VUrHUaT rOTt»nUL,UUII гивиапси airn.1; january 1955 0/ZUt»0
Theoretical research
Developmental and pedagogical psychology
Thematic reports
Discussions Memorable dates
Critical review and bibliography
Scientific events
3 Zinchenko V.P.
Psychology’s theoretical world
18 Shakurov R.H.
Psychology of meaning: A theory of overcoming
33 Khomskaya E.D.
Clinical psychology and neuropsychology: A part or a whole?
47 Telegina E.D., Gagai V. V.
Interrelation between creative thinking and visual perception in primary school children
56 Prokhorov A.0„ Velieva S.V.
Psychological states of pre-school children
68 Bouyakas T.M.
The initiating method of personality development: Counseling potentialities
80 Golynchik E.O., Gulevich O.A.
Common conceptions of justice
93 Nurkova V. V., Vasilevskaya K.N.
Autobiographical memory in a difficult life situation:
New phenomena
102 Conference calendar
103 Abramenkova V.V.
Sex role differentiation and sexualization of childhood:
The bitter taste of a forbidden fruit
121 Karpova N.L.
Ideas and practical contribution of V.N. Miasishchev to family group logotherapy (on the occasion of the 110 anniversary of the scientist)
127 Zadorozhniuk I.E.
«Not by bread alone…»
131 Proceedings of the III congress of the Russian Psychological Society (RPS)
131 The III congress of the Russian Psychological Society:
Results and prospects
135 Klimov E.A.
Psychology in the XXI century
Дискурс в лингвистических описаниях
3. Синтаксическая организация дискурса Заключение Список используемой литературы Введение Понятие дискурса возникло в связи с выходом лингвистических исследований за пределы предложения – в область сверхфразового синтаксиса. Поэтому с точки зрения лингвистики дискурс – это прежде всего комплексная единица, состоящая из последовательности предложений, находящихся в смысловой связи. Поиски типовых ...
142 On the activities of the Russian Psychological Society in the period from September 1998 to June 2003 (RPS Presidents’s report)
144 VIII European Psychological Congress «Cooperation of psychology with related sciences»
147 XI Conference ofISSID
150 6th Regional Conference of IACCP
154 X International Summer School on cognitive science
158 Summaries
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИР ПСИХОЛОГИИ
В.П. ЗИНЧЕНКО
Автор излагает свои размышления о теоретическом мире психологии. Поводом для них послужила готовящаяся к выходу в свет книга Д. Робинсона «Интеллектуальная история психологии».
Ключевые слова: теория, история, эксперимент, практика, методология, философская психология, экспериментальная психология.
Казалось бы, в соответствии со здравым смыслом отношения между теорией, экспериментом, практикой должны быть взаимодополнительными. С этим трудно спорить. Вместе с тем мы часто слышим, что теории нам нужны лишь до тех пор, пока их не сменят другие, лучшие теории; или — противоположное:
если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов. На деле все не так просто. Теории не отмирают, а факты оказываются упрямыми. И те и другие достаточно долго живут независимо друг от друга и рано или поздно обогащают науку. В конце концов по собственной логике начинают строиться мир теории, мир эксперимента и мир практики. Поводом для моих размышлений о теоретическом мире психологии, в том числе и об отношении его к миру эксперимента, послужила книга Дэниела Н. Робинсона, профессора Джорджтаунского университета (США), — «Интеллектуальная история психологии», перевод которой на русский язык готовится к изданию в
Статья написана при поддержке РФФИ, грант № 02-06-80289.
Институте философии, теологии и религии св. Фомы (Москва).
Настоящая статья — не рецензия, а именно размышления, навеянные книгой, которую я рекомендую читателям журнала «Вопросы психологии».
Интеллектуальная история психологии есть история идей, т.е. вполне объективных интеллектуальных достижений — не менее объективных, чем научный метод или полученный с его помощью экспериментальный факт, эффект, феномен. Объективность идей и смыслов опасно недооценивать. Они подобны джину, выпущенному из бутылки. К сожалению, когда идея овладевает массами, она действительно становится материальной силой, т.е. превращается в свою противоположность, как мрачновато заметил И. Губерман. Жизнь подло подражает художественному вымыслу (В. Набоков), она столь же подло реализует научные и в их числе безумные идеи. Одна из самых трагических и глупых (по словам М.К. Мамардашвили)
лей XX в. — идея нового человека — не зобретение «века-волкодава» (О. Ман-гльштам).
Она имеет свои корни в та-эй относительно безобидной и наивной дее эпохи Просвещения о человеке, как ibula rasa, не говоря уже о том, что она ыла отчетливо артикулирована в Древ-ем Риме. Можно, конечно, отвергнуть г с порога, но что делать с весьма и гсьма эффективной практикой зомби-ования людей, манипулирования ими и х сознанием с помощью как древних, ж и новейших психотехник, усилен-ых современными техническими сред-гвами?
Феноменологический подход в психологии: история и перспективы ...
... феноменологическому подходу в целом и "феноменологической психологии" Гуссерля в частности. О феноменологических идеях почти не упоминается в учебниках по истории психологии. Вместе с тем, невозможно отрицать влияние, которое ... гарантирована в имманентном анализе. Одной из базовых норм, которой должна удовлетворять любая теория, тем более, претендующая на научность является принцип непротиво
Еще в первой половине XX в. более птимистичными, чем поэт О. Ман-гльштам, были П. Тейяр де Шарден и .И. Вернадский, писавшие о ноосфере i добрейший С.В. Мейен, которому при-адлежит формула принципа сочувствия науке, — даже о ноократии), о том, го мышление человека приобретает пла-етарные масштабы, становится геоло-стеской силой. К этому нужно добавить дну маленькую деталь: человеческая глу-ость, как тень, следует за мышлением тоже достигает космических высот, за то приходится платить непомерно до-огую цену, когда идея находит своих ‘анатиков. С.Л. Франк понимал под фа-атизмом «страстную преданность из-юбленной идее.., доводящую человека, одной стороны, до самопожертвова-ия и величайших подвигов, и с другой гороны — до уродливого искажения сей жизненной перспективы и нетер-имого истребления всего несогласного данной идеей» [12; 154]. В примерах гловечество недостатка никогда не ис-ытывало. К несчастью, с демонстрации дейного фанатизма начался XXI век.
