Личность как высшее психическое образование, биологическое и социальное в личности

I. Вопросы для контроля знаний (по лекции N 3):

Личность как высшее психичес кое образование, биологичес кое и социальное в личности.

Подходы к проблеме личности, наиболее распространенные в отечественной пси хологии: пси хология от ношений, пси хо-логия деятельности, пси хология установки.

Понятие акцентуированных личностей, типология А.Е.Личко.

Критерии диагностики пси хопатий П.Б.Ганнушкина.

 

Лекция N 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИИ.

 

Психические процессы, свойства, личный опыт человека

составляют не просто сумму, а качественно новое, иерархи чес-

ки более высокое, а именно высшее и цельное образование пси-

хики.Таким образом,

ние, объединяющее все психические свойства человека, опреде-

ляющее целостность и индивидуальность его психики.

Иными словами, личность есть сложившаяся психическая

индивидуальность, включая ее содержание и сформированные ус-

тойчивые характеристики. Поэтому, скажем, нельзя говорить о

личности в детском возрасте. Учитывая, что особенности орга-

низма и, в частности, нервной системы составляют почву для

формирования психических черт человека, содержания личности,

ее социальных связей и т.д., личность — это биосоциальное

понятие (где, по словам В.Н.Мясищева, «биологически-органи-

чес кое неразрывно связано с социальным, но не является ни

личностью, ни ее частью, а только условием личности».)

Учение о личности относится к области многих наук: фи-

лисофии, истории, педагогики, социологии, этики, медицины и

др. Поэтому не кажется странным, что и в пси хологии (а имен-

но в этой науке личность является центральным понятием) нет

единой всеобъемлющей теории личности. В зарубежной пси холо-

гии существуют многочисленные концепции личности в рамках

пси хоанализа, бихевиоризма, экзистенциализма, гуманистичес-

кой пси хологии и т.д. В отечественной пси хологии на большее

распрост ранение получили три подхода к проблеме личности: с

позиций пси хологии от ношений, пси хологии деятельности и пси-

хологии установки.

 

прост ранение в отечественной прикладной пси хологии и его мы

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... этом складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического ... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения ...

будем использовать в дальнейшем как основную теоретичсекую

концепцию личности, как предложил А.Е.Личко. Начало иследо-

ваний личности как системы от ношений было положено одним из

основателей российской медицинской пси хологии, сотрудником

В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурским (1923).

В дальнейшем это нап-

равление было развито учеником Лазурского — В.Н.Мясищевым,

которому и принадлежит наиболее детальная разработка данной

концепции личности, в том числе применительно к теории и

практике медицины.

а).

Главной характеристикой личности является система

ее от ношений. Это сознательная, основанная на индиви-

дуальном опыте пси хологическая связь человека с различными

сторонами жизни. Прежде всего — от ношения с людьми, от ноше-

ние к общественным вопросам, к семье, к труду, к предметам,

идеям, ситуациям и т.д. В системе от ношений завершающим эле-

ментом, обеспечивающим ее целостность, является от ношение к

себе — самосознание, самооценка. От ношения имеют такие ха-

рактеристики как уровень активности, положительная или отри-

цательная модальность, рациональность или иррациональность,

устойчивость или неустойчивость и др. От ношения выступают

наиболее важным структурирующим компонентом личности по от-

ношению к другим психическим явлениям — психическим процес-

сам, свойствам, состояниям.

б).

Вторая группа свойств личности характеризует психи-

чес кий уровень человека. Это уровень активности — конкрет-

но-личной, элементарно-витальной и пр., функциональный уро-

вень восприятия, памяти и др. потенциальных возможностей

ума, ум — его развитие и особенности. Уровень личности — это

показатель способностей и психического развития человека.

в).

Третий компонент личности — динамика реакций и пе-

реживаний. Это своего рода биологическая характеристика лич-

ности, больше известная в пси хологии как темперамент. Этот

компонент отражает степень нервно-психического тонуса, его

выраженность, реактивность. (… Типология Гипократа, типы

в.н.д. Пав лова).

г).

