ПЗ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ (1, 2 курс)

Практические занятия, самостоятельная работа студентов к курсу «Теория воспитания»

Составлено для студентов 1 (ФГОС ППО), 2 курсов 2012 г.

Преподаватель: Михайлова Арина Евгеньевна

Практическое занятие 2 (после пед. бестселлера)

Воспитание как общественное явление и как процесс

Семинар.(2 часа)

Подготовка

1.Составить педагогический словарь-кластер: основные понятия в теории воспитания.

2. На примере текстов худож. литературы (2-3 источника); периодики подготовиться к доказательствам устно:

Доказательство 1. Воспитание как процесс присвоения общественных ценностей и социальных норм. Воспитание как формирование системы отношений.

Доказательство 2. Воспитание есть важнейший процесс в жизни человека.

Доказательство 3. Характеристику факторов и условий воспитания очень важно учитывать в процессе и результате воспитания. Педагогические ценности и воспитание.

Практическое занятие 3, 4

Тема: Базовые теории и модели воспитания и развития личности

Примерное содержание темы:

Природа человека как основа воспитания. Базовые теории воспитания. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно–социальной (интегративной) концепции воспитания. Современные концепции воспитания. Системный подход в педагогической теории и практике.

Семинар.(4 часа), см. дополнительно ниже: самост. работа студентов (под заголовком: обратите внимание – это интересно)

Работа в творческих группах (до 3х человек)

Презентации по воспитательным (широко известным, авторским, классическим и современным) системам воспитания детей дошкольного, младшего школьного возраста, психолого-педагогической коррекции (тренинги, воспитывающие ситуации, другое)

Подготовка

1. Письменно: Составить картотеку «Педагогические воспитательные системы для современной практики воспитания дошкольников, младших школьников» не менее 10 источников (автор, воспитательная система, источник).

19 стр., 9227 слов

Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов

... Именно поэтому самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейшая составляющая их познавательной учебной деятельности, мощный резерв повышения качества образования, усиления эффективности учебно-воспитательного процесса. В педагогической теории и практике ...

2. Подготовиться к обсуждению: Личностно-ориентированная модель воспитания. Традиционная модель воспитания. Социально–адаптирующие модели воспитания. Педоцентрическая модель воспитания. Диалоговая модель воспитания.

Практическое занятие 5

Особенности воспитательного процесса

Тема: Воспитание как целенаправленный процесс

Примерное содержание темы

Цели воспитания. Источники формирования целей воспитания. Проектирование целей. Содержательные характеристики целей воспитания. Экспертиза воспитательных целей. Критерии оценки результата воспитательного процесса.

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Вопросы к обсуждению:

Записи в тетради:

  • Исторический характер целей воспитания (примеры из разных источников: учебники, другое).
  • Цели и задачи гуманистического воспитания.
  • Составные части развитой личности, базовая культура личности.

Практическое занятие 6

Тема: Методы воспитания

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Подготовиться к контрольному блиц-опросу по методам воспитания

Вопросы к обсуждению:

Работа с учебниками разные подходы к классификации методов воспитания:

  • Понятие о методах воспитания.
  • Методы убеждений.
  • Методы упражнений (приучений).
  • Методы стимулирования деятельности.
  • Методы самовоспитания.

Практическое занятие 7

Тема: Содержание воспитательного процесса

Примерное содержание темы

Понятие «содержание воспитательного процесса». Структура содержания воспитания. Источники и универсальные единицы содержания воспитания. Уровни представления содержания воспитания. Построение содержания воспитательной деятельности. Национальное своеобразие воспитания.

Семинар.(2 часа)

Подготовка

  1. Портфолио по теории воспитания: интернет-ресурсы, источники (со сносками на ресурс): Программа воспитания в воспитательном процессе.
  2. Обсуждаем:

Возрастные модификации программ воспитания?

Сферы воспитания как понятие?

Воспитанность как продукт программного воспитания. Что такое воспитанность?

Диагностики воспитанности?

Практическое занятие 8

Тема: Мировоззрение

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Изучить вопрос самостоятельно и подготовиться к сообщениям и обсуждению:

1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения. 3. Процесс формирования мировоззрения.

Практическое занятие 9

12 стр., 5630 слов

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника 2

... очной) форме обучения. Из них: 36 часов - аудиторные занятия, из которых 18 часов – лекции, 18 часов – семинары, 36 часов – самостоятельная работа. Работа слушателей по изучению дисциплины складывается из ... психологии и философии. Иметь навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы; подготовки рефератов и устных сообщений по философии и методологии науки, проблемам ...