Значит, идеи, как люди, живут и име->т свою судьбу. Вот что писал о жиз-и идеи М.М. Бахтин, анализировавший зорчество Ф.М. Достоевского: «Досто-вский сумел открыть, увидеть и пока-пъ истинную сферу жизни идеи. Идея ивет не в изолированном индивидуаль-ом сознании человека, — оставаясь
только в нем, она вырождается и умирает. Идея начинает жить, т.е. формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинной мыслью, то есть идеей, только в условиях живого контакта с чужой мыслью, воплощенной в чужом голосе, то есть в чужом, выраженном в слове сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и живет идея.
Идея — как ее видел художник Достоевский — это не субъективное индивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний» [1; 294}.
Объективны не только идеи. Объективна культура и ее ценности. Европейское понятие культуры, согласно С.Л. Франку, включает в себя «объективное, самоценное развитие внешних и внутренних условий жизни, повышение производительности материальной и духовной, совершенствование политических, социальных и бытовых форм общения, прогресс нравственности, религии, науки, искусства, словом, многостороннюю работу поднятия коллективного бытия на объективно высшую ступень», т.е. для европейца культура — это «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» [12; 160]. Приведенная характеристика культуры в ее расширенном и кратком вариантах содержит в своей внутренней форме итоги размышлений представителей философской антропологии и философской психологии. Она вполне адекватна пониманию культуры в культурно-исторической психо
Бытие идеального
... от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как ... отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные ... итога предложим краткое определение. Идеальное есть способ бытия сущих любой природы, извне предстающий как репрезентативные отношения ...
логии. Л. С. Выготский исходил из объективности аффективно-смысловых образований человеческого сознания, существующих вне каждого отдельного человека в виде произведений искусства. Он подчеркивал, что такие образования существуют раньше, чем индивидуальные или субъективные аффективно-смысловые образования. Подобные положения Л. С. Выготского дали основания его ближайшему ученику и соратнику Д.Б. Эльконину утверждать новизну и неклассичность культурно-исторической психологии.
Саркастично аргументировал объективность идей Г.Г. Шпет: «Идея, смысл, сюжет — объективны. Их бытие не зависит от нашего существования. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное свидетельство ее независимого от философствующих особ бытия. Головы, в которых отверстие для проникновения идеи забито прочною втулкою, воображают, что они «в самих себе» «образуют» представления, которые как будто бы и составляют содержание понимаемого. Если бы так и было, то это, конечно, хорошо объясняло бы возможность взаимного непонимания беседующих субъектов» [15; 422].
Издевательский тон доказательства объективности существования идей, смыслов, сюжетов, аффективно-смысловых образований, если угодно самых разных идеальных форм, говорит о том, что их объективность была для Г.Г. Шпе-та, С.Л. Франка, как и позднее для М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, само собой разумеющейся.
Не буду рассматривать основания, по которым, например, А.А. Ухтомский, М.К. Мамардашвили рассматривали субъективное не менее объективным, чем так называемое объективное. Это знал О. Мандельштам:
Что делать, самый нежный ум Весь помещается снаружи.
Снаружи, не между ушами, как шутят американские психологи. Напрашивается вывод об объективности субъективного мира человека, что чувствовал (или знал?) П.Я. Гальперин, высказавший (без излишней аргументации) убеждение в том, что психология когда-нибудь станет объективной наукой о субъективном мире человека (и животных) [2; 271]. Редко обращается внимание на то, что П.Я. Гальперин перевернул навязшее в зубах определение предмета психологии как науки о субъективном отражении объективного мира. В его определении подразумевается расширенное понимание объективного, включающего в свой состав и субъективное, вовсе не являющееся «социальной метафорой», как о нем говорили некоторые советские психологи. Субъективный мир стоит наравне с объективным миром. А в каких отношениях окажутся оба мира — вопрос личной судьбы и обстоятельств. Для психологии это — искомое, проблема, при решении которой возможны разные варианты. Конечно, человек так или иначе отражает объективный мир, с большим или меньшим успехом ориентируется и действует в нем. Носитель субъективного мира может дистанцировать-ся от объективного мира, порождать иной мир, погружаться в него или объективировать, быть его хозяином или заложником, а то и жертвой, испытывать внутреннюю клаустрофобию, бежать от себя. Ориентироваться в своем собственном мире (мирах!), а тем более овладевать им, жить в нем и с ним в мире никак не проще, чем жить в так называемом объективном мире.
Список рекомендуемой литературы к курсу "История психологии" ...
... «Возникновение и развитие отечественной психологии в донаучный периорд» Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993. Избранные произведения ... В 6 т. Т.6. М., 1966. Каменский 3.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. 4-е ...
Приведенные соображения мыслителей и ученых XX в. об объективности идей, смыслов, ценностей, аффектов, наконец, субъективного мира большинством психологов могут быть восприняты как своего рода эпатаж, хотя читатель книги Д. Робинсона заметит изло-
а.и. зинченко
жение взглядов Парменида из Элеи, согласно которым все, что имеет реальное бытие, — все, что реально есть, — должно быть вечным и неизменным; и такое реальное бытие не может быть раскрыто посредством чувств. Внутренне противоречиво — приписывать существование тому, что никогда не является одним и тем же в разное время;
и непоследовательно — утверждать, что любая существующая вещь возникает из ничего. Чтобы избежать этого тупика, нужно вывести чувственность из сферы реального существования, так как лишь ощущение проявляет такое непостоянство. То, что останется после отбрасывания ощущений, есть сфера абстракций — непоколебимых и вечных истин, если и являющихся доступными, то только для разума. Здесь уже идея, абстракция более объективна, чем объективный мир в привычном для нас смысле слова. Это вовсе не означает, что им можно пренебречь. «Ты должен все узнать, — говорит сам Парменид, — и неколебимое сердце совершенной Истины, и мнения смертных, в которых нет истинной достоверности». Мнения «ты должен узнать», «но удерживай мысль от этого пути исследования». Г. Г. Шпет, приводящий эти высказывания Парменида в статье «Мудрость или разум?», развивал важную не только для философии, но и для психологии идею: «Философия как знание сознается тогда, когда мы направляем свою мысль на самое мысль. Бытие как то, что есть, как истина, тогда изучается подлинно философски, когда наша рефлексия направляется на самое мысль о бытии. Ибо для мысли мысль открывается в себе самой, в своей подлинной сущности, а не как возникающее и преходящее, «нам кажущееся», здесь подлинно «незыблемое сердце совершенной Истины». Бытие само по себе есть бытие, и только. Лишь через мысль бытие становится предметом мысли и, следовательно, предметом философии как знания. Нужно прийти к этому сознанию, что бытие философски
есть через мысль, что предмет мысли и предмет бытия есть одно и то же, есть один предмет. «Одно и то же, — по Пармениду, — мышление и бытие». Или он говорит еще яснее: «Одно и то же мышление и то, на что направляется мысль; и без сущего, в зависимости от которого высказывается мысль, ты не найдешь мышления». Итак, не только предмет бытия для философии есть предмет мысли, но и мысль, на которую направляется философия, есть непременно мысль о предмете, и мысли «ни о чем», следовательно, нет. Здесь у философии как знания — прочное и надежное начало» [15; 233-234].
Сказанное Парменидом и прокомментированное Г. Г. Шпетом имеет прямое отношение к психологии в целом и в особенности к психологии мышления. Мы узнаем здесь проблему предметности мышления, но не только. Мы узнаем здесь и проблему бытийности мышления и его участности в бытии — проблему, над которой плодотворно работал М.М. Бахтин, а позднее — М.К. Ма-мардашвили.
Введение в общую психологию Психология как наука. История становления предмета
... Декарт 7. Этапы развития представлений о предмете психологии факты поведения как предмет психологии душа как предмет психологии явления сознания как предмет психологии формы психической деятельности как предмет психологии Задачи, принципы и методы современной ... но она дается мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что ...
Мне представляется, что направленность мысли на самое мысль, равно как рефлексия, обращенная на направленность самой мысли, характеризует не только философскую мысль, а представляет собой непременное условие теоретического мышления, в какой бы сфере оно ни наблюдалось. Характеристика теоретического мышления, данная Г. Г. Шпетом, полнее характеристики, данной В.В. Давыдовым, который считал главным признаком этого мышления наличие рефлексии. Афористическую характеристику теоретического мышления дал А. С. Пушкин: Думой думу развивает. Категоричен, а скорее, оптимистичен был И.А. Бродский, заявивший, что люди думают не на каком-то языке, а мыслями. Ему же принадлежит примечательная характеристика рефлексии как post scriptum’a к мысли. Можно добавить: и pre scriptum’a к действию. Здесь мы выходим за пределы оппози
1 еоретическии мир психологии
ции субъективности/объективности идеи, мысли и констатируем нечто большее — существование теоретического мира, именно теоретического, несмотря на всю предметность мысли или благодаря ее предметности, что точнее. Этот мир можно называть по-разному. У Платона — это мир идей, которому противостоял мир теней. Г.П. Щедровицкий был более осторожен. Он говорил о мире мышления, который должен быть положен «как новая реальность в мир, отдельная от реальности материи и противостоящая ей.., это особая субстанция, существующая в социокультурном пространстве» [16; 10]. В этом же ряду можно вспомнить представления о пневмато-сфере, или духосфере (П.А. Флоренский), о семиосфере (Ю.М. Лотман) или о ко-гитосфере. В термине «семиосфера» подчеркивается знаковый характер мысли, невозможность бесплотной мысли, укорененность мысли и смысла в бытии (Г.Г. Шпет), даже гегелевское тождество мысли и бытия (Э.В. Ильенков).
Согласимся с К. Поппером, написавшим в книге «Мир Парменида» [18], что Парменид был первым, кто стал явно утверждать существование теоретического мира как особой реальности, скрытой за феноменальным миром. Он отчетливо сформулировал критерий реальности, указывая на то, что подлинная реальность — это теоретический мир, который инвариантен по отношению к любым кажущимся изменениям. Интенция всей книги К. Поппера состояла в том, чтобы проиллюстрировать действие принципа, согласно которому вся история является или должна быть историей проблемных ситуаций, и в силу этого мы лучше можем понять мыслителей прошлого [8; 81, 83]. Это весьма поучительное соображение: вне проблемных ситуаций не может быть ни истории, ни теоретического мира, да и человек создан так, что он не может жить без проблем. Если их нет, он их придумывает (на свою голову).
Д. Робинсон, излагая историю идей в психологии, по сути
дела, выявляет ее теоретический мир, хотя и не ставит перед собой такую задачу. В каком-то смысле он идет еще дальше К. Поппера. Он считает, что интеллектуальная история, в отличие от истории политической и социальной, является пророческой. Неудачно построенная аргументация, ведущая к сомнительным или разрушительным следствиям, сохранит свои свойства в любом и каждом воплощении. Это сюжет, подобный упомянутому выше о свойстве жизни уподобляться воображению, мысли, мифологии, искусству и науке.
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, ... этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Позволяет установить наличие ... возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают ...
Идея подобна произведению искусства, которое (согласно В.В. Кандинскому) отделившись от художника, получает самостоятельную жизнь, обладает активными силами, живет, действует и участвует в созидании духовной атмосферы [5; 99]. Идеи в буквальном смысле слова витают в воздухе. Один из героев У. Эко заметил, что, если тебе пришла идея в голову, можешь быть уверен, что она уже приходила и кому-то другому. Важно уметь понять ее, продумать основания и следствия, в чем неоценимую пользу оказывает история идей в философской психологии и их судьба в психологии, отпочковавшейся от философии. О генеалогии идей, бытующих в современной психологии (Д. Робинсон рассматривает психологию до 1950 г.), редко задумываются, хотя теоретическая реальность, реальность идей несомненно скрыта и за психологической (человеческой) эмпирией, экспериментати-кой, практикой, феноменологией. И в то же время теоретическая реальность явлена не только в форме знания, но и в форме знания о незнании, в качестве своего рода вызова. В психологии также есть свои инварианты (архетипы), маскируемые многообразными формами поведения, деятельности и сознания людей в меняющихся обстоятельствах их жизни. Многие из них в свое время были эксплицированы.
Все сказанное об объективности интеллектуальных достижений делает их
D.ll. JUH4fHK.U
олне почтенным предметом научного
следования. Книга Д. Робинсона, на-олько мне известно, — это первый и :олне интересный опыт систематиче-ого изложения истории идей в психо-тии. Она не претендует на то, чтобы ггь книгой по истории психологии, и )жет, как предвидит автор, удивить и же разочаровать авторов книг по ис-рии психологии. Не стану предварять акции на книгу Д. Робинсона истори-iB психологии, но мой опыт чтения ее ворит о том, что результатом такого ения является не только лучшее пони-1ние истории психологии, но и иное ‘ношение ко все более расширяющей —
предметной области психологии [З], ]. Если говорить о жанре книги Д. Ро-[нсона, то, при всей оригинальности, ее жно поместить между историей пси-логии и исторической психологией [14].
М. Коул — автор одной из послед -ix книг, посвященных культурно-ис-‘рической психологии [б], назвал ее 1укой будущего. Как следует из исто-1И культуры, в том числе и из истории ;ихологии, истории психологических ],ей, культурно-историческая психоло-[я в такой же мере является наукой про-лого. Это лишь на первый взгляд пара-жсальное утверждение демонстрирует тага Д. Робинсона, где возникновение ;ихологических идей, их жизнь и судь-i даются на фоне культуры и истории. онечно, остается вопрос, что берет пси->логия у культуры и истории и что она м возвращает. Казалось бы, о равно-мности вкладов и заимствований го-)рить не приходится: взаимоотношения, юрее, асимметричны. Разумеется, не-эевзойденным примером влияния на ^льтуру (если оставить в стороне знак 1ияния) является психоанализ. Амби-1лентность отношения культуры к пси->анализу прекрасно выражена в шутли-эм (только по форме) стихотворении . Бродского «Письмо в бутылке», по-горяющем сюжет Е. Баратынского и . Мандельштама:
Развитие юридической психологии. История и современность
... психология, 3) криминальная психология, 4) психология следственной и оперативно-розыскной деятельности, 5) судебная психология, 6) пенитенциарная (исправительная) психология, 7) психология гражданского судопроизводства. Развитие юридической психологии. История ... относится как к юриспруденции, так и к психологии. Предмет ЮП – исследования и систематизация психологических основ ...
Доктор Фрейд, покидаю Вас, сумевшего (где-то вне нас) на глаз над речкой души перекинуть мост, соединяющий пах и мозг.
Близко по масштабу влияние прагматизма и бихевиоризма, но только на американскую культуру. Консервативная Европа не столь чувствительна к психологическим новациям, что, может быть, не так плохо. Как справедливо пишет Д. Робинсон, слишком много психологии породили эмпиризм и рационализм. Возможно, поэтому прошло время, когда психология, возникшая и развивавшаяся вместе с философией на протяжении многих веков, была неотъемлемой частью культуры и истории, вольно или невольно, но весьма эффективно участвовала в решении задач управления поведением и деятельностью людей. Д. Робинсон говорит о взаимности влияния, обращая внимание на примечательную регулярность, с какой философы-материалисты процветали в периоды империи, а спиритуалистические идеалистические философы всплывали на поверхность в периоды начинающегося разрушения. Интеллектуалы, хотя тому и бывали достопримечательные исключения, выступали в роли апологетов столь же успешно, как и в роли критиков, а так называемые системы мысли очень часто представляют собой не что иное, как рационалистические объяснения фактов, преобладающих в жизни. Если бы Д. Робинсон был ближе знаком с происходившим в нашей стране, возможно, он отнес бы идеологов коммунистической утопии, цинично прикрываемой так называемым диалектическим и историческим материализмом, к достопримечательному исключению из замеченной им регулярности. Эту достопримечательность заметили А. Белый и Б. Пастернак, писавшие об исчезновении в СССР материи. Сегодня идеалистов не наблюдается, зато спиритуалисты и эзотерики — в избытке.
Д. Робинсон не без иронии пишет о том, что психология после отпочкования от философии получила привилегию называть себя молодой наукой:
«Именно такой подход к основаниям науки более или менее гарантирует каждому поколению психологов привилегию переоткрытия некоторых из самых примечательных идей в истории мысли». Долги весьма неохотно признаются не только перед философией или философской психологией. «Никто из современных психологов не обращается, робея, к анналам учений девятнадцатого столетия, пытаясь обнаружить там проблемы и методы, подходящие для психологии. Самый беглый взгляд на курсы и тексты по психологии как студенческого, так и профессорского уровня покажет без сомнения, а возможно, и без сожаления, что сознательно признаются лишь очень немногие долги девятнадцатому столетию».
Д. Робинсон пишет, что дело не в том, чтобы признать современного би-хевиориста, изучающего роль болевого или пищевого подкрепления в обучении тем или иным формам поведения, учеником И. Бентама. Изменились методы исследования, изменилась терминология, но предмет остался. Остались и проблемы. Именно в этом смысле автор говорит, что задача всегда состояла в том, чтобы сохранить предмет, развивая далее научные методы и теории. Однако получалось это далеко не всегда. Претензии при зарождении тех или иных психологических направлений часто превосходили их объяснительный потенциал. Иногда это было связано с вполне разумным самоограничением или с осознанием ограниченности метода. Д. Робинсон констатирует, что, например, бихевиоризм уступил (без сожалений) ум — философии, тело — биологии, а личность — клиницистам. О душе, в контексте разговора о бихевиоризме, даже и вспоминать как-то неуместно. Зато технические приемы модификации поведе
Психология : Предмет.Объект и методы психологии.
... процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология; 6) личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология. В качестве основного объекта психологии выступают социальные ... реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела. Основные методы современной научной психологии. 1)Наблюдение. Это такой метод, при ...
ния рекомендуется применять без ограничений как по отношению к «организмам» белых крыс, осужденного преступника, аутичного ребенка, дрессированного тюленя, шизофренического пациента, так и по отношению к трудному студенту.
Д. Робинсон фиксирует парадоксальную ситуацию, связанную с возникновением и развитием экспериментальной психологии. С одной стороны, сужается предметное и проблемное поле исследований, из него исчезает ряд предметов, например поступок, душа, из-за невозможности применения к ним экспериментального метода исследования. Автор это называет метафизическим обязательством относительно метода, которым, возможно, неосознанно связал себя современный психолог. А с другой стороны, экспериментальный метод как основное достижение научной психологии, остающийся в центре психологии, пребывающий там до сих пор со времен В. Вундта — Э. Титченера, ищет свой предмет. Добавим: и часто находит его вне того пространства, которое ранее обозначалось как психологическое. Это особый сюжет, получивший название ре-дукционизма в психологии. Предмет психологии, подчиняясь методу, начинают искать не там, где потеряли, а там, где ищущему кажется светлее, слишком часто — только кажется. В этом, конечно, есть и положительная сторона. Начинается эпоха конструирования предмета психологии. Строго говоря, эпоха конструирования предмета началась в античности, так что она, скорее, продолжается. Различия состоят в том, что меняется пространство, в котором ищется и конструируется предмет психологии.
