6.2.4. Раздел 4. Педагогическая психология Практическое занятие № 1 Тема: Предмет и задачи педагогической психологии

  1. Педагогическая психология в системе психологической науки. Предмет и задачи педагогической психологии.
  2. Зарождение педагогической психологии. Этапы становления.
  3. Различные подходы в понимании предмета и разделов педагогической психологии.
  4. Понятие о психологии обучения и психологии воспитания.

Основные понятия: педагогическая психология, психология обучения, психология воспитания.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
  4. Назовите общие и специфические черты предмета педагогической психологии в сравнении с предметами других наук (педагогика, возрастная психология, общая психология и т. д.).
  5. Что такое «объект» и «предмет» науки? Как соотносятся между собой эти понятия?

Практическое занятие № 2 Тема. Проблема обучения и развития в психолого-педагогических исследованиях

  1. Психологическая сущность и структура процесса учения. Понятие об обучении, его сущности и целях в психолого-педагогических исследованиях.
  2. Общие и частные цели обучения.
  3. Психологические составляющие обучения.
  4. Проблема соотношения обучения и развития в психологии и ее решение в работах Л.С. Выготского. Зона ближайшего и зона актуального развития. Обучаемость.
  5. Понятие о традиционном и развивающем обучении. Недостатки традиционного обучения.
  6. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения.
  7. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения, их сравнительный анализ.

Методические рекомендации:

6 стр., 2680 слов

Педагогические основы развития инициативы и самостоятельности школьников в процессе обучения

... Миассе Кафедра педагогики и психологии Контрольная работа по педагогике и психологии «Педагогические основы развития инициативы и самостоятельности школьников в процессе обучения» Выполнила: Студент 1 курса ... потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для ...

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
  3. Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»?
  4. Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности?
  5. Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности?
  6. Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?
  7. Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».

Основные понятия: обучение, психодидактика, учение, обучаемость, зона ближайшего развития, зона актуального развития.

Практическое занятие № 3 Тема. Теории обучения и учебной деятельности в психологии

Возникновение психологических теорий обучения в 50−70-е годы XX века.

Теория программированного обучения (Б.Ф. Скиннер).

Обучающая программа. Виды программирования (линейное, разветвленное, смешанное) и их характеристика.

Алгоритмизация в обучении (Л.Н. Панда).

Понятие об алгоритме и алгоритмическом процессе. Виды и примеры алгоритмов в обучении.

Теория проблемного обучения (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т. В. Кудрявей, И.Я. Лернер и др.).

Сущность проблемного обучения. Проблемная ситуация и проблемная задача. Этапы проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроке.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. Понятие об ориентировочной основе действий. Типы ориентировок. Реализация теории поэтапного формирования в обучении и структуре урока.

Исходные положения теории, разработанные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым.

5 стр., 2447 слов

Семинарские занятия по учебной дисциплине «Методология, теория и методы психологического исследования» Семинар 1

... и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. ... 1996. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с. История ... , 1996. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с. Гудвин ...

  1. Знаково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий).

    Понятие о знаково-контекстном обучении. Деловые игры как одна из форм современного вузовского и послевузовского образования.

  2. Теория личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаренко, В. В. Сериков).

    Учащийся как субъект познания. Учет индивидуально-психологических характеристик обучающегося в обучении.

  3. Теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин. В.В.Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов).

    Проблема содержательного обобщения в обучении. Переход от учения к учебной деятельности.

  4. Понятие учебной деятельности. Структура (компоненты) учебной деятельности. Учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка и их характеристика. Реализация учебной деятельности на уроке.
  5. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.

Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.

  1. Ответьте на вопросы:

Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»?

Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?

Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?

Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?

3 стр., 1466 слов

Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики

... проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. М.: ... Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся в соответствии с общими целями ... ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА ЦЕЛИ УРОКА: Обучить учащихся необходимым в их дальнейшей профессиональной деятельности ...

Основные понятия: Проблемное обучение, программированное обучение, теория поэтапного формирования действий, алгоритмизация, алгоритм, учебная деятельность, знаково-контекстное обучение.

Практическое занятие № 4 Тема. Обучающийся (ученик, студент) как субъект учебной деятельности

  1. Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Психические и личностные новообразования как ориентиры в определении специфики обучения и целей учебной деятельности.
  2. Младший школьник, подросток, старший школьник, студент — субъекты учебной деятельности.
  3. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении.
  4. Мотивация учения. Внешние и внутренние мотивы. Мотивы «понимаемые и реально-действующие» (А.Н. Леонтьев).

    Широкие социальные, узко-личностные и учебно-познавательные мотивы (Л.Н. Божович).

    Приемы и способы активизации мотивационно-потребностной сферы учащихся на уроке.

  5. Одаренные и способные школьники. Типология способных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются одаренные и способные дети в школе. Организация обучения одаренных и способных детей.

Основные понятия: психологические новообразования, обучаемость, способности, одаренность.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Выделите причины низкой мотивации у школьников, способы её коррекции.

Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у учащихся?

Практическое занятие 5

№ Тема. Психология воспитания

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Педагогическая психология рассматривает психологический ... . Его общение с учащимися выступает как своеобразный канал управления процессом воспитания, который имеет две основные функции  ...

