Раздел 1. Теоретические проблемы психологии личности

Методическое пособие по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

По самостоятельной работе студента

Заочной формы обучения

1. Автор и составитель пособия — кандидат психологических наук,

Анна Викторовна Литвинова

Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине —

62 часа

Москва 2012

Планирование самостоятельной работы студента

Методические рекомендации призваны помочь студенту правильно организовать самостоятельную работу по изучению всех тем дисциплины «Психология личности». На самостоятельное изучение дисциплины студентами в соответствии с тематическим планом отводится 28 часов. Самостоятельная работа студента — это работа с учебниками для углубления и уточнения знаний, изучение рекомендованной научной литературы, выполнение заданий (вопросы и психологические задачи).

В методическом пособии приведены все темы, изучение которых предусмотрено программой дисциплины. Изучение каждой темы начинается на лекции, затем по самым актуальным проблемам организуются семинарские занятия. Самостоятельная работа представляет собой важный этап усвоения знаний с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, формирования действенной познавательной мотивации учебной деятельности.

В методическом пособии приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы по каждой теме дисциплины. Эти вопросы необходимо использовать для самопроверки, продумывать ответы на них после ознакомления с рекомендованной научной литературой.

После обоснования теоретических вопросов студент должен приступить к выполнению заданий, которые представлены по каждой изучаемой теме. Студент должен уметь анализировать теоретические подходы в современной зарубежной и отечественной психологии личности, обосновывать концептуальные положения изучаемой научной школы, формулировать собственную научную позицию, решать психологические задачи в области психологии личности. Это возможно только при условии систематической самостоятельной работы студента в целом по учебной дисциплине.

Необходимый для выполнения заданий материал приведен по каждой теме в перечне рекомендованной научной литературы.

6 стр., 2772 слов

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

... выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся ... менеджмент», а также с выполнением выпускной квалификационной работы. До освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической ...

Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов является написание реферата. Требования к написанию и оформлению реферата приведены в пособии.

Раздел 1. Теоретические проблемы психологии личности

Тема 1.1. Понимание личности в философии, религии и психологииКоличество часов самостоятельной работы студента — 4.

Основная задача заключается в ознакомлении с историей становления представлений о личности, методологическими основаниями изучения личности и спецификой толкований понятия «личность» в философии, религии и психологии. На основе изучения литературы проанализируйте понимание человека как индивида в системе биогенеза, как личности в системе социогенеза и как индивидуальности в системе персоногенеза.

Личность как проблема философии и религии: обратите внимание на проблемы доличностного бытия человека древнего мира: возникновение человека, формирование представлений об архаической душе и идеи бога; рассматривая психологические проблемы формирования личности в трудах античных философов Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля, проанализируйте, как разрешается личностью противоречие между следованием традиции и ее преодолением.

Изучая представления о средневековой личности в трудах Августина, Абеляра, Фомы Аквинского выявите, что позволяет человеку находить индивидуальное решение противоречий, с которыми он сталкивается.

Личность в эпоху Возрождения: познакомьтесь с ответами на вопрос «является ли человек свободным в своих действиях или он полностью обусловлен обстоятельствами»?

Рефлексия понятия личность в трудах мыслителей Нового времени на основе схемы «субъект — объект». Обоснуйте понятия «массовая личность» и личность «в высшем значении слова».

Понимание проблемы личности в период становления психологии как науки: Джемс о личности как действующем агенте (субъект деятельности) и личности как совокупности представлений о себе (эмпирическая личность).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 1.1.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... личность. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания Личность ... саморегуляцию индивида. Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных связей ...

1. В основной и дополнительной литературе найдите и выпишите определения личности, проанализируйте заложенное в них авторами содержание и ответьте на следующие вопросы:

· Какие из определений представляются вам наиболее соответствующими пониманию личности, которое сложилось в отечественной психологии?

· Исходя из имеющихся в научной литературе определений, формулируйте свое определение.

2. Сравните ключевые понятия «индивид», «субъект», «индивидуальность» и «личность». Доказательно аргументируйте свои ответы:

· Эти понятии отличаются или они тождественны?

