Лекция 9. Онтология

  1. Категория бытия в философии.
  2. Философское понимание материи.
  3. Проблема сознания в философии.

1. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Становление философии начиналось именно с изу­чения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой пред­мет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

1.1. Философский смысл понятия бытия

Бытие — общая идея

Самое краткое определение онтологии — это теория бытия, учение о бытии. Начнем с самого понятия «бытие». Семантика его неоднозначна. В ней выделяются по меньшей мере три слоя.

Бытие как сущее

Первый — повседневный или обыденный: бытие как все, что есть, имеется, все, что существует; быть — значит, существовать в предметно-чувственном смысле этого слова. Существование отождествляется здесь с сущим, т. е. с совокупностью всех окружающих нас вещей, процессов, свойств, связей, отношений. Доказательство такого существования является опытным и часто сводится к непосредственному восприятию. В данном плане работает берклианский принцип esse est percipi — существовать, значит быть воспринимаемым. Вот, скажем, письменный стол, за которым я работаю. Он существует, потому что я вижу и тактильно ощущаю его, могу, для пущей убедительности, специально потрогать. Ну, а если я выйду из комнаты, стол что — исчезнет?

Нет, он все равно будет существовать, так как: я смогу его воспринять, вернувшись назад (он, следовательно, существует как возможность быть воспринятым); может быть другое сознание, которое воспринимает его в мое отсутствие; он «существует в разуме какого-либо Вечного Духа» (Беркли, как известно, был убежденным защитником религии).

Существует запах, потому что его обоняют; существует звук, потому что кто-то его слушает и слышит; существуют цвет и форма, потому что их видят и осязают.

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... на политику, экономику и т. д. Бытие– философская категория, обозначающая все когда-либо существовавшее, ныне существующее и имеющее внутренний потенциал реализации в будущем ... учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика (греч. apologetikos ...

В более сложных ситуациях доказательство существования сводится к представлению найденного конкретного предмета, т. е. к отождествлению его свойств и отношений с теми, которыми должен обладать объект, существование которого доказывается.

Бытие как субстанция

Второй смысловой слой понятия «бытие», который уже можно назвать философским, имеет своим референтом то, что находится (скрывается) за вещами как они чувственно явлены, даны нам. Это — существенное (сущностное) существование. Его еще можно назвать фундаментальным или субстанциальным. В рассматриваемом плане бытие отождествляется с чем-то достаточно самостоятельным, устойчивым и постоянным, — с основой сущего, которое может быть изменчивым и преходящим. Иначе говоря, на этом пути мы углубляемся в проблему, пытаемся выяснить природу бытия и реальности, сущность сущего.

Бытие как Абсолют

Наконец, третий смысловой пласт «бытия» содержит Бытие с большой буквы. Это Единое, Абсолют, Космический Разум, в конечном счете — сам Бог. На этом уровне (метауровне — по отношению ко второму, субстанциальному уровню бытия) говорят о возможности и реальности самих сущностей (существенного бытия, бытия как сущности).

Так понимаемое Бытие — как высшее, верховное начало, определяет собой все конкретные виды бытия. Оно вечно (нескончаемо во времени) и самодостаточно (ни от чего не зависит, ни к чему не сводится и ни из чего не выводится).

В нем принято видеть подлинное существование или истинную реальность. В данном плане бытие противопоставляется сущему (налично данному).

Поиски бытия, по Хайдеггеру, — это поиски какой-то укорененности, это преодоление бездомности и заброшенности человека, человеческого существования. Бытие как Абсолют не познается, а только открывается в «краткие счастливые часы или минуты». Оно — тайна, которую нельзя постигнуть или выразить в понятиях («непостижимое» по Франку), но которую можно и нужно пережить или прожить. Спрашивая о бытии (вопрошая бытие) человек в действительности спрашивает о смысле своей жизни. Бытийствующий человек способен вырваться из плена повседневного, поверхностного и мелкого, существования, приобщиться к миру подлинных сущностей, наполнить свою жизнь истинным (духовным, вечным) смыслом.

12 стр., 5930 слов

. Работа посвящена настоятельной проблеме 21 века проблеме существования Бога. Предлагается теоретическое доказательство существования и единственности Бог

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БОГА: ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ЕДИНСТВЕННОСТИ БОГА Темур Зикириллаевич Каланов кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Дом физических проблем, г. Ташкент, Узбекистан t.z.kalanov@rambler.ru Реферат. Работа посвящена настоятельной проблеме 21 века – проблеме существования Бога. Предлагается теоретическое доказательство существования и единственности ...

Абсолютизация бытия идет от Августина Блаженного, от его идеи иерархичности структуры мира, трактуемой как градация существ, как различные ступени («лестница») совершенства.

Наряду с категорией «Бытие» в онтологии рассматриваются связанные с ней категории «небытие». «Небытие» — философская категория, противоположная Бытию. Небытие находится за пределом бытия.