И психика, и то, что начинает признаваться таковой, изучаются непсихологическими методами. Тем самым безгранично расширяется предметная область психологии, строится онтология психики. Остановимся на этом подробнее. Онтология-то строится, но она ка-
кая-то удивительная, чтобы не сказать странная. Ее источником оказывается не реальность, как она есть, а реальность, построенная в эксперименте, реальность, максимально очищенная от любых жизненных обстоятельств, которые могли бы нарушить «строгость» эксперимента, помешать получению стерилизованных, дистиллированных результатов. Это «башня молчания» в опытах И.П. Павлова (произнесшего свое знаменитое: «Всё в методе»); остановленные мгновения в тахи-стоскопических исследованиях восприятия, внимания, кратковременной памяти; максимально полная сенсорная и перцептивная изоляция в экспериментах с людьми; запоминание бессмысленных слогов с целью измерить свойства «чистой мнемы». Своего рода апофеозом естественно-научного подхода было определение световой чувствительности глаза С.И. Вавиловым и Ю.Б. Харито-ном, которые нашли, что глаз чувствителен к одному кванту света. Это эквивалентно тому, что он мог бы воспринимать в безвоздушном пространстве горящую свечу на расстоянии, равном 500 км, если бы она еще могла в нем гореть. Психологи в сотрудничестве с другими учеными построили как бы свой беспредметный научный мир — мир изолированных цветов, запахов, звуков, текстур, случайных последовательностей, ассоциативных рядов. Они пытались очистить пространство от времени и время от пространства. Кстати, психологи начали создавать абстрактные и беспредметные миры задолго до художников, поэтов, композиторов, не говоря уже о кино. От таких миров не так прост возврат к мирам реальным, если они еще сохранялись, и если мы знаем, что они собой представляю^?).
Не знаю, как с абстрактными мирами в искусстве, но в науке любой эксперимент несет на себе печать абсурда. Ведь эксперимент есть создание условий или ситуаций, которые в реальной жизни практически не встречаются. В нем трудно обнаружить,
Вопросы психологии_Зинченко — Стр 2
по крайней мере с обывательской точки зрения, жизненный смысл, бытовую рациональность. В этом плане теоретический мир психологии оказывается не только более предметным в силу предметности мысли, но и более природо-сообразным по сравнению с миром, построенным экспериментальной психологией. В любом случае взаимоотношения обоих миров должны быть предметом размышления.
Исходный красивый замысел по созданию экспериментальной психологии вполне ясен. Он состоял в том, чтобы разобрать душу на части, изучить элементы, из которых она состоит, а затем собрать воедино. И дело даже не в том, что душа не желает составляться, а может быть, и состоять из элементов, но в том, что «материя», подлежащая собиранию, опредмечиванию, одушевлению, все увеличивается. Такое увеличение происходит не без влияния, а то и не без прямого участия души (и сознания).
Душа не столько складывается из элементов, сколько раскрывается и «изготовляет» свои «элементы», о чем будет сказано ниже. Соответственно, задача синтеза психологического знания отодвигается все дальше и дальше. Аналитические тенденции в психологии все еще преобладают. Это только гению И.В. Гете казалось, что чередование анализа и синтеза столь же естественно, как систола и диастола. Конечно, попытки интеграции психологического знания иногда приводят к успеху, но они почти не имеют отношения к исходному замыслу — синтезу души из найденных элементов и даже из найденных целостностей.
Я не ставлю перед собой цель обессмыслить достижения экспериментальной психологии, но поставить ряд вопросов — полезно. Может быть, у психологов была иллюзия относительно того, что разбираемый на части предмет был душой? Может быть, они изначально изучали не ее, а нечто другое, поэтому-то так беспомощны попытки ее
синтеза из элементов, которые на самом деле являются элементами психики, а не души? Д. Робинсон пишет, что трактат Аристотеля «О душе» посвящен в такой же мере душе, как и ее «привходящим свойствам», т.е. состояниям души, связанным с телом. Таковыми являются ощущения, аффекты, память, образы и пр. От них отличается ум, который, хотя и обитает каким-то образом внутри души, но в отличие от души и других ее атрибутов является вечным. Значит, рассматриваемые Аристотелем свойства души можно назвать психикой, а душа и ее деятельность — нечто иное. Если это действительно так, то психология, экспериментально изучающая психику, строго следует аристотелевским традициям, но не всем, а только одной из них, а именно — естественно-научной традиции, может быть, искусственно выделенной из учения о душе Аристотеля. Поэтому неизменно возникает вопрос относительно возможного отношения результатов экспериментальных психологических исследований к жизненным реалиям. Изредка возникает вопрос и о душе, чтб она есть, помимо ее психических свойств и функций.
Чаще всего ответ на последний вопрос заменяется констатацией факта. Время от времени, кто с сожалением, а кто с гордостью заявляет, что раньше психология была наукой о душе, а теперь она стала наукой об ее отсутствии. Подавляющее большинство по умолчанию разделяют последнее утверждение. По пальцам можно перечислить психологов, не отказавшихся от души как предмета изучения. При чтении книги интересно проследить развитие представлений о душе, ее функциях, атрибутах, взаимоотношениях с материей, с телом, о гармонии и дисгармонии ее сил и способностей. Не менее интересно проследить, как постепенно вытесняется и испаряется само понятие души. Вначале оно заменяется понятием «ум», затем — понятием «психика»; проблема взаимо
отношений души и тела заменяется психофизиологической проблемой, решение которой берет на себя (правда, без надежды на успех) физиологическая психология, редуцирующая в конце концов не только душу, но и тело к мозгу, ищущая нейроны сознания. Г. Г. Шпет, как бы предвидя подобное, говорил, что возникнет целлюлярная психология.
Русскоязычному читателю в дополнение к рассказу Д. Робинсона можно порекомендовать обратиться к «Лекциям по античной философии» М.К. Мамар-дашвили, в которых более подробно и полно прослеживается античный дискурс о душе. М.К. Мамардашвили связывает идею души с идеей формы и у Сократа, и у Платона. «Формы — как конструктивного органа жизни, без которого человеческие способности, как эстетические, так и способности восприятия и мышления, «уходят в песок». Теряются. Разрушаются временем» [7; 249]. Наличие души, обладающей идеальной формой, есть условие преодоления хаоса, восприятия природной необходимости, которая не дана неопределенному мышлению. «Под душой мы постепенно уже начинаем понимать своего рода некоторую душу душ. Что называется у Платона душой? — Душа душ, то есть такой предмет, воздействие которого на людей рождает в них души. Конструктивный предмет, подобно музыкальному инструменту, который тоже есть Душа душ» [7; 251].
