Концепции одарённости и её развития

23

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

ВОПРОСЫ К ЭКЗМЕНУ

ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЁННОСТИ»

для студентов III курса стационара

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Специальность

«Дошкольное образование. Практическая психология»

Преподаватель:

Синюк Д.Э.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Предмет психологии одарённых детей

Понятие об одарённости. Психология одарённого ребёнка в системе психологических знаний. Внутренний мир «чудо-детей» и их деятельность как основной предмет психологии одарённого ребёнка. Связь психологии одарённых детей с другими отраслями психологической науки (дифференциальной, детской психологией, психологией развития, социальной психологии детства, педагогической психологией и др.) педагогикой, генетикой и другими науками. Гуманизация образовательно-воспитательного процесса и психологии одарённости. Проблемы психологии одарённого ребёнка. Теоретическое и практическое значение исследований в области психологии одарённых детей.

История изучения проблемы одарённости. Этапы исследования проблем одарённости отечественными и зарубежными психологами. (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В. Штерн, А. Бине и Т. Симон и др.).

Основные современные зарубежные концепции одарённости. (Дж. Рензули, Ф. Монкса, К. Хемлера и др.).

Концептуальные подходы к проблеме одарённости в исследованиях психологов ближнего зарубежья (А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.).

Основные концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития.

Особенности развития одарённых детей

Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и средовой детерминации развития человека. Задатки как врождённая биологическая основа способностей. Современные представления о природных предпосылках одаренности.

13 стр., 6447 слов

Проблема способностей и одаренности у детей

... такими действиями. 2. Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в ...

Склонность как важный фактор развития способностей и одаренности. Основополагающее значение активности человека и возможности ее регуляции для одаренности. Склонность к труду как фактор одаренности (Н.С. Лейтес, А.В. Запорожец и др.)

Влияние средовых факторов на развитие одаренного ребенка. Макросреда и одаренность. Влияние культурно-исторических условий на проявление и развитие способностей и одаренности. Возможные воздействия личностной микросреды на развитие одаренного дошкольника, младшего школьника, подростка. Социализация и детская одаренность. Влияние личностных качеств на проявление и развитие одаренности. Роль жизненного пути человека в проявлении и развитии его способностей и одаренности.

Проблема развития одарённых детей. Понятие о психическом развитии. Проявление общих закономерностей и механизмов развития в развитии психики одарённого ребёнка. Формы проявления одарённости в раннем и дошкольном детстве, школьные годы. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в психике одарённых и талантливых детей. Гетерохрония и диссинхрония как характерные особенности развития одарённых детей. Общее и специфическое в развитии когнитивной сферы одарённого ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей.

Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ребёнка любимыми занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребёнка, творческое развитие его личности. Широта личной системы ценностей, обострённое чувство справедливости, отсутствие терпеливости, тенденция к независимости и реактивности, чувство юмора как типичные для одарённого ребёнка качества. Особенности развития самооценки и «Я-концепции» одарённых и талантливых детей. Физические качества одарённых детей.

Одарённый ребёнок в системе межличностных отношений в группе детского сада, в школьном классе. Адаптация одарённого ребёнка к детскому саду и школе, к интернату для одарённых детей. Психологический анализ материалов лонгитюдных исследований развития «чудо-детей».

Виды одарённости

Умственно одарённые дети. Понятие об умственной одарённости. Природа умственной одарённости. Симптоматика умственной одарённости. Ненасыщаемость познавательной активности, постановка вопросов, открытость, интерес к новому, необычному, любознательность, раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, острота наблюдений и её продуктивность, быстрое схватывание отношений на основе анализа и синтеза в опыте реального восприятия как проявление умственной одарённости ребёнка.

Креативность как универсальная познавательная творческая способность. Её место в психологической структуре одарённости. Основные параметры креативности. Креативность и возраст. Возраст 3–5 лет как наиболее сензитивный для развития креативности. Проявление креативности в творчестве дошкольника. Креативность и социализация. Проблемы личностного развития интеллектуальных вундеркиндов в разные периоды детства. Проявление умственной одарённости у детей с физическими недостатками.

5 стр., 2353 слов

Определение понятий одаренность и одаренный ребенок

... очевидной для педагога. В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер в общении, ... проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлечённый техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально ...

Биографические и автобиографические материалы о жизнедеятельности талантливых учёных, исследователей в детские годы. Психологические портреты современных интеллектуальных вундеркиндов. Диагностика умственной одарённости детей и подростков. Изучение умственно одарённных детей педагогом (воспитателем, учителем).

Одарённые к искусству дети. Возрастная сензитивность и художественная одарённость. Разновидности одарённости к искусству, проявляемые в детстве и подростковом возрасте.

Природа художественной одарённости. Феноменология одарённости к искусствам. Чувство целого как феномен художественной одарённости. Проявление чувства целого у художественно-одарённых детей. Специфичность взаимосвязи целостности восприятия и мировосприятие с чувством целого у художественно одарённого ребёнка.

Аконстантность как феномен художественной одарённости. Проявление и развитие способности видения явления как неповторимых моментов у детей, одарённых к искусству. Спаянность образа, переживания и выражения как значимая детерминанта «выпуклости» художественно-психических состояний, острой и тонкой реактивности в отношении скрытого смысла пластической выразительности всякого движения.

Синтетическое развитие художественного таланта как наиболее соответствующее его природе.

Художественно-изобразительная одарённость детей. Понятия о художественно-изобразительной одарённости детей. Проявление и развитие структурных компонентов художественно-изобразительной одарённости в дошкольном и младшем школьном возрасте («острота видения», целостное ясное восприятие, зрительная память, координация руки и глаза, точные и согласованные движения рук, яркое воображение и др.).

Симптоматика художественно-изобразительной одарённости. Взгляд на ребёнка как прирождённого художника; причины обуславливающие его. Глубокое сопричастное отношение к конкретным предметам и миру в целом как важное условие успеха в изобразительном творчестве. Предпосылки такого отношения к окружающему у дошкольников и младших школьников. Отношение к цвету детей с художественно-изобразительной одарённостью. Цветовой образ в детском изобразительном творчестве. Особенности воображения детей-художников. Проявление внутреннего мира одарённого ребёнка в его изобразительном творчестве. Индивидуально-типологические и тендерные различия в изобразительном творчестве одарённых и талантливых дошкольников и младших школьников. Угасание художественно-изобразительного творчества в подростковом возрасте; его причины. Особенности проявления художественно-изобразительной одарённости у подростков и старшеклассников.

Психологические портреты одарённых к изобразительному искусству детей и анализ продуктов их творческой деятельности.

Музыкально одарённые дети. Понятие «музыкальная одарённость». Многозначность понятия «музыкальная одарённость» как отражение природы одарённости, со свойственными её динамичностью, характером становления, многомерностью. Слуховое ощущение, движение и звуковой результат как психологически единое у музыкально одарённых детей. Соотношение музыкальной одарённости и музыкальных способностей. Структура музыкальных способностей. Эмоциональный компонент музыкального слуха (ладовое чувство) как ядро музыкальности (по Б.М. Теплову).

7 стр., 3238 слов

ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ...

... проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность ... вкуса у детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности Объект исследования - дети младшего ...

Возраст с 2 — 2,5 до 11 — 13 лет как период сензитивный для развития музыкальных способностей и музыкальной одарённости. Возрастные особенности музыкальной одарённости. Проявление и развитие музыкальных способностей в раннем и дошкольном возрасте в разных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, танцы, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах и др.).

Тесная взаимосвязь экспрессивной и музыкальной реакции как характерная особенность детей на ранних этапах психофизического развития. Основные этапы музыкального развития. Критические периоды и кризисы в развитии музыкальной одарённости детей и подростков Психологические портреты музыкально одарённых детей. Биографические и автобиографические данные жизнедеятельности известных музыкантов в детские годы.

Литературно одарённые дети. Понятия о способностях к литературному творчеству и одарённости в данной сфере. Структура литературных способностей. Сопричастность с окружающим миром, преодолевающая раздельность человека с ним как психологическая основа литературно-творческих способностей. Влияние «языкового чутья», богатства словаря на продуктивность литературного творчества. Эстетическая позиция и её роль в литературном творчестве. Художественное воображение как значимый компонент литературных способностей.

Возрастная сензитивность и способности к литературному творчеству. Старший подростковый и юношеский возраст как сензитивный период к литературному творчеству. Симптоматика литературных способностей и одарённости в области литературного творчества в подростковом и старшем школьных возрастах. Словесное творчество детей в дошкольном возрасте. Специфика проявления литературных способностей и одарённости в дошкольном возрасте. Игра и литературное творчество ребёнка. Проявление тендерных и индивидуально-типологических различий в продуктах литературного творчества одарённых и талантливых детей. Психологические портреты литературно одарённых детей и подростков. Биографические и автобиографические материалы о жизнедеятельности талантливых поэтов и писателей в детские годы. Проявление способностей и одарённости к другим видам художественной деятельности (театральной, конструктивной, дизайну и др.).

Диагностика художественно одарённых детей и подростков.

Психомоторная одарённость детей. Понятие о психомоторной одарённости. Природа психомоторной одарённости. Симптоматика психомоторной одарённости. Генетические и физиологические критерии психомоторной одарённости. Проявление «чувства целого» у моторно одарённых взрослых и детей. Превалирование телесно-кинестетического интеллекта как характерная особенность моторно одарённых взрослых и детей. Проявление телесно-кинестетического интеллекта в деятельности и поведении моторно одарённых детей и подростков. Воображение и креативность в двигательной активности моторно одарённых детей. Относительно высокий уровень саморегуляции двигательной активности как типичное явление для моторно одарённых детей в разных видах двигательной активности. Мотивация двигательной активности моторно одарённых детей. Значение волевых качеств в развитии двигательных способностей и психомоторной одарённости. Типичные формы и способы самовыражения моторно одарённых детей. Личностные проблемы детей с психомоторной одарённостью. Тендерные различия и психомоторная одарённость. Возрастная сензитивноность и психомоторная одарённость. Проявление психомоторной одарённости в раннем и дошкольном возрасте. Игра и психомоторная одарённость дошкольника. Проявление и развитие психомоторной одарённости в младшем школьном и подростковом возрастах. Диагностика психомоторной одарённости ребёнка. Её основные принципы; комплексно-типологический подход к диагностике моторной одарённости детей. Психологические портреты моторно одарённых детей.

Социально одарённые дети. Понятие о социальной одарённости. Природа социальной (коммуникативной, лидерской) одарённости. Основные структурные компоненты социальной одарённости. Симптоматика социальной одарённости. Характерные черты одарённых в социальной сфере людей. Проявление социальной одарённости в дошкольном и младшем школьном возрастах. Яркая выраженность интереса к людям, потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками; проявление активности, инициативности во взаимодействии как типичные качества социально одарённых детей. Особенности взаимодействия социально-одарённого ребёнка с окружающими. Развитость социального мышления и речи, владение детской коммуникативной культурой, контактно-устанавливающими действиями вербального и невербального характера, разнообразием построения речевых высказываний (в диалоге и монологе), их соответствие партнёрскому окружению как значимые признаки коммуникативно-одарённых детей.

Организаторские (лидерские) способности как проявление социальной одарённости. Сферы «приложения» организаторских способностей детей и подростков. Характеристика успешного детского лидера (дошкольника, младшего школьника, подростка).

Проявление индивидуального стиля в организаторской деятельности социально одарённых детей. Различия в поведении социально-одарённых детей и подростков, связанные с полом. Психологические проблемы социально одарённых детей.

Биографические и автобиографические материалы жизнедеятельности знаменитых, талантливых общественных деятелей, политиков, педагогов на этапах детства и отрочества. Психологические портреты современных социально одарённых детей.

Методы изучения социально одарённых детей.

Одарённый ребёнок в семье

Роль семьи, семейного воспитания в развитии одарённого ребёнка. Влияние эмоционально-личностного общения родителей с ребёнком на психическое развитие младенца. Психологический микроклимат в семье как значимый фактор проявления и развития детской одарённости. Взаимосвязь характера отношения членов семьи к ребёнку и уровня функционирования одарённых детей в своём жизненном пространстве (по М. Маслоу): уровня выживания, уровня обороны, уровня уверенности, уровня процветания. Значимость семейной музыкальной среды и обилия музыкальных впечатлений, слухового опыта в раннем детстве для развития музыкальной одарённости. Создание развивающей предметной среды, благоприятных условий для «специфически дошкольных» видов деятельности (А.В. Запорожец), выявление и поддерживание интересов ребёнка к конкретным занятиям дома как важное условие развития детской одарённости. Игра как поле для самовыражения одарённого ребёнка. Игра, книга, экспериментирование в семейном воспитании одарённого ребёнка. Интенсивное общение с ребёнком с использованием разных средств коммуникации (мимика, речь, жесты, пантомимика), способность выслушать его, проявление внимания к любым спонтанным проявлениям сына (дочери), отсутствие агрессивности и сверхопеки по отношению к ребёнку, последовательность и стабильность поведения как значимые характеристики взаимодействия родителей, воспитывающих социально одарённого ребёнка. Проявление родителями готовности понять и принять разнообразные решения ребёнком создания художественного образа (в рисунке, лепке, танце и т.п.), ненавязывание готовых стереотипов, представлений как важное условие развития художественного творчества вундеркинда. Негативные последствия тщеславного ажиотажа вокруг одарённого ребёнка в семье для развития и формирование его личности. Психологические проблемы воспитания в семье одарённого младшего школьника, подростка и подходы к их решению.

Психологическая служба и родители одарённых детей.

Психологические основы обучения и воспитания одарённых детей в дошкольном учреждении и школе

Обучение одарённых детей в дошкольных учреждениях. Психологические проблемы воспитания и обучения одарённых дошкольников в детском саду и Центрах развития ребёнка. Принципы, значимые для обучения одарённых детей в дошкольных учреждениях. Создание благоприятных условий для проявления задатков детей, выявления одарённости воспитанников детского сада.