Впервые категорию «бытие» ввели древнегреческие философы

  1. Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное.
  2. Гераклит видел в нем мир, который развивается.
  3. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами — атомами, в отличие от Парменида и Гераклита, которые под бытием понимали весь мир.
  4. Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бесте­лесному созданию — идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям — бытию идей.
  5. Аристотель отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях и пред­ложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

Итак, взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определе­нии содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире — вечных, бестелесных идеях.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... идеальностью (протяженностью и мышлением) остаются неизменными, самотождественными. В целом, Субстанция как объективная реальность есть и вещь, и свойство, и отношение, но именно ... и процессов, то философии свойственно стремление искать в бытии некую прочную основу пестрого мира явлений, потому что только на прочное можно опереться ...

В XVII—XVIII вв. бытие стало рассматриваться как материальная (вещественная) реальность, как природа, которая проти­востоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой проис­ходят только механические изменения. Это были физикалистские представления о бытии

Новый подход к по­ниманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

Но положительным моментом явилось то, что духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. Такое видение проблемы бытия характерно и для не­которых современных философских систем экзистенциализма, который раскрывает приоритета содер­жания сознания над материальным бытием.

Марксистская философия рассматривает проблему бытия много­гранно:

  1. Бытие — это философская ка­тегория, которая обозначает единство всего существующего (при­рода, общество, человек с его духовным миром).
  2. В содержание этого понятия входят материальный мир (вещественный и предметный), соци­альные процессы (общественное бытие и общественное сознание) и твор­ческие акты (память, чувство, воля, идеальное моделирование).

Таким образом, марксистская философия не сводит проблему бытия ни к пред­метно-вещественному (чувственному) миру, ни к сознанию человека (объективно-идеалистический подход), признается не только единство нескольких уровней бытия, но и первичность природного (материаль­ного бытия) в рамках основного вопроса философии.

Бытие — означает наличествовать, существовать.

Содержание философской категории «бытие» раскрывается в понятиях понятиями субстрата и субстанции, реальности.

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... силу наличия большего разнообразия возможностей коммуникации. Иными словами – если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его "виртуальная жизнь", не имея ... , пожалуй, наиболее печальной. Ее несоответствие реальности доказывается опять-таки достаточно разнообразно. Например, отмечается, что становление сетевых форм организации производства и, в особенности ...

Субстрат — это то, из чего все сделано. «Субстанция» — это первооснова всего существующего.

Можно выделить три подхода к пониманию сущности субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. В истории философии преобладал монистический подход, но су­ществовало две основные формы монизма:

Материалистический монизм (материя — первоосно­ва мира).

  1. В античной философии сформировалось представление о субстанции как о какой-то предельной основе мира, о чем-то постоянном и самостоятельно существующем: Демокрит и Эпикур, например, считали, что тела состоят из неде­лимых частиц (атомов), которые различаются только по величине, фор­ме, положению и весу.
  2. Поиск «кирпичиков мироздания» получил наибольшее раз­витие в естествознании XVII—XVIII вв. При этом считалось, что материя как суб­станция существует первично и рядом с конкретными вещами и явле­ниями. Современная наука дает основания утверждать, что субстанция не существует отдельно от вещей и явлений.
  3. В марксизме диалектико-материалистическое учение о субстан­ции связано с отождествлением субстанции и материи. Материя выступает как субстанция тогда, когда противопос­тавляется всем конкретным формам своего существования, включая и такое ее свойство, как сознание. В качестве субстанции материя высту­пает как «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внут­реннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообраз­ным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует». Значит, признание субстанциональности и абсолютности материи эквивалентно принципу материального единства мира.

Идеалистический монизм (субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея):

  1. Платон, представитель объективного идеализма, весь реальный мир делил на мир идей (первопричина) и мир чувственных вещей (материальный).
  2. Спиноза отождествлял субстанцию с Богом, а Бога с природой (пантеизм) и сделал вывод, что природа — это единая, вечная и бесконечная субстанция, ко­торая не требует какого-либо иного начала. Она- причина единичных вещей и причина самой себя.

Таким образом, идеализм отрицает понятие материальной суб­станции и первичность ее бытия. Первопричиной бытия признается ду­ховная субстанция.

13 стр., 6086 слов

Общество как форма жизнедеятельности людей

Раздел. Человек и общество Общество как форма жизнедеятельности людей Вопрос о том, что такое общество (социум), является одним из самых сложных в современном обществознании. Люди с давних пор пытались объяснить причины, закономерности и перспективы развития общества. С течением времени содержание понятия «общество» изменялось и уточнялось. В узком смысле слова под обществом обычно понимают: ...

Мо­низму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опира­ясь на какие-либо два равноценных начала. Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т. е. материальное и идеальное. Декарт как основопо­ложник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно. Для Нового времени характерен так называемый гносеологиче­ский дуализм, который базируется на отрицании взаимосвязи субъекта и объекта, противопоставлении этих понятий, что ведет к агностицизму.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем че­ловека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»).

Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

Имеется, кроме того, имеется действительность, которая существу­ют не в объективной, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, ко­торые в нем происходят.