Тема: Коллектив и личность (тема проверяется письменно)

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Изучить вопрос самостоятельно, материалы в портфолио по плану: 1. Понятие о коллективе. 2. Стадии развития коллектива. 3. Структура детского коллектива. 4. Принципы развития коллектива. 5. Развитие личности в коллективе. 6. Методика воспитательной работы.

Практическое занятие 9, 10

Методика воспитательной работы в классе начальной школы

Семинар.(4 часа)

Подготовка

В портфолио

1.Разработать КТД, классный час, проект, воспитывающую беседу, родительское собрание по проблемам воспитания, воспитательное мероприятие любого другого методического содержания. 1 мероприятие на защиту (можно в группах на 2х человек).

2. Разработать план воспитательной работы в классе.

Литература 1. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 1. Теория воспитания: (конспект лекций).

Майкоп, 1998. 2. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. Процесс воспитания. М., 1999. 3. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000. 5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004. 6. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4-е. М.: Академия, 2008. 7. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. М.: Академия, 2007. 8. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 9. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4-е. М.: Академия, 2008. 10. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004.

11. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. М., 1996. 12. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

Самостоятельная работа студентов САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Задание: ознакомиться с темой Трудовое воспитание План: 1. Сущность трудового воспитания. 2. Педагогические условия и правила организации детского труда. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2. Задание: ознакомиться с темой Физическое воспитание План: 1. Понятие физического воспитания. 2. Организация физического воспитания в школе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3. Задание: ознакомиться с темой Детская игра План: 1. Особенности детской игры. 2. Игры с правилами. Дидактическая игра. 3. Игрушка. 4. Влияние игры на умственное развитие ребенка. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4. Задание: ознакомиться с темой Учитель-воспитатель, классный руководитель План: 1. Деятельность учителя-воспитателя. 2. Основные задачи и функции педагогической деятельности. 3. Основные направления педагогической деятельности в начальных классах. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5. Задание: ознакомиться с темой Реформа образования в России САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 6. Задание: ознакомиться с темой Аксиологический подход к воспитанию План: 1. Понятие аксиологического подхода к воспитанию. 2. Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания. 3. Общечеловеческие ценности в структуре образовательных программ. 4. Ценностные основания личности. 5. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 7. Задание: ознакомиться с темой Личностно-ориентированное воспитание План: 1. Парадигма личностно-ориентированного воспитания. 2. Цель и задачи личностно-ориентированного воспитания. 3. Принципы личностно-ориентированного воспитания. 4. Содержание личностно-ориентированного воспитания. 5. Базовая культура личности: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 8. Задание: ознакомиться с темой Воспитание как фактор развития личности План: 1. Сущность воспитания и его место в системе факторов развития личности. 2. Личность ребенка как субъект и объект воспитания. 3. Самовоспитание личности. 4. Различные подходы в организации воспитания (личностный, индивидуальный, деятельностный, системный).

10 стр., 4746 слов

Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

... воспитание школа методика воспитанность Составьте словарик основных понятий социальной педагогики, используя различные учебные пособия: социализация, воспитание, социальное воспитание, принцип социального воспитания, воспитательная организация, воспитательная ... составляющую работы школы (организация опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся). Имплицитная концепция воспитания (Дж. ...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 9. Задание: ознакомиться с темой Педагогика сотрудничества План: 1. Педагогика сотрудничества – эффективная модель современной начальной школы. 2. Идеи педагогики сотрудничества 3. Основные направления педагогической деятельности в начальных классах.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Основная литература

  1. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно–социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. – изд. 2–е, стер. – М.: Академия , 2008. – 235 с.
  2. Педагогика: учебник /Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008. – 428 с.
  3. Педагогика: учебное пособие / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – изд. 8-е, стер. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