Раннее стимулирование самостоятельности, экспериментирования в разных сферах; опора на природу, формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания как важные направления в обучении одарённых дошкольников. Использование метода «развивающего дискомфорта» для развития личности и творческих возможностей одарённых детей. Программы для работы с одарёнными дошкольниками («Одарённый ребёнок», науч. рук. Л.А. Венгер и др.).

Основные стратегии в обучении одарённых школьников. Ускорение в обучении. Критерии для использования ускорения. Эффективность вариантов ускоренного обучения.

Стратегия обогащения обучения и варианты её воплощения. «Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. Обогащение познавательных процессов.

Обучение художественно одарённых школьников. Пробуждение у ребёнка личностной заинтересованности в искусстве, как важное направление в обучении художественно одарённых детей. Стимулирование детей к решению задач на «выразительность», усложняющихся по содержанию, касающихся изобразительных художественных средств и развитие художественной одарённости. Необходимость отхода от формального «натаскивания» художественно одарённых детей, приобщение к «технологии» искусства в связи с решением конкретной художественной задачи. Обеспечение позитивной мотивации занятий искусством художественно одарённых детей.

Место кружков, факультативов, миникурсов в образовании одарённых детей.

Психологические основы программ для одарённых школьников (зарубежных и отечественных).

Педагог для одарённых детей. Психолог образования и одарённые школьники, их учителя и родители. Сотрудничество школы и семьи в воспитании и обучении одарённых детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Психология одарённости»

№ п/п

Содержание курса

Кол-во часов

лекции

сем.

зан.

лаб.

зан.

1.

Предмет психологии одарённых детей

2

1

2.

Концепции одарённости и её развития

4

1

3.

Особенности развития одарённых детей

4

2

4.

Виды одарённости

4

4

5.

Диагностическая работа с одарёнными детьми

2

2

6.

Развивающая работа с одарёнными детьми

2

4

7.

Одарённый ребёнок в семье

2

2

8.

Психологические основы обучения

и воспитания одарённых детей

в дошкольном учреждении и школе

2

2

ИТОГО:

22

12

6

Семинарское занятие № 1

Тема: «Введение в психологию одарённости»

  1. Предмет психологии одарённости.
  2. Связь психологии одарённости с различными отраслями психологической науки и другими науками.
  3. Эволюция учений об одарённости в истории философии и психологии.
  4. Основные современные зарубежные концепции одарённости (Г. Домана, Дж. Рензулли).
  5. Концептуальные подходы к проблеме одарённости в исследованиях психологов ближнего зарубежья.
  6. Основные концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития.

Дополнительные вопросы

  1. Каково место психологии одарённости в современной психологической культуре? Что связывает её с другими науками (генетикой, педагогикой и др.)?
  2. Выделите основные этапы исследования проблемы одарённости. Охарактеризуйте из.
  3. Вы, конечно, познакомились с «Рабочей концепцией одарённости». Каковы её структурные компоненты? На какие основные принципы и методы выявления одарённых детей авторы ориентируют педагога? Что вас привлекает в данной концепции?
  4. Каковы основные цели государственной программы «Одарённые дети»? Каковы цели её реализации в образовательных учреждениях Республики Беларусь? Охарактеризуйте концептуальные подходы белорусских учёных в сфере образования одарённых детей.

Практические задания

1. В газете «Первое сентября» (№ 33, от 8 мая 1993 г.) была опубликована статья, отрывок из которой мы предлагаем ниже.

«Он сидит напротив меня — спокойное грустное лицо (жизнь — много проблем), редеющая шевелюра, умные глаза. Мы знакомы лет девять. Он готов отвечать на мои вопросы. Но не сказать, что они ему очень приятны…

  • Вундеркиндом? Да, пожалуй, я был им. Очень рано узнал, что математика — это легко. Всегда хорошо считал. Задачки по геометрии, алгебра, физика… было такое ощущение, будто я их знал от рождения. В классе, кажется, пятом мой дядька во время весенних каникул просто ради смеха научил меня дифференциальному исчислению. Я усвоил его за несколько дней. И это стало моим… цирковым номером. Как детей иные родители заставляют учить Маяковского или Пушкина, чтобы потом «наш Петя» декламировал стихи перед гостями.
  • Ты чувствовал свою исключительность?
  • Я долгое время удивлялся, почему не все могут то, что так просто дается мне. Думалось: ленятся, не хотят шевелить мозгами. Ведь математика, мне казалось, это так естественно… Теперь, когда вспоминаю школу, сравниваю себя с действительно одаренными, талантливыми ребятами, понимаю, что я был другой. У нас училась одна талантливая девочка — увлекалась химией. Она мне нравилась, так что я хорошо ее знал… Талант — это не то, что было у меня. Талант — это надолго, это постоянный интерес, запрограмированность на работу, это когда твое дело тебе нравится.
  • А разве тебе не нравилась твоя математика?
  • Мне нравилось, что меня хвалят, нравились мое спокойствие, моя комфортность на таких трудных для большинства уроках. Но не нравилось само дело. По-настоящему я был равнодушен к математике. Потому что ее тайна давалась мне как бы задаром… а успеха мне хотелось совсем в другом деле.
  • В каком же?
  • Вот уж правда: бодливой корове бог рог не дал. Я мечтал, чтоб меня ценили за умение играть в хоккей! Хотя, как это ни странно, математика мне пригодилась. У меня был кумир, мальчишка на два года старше меня. Он был великий хоккеист, потом даже играл в команде мастеров. А в спортшколе при клубе ЦСКА, где он блистал, был хороший тренер — проверял дневники своих воспитанников. И мой кумир был постоянно на грани отчисления — за двойки по математике. Я его учил. А по большей части решал за него задачки,
  • Чем же дело кончилось?
  • Да, можно сказать, ничем. Он начал так хорошо играть, что уж отметки перестали быть решающим фактором. Ну, а я, соответственно, перестал быть его оруженосцем, вылетел из секции. Теперь яростный болельщик.
  • С хоккеем понятно. А как развивались твои отношения с математикой?
  • Примерно в девятом классе у меня возникло ощущение — не знаю, как точнее сказать, ну вроде бы: ты договорился с друзьями встретиться на такой-то станции, Но приехал туда раньше. И ждешь их… я вдруг почувствовал, что дальше мне ехать не получится. И вот именно ждал их. А ведь ожидание всегда томительно… У меня не получалось больше, что математика сама влезает в голову.
  • И в чем тут было дело? Более высокий уровень знаний?

— Мне кажется, нет. Просто мои чудесные способности с возрастом испарились. Дар ушел. Надо было работать, чтоб по-прежнему оставаться на уровне. А работать я не умел. Произошло взаимное разочарование: я разочаровался в жизни, а жизнь — во мне… Это был для меня трудный период!