  1. Понятие о воспитании. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
  2. Взаимосвязь обучения и воспитания. Воспитанность и воспитуемость школьников. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Ценностные ориентации и их характеристика.
  3. Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей в процессе воспитания. Психологические механизмы формирования личности.
  4. Самооценка и ее воспитательное значение. Технологии воспитательных воздействий и их психологические основы. Организация самовоспитания.

Основные понятия: воспитание, метод воспитания, прием воспитания.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Дайте определение понятию «воспитание». Рассмотрите различные подходы к проблеме воспитания.

Выделите и рассмотрите основные средства воспитания, институты воспитания.

Выделите основные виды психологической поддержки школьников.

Выделите и охарактеризуйте проблемы неуспевающих школьников.

Практическое занятие № 6 Тема. Психология педагогической деятельности

  1. Педагогическая профессия среди других профессий Мотивы выбора педагогической деятельности в качестве профессии.
  2. Понятие педагогической деятельности Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы.
  3. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Мотивация и центрация педагогической деятельности.
  4. Понятие о стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Классификации стилей деятельности и поведения в психологии (К. Левин, Г. М. Андреева, Г. Б. Морозова).

    9 стр., 4093 слов

    1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

    ... . По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия, основной вид деятельности. Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз ... человека в толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности. Социально - психологические особенности толпы: Повышение групповой внушаемости. Повышение эмоциональности восприятия ...

    Стили педагогической деятельности и их характеристика (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).

  5. Урок как основная организационная единица процесса обучения. Проблемы психологического анализа урока. Уровни психологического анализа урока.
  6. Принципы наблюдения и анализа урока Схема психологического анализа урока.

Основные понятия: педагогическая деятельность, стиль деятельности, индивидуальный стиль деятельности, урок.

Практическое занятие № 7 Тема. Психология личности учителя

  1. Учитель как субъект педагогического труда. Профессионально значимые качества личности учителя.
  2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога и их характеристика. Индивидуальные особенности и педагогические способности. В
  3. иды и структура педагогических способностей. Направленность и другие личностные свойства. Соответствие человека педагогической деятельности.
  4. Методы диагностики педагогических способностей и свойств личности учителя.
  5. Проблемы профессионально- психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

Основные понятия: профессиограмма и психограмма профессии, мотивы, задатки, способности, направленность,

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

В чем заключается специфика подхода Н.В. Кузьминой к трактовке педагогических способностей в сравнении с подходом А.К. Марковай?

Какие педагогические умения определяют успешность профессиональной деятельности педагога?

Какие факторы влияют на социально — психологический климат педагогического коллектива?

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Выделите пути формирования педагогического коллектива как команды единомышленников.

6.2.5. Раздел 5. Социальная психология

Практическое занятие № 1

Тема. Предмет, задачи и методы

Социальной психологии

  1. Понятие о социальной психологии. Особенности развития социальной психологии на различных этапах ее становления.
  2. История развития отечественной социальной психологии.
  3. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
  4. Разделы социальной психологии. Связь с педагогикой и другими науками.
  5. Основные методы социально-психологического исследования. Их отличительные особенности от методов общей психологии. Специфика наблюдения, эксперимента и других методов в социально-психологическом исследовании.
  6. Референтометрия. Социометрия. Анкетирование.
  7. Использование социально-психологических методов исследования в педагогической деятельности, в практике обучения и воспитания.

Основные понятия: социальная психология, социология, наблюдение, эксперимент, референтометрия, социометрия, интервью, опрос.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению.
  2. Выпишите понятие «социальная психология».
  3. При подготовке к третьему вопросу, особое внимание уделите следующим концепциям в области социальной психологии: психология народов (В. Вундт, Х. Штейнталь), концепция психологии масс (Г. Тард, Г. Лебон), концепция инстинктов социального поведения (В. Макдугалл), теория групповой динамики (К. Левин).

Практическое занятие № 2 Тема. Психология общения. Общение как обмен информацией

  1. Понятие общения. Значение общения для развития человеческого общества и отдельного человека.
  2. Общение и деятельность. Педагогическое общение. Функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная и др.
  3. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная и их взаимосвязь.
  4. Специфика человеческой коммуникации. Строение коммуникативного процесса.
  5. Причины искажения информации в общении людей. Вербальные и невербальные средства общения.
  6. Речь как средство коммуникации. Виды речи. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
  7. Невербальные средства общения и их классификация. Мимика, пантомимика.
  8. Жесты. Тембр речи, интонация, эмоциональные включения и речь.
  9. Позы и взаимное расположение участников общения, психологическое пространство. Контакт глаз.
  10. Условия эффективной коммуникации учителя и учащихся.

Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, педагогическое общение; кинесика, паралингвистика, экстралинвгистика, проксемика, речь, виды речи.