  1. дополнительная литература

  1. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В .А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – М.: Просвещение, 2006. – 332 с.
  2. Головнева, Е. В Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М : Высш. шк. 2006. – 318 с.
  3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой – М. : Просвещение, 1998. – 336 с.
  4. Караковский, В. А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – изд. 2–е, доп. и перераб. –М. : Педагогическое общество России, 2000. – 253 с.
  5. Классному руководителю о воспитательной системе класса : метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
  6. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие для педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Изд. 2–е., перераб. и доп.–Ростов–на–Дону : МарТ, 2004. – 348 с.
  7. Методика воспитательной работы. / Л. А. Байкова и др. – М.: Просвещение, 2005. – 143 с.
  8. Организация воспитательной работы в школе : пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г. С. Семенов; ред. Л. В. Кузнецова. –М. : Школьная Пресса, 2004. – 158 с.
  9. Смирнов С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова; Под ред. С. А. Смирнова. –изд. 4–е, испр .– М. : Академия, 2007. – 512 с.
  10. Педагогика : учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский [и др.] ; Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.
  11. Печатникова, Л. Б. Образовательное путешествие: им может стать любой поход, экспедиция, экскурсия, если грамотно их спланировать, организовать и провести / Л. Б. Печатникова, Е. В. Соколова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 30 с.
  12. Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : Сфера, 2001. – 127 с.
  13. Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе : пособие для зам. директора школы по воспитанию и кл. руководителей / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. – М. : Педагогический поиск, 2008. – 160 с.
  14. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс = Процесс воспитания : в 2 книгах : учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС. –. Кн. 2 : Процесс воспитания. – 2006. – 255 с.
  15. Поляков, С. Д. Технологии воспитания.: учебно–методическое пособие / С. Д. Поляков. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
  16. Психология и педагогика: для студентов вузов / В. М. Богаров [и др.]. – Изд. 3–е. – Ростов–на Дону: Феникс, 2006. – 248 с.
  17. Работа с родителями : пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова [и др.] ; под общ. ред. : М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 479 с.
  18. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания : / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; Под ред. В. М. Коротова. – М. : Педагогика, 1989. – 319 с.
  19. Родительские собрания : пособие для классных руководителей / Сост. Г. С. Семенов; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  20. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – 3–е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 335 с.
  21. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе: Учебно–методическое пособие / В. П. Сергеева. – изд. 2–е, испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 191 с.
  22. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – изд. 4–е, стереотип. – М. : Академия, 2006. – 477 с.
  23. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – изд. 4–е, стереотип.–М. : Академия, 2005. – 566 с.
  24. Степанов, В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе: учебно–методическое пособие / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская ; РАО. – М.: изд-во МПСИ, 2000. – 140 с.
  25. Стефановская, Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности : учебное пособие для вузов / Т. А. Стефановская. – М. : Академия, 2006. – 190 с.
  26. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно–воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. – Изд. 2–е. – М. : Просвещение, 1979. – 395 с.
  27. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Изд. 5–е. – Киев : Радянська школа, 1974. – 286 с.
  28. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: (методика воспитательной работы) / В. А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангуловой. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 237 с.
  29. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 190 с.
  30. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский; Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская ; АПН СССР. – М. : Педагогика. Т. 3. – 1981. – 639 с.
  31. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания : коллективная монография / ред. А. В. Перцев.–Екатеринбург : Полиграфист. Вып. 16. – 2006. – 189 с.
  32. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / Сост. и отв. редактор Э. Д. Днепров. – М. : УРАО, 2002. – 592 с.
  33. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов .– 4–е изд., перераб. и доп. – М : Гардарики, 2005. – 573 с.
  34. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова; Под ред. А. В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 268 с.
  35. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие / М. И. Шилова. МОПО РФ; СОРАО; КГПУ. – Красноярск, 1998. – 194 с.
  36. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. – М.: изд-во Университета Российской Академии Образования, 1999. – 103 с.
  37. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания.: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366 с.
  38. Щуркова, Н. Е. Школа и семья: Педагогический альянс / Н. Е. Щуркова. –М.: Педагогическое общество России, 2004. – 110 с.
  39. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: Рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России,2001. – 94 с.
  40. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 56 с.

Обратите внимание – это интересно…

Для самостоятельной работы студентам, которым стала интересна дисциплина «Теория воспитания»

2.3.Теория воспитания к ПЗ 3, 4

Современные концепции и системы воспитания. Цель, принципы, содержание, методы, формы воспитания. Воспитание как процесс. Результат процесса воспитания. Среда и пространство воспитания. Воспитательная деятельность педагога. Воспитательная система как социальное явление и контекст реализации воспитательной деятельности.

  • Выявить сущность теоцентрической, рациоцентрической, антрополцентрической (Н.Ф. Голованова) парадигм.
  • Изучить сущность концепций бихевиористической, когнитивистской, деятельностной, культурологической, гуманистической концепций воспитания.

Самостоятельно изучить тему, используя следующие пособия.

1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с. Разд. III. Гл. 1.

2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 208 с.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. Разд. III. Гл. 16.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Процесс воспитания. 256 с. Ч. 3. Тема 1. С. 5-21.

