменный;

Г) – графический;

Д) – машинный, программированный.

1) Компьютерная программа. 2) Индивидуальный опрос. 3.) Дикиант. 4) Схемы. 5) Опыты. 6) Решение задач, примеров. 7) Перфокарты. 8) Таблицы. 9) Графические опоры. 10) Сочинение. 11) Практические работы. 12) Изложение. 13) Фронтальный опрос. 14) Беседа. 15) Изготовление изделий. 16) Карточки с печатной основой. 17) Трудовые операции.

2. Познакомьтесь с несколькими развернутыми оценочными суждениями учителя.

А) «Ясно, что ты можешь прочесть это стихотворение выразительно, эмоционально. Мне понравилось, как ты начал его читать: медленно, все более усиливая в голосе горесть и гнев, выговаривая каждое слово с подтекстом. Все это было хорошо. Однако мы ведь договорились: в конце лучше выразить только гнев… Вот какую схему начертили мы на доске для этой части. Пожалуйста, обдумай эту часть в соответствии со схемой и через некоторое время прочти нам стихотворение снова. Согласен?»

Б) «Я внимательно ознакомился с твоим сочинением, прочел его несколько раз. Оно интересно написано. Но ты меня огорчил своей небрежностью: ты плохо пишешь некоторые буквы! Еще немного усилий, и ты сможешь овладеть нормальной каллиграфией. Тогда твое сочинение будет читаться легко, и читатель не упустит ни одну твою мысль, так как не будет задерживаться и раздражаться из-за твоего искаженного почерка… Может, ты хочешь переписать его?»

В) «Как мы и договорились, я не вмешивался, пока ты решал пример на доске и объяснял действия. Теперь ты сам видишь, что результат неправильный. Посмотри, эти действия (педагог указывает на определенные места в примере) ты выполнил и объяснил неверно. Приятно было тебя слушать, как ты рассуждал. А вот здесь (указывает) ты ошибся… Повтори, пожалуйста, как ты доказывал это действие (ученик повторяет)… Обоснование неправильное… Что же ты предпочитаешь: объяснить тебе суть ошибки, или ты сам разберешься?»

— Какие задачи ставит перед собой педагог, развертывая таким образом свои оценочные суждения?

— Почему каждое оценочное суждение заканчивается обращением к ученику, направленным на исправление недочета или ошибки?

— Проанализируйте каждое оценочное суждение и ответьте на вопросы: «Как строит оценочное суждение учитель? Какую структуру они имеют?

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  4. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.

  2. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980.
  3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избран. психол. труды. – М., 1980. – Т. 2.
  4. Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьников. Издательство: КАРО, 2008 г., 144 стр.
  5. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М.: 2002.
  6. Хуторский, А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. – СПб: Питер, 2001.

Практическое занятие № 7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Вопросы для обсуждения

  1. Семья как общечеловеческая ценность и социокультурный институт; типы семей, социальные функции семьи.

  2. Понятие о семейном воспитании, его особенности; воспитательный потенциал семьи.
  3. Принципы воспитания в семье.
  4. Отец и мать как воспитатели.
  5. Правовые основы современного семейного воспитания.

Практические задания

1. Студенты делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается отдельное задание:

— сформулировать 5 утверждений, характеризующих авторитетный стиль родительского поведения;

— сформулировать 5 утверждений, характеризующих авторитарный стиль родительского поведения;

— сформулировать 5 утверждений, характеризующих либеральный стиль родительского поведения;

— сформулировать 5 утверждений, характеризующих индифферентный стиль родительского поведения.

Затем всей группой утверждения анализируются, при необходимости редактируются или заменяются другими, более удачными формулировками, и составляется общий опросник, способствующий определению

стиля родительского поведения.

2. Проанализируйте педагогические ситуации

А) Второклассник Володя запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу: «Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?» «Нет,— сухо ответил отец,— видишь, я занят». Тогда пусть мама идет»,— добивался сын. «Маме тоже некогда, пусть пенсионеры работают, у них много свободного времени»,— ответил отец и продолжал чтение газеты. Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил: «Ну что, придет твой папа?» «Нет,— ответил робким голосом Володя,— ему некогда».

К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?

Б) Второклассница Аня под руководством учительницы тайно готовила маме подарок ко дню 8 Марта: вышивала салфетку. В день праздника девочка с волнением поздравила маму и преподнесла ей самодельный подарок. Мать равнодушно приняла салфетку, Аня огорчилась.

— Какова роль самодельных игрушек, поделок в воспитании трудолюбия, нравственных качеств личности?

— Какую ошибку допустила мать Ани, принимая от дочери подарок?

— Как бы вы поступили на месте Аниной мамы?

В) Первоклассник Коля по заданию учительницы делал скворечник. Мальчик был поглощен работой, несколько раз собирал и разбирал домик, и когда, наконец, остался, удовлетворен своей работой, обратился к отцу: «Посмотри, папа, какой скворечник получился!» Отец оценивающе осмотрел его и сказал: «А твоего домика скворцы не испугаются?» «Почему?» — недоумевая, спросил Коля. «Да руки у тебя — крюки, простого не мог сделать по-человечески»,— с укором сказал отец. Когда через некоторое время отец предложил сыну установить скворечник на дереве, тот равнодушно сказал: «А- я его разломал и выбросил».

— Какое важное качество личности проявилось у Коли в процессе работы над скворечником?

— Чувствовал ли отец внутреннее состояние сына, его настроение, когда мальчик обратился к нему за оценкой своей работы?

— Как бы поступили вы в данном случае?

Г) На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спе шат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына…

К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?

3. Подготовьте аргументы, свидетельствующие а) в пользу введения Ювенальной Юстиции в России, б) против введения Ювенальной Юстиции в России.

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М., 1993.

  2. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М., 1992.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.
  4. Игнатова И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком // Воспитание школьников. – 2008. — № 1. – С. 22-28.
  5. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика.– 2005. — № 9. с.3
  6. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. – М., 1990.
  7. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.
  8. Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.
  9. Медведева И. Я., Шишова Т. А. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
  10. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981.
  11. Сабитова Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы. – Педагогика. – 2007. — № 3. – С. 15-22.
  12. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. – М., 1986.
  13. Вопросы ювенальной юстиции (журнал).

    http://juvenjust.org/

  14. Ювенальная юстиция

Практическое занятие № 8 Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования

Вопросы для обсуждения

1. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры; структурные компоненты содержания образования.

2. Проблемы содержания образования. Концепции многоуровнего и непрерывного образования.

3. Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты.

4. Понятие об учебном плане, его типы.

5. Понятие об учебной программе, ее виды; структура учебной программы, способы ее построения.

Практические задания

1. На официальном сайте КемГуки ознакомьтесь с содержанием основных образовательных программ (набор 2006-2010гг. и набор с 2011г.) по направлению вашей подготовки. Сравните стандарты 2-го и 3-его поколений и подготовьте развернутый ответ о структуре и содержании программ по направлению вашей подготовки.

2. Выберите правильный ответ.

1) Что вы понимаете под содержанием образования?

А) Содержание образования – это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучение и указание тем, разделов.

Б) Под содержанием образования следует понимать такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребностей.

В) Содержание образования – это система знаний, умений, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

С) Правильного ответа нет.

2) Что представляет собой учебная программа?

А) Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета на каждой ступени обучения.

Б) В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов курса.

В) Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе, количество часов на их изучение.

3) Что представляет собой учебный план?

А) Учебный план – это сертификат, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года.

Б) Учебный план определяет количество учебных предметов, а также содержание материала по каждому учебному предмету.

В) В учебном плане раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул

Список основной литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 апреля 2008 года) [Текст]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 64 с. – (Кодексы и законы России).

  2. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
  3. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . — Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

  1. Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика. – 2003. –№ 10. – С. 35-40.

  2. Иванова Е. О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Допредметное содержание образования как объект конструирования // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 17-23.
  3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 13-19.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 3 – 19.
  5. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 31-38.
  6. Педагогика: учеб. / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.
  7. Перминова Л. М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 95-102.
  8. Радугин А. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Центр, 2002.