· В каких соотношениях они находятся?

3. Кратко (1−2 страницы) перечислите основные психологические характеристики латентной, античной, средневековой, ренессансной личности, личности Нового времени и массовой личности.

Обязательная литература: 2, 4, 5 (Раздел I, Ч. 1, гл. 1, стр.16−59.;

Раздел III, гл. 2.1, стр. 462−466, гл. 3.2−3.3, стр. 515−531)

Дополнительная литература: 11, 15, 31

Тема 1.2.Структура и типология личности в концепциях

Зарубежных психологов

Количество часов самостоятельной работы студента — 4.

Задача изучения темы состоит в усвоении логики становления теорий личности в зарубежной психологии, сущности, структуры и типологии личности в основных концепциях зарубежных психологов.

Познакомьтесь с представлениями бихевиоризма о механизмах развития личности: личность — это продукт научения, ее свойства составляют обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Обратите внимание на важность режимов подкрепления, ситуативную специфичность поведения и отсутствие структурных построений.

Проанализируйте топическую, динамическую и экономическую модели личности и стадии ее психосексуального развития в психоанализе З. Фрейда, а также методы исследования: толкование сновидений, свободные ассоциации, анализ переносов. Проведите сравнение понимания личности, ее структуры и типологии в аналитической психология К. Юнга и в индивидуальной психологии А. Адлера.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. Деятельностный подход Школа советской психологии, основанная А. Н ... новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации ...

Обратите внимание на основные положения концепции невротической личности К. Хорни: роль социокультурных факторов, понятие базовой тревоги, способы реагирования на базовую тревогу; интерперсональной теории Г. Салливена о ведущей роли социальных и межличностных факторов развития личности; понятие идентификации и стадии развития личности по Эриксону. Изучите концептуальные положения теории Э. Фромма: личность как сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и определяющих его уникальность; экзистенциальные дихотомии и потребности. Выявите, в чем заключается понятие В. Франкла о ноэтическом уровне существования человека.

Обоснуйте основные положения теории личностных черт и факторов (Г. Айзенк о базовых параметрах личности (интроверсия-экстраверсия, нейротизм и психотизм), биологической и генетической основе индивидуальных черт личности) и бивариантного, мультивариантного и клиническогом подхода к исследованию личности (Р. Кеттелл о классификации черт личности; глубинные черты как основа личности; применение факторного анализа; мотивационные переменные).

Проанализируйте теорию личных конструктов Д. Келли: когнитивные процессы как центральный аспект личности; модель личности и возможности изучения закономерностей функционирования и уникальность системы конструктов личности; репертуарный тест ролевых конструктов как метод диагностики. Рассмотрите социально-когнитивную теорию личности А. Бандуры и У. Мишела: значение сознательных когнитивных процессов и экспериментальных данных; научение через наблюдение и непосредственный опыт; развитие суждений о самоэффективности; моделирование, ситуативная специфика и вариативность поведения.

Познакомьтесь с концептуальными положениями гуманистической психологии: взгляды К. Роджерса и Г. Оллпорта на развитие личности; неприятие ими положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. Обоснуйте, почему Г. Оллпорт возражал против общепринятого постулата о том, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Определите, что лежит в основе идеи ценности и уникальности человеческой личности в концепции Карла Роджерса. Обоснуйте конгруэнтность как тождественность опыта, который приобретает человек в течение жизни и реальной действительности.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... -этичного маркетинга и проблемы психологии развития личности. Проблема психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности. «Адвертологический» подход в психологии рекламы. Рекламная деятельность как диалог. Методические ...

Задание для самостоятельной работы по теме 1.2.

Дайте краткую характеристику (письменно) каждой из рассмотренных теорий личности в зарубежной психологии:

1. Что нового внесла каждая теория в психологию личности;

2. Чем были вызваны исследования в данном направлении;

3. Какую роль в пополнении знаний о личности сыграли проведенные исследования (гипотезы, выводы и открытия);

4. В чем заключается их современное значение для психологии личности?