5.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. Гл. 1. § 4.

6.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с. Гл. 1.

  • Подготовить ответы на следующие вопросы:
  • В чем заключается сущность воспитания?
  • Какова логика воспитательного процесса?
  • Каковы движущие силы процесса воспитания?
  • Каково место воспитания в целостной структуре образовательного процесса?

2.4.Принципы воспитания

Закономерность, закон, принцип воспитания, правила воспитания. Роль принципа воспитания в педагогической системе. Взаимосвязь категорий цель воспитания и принципы воспитания.

Выписать номенклатуру принципов воспитания, привести примеры правил, соблюдения которых требует реализация данного принципа.

Подготовиться к обсуждению следующих вопросов на семинаре:

  1. Характеристика требований, предъявляемых к принципам.

  2. Конкретизация принципа в правилах воспитания.
  3. Единство и взаимосвязь принципов.

Определить соблюдение или нарушение принципов воспитания в ситуациях, описывающих фрагмент педагогического процесса.

Опираясь на учебники педагогики рассмотреть основные принципы воспитания (общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий); указать на какие закономерности (устойчивые взаимосвязи) опирается данный принцип и благодаря реализации каких правил реализуется каждый из принципов.

2.5.Теория целостного педагогического процесса.

Образование как целостный педагогический процесс. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Понятие о педагогическом взаимодействии. Движущие силы педагогического процесса. Функции педагогического процесса.

Обучение и воспитание в педагогическом процессе. Понятие о принципах педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса. Принципы ориентации педагогического процесса. Принципы управления деятельностью воспитанников.

Используя пособие В.А. Сластёнина и др. «Педагогика»

  • Раскрыть противоречивую диалектическую природу педагогических явлений.
  • Раскрыть основные функции педагогического процесса.
  • Указать, что означает «закономерность» в педагогике?
  • Дать характеристику основных принципов организации и руководства целостным педагогическим процессом.

Самостоятельно изучить тему, опираясь на пособие В.А. Сластёнина и др. «Педагогика» и пособие И.П. Подласого «Педагогика» Кн.1. Используя пособие И.П. Подласого «Педагогика» (ч.I и II), сделать сравнительный анализ закономерностей процесса обучения и воспитания.

2.7.Аксиологические основы образования

Интересы, ценности, ценностные ориентации учащихся, их учет и развитие в целостном педагогическом процессе. Цель как системообразующий компонент педагогической системы. Социо-культурный контекст формирования цели воспитания. Целеполагание в педагогическом процессе.

Используя словари (не менее 2-х), Интернет-ресурсы, предложенные книги, выписать в собственный словарь педагогических терминов определения основных понятий по изучаемой теме.

Объединиться в 11 микрогрупп (в пары или тройки), каждая группа проводит исследование (2 методики) в школе: первая микрогруппа ‑ в 1-м классе, вторая – во 2-м классе и т.д. до 11-го.

Цель ‑ изучить характер цен-ностных ориентаций подростков;

  • определить уровень сформи-рованности нравственных чувств, потребностей, идеалов;
  • наметить пути взаимодействия учителя и воспитанников с учетом полученных данных.

1. Опросник

Написать 10 ответов на 2 вопроса:

  1. Что я больше всего люблю?

  2. Что я ненавижу?

При анализе ответов обращать внимание:

– на какой вопрос будет больше всего ответов (позитивное/негативное восприятие мира),

– каковы интересы, взгляды ребят;

‑ есть ли различия в ответах девочек и мальчиков;

‑ можно ли судить об их ценностных ориентация?.

2. «Фантастический выбор»

Ребята, вы верите в чудеса? (Да-нет).

(Тем не менее…) представьте, вам повезло! Вам встретился волшебник и отдал волшебную палочку, которая может (или Вы поймали золотую рыбку, которая готова) выполнить 3 самых удивительный, самых невероятных желания. Запишите, пожалуйста, эти 3 главных желания.

Сгруппировать ответы детей (с учетом отличий в ответах девочек и мальчиков).

Сделать вывод об интересах, ценностях учащихся.

Самостоятельно изучить тему, опираясь на книги и Интернет-ресурсы:

  • Воспитательная деятельность педагога/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Изд.центр «Академия», 2005. Гл.5.1.
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2003.
  • Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971.
  • http://ps:webzone.ru

2.8.Коммуникативно-деятельностные основы образования

Воспитательная деятельность педагога: основные понятия, природа и механизмы воспитательной деятельности, диапазон современной воспитательной деятельности. Обучение как вид педагогической деятельности: сущность и механизмы, проектирование обучающей деятельности, стратегии обучения. Общение в деятельности педагога: сущность, этапы, условия эффективности.