Итак, Бытие — это целостная, беспредельно существующая реальность, все то, что существует. Категория бытия является предельно общей абстракцией и объединяет по признаку существования разнообразные явления и предметы мира.

1. 2. Классификации форм бытия

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из глав­ных в философии.

6 стр., 2522 слов

2. Формы поведения животных

... психики. Формы поведения животных. Сознание человека. Понятие о бессознательном. Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. ... длительной эволюции психики. Условия, необходимые для формирования сознания: социальное бытие человека трудовая деятельность членораздельная речь общественно-историческая деятельность человечества ( ...

В проблеме бытия можно выделить два аспекта — вопрос о том, в каких основных формах существует бытие; вопрос о соотношении форм друг с другом.

Несмотря на огромное многообразие предметов и явлений окру­жающего мира, в их классификации можно выделить две разновидности основных форм: материальные и духовные.

Для материальных форм бытия характерны такие свойства, как телесность, протяженность, они существуют как объективная реальность, данная в ощущениях, они вос­принимаемы, осязаемы, проявляют себя непосредственно, познаваемы конкретно чувственно и рационально.

Для идеальных (духовных) форм бытия характерно то, что они не обладают свойствами телесности, про­тяженности, проявляют себя опосредованно, связаны с активной ответ­ной реакцией организма на имеющие и внутренние воздействия.

Проявление материальных и духовных форм бытия отража­ются в понятиях: Космос, Вселенная, природа, общество, человек.

В материальных формах бытия:

Кос­мос представляет собой мир как структурно-организованное, упорядо­ченное, беспредельное и вечное целое.

Вселенная есть часть Космоса, доступная восприятию и исследованию.

Природа— это все то, что вокруг нас существует, в узком смысле — ок­ружающая человека неорганическая и органическая среда.

Общество представляет собой продукт взаимодействия людей, совокупность об­щественных отношений. Человек выступает и как тело природы, и как продукт общественного бытия.

Выделяются также духовные формы бытия, которые существуют реаль­но, но не обладают протяженностью, телесностью, а проявляют себя в активной ответной реакции, познании, самопознании, мысленном пред­ставлении.

Духовная реальность:

в деятельности человека обычно ассоциируется с понятиями психики, мышления, со­знания, души, субъективного духа и т. д.

в обществе она соотносится с такими понятиями, как общественное сознание, общественная психоло­гия, идеология, архетипы.

в природе подо­бие духовных форм бытия проявляется в раздражимости, чувствен­ности, ощущениях, психике, которые лежат в основе их активного пове­дения и отражения действительности.

во Вселенной и Космосе можно гипотетически предположить существование духовных форм бытия в виде духов, богов, демиурга (творцы), космического разума, ума, абсолюта, абсолютной идеи, мирового духа и т. д.

Итак, основными видами проявления бытия являются его матери­альные и духовные формы.

Вторая классификация форм бытия — бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.

Бытие природы представляет существование вещей, процессов и состояний. Оно обусловливает некую целостность и существует независимо от сознания человека.

Главной особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм).

В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной основе (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уровень социализации).

Бытие социальное, общественное есть бытие материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Духовное бытие проявляется,

во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас.

Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия (языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли).

Следующая основная проблема, которую ставит онтология, как учение о бытии, —- вопрос о том, как они соотно­сятся друг с другом, есть ли в их соотношении что-то первичное, исход­ное, основополагающее?

В попытках ответить на вопрос о том, что первично — материальное или идеальное, в истории философии возникли два противоположных направления — материализм и идеализм. С точки зрения материализма, первопричиной, первоосновой, субстанцией является материя, а дух, мышление, сознание — продукт ее развития. По мнению представителей идеализма, наоборот, — первично ду­ховное начало, а материя есть продукт его развития.

Современная точка зрения — материальные и духовные формы бытия находятся в диалектической взаимосвязи. Различные философские направления (ма­териализм и идеализм) берут за объект исследования те или иные формы бытия, отражая их в понятиях материального и духовного.

Контрольные вопросы

  1. Назовите три учения в понимании сущности субстанции в истории философии?
  2. Перечислите понятия, в которых раскрывается содержание бытия?
  3. Какой древнегреческий мыслитель ввел термин «бытие»?
  4. В каких формах существует бытие?
  5. В каком разделе философии изучается проблема бытия?
  6. Перечислите уровни бытия?
  7. Сформулируйте определение бытия?

2. Философское понимание материи

Проблема материи на протяжении тысячелетий стояла в центре внимания как философской, так и (с момента ее появления) естественнонаучной мысли. От первых наивных представлений об элементах и стихиях вплоть до современных представлений о кварках, глюонах, суперструнах и т. д. — вот путь, пройденный человеческим познанием. Диаметр нашей планеты составляет около 128 000 км, Солнца — 109 раз больше. Если представить себе Землю в виде крупинки размером 1 мм, то диаметр Солнца окажется равным примерно 11 см.

Точное количество звезд не сосчитать, невооруженным взглядом над горизонтом можно увидеть около 3 тыс. звезд. Наша Галактика включает более 200 млр. звезд. За пределами млечного пути простираются триллионы других Галактик, образующих Метагалактику. Свет ближайших из них идет 170 тыс. лет.

Обратим свой взгляд в обратную сторону — в глубь материи. Американский физик Фейнман писал, что мир вблизи сложен: миллиарды крохотных атомов, всевозможные неровности. Атомы малы: Они во столько раз меньше обыкновенного яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара. Еще меньше протоны и нейтроны, образующие ядро атома. Протоны и нейтроны имеют в свою очередь сложное строение: состоят из частиц, называемых кварками.

Когда-то Вселенная представлялась вечной и неизменной. Но в 1929 году американский астроном Эдвин Хаббл (1889−1953) установил, что Вселенная расширяется: галактики и их скопления удаляются друг от друга. Начало расширения Вселенной называется Большим взрывом, а время, прошедшее от Большого взрыва до наших дней — возрастом Вселенной (около 15 млрд. лет)

Что произошло за это время в нашей Вселенной? Американский астроном Карл Саган (1934 — 1996) придумал способ изложения космической хронологии (одной космической секунде соответствует 500 реальных земных лет).

Продолжительность существования нашего мира сжалась до одного космического года: Большой взрыв — 1 января, образование галактик — 10 января, образование Солнечной системы — 9 сентября, образование Земли 14 сентября, возникновение жизни — 25 сентября, появление бактерий и водорослей-9 октября, возникновение фотосинтеза — 12 ноября.

Наименьшей массой обладают элементарные частицы. Основная масса живого вещества сосредоточена в растениях — это 2400 милрд. тонн. Общая масса людей — 300 милн. тонн.

Стремление ответить на вопросы, из чего состоит окружающий мир, есть ли какая‑то «первооснова» в строении материального мира, определило этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты.

2.1.Этапы формирования представлений о материи.

Первоначально в философской и естественнонаучной мысли материя рассматривалась как строительный материал или первоматерия.

Первые представления о материи связаны с учением атомизма. «Наиболее достойны познания первоначала и причины и на их основе познается все остальное», — писал Демокрит.

Родоначальник научной мысли Фалес первоосновой считал воду. Уплотняясь, она образует твердые тела, испаряясь — воздух.

Эмпедокл довел количество элементов до 4: при горении дерева сначала поднимается дым (воздух), затем возникает пламя (огонь), на холодной поверхности около горения образуется вода, после сгорания остается зола (земля).

Не всех удовлетворяло сведение всего существующего к стихиям (существует ли пустота, не состоят ли стихии из первичных сущностей?).

В V веке Левкиппом и Демокритом была выдвинута атомистическая гипотеза. По легенде идея о существовании атомов возникла у автора, когда он резал яблоко. До каких пор можно рассекать яблоко на части? Он назвал мельчайшие частицы атомами — с греч. «неразрезаемый», «нерассекаемый». Демокрит признавал два первоначала — атомы и пустоту. Атомы обладают выступами, углублениями и крючками, позволяющие им сцепляться.

Все Средние века прошли под знаком Аристотеля, для которого материя — инертная и пассивная масса, потенциальная возможность предметного разнообразия мира. Только через связь с идеальной формой эта возможность становится действительностью.

В Новое время знаком материи являлись первичные механические качества всех вещей: протяженность, плотность, постоянная масса и т. д. Вещи же по традиции считались состоящими из неделимых атомов.

На рубеже XIX — XX веков в связи с открытием радиоактивности, электрона и других диковинных вещей разразился самый настоящий мировоззренческо-методологический кризис. Впрочем, его можно назвать и научной революцией. Некоторые ученые и философы стали говорить о дематериализации, или исчезновении, материи, о замене ее энергией, электричеством, даже математическими формулами. Логика их рассуждений была по-своему стройной. Ее можно реконструировать следующим образом (один из напрашивающихся вариантов).

Материя — это вещество.

Вещество состоит из атомов.

Атомы, оказывается, состоят из электронов.

Электроны, как тогда представлялось, суть «атомы электричества».

Электричество, ясное дело, — не вещество.

Следовательно, материя «состоит» из не-вещества, т. е. из не-материи.

Вот такой получался силлогизм. На его убедительность работало еще одно обстоятельство: структура материи была твердо завязана на неделимости атома, а тут он раскололся на электроны. Более двух тысяч лет, что называется, молчал, а тут вдруг взял да и заговорил — это поражало и ошеломляло, казалось, почва уходит из-под ног. Начало ломки устоявшейся традиции (в данном случае — понимания атома) всегда воспринимается как трагедия. Со временем физики, конечно, разобрались. У электрона «появилась» масса (а это явный признак материи), он оформился и стал корпускулой (тельцем, очень маленькой частицей вещества).

Все поставил на свои места эксперимент.

Философы предложили-таки свой выход из возникшего кризиса — материя перестала падать в бездну дематериализации. Это был, разумеется, коллективный выход, вобравший в себя множество индивидуальных решений и подходов. Решение, предложенное В.И. Лениным, можно считать одним из самых приметных.

Его действительная новизна состоит в установлении неразрывной связи философского определения материи с основным вопросом философии. Ленинское определение и есть определение через основной вопрос философии. «Материя есть философская категория для обозначения объ­ективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, су­ществуя независимо от них». Данные представления были развиты В.И. Лениным. В работе «Материализм и эмпириокритицизм». В этом определении выделяются два признака материи: 1) существование ее независимо от сознания; 2) ее способность отображаться нашими ощущениями, что свидетельствует о принципиальной познаваемости материального мира.

От философского понятия материи следует отличать современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи (задание: написать конспект по вопросам — системная оганизация материи, с 39,40)

Естественнонаучные представления о материальных формах бытия — это знания об их всеобщих видах, формах, состояниях, свойствах, основанные на философском осмыслении достижений частных, кон­кретных наук.

Совре­менному естественнонаучному познанию материальные формы бытия известны в виде вещества и поля. Основными свойствами вещества яв­ляются масса покоя, конкретная локализация в пространстве и корпускулярность. Характерными свойствами поля являются масса движения, полное распространение и заполнение окружающего пространства, волнообразность.

Многообразные сочетания и проявления вещества и поля образуют три основные области окружающего нас мира: микромир, макромир и мегамир. Бесконечно-многообразное проявление материальных форм бытия в микромире представлено многообразием полей, элементарных частиц, их свойств и взаимопереходов.

В макромире неисчерпаемость материальных форм бытия представ­лена многообразием химических элементов, молекул, макроскопических тел, геологических систем и т. д. В мегамире — многообразием планет, звезд, звездных систем, галактик, метагалактик, межзвездной материи и т. д.

Специфические формы взаимосвязи материальных форм бытия со­ставляют три основных известных уровня в развитии окружающего ми­ра: неорганическая, органическая и социально-организованная материя. Неорганическая материя заполняет собой все области и уровни бытия и представлена механическими, физическими, химическими, атомными и ядерными взаимодействиями и процессами. Ее самодвижение и самоор­ганизация лежат в основе возникновения и развития живой и социально-организованной материи.

Органическая материя представляет собой совокупность организ­мов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в промессе эволюции генетической информации.

Социально-организованная материя проявляет себя как взаимосвязь мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидов и сообществ различных уровней.

Таким образом, современные философские и естественнонаучные представления о материальных формах бытия свидетельствуют о много­образии их видов и способов взаимосвязи.

Материя как объективная реальность характеризуется:

  1. общими свойствами ‑ всеобщность, объективность, неисчерпаемость, неуничтожимость, структурность, системность,
  2. способами существования (движение и самоорганизация),
  3. формами существования (время и пространство).

2.1. Атрибутивные свойства материи

Категория «движения» — одна из важнейших в философии. Под движением понимаются любые изменения материи

Всеобщими свойствами движения являются:

  1. объективность;
  2. противоречивость;
  3. бесконечность и вечность.

Объективность движения находит отражение в неразрывной связи материи и движения, ибо нет движения вообще как такового, самого по себе, а есть лишь изменение различных форм бытия, материальных или духовных, объективных или субъективных, земных или космических, телесных, вещественных или полевых, энерге­тических, вакуумных и т. д.

Противоречивость движения состоит в том, что оно представляет собой единство абсолютности и относительности.

Противоречивость движения проявляется также в том, что оно пред­ставляет собой единство устойчивости и изменчивости.

Относительность механического покоя заключается в том, что тело может находиться в состоянии покоя относительно одной системы координат (например, Земли), но двигаться относительно другой (Солн­ца).

Итак, покой, равновесие, устойчивость — относительны, изменение — абсолютно.

Наиболее глубоко противоречивость движения проявляется в един­стве прерывности и непрерывности. Движение представляет собой единство прерывности и непре­рывности — движущееся тело находится в данной точке (или состоя­нии) и одновременно не находится в ней.

Пространство и время как формы существования материи

Выделение движения как атрибутивного свойства материи недостаточно для описания бытия материальных вещей. В процессе движения одни вещи возникают, другие ‑ исчезают. Для выявления этого бытия материи в истории философии сформировались понятия пространства и времени.

Пространство — это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов.

Время ‑ это философская категория, которая выражает последовательность сосуществования вещей и процессов.

Сосуществование пространства и времени обусловлено сосуществованием движущейся материи.

В философии и науке исторически сложились две концепции в понимании времени и пространства.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство — чистая протяженность. Время — чистая длительность, в которые погружены материальные объекты. Представителями данной концепции в истории философии были Демокрит, который бытию атомов противопоставил пространство, как-то место, где еще нет атомов, и И. Ньютон, рассматривающий пространство и время как сущности, существующие рядом с материей.

Релятивистская концепция идет от Аристотеля, получает развитие у Лейбница, Эйнштейна. Пространство и время — не самостоятельные сущности, а особые отношения между предметами и процессами, вне и без которых пространство и время не существуют.