Обязательная литература: 2, 4, 5 (Раздел I, Ч. 1, гл. 1, стр.59−79, Ч. 2, гл. 3, стр. 190−210)

Дополнительная литература: 1, 13, 24, 33−39, 43, 44, 45

Тема 1.3.Теории личности о механизмах ее формирования в

отечественной психологии

Количество часов самостоятельной работы студента — 4.

Ключевым вопросом темы является уяснение проблем психологии личности в отечественных психологических школах. Проанализируйте проблемы психологии личности на разных этапах развития отечественной психологии:

Исторические предпосылки осмысления идеи личности, создания научных знаний о личности в естественнонаучном (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев и др.) и философском (Н.А. Бердяев, Н.Я. Грот, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Н.И. Кареев, К.Д. Кавелин и др.) направлениях изучения человека во второй половине 19 века. Обоснуйте противоречивость представлений о различных сторонах и свойствах бытия человека, потерю «целостности» в концепциях данного этапа.

14 стр., 6968 слов

Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Реферат Изучение коммуникативных свойств личности в психологии Изучение коммуникативных свойств личности в психологии Литература по изучению свойств личности, необходимых при общении обширна. В последние годы эта тема ... волевой активностью он понимал самостоятельную деятельность человека. "Люди, как свидетельствует опыт жизни, отличаются друг от друга по степени развития самостоятельности. Одни ждут ...

Изменение парадигмальных установок на рубеже 19 и 20 веков, понимание личности как идеальной модели, как социально желаемого итога развития. Создание психологических концепций личности, сочетающих философский и конкретно-психологический аспекты: концепции П.А. Сорокина о человеке как интегральном феномене, которому свойственна взаимосвязь всех существенных компонентов его личности; М.М. Троицкого о развитии личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм; учение B.C. Соловьева о «вечном» человеке и о человечестве как едином существе; «цельные учения о человеке» К.М. Бехтерева. Эмпирическое направление разработки проблем личности (Н.Х. Вессель, П.Ф. Каптерев, Г. И. Челпанов и др.).

Роль социального заказа в воспитании «нового человека» в послереволюционном этапе. Рефлексологическое, биогенетическое и социогенетическое направления в изучении человека (Г.И. Челпанов, П.П. Блонский, М.Я. Басов, Залдкинд).

Представление Л.С. Выготского о социальной ситуации как факторе развития личности.

Развитие психологии личности в период победившего социализма и строительства коммунизма: поиска признаков «советского человека», «строителя коммунизма», конструирование «советского менталитета»; подмена психологических особенностей личности биологическими «чертами». Поиски научных подходов к реализации марксистского положения о социальной сущности индивида, понимание социального качества как на одного из основных свойств личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев и др.).

Изучение личности как проблемы ее индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес).

Теоретические модели структуры личности (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, B.C. Мерлин, Л.И. Божович и др.).

Понятие личности в теории деятельности А.Н. Леонтьева. Понимание ядра личности как иерархии деятельности. Проблема воли, волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Понимание личности как субъекта деятельности в школе С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.С. Абульханова и др.).

4 стр., 1766 слов

Ощущение и восприятие. Проблема личности в психологии. Задатки и способности

... на определенном объекте: непроизвольное; произвольное; Психологическая структура личности современного специалиста Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в ... процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет ...

Выявите различия в подходах изучения личности С.Л. Рубинштейна и В.С. Мерлина и Д.Н. Узнадзе. Теории личности о логике и механизмах ее формирования. Проблема мотивов и мотивации в теории деятельности. Механизмы управляемого формирования мотивов как основа формирования личности.

Задание для самостоятельной работы по теме 1.3.

Дайте краткую характеристику (письменно) направлениям и теориям личности в русской, советской и отечественной психологии:

1. Что вы знаете о разработке проблем личности в российской психологии до 1917 года;

2. Какие трудности характерны для изучения проблем психологии личности в советский период;

3. Проанализируйте основной вклад в развитие психологии личности психологических школ отечественной психологии;

4. В чем специфика этапов и механизмов формирования личности в концепциях отечественных психологов?

