Социальная психология в системе научного знания. Предмет, объект, теоретические и практические задачи социальной психологи.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:

· социальная психология есть часть социологии;

· социальная психология есть часть психологии;

· социальная психология есть наука, находящаяся «на стыке» социологии и психологии.

Социальная психологиянаука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения.

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

• психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;

• проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;

• психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;

• психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

Основные объекты:

– личность в группе (системе отношений);

– взаимодействие в системе «личность – личность» (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);

– малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);

– взаимодействие в системе «личность – группа» (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);

– взаимодействие в системе «группа – группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);

– большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

Задачи исследований социально-психологических феноменов:

1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.

2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... возможен социально-психологический анализ группы - это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы. К характеристикам, определяющим человека в группе, относятся система ...

3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

2. Основные стадии в эволюции социальной психологии. Накопление социально­психологических знаний в сфере философии и психологии.

На начальном этапе выделения социальной психологии в самостоятельную науку социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение).

Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.

Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.

Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.

Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. На этом этапе происходит постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические. В философских воззрениях социально-психологические аспекты чаще всего представляли простой перечень примеров, эти идеи не существовали в чистом виде, выделить их было затруднительно, они были связаны с трактовкой более общих психологических идей.

Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.

3. Предпосылки возникновения социальной психологии как науки: «психология народов» (М. Лазарус и Г. Штейнталь), «психология народов» (В. Вунд), «психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон).

Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки.

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

2 стр., 533 слов

58. Социальные, гносеологические, психологические предпосылки

... в нужном ему направлении на эти стихийные общественные и природные силы (психологические и социальные причины). Возникновение религии имеет также гносеологические корни: со временем мышление человека стало ... широкие массы людей, как духовно-психологического средства воздействия на их сознание, а через сознание и на их общественное поведение, действия (социальная причина). Причем последняя причина ...

Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лазаруса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов.

Психология масс. Направление связано с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В их работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности.

Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх).

Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Ч. Кули. Он первым ввел понятие «Я – концепция» как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о нем другие. Другим важным понятием Ч. Кули было понятие первичной группы. Это семья, неформальные объединения по месту жительства или работы, учебный класс и т. п.

Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.

Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии. Основные сферы деятельности практического социального психолога.

Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. За социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего – проблемы формирования производственных коллективов.

Управление. Проблема управления имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т.п. Поэтому вместе с психологами в разработку проблемы вовлечены специалисты по экономике и социологии.

Развитие организации. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала.

Массовая коммуникация и реклама. Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно.

6 стр., 2630 слов

Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

... срочного заказа, и с ребенком погулять); внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: (недостаточный ... возможностям и способам действий их исполнителей.. 3. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по самой своей природе.. Среди них имеются разновидности деятельности, ...

Школа. Весь комплекс проблем эсоциальной психологии представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.

Борьба с противоправным поведением. Область профилактики противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, – это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология.

Наука. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является результатом работы множества людей на исследовательских «комбинатах».

Служба семьи.Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества.

Политика. Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен.

 

8. Социальное познание личности: организация социального познания. Современные психологические модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности.

Отличительной особенностью когнитивного подхода к проблематике социальной психологии является использование информационно-процессуальной модели в интерпретации изучаемых феноменов.

В основном для когнитивного подхода традиционно рассматриваются следующие пять моделей рассмотрения человека, а именно как: рационалиста; наивного ученого; обрабатывающего данные лаборанта; когнитивного скупца; мотивированного тактика или социального агента.

Модель рациональной, или последовательной, личности основывается на идее о том, что человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой системы представлений о себе самом и окружающем его мире. Любое нарушение баланса между ними приводит к росту напряженности, побуждающей человека к поискам путей его восстановления.

Смысл модели человека как наивного ученого сводится к тому, что люди способны создавать связанные и социально разделяемые представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц информации. Из этих разрозненных «битов» информации формируются последовательные системы людских представлений о себе и окружающем их мире на основе рациональных рассуждений, научной обработки знаний не на фундаменте собственных минитеорий, а на детальной их верификации.

Модель человека, как обрабатывающего данные лаборанта. Здесь процесс выведения знаний представляет в виде алгебраического линейного интеграла рейтингов, придаваемых различным аспектам изучаемого объекта. Процесс переработки информации и окончательных решений в качестве обязательного условия предполагает при этом объективную проверку фактов. Искусственность данной модели в описании поведения реальных людей очевидна: человек не всегда рационален, не лишен предубеждений, делает немало ошибок. Но в компьютерном варианте эта модель предстает достаточно привлекательно, демонстрируя, как далеко может увести научная абстракция от реальной феноменологии.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... переговоров и представительства и т.п. Методы влияния на поведение людей в организации - административные, экономические, социально-психологические. 9. Теория человеческого капитала А. Смита, Дж. ... личные нравственные качества менеджера. 3. Концепция бюрократической организации М. Вебера не считает правильным учитывать личностные особенности человека, поскольку сама должность определяет рамки ...

Модель человека как когнитивного скупца. Данная модель утверждает, что в познании человек действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя наличные эвристики, «домашние заготовки» и т.д.. Но для этого же поведения заметим, характерно и весьма долгосрочное обдумывание различного рода ситуаций, подчас даже самых тривиальных.

Модель человека как мотивированного тактика, или социального агента, в соответствии с которой он рассматривается как полностью вовлеченный мыслитель, обладающий множественными стратегиями и возможностью выбора в соответствии с мотивами, целями и потребностями.

Представленные модели человека отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции и косвенно определяющих понятийный аппарат исследователей.

 

9. Самость и Я-концепция личности: структура и описание Я-концепции, Социальная динамика Я-концепции, устойчивость Я-концепции.

У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание» и т. д.

«Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

«Я-концепция» включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально оценочный и поведенческий.

1) когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.; В психологии в качестве когнитивной составляющей выделяют две формы «Я-концепции» — реальную и идеальную.

`Я-реальное» это представление личности о себе, о том, «какой я есть».

«Я — идеальное» В «Я-идеальном» отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.

2) эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. К нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.

9 стр., 4400 слов

1. Взаимодействие человека со средой обитания

... твердые отходы, информационные и транспортные потоки. 12. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. 13. ... и методы защиты: рациональное размещение источника по отношению к объекту защиты, локализация источника, удаление ... климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма человека. 37. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы ...

Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.

Уровень притязаний личности — степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.

На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным — завышенным или заниженным.

Определяющим компонентом «Я—концепции» является самоуважение.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.

У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения: самоуважение = успех / притязания. Существует высокий, адекватный и низкий уровни самоуважения.

3) поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Возможность развивать систему представлений о себе («Я-концепцию») у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре.

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

 

10. Самость и Я-концепция личности: механизмы социально-психологической защиты. Мотивы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции.

8 стр., 3605 слов

1. Психологические механизмы влияния группы на личность

... отношениях совершенно разных людей. По Лебону, главные отличительные признаки индивида в массе таковы: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ... к импульсом извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому ... мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (психологи называют это фасцинацией ). ...

Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей как его представления о мире, так и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации во имя сохранения некоторой устойчивости этих представлений. Процесс избирательного, субъективного интерпретирования, получивший название социально-психологической самозащиты, и рассматривается современными авторами как один из наиболее мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции, в частности.

Психодинамический подход предлагает в качестве возможного решения ряд механизмов психологической самозащиты личности, как способ поддержания системы представлений человека в относительно устойчивом и стабильном состоянии.

Представления о психологической защите первоначально формировались в рамках психоанализа и обычно ассоциируются с именем Зигмунда Фрейда, хотя он не был оригинальным автором этого понятия. В соответствии с разработанной Фрейдом моделью структуры личности психологическая защита рассматривается как бессознательные, приобретенные в процессе личности способы «Я» достижения компромисса между противодействующими силами «Оно» и «Сверх – Я», а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности.