Практическое занятие № 3

  1. Тема. Общение как взаимодействие

  1. Обмен действиями, планирование общей деятельности. Выработка форм и норм совместных действий в процессе общения.
  2. Мотивы взаимодействия. Стратегии взаимодействия. Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта.
  3. Конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия. Причины конфликтов.
  4. Межэтническое взаимодействие. Проблема национальных конфликтов. Формы разрешения конфликтов и методы их угашения.
  5. Специфика разрешения конфликтов в различных направлениях психологии (гуманистическая психология, бихевиоризм, транзактный анализ, нейролингвистическое программирование).
  6. Картография конфликта. Конфликты в педагогической деятельности, в практике обучения и воспитания и методы их разрешения.

Основные понятия: кооперация, конкуренция, соревнование, компромисс, конфликт, интеграция, дезинтеграция, альтруизм, индивидуализм, сотрудничество, социально-психологический климат, настроение.

Практическое занятие № 4 Тема. Межличностное восприятие в структуре общения

  1. Понятие социальной перцепции. Идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, каузальная атрибуция как механизмы социальной перцепции.
  2. Понятие аттракции, приемы формирования аттракции. Формирование первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия (эффект ореола, аналогии с собой, стереотипизации и др.).
  3. Понятие социального стереотипа. Роль и формы социальных стереотипов в педагогическом общении.
  4. Проявления социальной перцепции в педагогической деятельности, в общении учителя и учащихся.

Основные понятия: идентификация, эмпатия, децептрация, атракция, социальная установка, социальная рефлексия, каузальная атрибуция, эффект ореола, стереотипы, имидж.

Практическое занятие № 5 Тема. Группа как социально-психологический феномен

  1. Понятие группы и ее основные характеристики. Большие и малые группы. Классификация малых групп; первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, референтные группы.
  2. Структура группы. Социометрическая структура малой группы.
  3. Коммуникативная структура малой группы.
  4. Структура социальной власти в малой группе. Лидерство и руководство в группе. Стиль лидерства.
  5. Руководство группой в педагогическом процессе.
  6. Социально-психологические характеристики школьного класса и педагогического коллектива.
  7. Психология больших социальных групп и движений. Общественное мнение, общественная оценка, социально-психологическая компетентность населения, массовое настроение, слухи.
  8. Социально-психологическая характеристика этнических и религиозных сообществ. Психология толпы.

Основные понятия: группа, большие и малые группы, реальные и условные группы, формальные и неформальные группы, обязательные и свободные группы, референтные группы; подражание, лидер, руководство, статус, социометрическая звезда, социальная роль, социальные нормы, ценности, обычаи, культура, общественное мнение, общественная оценка, социально-психологическая компетентность населения, массовое настроение, слухи, толпа.

Практическое занятие № 6 Тема. Особенности межличностных отношений в группах и коллективах

  1. Отношения официальные, неофициальные, по вертикали и по горизонтали, деловые и личные, эмоционально-непосредственные и обусловленные совместной деятельностью.
  2. Виды групп в зависимости от характера межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорации, коллектив. Стадии и уровни развития группы.
  3. Социально-психологические характеристик школьного класса и педагогического коллектива.
  4. Групповые нормы. Принятие группового решения.
  5. Феномен группового давления. Конформизм и нонконформизм. Социально-психологический климат социальных организаций.
  6. Межличностная совместимость. Феномен межгруппового взаимодействия. Характеристика внутригруппового межличностного конфликта.
  7. Виды групповых конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Групповое сплочение и определяющие его факторы.
  8. Деятельность педагога по сплочению групп воспитанников.
  9. Возможности использования социально-психологического тренинга в работе педагога и воспитателя.

Основные понятия: коллектив, диффузная группа, ассоциация, корпорация; конформизм и нонконформизм; групповая сплоченность; ценностно-ориентационное единство.

Практическое занятие № 7 Тема. Этнопсихология

  1. Этнопсихология как наука, изучающая факты, закономерности проявления психической типологии, ценностных ориентации, поведения, представителей той или иной этнической общности.
  2. Понятие об этнокультуре, этническом самосознании, национальном характере, этнопедагогике.
  3. Влияние национальной культуры на формирование личности. Этническое сознание как система взглядов, представлений, образов, идеалов, оценочных суждений, чувств национально-этнической группы.
  4. Влияние языка, фольклора, преданий, традиций, обычаев, верований на социализацию личности.

Основные понятия: этнопсихология, обычай, традиции, национальная культура.

Практическое занятие № 8 Тема. Социализация и развитие личности

  1. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация как усвоение личностью социального опыта.
  2. Роль общения и деятельности в процессе социализации. Социальная установка и реальное поведение.
  3. Образ «Я», его познавательные, эмоциональные и поведенческие аспекты. Роль родителей и педагогов в формировании образа «Я» ребенка-подростка-юноши. Институты социализации.
  4. Проблема развития личности. Теория «персонализации» А.В. Петровского. Личность как совокупность «личностных вкладов» в других людей. Исследование персонализации личности педагога и его ученика.
  5. Самоактуализация личности и личностный рост (А. Маслоу, К. Роджерс).

    Стремление к смыслу как базовая потребность человека. (В. Франкл).

  6. Личностный смысл в педагогической деятельности.

Основные понятия: социализация, воспитание, персонализация, самооценка, самосознание, самоактуализация, индивидуализация, адаптация, культура.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector