Нужна ли студенту и врачу биомедицинская этика? Биоэтика — это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. В. Р. Поттер

19

Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

Э. Ренан

Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики.

А.Я. Иванюшкин

Термин «биоэтика» предложил американский биолог, онколог-исследователь В. Поттер. Он в книге «Биоэтика, мост в будущее» (1971) определил эту науку как науку выживания, как новую дисциплину, как мост между биологией и этикой, отсюда – «биоэтика». «В определенном смысле биоэти­ка, — утверждают А.Иванюшкин и Е.Ярославцева, — это современная трактовка понятия медицинской профессиональной этики» (1993, с.40).

Позже А.Я Иванюшкин акцентирует: «Биоэтика – это, в определенном смысле, Новая этика в медицине…» (1998, с. 22).

Известный философ-биоэтик профессор И.В. Силуянова рассматривает «биоэтику как форму духовно-практической защиты жизни, а сам термин биоэтика – этика жизни – оказывается весьма информативным» (1995, с. 129).

3бигнев Банковский, ответственный секретарь Совета международных медицинских научных организаций, поясняет, что «биоэтика — тер­мин, используемый для отделения традиционной меди­цинской этики от этических вопросов, возникающих вследствие развития современной биологии и медицины». Здесь же автор пишет, что »медицинская этика охваты­вает этические принципы, которыми должны руководство­ваться медицинские работники» (1989, с.3).

Международная ассоциация биоэтиков, созданная в 1991 г., определяет биоэтику как учение о социальных, правовых и этических последствиях новой биомедицин­ской технологии. Иногда биоэтику относят к «новой куль­туре», «новому мировоззрению» медицинских работни­ков (Щепин О.П., Коротких Р.В., 1994, с.6).

Моральные черты врача часто называют деонтологическими. Термин «деонтология» был предложен английским философом, социологом и юристом И.Бентаном, и во врачебной практике означает совокупность эти­ческих норм и принципов поведения медицинского ра­ботника при выполнении своих профессиональных обя­занностей.

Как видим, термины «биоэтика», «медицинская эти­ка», «деонтология» отражают свод моральных правил, принципов врача, которых он должен придерживаться в своей работе. Нередко эти термины применяются как равные. Мне, как хирургу, близки суждения профессора М.Я. Яровинского: «Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью» (1999, с. 29-30).

4 стр., 1514 слов

Этика медицинской сестры

... пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой. Этика сестринского дела является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности. Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных ...

Правомочно то, что ряд авторов принципиально пользуется термином «биоэтика», «биомедицинская этика» при обсуждении медицинских, биологических, философских, социальных и этических проблем: аборта, клонирования человеческих эмбрионов, зачатия в пробирке, оплаченного суррогатного материн­ства; эвтаназии (права на смерть); смерти мозга; биоме­дицинских экспериментов на человеке и животном; транс­плантации эмбриональных тканей, органов и тканей де­тей и взрослых; генной инженерии по селекции новых форм жизни; стерилизации умственно отсталых и сома­тически больных детей и взрослых; смены пола при транс­сексуализме; криоконсервирования инкурабельных боль­ных; прав врача на принудительное лечение; границ кон­фиденциальности и др.

Общеизвестно, что последние проблемы возникли или обострились в связи с поистине революционными открытиями последних десятилетий XX века в биологии, в медицине, в смежных разделах «большой» науки и тех­ники, что значительно углубило и расширило не только профессиональную, социальную, но и моральную мис­сию врача. Поэтому особенно энергично и глубоко стали решаться задачи образования, воспитания студентов и вра­чей современной медицинской этике, биоэтике, организации курсов или кафедр при медвузах и колледжах, го­сударственных, межнациональных центров, биоэтических комиссий при президентах стран, больницах и мн. др.

Однако при решении архисложных и многочислен­ных простых, повседневных проблем врачевания совре­менная медицинская этика, биоэтика должна стать продолжением, принципиально новым дополнением классической, традиционной врачебной этики, адаптируемой не только к сегодняшнему, но и к завтрашнему дню работы врача.

Примечательно то, что многие ученые-медики Ев­ропы в первые годы ХХ столетия считали необходимым утвердить врачебную этику предметом университет­ского образования, а общество врачей в Бордо выступало с проектом сделать этот предмет обязательным и подвер­гать будущих врачей специальному испытанию (Молль А., 1903).

Более радикально проблема этического образования и воспитания врача стала решаться с 70-х годов нашего столетия. Так, И.И. Косарев (1991) сообщает, что в США с 1970 г. существует Институт гуманитарных проблем в медицине, а психология, педагогика, социология, логика и этика становятся обязательными составляющими ме­дицинского образования. О серьезности решения этой проблемы говорят и такие факты как, например, то, что в США издаются специальные национальные и междуна­родные журналы этической направленности: «Этика в нау­ке и медицине», «Журнал медицинской этики», «Фило­софия и общественная деятельность». С 1978 г. начато издание «Энциклопедии по биоэтике». Выпушено около 20 томов международной библиографии по биоэтике, подго­товленной Гастингс-центром (США).