Обязательная литература: 1, 3, 4, 5 (Раздел I, Ч. 1, гл. 3, стр. 84−118)

Дополнительная литература: 2, 3, 4, 7, 14, 18, 19, 23, 26, 30

Раздел 2. Проблемы периодизации развития индивида, личности и

Индивидуальности

Тема 2.1.Подходы к периодизации развития индивида, личности и

Индивидуальности

Количество часов самостоятельной работы студента — 4.

Задача темы заключается в знакомстве с основными концепциями периодизации развития личности зарубежных и отечественных психологов. На основе изучения основной и дополнительной литературы, обращения к психологическим словарям проанализируйте основные психологические понятия: возраст, развитие, социальная ситуация развития, критические и литические периоды развития.

Рассматривая движущие силы развития личности, обратите внимание на принцип саморазвития деятельности, на положение о роли противоречий в системе деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Выявляя источники психического развития личности, обоснуйте: положение Д.Н. Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности; понятие ведущей деятельности в отечественной психологии. Подберите примеры противоречий между мотивационной и познавательной сферами как движущей силы в развитии личности.

Ознакомьтесь с периодизацией психического развития личности в детском возрасте Д.Б. Эльконина. Проанализируйте специфику биогенетических периодизаций развития (С. Холл, К. Гетчинсон, З. Фрейд), периодизаций на основе стадий развития интеллекта (Э. Мейман, Ж. Пиаже), социогенетических периодизаций развития (Левинсон, Р. Кеган, Р. Гоулд).

Сравните и обоснуйте подходы С. Холла, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.К. Шабельникова к пониманию исторических корней периодизации развития личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.1.

1. Назовите критерии выделения этапов периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Какие научные школы и/или конкретные ученые выделили их и обосновали?

2. Письменно (1,2 страницы) раскройте становление теоретических взглядов на научное содержание знаний по перечисленным понятиям (по выбору студента): возраст, развитие, критические и литические периоды развития, ведущая деятельность.

3. Обоснуйте (не более страницы), в чем заключается вклад в представления об исторических корнях периодизации развития личности С. Холла, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.К. Шабельникова.

Обязательная литература: 1, 2, 3, 5 (Раздел III. гл. 2.3, стр. 478−488)

Дополнительная литература: 6, 7, 12, 22, 25, 27

Тема 2.2.Концепции возрастных кризисов в психологии

Количество часов самостоятельной работы студента — 3.

Ключевыми в данной теме являются вопросы о сущности возрастных кризисов, условий и механизмов развития личности; подходов к пониманию термина «кризис» в психологии.

Проанализируйте концепции зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Я. Боом, Э. Эриксон, Д. Левинсон и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович) исследователей о кризисном развитии личности. Используя дополнительную литературу, составьте развернутую характеристику основных симптомов возрастных кризисов детства: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет. Обратите внимание на основные характеристики кризисов подростничества: предподростковый кризис, подростничество и раскройте, почему эти кризисы трудно представить в единой логике. Обоснуйте дискуссионные проблемы выделения кризисов взрослости. Ознакомьтесь с моделями переходного возраста по Г. Крайг — модель перехода и модель кризиса. Сравните критерии выделения кризиса развития личности В.И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман; а также кризисов «афелия» и «перигелия» развития личности В.К. Шабельникова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.2.

1. Обоснуйте различия в подходах зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Я. Боом, Э. Эриксон, Д. Левинсон и др.) к пониманию кризиса развития личности.

2. Как рассматривают возрастной кризис отечественные исследователи (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович)?

3. Кратко раскройте (1−2 страницы) механизмы выхода из возрастного кризиса, представленные зарубежными и отечественными психологами.

Обязательная литература: 1, 2, 3, 5 (Раздел III. гл. 2.3, стр. 478−488) (Раздел III. гл. 2.2, стр. 466−478, гл. 2.4−2.5, стр. 488−511)

Дополнительная литература: 7, 19, 27, 29, 43

Тема 3.2. Психологическое сопровождение становления личности

в профессиональной деятельности

Количество часов самостоятельной работы студента — 3.