  • А потом как складывалось?
  • Меня все же хватило, чтоб успешно поступить в Энергетический институт. Здесь я уже окончательно сравнялся с остальными. Верней, со средним уровнем. Красный диплом не получил. Да я к нему и не рвался. Поступил на работу. Потихоньку с возрастом шагал по ступенькам нашей скромной карьеры, как миллионы советских сторублевых инженеров. И теперь, честно говоря, даже не знаю, благодарен я судьбе за такой подарок или нет. Сперва было очень хорошо, потом пришлось за это платить.
  • И у тебя совсем ничего не осталось от прежнего?
  • Умею запросто общаться с большими числами…

Я в шутку попросил его умножить восемьсот сорок три на девятьсот двадцать восемь. И через несколько секунд он дал мне ответ: семьсот восемьдесят две тысячи триста четыре. Я проверил на счетной машинке — так оно и вышло. Он усмехнулся:

— Все равно любой калькулятор намного умней меня!»

Можно ли сказать, что в данном отрывке речь идет об одарённом ребёнке? Как Вы считаете, замечательные свойства интеллекта, проявленные ребенком в раннем возрасте, — всегда залог выдающихся достижений в будущем? Какие признаки одаренности выражены у главного героя?

Проанализируйте описанную ситуацию с позиции концепции одарённости Дж. Рензули. Отсутствие (слабая выраженность) какого основного компонента интеллектуальной одаренности (по Дж. Рензули) могла явиться вероятной причиной снижения с возрастом результативности, познавательной активности главного героя статьи?

2. Одарённость, в том числе детская, изучалась с позиций разных отраслей науки. Что Вы можете в этом отношении сказать о концепции одарённости Г. Домана? (см. приложение А – подготовить сообщение).

Напомним кратко её суть: в центре введённое им понятие «физический интеллект», акцентирование на связанных с ним шести жизненно важных функциях: двигательные навыки – ходьба, языковые – разговор, слуховые – прослушивание и понимание, тактильные – ощущение и понимание. По мнению автора данной концепции, директора Института достижений потенциальных возможностей человека (США), именно осуществление этих шести функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одарённость. Вместе с тем превосходство в выполнении этих функций, высокие показатели при их реализации приводят неизбежно к превосходству, высшим достижениям в жизни. Степень же развитости данных функций определяется прежде всего интенсивностью её использования, средовыми факторами. Каково Ваше отношение к данной концепции? Обоснуйте вашу точку зрения.

3. Свою работу «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский заканчивает следующей фразой: «Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем». Согласны ли вы с данным суждением? Поясните свою точку зрения.

Литература

  1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский. – М.: Академия, 1998. – 68 с.
  2. Концептуальные основания образования одарённых детей / сост. Е.А. Панько [и др.] // Пралеска. – 2004. – №2.– С. 10–15. (конспект)
  3. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. –№6. –С. 29–33.
  4. Психология одарённости детей и подростков: учеб. пособие: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.– 334 с.
  5. Синюк, Д.Э. Психология одарённых детей: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей ун-та / Д.Э. Синюк; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 82 с.

Семинарское занятие № 2

Тема: «Особенности развития способных и одарённых детей»

  1. Проблема генотипической и средовой обусловленности развития одарённого ребёнка.
  2. Задатки как врождённая биологическая основа способностей.
  3. Особенности развития познавательной сферы одарённого ребёнка.
  4. Особенности психосоциального развития одарённых детей.
  5. Физические характеристики одарённости.
  6. Проблема прогнозирования развития. Дети выдающихся людей.

Дополнительные вопросы

  1. Что такое одарённость? Сравните понятия «одарённость», «задатки» и «способности». Что общего между ними, в чём их отличие?
  2. Известный советский психолог С.Л.  Рубинштейн писал: «Развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляет способность одного уровня, открывают новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня». Какой подход к пониманию движущих сил развития проявлен в данном суждении? Согласны ли вы с этой точкой зрения?
  3. Может ли знание педагогами, родителями одарённых детей способствовать гуманизации воспитательно-образовательного процесса? Каким образом?
  4. Каковы основные закономерности психического развития? Как они сказываются на развитии одарённого ребёнка?

Практические задания

1. Дискуссии, споры относительно фактов, обуславливающих появление и развитие одарённых детей, ведутся уже не одно десятилетие. В ниже приведенном фрагменте из книги немецкого специалиста в области одарённости Тони Мейснера «Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности» (1998) представлены факты, подтверждающие один из распростра­ненных на сегодняшний день взглядов на данную проблему.

«…Блестящие способности Карла Витте — «чудо-ребенка» XIX века (окружающие восхищались его умом и скромностью) нельзя отнести к чисто врожденным. Карл был объектом воспитания своего отца. Он родился 1 июля 1800 года в Лохау, в семье пастора, который особенно интересовался вопросами воспитания. В начале 1800 года отец Карла выступил перед учителями Магдебургской гимназии с докладом, в котором утверждал, что талант – не врожденное свойство личности, а результат воспитания, трудолюбия и любознательности, особенно в первые годы учебы. Он считал, что в развитии таланта решающая роль принадлежит воспитанию. В развернувшейся затем дискуссии по докладу, когда некоторые слушатели, к его удивлению, не согласились с ним, понимая талант как наследственно обусловленную категорию, он воскликнул: «Пусть Бог пошлет мне сына, о чем я давно мечтаю, и я сделаю из него выдающегося человека».

Через полгода у пастора родился сын Карл. Теперь у него появилась наконец реальная возможность осуществить свое желание и доказать свою правоту. Его девизом стали слова Гельвеция: «Каждый человек с хорошими задатками может стать великим при правильном воспитании». Все учителя города, воспринявшие слова пастора как вызов, внимательно следили за результатами необычного педагогического эксперимента. Поначалу они не без злорадства отмечали, что этому «выскочке» пастору не удалось добиться значительных успехов. Ребенок рос вялым, ленивым и, казалось, ни к чему не способным. Даже родная мать ребенка считала усилия мужа напрасными. Все родственники также соглашались, что «Карл будет добрым, порядочным человеком, но, конечно, не знаменитым; ведь природа не наградила его талантом».

Как же они ошибались! К четырем-пяти годам Карл догнал, а в шесть лет уже значительно опережал своих сверстников. В беседах с различными людьми (некоторые из таких бесед приведены в книге Хайнца-Рольфа Люккерта «О дошкольном развитии способностей ребенка», изданной в 1973 году в Мюнхене) Карл демонстрировал живой ум, воспитанность и любознательность, умение скромно держаться, хорошо и интересно говорить. В качестве примера приведем запись беседы пастора Глаубица из Клейн-Оттерслебена, близ Магдербурга, с Карлом. Для того чтобы проверить знания мальчика о природе и окружающим мире, пастор вел с ним продолжительные беседы. Так родились интересные диалоги.

На вопрос пастора, как хлеб наш насущный, который ежедневно на нашем поле, получается из ржаного колоса, растущего в поле, шестилетний мальчик ответил: «Рожь везут сначала на мельницу, где мельник ее мелет один, два или три раза, в зависимости от того, какая нам нужна мука, крупная или мелкая, и какой хлеб мы хотим испечь: черный или серый. Муку смешивают с водой, добавляют кислого теста, замешивают крутое тесто, выдерживают его 10-12 часов, ставят затем в печь и выпекают хлеб. Вот так появляется хлеб»…

В 9 лет Карл читал произведения латинских и итальянских классиков в подлиннике. В 10 лет он поступил в Лейпцигский университет. За его развитием следили многие педагоги, в том числе и великий Песталоцци. Через три года (в 13 лет!) он защитил докторскую диссертацию по философии. Еще через два года ему было присвоено звание доктора юридических наук. Он стал профессором и начал преподавать в Гейдельбергском университете. В 23 года он уже заведует кафедрой в университете г. Бреслау. Здесь он работал до старости, отдавая все свои знания и силы научно-исследовательской и преподавательской работе. Он умер в 83 года, окруженный почетом и уважением.

Профессор Лео Винер (XX век) учил и воспитывал своего сына Норберга по методике пастора Витте, которую он считал образцовой. Норберг Винер, основатель кибернетики, родился в 1894 году. Он был «чудо-ребенком» XX века. В 10 лет (вместо 14) он поступил в колледж, а в 18 лет уже защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете…»

О влиянии каких (какого) факторов(-а) развития одарённости идёт речь в тексте? Какова Ваша позиция относительно данной проблемы? Аргументируйте её.

2. Ознакомьтесь с отрывком из книги А. Перрюшо «Сезанн».

«Поль играет перед дверью магазина, заливаясь смехом, гоняясь по тротуару за солнечными зайчиками, что по милости ветра то появляются, то исчезают. Какой свет, какие краски на этом бульваре! В базарные дни сюда наезжает множество деревенских дилижансов — желтых, красных, зеленых. Барышни в зеленых блузах гонят гурты овец, стада коров. На террасах кафе игроки, сидя за бутылкой палетского и посасывая белые каолиновые трубки, часами режутся в карты; солнце кладет легкие мазки изумрудных бликов и лиловых на серые куртки и небесно-голубые блузы. Здесь налицо весь веселый, смеющийся Прованс, народный крестьянский Прованс. В такие дни мать Поля, высокая, стройная, совсем еще молодая женщина – этой жгучей брюнетке нет и тридцати лет, – с трудом удерживает сынишку при себе. Стоит ей на миг ослабить внимание, как он уже семенит к рынку и старается затесаться в самую гущу людей и животных, спешит надышаться воздухом экских полей, напоенных благоуханием плодов, крепким ароматом чеснока и оливок, перца, помидоров и баклажанов, К которому примешивается терпкий запах пота, распространяемый вокруг вереницами блеющих овец. Сколько бы мать не звала Поля, он и ухом не ведет. Приходится силой уводить его оттуда и шлепками загонять его домой, а он, злой, надутый, еще и сердито огрызается.

Странный ребенок, этот четырехлетний Поль, и далеко не всегда приятный. У него нет ничего общего с теми вечно улыбающимися карапузами, на которых матери не нарадуются. Такой же упрямый, такой же гневливый, как его отец, он всегда стремится настоять на своем, а иногда без всякого видимого опыта начинает вдруг бесноваться, топать ногами, пока не доведет себя до настоящего припадка, впрочем, припадок этот заканчивается так же внезапно, как начинается. А между тем второго такого ласкового ребенка не сыскать. Он обожает сестренку Марию, обожает мать и обожает, да, обожает своего уже пожилого сорокапятилетнего отца, перед которым он трепещет, который отпугивает его, чей властный голос, едва в нем появляются нотки более жесткие, чем обычно, заставляет мальчика тут же сдаться и присмиреть. …Совсем недавно он придумал себе новую игру, мать от нее в восторге, потому что это тихая игра: вооружившись угольком, он разрисовывает все стены. На днях друг Луи-Огюста г-н Перрон, увидев на стене набросок Поля, воскликнул: «Да ведь это же мост Мирабо!» Вот именно, этот мост через Дюрану и нарисовал Поль. Г-жа Сезанн преисполнилась гордости. Она далеко не равнодушна к тому, что Поль в таком возрасте способен что-то верно воспроизвести. Потому что г-жа Сезанн, не в пример супругу, привносит в свою жизнь много причуд и игры воображения. Воплощенная женственность и непосредственность, она обладает импульсивностью великих фантазеров. Она романтична, мечтательна, несколько склонна к иллюзиям. Впрочем, ей было от кого это все унаследовать. Со стороны матери, жены резчика по дереву, она принадлежит к семье Жирардов, более чем скромных марсельских ремесленников; обладая свойством уноситься за облака, они порядком приукрасили историю своего происхождения. Один из предков был, утверждают они, генералом наполеоновской армии и вместе с мужем Полины Бонапарт активно участвовал в боях на острове Сен-Доминик, где женился на туземке. По милости этого удалого вояки в жилах Жирардов якобы течет негритянская кровь. Чистый вымысел, но Жирарды охотно повторяют его… Чем дальше бежит время, тем явственней проступают черты его характера. Он ни в коей мере не боец, а если борется, то на свой лад: уступая и прячась в никому неведомое и недоступное царство. Да и кто, по правде говоря, мог бы точно определить этот характер?

Поведение его зачастую кажется странным или, по крайней мере, неожиданным. Он слишком подвижен. Наделен чересчур острой, почти болезненной восприимчивостью, чтобы можно было правильно понять его, одновременно такого шумного и робкого, равнодушного и страстного, нелюдимого и общительного — все в зависимости от обстоятельств, от смены настроения, различных вытесняющих друг друга впечатлений, какие он получает от живых существ и вещей. Он до такой степени поддается воздействию окружающей среды, что школьные учителя корят его за слабохарактерность. Но время от времени, пожалуй, даже слишком часто, он вдруг, вне себя от гнева, как заупрямится, как заупрямится, как встанет на дыбы!.. Совершенно непонятно, тем более что подобная несдержанность не мешает ему быть самым прилежным учеником. Своими успехами он обязан не столько выдающимся способностям, сколько усидчивости и умению работать систематически».

Проанализируйте поведение ребёнка, его чувственный мир. Обратите внимание на отношение матери к увлечениям Поля, на то, как важно верить в способности малыша. Какие особенности поведения проявляются? Что унаследовано от матери?

3. Человек рождается с задатками. Важно развить их, не упустить возможности дошкольного детства; в этом деле большое значение отводится родителям.«…Томас Эдисон рос очень любознательным ребёнком. Он задавал слишком много вопросов, что раздражало учителей. Им хотелось, чтобы он был таким, как все, – сидел тихо. Его спасла мудрость матери — самой обычной женщины. Она забрала сына из школы и начала учить его сама. Мальчик рано пошёл работать и получил возможность не только учиться на практике, но и творить и ставить эксперименты… Лишившись возможности учиться в школе, он приобрел учителей в жизни. Главное, что смогла сохранить в нём мать, – это страстное желание исследо­вать, сравнивать, экспериментировать, делать открытия. Благодаря отчаянному поступку мудрой и чуткой женщины мир получил 103 изобретения её сына».

Какие признаки умственной одарённости были проявлены Томасом Эдисоном в детстве?

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – CПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  2. Психология одарённости детей и подростков: учеб. пособие: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.– 334 с.
  3. Синюк, Д.Э. Психология одарённых детей: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей ун-та / Д.Э. Синюк; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 82 с.

Семинарское занятие № 3 (4 часа)

Тема: «Виды одарённости»

  1. Общая характеристика видов одарённости:
  • умственная одарённость;
  • художественно-изобразительная одарённость;
  • музыкальная одарённость;
  • литературная и театрально-художественная одарённость;
  • психомоторная одарённость;
  • социальная одарённость
  • Роль родителей в развитии каждого вида одарённости ребёнка.
  • Роль педагогов в развитии специальных видов одарённости.

Дополнительные вопросы

Умственная одарённость

  1. Какова структура познавательных способностей? Охарактеризуйте её основные компоненты.
  2. Как соотносятся познавательные способности и умственная одарённость?
  3. Есть ли проблемы в личностном развитии дошкольников с признаками одарённости? Если да, то с чем они чаще всего связаны?
  4. В чём проявляется влияние семьи на развитие познавательных способностей и умственной одарённости ребёнка?

Художественно-изобразительная одарённость

  1. Как соотносятся понятия «художественно-изобразительные способности» и «художественно-изобразительная одарённость»?
  2. Какие признаки одарённости к изобразительной деятельности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте?
  3. Каковы пути и средства развития способностей к рисованию в условиях дошкольного учреждения?
  4. Какие формы сотрудничества и сотворчества детского сада и семьи в развитии художественно-изобразительных способностей вам известны?

Музыкальная одарённость

  1. Дайте определение понятию «музыкальная одарённость».
  2. Какова структура музыкальных способностей?
  3. Какой возраст является сензитивным для развития музыкальных способностей и музыкальной одарённости?
  4. По каким показателям можно судить о наличии признаков музыкальной одарённости у ребёнка?
  5. Какие условия благоприятны для развития и саморазвития музыкальных способностей и одарённости детей в условиях дошкольного учреждения?

Литературная одарённость

  1. Сравните понятия «литературные способности» и «литературная одарённость».
  2. Какие признаки одарённости к литературному творчеству можно наблюдать в дошкольном возрасте? В чём заключается роль взрослых в развитии литературных способностей?
  3. Какова структура театрально-художественных способностей?
  4. Как развивать театрально-художественные способности детей в дошкольном возрасте?

Психомоторная одарённость

  1. Что представляет собой психомоторная одарённость? Охарактеризуйте её структуру.
  2. Каковы показатели психомоторной одарённости дошкольников?
  3. Назовите основные виды и формы работы по развитию психомоторной одарённости и формированию двигательных способностей в детском саду.
  4. Каковы пути и средства развития детского творчества в двигательной сфере?

Социальная одарённость

  1. Дайте определение социальной одарённости. Охарактеризуйте её основные компоненты.
  2. «Единственная настоящая радость – это роскошь человеческого общения». Согласны ли вы с этим утверждением французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Обоснуйте своё мнение.
  3. Какие признаки социальной одарённости можно наблюдать в дошкольном возрасте? В каких видах детской деятельности?
  4. Назовите основные направления, формы и средства развития социальной одарённости в дошкольном детстве.

Практические задания

  1. Ознакомьтесь с книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». Обратите внимание на предложенные детским писателем приёмы развития детского литературного творчества. Обсудите возможности, варианты, технологию их использования в семейных условиях и в дошкольном учреждении. Приведите примеры детского литературного творчества.
  2. «Как-то весной в деревне, – вспоминал К.И. Чуковский, – несколько ребятишек сидели на жерди забора, а один из них, бегая, ловил майских жуков и во время ловли крикнул: «Жук, жук, ниже – я тебя не вижу!» У него получился нечаянный стих: и сразу все сорвались с места, начали прыгать, бегать за жуками и кричать: «Жук, жук, ниже – я тебя не вижу!» Какая характерная особенность первых элементов словесного творчества в дошкольном возрасте проявилась в описанном эпизоде?
  3. Ознакомьтесь с биографией и творчеством Нади Рушевой, Ники Турбиной. Проанализируйте их жизненные пути (см. Приложение Б).

Лабораторное занятие № 1

Тема: «Диагностическая работа с одарёнными детьми»

  1. Принципы организации диагностического исследования одарённых детей.
  2. Основные варианты организации диагностического обследования дошкольников, младших школьников, подростков.
  3. Методы и методики диагностики детской одарённости.

Практические задания

  1. Разбившись на микрогруппы по 2–3 человека, разработать программу диагностики различных видов одарённости дошкольников, младших школьников, подростков (с указанием конкретных методик).

    На занятие представить отчёт о результатах исследования детей с помощью одной из указанных методик.

  2. «Овладеть внутренним миром человека, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного и нейтрального анализа, нельзя овладеть им путем слияния с ним, вчувствования в него. Нет, к нему можно подойти и его можно раскрыть – точнее, заставить его самого раскрыться – лишь путем общения с ним, диалогически». Согласны ли Вы с данным утверждением известного философа и литературоведа М.М. Бахтина? Продумайте конкретные пути овладения искусством диалогического общения, основанного на равенстве позиций партнеров по общению, доверия к другому человеку, принятии его как ценности.
  3. Ознакомьтесь со статьёй О.И. Моткова «Развитие творчества у детей» (см. Приложение В).

Литература

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Універсітэтцкае, 1997. – 237 с.
  2. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.  Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
  3. Синюк, Д.Э. Психология одарённых детей: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей ун-та / Д.Э. Синюк; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 82 с.
  4. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. – СПб.: Речь, 2005. – 104 с.
  5. Щебланова Е.И. Современные лонгитюдные исследования одарённости / Е.И. Щебланова, И.С. Аверина // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 134–140.
  6. Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6–7 лет / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина // Вопросы психологии. – 1994. – №4. – С. 143–146.
  7. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е.И. Щебланова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.

Лабораторное занятие № 2 (4 часа)

Тема: «Развивающая работа с одарёнными детьми»

  1. Особенности составления развивающих программ для одарённых детей.
  2. Игры и упражнения с целью диагностики и развития способностей детей.

Дополнительные вопросы

  1. Чем можно объяснить возрастание интереса к детскому творчеству, развитию творческих способностей в период гуманизации образования?
  2. Какие виды детской деятельности оказывают влияние на развитие воображения, творческих способностей дошкольника?
  3. В чём проявляется роль взрослых в развитии творческой одарённости и творческих способностей детей?
  4. Какие программы, технологии, нацеленные на развитие творческих способностей дошкольников, вы знаете? Какие из них (элементы какой из них) вы хотели бы применить в своей работе с детьми?

Практические задания

  1. Разбившись на микрогруппы по 2–3 человека, составить программу занятий по развитию различных видов одарённости дошкольников, младших школьников, подростков (с указанием конкретных упражнений).
  2. Развитие сенсорных способностей во многом определяется владением ребенком сенсорными эталонами, умением применить их в перцептивных действиях в процессе обследования предметов. Как развивать эти способности? Продумайте, как использовать с этой целью, например, рисование, лепку, аппликацию. Предложите рекомендации по данному вопросу. Хорошо, если Вы включите в них игры на развитие сенсорных способностей. Например: «Цвет дня», «Вспомни цвет», «Сравни предметы», «Что пропало?» и т.д.
  3. Подберите задачи на имитацию движений живых и неживых предметов, потешки, загадки, с помощью которых можно развивать у детей воображение, зачатки творчества в двигательной сфере.