4 стр., 1575 слов

Этика взаимоотношений в медицинском коллективе

... и требования. Характер образования медсестер и врачей претерпевает множество изменений, а именно границы между врачами как диагностами и назначающими лечение и медицинскими сестрами как исполнительницами ... быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен…»В «Международном кодексе медицинской этики» дополнительно отмечается, что «врач…должен бороться с теми из своих коллег, которые проявляют ...

Существует ряд ис­следовательских центров по биоэтике. Среди них наибо­лее известны — Гастингс-центр под Нью-Йорком, Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Ин­ститут по этике, основанный Кеннеди, при Джоржтаунском университете (США) и др. (Юдин Б.Г., 1993; Огур­цов А.П., 1994; Иванюшкин А.Я., 1998).

Для принятия решений в случае моральных конфлик­тов и коллизий в США создана система так называемых этических комитетов, в их составе — врачи, юристы, свя­щенники, философы-биоэтики, представители населения, которые существуют в подавляющем большинстве аме­риканских больниц. В 1983 г. лишь 26% больниц имели институт этических комитетов, в 1985 г. их было уже 60%. Федеральное правительство США организовало Нацио­нальную комиссию по защите человека как субъекта био­медицинских исследований: она вырабатывает рекомен­дации не только исследователям-медикам, но и широко­му кругу ученых. Президентская комиссия в США по ис­следованию этических проблем медицины создана поз­же. Она опубликовала одиннадцать очень влиятельных докладов по принципиальным проблемам биоэтики. Ко­миссия тесно связана с работой ученых-обществоведов, философов и других исследователей этики (Уиклер Д. и др., 1989).

В последние годы сформированы биоэтиче­ские комиссии при президентах Франции и других стран (Юдин Б. Г., 1993).

Биоэтические проблемы стали обсуждаться на многих общемедицинских и профильных конференциях, семинарах, съездах. Информация последних форумов представляет большой интерес и для преподавателей медвузов. Это можно видеть на примере сообщения представителя США И. Зиглера, озаглавленного «Преподавание медицинской этики в период клинической подготовки сту­дентов». И.Зиглер определил основные принципы кли­нической этики. Это, во-первых, социализация медици­ны (различное социальное положение людей обусловли­вает и разную степень доступности необходимой меди­цинской помощи); во-вторых, четкая ориентация препо­давания этики на выбранную студентами специальность. И, наконец, утверждение положения, при котором в ме­дицине задача может решаться разными путями, однако врач обязан выбирать оптимальный вариант в интересах пациента (Косарев И.И., 1991).

М.Рорти, профессор университета штата Вирджиния, сообщила, что обязательный курс биоэтики читается для всех студентов I курса. Программа рассчитана на 10 за­нятий по темам: врачебная тайна и охрана врачом част­ной жизни пациента, компетентность пациента, инфор­мированное согласие, отказ от лечения, смерть и умира­ние (ассистирование при самоубийстве, эвтаназии), про­блема репродуктивных технологий, забота о новорожден­ных (Цит. по: Силуянова И. с соавт., 1994).

Биоэтическим образованием охватываются не толь­ко студенты медицинских школ (общественных и част­ных университетов, колледжей), но и аспиранты, и медперсонал больниц США (Юдин Б.Г, 1993;1998).

Примечательно, что узаконены специалисты по биоэтике чаще из числа врачей, юристов, философов. Они, в роли экспертов, при­званы грамотно и ответственно решать возникшие био­этические проблемы врача, больного, родных и близких пациентов (Уиклер Д. с соавт., 1989).

13 стр., 6096 слов

Паллиативная помощь и медицинская биоэтика

... отечественных ученых завоевали признание принципы медицинской биоэтики, сформулированные американскими исследователями Beauchamp T.I. и ... являются в некотором роде альтернативой эвтаназии, а последняя законодательствами большинства стран ... что больного до конца сопровождают врачи и медицинские сестры, знакомые ему еще со ... размышлений о достойной жизни. Философия, этика давно поставили вопрос: что есть ...

Конечно, принципы и задачи клинической биоэтики во многом определяются конкретными ситуациями. Это можно видеть на примере решения проблем эвтаназии. Так, С.М. Kjellstrand (США) убежден, что студентов и аспирантов нужно учить сбору социального анамнеза, исследовать волю больного, видеть грань между жизнью и смертью, правомочно не принимать решение по эвтаназии (1992).

Рабочая группа международной конференции в Шато-Монтебелло (Квебек, Канада, 1988) настоятельно ре­комендует глубже обучать эвтаназии медперсонал, при обучении всех категорий персонала здравоохранения осо­бое внимание уделять навыкам общения, чтобы облег­чить взаимодействие между тяжелыми, инкурабельными больными и медицинским персоналом. Эта же автори­тетная группа считает, что медицинские учебные заведе­ния должны иметь в составе преподавателей клиниче­ских кафедр лиц, являющихся образцами профессиональ­ной медицинской этики (Цит. по: Royd D.J., 1989).

На рубеже ХХ и ХХI столетий система образования и воспитания будущих врачей медицинской этике, биоэтике стала более совершенной, более эффективной и в других странах. Это в известной мере объясняется тем, что на сегодняшний день «все медицинские школы мира созда­ли самостоятельные кафедры биоэтики» (Иванюшкин А., Ярославцева Е., 1993).

Авангардному опыту США и Ка­нады следует Бразилия. Здесь курс медицинской этики в медицинских вузах введен в 1975 г. Будущие врачи изуча­ют психологию общества, вопросы врачебной тайны, го­норара, отношения врачей и прессы, этических дилемм. Некоторые вузы Бразилии имеют в своей структуре даже специальные кафедры медицинской этики. Но в боль­шинстве институтов эта работа осуществляется на кафедре социальной медицины и правовых вопросов. Клиниче­ские аспекты рассматриваются на профильных кафедрах (Цит. по: Косарев И.И., 1991).

В Мексике биоэтика изучается студентами в курсе «Введение в клинику», основное содержание которого от­ражает, в частности, деятельность больничных комите­тов заботы о пациентах, где особое внимание уделяется этическим аспектам взаимоотношений пациентов, их се­мей и врачей (Силуянова И. с соавт., 1994).

Надежду на радикальную перестройку биоэтическо­го образования и воспитания в России многие авторы связывают с учреждением в июне 1993 г. Российского на­ционального комитета по биоэтике при Российской ака­демии наук (Иванюшкин А., Ярославцева Е., 1993).

Пока же, к сожалению, на сегодняшний день опыт российских медицинских вузов по образованию и воспитанию меди­цинской этике, биоэтике, как и психологии, более чем скромен. Об этом свидетельствуют печальные, но упря­мые факты. Так, 18 лет назад на «изучение тела», по под­счетам дотошных врачей-журналистов, приходилось около 8000 часов программы медицинских вузов, на изучение «души» — около 90 часов (Щепин О.П. с соавт., 1983, с.380).

По данным И.Н.Денисова с соавт., опубликованным в 1993 г., «в учебной программе медвуза изучению меди­цинской психологии отведено 36 из 7724 часов, утвер­жденных для студентов лечебного факультета. Что же ка­сается психосоматических расстройств, то эта область кли­нической медицины остается белым пятном для многих врачей».

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

В. Ключевский Основы риторики как искусства красноречия. Риторика - теория и искусство красноречия, ора­торского искусства. Искусство деловой речи (деловая риторика) – это прикладное направление риторики, ориентированное прежде всего на обеспечение деловых людей (предпринимателей, менеджеров) прави­лами культурной речи. Искусство деловой речи учитывает коммуни­кацию как специфическую форму ...

Эти же авторы вынуждены констатировать, что «сре­ди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нрав­ственные ценности. Можно даже пренебречь и моралью, лишь бы была своевременно оказана помощь нуждающе­муся в ней человеку» (с.103, 127).

А. Иванюшкин и Н.Ярославцева в статье «Нужна ли врачу биоэтика?» сообщают, что в Московском меди­цинском стоматологическом институте 2 года на кафедре философии читается курс «Основы биомедицинской эти­ки» (28 часов), в Московском медицинском университете им. Н.И.Пирогова есть аналогичный курс на лечебном и педиатрическом факультетах (16 и 10 ч.), в Московской медицинской академии курс медицинской этики прово­дится на кафедре истории медицины и культурологии (примерно 20% от общего курса в 40 ч.).

В наиболее пол­ном виде биоэтика как самостоятельная дисциплина преподается в течение последних двух лет в медицинском колледже № 1 Москвы (24 лекции и 30 практических за­нятий), на философском, психологическом, биологиче­ском факультетах МГУ («Врач». 1993. №3, с. 40).

Заметь­те, что в колледже №1 вопросам медицинской этики уде­ляется больше внимания, чем в медвузах Москвы.

Эта «столичная» биоэтическая почасовая нагрузка практически не изменилась в последующие годы (Иванюшкин А.Я., 1998, с. 5); в других вузах РФ этому курсу уделяется от 2 до 72 часов, «как ректор сочтет нужным» (Семенов А., 1999).

Мне импонируют программы, разработанные в 1999г. М.Я. Яровинским (Москва), В.Н. Наследниковым (Самара), В.Ю. Альбицким с соавт. (Казань).

К сожалению, и они ограничены скромной почасовой нагрузкой.

Как видим, опыт работы курсов по биоэтике, меди­цинской этике или опыт чтения избранных ее глав более чем скромен.

