Лекция(гум. и когн.псих

Лекция. Кацанов А.О. гр. 9142

——————————————————————————

Тема: «Гуманистическая и когнитивная психология».

Цель: Ознакомить учащихся с данной темой и рассмотреть основные

теоретические положения по проблеме.

Задачи: 1. Раскрыть содержание данной темы

2. Способствовать эффективному усвоению материала

3. Активизировать познавательную деятельность студентов.

Вид лекции: учебно-программная, предусматривает изложение основных вопросов по теме.

Основные понятия по теме:

План лекции:

  1. Определение и история возникновения гуманистической психологии.
  2. Основные положения гуманистической психологии.
  3. Основные представители гуманистической психологии.
  4. История возникновения и цель когнитивной психологии.
  5. Основные представители когнитивной психологии.

Литература:

  1. Морозов А.В. История психологии: Учебное пособие для вузов.
  2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов.
  3. Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений, под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.

Итак, перейдём к детальному рассмотрению вопросов:

  1. Определение и история возникновения гуманистической психологии.

Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами.

Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно гуманистической психологии устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя. Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания.

4 стр., 1889 слов

Основные принципы гуманистической психологии

... также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах. Практическое применение гуманистической психологии Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие ...

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это направление западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение.

Гуманистическая психология уходит корнями, как в гуманитарные, так и в естественные науки, однако особое значение имеют для нее философия и литература. В ней акцентируются проблемы человеческого опыта, поиска смысла, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, самоактуализации, творчества, свободы выбора, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Центральным звеном она считает способность человека управлять собственным развитием.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность.

  1. Основные положения гуманистической психологии.

Основные положения гуманистической психологии:

  • человек должен изучаться в его целостности;
  • каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
  • человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
  • человек — это активное, творческое существо.
  1. Основные представители гуманистической психологии.

Маслоу Абрахам Харольд (1908 — 1970) — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 7 основных уровней потребностей:

  • Физиологические (базовые) потребности — голод, жажда;
  • Потребность в безопасности – чувство защищённости;
  • Потребности в любви и принадлежности к обществу;
  • Потребность в уважении;
  • Познавательные потребности – знать, уметь, понимать;
  • Эстетическая потребность – гармония, красота;
  • Потребности в самоактуализации – т.е. реализация своих целей.

Карл Роджерс(1902-1987) Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гум-ой. психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологичеслий и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает реальность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

Франкл Виктор (р. 1905) — австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.

Бюлер Шарлота(1893 — 1974) — немецкий психолог. На основе исследований создала периодизацию жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении.

Ролло Мэй (1909 – 1994) – крупный американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-гуманистической психологии. Его основные работы «Смысл тревоги», «Человек в поисках себя», «Любовь и воля», «Мужество творить» сочетают в себе скрупулезность анализа клинициста, гуманитарный кругозор философа и простоту пасторской беседы.

Гордон Виллард Олпорт (1897 — 1967) — американский психолог, специалист по психологии личности. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

  1. История возникновения и цель когнитивной психологии.

Когнитивная психология – это психология познавательных процессов; особое когнитивно- ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ.

Когнитивная психология возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития.

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Основная цель когнитивной психологии — раскладывать сложные процессы (принятие решений, запоминание, восприятие изображений) на более простые этапы.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... знание того, как понимают «рефлексирующего» индивида. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение. Его содержанием является субъективное ...

Когнитивная психология изучает, как люди получают информацию об окружающем мире, как эта информация кодифицируется, как она  хранится в памяти и каким образом преобразуется в знание, которое в свою очередь влияет на поведение. Она имеет дело со всеми психическими процессами человека: вниманием, восприятием, памятью, воображением, мышлением.    

Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций.

Исходит из того, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозге. Использует данные теории информации и её приложения к информатике, а также исследования развития речи, позволяющие по-новому понимать механизмы усложнения процессов психических.

Первоначально главной задачей психологии когнитивной было изучение преобразований информации сенсорной от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа. Исследователи исходили из аналогии процессов переработки информации у человека и в компьютере. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе память кратковременная и долговременная.

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

  1. Основные представители когнитивной психологии.