Литература

  1. Доровский, А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997. – 309 с.
  2. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128 с.
  3. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  4. Панасенкова, С.В. Одарённые дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) / С. В. Панасенкова // Праблемы выхавання. – 2003. – №2. – С. 22–35.
  5. Психологические основы взаимодействия учителя с дарёнными детьми / авт-сост. И.И. Семененя. – Мозырь: Содействие, 2006. – 72 с.

Семинарское занятие № 4

Тема: «Детская одарённость и домашнее образовательное

пространство»

  1. Семья и её роль в развитии одарённого ребёнка.
  2. Рекомендации родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком.
  3. Методики раннего обучения и развития дошкольника.

Дополнительные вопросы

  1. Что такое микросреда? Влияет ли семейная микросреда на развитие личности ребёнка, его способностей, одарённости? Если да, то в чём это проявляется, каковы механизмы данного влияния?
  2. Каковы основные цели и задачи взаимодействия педагогов и родителей дошкольников с признаками одарённости?

Практические задания

  1. К.И. Чуковский писал: «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний». Что служит основой ослабевающего интереса детей? Как взрослые реагируют на детские вопросы? Как часто они дают точные ответы или оставляют вопросы без внимания? Какой характер носят вопросы – познавательный, коммуникативный? Что интересует ребенка? Исследователи отмечают, что пик вопросов приходится на возраст 4;5–5;5 лет. Почему в старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться?
  2. Прочтите отрывок из книги Марселя Мижо «Сент-Экзюпери». Что, на Ваш взгляд, повлияло на развитие творческих способностей будущего писателя, летчика, философа? Какие условия семейного воспитания оказали влияние на становление его творческой личности?

«…Иногда Вы пели внизу, уложив нас. До нас пение долетало эхом большого праздника – мне так казалось. Я не помню ничего более «доброго» и мирного, ничего более дружелюбного, чем маленькая печь в «верхней комнате» Сен-Мориса. Ничто и никогда так не убеждало меня в полнейшей безопасности мира. Когда я просыпался ночью, она гудела, как шмель, и бросала на стены добрые тени. Не знаю почему, но я сравнивал ее с преданным пуделем. Эта печка оберегала нас ото всех бед. Иногда Вы поднимались к нам, открывали дверь и удостоверялись, что мы ограждены от всего теплом».

«…Вы склонялись над нами, над нашими кроватками, в которых мы отправ­лялись навстречу завтрашнему дню, и, чтобы путешествие было спокойным, чтобы ничто не тревожило наши сны, Вы разглаживали волны, складки и тени на наших одеялах. Вы смиряли наши кровати, как божественный перст смирял бурю на море». «Я впервые ощутил необъятность не на самолете, не посреди моря, а на второй кровати в вашей комнате. Заболеть было такой удачей! Каждый из нас мечтал об этом. Грипп давал право на безбрежный океан… Я не очень-то уверен, что жил после того, как прошло детство».

Эти слова Антуана были обращены к матери, к первой и самой сильной привязанности в его жизни. После смерти мужа госпожа де Сент-Экзюпери глубоко затаила горе. Никогда дети не видели ее печальной и замкнутой, озабоченной. Она сохранила свою нежную, чуть грустную улыбку, гордую и свободную осанку, живое воображение. Она художница, талантливый живописец. Она не знает иного воздействия на детей, кроме любви. Но Тонио (по крайней мере, внешне) наиболее предан матери. Он неотступно следует за нею, таская с собой маленький стул. Стоит матери присесть, как он устраивается на стуле у ее ног. Любовь Тонио к матери была тем заметнее, что больше никто из домашних не пользовался его расположением. Тонио не капризен, но требователен, вспыльчив, порой деспотичен. Особенно доставалось от него младшему брату — Франсуа. Достаточно было детям начать игру, как Тонио по своей прихоти менял ее правила, а то и затевал новую. Франсуа протестовал, подвижный и предпреимчивый, порой нарушал запреты взрослых. Он любил, например, разгуливать по крыше в Сен-Морисе, и для того, чтобы помешать этим упражнениям, окна детской комнаты, расположенной во втором этаже, пришлось забрать решетками. Строгая владелица замка госпожа де Трико пыталась укротить непослушного мальчика, и для этого применялись разные наказания, в том числе и самое распространенное. Однажды после такого наказания он вышел с сухими глазами к брату и сестре Симоне, сочувствавшим ему за дверью, и как ни в чем не бывало сказал: «Мне было совсем не больно». В замке Ла Молль и в Сен-Морисе Тонио окружает атмосфера сказки, таинственного и загадочного.

Сказки рассказывает мать. «Сударыня, в этом сундуке я запираю угасшие закаты солнца», — говорит ужасный Синяя Борода. Фантастические образы доброго и нежного Андерсена оживают в полутьме детской спальни. Сказки рассказывает и Паула — первая гувернантка детей, родом из Тироля, Она принесла их из своей страны лесов и гор. Дети готовы до поздней ночи слушать предания, поверья горцев, Тонио прерывает ее, чтобы пересказать сказку по-своему, или озадачивает Паулу вопросом: «А что Вы делали, когда были обезьянкой? А Вы были когда-нибудь львом?»

Очарование сказок в соединении с уютом и нежностью дома бросает на все окружающее мальчика отсвет тайны. Но вот Паула уехала в родной Тироль, ее сменила медемуазель Маргерит, маленькая и хрупкая. Бельевая комната, в которой мадемуазель Маргерит гладит скатерти и простыни, запахи теплого свежего белья вызывают в Тонио чувство вечности, которое он осознает и выразит потом. Аромат свежего белья станет для Антуана постоянным символом прочности родного дома, устойчивости семейного очага.

Таинственным был и чердак старинного замка. Укрываясь здесь в дождливые дни, дети открывали мир прошлого. «Поколения» костюмов, шляп, ботфортов напоминали о жизни прадедов. Старинные часы хрипло гудели, когда к ним притрагивались. Здесь, в пыльной тишине, в мире, куда не проникали взрослые, дети чувствовали себя особенно свободно, и каждый занимался тем, к чему у него была склонность. Мари-Мадлен устраивала в уголке «китайскую комнату». Здесь все было вычищено и вымыто. Входить сюда можно было только разувшись. Тонкий и впечатлительный Франсуа слушая «музыку мух». Антуан храбро от­правлялся в путешествие по самым укромным уголкам чердака, одновременно восхищаясь неожиданным находкам и пытаясь разгадать прежнее назначение различных вещей.

Тонио свободно рос в этой доброжелательной атмосфере, и ни одно из его качеств, ни одна из наклонностей не выделились, не переросли в главную черту характера. В нем уживались задиристость и изобретательность, вкус к таин­ственному и острая потребность в материнском внимании, рано возникло в нем чувство самостоятельности и независимости. Стремление выделиться не хитростью, не за счет привилегий, но по праву, в честном соревновании. Все было выражено и в игре, которую он сам придумал.

Как только дети замечали, что собирается гроза, начинался «турнир рыцаря Аклена». Они собирались в парке на лужайке против дома. Когда первые тяжелые капли падали на землю, дети пускались наперегонки через лужайку к зданию. Тот, на кого упадет первая капля, выбывал из игры. Затем следующий. Победителем становился тот, кому удавалось добежать до замка сухим. Он считался счастливым избранником богов и получал торжественный титул рыцаря Аклена…»

  1. Прочитайте описание детских лет английского писателя Чарльза Диккенса Хескейем Пирсоном. Как Вы считаете, какие условия, созданные в семье, оказали влияние на литературный дар писателя?

«Дар необычайной наблюдательности проявился у Диккенса, когда ему не было еще и двух лет: уже взрослым он вспоминал сад возле дома на Хок-стрит, где он на неверных ножках ковылял вслед за старшей сестрой под присмотром няки, следившей за детьми из кухонного окна; отчетливо помнил он, и как его водили смотреть на солдат, обучавшихся маршировке, и зимний Портсмут, покрытый снегом в день их отъезда в Лондон. Для него детство было «счастливым сном, запомнившимся на всю жизнь». Такой яркий след оставило оно, что он мог восстановить «каждое событие тех давних лет, каждую мелочь, даже случайное словечко, даже вскользь брошенный взгляд». Он видел все, он все замечал, он ощутил покой созерцания и радрсть первых открытий. Он был болезненным ребенком (его часто мучали колики) и поэтому не мог играть с другими детьми, но любил, ненадолго оторвавшись от своих книг, хотя бы посмотреть, как они резвятся.

Соседский мальчик, немного постарше Чарльза (впоследствии Диккенс изоб­разил его под именем Стирфорса), стал его другом. Маленький Диккенс инстинк­тивно подмечал обычаи людей, живших на одной с ним улице, и запоминал все их странности и причуды; воспоминания эти позднее вылились в «Очерки Боза». Отец брал его в Майтринн, где вместе с сестрой Фанни, почти двумя годами старше его, мальчик пел песенки завсегдатаям таверны. Его глубоко интересовал театр; он увлекался любительскими постановками, побывал в королевском театре Рочестера на шекспировских спектаклях «Ричард III» и «Макбет». А чего только не затевали дома! Декламировали, ставили пьесы, смотрели волшебные картины. А катания с отцом по реке, прогулки за город! Гуляя, они не раз проходили мимо Гэдсхилла, и здесь сын говорил, что ему очень нравится дом на вершине холма, а отец отвечал, что, может статься, придет день, когда Чарльз поселится в этом доме — разумеется, если только он будет упорно трудиться. Мальчик вместе с сестрою или один облазил и замок, и кафедральный собор, исходил все рочестерские улицы и тропинки, разведал чатемские доки, Кобэмский парк, кентские поля, низины…

Читать и писать Чарльз научился у матери, она же учила его латыни, но заниматься с ним регулярно не могла: то и дело заботы об очередном новорож­денном отрывали ее от сына, что невольно настораживало Чарльза, заставляя его чувствовать кажущуюся непрочность, непостоянство материнской любви».

  1. В газете «Чистый мир» (№ 6, июнь 2001) в статье «Поэт в расцвете лет» приводится пример литературной одаренности семилетнего мальчика. Ознакомьтесь с предложенным материалом. Какое место в развитии способностей занимает домашнее воспитание, какова роль матери?

«…Первая книжка Елисея под названием «Ангел мой…» уже вышла из печать и продается в казанских магазинах.

В книжку вошли стихи разных лет. Здесь представлен и ранний Годочкин (3,5 года), и более зрелый (от 4 до 5), и умудренный жизненным опытом (от 5 до о).

Понятно, что деление биографии творческого человека на возрастные периоды носит условный характер. Поэт — он всегда поэт и с годами не утрачивает свежести былых ощущений. К примеру, еще в три с половиной года Елисей сочинил: «Так съел бы небо, желтое, закатное. Мне вкуснее хлеба солнце ароматное». Ну так вот, прошли годы, а он, к огорчению мамы, по-прежнему плохо кушает, но, как и раньше, с аппетитом смотрит на небо.

Или взять любовь поэта. Она может прийти в любом возрасте, и главное тут -не упустить вдохновение. «Кокетка и болтушка, а имя, как малина, девчонка-хохотушка, моя любовь Элина», — продекламировал в свое время четырехлетний и еще не признанный Елисей. До того дня, когда он подарил своей возлюбленной книжку стихов с посвящением, оставалось еще целых три года, то есть, можно сказать, полжизни.

Заявить, что красоту поэзии Елисей (по домашнему — Леся) впитал с молоком матери — не означает выразиться метафорой. Именно так оно и было. Его мама Ольга Сергеевна рассказывает, что при кормлении малыша она читала ему «Евгения Онегина» в надежде, что это у ребенка где-нибудь да отложится. Что ж тогда удивительного, если мальчик принялся сочинять стихи, когда еще эпитеты на губах не обсохли?

Между прочим, мама Елисея с гордостью носит свою девичью итальянскую фамилию — Арнольди. Художник и офицер Арнольди, пра-пра-пра-пра… право, невозможно выговорить, кем он приходиться Елисею, был однокашником Лермонтова, и его портрет висит в доме-музее поэта в Пятигорске.

В семье Годочкиных-Арнольди растет еще один способный ребенок – Василиса (по-домашнему Вася).

Сестрица Вася на два года младше братца Леси. В нашей беседе она выступала в роли литературного критика, безошибочно отметив как творческую удачу следующее стихотворение Елисея: «У медузы нет лица, у тарелки нет лица, круг и космос без конца, петь так можно без конца. И у нас лицо не то, оно у нас внутри — смотри».

  1. Подберите и предложите родителям специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития различных видов детской одарённости.
  2. Составьте план-конспект консультации для родителей по вопросам развития детского творчества в повседневной жизни дома. Предложите им конкретные способы, стимулирующие воображение ребенка (нахождение близких аналогий, например, при рассматривании облаков, кустов, горы, теней, предметов и т.д.), специальные упражнения – придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, дорисовка фигур, создание разнообразных изображений из одного набора фигур и деталей и т.п.
  3. Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются многого (профессионального успеха, хорошего материального положения, известности) не всегда те, у кого высоко развиты умственные способности, а, как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности. Поэтому в развитии социальных способностей нуждаются не только одарённые в сфере общения дети. Продумайте содержание, формы и методы работы, направленной на формирование социальных эмоций и повышение социальной компетентности детей. Здесь важно сотрудничество с семьёй. Подберите и предложите родителям, например, игры, способствующие развитию вербальных и невербальных средств общения, которые можно использовать дома, во дворе.

Литература

  1. Белова, Е.С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одарённости в дошкольном возрасте / Е. С. Белова // Психолог в детском саду. – 2008. – №1. – С. 33–53 (конспект).
  2. Доровский, А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997. – 309 с.
  3. Куровская, С.Н. одарённый ребёнок и семья / С.Н. Куровская, В.П. Тарантей. – Мозырь: Содействие, 2006. – 157 с.
  4. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128 с.
  5. Панько, Е.А. Детский сад – семья: вместе развиваем способности и одарённость детей / Е. А. Панько // Психология. – 2003. №2. – С. 19–28 (конспект).