М.К. Мамардашвили приводит следующее разъяснение Платона: «…гармонию, пути которой сродны круговращениям души, Музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия — хотя в нем только и видят нынче толк, — но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и к согласованности самой с собой» [9; 458]. Это же относится и к мышлению: «…усвоив природную правильность рассуждений, мы должны,
подражая безупречным круговращениям бога, упорядочить непостоянные круговращения внутри нас» [9; 458].
М.К. Мамардашвили подробно и убедительно показывает, что «само понятие души и рассуждение о ней или о Логосе на уровне идеальных предметов и есть условие проявления понятий природной необходимости. Есть условие способности философа или ученого видеть в природе не явления, которые хаотичны и разрознены, а действие того, что греки называли по-природе» [7; 252].
В последнюю выписку следует вчитаться особенно внимательно. Психологи, притязая понять душу, отказались от нее и как от средства познания, во всяком случае, главной предпосылки познания, видения «по-природе»: «И такой предпосылкой является существование, возникновение особых конструктивных предметов, через которые и при условии существования которых можно мыслить и говорить о существовании природной необходимости. А без них, то есть если душа наша не организована и не воспроизведена через эти особые предметы, мы никакой природной необходимости увидеть не сможем и не узнаем. И тогда, присутствуя, как я цитировал вам старых философов, мы отсутствуем» [7; 52].
Выражаясь на привычном психологическом языке, речь идет о преодолении постулата непосредственности, о восприятии, опосредствованном душой, «шестым» органом чувств, истинных, а не случайных явлений. Для такого восприятия, как говорил Платон, нужно «повернуть глаза души». Эта же линия рассуждения продолжается Аристотелем, который предполагал существование ума или порядка. Человек сам по себе — со своими личными способностями восприятия, рассуждения и чувства — ничего не стоит. Он — ничто, если к нему не приставлены особые предметы, которые существовали бы, которые «самодействовали» и тем самым помогали
бы ему [7; 248-249]. И здесь античные мыслители подходят к проблеме развития, при обсуждении которой важнейшую роль играет также понятие формы, т.е. чего-то такого, что неразложимо на взаимодействующие части. Например, согласно Аристотелю, ребенок вырастает «руководимый» формой взрослого: это она как бы вытягивает из ребенка то, чем он станет [7; 192]. В этой мысли об идеальной форме заключен главный смысл культурно-исторической психологии.
Предлагая замечательную метафору души, Платон говорит о соединенной силе окрыленной пары коней (аффект и разум) и вознице (воля).
Это можно понять так, что душа не сводится к своим атрибутам (как это было у Демокрита).
Видимо, душа — это некоторый таинственный избыток познания, чувства и воли, некий идеальный предмет, форма. Возможно, это форма форм, или, как у Аристотеля, — порядок порядка, закон законов, мысль мыслей, движение движения. М.К. Мамардашвили настойчиво подчеркивает конструктивный характер «идеальных предметов», «идеальных форм», которые он то отождествляет с душой, то считает их ее органами. В любом случае, — это конструкции, через которые канализируется сам по себе хаотически разбросанный ход наших впечатлений, переживаний и мыслей [7; 254]. Такие конструкции и есть условие построения теоретического мира, о котором писал Парменид. Увиденные М.К. Мамардашвили у античных авторов функции организованной души вкупе с построенными конструкциями потом получали разные наименования:
«органы, душой и сознанием назначенные» (И.Г. Фихте); «органы чувств — теоретики» (К. Маркс); «предметные рецепторы» (Ч. Шеррингтон); «функциональные органы индивида» (А.А. Ухтомский) ; «органы-новообразования» (Л.С. Выготский); «идеальные формы» (Э. Шпрангер); «артифакты» (М. Вар-
тофски); «артеакты», «амплификаторы», «усилители» (М.К. Мамардашвили).
К этому можно добавить популярные в когнитивной психологии когнитивные схемы и карты, начало изучения которых положили Э. Толмен в США и Ф.Н. Шемякин в СССР. Со времен Бл. Августина подобные внешние и внутренние (собственные) средства деятельности получили обобщенное наименование посредников-медиаторов.
Ключевым и собирательным в этом перечне может быть положение о функциональных органах-новообразованиях, душой и сознанием назначенных. А раз так, то такие «третьи вещи», тела «второго рождения», как их называет М.К. Мамардашвили, одновременно и духовны и телесны. На это же можно посмотреть и глазами Ф. Ницше: созидающее тело создало себе дух, как дань своей воле. Если оставить в стороне различия между материализмом и идеализмом, которыми, почти как советские диалектические материалисты, озабочен Д. Робинсон, то смысл двух позиций одинаков. В обеих речь идет о конструктивных функциях, о новообразованиях, о самосозидании, о внутреннем росте, в пределе — о том, что сам человек не факт, а акт, притом одушевленный (П.А. Флоренский), точнее, он артифакт или арте-акт, т.е. существо искусственное, в широком смысле слова — существо экспериментальное. Давно сказано: «Природа не делает людей, люди делают себя сами». И успех в этом самопроизводстве, или самопроизведении не гарантирован, что в аргументации не нуждается. Но прав был и Б. Спиноза, говоривший:
то, на что способно человеческое тело, никто не определил.
Не определены и возможности человеческого духа. И экспериментальная психология, приоткрывающая человеку его возможности, какими бы они ни были — физическими, психическими, духовными, делает полезное дело. Она, часто сама того не сознавая, делает де
ло, адекватное конструктивной природе человека. Она создает ситуации, которых в жизни практически не бывает, но ведь и человек, как категорично говорил М.К. Мамардашвили, все делает, как в первый раз. Дважды войти в одну и ту же реку он действительно не может, не может дважды совершить одно и то же движение, одинаково произнести одно и то же слово. Он их не повторяет, а строит. Пределы строительства (телесного и духовного) прощупывает экспериментальная психология, добиваясь порой удивительных результатов. Подобное и, конечно, не единственное «оправдание» экспериментальной психологии не только не отменяет проблемы души, которой продолжает заниматься философская психология, напротив — на этом пути открываются возможности соединения гуманитарного и естественно-научного подходов в психологии.
В идее опосредствования-посредни-чества-медиации смыкаются культура, теоретический и экспериментальный миры психологии и подавляющее большинство психологических практик (независимо от того, осознают ли это сами практикующие психологи).
