«Общая и экспериментальная психология»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

Екатеринбург

РГППУ

2012

Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Общая и экспериментальная психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 20 с.

Составитель:

канд. пед. наук, доц., профессор кафедры ТЭП

Н.В. Остапчук

Одобрены на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от 30 августа 2012 г. № 1.

Заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии

М.М. Дудина

Рекомендованы к печати методической комиссией института психологии РГППУ. Протокол 19 сентября 2012 г. № 1.

Председатель методической комиссии ИПс

О.В. Мухлынина

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Н.В. Остапчук, 2012

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение контрольных работ по курсу «Общая и экспериментальная психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.

Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения двух контрольных работ по курсу «Общая и экспериментальная психология». Студенты, которым предстоит написать одну – могут выбрать любую тему. Выбирать тему рекомендуется, опираясь на конспект лекций и рабочую программу по дисциплине «Общая и экспериментальная психология», которые ориентируют в выборе литературы и формулировке положений, теорий, вопросов в которых предстоит разобраться самостоятельно. Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу.

При подготовке и написании контрольной работы необходимо: подобрать литературу по конкретной теме, изучить ее, сопоставить информацию из различных источников, уточнить полученные знания.

Главная составляющая подготовки к контрольной работе — чтение и осмысление рекомендуемой литературы, которые обеспечивают подлинное усвоение материала. Учебники ориентируют в системе знаний и умений, отобранных в соответствии с программой дисциплины, которые должны быть усвоены будущими специалистами. Роль учебника ограничена, необходимо более подробное знакомство и глубокое усвоение науки, это возможно при изучении первоисточников — трудов ученых-психологов, исследующих законы и закономерности развития науки, ее основных категорий, теорий, направлений. Важно знать о развитии теории, идеи и в пространстве и во времени, иметь представления о подтверждении и опровержении научных выводов.

Обобщив подобранный материал, необходимо составить план выполнения контрольной работы. Текст контрольной работы пишут в соответствии с рекомендациями по ее оформлению.

Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, института, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы и мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной психологической науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы: теоретическую и практическую. Каждая глава делится на пункты и подпункты. Главы должны являться законченным элементом работы. Текст теоретической главы должен содержать полную и достоверную информацию в соответствии с намеченным планом, иметь логичную структуру. Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме.

В практической главе должна быть представлена методика из «Практикума по общей, экспериментальной и прикладной психологии» под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева («Практикума по возрастной психологии» под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, либо Шпарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий) соответствующая теме контрольной работы. Выбранной методикой обследуем 10 человек и представляем результаты. Если выполняется контрольная работа №1, то можно представить описание известных классических экспериментов из литературы.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается актуальность изученной темы, собственное отношение к изложенному материалу, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке фамилий авторов или названий литературных источников и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример приведен в приложении 3.

7. Приложения могут включать материалы, дополняющие текст, иллюстрации, схемы. Обязательно прикладываются протоколы обследования всех участников.

Темы контрольной работы № 1

1. Психология как наука и практика

1.1. Предметная область психологии.

1.2. Междисциплинарные связи психологической науки.

1.3. Значение психологических знаний для педагогической практики.

2. Познание и отражение

2.1. Развитие форм отражения действительности.

2.2.Психическое отражение и его функции.

2.3.Роль психики в познавательной деятельности человека и животных.

3.Развитие психики и сознания

3.1. Психика как результат эволюции материи.

3.2. Основные стадии развития психики у животных.

3.3. Развитие высших психических функций у человека.

4. Возникновение и развитие сознания человека

4.1. Предпосылки и условия возникновения сознания.

4.2. Общественное и индивидуальное сознание.

4.3. Сознание и самосознание.

5. Сознание и бессознательное

5.1.Бессознательное в психологии.

5.2.Проявления бессознательного и его структура в представлениях разных авторов.

5.3. Соотношение между сознанием и бессознательным.

6. Развитие взглядов на предмет психологии

6.1.Первые представления о предмете психологии.

6.2.Описания психических явлений отечественными и зарубежными авторами.

6.3.Психические процессы, свойства и состояния как предмет психологии.

7. Психологические принципы

7.1. Специфика научного познания.

7.2. Отличия обыденного и научного психологического познания.

7.3. Основные психологические принципы.

8. Методы психологического исследования

8.1. Система методов в психологии.

8.2. Методы эмпирического сбора данных.

8.3. Методы психологической диагностики.

9.Этапы становления психологии

9.1.Исторические основания психологии.

9.2.Основные направления психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ и др.)

9.3. Современные психологические подходы.

10. Основные теории психологии

10.1.Понятие о психологических теориях.

10.2.Одна из теорий психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.)

10.3. Значение теории для развития психологической науки.

11. Психология деятельности

11.1. Общие представления о деятельности в психологии.