При таком раскладе учебных программ и мировоз­зрений врачей, ученых и администраторов можно ли тре­бовать от врача «быть биоэтиком», «быть эталоном вра­чебной морали», «быть носителем высо­кой культуры», «обладать талантом общения с коллегами и пациентами», «быть личностью, интеллигентом», «уметь заслуживать доверие и уважение больного и его близких»? К примеру, может ли врач мудро и гуманно решить кон­кретные архисложные проблемы жизни и смерти, эвтаназии, если он не знает существа проблемы ни с профес­сиональных, ни с моральных, тем более с религиозных и юридических позиций? Да и могут ли быть ему руково­дством к действию «Основы законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которым «медицинскому персоналу запрещается осуще­ствление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответст­вии с законодательством Российской Федерации» (При­каз Минздрава РФ №222 от 20 сентября 1993 г.).

Согласитесь, эта установка теряет значение, коль не делается оговорок, что эвтаназия может быть доброволь­ная, недобровольная, принудительная, активная, пассив­ная и ассистированная, да и антиэвтаназия многоморфна — гистаназия, дистаназия, ортаназия.

7 стр., 3103 слов

Биоэтика!

... медицинской помощью всех нуждающихся в ней граждан. Возникновение биоэтических принципов привело к формированию новых моделей взаимоотношений медицинского ... проблемы понимания пациентом полученной информации, его компетентности и достижение согласия по поводу лечения. Под компетентностью в биоэтике ... пациента. С точки зрения биомедицинской этики, «субъективный стандарт» является наиболее приемлемым, ...

В каких учебных программах России предусматри­вается глубокое освоение современных, новых концепций биоло­гических, моральных, юридических проблем смерти моз­га, определения момента смерти человека, показаний к прекращению реанимационных мероприятий, момента изъятия органов и (или) тканей человека для трансплан­тации? Не это ли определяет противоречия в экспертных комиссиях, конфликты в клиниках, судебные расследо­вания в связи с пересадкой сердца и других органов жиз­необеспечения? Все чаще мы знакомимся с информаци­ей прессы о том, что органы и ткани человека становятся предметом купли-продажи, т.е. коммерческих сделок, что имеют место принудительные изъятия органов и тканей человека для трансплантации.

Не нашел я в вузовских программах глубоких разделов, посвященных этике и правам больных и их родст­венников. Нет четких установок по оказанию медицин­ской помощи без согласия граждан по внедрению мето­дов профилактики, диагностики, лечения, не прошедших экспертизу в установленном законом порядке. Не опре­делены границы конфиденциальности в общении с боль­ными. Мы как бы игнорируем «Билль о правах пациентов», принятый конгрессом США, международную Лиссабонскую Декларацию о правах пациента, утвержденную Всемирной медицинской ассоциацией (1981), ее расширенный, углубленный вариант (1995) и многое другое.

Знаменательно, что из беседы начальника главного управления учебных заведений МЗ и МП РФ профессора-клинициста Н.Н.Володина с М.Сахновской сделан чет­кий вывод, что «без знания основ и норм биомедицинской этики выпускники российских медицинских вузов не смогут вписаться в мировое профессиональное сооб­щество» (1994).

Я считаю серьезной попыткой ГУУЗа по­мочь врачам «вписаться в мировое профессиональное сообщество» разработку проекта программы по биомеди­цинской этике (1995).

Согласно названной программе, «структура курса состоит из 17 лекций (34 часа) и семи­нарских занятий (16), преимущественной формой прове­дения которых должен быть анализ казусов клинической и экспериментальной биомедицинской практики с этико-правовой точки зрения».

В соответствии с программой, темы лекций (а, надо думать, и семинарских занятий) представлены следую­щим образом:

Введение (2 часа).

Тема 1. История медицинской этики и этики науч­ных экспериментов на живых объектах (2 часа)

Тема 2. Принципы и правила «этического обсужде­ния» (4 часа).

Тема 3. Модели взаимоотношений «врач—пациент» (4 часа).

Тема 4. «Информированное согласие» (2 часа).

Тема 5. Врачебная и медицинская тайна (2 часа).

Тема 6. Моральные проблемы аборта, контрацепции и стерилизации (2 часа).

Тема 7. Этика и новые репродуктивные технологии (2 часа).

Тема 8. Этические проблемы медицинской генетики (2 часа).

Тема 9. Смерть и умирание. Эвтаназия (2 часа).

Тема 10. Этика и трансплантология (2 часа).

Тема 11. Психиатрия и права человека (2 часа).

Тема 12. Этика медико-биологического эксперимента (2 часа).

Тема 13. СПИД: моральные проблемы (2 часа).

Тема 14. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении (2 часа).

Программа ГУУЗа по биоэтике, к сожалению, не лишена существенных недостатков. Генез последних по­нятен, если учесть, что в разработке приняли участие лишь философы Российского государственного медицинского университета (И.Силуянова), Российской академии медицинских наук (кандидат медицинских и доктор философских наук А.Иванюшкин), Российской академии наук (Б.Юдин).

К числу дефектов этой программы я отношу и то, что в ней не указывается, кто (философ, биолог, медик-теоретик или клиницист) должен курировать ту или иную тему. Наверное, вы согласитесь, что «вписаться в мировое профессиональное сообщество» врачей студенту-медику может эффективно помочь только полномочный представитель клинической медицины — врач. Кстати, и в программе сказано, что при обучении студентов медвуза «преимущественной формой должен быть анализ ка­зусов клинической и экспериментальной медицинской практики с этико-правовой точки зрения».

