Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

Детская психология — наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности. Детская психология изучает ребенка.

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891).

В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Данной проблемой занимались теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

(Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова)

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество.

Предмет: закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.

Задачи: — предпосылки и условия психического развития ребёнка; — исследование специфики различных видов деятельности ребёнка; — изучение особенностей поведения, формирования устойчивых черт характера; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов (мышление, память, речь и т.д.)

  1. Принципы изучения психики ребенка.

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет. ПРИНЦИПЫ:

1) гуманизма и педагогического оптимизма. Главное содержание его выражается в требовании «Не навреди!» Психолог должен, прежде всего знать психологические особенности, причины поведения ребенка, тактично, чутко, уважительно относиться к ней, верить в ее будущее.

2) научности и объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно учитывать законы и закономерности детского развития, особенности детской психики на каждом возрастном этапе.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... ontogenesis)  это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, ...

3) детерминизма. Любое психическое явление взаимосвязано с другими, объясняется комплексом внешних и внутренних причин: условиями жизни, воспитанием, особенностями социального окружения, характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками, спецификой ее деятельности и активности

4) единства сознания и деятельности. Сознание формируется в деятельности, «руководит» ею, а усложнения деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Это означает, что изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка;

5) развития психики, сознания в деятельности. Все психические особенности ребенка находятся в становлении, основным условием их проявления и развития является деятельность. Она не только выступает одним из условий развития психики, но и одним из путей ее изучения. Поэтому для изучения психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность (творческое воображение, например, можно зафиксировать в рисовании или при составлении сказок);

6) историзма (генетический подход к изучению психики ребенка).

При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослым, ее деятельности и общения со сверстниками.

7) комплексности, системности и последовательности. Изучение ребенка должно происходить последовательно, через определенные промежутки времени. При этом необходимо исследовать не отдельные параметры, а прослеживать все аспекты развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его переход, ставить педагогические задачи. Важно также определить место каждого качества в структуре психики, ее взаимосвязь с другими сторонами психического развития

8) тщательности и регулярности. Соблюдение его предусматривает детальное, системное отслеживание процесса формирования психики детей с использованием соответствующих методов исследования;

9) возрастного, индивидуального и личностного подхода. Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным.

Методы исследования психологии дошкольного возраста

    Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

    Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные.

    Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка.

    10 стр., 4772 слов

    1. Исследования нарушений психики

    ... самостоятельности в качестве отрасли психологической науки: предмет исследования - нарушения психики; методы - весь арсенал психологических методов; ... заманчивости сопоставления данных, добытых «наблюдением и экспериментами над детьми, с данными, полученными в работе ... В.М. Бехтерева наметилась проблема соотношения развития и распада психики, которая нашла разрешение значительно позднее, ...

    Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

    1: ребенок не знает, что он является объектом изучения.

    2: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически.

    3: обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты

    Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

    Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

    Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех — или шестилетнему возрасту).

    Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

    Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими.

    Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

    Стратегии исследования психического развития

      Стратегии- общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата. Когда накапливается определенное количество фактов, их надо обобщать, выводить закономерность, получить закон. Необходимо найти механизм, который за этим законом скрывается.

      18 стр., 8530 слов

      Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

      ... исследования. В настоящее время значительно возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей ... слоговой структуры слов, звуков родного языка, их сочетаний. Его исследования показывают, что нормальное развитие детской речи представляет собой очень сложный и многообразный процесс. Изучая ...

      Стратегия наблюдения. Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину. М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения — этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии.

      Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. А. Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта. В 30-е гг. советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Суровая критика тестового подхода к диагностике психического развития содержится в работах Л.С. Выготского. Он писал: «Педолог, работающий с помощью этих методов (Бине, Россолимо) устанавливает некоторые факты, затем обрабатывает их путем чисто арифметических выкладок, и результат получается автоматическим путем совершенно независимо от его мыслительной обработки. Получается нечто чудовищное, если сопоставить это с научной диагностикой.

      Эти две стратегии ограничены, т.к. они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

      Стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом. Определение экспериментально-генетического метода дано Д.Б. Элькониным: «Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного — в специально созданных условиях — восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека. Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии.

      Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

      Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

      Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией.

      Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план.

      24 стр., 11851 слов

      1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

      ... до его реализации.  1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком ... и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения невротических симптомов ... новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. ...

      Концепция учебной деятельности -исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни -путем создания экспериментальных школ.

      Теория «первоначального очеловечивания» И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

      История возникновения психологии дошкольного возраста

        Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т. е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

        Психология, прежде чем стать самостоятельной наукой, в течение длительного времени развивалась внутри философии. Поэтому психология, в том числе и детская, имеет тесные связи с философией, ведь в основе понимания сущности человека, его сознания, личности, деятельности, психического развития лежат те или иные философские теории.

        Психология развития, имеет с детской психологией общий предмет. Но если первая изучает общие закономерности психического развития человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти, то детская — только в дошкольном возрасте. Она выясняет, какой фундамент закладывается в детстве и какое значение он имеет для дальнейшего развития.

        Все крупнейшие педагоги прошлого (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) говорили о необходимости строить воспитание и обучение с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Они не только проявляли интерес к детской психологии, но и сами были ее знатоками.

        Становлению детской психологии как отдельной области науки, широкому проникновению в нее генетического принципа и объективных методов исследования способствовала эволюционная теория Ч.Дарвина (1859).

        Сам Ч. Дарвин интересовался детской психологией. Он вел наблюдения за поведением сына от рождения до трех лет, а затем опубликовал данные о развитии моторики, сенсорики, речи, мышления, эмоций, нравственного поведения (1877).

        Ранее попытка подробного и последовательного описания психического развития ребенка была предпринята немецким философом Т. Тидеманом в 1787 г. Он фиксировал проявления ребенка от рождения до трех лет в двигательной, сенсорной и эмоциональной сфере.

        Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера „Душа ребенка“. В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги.

        17 стр., 8342 слов

        Концепции одарённости и её развития

        ... с 2 - 2,5 до 11 - 13 лет как период сензитивный для развития музыкальных способностей и музыкальной одарённости. Возрастные особенности музыкальной одарё ... сензитивный для развития креативности. Проявление креативности в творчестве дошкольника. Креативность и социализация. Проблемы личностного развития интеллектуальных вундеркиндов в разные периоды детства. Проявление умственной одарённости у детей ...

        Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Холлом. Американский психолог Ст.Холл, стремясь получить целостную картину психического развития, впервые разработал и использовал многочисленные анкеты для детей и взрослых. С их помощью выяснялись детские знания, представления о мире, отношение к другим людям, переживания, моральные и религиозные чувства, радости, опасения, страхи, проявления лжи, особенности детских игр и пр.

        Французский психолог А.Бине одним из первых начал экспериментально исследовать этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (например: что такое стул, что такое лошадь, и т.д.).

        Обобщив ответы детей в возрасте от 3 до 7 лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят 3 стадии в развитии понятий -это стадия перечислений, стадия описания и стадия интерпретации. Эти исследования привели его к мысли о том, что можно разработать определенные нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие провести диагностику процесса формирования их мышления.

        Представления о ведущей роли наследственности в психическом развитии придерживались многие исследователи первой трети XX в., в частности А. Л. Гезелл, Д. М. Болдуин, К. Бюлер, Э. Кла-паред, В.Штерн, З.Фрейд и др.

        Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло знаменитое «зеркало Гезелла».

        Были предложены периодизации развития З.Фрейдом и его концепция такова: в основе развития лежит движение психосексуальной энергии.

        Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

        Представления о ведущей роли наследственности в психическом развитии придерживались многие исследователи первой трети XX в., в частности А. Л. Гезелл, Д. М. Болдуин, К. Бюлер, Э. Кла-паред, В.Штерн, З.Фрейд и др.

        В 20—30-е гг. XX в. Л.С.Выготский создал культурно-историческую теорию развития высших психических функций — концепцию об общественно-исторической обусловленности поведения и психики человека, предложил вариант периодизации психического развития, ввел в психологию новый метод исследования — экспериментально-генетический.

        Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах учеников созданной им научной школы (Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А. В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).

        Интегральные характеристики развития

          До года:

          Показатели развития ребенка 3х месяцев:

          1. «Комплекс оживления»
          2. Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более
          3. Проявляет интерес к игрушке
          4. Поднимаясь на предплечья, удерживает головку
          5. Улыбается
          1. месяцев
          1. переворачивается с живота на спину и, наоборот
          2. Сидит с небольшой помощью
          3. Пытается ползать
          4. хватает предметы одной рукой
          5. «Воркует», лепечет, издает радостные крики, звуки
          6. Перекладывает предметы из одной руки в другую

          9 месяцев

          4 стр., 1707 слов

          ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕРИОД ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

          ... » (Ш. Шварц). ГЛАВА 1. Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций в период юношеского возраста 1. 1 Понятие ценностных ориентаций В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются ... в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития [4, c. 3-15]. Понятия «ценности» в психологической литературе смешивается ...

          1. Стоит в кроватке
          2. самостоятельно садится, сидит
          3. делает несколько шажков у опоры
          4. хорошо ползает

          в год

          1. Малыш уверенно откликается на свое имя.
          2. Говорит простые слова: мама, папа
          3. Может пить из чашки.
          4. самостоятельно ходит
          5. собирает пирамиду
          6. откусывает, жует твердую пищу

          в 2 года

          1.ходит, бегает и прыгает, взбирается и спускается по лестнице

          2.Использует предложения из двух-трех

          3.Называет предметы на картинке.

          4.Может обижаться,сердиться,упрямиться

          5.Листает книгу

          6.Может различать 4-8 цветов

          Те психологические свойства, которые начали выступать у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.

          Интегральные характеристики к началу дошкольного возраста (к 3-м годам)

          1.Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;

          2.Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

          3.Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

          4.Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

          5.Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

          6.Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

          7.У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

          11 стр., 5476 слов

          Периоды развития теории управления

          ... – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

          Интегральные характеристики к завершению дошкольного возраста

          Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;

          способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

          Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

          Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

          Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

          У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;

          Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

          Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

          Сензитивность возраста

          Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального).

          В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

          Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.).

          В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

          Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.).

          Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

          СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

          СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

          Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

          Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

          27 стр., 13034 слов

          Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе ...

          ... из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей. Дошкольный возраст -- период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок «освобождается от давления» воспринимаемой ситуации и ... полноценную личность, в субъекта общения и деятельности. Ребенок в данном возрасте живет эмоциями, чувствами, и потому развитие эмоционально-волевой сферы - актуальная тема для ...

          У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

          Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

          Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

          Восприимчивость к внешним факторам

          Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

          Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

          М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

          Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

          Выготский выделил несколько таких периодов:

          1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

          2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

          3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

          4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

          5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

          6.кризис 30 лет

          7.кризис ухода на пенсию

          8. Обучения и развития

          Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития.

          1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием,

          2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы.

          3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны.

          9. Критерии периодизации психического развития

          Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Цель любой периодизации ‑ обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды.

          Л.С. Выготский различал три группы периодизации:

          · по внешнему критерию,

          · по одному и

          · нескольким признакам детского развития.

          Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.пример — периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования.

          Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.

          Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов ( примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

          К третьей группе наиболее близко подошла периодизвция А. Гезелла, обнаружившего, что «плотность» развития с взрослением уменьшается.

          По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности. 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период. 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д. Источником развития является социальная среда.

          Понятие «возраст». Признаки возраста

            С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

            По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

            В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

            Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

            Психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения. Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

            Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С.Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б.Эльконин.

            Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности. Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

            В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошколъный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).

            В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Они являются следствием, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, различий в типологических свойствах нервной системы).

            Выделяют следующие компоненты возраста.

            1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.

            2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

            3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

            Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева.

            Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубнойвозраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.

            Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.

            Под развитием понимают 3 основных процесса:

            1) рост — увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;

            2) дифференцирование органов и тканей;

            3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

            В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет. В возрасте 6—12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают масса тела и сердца.

            Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем созревании первичных (проекционных) полей коры больших полушарий (до рождения и первые годы после рождения), затем — вторичных полей (зон опознания и осмысления информации) и в наиболее позднем созревании ассоциативных третичных полей (зон афферентного синтеза, прогнозирования и формирования программ поведения).

            Анатомически (по толщине и занимаемой территории) третичные поля к 7-8 годам созревают лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.

            В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

            11.Особенности психического развития

            Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.

            Особенности психического развития человека

            1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом)

            2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов.

            3) дискретность — распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом.

            4) необратимость. Т.е. прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование.

            5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития — физическим, социальным, физиологическим. Например, у подростков процесс полового созревания приводит изменения образа \»Я\», начинается осознание себя как взрослого — это является подтверждением связи физиологического и психического развития. Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе — новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики.

            6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики развиваются ускоренно, а другие — замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно — замедляются) Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в младенчестве интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем — раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;

            7) «спиралевидный» характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более.

            8) планомерность и преемственность психического развития. Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми от вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека).

            Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.

            Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

            Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

            Психическое развитие в раннем возрасте

            Раннее детство — 1-3 года (по Эльконину).

            Соц. Ситуация развития: Складывается такая формула: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество.

            Ведущая деятельность — предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

            Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.

            В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности, но дети предпочитают игрушке реальный предмет (миска, ложка).

            В раннем детстве начинают формироваться зачатки нравственных чувств, это происходит в том случае, когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми («не шуми, папа устал»).

            В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу.Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли (увидя привлекательную вещь, ребенок стремиться получить ее).

            Кризис 3 лет (Я сам) — выражен в потребности ребенка к повышенной самостоятельности. Выражается это в форме упрямства, несговорчивости.

            Психическое развитие в дошкольном возрасте

            Соц. Ситуация развития: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

            Ведущая деятельность: сюжетно — ролевая игра.

            Новообразованием возраста: воображение

            Социальные мотивы поведения Появляется возможность исполнения обещания.

            Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно — образное мышление. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения

            Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

            12.Динамика и структура возраста. Основной закон динамики возрастов

            Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

            По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

            Самое общее положение, на которое следует указать сразу: процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением

            Психологическая структура возраста (5 компонентов):

            1. Социальная ситуация развития (ССР).

            2. Ведущий тип деятельности (ВТД).

            3. Психоновообразования (ПН).

            4. Возрастные стадии: а) стадия стабильного развития; б) сензитивная стадия; в) критическая стадия по типу возрастного кризиса.

            5. Зона ближайшего потенциального развития (ЗБР).

            Социальная ситуация развития — конкретная форма значимых для индивида отношений с его окружающей социальной действительностью.

            Ведущий тип деятельности (ВТД) — это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.).

            Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид удовлетворяет свои потребности (А.Леонтьев).

            Таблица 10. Основные виды деятельности в онтогенезе человека Возраст Тип деятельности

            0-1 год Эмоциональное общение ребенка и взрослого

            1-3 года Предметно-манипулятивная

            3-6 лет Игровая

            6-10/11 лет Учебная

            10/11-15/16 лет Общение

            Далее (от 17 до 21/22 лет) — учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем — профессиональная.

            Центральные ПН (ЦПН) — обобщенный результат развития индивида за весь предыдущий период и исходный пункт формирования личности на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах, основанная на потребности к свободе передвижения, стимулирует стремление познать мир шире.

            Возрастные кризисы — революционная стадия возрастного развития психики.

            Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический.

            Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1,5-3 года – для развития речи).

            Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней.

            возрастной кризис:

            — ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему, происходит перестройка внутренних переживаний, которые определяют его отношение к окружающему миру — перестройка ССР.

            — изменяются потребности и побуждения, которые движут его поведением.

            «Кризис – переломный пункт в нормальном развитии ребенка. Это изменения в личности ребенка» (Л.С. Выготский).

            «Причина возникновения кризиса – неудовлетворение новых потребностей ребенка» (Л.И. Божович).

            Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

            Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

            В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

            Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

            13.Стадиальность психического развития

            Психическое развитие — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду.

            Л.С.Выготский установил четыре основных закона, или особенности, детского развития.

            1. Цикличность.Периоды подъема.интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.

            2.Неравномерность. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально.

            3. «Метаморфозы» в детском развитии.

            Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и оттого, что будет потом.

            4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

            Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например.ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

            Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

            Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кризисные периоды. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка.Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно.

            Кризисы — краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах.

            14.Движущие силы психического развития. Факторы психического развития

            Поддвижущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.

            Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д

            Выделяется 3 фактора психического развития.

            Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

            Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

            Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

            Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

            Периодизация психического развития ж.Пиаже

              Психическое развитие — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду.

              Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в возрасте от 0 до двух лет дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений – рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

              Второй период – конкретных операций, включает в себя две стадии – дооперационную и операционную.

              Первая стадиядооперационная, характерна для возраста от 2 до 6 лет. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм).

              На второй стадии – операционной (от 7 до 11-12 лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребёнка на этой стадии учитывает иерархию классов – так «машина» это большая группа, внутри которой есть подгруппы «марок автомобилей», да и внутри этих подгрупп могут быть ещё более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами.

              Третий период – формальных операций, от 12 лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

              16.Периодизация психического развития л.Колберга.

              Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.

              Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека.

              Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

              I уровень: доморальный уровень-Страх наказания (до 7 лет)

              1. Страх перед наказанием.

              2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

              Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия).

              Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

              II уровень:конвенциональная мораль (конвенция — договоренность, соглашение)- Стыд перед окружающими людьми (13 лет)

              3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

              4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

              Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми, авторитетом.

              III уровень: автономная мораль- Совесть (после 16 лет)

              5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

              6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

              Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью.Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

              17.Периодизация психического развития э.Эриксона

              Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.

              Эриксон — последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.

              1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. (Орально-сенсорная стадия)(от 0 до 1года)

              В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.

              2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. (Мышечно-анальная стадия 1-3 года)

              Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть).

              С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» .Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе.

              3.Возраст игры: инициативность / вина. Локомоторно-генитальная стадия, 3-6 лет

              В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

              4.Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Латентная 6-12 лет

              Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной. Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

              1. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. Подростковая 12-19 лет

              Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подростки размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

              Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

              6. Молодость: достижение близости / изоляция. Ранняя зрелость 20-25 лет

              В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

              7.Зрелость: продуктивность / инертность. 26-64 года

              Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

              8. Старость: целостность эго/ отчаяние. 65- смерть Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах.

              18.Периодизация психического развития л.С.Выготского.

              Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.

              Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

              Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам.

              Он выделил в критическом периоде три этапа:

              1) предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;

              2) критический — идет поиск новых форм поведения;

              3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения.

              Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:

              — Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца — 1 год).

              Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

              Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года).

              Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь.

              Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет).

              Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

              Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет).

              Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

              Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).

              Чувство взрослости — ощущение своей личности, развитие самосознания.

              19.Периодизация психического развития д.Б.Эльконина

              Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый».

              Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина сформулирована на фундаменте психологической теории деятельности и культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

              1. эпоха раннее детство.

              Период Младенчество (2-12 месяцев)

              Социальная ситуация «Мы» — ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

              Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

              Кризисы 0-2 мес. кризис

              1 год – кризис первого года жизни

              Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования.

              Сфера Развития — Мотивационно-потребностная.

              Период Ранний возраст (1-3 года).

              Социальная ситуация приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.

              Ведущая деятельность Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития.

              Кризисы Кризис «я сам» (3 года).

              Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

              Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение «я» — становление самосознания, гордость за достижения.

              Сфера развития Познавательно-умственная.

              1. Эпоха детство.

              Период Дошкольный (3-7 лет).

              Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым.

              Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование — наглядно-образное мышление.

              Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

              Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

              Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

              Сфера развития Мотивационно-потребностная.

              Период Младший школьный (7-11 лет).

              Социальная ситуация Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый».

              Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий).

              Центральная линия – интеллектуализация.

              Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

              Новообразование кризиса Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым.

              Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.

              1. Эпоха подростничество.

              Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).

              Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым.

              Ведущая деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

              Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

              Новообразование кризиса Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

              Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

              Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).

              Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться.

              Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.

              Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

              Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

              Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

              20. Психологическая характеристика новорожденности

              Новорожденность (0—2 месяца)

              Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

              Причины кризиса новорожденности:

              Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

              Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

              безусловные рефлексы у новорожденного: Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.

              Основную часть времени ребенок спит.

              Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

              Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

              Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

              21.Сенсорное развитие новорожденных

              Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

              Новорожденный имеет сформированные органы чувств. Однако пока они не способны к активной деятельности. Чтобы малыш мог сформировать правильное представление об окружающих объектах, необходимо сенсорное воспитание.

              Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем. Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж — лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных.

              Движения и действия

              Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

              И.М. Сеченовым, считает, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

              Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

              -смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);

              -смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);

              -движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

              Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц.

              Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

              Развиваем зрение, слух и вкус

              Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки.Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см.

              Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку. Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года») или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.

              Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

              22.Эмоциональное развитие новорожденных

              В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, крик может быть связан с голодом, мокрыми пеленками и т.п. Первые эмоции новорожденного негативные, ему важно показать что его что то не удовлетворяет.

              Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л.С. Выготским. Особый характер этого кризиса связан с изменением типа жизни связано,которое возникает с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления.

              Доброжелательное внимание, любовь и забота взрослого вызывают у него позитивные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом является улыбка ребенка в ответ на беседу с ним взрослого. Она свидетельствует, что малыш выделил объект (взрослого), направил на него свою активность.

              С каждым днем дитя улыбается все чаще и обворожительнее, приводя в восторг родителей. Постепенно- вырабатывается особая реакция обращения к взрослым, которая называется комплексом оживления. Малыш сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает руками и ногами, издает тихие звуки. Это и есть выражение появившейся потребности в общении – первой социальной потребности ребенка. Комплекс оживление — система положительных эмоционально-двигательных реакций ребенка в ответ на то когда взрослый, склонившись над малышом, ласково разговаривает с ним. Возникает он в конце 1-го — начале 2-го месяца жизни ребенка. Его признаками является сосредоточение взгляда на лице человека, радостные звуки, гуление, живая мимика, улыбка, быстрые и энергичные движения ножек и и ручек.

              Состояние комфорта, испытываемое малышом, когда он здоров, чист, накормлен, необходимо для его спокойного поведения, но само по себе вызвать радость не может.

              23.Особенности психического развития недоношенных детей

              Недоношенный ребенок – это такой малыш, который появился на свет между двадцать восьмой и тридцать седьмой неделями беременности. Весит он приблизительно 1-2.5кг, а его рост составляет от тридцати пяти до сорока шести сантиметров.

              Этот малыш не является обреченным или больным. Современная медицина может спасти малыша, который весит и меньше килограмма. Таких детей сразу же помещают в специализированные отделения и за ними внимательно наблюдают. Когда малыш поправится до 2-2.3кг, и не будет угрозы его здоровью – его выписывают.

              У малыша может обнаружиться задержка психического развития. Также могут быть нарушены функции сенсорных органов. К примеру, возникнет косоглазие, глаукома, астигматизм.

              По поводу развития недоношенных детей можно сказать, что у таких детей незрелые системы и органы. Особенно это касается центральной нервной системы.

              Нервно-психическое развитие недоношенных детей на первом году жизни протекает на фоне выраженной незрелости головного мозга. Малюток необходимо оберегать от стрессов, резких звуков, вирусных инфекций, переутомления, так как на любой сильный раздражитель они могут дать чрезмерную по силе ответную реакцию в виде длительного монотонного крика, тремора рук, ног и подбородка, даже судорог.Родителям не стоит сильно перегружать ребенка развивающими занятиями, так как из-за несовершенства регуляции процессов торможения и возбуждения в головном мозге усталость может обернуться перевозбуждением, последствиями которого будут заикание, тики, ночные страхи. Такие дети требует больше сил и терпения, чем доношенные дети, но занятия должны быть с дозированной нагрузкой, ориентируясь на выносливость малютки.

              первые обоснована целесообразность применения методики О. В. Баженовой для диагностической работы с глубоко недоношенными младенцами. В.В.Лебединским Л.С.Выготского

              Кроме того, наблюдаются различия в уровне психического развития недоношенных детей, проживающих в условиях различного социального окружения.

              24.Психологическая характеристика младенчества.