Четвертый компонент структуры личности, предложен-

ный В.Н.Мясищевым — соот ношение психических свойств в их

единстве, собственно характеризующее структуру («архитекето-

ни ку») личности — соот ношение эмоциональных, волевых, интел-

лектуальных характеристик, наличие доминирующих от ношений,

пропорциональность свойств психики, преобладающие побужде-

ния и пр. Т.е. это социально-биологическая характеристика

индивидуальных стереотипов реагирования, аналогичная поня-

тию характера.

 

1946), Л.С.Выготского (1960) нашли развитие в теории дея-

тельности А.Н.Леонтьева (1975).

Личность здесь также рас-

сматривается как продукт социальных от ношений, главной же

характьеристикой личности является ее деятельность. Ядром

личности является система иерархизованных мотивов, как побу-

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, ... неблагоприятной компании, проявляет агрессивность во взаимоотношениях со взрослыми». В какие виды деятельности целесообразно включать подростка для его социального становления, интеллектуального развития? 9) Ребенок ...

дителей деятельности. Есть т.н. смыслообразующие мотивы (оп-

ределяют направленность потенциальной деятельности) и моти-

вы-стимулы (непосредственно побуждают к деятельности).

От но-

шения мотивов в определенной иерархии характеризуют мотива-

ционную сферу личности. Ослабление, искажения этой сферы,

формирование патологических потребностей и мотивов широко

исследовались в патопси хологии.

 

ский пси холог Д.Н.Узнадзе (1966).

Установка — готовность

субъекта определенным образом определенным образом восприни-

мать, оценивать и действовать по от ношению к объектам окру-

жающей действительности, «фактор, направляющий и определяю-

щий содержание нашего сознания». Установка включает бессоз-

нательное — не осознаваемое личностью состояние готовности к

определенной деятельности для удовлетворения той или иной

потребности. Наибольшее внимание теория установки привлекла

именно как один из путей решения проблемы бессознательного.

[И с т о ч н и к . Б.Д.Карвасарский. Медицинская пси хология.

— Л., 1982.]

 

Личность в изложенных выше конценпциях — более сложное

понятие чем характер, однако в основу современных типологий

положены, если говорить с позиций отечественной пси хологии и

психиатрии, типы характеров.

В пределах типологии не патологических, «нормальных»

личностей существует понятие акцентуированной личности — это

крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характе-

ра чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается чрез-

мерная уязвимость в от ношении определенных пси хогенных воз-

действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В нашей стране к наиболее известным относится типоло-

гия А.Е.Личко: гипертминый тип, циклоидный, лабильный, сен-

ситивный (тревожный по K.Leonhard), психастеничес кий, ши-

зоидный, эпилептоидный (возбудимый по K.Leonhard), истероид-

ный, а также конформный, астено-невротичес кий и неустойчи-

вый (последние три не имеют аналогов у K.Leonhard).

Типы акцентцаций весьма сходны и частично совпадают

с типами пси хопатий. Психопатии характеризуются стабильнос-

тью патологических черт на протяжении жизни, тотальностью их

проявления во всех ситуациях, как следствие — социальной де-

задаптацитей (критерии П.Б.Ганнушкина).

[И с т о ч н и к. А.Е.Личко. Подростковая психиатрия. — Л. —

1985. — С. 33-77.]

Согласно подготовленной ВОЗ МКБ-10, глава V «Психичес-

кие и поведенческие расстройства», выделяется 8 типов рас-

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. ... назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).   Общая характеристика ...

стройств личности: параноидное расстройство личности, ши-

зоидное, диссоциальное, эмоционально-неустойчивое, гистрио-

ничес кое (истеричес кое), ананкастное, тревожное («избегаю-

щее»), зависимое (dependent).

[И с т о ч н и к. Ю.В.Попов. Новый подход к диагностике пси-

хопатий (расстройств личности).

// Обозрение психиатрии и

мед. пси хологии им. В.М.Бехтерева. — Л., 1991. — N 2. — С. 5

-14.] 

Лекция N 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИИ.   Психические процессы, свойства, личный опыт человека