Самосовершенствование как фактор развития офицера. Педагогическая характеристика процесса самовоспитания и самообразования

Гомельский государственный медицинский институт

Военная кафедра

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры

Полковник м/с А.И.Астрецов

,,_______” ______________ 2001г.

ЛЕКЦИЯ

Подполковника Шевчика И.С.

по методике воспитательной работы со студентами IIкурса.

Тема № 6 «Педагогические основы совершенствования офицера»

Обсуждена на заседании кафедры

,,________” ___________2001г.

Протокол №__________________

От ,,_______”____________2001г.

Учебные вопросы:

  1. Самосовершенствование как фактор развития личности офицера. Педагогическая характеристика процесса самовоспитания и самообразования.
  2. Пути и методика самосовершенствования личности офицера.

Время — 75мин

Учебно-материальное обеспечение:

а) Литература:

  • Методика воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь – Мн. 1993 г.
  • Основы военной-педагогических знаний. М. Военно-политическая Академия, 1989 г.
  • Как управлять собой. – Мн., 1987 г.

б) Наглядные пособия: слайды.

в) Технические средства обучения. Графопроектор «Лектор – 2000».

Содержание лекции

Введение

Самовоспитание и самообразование офицеров — закономерный процесс и к тому же, социально необходимый. Каждый офицер должен осознать его как необходимое условие своего профессионального становления в ходе реформирования Вооруженных Сия Республики Беларусь.

Самовоспитание как важнейшая форма совершенствования офицеров неразрывно связано с самообразованием, с целеустремленной работе по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию и углублению новых навыков и умений. Самообразовательная деятельно офицера — исключительно плодотворная Форма развития его идейных и профессиональных качеств. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал офицера, повышается его идейно-теоретический уровень, профессиональное мастерство и культура,

7 стр., 3147 слов

Развитие потенциала личности педагога дополнительного образования

... специфику интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования. §3. Профессиональное развитие педагога потенциал личность педагог профессиональный Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, ... педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, ...

Для значительной части командиров, офицеров воспитательных структур конечной целью педагогического самообразования все чаще становиться приобщение к творческому поиску, эксперименту, исследованию и самое главное — к соединению имеющихся достижений наук с практикой учебно-воспитательного процесса.

Все сказанное особо актуально по отношению к молодым офите вступающим на свое поприще после учебы в училище, на военной кафедре вуза и на информирующих к тому же специального педагогического образования. В этом случае восполнить недостаток знаний можно ли путем самовоспитания и самообразования.

Самосовершенствование человека — дело не новое. Вопросы самосовершенствования в той или иной степени рассматривались с давних времен многими мыслителями. История вопроса отражает путь развития различных взглядов, идей, подходов, методов.

Под самосовершенствованием понимается составная часть военно-педагогического процесса, содержанием которой являются различныенаправления работы офицера над собой : самовоспитание, психологическая подготовка, самообразование и саморазвитие.

Практика показывает, что самосовершенствование не только составная часть военно-педагогического процесса, но и его важнейшая цель. Современный офицер, важнейшей обязанностью которой является обучение и воспитание подчиненных, лишь тогда сможет выполнять эти обязанности, когда будет постоянно работать над собой.

Что же следует понимать под самовоспитанием и самообразованием современного офицера:

самовоспитаниепредставляет собой целенаправленную сознательную деятельность офицера по Формированию и совершенствованию у себя положительных качеств личности в преодоление отрицательных качеств и привычек.Цели самовоспитанияофицер формулирует на основе сознания общественных потребностей, условий воинской службы, личной программы развития. 3 условиях демократического общества целью самовоспитания офицера являются усвоенный им идеал ( то есть образ) профессионального защитника Родины, офицера-гражданина, специалиста военного дела, тесно связанного со своим народом.

Внутреннюю основу самовоспитания составляет потребность офицера в совершенствовании, способность изучить себя со сторон; объективно оценить свои возможности, контролировать свое поведение, вносить в свою деятельность необходимые изменения.

Считается, что самовоспитание является естественным проявлением сущности человека как стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить ( выполнить ) себя.

В единстве общественных и личностных факторов формулируются мотивы самовоспитания, такие как:

  • потребность действовать в соответствии с требованиям господствующей в обществе морали и уставов, требованиями со стороны старших начальников, коллектива;
  • различные жизненные устремления офицера;
  • стремление к преодолению трудностей воинской службы;
  • следование положительному примеру;
  • продвижение по службе
  • моральная и материальная заинтересованность.

Содержание самовоспитания офицеров с одной стороны характеризуется индивидуально, так как зависит от возраста, особенностей личности, характера служебной деятельности, а с дугой стороны оно зависит от степени развития офицерских(кадров) коллективов, управления этим процессом в подразделении и части.

Исследования показывают, что самовоспитание офицеров включает :

  • самосовершенствование идейных, военно-профессиональных морально-боевых и организаторских качеств;
  • формирование общей, военной и педагогической культуры;
  • формирование духовно-нравственных и физических качеств
  • выработку умения управлять своим поведением, потребности чувствами.

На самовоспитание большое влияние оказывает воспитание, в ходе которого у офицеров развивается самосознание. Формируются направленность, интересы, воля, вырабатывается характер, пробуждается потребность в самовоспитании. Это влияние столь велико, что самовоспитание рассматривается как итог и цель воспитания офицеров. Поэтому воспитание следует использовать как важнейший путь руководства и управления самовоспитанием офицеров. Воспитание предшествует самовоспитанию, с другой стороны, самовоспитание позволяет наиболее полно решать задачи воспитания, если пели самовоспитания офицера совпадают с воспитательными задачами.

В практике самовоспитания офицеров выделяются ряд последовательных этапов :

  • глубокое изучение и осознание современных требований к офицеру и его деятельности;
  • критическая самооценка офицером своей деятельности и поведения на основе возрастных требований;
  • планирование работы над собой, выработка программы и личных правил самовоспитания;
  • активная практическая деятельность по реализации про­граммы самовоспитания;
  • самоконтроль работы по самовоспитанию.

В процессе самовоспитания офицеры изучают несколько или иные стороны личности соответствуют предъявляемым к ним требованиям. На основе опенки принимается решение по развитию положительных и устранению отрицательных качеств. Такое решение как правило, разрабатывается в виде планов или программы самовоспитания. Практика показывает, что с составлением таких программ, большинство офицеров справляется успешно, а вот их реализация вызывает ряд трудностей. Прежде всего, они обусловлены тем, что не все офицера в совершенстве владеют методами самовоспитания.

Наиболее элективными методами самовоспитания, которые включают различные приемы, составляющие единую систему на психику, являются:

самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, самонаблюдение, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самопоощрение, самонакаэание, самоосуждение, следование примеру, самоанализ, самооцка, самоотчет, самоконтроль.

Схематически систему самовоспитания во взаимосвязи с этапами можно представить следующим образом:

Этапы

Методы (способы)

Самовоспитание

Самонаблюдение

Самоанализ

Планирование работы на собой

Самообязательства

Личный план

Программа самовоспитания

Реализация программы

Самоубеждение

Самовнушение

Самоупражнение

Самопризказ

Самоодобрение

Самопоощрение

Самонаказание

Самоосуждение

Контроль

Самооценка

Самоотчет

Самоконтроль

Более подробно разберем наиболее эффективные методы самовоспитания.

При помощи самоубежденияофицеры формируют внутреннюю потребность и признание необходимости развивать у себя те или иные качества, вырабатывать новые идеи, взгляды, усваивать со­временные нормы поведения, устранять недостатки, жить по определенным правилам.

Самообязательствопредполагает выработку и последовательное постижение системы пели, разработку и руководство правила: деятельности и поведения. Сущность самообязательства состоит ; том, что пели, правила вырабатываются лично офицером и принимаются им к исполнению добровольно.

Самоупражнениепредполагает создание наиболее благопри­ятных условий для выработки путем неоднократного повторения привычки высоконравственного поведения, необходимых навыков и умений профессиональной деятельности, развитие интеллектуальных и физических способностей и других качеств.

Следование примерупозволяет офицеру обогащать себя передовым опытом, творчески применять его к своей деятельности и на этой основе совершенствовать содержание и методику работы над собой. Специфика данного метода состоит в том, что он не всегда применяется осознанно, в том, что офицер не может следовать к отрицательному примеру, в том, что требует уверенности офицера в своих силах.

Сущность самоконтроля и самоанализа состоит в сопоставлении планов и результатов самовоспитания с потребностями деятельности и поведения офицеров, внесении в самовоспитание необходимых корректив. Специфика данного метода состоит в том, что не все офицеры способны адекватно оценивать сбою деятельность, нередки случаи как переоценки, так и недооценки ее.

Самовнушениепозволяет офицеру вызывать и закреплять у себя необходимые психические состояния, преодолевать отрицательные эмоции, настраивать себя на выполнение сложных задач как обычных, таи и в экстремальных условиях. Наиболее часто самовнушение применяется в системе аутогенных тренировок и в виде сложных формул и аналогичных им образных представлений.

Самовоспитание воина осуществляется благодаря эффективно индивидуальной воспитательной работе.

Ввиду неодинакового уровня развития интеллектуальных и волевых качеств не все военнослужащие могут целенаправленно, систематически заниматься самовоспитанием.

Как же помочь подчиненным в таком сложном, глубоко внутреннем процессе?

Выделим здесь несколько определенных этапов:

  • всестороннее и систематическое изучение личного состава
  • формирование мотивов самовоспитания у воинов;
  • оказание помощи в выборе методов, средств и приемов самовоспитания;
  • контроль и корректировка работы воинов над собой.

«Воспитатель — писал К.Д. Ушинский,- должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями .. .Он должен знать побудительные причины … историю развития всякой страсти всякого характера. Тогда только будет он в состоянии исчерпать в самой природе человека средство воспитательного влияния — а средства эти громадны!» Эти шел могут быть ключом к изучению людей, к прогнозированию их само­воспитания.

Началом самовоспитанияявляетсяформирование мотивов-сложных глубоко осознанных побуждений к систематической работе над собой.Ими являютсятребования законов, воинских уставов, командиров, товарищей по службе, личный пример. Особую роль играют в этом образцы людей, не которых данная личность стремится быть похожей. Распространенными идеалами, активно влияющими на формирование мотивов самовоспитания, являются герои художественной литературы, кино, театра.

В самовоспитании, как и в самой деятельности, необходимо прежде всего осознать его необходимость, отчетливо увидеть конечную цель, попытаться мысленно представить желанный результат. Все это можно выразить формулой:

ЗНАЮ – ХОЧУ – УМЕЮ – УСПЕВАЮ.

Речь идет о том, что любое качество, любая черта харак­тера складываются из определенного уровня знаний и умений, желаний и стремлений человека.

Необходимо своевременно ставить перса подчиненными реально достижимые цели и задачи как текущие так и перспективные. Для военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, подготовке к поступлению в вуз, помощь младшим товарищам в освоении специальности. Необходимо знать и те пени, которые воины, сами ста перец собой. Полезно рекомендовать им для чтения и обсуждения интересные книги, статьи, в которых рассказывается о выдающихся талантливых людях, примерах мужества, героизма, самопожертвования.

Наиболее трудным в руководстве самовоспитанием является оказание помощи воинам в его плакировании, составлении для себя правил самовоспитания, выборе метопов, средств и приемов. Не секрет, что для многих воинов, в том числе офицеров, не стало еще привычкой планировать занятия по самовоспитанию на день, неделю, месяц, год, а затем подводить их итоги.

Воины, которые занимаются самовоспитанием, намечают для себя правили повседневного поведения, позволяющие устранять отрицательные привычки, черты характера (несобранность, неряшливость, невнимательность) и формировать положительные привычек. Дело это не легкое даже для офицера.

Отсюда — необходимо такие правила подсказывать подчиненным в форме совета, поддержки, критики.Эти правила можно найти в книгах о самовоспитании, других источниках.

Испытанными методами, и приемами. самовоспитания выступают:

самоанализ, самоотчет, самообязательство, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение и др.

Опыт и специальные исследования показывают, что переоценка или недооценка своих возможностей вредна и опоена для дальнейшего развития личности. Необходимо стремиться поэтому как можно более объективно и справедливо оценивать деятельность подчиненных по итогом дня, недели, месяца, года службы. При этом нужно иметь в виду количество и качество проделанной работы, выцедить достижения, отметить допущенные ошибки и недостатка, сказать о проявленных способностях, чертах. характера, воли, поставить задачи на следующий период.

Главное для претворения плана самовоспитания в жизнь уметь управлять собой добиваться поставленной цели.Здесь необходимы самоконтроль, критический анализ своих действий и поступков, постоянное волевое напряжение, интеллектуальные и нравственные усилия, корректировка работы над собой. Особенно все это требуется в начальный период, когда закрепляются соответствующие установки, складывается привычка поступать всегда и во всем в соответствии с начальными правилами.

Хотелось бы сосредоточить внимание на контроле за самовоспитанием со стороны офицера. Встречается много молодых людей которые не верят в свои силы, опускают руки при первых неудачах Любой, даже самый хороший план останется не бумаг, если не под крепить его уставной организацией жизни и деятельности воинов, не поддерживать четкий режим боевой учебы, не соблюдать установленных требований к организации питания, отдыха личного состава

Только то воспитание можно назвать настоящим, которое побуждает человекак самовоспитанию. Индивидуальная воспитательная работа, учет особенностей каждого подчиненного в ходе боевой учебы дают офицеру реальные возможности побудить военно­служащих самовоспитанию, всестороннему развитию духовных и физических сил.

Помимо методов успех самовоспитания зависит от характер; деятельности офицеров, условий, в которых она протекает. Чем сложнее характер деятельности, тем более разносторонние требования она предъявляет к офицерам, подчеркивает их недостатки, заставляет реально оценивать возможности по их устранению. Характер деятельности условий ее протекания являются не только побудителем самовоспитания, но одновременно выступает наиболее объективным критерием оценки его результатов,

Психологической подготовкепосвящены ряд тем курсов «Военная психология» и «Психология воинской деятельности», поэтому рассмотрим самообразование.

Другой важнейшей составной частью самосовершенствование офицеров являетсясамообразование. Военной педагогике подсамообразованиемпонимается целеустремленная работа офицера по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствованию практических навыков и умений в гелях достижения высокого уровня профессионального мастерства. Военная педагогика рассматривает самообразование как обязательное усло­вие успешной профессиональной деятельности офицера.

Большинство выдающихся полководцев развили свой талант на основе последовательного самообразования. Самообразование следует отличать от самостоятельной работы как метода обучения. Их принципиальное отличиесостоит в том, что самообразование понятие более широкое, основанное на внутренней потребности офицера в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений, сформировавшихся мотивов этой деятельности. Исходным моментом самообразования является осознание офицером необходимости повышения своей квалификации, которая возникает на основе анализа условия своей подготовки и сопоставления его с требованиями практики. Следовательно, характер профессиональной деятельности офицеров является важнейшей предпосылкой их самообразования.

Поставив перед собой цели самообразования, офицеры разрабатывают личный перспективный план (программу) самообразовательной работы на каждый год (период) обучения или более длительный срок. В нем определяется, что и к ко кому сроку необходимо изучить, какие для этого использовать методы и средства, сроки и формы контроля и самоконтроля сделанного.

Содержанием самообразования в условиях части обычно является:

  • идейно-теоретическое самообразование;
  • военно-профессиональное самообразование;
  • психолого-педагогическое самообразование;
  • общекультурное самообразование.

Значение идейно-теоретического самообразованияобусловлено тем, что оно решающим образом влияет на мировоззрение офицера характер их деятельности,

Военно-профессиональное самообразованиевключает изучение вопросов военной теории и практики, специальной литературы и документов, совершенствования навыков и умений руководства подчиненными, организации боевой и государственно-правовой (туманите кой) подготовки.

Психолого-педагогическое самообразованиепозволяет на научной основе планировать и осуществлять самообразование, использовать для этого самые современные средства, методы и приемы. Оно формулирует у офицеров уверенность в силе своего психолого-педагогического влияния на подчиненных, повышает качество руководство воинскими коллективами.

Общекультурное самообразованиеофицеров дает возможное офицерам расширять свой кругозор, Сыть интересными собеседника; для подчиненных, развивать и обогащать их в процессе службы. О шальную, художественную литературу , посещать музея, выставки, театры, кино.

Качество и эффективность самообразования зависят стимулов и методов работы офицеров, умения придать ей систематический характер. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение.

Различают обычное и быстрое чтение. Увеличение скорости чтения – важнейшая предпосылка к повышению эффективности самообразования.

Самообразование может включать в себя также работу на тренажерах, самоупражнения и самотренировки , выполнение практических заданий, применение тех или иных приемов самообразование зависит от занимаемой офицером должности, его познавательных возможностей, условий, в которых осуществляется этот процесс, Практика свидетельствует, что эффективность этого пронесся возрастает по мере накопления опыта самостоятельной работы, повышения самоорганизации, овладения системой приемов и методов самообразования

Таким образом, рассмотрены самосовершенствование как фактор развития личности офицера, а также педагогическая характеристика процесса самовоспитания личности.

Пути и методика самосовершенствование личности офицера

Какой бы компонент педагогической культуры мы ни брали, в конечном счете, когда речь заходит о путях формирования мех или иных качеств офицера-воспитателя, любые рекомендации неизменно обращаются к самосовершенствованию его личности, к самовоспитанию и самообразованию.

Педагогическая деятельность требует от офицера воспитательно-систематической работы над своим всесторонним развитием. Изучая особенности воздействия личности на окружающих, Л.Н. Толстой пришел к выводу: человек в той мере действует на других, в какой работает над собой. Данный вывод может служить девизом для любого педагога. Ведь если воспитание органически не сочетается со стремлением к знаниям, к самосовершенствованию, то оно превращается для педагога в обузу, в тяжелую повинность. Проводимые мероприятия становятся похожими одно на другое, что угнетающе действует не только на самого офицера, но и на подчиненных, на их общее, профессиональное и культурное развитие. Не случайно поэтому говорят, что учитель живет до тех пор, пока он учится, а как только перестает учиться, в нем умирает учитель. (Д. Ушинский).

Изучение практики самосовершенствования педагогов различных вузов показало, что самовоспитанием систематически занимаются не 23% опрошенных педагогов. Основная масса (60-65%) работает над совершенствованием своих качеств эпизодически, а 10-15% не только не занимаются самосовершенствованием, но и вообще отрицают его необходимость для себя, полагая, что самовоспитание удел молодых и неопытных людей.

Подавляющее большинство тех, кто регулярно работает над собой характеризуются как хорошие методисты, умелые воспитатели высокой педагогической культуры. Их отличает высокое чувство ответственности, активная гражданская активность, единство слова и дела. Своим примером целеустремленности и ответственности в работе они эффективно влияют на воспитание подчиненных.

Определенная группа офицеров старается развить или преодолеть у себя одно или несколько определенных качеств – например, «избавиться от торопливости», «бороться с многословием», «преодолеть замкнутость и развить коммуникабельность». Подобные конкретизированные цели также способствуют совершенствованию личности педагога, особенно если они являются цепочкой последовательно усложняющихся задач, представляющих, хотя и в свернутом виде, программу самовоспитания.

Войсковая практика показывает, что процесс самовоспитанияофицеры обычно испытывают следующие трудности:

  • слабые навыки самооценки;
  • неумение определить цели и задачи этого процесса;
  • неумение эффективно использовать время;
  • слабые навыки самообразования и самовоспитания;
  • отсутствие необходимых условий, в которых протекает данный процесс (самосовершенствования).

Многие из этих трудностей можно преодолеть за счет качественного руководства процессом самосовершенствования. Это руководство должно быть направлено на создание в части, подразделении необходимых для самосовершенствования условий обеспечение целеустремленной, систематической и разносторонней работы по совершенствованию своей личности.

Данные целевого опроса педагогов вузов свидетельствуют о том, что они в процессе самовоспитания прибегает к следующим методам: самообязательство, самоорганизацияжизни и деятельности, самоотчет.

В качестве методических приемов используются: самоубеждение, самоуправление, самопоощрение.

Наряду с традиционными методами и средствами самовоспитания часть педагогов использует аутотренинг.. Большую помощь педагогов в самовоспитании оказывают разработки и соблюдение правил личного поведения, дневники, самовнушение, систематические самотренировки.

Ведущая роль в руководстве самосовершенствованием принадлежит командиру и его заместителю по воспитательной работе, военному психологу, юрисконсульту. Эту работу осуществляют с опорой на общеизвестные структуры части (офицерские собрания, общественные организации и общества).

Наиболее сложной задачей руководства самосовершенствования офицеров является выработка у них соответствующих мотивов и создание необходимых условий.

Содержание руководства самосовершенствованием зависит от многих объективных и субъективных факторов и обычно включает в себя:

  • пропаганду опыта самовоспитания и самообразования в государственных и военных деятелей, видных ученых и публицистов;
  • всестороннее разъяснение современных требований к офицерским кадрам, особенно в условиях реформирования Вооруженных Сил.
  • изучение офицерами научной теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над собой;
  • формирование положительного общественного мнения, стимулирование совершенствования офицерского состава подразделения части;
  • помощь офицерам в познании и оценки своих качеств, черт характера, осуществление самоконтроля за ходом и результатом работы над собой;
  • контроль и помощь в работе офицеров по самосовершенствованию.
  • создании в подразделении, части условий, способствующих выполнению планов самосовершенствования.

Пропаганда опыта самовоспитания и самосовершенствования направляется в сознание офицера образца данной деятельности, ознакомление их с передовыми методами и приемами, выработку стремления систематически работать над собой. Занимающиеся самосовершенствованием офицеры должны получать одобрение со стороны командиров и их заместителей по воспитательной работе воинского коллектива. Таким офицерам должно предоставляться первоочередное право на выдвижение по службе, направление на учебу.

Самосовершенствованию способствует широкая гласность в оценке успехов и недостатков, офицеров, тщательно организованное состязание (соревнование), распространение передового опыта.

С этой целью могут организовываться: лекции, беседы, собрания, читательские конференции, тематические кинопоказы, обсуждения, встречи с передовыми офицерами.

Очень важно определить перспективу для каждого офицера.

Она долина сочетать в себе как общественные, так и личные интересы.

Так, общеколлективной перспективой может быть такая: не нарушать дисциплины, поднять уровень организованности офицер подразделения, части.

Групповая: перспектива: всем молодым офицерам к концу второго периода службы повысить боевую квалификацию на одну ступень .

Индивидуальная перспектива:подготовиться к поступлению в академию, продвинуться по службе

При этом самосовершенствовании офицеров должно своевременно стимулироваться. Практика показывает, что эффективные средством стимулирования самовоспитания и самообразования офицеров является создание в подразделении части, морально-психологического климата, располагающего и поддерживающего работу над собой.

Одно из направлений руководства самосовершенствованием офицеров является контроль и помощь им в работе над собой.

Контроль может выступать в различных формах, таких как:

  • за выполнением индивидуальных планов самовоспитания и самообразования;
  • анализ боевой и государственно-правовой (гуманитарной) подготовки, исполнительность;
  • индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самосовершенствования и др.

Большую помощь офицерам в работе над собой могут оказать методические советы частей. Они могут разрабатывать программы для самосовершенствования офицеров и методические рекомендации к ним. Обобщать и распространять передовой опыт этой работы, используя для этого лекции, групповые и индивидуальные беседы.

Заключение

Как видим, самосовершенствование – это сложная, многогранная работа, требующая не кратковременного, а постоянного, на протяжении всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил человека.

Значение самосовершенствования возрастает особенно в современное время. Постоянная устремленность к саморазвитию, нацеленность на самосовершенствование – таков социальный наказ нашего общества педагогу. Только при этом условии он имеет право воспитывать подчиненных.

Старший преподаватель

Военной кафедры, и.Шевчик

Подполковник