52. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога. Личностные качества учителя, определяющие эффективность его профессиональной

  1. Педагогическая профессия и ее особенности. Социально-профессиональная компетентность педагога как условие успешности его педагогической деятельности.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

23 стр., 11205 слов

Педагогические условия формирования гуманистической направленности ...

... ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Гипотеза ... нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования ...

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

52. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога. Личностные качества учителя, определяющие эффективность его профессиональной деятельности.

Какие функциональные обязанности выполнял педагог?

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).

ассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны

отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой

профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к

носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным

формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен

отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он

при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли

математику, труд, язык и т. д.

три основные функциональные обязанности, которые выполнял педагог:

воспитание, образование, обучение

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как

адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум

тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,

целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,

наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость

такого качества как остроумие, а также ораторских способностей,

артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога,

20 стр., 9596 слов

Формирование коммуникативных способностей будущего учителя

... способностей в высшем педагогическом учебном заведении. Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных умений у студентов. Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей будет более эффективным, повысится качество ... будущего учителя .1Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности Различные группы умений педагога и ...

как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию,

т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение

придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого

выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его

педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические

способности для достижения успешной деятельности. Педагогические

способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже

организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут

существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены

способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим

хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора,

читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя лаборатории

различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых,

по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

способность делать учебный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на учащихся; способность организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

педагогический такт; способность связать учебный предмет с жизнью;

наблюдательность; педагогическая требовательность.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем

обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают

тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с

«живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так

как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог — это личность.

Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не

заменит педагогическая техника.

  1. Понятие педагогического менеджмента (управления).

    Государственно-общественный характер управления в системе образования.

Управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях

В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы — обучающих и обучаемых.

11 стр., 5034 слов

Педагогические способности и умения в структуре педагогического мастерства

... деятельности. Отмеченные положения легли в основу всех экспериментальных исследований способностей – музыкальных (Б.М. Теплов), математических (В.А. Крутецкий), изобразительных (В.И. Киреенко), педагогических (Н.Д. Левитов, Е.Н. Гоноболин). Н.Д. Левитов под педагогическими способностями ... предприятиях, появлением сложных систем управления и т.п.Подготовить такого ...

В общем, менеджмент — это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы: принцип уважения и доверия к человеку;- принцип целостного взгляда человека; — принцип сотрудничества; — принцип социальной справедливости; — принцип индивидуального подхода в управлении; — принцип обогащения работы педагога; — принцип личного стимулирования; — принцип консенсуса;- принцип коллективного принятия решения;- принцип целевой гармонизации; — принцип горизонтальных связей; — принцип автономизации управления; — принцип постоянного обновления.

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Функции педагогического менеджмента

В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

В нашей стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор школы, заведующий детским садом и т.д.) до сих пор назначался на должность на основе оценки своих профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления — школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. — требует изменения и субъекта управления.

  1. Школа как педагогическая система и объект управления. Основные цели и задачи управления школой. Функции управления школой. Методы управления школой.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет).

2 стр., 697 слов

В.21 Понятие структуры управления и принципы построения

... работников пред-ия, является основой для формирования стиля управления, существенно влияет на качество и эффективность деятельности фирмы и ее сотрудников. ОСУ должна учитывать внешнюю ... соц. психологии, социологии, психологии, иметь проф.опыт и навыки управления персоналом.     В.21 Понятие структуры управления и принципы построения Структура - это внутренняя форма системы. Организационная ...

Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Методы управления общеобразовательной школой

Непосредственное управление школой осуществляет директор и органы гражданского самоуправления (общие собрания, опекунский совет, наблюдательный совет).

На должность директора должны назначаться специалисты со специальной управленческой подготовкой.

Управление школой становится более гибким, открытым, что отвечает требованиям времени, требованиям граждан и общества.

Для обеспечения государственно-гражданского управления в общеобразовательном учебном заведении создается орган гражданского самоуправления и коллегиальный орган управления – педагогический совет. Деятельность этих органов делает управление адекватным, дает возможность учитывать потребности всех участников учебно-воспитательного процесса и способствовать постепенной смене традиционного функционального управления стратегически целевым. Эффективность управления определяется не качеством в исполнении распределенных функций, степенью достижения определенной цели. Наряду с традиционным методическим объединением начинают развитие временные творческие группы, кафедры, цикловые комиссии. Их деятельность координируется в зависимости от потребности коллектива и задач школы.