В дальнейшем последователи психоанализа чрезвычайно расширили перечень защитных механизмов; параллельно этому делаются попытки их расклассифицировать. В работе шведского психоаналитика Х. Себэка, посвященной анализу современных представлений о защитном процессе, приводится список из 27 защитных механизмов. Среди этих защит имеется несколько таких, существование которых признается практически всеми авторами (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, проекция, интроекция, отрицание, интеллектуализация, рационализация, сублимация), а есть и такие, которые упоминают лишь немногие.

Мотивы или импульсы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции многообразны. Люди предпочитают высокую самооценку низкой, ясное представление о себе — размытому, стабильную Я-концепцию — изменчивой, ощущение высокой самоэффективности низкому и т.п. Многими авторами в качестве ведущих мотивов Я-концепции называют мотивы самоуважения и самосоответствия.

Отношение человека к себе никогда не бывает безразлично-нейтральным, незаинтересованным. Люди обладают ярко выраженной потребностью в самоутверждении, потребности в позитивном представлении себя и своих позитивных особенностях, свойствах и качествах. Снижение самоуважения в каком-либо аспекте может быть компенсировано повышением самооценки в другом. Последнее обстоятельство иллюстрирует распространенную тенденцию людей к поиску сильных сторон и всяческому подчеркиванию их как перед самими собой, так и перед другими.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов ... человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения и огненности входят в него. Все это находится в самом тесном взаимодействии ... и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может ...

Существует множество возможностей позитивизации образа собственного Я и связанного с ним самоотношения. Одной из наиболее часто используемых является способность избирательной переработки как поступающей извне, так и зафиксированной в структурах памяти информации. Другая возможность представлена в избирательном атрибутировании (причинном обосновании) позитивного характера совершаемых действий, в том числе и очевидно социально не одобряемых.. Смысл подхода сводится к тому, что обладая большим числом возможных самостей или Я-концепций, люди мотивированы на использование желаемых и игнорирование не желаемых.

Эта же тенденция к поддержанию и развитию позитивного самоотношения характерна и для сферы межличностных взаимоотношений.

Столь же важно и чувство постоянства собственного Я, позволяющее поддерживать и сохранять устойчивость сложившейся «схемы самости», даже при условии ее иллюзорности и неадекватности. Именно стабильность и представляет своеобразную основу для прогнозирования своего поведения, ориентирования в будущем развитии событий.

 

11. Самость и Я-концепция личности: локус контроля. Социально-психологическая компетентность личности.

Локус контроля — склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам — внешний локус контроля. Человек с такой склонностью — Экстернальный тип.

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам — внутренний локус контроля, человек с такой привычкой — Интернальный тип.

Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п. .

«Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия»

Социально-психологическая компетентность (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого ( Рефлексия, Эмпатия).

Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

 

12. Социальное взаимодействие: сущность, составляющие и особенности организации, виды. Понятие о межличностных и социальных отношениях.

Социальное действие — это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между актантами . Если они «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

2 стр., 967 слов

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии

... своей книге «Основы социальной психологии» он различает два типа групп: актуальная группа членства и референтная группа, к которой человек причисляет себя психологически.Референтная группа, по его мнению, ... США оформляется теория «человеческих отношений», главный постулат которой: человек - это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст ...

Взаимодействие— это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

· оно предметно,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

· оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которыерасшифровываются противоположной стороной;

· оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

· оно выражает субъективные намерения участников.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

· физическое;

· вербальное, или словесное;

· невербальное (мимика, жесты);

· мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Всем им присущи следующие свойства:осмысленность,мотивированность, ориентированность на другого человека.

Между людьми в обществе складывается сложная система разнообразных отношений, которые в первом приближении можно разделить на общественные (социальные) и межличностные (психологические).

Разница между общественными и межличностными отношениями заключается в следующем.

1. Общественные отношения характеризуют общество в целом или же отношения между различными социальными группами людей, составляющими данное общество. Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми (индивидами, личностями).

2. Общественные отношения носят объективный характер, в то время как межличностные отношения являются субъективными. Это означает, что общественные отношения мало связаны с эмоциями отдельных людей и существуют как бы относительно независимо от них, в то время как межличностные отношения всегда связаны с эмоциями, переживаемыми конкретными людьми.

3. Общественные отношения существуют относительно независимо от самих людей (люди «включаются» в эти отношения, существующие вне их), а межличностные отношения не существуют отдельно от реализующих их людей (они выражают внутренний мир человека, и их источник находится в самом человеке).

4. Общественные отношения описываются через понятие «социальная роль», а межличностные отношения характеризуются с помощью терминов «социальная установка» или «личное отношение».

 

 

Структура общения как коммуникации. Коммуникативные барьеры.

Структура общения включает:

4. Коммуникативная сторонаобмена информацией( речь, невербалика)

5. Интерактивная сторона(взаимодействие) — обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, взаимные реакции людей друг на друга

6. Перцептивная сторона(аффектно-коммуникативная) общения означает процесс восприятия и познания друг друга (идентификация, эмпатия, рефлексия)

Коммуникативные барьеры.

1. Информационные барьеры:
• механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; недостаток информации; информационная перегрузка; искажение информации.

2. Замещающе-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение.

3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

4. Барьеры непонимания:
• фонетическое непонимание;
• семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга.

5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны.

6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования.

7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

8. Сенсорные барьеры: физические помехи; отвлекающие моменты; дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников.

9. Психологические барьеры: недоверие к собеседнику; незаинтересованность в предмете разговора; погруженность в другие дела; убежденность в собственной правоте; предубеждение; неуверенность в себе; самоуверенность; стремление настоять на своем; неумение слушать; неумение выражать свои мысли; привычка перебивать собеседника.
10. Социальные барьеры: разный статус собеседников; ролевые ожидания.

11. Организационные барьеры: передача информации сверху вниз; передача информации снизу вверх.

 

16. Сущность и содержание понятия «малая группа». Качественные и количественные признаки малой группы, классификация малых групп.

Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. » «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

«Верхний» предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Классификация малых групп:

Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).

Реальные группы – реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

Формальные группы создаются в соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и основная деятельность членов группы.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами по себе.

Референтные группы – это группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».

 

Групповая сплоченность как основной параметр развития малой группы.

Групповая сплоченность – один из основных параметров развития малой группы. Понимается как уровень психологической общности, то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы, не находя ее привлекательной (карьерные соображения и т.п.).

Такого рода мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности сплоченность начинает утрачиваться.
По Леону Фестингеру, групповая сплоченность – результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней:
— эмоциональная привлекательность группы,
— полезность группы для индивида,
— удовлетворенность индивида членством в группе.
Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.
Факторы сплоченности группы:
— условия формирования группы – чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность;
— сложность вступления в группу – чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее;
— напряженность совместной деятельности – в процессе необходимо устанавливать и закреплять связи внутри группы;
— справедливость поощрений и наказаний;
— совместное реагирование – сообща выражаемые одинаковые эмоции;
— успех группы, когда члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу;
— стабильность состава помогает поддерживать сплоченность на одном уровне, новые участники несколько подрывают это чувство;
— продолжительность совместного времяпрепровождения;
— внешняя угроза;
— размеры группы – малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие; у больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы;
— состав группы – сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин.

 

19. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы: принятие групповых решений, руководство и лидерство в малой группе.

Групповое принятие решений применяется для решения сложных задач, которые не могут быть формально системно описаны, когда технология решения проблемы неизвестна и процесс решения должен носить творческий характер. Результатом коллективной разработки и принятия решения является разумный компромисс, основанный на взаимных сознательных уступках, построенных на взаимопонимании и стремлении к общей цели

Положительные стороны: повышается готовность осознанно выполнять принятое решение; разделяется ответственность за принятие решения; повышается удовлетворенность работой; облегчается координация работы; улучшаются коммуникации; увеличивается разнообразие рассматриваемых альтернатив.

Отрицательные стороны: увеличивается время принятия решение; есть вероятность попасть под влияние авторитетов; происходит отвлечение большего числа сотрудников от основной деятельности; для групповой работы требуется специальное помещение; возможность использования группы для увеличения своего влияния; иногда — невозможность принятия решения из-за конфликтов и разногласий.

Управление групповым процессом осуществляется через лидерство и руководство.

Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.
Лидерство основано:
— на личных качествах человека,
— на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.
Признаки лидерства:
— высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач,
— большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом,
— выраженная способность воздействовать на других людей,
— большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе,
— более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.
Функции лидера:
— организация совместной деятельности группы,
— выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,
— внешнее представительство группы,
— принятие личной ответственности за групповые результаты,
— установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Лидеры бывают: по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие, лидеры мнения, номинальные, по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.
Теории лидерства: харизматическая (харизма – феноменальное обаяние), ситуационная, системная (то и другое вместе).

Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм.

Различают три стиля руководства: демократический, либеральный и авторитарный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативности людей, расширением взаимного контроля.

Авторитарный стиль связан с повышением роли руководителя. Он обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать или не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием.

Либеральный стиль (попустительский) характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов группы, предоставляя им самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами группы, пускают развитие дел на самотек.

Исследования показывают, что у различных людей стиль руководства, как правило, представляет собой сочетание указанных трех основных типов.

 

20. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы: групповое давление (эффект социальной фасилитации, эффект социальной ингибиции, феномен «социальной лености»).

Конформизм и групповое давление влияние меньшинства.

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение. Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции — ухудшения этих результатов.

Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности.

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

Внешняя конформность – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.
Внутренняя конформность проявляется:
1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;
2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Нонконформизм – слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

21. Понятие «установка» в отечественной психологии, понятие «аттитюда» в западной социальной психологии. Виды социальных установок (аттитюдов), социальные предубеждения как вид социальной установки.

Процесс формирования социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка (Д.Н. Узнадзе) – это целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, обуславливаемое двумя факторами – потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

 

Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Аттитюдпсихологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.

Аттитюд понимался всеми как: определенное состояние сознания и НС; выражающее готовность к реакции; организованное; на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.Через усвоение установок происходит социализация.

Выделяют:

1.Базовые – система убеждений (ядро Личности).

Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2. Периферийные– ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Виды социальных установок:

1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом.

2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.

3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.

4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок.

Виды установок по их модальности:

1. позитивная или положительная,

5. негативная или отрицательная,

6. нейтральная,

7. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

 

Черты аттитюда по Олпорту. Функции и структура аттитюдов. Наиболее полное и удачное определение аттитюда было дано Г

Наиболее полное и удачное определение аттитюда было дано Г. Олпортом в 1935 г. в его обзорной статье по проблемам исследования этого понятия. Проанализировав множество накопившихся к тому времени определений, Г. Олпорт представил обобщающее определение, в котором аккумулированы важнейшие признаки аттитюда: социальный характер объектов, с которым связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, значимость предыдущего опыта в формировании социальных установок и их динамичный характер. В окончательном систематизированном варианте аттитюд понимался как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Г. Олпорт проследил три основных источника возникновения понятия «аттитюд». Одно из первых источников — экспериментальная психология конца XIX века, которая в своей практике использовала предшественников аттитюду — мышечную установку, установку на задания и др. Вторым источником является социология, в частности, классические социологические доработки В. Томаса и Ф. Знанецкого. Третьим источником возникновения аттитюда стал психоанализ.

Г.Олпорт вывел черты аттитюда:

— Определенное состояние сознания и нервной системы;

— Готовность к реакции;

— Организованность;

— Сформированность на основе предшествующего опыта;

— Оказывающий направляющее и динамическое влияние на поведение.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

— Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

— Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

— Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.

А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Функции аттитюдов:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

 

Влияние установки личности на ее поведение, условия предопределения установкой поступков человека. Влияние поведения на установки личности, современные теории, объясняющие влияние поведения на установки личности.

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок поЖ. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Установка предопределяет поступки человека, если:

— Другие влияния уменьшены;

— Установка соответствует действию;

— Установка сильна, потому что:

1) что-то напоминает человеку о ней;

2) потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет восприятие событий и реакцию на них;

3) потому что человек поступил так, как было необходимо для усиления установки.

В зависимости от обстоятельств диапазон силы связи между утверждениями, отражающими установки, и поведением может колебаться от полного её отсутствия до необычайной прочности (Kraus, 1995).

 

Понятие о социальной перцепции. Механизмы межличностного познания, оценочные стереотипы и понимание другого человека.

Под социальной перцепциейследует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Познание другого человека происходит с помощью такого механизма, как идентификация, который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.

Следующий механизм — эмпатия, т.е. стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого сопереживать, сочувствовать.

Эмпатия — многогранное понятие, которое означает: постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие; действие индивида, что помогает ему особым образом построить общение.

Доказано, что чем выше является эмпатия, тем краше человек способен представить себе, как одно и то же событие восприниматься разными людьми, и тем больше он допускает право на существование различных взглядов.

Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма, то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.

Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией.

Рефлексия — это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.

Стереотип означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.

Термин « социальный стереотип » был введен В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.

Стереотипы — регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная « защита », то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивость.

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название « каузальная атрибуция » (от лат. сausa — причина и attributio — приписывание).

В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:

· личностную атрибуцию (причина приписывается лично тому, кто совершает поступок);

· объектная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

· атрибуция, связана с обстоятельствами (причина того, что происходит, приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель — самого исполнителя (Г. Андреева).

 

Понятие просоциального поведения, условия и механизмы развития просоциального поведения. Мотивация к просоциальному поведению.

Просоциальное поведение понятие, включающее в себя действия, позитивно оцениваемые обществом. Все действия, направленные на оказание помощи другим людям, являются формами просоциального поведения.

Виспе (Wispe, 1972), один из виднейших исследователей в об­ласти просоциального поведения определяет его как поведение, обладающее пози­тивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психоло­гическое благополучие других людей. Объектом просоциального поведения опять-таки выступают не абстрактные организации или люди вообще, а конкретные люди, столкнувшиеся с различного рода проблемами (например, голодающие, неимущие, жертвы природных катаклизмов и т.п.).

Близки­ми понятиями (но не синонимами) являются «помогающее поведение», «оказание под­держки», «альтруизм», «благотворительность», «сотрудничество», «дружба», «самопо­жертвование» и многое другое.

Термины «помогающее поведение», «просоциальное поведение» и «альтру­изм» описывают взаимодействие между людьми, оказывающими помощь, и теми, кто ее принимает. При этом люди, оказывающие помощь, всегда чего-то лишаются (денег, времени, здоровья и т.п.), а принимающие помощь — всегда что-то при­обретают, причем получаемое ими обычно дороже для них, чем затраченное пер­выми. «Помощь» — самое широкое из этих понятий. О «просоциальном поведении» говорят как о действии, направленном на улучшение положения принимающего помощь. Применение данного понятия ограничивается ситуациями, в которых субъект дейст­вия не мотивирован исполнением профессиональных обязанностей, а объектом помощи является люди сами по себе, а не организация. В определении «альтруизма» существу­ет еще одно ограничивающее ситуацию условие, а именно: мотивация действий оказы­вающего помощь характеризуется принятием позиции другого и наличием эмпатии.

В целом, просоциальное поведение может явиться как результатом стремления к получению соб­ственной выгоды (эгоистически мотивированное поведение), а также быть выгод­ным для других людей (альтруистически мотивированное поведение).

Социобиологический подход объясняет просоциальное поведение в понятиях врожденных или генетических тенденций. Просоциальное поведение может считаться результатом естественного отбора, если оно скорее повышает, чем понижает шансы индивидуума (или его родственников) на оставление потомства.

Личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. Однако эта склонность не обязательно считается генетически обусловленной (хотя эта возможность не исключается), а приписывается социальному научению.

Подход теории социального научения. В рамках данного подхода практически все разновидности и формы поведения объясняются в понятиях научения, обусловленного социальным окружением. В отношении просоциального поведения они подчеркивают ведущую роль двух процессов: поощрения / наказания и научения через наблюдение или моделирование

Социально-когнитивный подход фокусируется на мыслительной активности, которая, как предполагается, лежит в основании просоциального поведения. В исследованиях были выявлены нормативные ожидания, регулирующие просоциальное поведение: норма социальной ответственности – мы должны помогать людям, нуждающимся в помощи, норма взаимности – мы должны помогать тем, кто помогает нам, норма заслуженности – мы заслуживаем того, что заслужили. Межличностный подход основное внимание уделяется взаимозависимости людей. В качестве личностных детерминант просоциального поведения часто называются социальная ответственность и эмпатия, а также внутренний локус контроля. В то время как социальная ответственность и внутренний локус контроля способствуют возникновению у очевидцев происшествия чувства необходимости оказать помощь, высокая эмпатия помогает лучше понять нужды других. Еще одним свойством, присущим просоциальной личности, является вера в справедливость мироустройства, выражающая представление о том, что в целом люди получают то, чего они заслуживают.

 

Большие социальные группы и их виды, Элементы общественной психологии (когнитивная, мотивационно-потребностная, аффективная, деятельностная сферы психологии больших групп).

Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие группы структурно-функционально организованы. Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

Виды больших социальных групп:

Макрогруппы. Люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей (нация, профессиональная группа, социальная страта).

Субъективно-психологические группы характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения).

По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.

Большие группы включают в себя две разновидности:

1 Стихийные группы – это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. К таким «группам» относят толпу, массу, публику.

2 Устойчивые группы представляют собой образования, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные в своем существовании.

Элементы психологии больших социальных групп. Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики подобно тому, каковы эти сферы представлены в общей психологии. Можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

К когнитивной сфере относятся общественное сознание, коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют базисную характеристику психологии человека.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы.

 

32. Психология толпы и больших диффузных групп: основные признаки толпы, виды толп. Формально-структурная характеристика толпы особенности поведения человека в толпе.

Толпа — стихийно возник­шее (или утратившее орга­низованность) и характери­зующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скоп­ление людей, находящихся в непосредственных контак­тах друг с другом и в состоя­нии повышенного эмоцио­нального возбуждения.

Виды толп: случайная, экспрессивная (напр. траурное шествие), конвенциональная (митинг, собрание) и действующая (агрессивная, паническая и т.д.).

По управляемости:
1) стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участия конкретных физических лиц;
2) ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее лидера.

По степени активности:

— пассивные отличаются отсутствием эмоциональ­ного возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не об­мениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия.

— активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степе­ни эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формиру­ются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. — в агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внут­ренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появле­ние нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др.

В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результа­те нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ог­раниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ог­раничений.

Величина толпы определяется количеством собравшихся лю­дей.

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.

Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (на­личие и скорость передвижения людей от центра толпы к перифе­рии и наоборот) и информационным показателям (наличие и ско­рость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот).

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам.

Психологические особенности поведения человека в толпе

Известно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе харак­теризуется следующими признаками:

1. Снижение самоконтроля (интернальности).У человека уси­ливается зависимостьот толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижаетсяспособность к произ­вольной регуляции собственного поведения.

2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепен­но утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы урав­ниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди через поведение становят­ся похожими друг на друга.

3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взяты­ми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними услови­ями.

4. Особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно не­произвольно искажая, трансформируя воспринятую информа­цию, то есть порождая слухи.

5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать неверо­ятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилиза­ция всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может про­явить такие физические и психологические качества, которые ста­новятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявля­ет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им).

Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемос­тью,что характерно и для толпы в целом.

 

К условиям возникновения паники относятся следующие.

— Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.

— Физиологические условия. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.

Психологические условия. К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.

— Идеологические и политико-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения.

Внешне паника заканчивается обычно по мере выхода отдельных индивидов из этапа всеобщего бегства. Всеобщая усталость останавливает любые действия и эмоциональные переживания. Но паническое поведение не обязательно завершается бегством от опасности. Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.

Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующее. Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие этапы могут как бы «свертываться».

Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само по себе непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до его появления.

В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую обстановку, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет большое значение для прекращения или даже предотвращения паники.

34. Психологические особенности этнических групп. Проблема этноцентризма, понятие «этнического стереотипа».

Этноцентризм– предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей.

Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

Этнические группы являются, как и классы, большими социаль­ными группами и оказывают свое значимое воздействие на исто­рический процесс. Самые распространенные формы этнической общности — нации, народности, национальные группы.

Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы. Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они переплетаются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими.

Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.

Сторонники выделения этнического темперамента говорят о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жесткой привязке определенного темперамента к этнической группе.

Ряд исследователей считает, что, в отличие от элементов об­щественной психологки классов, в этнических группах иногда фикси­руются такие элементы психического склада, как темперамент и спо­собности.

Следует отметить, что психология этнических групп, как и психология классов, — проблема высокого уровня сложности. Современная социальная психология зачастую обсуждает характер этих сложностей и разрабатывает методологические аспекты исследования психологии больших социальных групп. В этом плане пока можно говорить скорее о процессе, чем о результате.

Этнический (национальный) стереотип — относительно устойчивые представления, которые разделяются большой группой людей внутри социальной общности о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнический общностей.

Средства психологического воздействия. Основные методы и формы воздействия, критерии эффективности психологического воздействия.

В качестве средств воздействия используются:

1. Вербальная информация, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут различаться в восприятии разных людей и оказывают разное воздействие.

2. Невербальная информация (интонация, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника).

3. Вовлечение человека в специально организованную деятельность, поскольку в ее рамках он занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип.

4. Регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения произойдут; если же не признает, то воздействия не будет как такового).

Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) допускает несколько различных средств. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на:

· потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

· на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность;

· на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессия и т. п.) и которые изменяют его поведение.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Заражение представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основано на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, смехом).

Внушениетакже основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент.

Внушаемость– степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.

Выделяют три основные формы внушения:

1. гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);

2. внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;

3. внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

37. Стихийные процессы передачи информации: слухи как форма передачи информации. Типология слухов и их особенности, функции слухов, причины возникновения и прекращения слухов.

Слухи — это особые виды функционирования недостоверной информации или
искажения любой информации, придающие ей специфические особенности, передающиеся исключительно в устной форме, как бы неформально и «по секрету».
Обычно слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуальному для людей вопросу. Это специфический вид межличностной коммуникации, в ходе которой сюжет, до известной степени отражающий реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории, массы.

Слухи классифицируется с информационно-содержательной и эмоционально — аффективной точек зрения. Информационно слухи подразделяются на четыре типа: от абсолютно недостоверных до относительно близких к действительности.

С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов.
«Слух-желание», то есть слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.
«Слух-желание» осуществляет двоякую социально-психологическую функцию. С одной стороны, обычно он соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания.

«Слух-пугало», т. е. слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. «Слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических»

Социально-психологическая функция и сверхзадача слухов такого рода — это вполне определенное запугивание населения. С другой стороны, это попытка активизировать сопротивление новым социальным силам и резко усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.
«Агрессивный слух», т. е. слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях пиковых противоречий, в основном связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.

Основной социально-психологической функцией агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий.

Несколько особняком стоят нелепые слухи. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главным в них является очевидная нелепость описываемого Слухи данного типа особенно часто появляются в периоды переломов массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений.

Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

 

38. Стихийные процессы передачи информации: слухи как форма передачи информации. Типология слухов и их особенности, функции слухов, причины возникновения и прекращения слухов. ( ТАКОЙ ЖЕ ВОПРОС, КАК №37)