  1. Объединиться в 2 группы – «Деятельность» и «Общение»,

  2. Прочитать, законспектировать предложенную литературу, быть готовыми отвечать на вопросы по своей теме,
  3. Подготовить 6–8 вопросов для противоположной группы по их теме,

Литература (где не указаны страницы – просмотреть всю книгу, выписать главное) :

  1. Воспитательная деятельность педагога/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластёнина, и И.А. Клесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987.
  3. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. М., 1986, с.7 – 16, 75 – 91
  5. Маркова, А.К. Психология труда учителя. – М., 1992, с.11 – 18
  6. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004.
  7. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. с. 15- 29, 35 – 43.

Самостоятельно изучить основные вопросы по теме, прочитать, законспектировать предложенную литературу. Кратко (схематично) представить основные идеи в форме 2-х опорных конспектов: «Деятельность» и «Общение» (каждый – на лист А4).

В опорный конспект включить не менее 7 блоков информации (например, определение понятия, структура и т.п.).

Литература (где не указаны страницы – просмотреть всю книгу, выписать главное) :

  1. Воспитательная деятельность педагога/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластёнина, и И.А. Клесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987.
  3. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. М., 1986, с.7 – 16, 75 – 91
  5. Маркова, А.К. Психология труда учителя. – М., 1992, с.11 – 18
  6. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004.
  7. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. с. 15- 29, 35 – 43.

2.9.Возрастосообразность педагогического процесса

Принципы природосообразности и учета возрастных особенностей в педагогике. Классификации возрастных периодов, предлагаемые разными научными школами и ихарактеристика детей разного возраста (основные физиологические характеристики, основные психологические новообразования, ведущая деятельность, авторитетное лицо, ценностные приоритеты, преобладающая мотивация учения, типичные проблемы, эффективные способы воспитательной работы. Приоритеты педагогической деятельности, особенности общения и организаторской деятельности, форм учебной и внеучебной работы в работе учителя с учащимися разного возраста.

  • Подготовиться к ответу на вопросы:
  • Каковы возрастные особенности детей младшего школьного, подросткового, юношеского возраста?
  • Каковы цели, содержание, формы, оптимальный стиль деятельности и общения в работе с детьми разного младшего школьного, подросткового, юношеского возраста?
  • Объединиться в 3 группы («Малыш», «Юноша», «Подросток»), подготовить по 5 фрагментов из художественных произведений, описывающих особенности детей выбранной возрастной группы в педагогическом процессе, быть готовым прокомментировать фрагменты.
  • Подготовиться анализу фрагментов, подготовленных другими группами, с точки зрения возрастных особенностей и требований к организации педагогического процесса.
    • Самостоятельно изучить основные вопросы по теме, прочитать, законспектировать предложенную литературу:
  • Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2003.
  • Переходный возраст. — Минск: Красико-Принт, 2003.
    • Подготовить таблицу, в которой
  1. младший школьный,

  2. младший подростковый,
  3. средний подростковый,
  4. старший подростковый,
  5. юношеский возраст

охарактеризованы по параметрам:

  1. границы возрастного периода,

  2. основные физиологические характеристики,
  3. основные психологические новообразования,
  4. ведущая деятельность,
  5. кто является авторитетом,
  6. ценностные приоритеты,
  7. преобладающая мотивация учения,
  8. типичные проблемы,
  9. эффективные способы воспита-тельной работы.

2.10.Компетентностный подход к построению педагогического процесса

Компетентность как способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетенции, как внуьтренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. Сущностные признаки компетентности. Ключевые компетентности (информационная, коммуникативная, деятельностная, личностная, гражданская), базовые, специальные.

  • Изучить сущность основных понятий по теме.
  • Определить границы проявления ключевых компетенций для учащихся начальной, неполной средней, полной средней школы.
  • Подготовить ответ на вопросы:
  • Как меняется деятельность учителя-предметника, опирающегося на компетентностный подход?
  • Как меняется деятельность классного руководителя, опирающегося на компетентностный подход?

Изучить сущность основных понятий, используя предложенную литературу:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2003.
  • Педагогика: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2004.
  • Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. — 4-е изд./ Под ред. В.А. Сластенина и др. — М.: Школьная Пресса, 2004.

ПЗ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ (1, 2 курс) — Стр 2