С целью демократизации управления и установления обратной связи для поточного корректирования управленческих решений в общеобразовательном учебном заведении работают коллективные органы ученического (ученические собрания) и родительского (родительские собрания) самоуправления, полномочия которых определяет Устав.

Акцент деятельности директора смещается на усовершенствование личной деятельности и создание условий для самоорганизации деятельности учащихся, учителей, работников администрации.

Для определения уровня эффективности в работе педагогов и других критериев их деятельности разработана специальная компьютерная программа управленческой деятельности руководителя школы. Анализ показывает, что модернизированные методы используют следующим образом: 60% директоров определяют приоритетными исследовательские методы, считают их основными в процессе формирования творческого и демократического стиля управления и развития потенциальных возможностей каждого участника учебно-воспитательного процесса; иллюстративно-показательные – 35%; технико-технологические – 30%, меньше используются в практической работе руководителями в результате недостаточной материально-технической базы и частичное отсутствие у руководителей профессиональных знаний и умений пользоваться современной компьютерной техникой.

14 стр., 6822 слов

1.Теоретические аспекты проблемы управления деловыми конфликтами

... и причин возникновения конфликтных ситуаций; понимание механизма развития конфликта как процесса; умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов. Конфликт чаще всего ассоциируется с ссорой, с агрессией, угрозами, ...

Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности имеет прямую и обратную связь: сам процесс модернизации формирует руководителя школы как современного управленца – человека открытого, демократического, компетентного, гуманистической, творческой направленности; и наоборот, выявляет, как творческие способности директора школы реализуются в процессе обновления управленческой деятельности.

Поэтому можно сделать вывод: творческий директор школы – это такой руководитель, который может создать собственный неповторимый стиль управления школой, периодически обновляет содержание, формы, методы собственной управленческой деятельности. Результатом будет систематически позитивное продвижение педагогического и ученического коллективов на пути модернизации учебно-воспитательного процесса.

Рациональное использование модернизированных и классических функций, форм и методов управленческой деятельности директора школы в современных условиях – гарантия эффективного формирования творческого коллектива учителей, учащихся, руководителей:демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; открытости общеобразовательной школы как социальной динамической системы.

55. Управление качеством образования в школе. Информационные технологии в управленческой деятельности

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Качество образования в школе — важнейший показатель ее успешности в образовательном пространстве. Обеспечение повышения качества — ключевая задача в нашем учреждении. Миссия школы — обеспечение условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности молодых граждан страны.

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

Таким образом, вышеизложенное определило необходимость разработки программы управления качеством образования в школе. Программа управления качеством образования включает в себя деятельность по нескольким взаимосвязанным направлениям. Эти направления вытекают из анализа работы школы:

Организация работы с кадрами. Организация работы с ученическим коллективом. Работа с родителями. Мониторинг качества образования.

Система работы в рамках управления качеством образования в среде педагогов направлена нами на решение следующих задач:

8 стр., 3982 слов

Развития семейных конфликтов и их предупреждения и разрешения

... конфликта; 2. Определить особенности семейных конфликтов; 3. Рассмотреть особенности разрешения и предупреждения семейных конфликтов. 1. Понятие семейного конфликта ... закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера ... конфликтов в этот период? Ухудшаются возможности профессионального роста супругов; у них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности ...

Совершенствование навыков самоанализа деятельности учителя; Формирование умения строить учебно-воспитательный процесс на основе диагностики фактического уровня усвоения учащимися содержания образования; Организация коррекционной работы учителя с учащимися на основе полученных данных в рамках своего предмета.

В современной школе главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, поэтому на первый план выдвигается индивидуализация образования, которая должна обеспечить их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией, а также качеств, позволяющих жить в обществе.

Один из показателей качества обучения – это олимпиада. В 2008, 2009 уч. годах во Всероссийской олимпиаде школьников участвовали 8-11классы. Результат работы 8 призовых мест.

Так же выпускники школы показали высокие результаты на едином государственном экзамене по следующим предметам — русский язык (59.8б.), литература (67б.), математика(44.8б.), химия (53.7б.), информатика (53.7б.), биология (56.5б. — показатели выше краевых).

Поступили в ВУЗы — 94%.

Разумеется, одна из задач управления качеством в нашей школе заключается в создании положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволяет формировать компетентность всех участников образовательного процесса, а также достичь главной цели, которая стоит перед нашей школой – повышение качества образовательного процесса, повысить эффективность принятия и реализации управленческих решений. Большое значение в оценке качества образования имеет взаимодействие с родителями. Этот способ предполагает включение их в процесс управления школой на всех этапах, постоянное изучение запросов на образование учащихся, родителей, анализ удовлетворённости качеством образования родителей.

  1. Стили педагогического управления и общения. Техники продуктивного общения.

Педагогическое общение — взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией.

Структура общения: субъект, объект (к кот. адрес, информация), цель общения, значимая и понятная и субъекту и объекту, а также язык доступный для всех.

Аспекты П.О. Существует дидактическое и коммуникативное общ. Дидактическое общение — содержательная подсистема, в основе кот. лежит передача ЗУН от учителя ученику.

Коммуникативное общение — формообразующая подсистема, кот. обслуживает дидактическое, но её главная цель — воспитательная. Пед. общение имеет внутренние и внешние стороны (реальное поведение и педагогические поступки).

3 стр., 1244 слов

Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

... процесса управления конфликтами. 5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами ... фундаментальной основой объяснительных моделей управления конфликтами. ... общения. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, понятийного аппарата исследования. 2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в организации; проблему управления конфликтами ...

Функции педагогического общения: А. информационно-коммуникативная (требует: ориентировать высказывания на собеседника; выбора речевых средств и ситуаций; предвидения реакции партнеров; способность конкретизировать информацию по ходу высказывания).

В. функция познания людьми друг друга. Познавательная, (социальная перпепция восприятия: непосредственное отражение объективной действительности органами чувств. Требование: перед сообщением любой информации надо сориентироваться на внешнем облике партнера; в ходе сообщения информации наблюдать за партнером; изменять собственную систему общения в связи с изменением поведения партнера).

3 аспекта познания ребёнка: 1. Научный (основан на психолого-педагогич. эрудиции взрослого); 2. Художественный (осн-ся на умении возвращаться в мир детства); 3. Практический (через продукты детского творчества).

С. функция взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения;

Д. функция непосредственного общения. Умение приспосабливаться и оценивать псих и эмоц сост учеников, их возрастные особ, половые различия школьников).

Этапы пед. общения: 1. Моделирование предстоящей беседы с классом: Задача: коммуникативное прогнозирование. 2. Перевод пед. задач в сферу коммуникации.(Коммуникативная атака) Планируется вероятностное восприятие беседы. Непосредственная организация общения с классом. 3. Управление процессом пед. общения. Элементы управления: — конкретизация спланированных ранее моделей;

— управление инициативой начавшегося общения; — оперативность в достижении с классом единого «мы»;

— умение демонстрировать свою предрасположенность к доброте;

Стиль педагогического общения — индивид особенности социально-псих взаимодействия педагога и учеников. Стиль отношений характеризующий взаимодействие (учителя и учеников) в процессе воспитательной деятельности.

Выделяют 3 основных стиля отношения учителя к классу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Однако встречаются и черты отрицательного стиля отношения к детям: ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный.

3 основных стиля общ: Авторитарный (Разящие стрелы) — учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает кто с кем должен сидеть, работать, пересекает всякую инициативу учащихся. Основные формы воздействия: приказ, указание, инструкции, выговор. Демократический (Возвр бумеранг) проявляется в опоре/руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, старается подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Основные способы воздействия: просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот») учитель старается не вмешиваться в коллектив, не проявляет активности, старается не участвовать в жизни класса.

Стили общения: (Канн-Калик, разработал 1-ю класс-ю стилей) 1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль. 2. общение на основе дружеского расположения; 3. общение-дистанция; 4. общение-устрашение; (дистанция в крайней степени ее проявления) 5. общение-заигрывание. (свойственно молодыми учителям)

4 стр., 1528 слов

Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

... мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе. Отношения коллективной деятельности. Межличностные ... конфликты деятельности) - поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее (конфликты поступков) - отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся ... нормы поведения и общения, которые чаще всего ...

В основе 1-го стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к де­тям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности Увлеченность совместным творчеством — наиболее продуктивный для всех участ­ников пед. процесса стиль общения.

2-й стиль общения тесно связан с 1-м стилем. По сути это одно из условий 1-го стиля. 3-й стиль — общение-дистанция — распространенный. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и чащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция.

4-й стиль — общение-устрашение — соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности.

5-й стиль — общение-заигрывание — проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении. (между учителем и учениками формируются фамильярные отношения)

  1. Особенности и причины конфликтов в педагогическом процессе. Способы их разрешения.

2. Этапы развития конфликта

Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация — это позиционное различие в восприятии объективности. Это конфликт в потенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайней мере, от одного из них. На этот этап редко обращают внимание, считая, что конфликтная ситуация еще не конфликт. Однако такая беспечность приводит к быстрому развитию событий, и первый этап сменяется вторым.

Вторым этапом в развитии конфликта становится инцидент (по словарю — неприятный случай, недоразумение, столкновение).

Имея более или менее устойчивую позицию, субъект выстраивает на ее основе свое поведение, вступая во взаимодействие с другими людьми. Дальнейший ход событий определяется рядом причин: видят ли субъекты противоречие, желают ли его разрешить, способны ли это сделать. От ответа на каждый их этих трех вопросов зависит продолжительность и острота конфликта.

Последний шаг — снятие противоречия, разрешение конфликта. Это позволит субъектам подняться на новый уровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение. Следует иметь ввиду, что устранение одного противоречия не исключает появление нового, но оно уже будет находиться в плоскости следующего, более высокого культурного уровня.

Разрешение конфликта является творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта. Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение технологии разрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса, выделив в нем ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальных стадиях.

Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение. От умения увидеть конфликт на начальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первые проявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, не улавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми для процесса разрешения. При этом нужно помнить, что формы проявления конфликта чрезвычайно разнообразны и каждая из них характеризует соответствующую степень изменения отношений.

Результатом противоборства, как поступательного движения в рамках обострения взаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперники равны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладает большими возможностями).

Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.

После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставление права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

3. Способы разрешения конфликта

Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики.

Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства и виртуозности, является использование юмора. Ограничения, которые здесь существуют, связаны с тем, что шутка должна быть доступна детям и не оскорбительна для них. Говоря о юморе, на ум приходят слова из одной некогда популярной песни: «Успех — он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Действительно, улыбка и смех моментально разгоняют печаль, скуку, уныние, заряжая человека бодростью, радостью, хорошим расположением духа.

Компромисс одно из наиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Под компромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.

Компромисс может принести пользу в тех случаях, когда причины конфликта еще не осознаны педагогом, скрыты от его глаз. Тогда компромисс становится вынужденной мерой, используемой им в качестве способа выявления противоречия, которое сейчас угадывается лишь по внешним признакам выразительности субъектов, или, как иногда горят, интуитивно.

В отдельных случаях для разрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом в третьему, независимому лицу. В несколько извращенном виде данная форма довольно широко используется школьными педагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом в большинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновении конфликта провинившегося ученика без разговоров ведут к представителю администрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребенка. Конфликт же в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимает противоречия, возникшего между педагогом и учеником.

  1. Процедура диагностики. Показатели образованности личности. Критерии качества образовательного процесса. Педагогические измерения в ходе диагностики.

1. Как вырабатываются критерии оценки хорошего обучения?

Предлагаются три пути:

1. Искушенные преподаватели и учащиеся имеют в своем распоряжении обыденные теории об успешном процессе обучения/учения. Теории обыденного уровня необходимо развернуть эмпирически, чтобы добиться полноты. Безусловно, будет недостаточно, если отдельно взятые практики на основе собственного опыта станут составлять такого рода каталог критериев. Если еще и другие займутся этим, то могут даже возникнуть противоречия. Эти каталоги имеют элемент «вкусовщины», так как нет единой внешней системы отсчета, на основе которой разрешимы такие противоречия.

2. Критерии хорошего преподавания лежат, с другой стороны, в тех многих способах, которыми составляются анкеты с направленностью на критический анализ учебного процесса в аспекте дидактики высшей школы.

3. Третьим, существенно систематизированным основанием для получения критериев добротного обучения, служат исследования по дидактике обучения/учения с выходами в области психологии научения, биологии научения, психологии мотивации, исследований малых групп, теории творчества, теории коммуникации и тому подобных областей.

Существуют многочисленные методы обучения (не дидактика), которые по-разному приспособлены к различающимся целям Термины “диагноз” (от греч. diagnosis— распознавание) и “диагностика” (от греч. diagnostikos — способный распознавать) давно привычны в медицине, биологии, технике, а также в психологии. Общий смысл понятия “диагноз” сводится в этих науках к следующему:

— всестороннее изучение организма человека (или соответственно машин и других технических механизмов и устройств);

— определение отклонений, дефектов в жизнедеятельности человека (или работе машин);

— предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и механизмов);

— разработка методов и средств обнаружения и локализации дефектов. Совсем недавно эти термины стали достоянием и педагогики. Одним из первых в Беларуси педагогическую диагностику стал разрабатывать А.И. Кочетов с сотрудниками-соавторами. Знание ребенка, человека вообще, являющегося объектом воспитания, — необходимое условие педагогической культуры. Об этом говорили великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, Я. Корчак и др.

”Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей” (А.И. Кочетов).

Педагогическая диагностика, продолжает А.И. Кочетов, призвана ответить на ряд вопросов:

— что и зачем изучать в духовном мире воспитанников и воспитателей?

— по каким параметрам и показателям изучать?

— где и как использовать результаты получаемой информации о качестве педагогической деятельности?

— при каких условиях диагностика включается в целостный учебно-воспитательный процесс?

— каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся — самопознанию (рубрикация И.П.).

  1. Тестирование как форма контроля знаний. Оценка учебных достижений учащихся, ее функции. Рейтинговая система оценки знаний и умений обучающихся.

Переход всего человечества от постиндустриального к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему — увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация.

Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний — наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.

Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений.

На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное — тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам дисциплины. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся. Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося.

Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы. Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально.

Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей и методистов — это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов.

Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основная задача учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты.

Тестирование как основная форма контроля

На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизиро-ванной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быст-рым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащих-ся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавле-ния слов, формул, терминов и пр. Главное — тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и хра-ниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя-методиста. В результате уча-щийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более ши-роком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворе-чивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.

Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разрабо-тать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию клю-чевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько ти-пов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приве-денном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

  1. Диагностика воспитанности личности как результата воспитательного процесса.

Процесс воспитания и диагностика воспитанности

Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия, помогает диагностика.

Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Модель воспитательной системы состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:

1. Событийное окружение личности – компонент является системнообразующим комплекса.

Его содержание составляет авторская программа “Открытие мира ребенком”, созданная и апробированная педагогическим коллективом.

Основная методика организации – коллективная творческая деятельность. Каждый учащийся и воспитанник является субъектом этих событий. Его участие в них пропорционально его жизненному опыту, возможностям, способностям и интересам.

2. Предметно-пространственное окружение – компонент включает в себя как помещение комплекса, насыщенное предметно – развивающей средой, так и пространство его социального окружения.

Предметно-пространственная среда создается по принципу зонирования и побуждает детей к самостоятельному творчеству, поиску информации, стимулирует на познавательную и исследовательскую деятельность.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса – компонент осуществляется за счет взаимодействия по направлениям: ребенок – ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель, учитель – родитель, учитель – учитель, родитель – родитель.

Основной стиль взаимодействий – субъект-субъектные отношения.

Самым сложным в конструировании воспитательной системы стало определение ее эффективности, то есть соотношение поставленной цели и полученных результатов.

Каковы могут быть результаты воспитания? Как определить сформированность того или иного интегративного качества личности у ребенка? Как измерить его индивидуальный опыт, его способности и интересы?

В современной педагогической литературе встречается достаточно много определений понятия “уровень воспитанности” и методов его определения. Но отвечают ли они цели воспитания, поставленной в комплексе? Соответствуют ли признаки воспитанности личности в разных методиках модели выпускника образовательного учреждения?

  1. Самоконтроль и самооценка школьников в ходе диагностики результатов образования

Качественные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности. Именно поэтому одна из важных задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому — вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.

Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Специальная проверка показала, что навык самоконтроля фактически не сформирован у учащихся 1 класса. Учащиеся не всегда умеют самостоятельно найти ошибки в своей работе и исправить их на основе сопоставления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) — важный элемент самоконтроля, которому нужно учить. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им, как поступать в Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: перечисленные способы контроля способствуют повышению качества обучения на уроках экономики. том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи.

Но поскольку ученики 1 класса еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей, всего классного коллектива. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля. Таким образом, самоконтроль учащихся не отменяет контроля учителя и не снижает его роли, а наоборот усиливает его. Учитель должен систематически изучать и анализировать ошибки учащихся, обращать внимание на внутреннее содержание, должен выявлять причины их появления и принимать меры к предупреждению ошибок. Конечно, это предупреждение должно быть тактичным и не навязчивым.