Хотя эта идея артикулировалась в античности, затем терялась, возрождалась и вновь терялась, а после Л.С. Выготского стала едва ли не общепризнанной, сам акт опосред-ствования представляет собой тайну и вызов психологии, что, впрочем, неудивительно, ибо акты медиации суть акты творения субъективного мира человека. Этот вызов отваживаются принять очень немногие. Наиболее перспективны подходы Б.Д. Эльконина [17] и Дж. Верча [20].
Возвращаясь к проблематике души, отметим еще одно немаловажное обстоятельство, которое, если и не ускользнуло вовсе из поля зрения Д. Робинсона, не было выделено специально. Его книга имеет четкую структуру. Первая часть — философская психология, а две другие имеют одинаковое назва-
ние — от философии к психологии. У читателя может возникнуть впечатление, что философская психология, трансформировавшись в просто психологию, исчезла. На самом деле подобное впечатление будет ложным. Философская психология продолжала и продолжает существовать и развиваться. Ее существенной частью является, в отличие от классической психологии, продолжение дискурса о душе и духе, взаимоотношениях души и тела, об одушевлении тела и овнешнении души (В.А. Подорога).
Реконструируются традиции православной патристики (Григорий Палама), где развивались представления об энергий-ной проекции человека (С.С. Хоружий).
С последними, видимо, связаны размышления А.А. Ухтомского об анатомии и физиологии человеческого духа, о доминанте души.
Дальнейшая эволюция философской психологии, рассказ о которой Д. Робинсон прервал практически на полуслове, и ее современное состояние, не только до середины XX в., но и нынешнее, — заслуживают специальной книги. В нашей отечественной традиции представляют огромный интерес психологические воззрения С.Л. Франка, А.А. Ухтомского, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, Э.Г. Юдина, М.К. Мамардашви-ли. Не менее интересны психологические взгляды Ф. Ницше, X. Оргтега-и-Гассе-та, Ж. П. Сартра, М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ж. Батая, М. Бланшо и других.
Здесь можно лишь с сожалением констатировать, что подавляющее большинство психологов мира не считают философскую психологию психологией. И снова мешает этому негласное отождествление психологии с экспериментальным методом, его фетишизация. История и теория психологии — эти словосочетания кажутся естественными, по крайней мере — привычными, а философская психология — это уже чересчур и воспринимается чем-то вроде воз
врата к античности и патристике. В то же время только через философию психология может осознать себя, внести посильный вклад в культуру, в образование. Последнее нуждается и в философской дидактике.
Для отечественного читателя книга Д. Робинсона имеет особое значение. Дело в том, что в советское время психология, наряду с другими гуманитарными науками, была настолько идеологизирована, что так называемая методология советской психологии пронизывала теорию (теории) психологии, а то и вытесняла ее вовсе. Даже наиболее авторитетные теории, например, культурно-историческая психология Л.С. Выготского, психологическая теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева были совсем не свободны от идеологических и методологических штампов. Родимые пятна социализма сохраняются на нашей научной и учебной литературе по психологии, в том числе и по истории психологии, до сих пор. Методологические принципы детерминизма, отражения, системности, рефлекторной природы психики, деятельности и в дополнение к последнему — единства сознания и деятельности, вторичности, а по сути, второсортности сознания — все это своего рода прокрустово ложе, в котором должна была укладываться теоретическая работа. Эти же принципы служили критериальной базой для оценки истории психологии и новых достижений в области теории психологии. Приходится только удивляться, что, несмотря на суровые ограничения свободы мысли, советское время ознаменовалось возникновением и развитием целого ряда продуктивных научных направлений и серьезными достижениями во многих областях психологии, в их числе — и в теории психологии. Возможно, секрет состоит в том, что такие психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, добровольно-при
нудительно взявшие на себя обязательства создавать и развивать марксистскую психологию, действительно погружались в философию (не только марксистскую) и интересно размышляли о предмете психологии, о единицах анализа психики, о сознании, деятельности, личности, о проблемах развития психики и сознания, предлагали свои варианты смыслового строения сознания, структуры предметной деятельности, развития произвольных движений, соотношения внешнего и внутреннего, формирования умственных действий и понятий, соотношения мысли и слова, эмпирического и теоретического мышления в обучении и развитии индивида и т.п.
Избыточная аргументация объективности существования идеальных смыслов, мира идей или теоретического мира мне понадобилась для того, чтобы напомнить психологам, что он существует и в психологии, притом существует независимо от того, знают они о нем или нет, отрефлексирован он ими или нет. Подобное напоминание тем более уместно, что в психологии после длительного господства идеологии уже несколько десятилетий длится не только «методологическая передышка», почти замерла работа в области теории психологии. Дело даже не столько в малой частоте публикаций на эти темы, сколько в редкости диалогических встреч сознаний, вне которых живая идея не может родиться, развиваться, стать событием. Систематическую работу не могут заменить замечательные в своем роде реминисценции, связанные с юбилейными датами выдающихся отечественных психологов — создателей оригинальных направлений и научных школ: Г.И. Чел-панова, А.А. Ухтомского, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, А.Р.Лурия, Б.В. Зейгарник, П.Я.Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова и Других.
Конечно, приятно, что в развитии научного и культурного наследия многих из советских ученых участвуют наши зарубежные коллеги, но теоретический вакуум, образовавшийся в отечественной психологии, налицо. Слишком медленно растет интерес к современной философской психологии. К сожалению, психологи чаще обращаются к восточной мудрости, чем к европейскому разуму, забывая о том, что психология как наука — все же порождение последнего. Дефицит теоретической работы особенно удручает еще в связи с тем, что число психологов увеличилось по сравнению с советскими временами в десятки раз, а процент профессионалов в лучшем случае остался прежним. Соответственно, и подготовка психологов достигла гомерических размеров. В ней история и теория занимают, мягко говоря, не самое почетное место. Сегодня система образования психологов (если употребимо слово «система» к этому предмету) ориентирована, за редчайшим исключением, на их будущую практическую работу при минимуме не только теоретических, но и фундаментальных знаний. В принципе такое возможно при подготовке специалистов для практической работы с людьми. Но тогда такое образование должно называться не словом «психология», а иначе. Например, в США это называется бихевиориальной наукой, социальной работой (последняя появилась и у нас), где преобладает обучение практическим умениям и навыкам, а не обучение психологическим теориям, концептам, экспериментам, не погружение в экзистенциальную проблематику души и духа. Более того, при решении многих утилитарно-практических задач противопоказано погружаться в проблематику сознания, личности, свободной воли, свободного выбора и свободного действия. Например, специалисту по НЛП вовсе не нужно знать нейронауку, лингвистику и программирование. В противном случае он не сможет шаманить и лишится своего куска хлеба с маслом.
Если же речь идет о подготовке психолога в подлинном смысле этого слова, то он должен знать и ориентироваться в вечных проблемах психологии, которым посвящена книга Д. Робинсона. Она полезна как начинающему, так и зрелому психологу, особенно преподавателю психологии. Она поможет развеять уже укоренившуюся иллюзию, что психология — это очень просто, что психолог — это человек, который дает советы. В этом уверены тысячи молодых людей, связывающих свое будущее с психологией, поступая на соответствующие факультеты и отделения. Еще более печально, что в этом уверены и сотни новобранцев-преподавателей психологии. Г.Г. Шпет назвал бы их практиками-практикантами, насаждающими фельдшеризм в психологии, с элементами драматизации, группового тренинга, тестирования, хариз-мейкерства и т.п. Впору открывать программу по развитию теоретического мышления у психологов по примеру известной программы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, посвященной развитию теоретического мышления у младших школьников, которую они создавали с начала 60-х гг. XX в. К счастью, научная школа Эльконина-Давыдова — одна из немногих — еще существует и плодотворно работает.
Неспешное чтение книги Д. Робинсона, несомненно, будет способствовать пробуждению интереса к теоретическому миру психологии и восстановлению вкуса к теоретическому мышлению. Выражаясь словами Т. Элиота, в погружении в мысли про мысли о мыслях есть своя прелесть. Конечно, дело не только в прелести, даже не в эстетике мышления. М.К. Мамардашвили говорил, что «состояние, в котором я мыслю, особое;
без этого состояния мы видели бы вещи, видели бы богов, следовали бы ритуалам. То есть — это отдельное бытие мышления…» [7; 273]. В это состояние человек может себя привести или впасть путем деавтоматизации, деспонтаниза-
ции, десимволизации привычных способов видения и действия в мире, отстранения от того. что видится по законам знаково-символических связей на его «культурном» сознании. Дж. Гибсон описывал это как переход от восприятия видимого мира к восприятию видимого поля; это процедура, которую еще называют распредмечиванием мира. При этом мысль, автономизируясь от предметного мира, приобретает новые степени свободы по сравнению с предметным действием. После свободного полета она возвращается или восходит к своему конкретному. Но за свободу мысли приходится расплачиваться: от абстрактного нередко «восходят» не к тому конкретному. А без свободы мысли было бы еще хуже и скучнее.
Д. Робинсону при изложении истории идей удалось удержаться на довольно шаткой грани. Он не приписывает предшественникам, будь они философы или философские психологи, современного понимания психологических задач. Особенно в последней части своей книги он пытается оживлять и одухотворять современность, обращаясь к древним и более поздним авторам. Едва ли можно возражать против того, что созданная экспериментальной психологией онтология психики нуждается в оживлении и одухотворении. Об этом говорит прорывающаяся время от времени у больших психологов тоска по целостным представлениям о реальности психического. Нельзя удовлетворить эту тоску, оставаясь в пределах необозримого фактического материала. Полезно возвращение к истокам. М.К. Мамардашвили поставил к своему курсу «Лекции по античной философии» эпиграф из И.В. Гете: «Истина давно обретена и соединила высокую общину духовных умов. Ее ищи себе усвоить, эту старую истину». В этой работе нам помогает Д. Робинсон. Ему, конечно же, можно предъявить ряд претензий по поводу охвата материала, полноты представленности как
идейного наследия, так и современных течений психологии. Но ничто не мешает читателю мысленно (или фактически!) дополнить текст, что и делает автор настоящей статьи, напоминая об отечественных традициях философской и теоретической мысли в психологии.
М.К. Мамардашвили, начиная читать курс лекций по античной философии, говорил слушателям: «Мертвые знания нам не важны — мы обращаемся к прошлому и понимаем его лишь в той мере, в какой можем восстановить то, что думалось когда-то в качестве нашей способности мышления, и то, что мы можем сами подумать. Так как проблема не в том, чтобы прочитать и потом помнить текст, а в том, чтобы суметь высказать мысль, содержащуюся в нем, как возможность актуального, теперешнего мышления людей XX века» [7; 8]. Он завершил свой курс советом читать Платона, «потому что многое из того, что вы делаете или будете делать, или подумаете, знаете вы об этом или не знаете, возвращается к этим истокам и существует в них, не в виде ответа, конечно, а в виде грамотного способа об этом думать и говорить. А ответа у Платона нет» [7; 309]. Ответов нет и у Д. Робинсона. Но познакомиться с его способом размышления и обсуждения очень полезно для собственной идентификации как психолога.
1. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд. Киев: Next, 1994.
2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1998.
3. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии. Послесловие // Аткин-
сон Р.Л. и др. Введение в психологию. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
4. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопр. филос. 1977, №7. С. 109-125.
5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Искусство, 1992.
6. Коул М. Культурно-историческая психология:
наука будущего. М.: Ин-т психол. РАН, 1997.
7. Мамардашвили М.К. Лекции по античной эстетике. М.: Моск. школа полит, исследований, 1999.
8. Овчинников Н.Ф. Парменид — чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов // Вопр. филос. 2003. №5. С. 81-95.
9. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3 (ч. 1).
М.: Мысль, 1971.
10. Подорога В.А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995.
11. Ухтомский А.А. Доминанта души. Рыбинск:
Рыбинское подворье, 2000.
12. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Репринтное изд. 1909 г. М.: Изд-во «Новости» (АПН), 1990.
13. Хоружий С.С. Аналитический словарь иси-хастской антропологии // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М.:
Дик-Дик, 1995.
14. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов: Феникс, 1996.
15. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Издат. группа «Прогресс», 1994.
16. Щедровицкий Г.П. Философия. Методология. Наука. М.: Школа культурной политики, 1997.
17. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
18. Popper К. The world of parmenides. L.; N.Y.:
Springer, 2001.
19. Robinson D.N. An intellectual history of psychology. Wisconsin: Univ. of Wisconsin Press, 1995.
20. Wertsch J.V. Mind as action. N.Y.; Oxford:
Oxford Univ. Press, 1998.
Поступила в редакцию 5.VIII 2003 г.