Наверное, вы согласитесь с И.А.Крыловым, что бе­да, коль пироги будет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник? Не меньшей бедой будет, я считаю, если фи­лософию будет преподавать, например, акушер-гинеколог, а философ — учить акушерству-гинекологии. Теат­ром абсурдов можно назвать такое действо, когда фило­соф учит будущих врачей такому архисложному врачеб­ному искусству, как хранить врачебную тайну, избегать врачебных ошибок, исцелять словом, решать вопросы эвтаназии, прав больного и др. Я убежден, что вы сочтете аморальным, если хирург будет читать лекцию «СПИД: мораль и право».

Я не умаляю, не исключаю значения, пользы фило­софского, как и юридического, религиозного осмысле­ния многих биоэтических проблем, предусмотренных про­граммой ГУУЗа. Я солидарен с известным врачом-философом А.Я.Иванюшкиным, что «биомедицинская этика – это область междисциплинарных исследований, требующая одновременно основательной медицинской, а также философской, религиоведческой, юридической и т.д. подготовки» (1998, с.6).

Но студентов-медиков и врачей нередко в большей мере и в первую очередь интересует трактовка биоэтических проблем с позиции клинициста, причем четко определенной профессиональной ориентации. Только он имеет право обучать (licentia docendi!).

Примечательно, что ученые и врачи, участники Красноярской межвузовской (25 апреля 1995 г.) и городской (17 октября 1995 г.) конференций по биоэтике, отметили как важный фактор высокого КПД этих форумов то, что отстаивали свои взгляды, позиции ученые медицинской академии, авторитетные и своих разделах науки.

Так, философ, доцент Л.А. Шевырногова ярко, эмо­ционально, компетентно говорила о биоэтических про­блемах с философских позиций; биолог, доцент А.А. Карачева — о биоэтических проблемах генетики; хирург, про­фессор А.Н. Орлов — об острых проблемах эвтаназии; акушер-гинеколог, профессор Н.А. Волков — о биоэтических проблемах аборта, зачатия в пробирке, суррогатного ма­теринства и транссексуализма; реаниматолог, профессор И.П. Назаров — о биоэтических аспектах смерти мозга; педиатр, профессор Ю.Е. Малаховский — о праве убогих детей, детей инвалидов на смерть и на жизнь; психиатр, профессор В.В. Макаров — о психиатрии и правах чело­века; венеролог, профессор В.И.Прохоренков и доцент Т.Н. Гузей — о моральных и юридических проблемах больных СПИДом и их врачей; клиницист-фармаколог, доцент В.А. Нетеса — о психофармакологии; хирург, профессор А.Г. Швецкий — об этических проблемах биомедицинских экспериментов на человеке и животных, криоконсервировании инкурабельных больных; судмедэксперт, до­цент А.А. Ермилов – о медико-юридических аспектах вра­чебной деятельности; организатор здравоохранения, со­циальный гигиенист, профессор О.М. Новиков — о каче­стве жизни.

Биоэтическая профилизация учитывается в билетах ГЭК, т.е. в них включаются не только общие биоэтические вопросы, но и частные, по профилю профессии.

Так что идеи авторов, философов программы по био­этике ГУУЗа Минздрава, несомненно, интересны, но реализовать их, «нести в массы», должны не только философы, но и, как правило, пол­преды клинической медицины определенной профессиональной ориентации. Несомненно, и то, что для более глубокого осмысления, усвоения биоэтических норм студентами-медиками, им будут полезными взгляды на эти проблемы теологов, юристов, представите­лей других наук. Мне представляется прогрессивным программный курс по биоэтике ММА, внедряемый с 1999 г. известным биоэтиком, врачом, профессором Я.М. Яровинским. Цитирую с величайшей почтительностью (summa cum pietate!).

«Выполняя рекомендации ВОЗ (1994) о введении во всех медицин­ских школах мира курса медицинской этики и создании для этого специ­альных кафедр, приказом ректора ММА им. И.М Сеченова академика РАН и РАМН М.А. Пальцева с 1999 г. этот курс вводится на лечебном и медико-профилактическом факультетах, а также в программы по­следипломного образования. В настоящее время это приобретает осо­бое значение в связи с тем, что в 1998 г. наше государство вступило в Европейский Союз и должно таким образом ратифицировать и все международные документы, в том числе и по проблемам медицин­ской этики (биоэтики).

В соответствии с программой курс будет состоять из 15 лекций по следующей тематике:

1. Теоретические основы и основные этапы развития медицинской этики, деонтологии, биоэтики.

2. Медицинский работник и общество (2 лекции).

3. Врач и врачебный процесс с медико-этической точки зрения.

4. Здоровье, болезнь и медико-этические аспекты лечебно-профилак­тической помощи.

5. Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения.

6. Врач, семья и социальное окружение пациента.

7. Медико-этические особенности работы семейного врача.

8. Проблема врачебной тайны, принципы правдивости и информированного согласия.

9. Проблема ошибки и ятрогении в деятельности медицинских ра­ботников.

10. Биоэтические проблемы прокреации (воспроизводства потомства. – А.О.).

11. Биоэтические проблемы умирания, реанимации и смерти.

12. Опыт, эксперимент, клиническое испытание и наблюдение с биоэтических позиций.

13. Новые медицинские технологии и биоэтика.

14. Взаимоотношения медицинских работников (1999, с. 31).

Мне представляется, в этой программе есть существенный недостаток: на семинарские занятия выделяется всего 6 часов (стр. 32).

Для медсестер ВСО лучший вариант программы «Основ медицинской биоэтики» предложил А.Я. Иванюшкин (1998).

Замечательно то, что автор – врач-философ программу ориентирует преподавателям медицинской этики, философии, основ права, психологии, истории медицины, медицинской генетики, акушерства и др.

Наша Красноярская государственная медицинская академия располагает определенным опытом этического образования и воспитания студентов. 18 лет назад мне, профессору А.Н. Орлову, заведующему кафедрой хирургии, доверили чтение лекций по общим проблемам медицин­ской этики. Частные вопросы биоэтики осваивались на других базовых и клинических кафедрах. Первые 3 лек­ции были посвящены культуре общения врача, слову врача с этических позиций и врачебной тайне. В 1989 г. при ка­федре философии (заведующий — доцент Л.А. Шевырногова) был утвержден курс современной медицинской эти­ки, его куратором — профессор А.Н.Орлов. Программа будущих врачей стала состоять из 10 двухчасовых лекций и 20 часов семинарских занятий, программа студентов — будущих медсестер с высшим образованием — из 72 часов. Вышеуказанная тематика была расширена за счет та­ких тем, как-то: «Милосердие»; «Внешняя культура вра­ча»; «Дефицит престижа врача»; «Лечить людей не ре­месло, а тяжкий труд»; «Светя другим, сгораю сам»; «Ак­терское мастерство врача»; «Добросовестные заблуждения врача//Врачебные ошибки»; «Право на жизнь и право на смерть (этюды эвтаназии)»; «Биоэтические про­блемы стресса» и др.

Весь процесс биоэтического образования и воспитания студентов облегчается в зна­чительной мере тем, что они имеют оптимальное количество экземпляров учебных пособий (монографий), написанных А.Н. Орловым и соавт. в последние 15 лет (см. ниже).

К сожалению, монографии по медицинской этике ведущих этиков-медиков (Билибин А.Ф., Блохин Н.Н., Вагнер Е.А., Вайль С.С., Грандо А.А., Давыдов С.Н.. Носов С.Д., Еренков В.А., Косарев И.И., Лихтенштейн Б.И., Петров Н.Н., Сук И.Е„ Хунданов Л.Л., Шамарин П.И.. Шамов И.А. и др.) в нашей библиотеке представлены 1-2 экземпляра­ми или выписываются по МБА. Да и проблем специаль­но биоэтических, например, тайны жизни и смерти, ка­чества жизни, эвтаназии, смерти мозга, границ конфи­денциальности, информированного согласия, психофармакологии, они, как правило, не касаются или касаются «слегка». Вместе с тем, курация курса современной медицинской этики (биоэтики) убежда­ет, что из-за дефицита времени за пределами нашей программы остались многие вопросы, проблемы не менее важные, не менее злободневные. Согласитесь, что необ­ходимо глубоко обсуждать и наши «грязные пятна на бе­лом халате» (равнодушие и ложь, формализм и конверт­ную болезнь, уголовно наказуемые преступления и др.).

Не могут нас не волновать такие проблемы, как этика педагога медвуза, этика ученого-клинициста и экспери­ментатора, этика медика-администратора.

В литературе и в программах медвузов, в том числе и нашего, более чем скромно сказано об этике и правах больных и их близких (о мужестве и трусо­сти, о лжи и правдивости, о благодарности и неблагодар­ности, о пессимизме и оптимизме, о правах и достоинст­ве, о социальной справедливости и несправедливости и мн. др.).

Вместе с тем нужно оценить эти проблемы не только с позиций врача, но и с позиций больных, их близ­ких и независимых арбитров-ученых, биоэтиков. Это тем более необходимо, так как материалов глубоких научных исследований клиницистами указанных проблем в доступной литературе я не встретил, зато темы эти обсуждаются в кинофильмах, художественной литературе, в прессе более чем широко, чрезмерно эмоционально, субъективно и тенденциозно.

Скудно, если не поверхностно, в наших учебных за­ведениях студенты знакомятся с медико-биологически­ми, социальными и моральными аспектами здорового об­раза жизни. Мало говорим мы о нашей культуре быта, питания, отдыха, труда, спорта, об эстетическом воспи­тании и мн.др.

Все вышеуказанные темы этического образования и воспитания студентов, как я полагаю, можно и нужно освоить и усвоить при увеличении числа часов по курсу биоэтики на первом этапе до 50 лекционных и 50 семи­нарских. Последнее суждение подтверждается опытом ра­боты кафедр биоэтики США, Японии, Европы, а также опытом биоэтического образования и воспитания студен­тов-психологов, приобретенном нами. По их программе было выделено для чтения лекций 50 и на семинарские занятия — 192 часа. Государственные экза­мены по медицинской этике психологов показали, что мы были на правильном пути и что введение обязательного кур­са клинической биоэтики для всех студентов медвуза и формирование преподавательских кадров — задача неотложная и архи­важная.

Наш опыт просвещения, воспитания и образования современной медицинской этике распространялся не только на студентов, но и на сотрудников вуза, врачей и медсестер обшей лечебной сети. Об этом можете судить по некоторым темам проведенных нами краевых, город­ских, районных, вузовских семинаров и конференций: «Право на здоровье и жизнь», «Врач, исцелися сам», «Ак­туальные вопросы медицинской этики», «Девальвация престижа врача», «Конвертная болезнь врача», «Меди­цинская этика военного времени», «Культура общения», «Мораль и права пациента», «Биоэтика. Аспекты биоло­гии, философии, юриспруденции, теологии» и др.

На протяжении 10 лет в нашем вузе наставники юных коллег повышали свой медикобиоэтический уровень в се­минаре, поименованном «Философские проблемы био­логии и медицины». В его работе принимали участие философы и биологи, физики и химики, психиатры и невропатологи, фармакологи и педиатры, хирурги и др. На семинарских занятиях предметом дискуссий служили те же проблемы современной медицинской этики, которые в последующем были представлены в материалах лекций, конферен­ций, методических рекомендаций общества «Знание», в монографиях, на страницах «Медицинской газеты», мно­готиражки «Медик», краевых газет, в журнале «Енисей», выступлениях по радио, телевидению, на республикан­ских и всесоюзных конференциях по медицинской эти­ке. Наверное, следует заметить, что перечисленные формы, методы, каналы этического просвещения, образова­ния и самообразования сотрудников вуза, врачей боль­ниц края и города мы осваивали по собственной инициа­тиве вне всяких программ и директивных указаний свер­ху.

Итак, на основании мирового, российского и нашего опыта биоэтического образования и воспитания студентов нужно признать своевре­менным предложение Национального комитета по био­этике Российской академии наук:

1. В ближайшее время ввести в медицинских учеб­ных заведениях обязательный курс биомедицинской эти­ки (биоэтики).

2. Создать научную группу для разработки програм­мы такого курса.

3. Подготовить и издать учебные руководства по био­медицинской этике.

4. Начать подготовку преподавательских кадров по биомедицинской этике (Цит. по: Иванюшкин А., Ярославцева Е.,1993).

Близкое решение было принято 24 марта 1999 г. комитетом по биомедэтике МЗ РФ.

Неотложными задачами представляются: издание всероссийского журнала и газеты биоэтической направленности, организация исследовательского центра России по биомедицинской этике, формирование комиссий по биоэтике при Госдуме и президенте. Вме­сте с тем, как показывает опыт цивилизованных стран, в России должны быть организованы курсы по постдипломному биоэтическому образованию и воспитанию кли­нических ординаторов, аспирантов, наставников моло­дых коллег — ассистентов, доцентов, профессоров медвузов, сотрудников больниц и экспертов систем добро­вольного и обязательного страхования. В больницах, в управленческих структурах здравоохранения и ассоциа­циях врачей целесообразно создание биоэтических коми­тетов для решения трудных спорных, конфликтных про­блем, обострившихся при переходе служб здравоохране­нии на обязательное медицинское страхование, в условиях несовершенных, иногда антигуманных рыночных взаимоотношений, экономических и социальных катаклизм.

Вопросы по биомедэтике в билетах гэк КрасГма

Темы

Кафедры

Терапия

Хирургия

Педиатрия

Гинек.-акуш.

Ответственн.

зав. кафедрой

1

Биомедэтические проблемы аборта, контрацепции, зачатия в пробирке, суррогатного материнства, стерилизации умственно отсталых, соматических больных, здоровых детей и взрослых, смены пола.

+

Акушерства и гинекологии.

2

«Убогие» дети имеют право на жизнь (эвтаназия).

+

Педиатрии

3

Биоэтические проблемы смерти мозга

+

+

+

+

Анестезиологии — реанимации

4

5

6

7

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст.31 и 61).

Врачебная тайна.

Каналы разглашения врачебной тайны.

Святая ложь во благо, во спасенье.

Деликатно об интимном.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Биоэтики

8

9

Медицинское вмешательство с информированного согласия больных.

Оказание медицинской помощи без согласия больного

+

+

+

+

+

+

+

+

Биоэтики

10

11

12

13

Врачебные, медицинские ошибки, несчастный случай

Классификация врачебных ошибок и их причин.

Профилактика врачебных ошибок (Учиться, учиться и еще раз учиться. Культура чтения, опыта. Мертвые, животные учат нас).

КЗОТ и УК РФ о врачебных проступках и преступлениях

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Биоэтики

14

15

Эвтаназия. Право на легкую смерть.

Эвтаназия. Право на жизнь

+

+

+

+

+

+

+

+

Биоэтики

16

Биомедицинские эксперименты на животных и человеке. Мораль и право.

+

+

+

+

Биоэтики

17

Биоэтические и правовые проблемы трансплантологии.

+

+

+

+

Судебной медицины

Рекомендуемая литература (к гэк):

  1. Добросовестные заблуждения врача// Врачебные ошибки. 1993. А.Н.Орлов
  2. Биоэтика. Избранные лекции. 1996. Ред. А.Н.Орлов
  3. Основы биоэтики. 1997. Ред. А.Н.Орлов
  4. Деликатно об интимном. 1997. А.Н.Орлов, В.И.Прохоренков, Т.Н.Гузей.

Литература

Банковский З. Этика и здоровье // Здоровье мира. 1989, № 4, с. 3.

Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части 1 и 2. М., 1995, 1999.

Биомедицинская этика. Ред. В.И. Покровский. М., 1997.

Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин и П.Д. Тищенко. М., 1998.

Власов В.В. Основы современной биоэтики. Саратов. 1998.

Денисов И.Н., Косарев И.И. Мастерство преподавателя медицинского вуза. М.: ММА, 1993.

Иванюшкин А. Биоэтика. Злоключения в России // Мед. газ. 1993, № 70.

Иванюшкин А., Ярославцева Е. Нужна ли врачу биоэтика? // Врач. 1993, № 9, с. 40.

Иванюшкин А.Я. Этика сестринского дела. М., 1998.

Краснов А., Наследников В. Духовной жаждою томим // Мед. газ. 1994, 8 апреля.

Краснов А., Наследников В. Медицинская культура как учебная дисциплина // Врач. 1994, № 12, с. 35-37.

Моль А. Врачебная этика. СпБ, 1903.

Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994, № 3, с. 49-61.

О мерах по реализации основ законодательства по охране здоровья граждан: Приказ Минздрава РФ № 222 от 20 сентября 1993 г., М., 1993, с. 62.

Орлов А.Н. Биоэтика – инструмент в руках врача // Мед. газ. 1995, № 52.

Основы биоэтики. Ред. А.Н. Орлов. Красноярск. 1997.

Проданов В. Биоэтика. София. 1988.

Сахновская М. Как готовиться к диплому в 2000 году? (Интервью с Н.Н. Володиным) // Мед. вестник. 1994, № 10, с. 9.

Силуянова И., Иванюшкин А., Юдин Б. Когда наши врачи будут изучать биоэтику? // Врач. 1994, № 9, с. 37-39.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.

Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. 1994, № 3, с. 62-66.

Уиклер Д., Брок Д., Каплан А. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США. Пер. с англ. М., Знание, 1989.

Чаклин С.А. Современные проблемы биомедицинской этики. М., 1995.

Щепин О.П., Коротких Р.В. Задачи развития биомедицинской науки в России // Пробл. социальной гигиены и истории медицины. 1994, № 3, с. 3-6.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика).

М., 1999.

Hjellstrand C. Кто должен принимать решение о вашей смерти? // IAMA. 1992, № 3, с. 4-5.

Potter V.R. Bioethics. Bridg of Future. 1971.

Roy D.C. Этические аспекты лечения больных раком // Бюллетень ВОЗ. Женева. 1989, № 4, с. 6-7.

Литература, с которой работают студенты Красноярской медицинской академии. (Издания госуниверситета и рио академии).

Автор — профессор а.Н.Орлов

1. О врачебной тайне. 1985, 112 с.

2. Культура общения врача. 1986, 176 с.

3. Культура общения врача // Слово с этических позиций. 1987, 164 с.

4. Исцеление словом. 1989, 511 с.

5. О внешней культуре врача. 1990, 136 с.

6. Введение к курсу «Основы общего ухода за хирургическими больными». 1992, 71 с.

7. Добросовестные заблуждения врача // Врачебные ошибки, 1993, 170 с.

8. Милосердие. 1993, 104 с.

9. Исцеление стресса природой. 1993, 91 с.

10. Актерское мастерство врача. 1995, 99 с.

11. Милосердна ли легкая смерть? (Этюды эвтаназии).

1995, 254 с.

12. Биоэтика. Избранные лекции. Ред. А.Н. Орлов. 1996, 207 с.

13. Исцеление стресса трудом и физической культурой, «мышечной радостью». 1996, 64 с.

14. Культура речевого общения преподавателя и студента ВУЗа. Ред. А.Н. Орлов. 1997, 220 с.

15. Деликатно об интимном. Соавторы В.И. Прохоренков, Т.Н. Гузей. 1997, 96 с.

16. Основы биоэтики. Ред. А.Н. Орлов. 1997, 304 с.

17. Искусство, культура интеллектуального труда студента и преподавателя ВУЗа. Ред. А.Н. Орлов. 1999, 132 с.