Лекция 1. Психология как наука План

  1. Понятие психологии как науки
  2. Основные этапы развития психологии
  3. Отрасли психологии.
  4. Психика человека и ее структура.
  5. Основные методы психологического исследования

  1. Психология как наука.

Само слово «психология» вызывает множество ассоциаций: от таинственности и сравнения с неким универсальным ключиком, с помощью которого можно открыть все лабиринты человеческой души до негативного отношения, связанного с неприятием психолога как профессионала и психологии как науки.

Как правило на житейском уровне психология ассоциируется либо с душой, переживаниями человека, либо с психопатологией. Один студент так прямо и высказал свою мысль: «Я не псих, чтобы изучать психологию». Хотя как раз «психам» она как раз таки и не нужна.

Следующие социально-психологические феномены могут быть яркой иллюстрацией того, что факты психологии имеют научный статус

  • Почему внешне привлекательному человеку мы приписываем положительные черты?
  • Почему чаще взаимодействуют пары, сидящие не рядом друг с другом, а напротив (так называемый «эффект вечеринки»)
  • Почему свои неудачи мы объясняем властью ситуации, а поражения других – несовершенством их характера?
  • Почему молодой человек ищет девушку в чем-то подобную на свою мать, сестру или первую любовь?
  • Почему сходство рождает приязнь и способно перерасти в дружбу или любовь?
  • Как небольшая уступка рождает большую зависимость?
  • Почему человек способен назвать черное белым, а белое черным, только потому, что об этом утверждает большинство?

Само название слова «психология» обязано греческой мифологии.

Эрот – сын Афродиты – влюбился в красивую молодую женщину Психею, которая была простой смертной и чтобы отвоевать свою любовь и быть вместе с Эротом прошла через ряд испытаний. Зевс превратил Психея в богиню, сделав ее бессмертной. Этот миф стал для греков классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Психея , обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей бессмертие.

«Психе» — душа + «логос» = наука о душе.

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

Такое определение педагогики можно встретить в учебниках многих авторов (И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Харламова, И.П.Подласого). Однако, так ли оно бесспорно? В связи с этим нелишне обратиться к отечественной истории педагогики. Например, в работах А.П.Пинкевича в 20-3-г.г. обосновалась точка зрения, что педагогика - учение о педагогическом процессе, о его законах, целях и т.д. На ...

Впервые понятия психология вел Христиан Вольф – немецкий философ в 18 веке

Определения психологии.

  • Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности душевной или психической жизни
  • Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
  • Психология – научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение полученных знаний
  • Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Таким образом, общим в этих всех определениях является выделение психики как предмета изучения психологии.

Наиболее короткое определение психологии как науки о психике по мнению ряда ученых является ненаучным и тавтологичным. Но до настоящего времени не придумано ничего лучшего.

Научная психология включает сегодня фундаментальную психологию как самостоятельную научную дисциплину а также прикладную психологию, которая базируется на научных достижениях.

Различие научной психологии и обыденной, житейской.

Многие выводы и факты научной психологии представляются человеку известными, знакомыми и он восклицает «Я это знал». Не является ли психология аналогом здравого смысла. Психологию обвиняют в следующем: говорят, что она тривиальна, удостоверяет очевидное и придает научную форму тому, что человек знает интуитивно.

Проблема со здравым смыслом заключается в том, что мы взываем к нему после того, как знакомимся с фактами. События становятся очевидными и предсказуемыми после того, как они уже произошли, а не до этого.

Также и в повседневной жизни: часто мы не думает о том или ином событии до того момента, пока оно не происходит. И тогда мы неожиданно понимаем, почему это случилось и не удивляемся.

Ошибка хинсайта – тенденция преувеличивать чью-либо способность предвидеть, как все обойдется, после того как результата известно.

Пример 1. Противоположности сходятся

Подобное тянется к подобному

Пример 2. Любовь не страшится разлук

С глаз долой – из сердца вон

Феномен «я знал это» — может превратить открытия психологии в подобие выводов, сделанных на основе здравого смысла и породить самонадеянность – переоценку наших интеллектуальных возможностей.

Таким образом, здравый смысл иногда ошибается. В чем счастье – что мы среди людей или в одиночестве? В добродетельной жизни или в пороках – мнений тьма. Вопрос в том, какие из перечисленных конкурирующих идей более всего соответствуют реальности. Психологическая наука нужна для того, чтобы отделить реальность от иллюзий и настоящие прогнозы от легкого хинсайта.

«Первоначальная теория прогнозирует, второсортная – препятствует, третьесортная – объясняет после результата» (Китайгородский)

Фундаментальная психология тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка. Научная психология сегодня обогащает обыденную новыми терминами и знаниями: понятия, «экстраверсия», «инсайт», «сублимация», «уровень притязаний» «Комплекс неполноценности» — вошли в повседневную речь

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов ... а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. ...

Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии. Возникла новая сфера – «поп-психология» , которую можно обозначить как «упрощенную психологию». «неакадемической психологию» и «психологию для массового читателя»

Поп-психологию не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. Поп-психология – это элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания, обоснованность которых не ясна – «Как достичь успеха в жизни» «Как женщине не остаться одинокой?», «Не давите мне на психику» «Сила ума». Научная психология т.о. вынуждена вести войну на два фронта: 1) против оккультного знания (астрологической психологии, хиромантии) и поп-психологии, вульгаризирующей и искажающей результаты научных исследований.

2. Этапы развития психологии

1 этап – психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Душа – особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела: ей приписывали голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве; потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела; смерть – отступление души от тела

Гиппократ – учение о 4-ех жидкостях – версия о 4-ех темпераментах – сангвиник – кровь, флегматик – слизь, холерик – желтая желчь, меланхолик – черная желчь.

Демокрит – душа – поток огненных атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких частиц, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа – продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым новым дыханием. Болезнь – это изменение пропорции атомов. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он –место высших духовных функций, способности к познанию.

Впервые высказал мысль, что человек не может совершенно правильно, адекватно познавать окружающий мир. Ввел принцип демерминизма – причинной обусловленности. Моральные принципы являются результатом воспитания и упражнения. Считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался иметь детей. Считал, что от детей бывает много неприятностей, и в случае удачи, последнее приобретено ценой большого труда, а в случае – неудачи горе родителей несравнимо ни с каким другим.

Сократ выдвинул тезис «Познай самого себя» — под познанием понимал не обращение к внутренним переживаниям и состояниям сознания, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях.

Был пионером психотерапии. Ввел диалог-беседу. После Сократа – понимание души как феномена культуры (духовно).

Аристотель – душа – как предмет психологического знания – способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... вопрос о существовании души. 1. Что есть душа? Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое ... что в проблематике души накопилось много ошибок. Во-первых, душе человека отказано в реальности, так как она отождествляется с психикой или сознанием (в психологии и других ...

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Основной метод изучения – самонаблюдение и самоописание.

3 этап – Психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – постановка экспериментов и наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления механизмы психики.

Особенности современной ситуации в психологии

  • Критика естественнонаучного и деятельностного подходов и выдвижение других подходов – гуманитарного и психотехнического;
  • Поиск оптимального соотношения между психологическим теориями и психологической практикой;
  • Проблема эффективности психопрактик – реальна ли помощь психолога, каковы ее последствия, когда психолог имеет право помогать, а когда – нет.

Вывод: кризис психологии, построенной на естественнонаучной парадигме. Его причины: человек – духовное существо, рефлексивное и активное, поэтому нельзя рассматривать его как механизм и использовать в отношении его инженерную. Установку – овладеть, подчинить, управлять и также естественнонаучную – описать процессы и условия, их определяющие.

  1. Отрасли психологии

Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Психология связана:

  • с общественными науками (философией, социологией)
  • с медицинскими науками (патопсихология, медицинская психология, нейропсихология, психофармакология)
  • естественным науками (биология, психофизиология, сравнительная психология)
  • с педагогическим науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию)
  • техническими науками (через инженерную психологию)

Традиционно выделяют:

  • социальную психологию
  • возрастную психологию
  • инженерную психологию
  • психологию труда
  • клиническую психологию
  • психофизиологию
  • дифференциальную психологию

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальная психология изучает то, как люди думают друг о друге, как они относятся друг к другу и как они влияют друг на друга.

Феномены социальной психологии:

  • восприятие и понимание людьми друг друга;
  • подражание, внушение, убеждение;
  • сплоченность и конфликтность;
  • совместная деятельность и межличностные отношения;
  • феномен группового давления;
  • качественные и количественные характеристика малых групп, их влияние на эффективность совместной деятельности;
  • влияние меньшинства и большинства;
  • психология паники, слухов, толпы;
  • этнопсихология.

Педагогическая психология – закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания (влияние педагога (стиля педагогического руководства) и личности учащегося).

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:   Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель ... напряжения вызывают у них замедленную деятельность, отключение. Для меланхолика очень важна обстановка на уроке. Она должна быть спокойная. Новые люди на уроке могут смутить его ...

Возрастная психология – закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости (детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология).

Инженерная психология- закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации АСУ, новых видов техники.

Клиническая психология – изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения.

Патопсихология – отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология – физиологические основы психической деятельности

Дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Также выделяются следующие отрасли психологии:

  • юридическая психология;
  • военная психология;
  • психология рекламы;
  • психология религии;
  • парапсихология;

Прикладные области психологии:

  • психолог-консультант
  • клинический психолог
  • школьный психолог
  • промышленный психолог

4. Психика человека и ее структура

Под «психикой» понимают свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями объективный мир в его связях и отношениях [12,c. 14].

Психологический словарь дает такое определение психики: «Психика (от греч. рsychikos — душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности [7, c. 299].

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копирование мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. оно принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Отражение осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловлено целями и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».

11 стр., 5227 слов

Познавательная деятельность человека

... и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и ... на органы чувств. Восприятие является результатом сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое ( ... знает, что какое-либо представление, возникающее в сознании, нередко вызывает появление других представлений, затем ...

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Поэтому характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе; не появляется сама по себе и человеческая душа, если ребенок изолирован от других детей. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у ребенка формируется человеческая психика.

В противном случае, при отсутствии общения с людьми, у него ничто человеческое ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: внешний мир, природа, ее отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Особенности психического отражения[12, с. 17].

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу [3, c. 368].

Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Поэтому сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом.

9 стр., 4375 слов

Внимание как психическое состояние сознания человека

Внимание как психическое состояние сознания человека Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не ... отношение раздражителя к потребностям личности, то есть то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего; в) структурная организация психической деятельности наблюдателем ...

Сознание может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне или обмороке. Это своеобразное «свечение», перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. «Поле внимания», или что тоже самое, «поле сознания», может быть узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть боле устойчивым или менее устойчивым.

Для осознания справедливы следующие законы [6, c. 6]:

  • Закон Клапареда: чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться. Чем более какое-либо отношение употребляется автоматически, тем труднее его осознавать.
  • Закон сдвига или смещение: осознать какую-нибудь операцию – значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т.е. воссоздать ее в воображении так, чтобы можно было выразить ее словами.

Структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надиндивидуальных социальных структур, сложившихся в процессе совместной деятельности (прежде всего производственно-практической).

В отечественной психологии С.Л. Рубинштейном выдвинуто положение о единстве сознания и деятельности, которое заключается в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние в свою очередь осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условиям их адекватного выполнения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

Единство сознания и деятельности раскрыто в работах А.Н. Леонтьева, который выделяет следующие характеристики деятельности:

  1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете;
  2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл);
  3. Целесообразность;
  4. Опосредованный характер (орудия, социум);
  5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

По А.Н. Леонтьеву сознание не есть простая сума элементов, оно имеет свое собственное строение, свою внутреннюю целостность. И если жизнь человека есть система сменяющих друг друга деятельностей (которые сосуществуют или конфликтуют между собой), то сознание есть то, что их объединяет, обеспечивая их развитие и иерархию. Поэтому главное в положении единства сознании и деятельности в признании системообразующей роли сознания по отношению к целокупности деятельностей [5].

В психике человека существуют три сферы: 1) сознание; 2) предсознание; 3) бессознательное.

Предсознание или подсознательное включает те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание [11, с.65]. Собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... у детей в самом начале познавательной деятельности слож­ный процесс восприятия состоит из отдельных актов эле­ментарных ощущений. Интересно отметить, что в силу ... тактильный и др. Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствитель­ность), гипестезия (пониженная чувствительность), ане­стезия (отсутствие чувствительности), парестезия (жже­ние, покалывание, ...

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий.

З. Фрейд полагал, что бессознательное – это не столько процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавленные сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Отличие бессознательного от сознания. Отражаемая бессознательным реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. Бессознательно переживается субъектом через такие формы уподобления как непосредственное эмоциональное заражение, эмоциональное вчувствование, идентификацию, но не через выявление логических противоречий.

Бессознательное находит свое выражение

  • В интуиции, аффектах, панике, гипнозе, снах, подпороговом восприятии, непроизвольном внимании.
  • В стремлениях, чувствах и поступках, причины которых личностью не осознаются.

Выделяют четыре класса проявления бессознательного:

  1. надсознательное (уровень психической активности личности при решении творческих задач; творческая интуиция, неосознанная психическая активность, устремленная на созидание нового).
  2. неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы).

    По мнению З. Фрейда динамическое вытеснение бессознательного – это нереализованные влечения («оно») из-за конфликта с супер-эго обнаруживают себя в обмолвках, оговорках, сновидениях.

  3. неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (стереотипы автоматизированного поведения), проявляются, например, в процесс решения задач.
  4. Проявления субсенсорного (экстрасенсорного) восприятия.

Таким образом, психика не ограничивается только состояниями сознания. Она включает в себя предсознательное и бессознательное, которые представляют собой особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Структура психики:

  1. психические процессы
  2. психические состояния
  3. психические свойства

1, Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Включают в себя:

  • познавательные (ощущение, восприятие, представление и память, мышление и воображение)
  • эмоциональные (активные и пассивные переживания)
  • волевые (решение, исполнение, волевое усилие)
  • Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека, взаимосвязаны и представляют собой единый поток сознания; протекают с различной интенсивностью и быстротой в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния – относительно устойчивый уровень психической деятельности в данное время:

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... к данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как ... которых достигаются наивысшие значения основных функ­ций зрения: контрастной и снеговой чувствительности, быстроты и остроты раз­личения. Многочисленными экспериментами определены оптимальные значения ...

  • Внимание (сосредоточенное и рассеянное)
  • Эмоциональное состояние или настроение (восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное)
  • вдохновение

Психические свойства – устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства формируются постепенно и включают:

  • жизненную позицию (направленность)
  • темперамент (подвижность, устойчивость и тонус активности)
  • способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности личности)
  • характер – система отношений и способов поведения

  1. Основные методы психологического исследования

  1. Методы исследования и диагностики

  • Наблюдение
  • Опрос (беседа, интервью, анкетирование)
  • Эксперимент
  • Анализ продуктов деятельности
  • моделирование

  1. Методы терапии и коррекции
  • тренинговые группы
  • группы встреч
  • гештальтерапия
  • психодрама
  • телесная терапия
  • арт-терапия
  • поведенческий тренинг
  • сказкотерапия и т.д.
  1. Методы обучение и развития

Наблюдение – самый древний метод познания

Тема: Психические процессы

1) Виды ощущений, чувствительность, адаптация.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы [7, с. 261].

Классификация ощущений зависит от классификации анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:

  1. по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
  2. по месту расположения рецепторов;
  3. по модальности (виду) раздражителя.
  4. Наиболее используемой является классификация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основные класса ощущений [11, с. 44]:

1) экстерорецептивные,возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т.д.);

3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Существует также классификация, которая разделяет ощущения на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).

Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточные положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая чувствительность), затем появились контактная (прежде всего тактильная, то есть осязательная формы).

И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), а также слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Следующая классификация выделяет ощущения по модальности раздражителя:

  • зрительные;
  • слуховые
  • обонятельные;
  • вкусовые;
  • тактильные;
  • статические;
  • кинестетические,
  • температурные;
  • болевые
  • ощущения жажды и голода.

Афферентные системы человеческого организма могут отображать состояние как окружающего нас внешнего мира, так и состояние нашего собственного тела с большей или меньшей точностью, т.е. могут быть более или менее чувствительными. Экспериментально можно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя основоположник психофизики Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности. Всего же выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

Нижний порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая заметное ощущение. Верхний порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор [11, с. 47].

Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще различаются как различные [11,с. 47]. Несмотря на то, что абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности представляют собой явно различные характеристики, за этими понятиями стоит один общий принцип – сенсорный ряд прерывен или дискретен, то есть до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает.

Современные концепции порогов чувствительности отличаются двумя характерными особенностями. Первая из них состоит в том, что различение и обнаружение трактуется как процесс, неотъемлемой частью которого является неопределенность и случайность. Вторая – в том, что все глубже исследуются механизмы несенсорного порядка, в широком смысле – механизмы принятия решений, которые приходят на помощь сенсорной системе и позволяют тем или иным способом решать сенсорные задачи, несмотря на неопределенность, случайность, смутность и неясность внешнего мира [8, с. 171].

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптацию и сенсибилизацию.

Адаптация – или приспособление – есть изменение чувственности органов чувств под влиянием действия раздражителя.. Выделяют негативную и позитивную адаптацию.

Негативная адаптация бывает двух видов:

  1. полное исчезновение ощущение в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, неприятный запах);
  2. притупление ощущения од влиянием действия сильного раздражителя (холодная вода, переход из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство).

Позитивная адаптация – это повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Явление адаптации можно объяснить:

  1. теми изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном действии на него раздражителя;
  2. процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов – при длительном раздражении коры головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Взаимодействие ощущение заключается в следующем: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность под влиянием слабого обонятельного раздражителя, звуковые раздражители слабые повышают световую чувствительность.

Таким образом, ощущение – это простейший психический процесс, физиологической основой которого выступает деятельность анализаторов.

2) Общая характеристика восприятия, виды восприятия, индивидуальные различия восприятия.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [11, с. 49].

Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Восприятие –есть результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.

Восприятие отличается закономерность субъективности. Это означает, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т.д. Например, студент на лекции более остро воспринимает ту информацию, которая отвечает его актуальным потребностям, интересам.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни индивида, особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, они виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх [11,с. 52].

Основные свойства восприятия:

  • целостность (восприятие целостного образа предмета),
  • константность (постоянство по форме, цвету, величине и т.д.);
  • структурность (восприятие абстрагированной обобщенной структуры);
  • осмысленность (связь с мышлением, с пониманием сущности предметов);
  • избирательность (преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими) [11,с. 52-53].

В других экспериментах американский психолог Бэгби (1957) продемонстрировал значение прошлого опыта для восприятия в с детьми из Мексики и из США. Он предварительно подобрал пары картинок, каждая из которых включала одну сцену из мексиканской жизни и одну – из североамериканской. Затем он показывал их детям с помощью стереоскопа, который позволяет проецировать в течение короткого времени на сетчатке глаз разные картинки. Таким образом, мозг получал одновременно сложные сигналы двух типов, которые он не мог объединить: в таких случаях благодаря феномену избирательного внимания мозг воспринимает только один из сигналов.