Ключевыми вопросами темы являются основные направления и технологии, обеспечивающие реализацию личности в профессии. Главная задача заключается в понимании специфики психологического сопровождения становления личности в профессии на каждом возрастном этапе и освоение технологий для повышения профессионально-психологического потенциала персонала.

На основе изучения литературы дайте определение понятию «психологическое сопровождение», обоснуйте концептуальные положения и функции психологического сопровождения. Раскройте основные направления и технологии психологического сопровождения профессионального развития личности (проведение развивающей диагностики, тренингов личностного и профессионального развития, мониторинга профессионального развития).

Проанализируйте основные направления психологического сопровождения на разных этапах профессионального становления личности: оптации, профессионального образования, профессиональной адаптации, профессионализации, мастерства, выхода из профессии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.2.

1. Назовите и обоснуйте концептуальные положения психологического сопровождения профессионального развития личности.

2. Дайте краткую характеристику (не более страницы) основные направления психологического сопровождения на разных этапах профессионального развития личности?

3. Раскройте (не более страницы) функции и технологии психологического сопровождения профессионального развития личности.

Обязательная литература: 1, 3, 5 (Заключение, стр. 575−590)

Дополнительная литература: 21, 28

Тема 3.3. Проблемы формирования личности в XXI веке

Количество часов самостоятельной работы студента — 3.

Основной проблемой темы является осмысление необходимости изучения целостной личности в целостном мире. Главная задача данной темы заключается в понимании феномена личности и проблем психологии личности в связи с глобальными изменениями современной ситуации. Изучите основную и дополнительную литературу и обоснуйте подходы к исследованию проблемы формирования личности в условиях качественного изменения социо-культурной ситуации: личностный выбор, свобода и ответственность; изменение логики организации мотивов. Проанализируйте подходы к решению проблемы «личность и ситуация» в современной психологии: механизмы взаимодействия личности в системе семейных взаимоотношений (Андреева Т.В., Навайтис Г., Татищева А.И. и др.); в экстремальных ситуациях (Васильева О.С., Лебедев В.И., Правдина Р.Л. и др.): стадии переживания, позитивные функции в развитии личности. Обоснуйте перспективные направления исследования личности в современной психологии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.3.

Сделайте обобщающий вывод для себя по следующим вопросам:

1. Что вы как будущий психолог получили при изучении психологии личности;

2. Какие проблемы психологии личности на ваш взгляд не достаточно проработаны в научной литературе и поэтому были малопонятными;

3. Каковы основные проблемы формирования личности в современной социо-культурной ситуации;

4. В чем заключаются проблемы и перспективы психологии личности в современной ситуации;

5. Обоснуйте предельные и кризисные варианты развития личности в современной ситуации.

Обязательная литература: 1, 2, 3, 4, 5 (Раздел III. Гл. 3.5−3.6, стр. 536−545; гл. 4, стр. 545−574)

Дополнительная литература: 2,3, 8, 10, 20,21, 30, 42

4. Примерная тематика рефератов:

1. Методологические основы психологии личности.

2. Историческая и социокультурная детерминация становления личности.

3. Механизмы формирования личности в западной и восточной культуре.

4. Теории личности в современной психологии.

5. Культурно-историческая психология личности.

6. Мотивационная структура личности по А.Н. Леонтьеву.

7. Психология волевой регуляции поведения личности.

8. Проблемы личности в экзистенциальной психологии.

9. Гуманистическая психология личности.

10. Личностно-центрированный подход К. Роджерса.

11. Психотехнические концепции личности.

12. Позитивная психология счастья и личностного развития.

13. Психология личностного выбора.

14. Постановка проблемы личности в философии и психологии.

15. Исследование феномена и функций психологической защиты личности.

16. Этническая вариативность защитных механизмов личности.

17. Творческое мышление и психологическая защита личности.

