Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия.

Праздничное торжество имеет смысл для человека только тогда, когда он выводится из принадлежности человека к группе, создавшей и поддерживающей этот праздник и принятые формы его празднования. Таким образом, праздник является, в первую очередь, типом связи, произрастающей из включенности в некую группу людей, живущую по определённым правилам и по определённому календарю.

Празднование, как таковое, выражается в виде обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни; индивид может по-разному относится к ним, что самым очевидным образом влияет на его отношение к празднику. Если эти ценности для индивида безразличны, если он лишь декларирует или стимулирует их принятие, чтобы не быть отвергнутым своим окружением, нельзя ожидать от него глубоких и существенных праздничных переживаний.

Праздник играет определённую роль в процессе социализации человека, осознании им своей роли и отношения к общественным группам. Своим эмоциональным фоном, зрелищностью, нестандартностью, часто сопровождаемой радостью и изобилием, возможностью использования различных благ, недоступных в обыденное время, подарками, развлечениями и отступлениями от привычных правил, ограничивающих поведение людей, праздник на протяжении многих веков притягивает детей и молодёжь, глубоко оставаясь в их памяти. Он является очень важным поводом к отождествлению себя с другими людьми – в дни праздника молодёжь, часто более чётко, чем в других случаях, осознаёт себя, своё единство с общественной группой.

Путем перерождения ценностей, напоминания значимых событий, связанных с ним, праздник исполняет роль мощного устройства трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой.

8 стр., 3585 слов

Ценность и смысл труда

... игре "Туда-сюда" (Fort-Da)[2] , собственный образ ускользает от нас лишь для того, чтобы вновь вернуться ... непроницаемая масса, которая никому не выдает тайну своей внутренней жизни и потому успешно сосредоточивает в себе все возможности ... людей вокруг, то все равно именно к башне заключенный обращается за разъяснением того, как это частное связано с общим и что наделяет его дополнительным смыслом. ...

Любое празднование в своей развлекательной части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения представляет собой важную форму общественного бытия, порицания людей, события и вещей не соответствующих принятым, по крайней мере, официально, образцам и системам ценностей.

Праздник, это время особенно активной культурной инициации и социализации человека, которая именно в этот отрезок времени получает потенциал, открывающийся для неё ещё в период детства, участия, как в организации, так и в курировании праздника.

Для празднующей группы и её членов праздник означает также время эмоционального подъёма, особого праздничного настроя, атмосферы; участие в культурных событиях праздника вместе со всеми и на виду у всех оказывает более сильное влияние на членов группы и имеет более глубокие последствия для них, чем участие в культурных событиях повседневности.

Исторический анализ праздников показывает, что существует постоянная связь между характером, богатством, интенсивностью праздничной фазы в данной культуре и её общим развитием. Можно сказать, что группа, обладающая слабо развитой, бедной или примитивной праздничной фазой, лишена одного из важнейших двигателей развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной.

Организаторам праздника нужно чётко дифференцировать возрастную направленность, чётко понимать адресность праздника. От возраста участников зависит многое:

  • — время начала праздника;
  • — общее время праздника;
  • — количество зрителей и участников праздника;
  • — количество «героев» (персонажей) и их «качество» — кто они;
  • — набор праздничных игр.

Частыми элементами праздника являются:

  • — театрализованное представление;
  • — песни;
  • — пляски;
  • — «сценки» и подобные «концертные номера»;
  • — игры, конкурсы;
  • — подарки.

Пожалуй, подарки являются самой захватывающе и неизвестной частью праздника. Сам праздник привлекает нас необычностью, отличием праздничного поведения от повседневного, а присутствие подарков и сюрпризов делает его чем-то загадочным и запоминающимся. Когда человек получает подарок, он чувствует себя нужным и значимым для другого, что является важным фактором самоприятия. При получении подарка повышается настроение, появляется интерес. При этом приятно не только получать подарки, но и готовить их самому и дарить другим. При подготовке подарков мы вкладываем часть себя, а при дарении мы ожидаем определённую реакцию от человека. Если ожидания подтверждаются, то человек может испытывать большее удовлетворение от дарения, чем от получения подарков.

Иногда детей порадовать подарком легче, чем взрослых. Но при этом необходимо знать, что любит ребёнок. Можно ходить по магазинам и выбирать подарок, а можно пользоваться сайтами и делать заказы. Всем известно, что шоколад в умеренных количествах позитивно сказывается на здоровье, поэтому шоколадный подарок будет ещё и полезным.

8 стр., 3964 слов

Реферат по теории массовых праздников на тему: Массовый праздник ...

... позволяя найти и утвердить себя в роли участника праздничного действа на уровне зрителя, исполнителя и организатора. Праздник как единовременная педагогическая система не может не учитывать ... решение необходимых организационно – педагогических вопросов и создание праздничной ситуации. 3.систему состязаний, которая придаёт всему празднику особый дух соревнования, и позволят выявить лучшие коллективы ...

Подводя итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.