Ученый обнаружил, что при одновременном предъявлении таких двух объектов, как например, изображение тореодора и игрока и бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а североамериканские – второй. Мозг каждого улавливал наиболее привычный образ с учетом окружающей среды и прошлого опыта [2, с. 211-212].

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2—3-летнего ре­бенка константность восприятия еще очень несовер­шенна: воспринимаемая величина предметов уменьшает­ся с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого . Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что конс­тантность восприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в ко­тором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспри­нимается неконстантно вследствие недостатка собствен­ного опыта в этой среде [214].

Свойство обобщенности также изменяется в процессе индивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере слепых от рождения людей, обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщения зрительных объектов. По данным Грегори, че­ловеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с боль­шим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова [91].

Су­щество сенсорной депривации заключается в том, что испытуемых изолируют от внешних воздействий с по­мощью специальных приемов. Например, для снижения кожной чувствительности испытуемых помещают в теп­лую ванну, для уменьшения зрительной информации на­девают им светонепроницаемые очки, для исключения слуховой чувствительности помещают в звукоизолированное помещение.

Нормальный, физически здоровый человек, погружен­ный в такую ванну, где до него не доходят никакие акустические и световые раздражители и почти исключе­ны осязательные и обонятельные ощущения, а также ощущения температуры, испытывает большие трудности в управлении своими мыслями, представлениями, он теряет ориентировку в строении собственного тела, у него на­чинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании испытуемых сразу после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия, особенно зрительного: изменялось восприятие цвета, формы, размера и расстояния. В одних условиях цвет казался более ярким и насыщенным, а в других терялось различение цветов. Так, известный спелео­лог Сиффр не различал зеленого и синего цветов еще целый месяц после двухмесячного дефицита ин­формации вследствие одиночного пребывания в пещере.

После пребывания в изоляции происходит также из­менение восприятия глубины и постоянства размеров, все вокруг может представляться испытуемому плоским, окружающие предметы кажутся находящимися в одной плоскости, как бы нарисованными, а стены помещения то «приближаются», то «отдаляются» от него. Иногда на­блюдалась утрата константности восприятия, при этом плоские поверхности воспринимались как изогнутые. У участников антарктических экспедиций, работавших в условиях крайне однородной в зрительном отношении сре­ды, отмечалась склонность переоценивать размеры пред­метов и недооценивать расстояния до них, а также из­менение восприятия скорости движения .

Сенсорная депривация приводила к изменениям вос­приятия и времени: короткая — к завышению, а длитель­ная — к занижению временных интервалов. Наблюдались изменения зрительной и слуховой бдительности. Общим же направлением изменений после изоляции для всех видов восприятия является увеличение чувствительности.

Как уже упоминалось, при сенсорной депривации про­исходит утрата константности восприятия, нарушение цветового зрения, искажение восприятия формы и т. д. Все это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды. Если бы восприятие сводилось лишь к пассивному приему информации, то можно было ожидать, что психические процессы не нарушались бы при времен­ных перерывах в поступлении информации. Однако опыты с сенсорной депривацией показали обратное. В условиях изоляции умственная деятельность человека приходит в упадок. В ходе эксперимента испытуемые, обнаружив в себе неспособность к обычному мышлению, пытались ком­пенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоми­наниями или воображением, но вскоре вспоминаемые и воображаемые картины становились навязчивыми и не­контролируемыми, не зависящими от воли человека, как если бы они были навязаны ему извне. Такой процесс приводил даже к галлюцинациям. Если испытуемые име­ли возможность произвольно двигаться, то эти явления смягчались, но не устранялись полностью.

Замечено, что в условиях естественного «сенсорного голодания» люди стремятся к творческой деятельности: лепят, пишут стихи, рассказы. Интересно, что в усло­виях одиночества внутренняя речь может снова стано­виться внешней, осуществляя функцию общения человека с самим собой. Привычные формы социального общения (советы, одобрения, порицания, утешения, напоминания) в этих условиях исключаются, и человек вынужден в процессе приспособления к одиночеству вырабатывать особые механизмы регулирования своего поведения. В по­ведении большинства людей после прекращения длитель­ного одиночества наблюдалась повышенная активность с оживленной мимикой, и многие из них навязчиво стре­мились вступить в речевой контакт с окружающими.

Приведенные данные касались резкого сокращения по­тока информации из внешней среды. Однако уменьшение объема сигналов, поступающих из внутренней среды орга­низма, также оказывает неблагоприятное воздействие на восприятие. Поясним это на примерах. Проводились на­блюдения за восприятием людей, находящихся в состоя­нии невесомости, т. е. в условиях, когда резко сокра­щается поток импульсов от скелетной мускулатуры, вно­сящей значимый вклад в информацию, поступающую в мозг. Один испытуемый так описывал свои пережи­вания: «Я понял, что наступило состояние невесомости. У меня внезапно возникло ощущение стремительного па­дения вниз, что все кругом рушится, разваливается и разлетается в стороны. Меня охватило чувство ужаса, и я не понимал, что вокруг меня происходит». Теперь известно, что изменение восприятия окру­жающего мира, наблюдаемое при разных вариантах пер­цептивной депривации, вызывается изменением работы мозга из-за рассогласования и извращения информации, поступающей к нему от мускулатуры и органов чувств.

Выделяют следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движения, пространства, восприятие человека (социальная перцепция).

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Восприятие видимого движение определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также при восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Восприятие времени также имеет свои закономерности.

Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды недооценивать интервалы более одно секунды. Вунд сформулировал основной закон восприятия времени: «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьируется в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности и фрустрации время течет медленнее. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период времени, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Виды восприятия делятся в зависимости от форм отражения:

— восприятие пространства,

— времени,

— движения;

Также выделяют восприятие отношений и человека.

Восприятие каждого человека обусловлено его прежним прошлым опытом; оно также зависит от поставленной задачи, установки, психического состояния человека. Поэтому восприятие носит индивидуализированный характер.

Восприятие человека человеком

Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Поскольку это процесс социальный, т.е. протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия и предубеждения.

Социальная перцепция– это процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения но отношению к воспринимаемому человеку.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

— возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции

— условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого

— закономерности формирования первого впечатления

— влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки личностных свойств взаимодействующих людей.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

— эмоциональная оценка партнера по общению

— попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение

— построение собственной стратегии поведения

Первое впечатление и его типичные ошибки

1. Первая ошибка называется «эффект ореола» — это тенденция преувеличивать однородность личности: общее позитивное впечатление приводит к общей переоценке; негативное впечатление – к общей личностной переоценке неизвестного человека.

Эффект ореола включает три фактора: 1) фактор превосходства; 2) фактор привлекательности. 3) фактор отношения к наблюдателю.

1) Фактор превосходства — в ситуации неравенства партнеров – человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, превосходит его и по остальным значимым параметрам, т.е. происходит его общая личностная переоценка.

2) Фактор привлекательности – внешне привлекательного человека мы склонны переоценивать и по другим важным социально-психологическим параметрам.

3) Фактор отношения к наблюдателю – людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи – мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

2. Вторая ошибка первого впечатления – проекция – перенесение своих состояние и черт другому человеку.

К факторам, которые оказывают влияния на формирование первого впечатления также относят:

искажающее влияние эмоциональных состояний

— эффект снисходительности (то есть когда все люди оцениваются положительно — данный эффект в большей степени присущ женщинам)

стереотипизация как механизм восприятия.

Как преодолеть ошибки первого впечатления:

1) духовно развиваться, избавляться от стереотипов;

2) проводить мысленный эксперимент (с переодеванием и т.д.).

Роль установки в восприятии другого:

— мы должны осознавать, что взаимодействуем с личностью, а не со стереотипом

— для улучшения нашего восприятия другого человека необходимо прилагать усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.

http://sevpsiport.com/psistatii/363-ponyatie-socialnoi-percepcii-meglichnos