11.2. Психологические особенности деятельности и ее строение.

11.3.Соотношение внутренней и внешней деятельности.

12. Основные виды деятельности

12.1.Практическая деятельность как основа психического развития человека.

12.2.Психологические характеристики игры, учения и трудовой деятельности.

12.3 Мотивы и цели в основных видах деятельности человека.

13. Психологические исследования деятельности

13.1. Н.А. Бернштейн: принцип активности в формировании навыка; теория уровневого построения движений.

13.2. А.Н. Леонтьев: психологическая структура деятельности.

13.3.П.Я. Гальперин: ориентировочная деятельность как предмет психологии.

14. Психология личности

14.1. Представления о личности в психологии.

14.2.Зарубежные теории личности (А.Адлер, Дж.Келли, А.Маслоу,

З.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг и др.).

14.3. Факторы развития личности в зарубежных теориях.

15. Структура личности в отечественной психологии.

15.1. Представления о структуре личности отечественных авторов.

15.2. Теория А.Н. Леонтьева, теория К.К. Платонова (Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе и др.)

15.3. Движущие силы развития личности.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

1. Характер и его место в структуре личности

1.1. Понятия о характере.

1.2. Структура и черты характера.

1.3. Общественно-историческая обусловленность характера.

2. Психологическая характеристика темперамента

2.1. Психологические теории темперамента.

2.2. Проявления темперамента.

2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3.Способности как индивидуально-психологические особенности личности

3.1.Понятие о способностях.

3.2.Виды способностей и их формирование.

3.3. Способности и обучение.

4.Потребностно-мотивационная сфера личности

4.1.Потребности как источник активности личности.

4.2.Базовые мотивы.

4.3.Мотивация как проявление потребностей личности.

5.Речь как особая форма отражения действительности

5.1.Понятие речи и речевой деятельности.

5.2. Виды и функции речи.

5.3.Роль речи в формировании личности.

6. Психология познания

6.1. Ощущения как форма психического отражения

6.2. Виды и свойства ощущений.

6.3. Развитие ощущений и их компенсаторные возможности.

7.Восприятие как представление объективной реальности

7.1. Психическое восприятие и его свойства.

7.2. Восприятие и перцептивные действия.

7.3. Развитие восприятия.

8.Мышление и познание

8.1. Мышление как психический процесс.

8.2. Стадии развития мышления.

8.3. Понятийное мышление.

9. Творческое мышление

9.1. Творческое мышление и его особенности.

9.2. Препятствия на пути творческого мышления.

9.3. Развитие креативности.

10.. Воображение и мышление

10.1. Воображение и образное мышление.

10.2. Виды и механизмы воображения.

10.3.Функции воображения в деятельности.

11. Психология памяти

12.1. Память и ее виды и процессы.

12.2.Основные закономерности психологии памяти.

12.3.Формирование и развитие памяти.

12. Внимание в познавательной деятельности

14.1.Внимание и его виды.

14.2. Основные свойства внимания.

14.3. Обучение и внимание.

13. Эмоции и познание

4.1. Эмоциональные явления как процессы психического регулирования.

4.2. Соотношение эмоций с процессами познания (памяти, восприятия, мышления, воображения).

4.3. Значение эмоций в жизни человека.

14.Воля и произвольность

14.1. Воля и волевая регуляция.

14.2. Волевые свойства личности.

14.3. Воспитание и самовоспитание воли.

15. Методы исследования познавательных процессов

15.1. Прикладные аспекты в изучении познавательных процессов.

15.2. Изучение индивидуальных особенностей памяти (внимания, воображения, мышления и т.д.)

15.3. Методики развития памяти (внимания, воображения, мышления и т.д.)

Литература

  1. Основная литература
  2. Аткинсон Р.Л. и Введение в психологию /под ред.В.П. Зинченко и др. – Спб.:2009.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: 2008.
  4. Общая психология / под ред. Б.С. Братуся. – Т.3: Нуркова В.В. Память. – М.: 2008.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: 2010.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: 2009
  7. Дополнительная литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М.: Воронеж: 1999.
  2. Аверин А.А. Психология личности. – СПб.: 1999.
  3. Айсмонтас Б.Б.Общая психология.– М.: 2002.
  4. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М.: 1997.
  5. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. – М.: 2006.
  6. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: 2001.
  7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: 2006.
  8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.; Воронеж1996.
  9. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: 1998.
  10. Гамезо М.В. Атлас по психологии.– М.: 2003.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: 2005.
  12. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: 1992.
  13. Готтсданкер Р. Основы психологического исследования. – М.: Академия, 2005.
  14. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: 2006.
  15. Дормашев Ю.Б. Психология внимания. – М.: 1999.
  16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 1999.
  17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: 2001
  18. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М.:1990.
  19. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: 1999.
  20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: 2000.
  21. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: 2000.
  22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: 2002.
  23. История психологии в лицах. Персоналии /ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: 2005.
  24. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: 1997.
  25. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002
  26. Краткий психологический словарь /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: 1998.
  27. Кроник А.А. Психология человеческих отношений. – М.: 1998.
  28. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М.: 1999.
  29. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. – М.: 1995.
  30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: 2000.
  31. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: 1997.
  32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 2005.
  33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: 1985.
  34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983.
  35. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000.
  36. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: 2002.
  37. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
  38. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов Мира. – М.: 1995.
  39. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: 1999.
  40. Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности. – М.: 1998.
  41. Немов Р.С. Психология. – М.: 199
  42. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003
  43. Общая психология: курс лекций для первой степени пед. образования /сост. Е.И. Рогов. – М.: 1998.
  44. Общая психология /под ред. Б.С. Братуся. – Т.1.– М.: 2005.
  45. Общая психология /под ред. Б.С. Братуся. – Т.4: Фаликман М.В. Внимание. – М.: 2006.
  46. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики – М.: 2002.
  47. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Т. 1. – Ростов н/Д.: 1996.
  48. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: 2005.
  49. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: 1986.
  50. Познавательные процессы и способности в обучении /под ред. А.И. Щербакова. – М.: 1990.
  51. Познавательные психические процессы /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: 2001.
  52. Практикум по возрастной психологии /под ред. Л.А. Гловей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: 2008.
  53. Психические состояния: хрестоматия /сост. Л.В. Куликов. – СПб.: 2000.
  54. Психология внимания: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: 2005.
  55. Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. А.В. Куликов. – СПб.: 2000.
  56. Психология памяти: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: 2002.
  57. Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: 2003.
  58. Психология сознания: хрестоматия /сост. Л.В. Куликов. – СПб.: 2001.
  59. Райгородский Д.Я. Психология личности. – Самара: 1999.
  60. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: 1999.
  61. Романов К.М. Практикум по общей психологии. – М.: 2002.
  62. Ротанова Т.А., Домошенко И.А. Психология общая: Экспериментальная психология. – М.: 2007.
  63. Слободчиков В.И. Психология человека. – М.: 1995.
  64. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: 1997.
  65. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: 2005.
  66. Тютюнников В. Основы психологических исследований. – М.: Психология, 2002
  67. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: 1994.
  68. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М.: 1991.
  69. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М.: 1989.
  70. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. Т.1. – М.: 1986.
  71. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. – М.: 2006.
  72. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: 2002.
  73. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: 1999.
  74. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: 2002.
  75. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: 1996.
  76. Шпарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: 2005.
  77. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М.: 2006.
  78. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. – М.: 1997.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Образование и наука.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Администрации Президента РФ

URL:http: // 194.226.30/32 /book.htm

2. Российская библиотечная ассоциация

URL: http// www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек

URL: http// www.library.ru

4. Муниципальное объединение библиотек

URL: http// www.gibs.uralinfo.ru

5. Сетевая электронная библиотека

URL: http// web. ido.ru

6. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер»

URL: http// www.rsl.ru/courier

7. Списки ссылок на библиотеки мира

URL: http// www.techno.ru

8. Электронная библиотека

URL: http// stratum..pstu.as.ru

9. Виртуальные библиотеки

URL: http// imin.urc.ac.ru

10. Список библиотек, доступных в Интернет и входящих в проект «Либнет»

URL: http// www.valley.ru/-nicr/listrum.htm

11. Российская национальная библиотека

URL: http// www.rsl.ru

12. Государственная публичная научно-техническая библиотека России

URL: http:// gpntb.ru

13. Публичная электронная библиотека

URL: http// gpntb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

на тему______________________

_____________________________

Студент______________________

Группа_______________________

Преподаватель________________

Екатеринбург 201_______

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оглавления контрольной работы

Тема: Деятельность как условие самореализации личности

План

Введение ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основания деятельности ………………………..

5

1.1.Общее представление о деятельности в психологии ……………

5

1.2. Внешние и внутренние компоненты деятельности ……………..

8

1.3. Виды деятельности: игра, учение, труд ………………………….

11

1.4. Возможности самореализации человека в деятельности ……….

15

Глава 2. Изучение мотивации учебной деятельности ……………………

17

2.1. Описание методики Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения» ……………………………………………………………….

17

2.2. Проведение обследования …………………………………………

20

2.3. Описание результатов ……………………………………………..

22

Заключение …………………………………………………………………

25

Список литературы …………………………………………………………

27

Приложение …………………………………………………………………

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления списка литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М., 2004.

2. Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2000.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

5. Шихирев П. Современная социальная психология. М., Екатеринбург, 2000.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Общая и экспериментальная психология»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.