Таким образом, различные подходы к пониманию пространства и времени в ходе исторического развития познания человеком мира по­зволяют выявить современное философское и естественнонаучное пред­ставление о них. Пространство — это философская категория для обо­значения таких всеобщих свойств взаимодействующих процессов и объектов, как протяженность, структурность, сосуществование и взаи­модействие. Находясь в пространстве, предметы и явления обладают определенной формой и размерами, занимают определенное местопо­ложение, характеризуются определенным расстоянием друг относительно друга.

Время — это философская категория для обозначения таких всеоб­щих свойств взаимодействующих процессов и объектов, как длитель­ность и последовательность существования. Длительность как всеобщее свойство времени выражает последовательность существования и смену состояний предметов и явлений окружающего мира и самого человека. Длительность образуется из возникающих один за другим моментов или интервалов времени, составляющих в совокупности весь период суще­ствования данного явления от его возникновения до перехода в качест­венно иные формы.

Контрольные вопросы

  1. Как менялись представления о материи в ходе становления и развития философии Древней Греции?
  2. Тождественны ли понятия «материя» и «вещество», «материя» и «реальность»?
  3. Эквивалентны ли суждения: «Все объекты состоят из материи», «Все объекты материальны?»
  4. Из какого понимания материи исходили ученые, заявлявшие в начале XX века, что «материя исчезла»?
  5. Какие основные уровни организации неживой и живой природы выделяет современная наука?
  6. В чем проявляется противоречивость движения?
  7. Какие две концепции пространства и времени исторически сложились в философии и естествознании?

3. Проблема сознания в философии

3.1.Происхождение сознания, его психофизиологические и социальные основы

Сознание является фундаментальной философской категорией и относится к разряду «вечных» философских вопросов.

Важнейшими философскими аспектами сознания являются вопросы:

  • о природе сознания;
  • о происхождении сознания, его биологической и социальной основе;
  • о соотношении сознания и психики, структуре сознания;
  • о соотношении сознания и бессознательного.

Понятие сознания в историко-философской традиции

В рамках античной философии мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Платон считал, что сущ­ность души идеальная, а одной из ее способностей явля­ется ум. В развитие учения о душе внес свой вклад и Арис­тотель. По Аристотелю, душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и мате­рия. Душа является организующим принципом челове­ческой жизни. Она имеет свои этапы развития: расти­тельный, животный и разумный. Только третий этап развития души обеспечивает полноценную жизнедея­тельность человека, обладающего познающим и дея­тельным умом.

В философии Нового времени сознание рассматривается как с инструментом освоения мира. Считается, что первым ввел понятие «сознания» Р. Декарт.

В философии французского Просвещения сознание уже рассматривается как функция мозга, как отражение действительности.

В немецкой классической философии сознание понимается как активный фактор жизнедеятельности человека. Вносит свой вклад в осмысление природы сознания и Г. Гегель, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление. Гегелю принадлежит и мысль о формировании сознания в практической деятельности. Маркс развивает мысль Гегеля о формировании сознания в процессе практической дея­тельности.

Усилия представителей философии обеспечили предварительный вывод

  • о сознании как особой функции человеческого мозга;
  • о том, что сознание отражает бытие в мире;
  • является жизненно необходимым условием практичес­кой деятельности человека.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.

Можно выделить три основополагающие из их числа

  1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космичес­кой (божественной) точке зрения:

  • теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейб­ницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире су­ществует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Все­ленной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
  • теория Пьера Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «мозг» материи;
  • теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
  • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, нежи­вая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

  1. Сознание присуще всем живым организмам. Сто­ронники данной точки зрения (представители социобиологии) обосновывают ее тем, что:
  • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их созна­нию, имеет смысл;
  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
  • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
  • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охо­та) и требуют большой работы сознания;
  • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки,

качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

  1. Сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исклю­чительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

В современной философии в вопросе о происхождении сознания выделяются два главных фактора: биологический и социальный

Биологической основой сознания является свойство отражения материи. Отражение— это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Отражение качественно меняется с развитием материального мира.

На уровне неживой материи отражение проявляется в виде неизбирательной ответной механической реакции тела на внешние воздействия (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, изменение физических и химических свойств, структуры и т. д.).

В органической природе (живой клетке, растительном мире) отра­жение проявляется в виде раздражимости. Раздражимость (чувственность) связана с обменом веществ в живых организмах, ориентацией их в окружающей среде.

На уровне социально организованной материи создаются условия для высшего проявления и развития свойств отражения — сознания. У животных на основе развития нервной системы зарождаются формы психического отражения (ощущения и восприятия).

Они послужили биологической основой развития человеческого сознания. Однако, сознание человека отличается от сознания высших животных: способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосред­ственной реальности понятийному мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, — языка в устной и письмен­ной формах).

Возникновение сознания обусловлено и социальными причинами. Ими являются

  • труд (создавались новые предметы);
  • общение с помощью членораздельной речи (членораздельная речь — способ передачи информации, была необходима для координации усилий и распределения трудовых функций).
  • нравственность как новый регулятор поведения, наряду с биологически наследуемыми инстинктиами).

Итак, сознание — высшая, свойственная только человеку, форма отражения действительности.

3.2. Структура сознания

Помимо свойства отражения сознание человека имеет отличительные особенности: идеальность, интенциональность, идеаторность, активность.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе независимо от материи. Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются матери­ей, они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание мо­жет «вмещать» в себя все — песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету).

В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

Интенциональность — направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом со­знания. Интенциональность сознания подразумевает наличие предмета со­знания (что «видит» сознание).

Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи. Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способ­ности явилась выработка системы кодирования передачи и распрост­ранения содержания сознания — языка.

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств, воли), так и в форме внешнего его проявления (деятельности).

Активная роль сознания проявляется в целесо­образной, преобразующей деятельности человека, обладает избиратель­ностью и прогнозируемостью отражения, способностью к фантазии, во­ображению.

Как и все в действительности, сознание характеризуется своей структурой. В нее входят различные элементы, характеризующие сознание с познавательной, эмоциональной и мотивационно-волевой стороны (соответственно этим сторонам выделяют три сферы сознания).

В познавательную сферу входят формы чувственного (ощущения, восприятия, представления) и рационально-логического познания (понятия, суждения, умозаключения), на основе которых и формируются идеальные образы объектов познания. К познавательной сфере традиционно относят также внимание, память, воображение и интуицию, которая укоренена в бессознательном слое психики человека. Результаты познания выражены в языке, обладающем свойствами как идеальности, так и материальности.

В эмоциональную сферу входят различные чувства человека: любви и ненависти, радости и горя, сострадания и равнодушия. К этой сфере относятся также эмоциональные состояния, настроение, обычно характеризуемое либо как веселое, либо как грустное, либо как подавленное, либо как радостное; аффекты (ужас, гнев, радость) и элементарные эмоции (сытость, голод, жажда).

Эмоциональная сфера влияет на познание, на его ход и результаты.

В мотивационно-волевую сферу входят мотивы, потребности, интересы, воля человека. Значение их состоит в том, что они придают определенную направленность в познавательной сфере и связывают в единое целое все сферы сознания.

Сознание выполняет важнейшие функции

  1. функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (ре­ализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на об­раз и мысль);
  2. функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становят­ся переживаниями. Осознание переживаний — это формиро­вание определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде — есть мое сознание»);
  3. функция регулирования поведения (формирование целей, мыс­ленное построение действий, предвидение результатов, дости­жение поставленных целей — воля человека выступает как ком­понент сознания);
  4. творческая, порождающая функция;
  5. функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выс­тупать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуля­ции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Со­знание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами поведением, направлять ход своей психи­ческой и предметной деятельности в нужное русло, а также анализи­ровать свое собственное сознание.

3.3. Сознание и бессознательное

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной.

Наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессоз­нательное. Под бессознательным понимается совокупность психичес­ких явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся (по крайней мере, в данный момент) контролю со сто­роны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстин­кты (пищевой, половой, самозащиты и агрессии и т. д.), которые по­рождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, ко­торые позже могут попадать в область сознания.

В философии и науке существует различные точки зрения на понимание бессознательного.

Впервые концепцию бессознательного предложил немецкий философ и математик Г. Лейбниц, рассматривая сознание как низшую форму душевной деятельности.

Немецкий философ И. Кант обратил внимание на связь бессознательного с интуитивным познанием.

Революционными стали идеи З. Фрейда. Он понимал бессознательное как первичный регулятор поступков человека: некая сущность, первопричина всего, что совершается в природе и в социальной жизни (Фихте, Шопенгауэр, З. Фрейд, К. Юнг, Фромм и др.).

Хотя созна­ние человека, его уровень «Я», формируемый под влиянием жизни и воспитания в обществе, стремится управлять бессознательными же­ланиями человека, но фактически биологическое бессознательное оказывается определяющим в жизни человека, как бы скрытно от человеческого со­знания, управляя поведением человека.

В бессознательное, по резуль­татам исследования известного психолога 3. Фрейда, могут смещаться

  • травматичные душевные переживания человека;
  • его «запретные» же­лания;
  • информация о плохих или постыдных поступках человека.

В результате в бессознательном об­разуются бессознательные комплексы, которые способны помимо со­знания человека влиять на его эмоциональное состояние и поведение, вызывать негативные изменения в физическом и психическом здоро­вье человека.

Психика человека состоит из 3-х сфер: Ид (оно), Эго (Я), Супер-эго (сверх-Я).

Ид- источник психической энергии, включает либидо: сексуальный инстинкт и инстинкт смерти. Эго — посредник между Ид и внешним миром. Сдерживает порывы Ид. Супер-Эго — представления о приемлемом и неприемлемом поведении.

Фрейд подчеркивал, что бессознательное с трудом переходит в область сознания по причине действия двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Но они дают о себе знать в искаженной или символической форме: оговорки, описки, провалы в памяти, сновидения (примеры: ученик Эпикура- Гассенди, ключ к дверям, заседание).

Сны отражают конфликты и переживания (женщина во сне легко управляет автомобилем).

Неофрейдизм, в частности исследования К. Юнга, углубил пони­мание бессознательного. В бессознательном Юнг выделил уровень личного бессознательного и уровень коллективного бессознательного, который является наиболее глубинной частью человеческой психики, идентичной для всех людей, общей для всего человечества, в которой аккумулируется психологический опыт всего человечества и который передается из поколения в поколение.

В коллективном бессоз­нательном Юнг выделил архетипы, как психические первообразы, ко­торые определяют тенденции («русло») человеческой жизни и поведения, влияют на преобладающие идеи человечества в ту или иную эпоху.

Наибольший интерес для философии представляет личност­ное проявление бессознательного.

3.3. Структура бессознательного

Неосознаваемые автоматизмы — действия и акты, которые совершаются без участия сознания (ходьба, поворот головы на звук, плавание, велосипед);

Неосознаваемые установки — готовность к совершению определенных действия и к определенным реакциям (менять ориентацию кисти рук в зависимости от предмета)

Неосознаваемые действия: мимика, жесты, вегетативная реакция (покраснение лица, дрожь в руках, слабость в ногах, потение).

Надсознательные процессы: внезапные озарения в виде интуиции, вдохновения, мудрости. Первым обратил внимание на эти процессы амер. психолог У. Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта».

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

  • когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;
  • когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);
  • когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой ситуации оп­тимальный выход;
  • когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного ос­тается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

3.4. Сознание и язык

Язык — материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. «Язык, — писал в данной связи К. Маркс, — так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее так же и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Вообще же язык — это система знаков: естественных (звуковой язык, пластика человеческого тела, жесты, мимика) и искусственных, специально созданных людьми (язык математики, язык живописи, музыки, дорожные знаки и т. д.).

Различают язык и речь. Речь — это звучащий язык, эмпирически-индивидуальное выражение языка, язык, реализуемый в той или иной конкретной ситуации. Язык — явление общественное, он возник в процессе формирования человеческого общества, стал важным моментом его функционирования и развития. И потому правы те авторы, которые утверждают, что не человек говорит языком, а язык говорит через человека. Язык — важное средство социализации человека, он приобщает его к культуре. Язык выполняет в обществе множество функций: номинативную (называет вещи «своими именами»), познавательную (активно участвует в процессе познания), информативную (накапливает, хранит и передает информацию), коммуникативную (обеспечивает процесс межличностного общения), эстетическую, идеологическую и т. д.

Нельзя думать, что язык только оформляет, «одевает» уже состоявшуюся, сложившуюся мысль. Нет, мысль в языке не просто оформляется — она в нем впервые и фактически рождается, формируется. Или, как говорил Л.С. Выготский, «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове». «Голых» мыслей не бывает. Даже мысля про себя, мы пользуемся так называемой внутренней речью. Иными словами, мысль облекается в словесную оболочку не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и в том случае, когда мы думаем. Однако это не значит, что границы мышления совпадают с границами говорения («Откуда я знаю, что думаю, пока не услышу, что скажу»).

Интуитивное мышление — явно не вербализованная (иногда и принципиально не вербализуемая) реальность. Всем также хорошо известны «муки слова»: мысль вроде бы и есть, ясна, а вот конкретного слова для ее выражения не найти, не подобрать. Но, даже подобрав, найдя верное слово, мы сталкиваемся с новой трудностью, которую прекрасно выразил поэт: «Мысль изреченная есть ложь». Мысль умирает в тот момент, когда она воплощается в слово. А происходит это потому, что слово всегда обобщает, сопрягая частное и общее, индивидуальное и социальное. Индивидуальное своеобразие мысли, ее эмоциональные обертоны и другие тонкости в нем, по сути, пропадают.

Есть все основания полагать, что логические формы мышления носят универсальный, общечеловеческий характер и не зависят от особенностей национальных языков. Их, кстати, очень много. В наши дни человечество говорит на 5651 языке и диалекте. Нельзя согласиться в этом плане с гипотезой лингвистической относительности Сепира-Уорфа, согласно которой язык, его нормы и правила, по сути, предопределяют смысловое, категориальное видение мира. Какой язык, такое и мышление. У китайцев оно одно, у нас, русских, — другое, у немцев — третье и т. д. «Мы видим, — пишет Э. Сепир, — слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения». Понятийная, научная, и языковая, лингвистическая, картины мира не могут быть совершенно разными, но они и не совпадают друг с другом. Если бы эти картины полностью совпадали, то, учитывая естественные различия национальных языков, общение народов, культур, цивилизаций было бы невозможно

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся понятия «сознание» и «отражение»?
  2. Укажите основные виды отражения. Чем они отличаются друг от друга?
  3. Назовите биологические предпосылки формирования сознания.
  4. Перечислите основные социальные факторы формирования сознания.
  5. Можно ли считать идеальное особой объективной реальностью?
  6. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?
  7. Какие компоненты входят в структуру сознания?
  8. В чем сущность фрейдистского и неофрейдистского решения проблемы бессознательного?
  9. Как связаны мышление и язык? Может ли существовать мышление без языка?

20