18. Психологические особенности творческой личности.

19. Психологические проблемы личности в произведениях искусства (театр, кино, литература, живопись и др.).

20. Становление целеполагания на разных этапах развития личности.

21. Развитие гуманных качеств личности.

22. Личность в измененных состояниях сознания.

23. Личность и индивидные свойства человека.

24. Социогенетические истоки развития личности.

25. Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

26. Личность в инокультурном окружении.

27. Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем взрослого человека.

28. Личностные основы правдивости и лживости

Структура реферата.

Титульный лист

1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5−2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2−3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на источники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблица — обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы и др.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

7. Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

8. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования, работу с источниками и литературой, составление плана реферата;

9. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

10. Составление устного сообщение по теме реферата.

Требования к оформлению реферата

Объемы реферата составляет 20−25 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 3 см слева и 1,5 см справа, рекомендуется шрифт — 14, интервал — 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Проблема определения понятия личности в науках о природе, обществе и человеке.

2. Движущие силы и условия развития личности.

3. Личность как функциональная система.

4. Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.

5. Личность и индивидные свойства человека: общее представление.

6. Социогенез личности. Социогенетические истоки развития личности.

7. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь.

8. Психологические проблемы формирования личности, поставленные в трудах античных философов.

9. Изменения представлений о личности в период средневековья.

10. Специфика толкования личности в эпоху Возрождения и Новое время.

11. Проблемы личности в период становления психологии как науки.

12. Основные принципы деятельностного подхода как конкретно-научная методология изучения личности в отечественной психологии.

13. Бессознательное в личности.

14. Современное развитие психоаналитической теории (теория объектных отношений, теория привязанности).

15. Трактовка личности в культурно-исторической концепции.

16. Понятие социальной ситуации развития.

17. Идея о системном и смысловом строении сознания в теории Л.С. Выготского.

18. Деятельностный подход к психологии личности. Основные параметры личности по А.Н. Леонтьеву, как основания для типологий.

19. Представление о мотивационной структуре личности по А.Н. Леонтьеву.

20. Основные методы изучения личности в различных психологических школах.

21. Теоретические проблемы изучения личности в классической психологии сознания.

22. Подход к проблеме личности в гуманистической психологии.

23. Структура личности в теории К.Г. Юнга.

24. Стадии психосексуального развития ребенка в работах 3. Фрейда.

25. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела.

26. Движущие силы развития, препятствия для личностного роста личности в индивидуальной психологии А. Адлера.

27. Учение об архетипах и основных психологических функциях в аналитической психологии.

28. Теории личности неофрейдистов К. Хорни и Г. Салливена.

29. Подход теорий научения к личности. Представления о строении и развитии личности в бихевиоризме.

30. Понимание личности в теориях Р. Кэттела, Г. Айзенка.

31. Психологическая характеристика личности в теориях Г. Оллпорта, К. Роджерса.

32. Социокультурные детерминанты в теориях личности неофрейдистов К. Хорни, Г. Салливена и Э. Фромма.

33. Экзистенциальные проблемы личности в психологических концепциях Э. Фромма и В. Франкла

34. Различия в теоретических подходах к пониманию личности и этапов ее развития З. Фрейда и Э. Эриксона.

35. Сравнительный анализ представлений о личности в теории личных конструктов Келли и социально-когнитивной теории Бандуры и Мишела.

36. Различия между естественнонаучной и гуманистической парадигмами понимания личности в психологии и проблема их возможного объединения.

37. Зарождение идеи личности в российской психологии: естественнонаучное и философское направления.

38. Развитие идеи личности в послереволюционный период (П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский).

39. Подходы к пониманию личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, П.К. Анохин, К.Н. Корнилов) в 30−60 гг. 20 века.

40. Личность и проблемы ее индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес).

41. Основания структуры и типологии личности в работах В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, B.C. Мерлина, Л.И. Божович.

42. Теории личности в психологических школах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.

43. Проблема воли, волевая регуляция деятельности личности и ее смысловая природа.

44. Понимание личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский).

45. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

46. Основные психологические понятия и характеристики периодизации развития личности.

47. Общая характеристика исторического становления личностного развития.

48. Исторические корни периодизации развития личности (Гегель, С. Холл, Д. Эльконин, В.В. Давыдов, В.К. Шабельников).

49. Различия в подходах зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Я. Боом, Э. Эриксон, Д. Левинсон и др.) к пониманию кризиса.

50. Исследования возрастных кризисов в научных школах отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).

51. Проблемы развития личности в возрастные кризисы детства и подростничества.

52. Проблемы исследования кризисов взрослости в зарубежной и отечественной психологии.

53. Психологические новообразования на разных этапах профессионального становления личности.

54. Индивидуальные свойства и их роль в профессиональном развитии личности.

55. Профессиональные деформации личности и формы их проявления.

56. Функции, основные направления и технологии психологического сопровождения профессионального развития личности.

57. Проблемы развития личности в современной социо-культурной ситуации.

58. Личностный выбор; свобода и ответственность.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. — СПб, 2009

2. Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология. (Ред.-сост. Райгородский Д.Я.) — М., 2006

3. Психология личности. Т. 2. Отечественная психология. (Ред.-сост. Райгородский Д.Я.) — М., 2006

4. Утлик Э.П. Психология личности: Учебное пособие. — М., 2008

5. Шабельников В.К. Функциональная психология — М., 2004

Дополнительная литература

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 2002.

8. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. — М., 2007

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М. 1995

10. Бондырева С.К. Внутренний мир, сознание, духовность: Методическое пособие. — М., 2007

11. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1980. № 2.

12. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. — М. 1982−1984. Т. 3, 4, 6.

13. Выдающиеся психологи Москвы. Ред. Рубцов В.В. Изд. 2, перераб. и доп. — М., 2007.

14. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М., 2002.

15. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии//Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 161−167.

16. Джемс У. Психология: Пер. с англ. — М., 1991.

17. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М., 2006.

18. Зейгарник Б.В. Теории личности Курта Левина. — М., 1981.

19. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М., 1994.

20. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. — М., 2007.

21. История психологии XX век. Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. — М., 2005.

22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — М., 1996.

23. Леонтьев А.А. А.Н. Леонтьев и современная психология. — М., 1983.

24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2тт. — М., 1983.

25. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

26. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М., 2007

27. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы — М., 1995.

28. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. — М., 2002.

29. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования — М., 2001.

30. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности//Вопр. психологии. 1987. № 1. С. 15−26.

31. Платонов К.К. Мои личные встречи на великой дороге жизни: Воспоминания старого психолога. — М., 2005.

32. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов — М., 2001.

33. Психология личности. В 2-х т. Хрестоматия. — Самара, 2000.

34. Психология развития//Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001

35. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии//Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М., 1997.

36. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 2005.

37. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. — М., 1998.

38. Уотсон Д. Психология как наука о поведении: Пер. с англ. — Одесса, 1925.

39. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с нем. — М., 1991.

40. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

41. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1993.

42. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.

43. Хьелл Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. — М., 2007.

44. Шабельников В.К. Демократизация Востока: психологические проблемы // Развитие личности, 1997. — № 1.- С. 84−99.

45. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человек. — М., 2007

46. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. — СПб., 1996.

47. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., Прогресс, 1993.

48. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.

49. Advances in the Study of Behavior //Copyright © 2007 Elsevier Inc. All rights reserved Shortcut URL to this

page: www.sciencedirect.com/science/bookseries/653 454

50. Evolution and Human Behavior // Copyright © 2007 Elsevier Inc. All rights reserved / Shortcut URL to this page: www.sciencedirect.com/science/journal/10 905 138 Formerly known as Ethology and Sociobiology

51. On the Psychobiology of Personality // Essays in Honor of Marvin Zuckerman // Copyright © 2004 Elsevier Ltd. All rights reserved Shortcut URL to this page: www.sciencedirect.com/science/book/9 780 080 442 099 Edited by: Robert M. Stelmack

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector