Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

ПОНЯТИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ……………………………….3

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ………………

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ПРАВОМ……………………………

ЗАДАНИЕ………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ

Необходимо начать с того, что каждая конкретная наука имеет свой собственный предмет, свое направление познания и также конкретный объект исследования. При этом объект исследования и предмет не одно и то же.

Необходимо уточнить, что объект исследования представляет собой далеко не весь предмет, а лишь тот аспект предмета, который изучается субъектом науки, то есть исследователем или ученым. Отметим, что объект  это всего лишь определенный аспект предмета, включенный в тот или иной процесс духовного освоения, в некоторую познавательную деятельность субъекта. Стоит уточнить, что другая часть предмета неотвратимо остается за границами процесса познания.

8 стр., 3775 слов

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии системе наук.

4 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Кафедра ___теории и истории культуры № 64___ (название кафедры, №) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе (Начальник УМУ) д.т.н, профессор ___В.И.Хименко____________ «___» __________ 2001г. «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета № 6 д.э.н., профессор __ И.П. Павлова ______ «___» ...

Важно понять, что именно учет конкретного различия понятий «объект» и «предмет» особенно важен для определения специфики отраслей науки, которые имеют сложный, многоплановый предмет. Именно к их числу и стоит отнести психологию.

Рассмотрим предмет и объект психологии как науки.

Отметим, что предметом психологии является психика в качестве высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром. Психика при этом выражена способности осуществлять некоторые побуждения и действовать на основе информации о нем.

Необходимо уточнить, что на уровне человека психика приобретает качественно новый характер по причине того, что его биологическая природа преобразуется определенными социокультурными факторами. Укажем, что с точки зрения современной психологической науки, психика представляет собой определенный посредник между субъективным и объективным. Именно психика участвует в реализации исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и духовного в человеке.

Отметим, что объектом психологии являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Стоит уточнить, что подобная форма жизнедеятельности в связи с ее определенной многоплановостью может исследоваться в самых разнообразных и различных аспектах, которые и являются предметами изучения различных психологических отраслей.

Данные отрасли имеют в качестве своего собственного объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и прочее.

Необходимо уточнить, что определенная масштабность предмета психологии и несомненная возможность определения в ее составе и содержании разнообразных и различных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются некоторые общие психологические теории. Ориентиром подобных теорий служат различные научные идеалы, и  также психологическая практика, которая определяет определенные специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической антропологии», В. И. Слободчиков Е. И. Исаев)

Исторически первой формой психологии является учение о душе. То, что впоследствии было обозначено термином «психология», сначала представляло собой совокупность знаний о душевных силах человека: разуме, чувствах, желаниях, воле и т. п. С развитием психологии, с ее оформлением в качестве самостоятельной дисциплины (психология выделилась из философии) изменился ее предмет. Психология стала ...

Укажем о том, что наличие определенных психологических теорий также вызывает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для каждого психологического направления имеется свое понимание предмета изучения. Так, для бихевиоризма объектом изучения является поведение, для христианского психолога объектом является живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, а для психоанализа — бессознательные явления и т. д..

Тем самым, возникает вопрос: стоит ли говорить о психологии как единой науке, которая имеет общий предмет и объект исследования или все же необходимо говорить о множестве психологических наук.

В настоящее время, психологии говорят о том, что психологическая наука является единой наукой с собственным особым предметом и объектом.

Стоит отметить, что психология в качестве науки занимается исследованием различных фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются все психические явления. Необходимо уточнить, что главным итогом развития любой науки является создание своего собственного определенного категориального аппарата. Данный аппарат имеет определенную совокупность категорий и понятий. Именно они и составляют скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории представляют собой особые формы мышления, основные, родовые, начальные понятия. Категории науки являются ключевыми моментами, узлами в процессе познания той или иной сферы действительности.

Стоит отметить, что каждая конкретная наука имеет свой комплекс, набор категорий. При этом собственный категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Категориальный аппарат психологии имеет 4 блока:

  • психические процессы -это понятие обозначает то, что современная психологическая наука рассматривает психические явления не как что-либо исконно данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и прочее;
  • психические состояния представляют собой состояния бодрости или подавленности, работоспособности или же усталости, спокойствия или же раздражительности и прочее;
  • психические свойства личности представляют собой общую направленность человека на определенные жизненные цели, это темперамент, характер, способности, которые свойственны человеку на протяжении длительного периода его жизни
  • психические новообразования представляют собой приобретенные в течение жизни определенные конкретные знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Стоит отметить, что вышеуказанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Данные феномены тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. К примеру, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а при этом состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

Г Л А В А 5 Психологическое воздействие широко включается в процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на сознаваемом или не­осознаваемом уровнях, оно может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудо­вую ...

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Рассмотрим связь психологии с другими науками. Стоит отметить, что в одних случаях психология активно использует достижения других наук для решения своих собственных проблем, в других ситуациях разные науки применяют психологические знания для разъяснения или решения собственных вопросов. Стоит отметить, что от того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит и понимание конкретных возможностей применения психологических знаний в других научных областях. При этом, понимание того, насколько психология как наука способна использовать достижения прочих наук, способствует проведению психологических истин.

Одна из первых классификаций наук является классификация Платона. Его типология представляла собой конкретную схему всех научных знаний той эпохи. Его классификация совпадает со структурой собственно психологии, то есть структурой познавательных способностей человека.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... ограничения. Психология – наука о сознании. 17 в – новое время (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Локк) 18 в – просвещение (происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического знания ... включенный в деятельность Маслоу, Роджерс, Фпанкл Гуманистическая психология Модель идеальной личности Миллер, Брунер, Найссер Когнитивная психология Модели познавательных процессов Психология – наука о психическом ...

  1. Диалектика — ум, выступает как искусство рассуждения.
  2. Физико — чувственное познание, восприятие.
  3. Этика — воля и стремление.

Стоит отметить, что в системе наук, разработанной Гегелем, психология занимает место на одной из ступенек саморазвития духа:

— субъективный дух — принимает форму индивидуального сознания;

— антропология представляет собой проявления природно-душевного;

— феноменология представляет собой явление, при котором сознание, оказывается во внешних действиях;

— психология представляет собой духовную субстанцию.

Стоит отметить, что в классификациях XIX века — в системе О. Конта — для психологии нет места.

Рассмотрим классификацию наук по Б. Кедрову. В его классификации психология занимает определенное место. Данная схема имеет вид треугольника, вершины которого обозначают конкретные науки:

1) естественные;

2) социальные;

3) философские.

………………………………..Они связаны с принципами: во-первых — субординации развития от низшего до высшего уровня, во-вторых — объективности, поскольку науки должны располагаться так же, как связаны между собой предметы й их исследования, в-третьих — по принципу развития науки и знаний, которые они створюют.

Итак, психология располагается внутри треугольника и тесно взаемоповьязуеться с тремя группами наук Такое расположение психологии обусловлено реальной близостью предмета и методов каждой из этих наук д предмета и методов психологии, ориентированных зависимости от задач в сторону одной из вершин треугольника.

Б Кедров, уточняя положения психологии на схеме, подчеркивает: психология располагается внутри треугольника не симметрично вершин, а ближе к философских наук, поскольку, например, мышления является предмето ом изучения не только психологии, но и диалектики и логики.

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

... психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений ... ожидания. Это установки на цели и средства деятельности в области родительства. Включают знания и ... проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны ...

Главные отрасли психологических знаний

С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний

Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи с космическими полетами возникла специальная отрасль — космическая психологиия.

Каждая из указанных отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий труда в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требованиями ог к морально-психологические качества личности.

Но все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и протекания познавательных псих хологичних процессов, индивидуальные особенности психики человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.

С эпоху научно-технического и социального прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии

Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике

Психология, разрабатывая свои вопросы, опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине ни, в частности в психиатрї.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания Ряд конкретных отраслей психологии (педагогическая и возрастная психология частности) взаимодействует с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методики преподавания отдельных учебных предметев.

Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является проблема формирования мышления в процессе обучения, которое бы давало человеку возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновляется, га арантувало бы развитие способностей субъекта к продуктивной интеллектуальной деятельности.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

... существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило становление психологии как самостоятельной науки. Однако первоначально психологические знания аккумулировались на бытовом, или ... как честность, справедливость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность. Здесь представляется перспективным обозначить одно из направлений будущих ...

Плодотворный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что он является условием для опережения реальной педагогической практики, открывает новые пути поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.

время психология основывается на данных педагогики при изучении психологии формирования личности Тесным взаимосвязь психологии с литературой, языкознанием, историей, искусством, кибернетикой и а другими науками.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ПРАВОМ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

наука, изучающая психические явления.процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой правом деятельности людей. В приведенном определении очерчен и предмет Ю.п., и границы ее компетенции, и ее прикладные функции по обслуживанию юридической теории и практики.

Ю.п. по предмету и методам исследования, по психической природе явлений, подлежащих изучению, — отрасль психологической науки, в состав которой она организационно включена номенклатурой.научных специальностей. По сфере общественной практики, к которой относятся явления, изучаемые Ю.п., по направленности своих исследований и по области практического применения полученных результатов она одновременно входит в систему юридических знаний.

В качестве синонима Ю.п. используется понятие правовой психологии, которое иногда означает сам предметЮ.п., т.е. психическую реальность, изучаемую данной наукой, а также имеет и более узкое значение как наименование раздела Ю.п., изучающего психологическую сторону правового сознания и наиболее общие психологические закономерности нормативно-правового регулирования общественных отношений и поведения людей. Другие разделы Ю.п.: криминальная психология, изучающая психологию преступности, и личности преступника;

судебная психология, изучающая психологические проблемы раскрытия, расследования, судебного рассмотрения преступлений и гражданского судопроизводства; исправительная психология, изучающая психологические проблемы применения и исполнения наказаний, ресоциализации осужденных и профилактики правонарушений.

Развитие Ю.п. инициировалось потребностями юридической теории и практики, побуждалось задачами уголовной политики,борьбы с преступностью, расследования преступлений,отправления правосудия, обращения с осужденными.

Одна из важнейших прикладных задач Ю.п. — строгое определение, научное толкование и адекватное применение правовых установлений и терминов, имеющих психологическое содержание, а также юридических категорий и понятий, подлинную природу которых невозможно уяснить без привлечения данных психологии. К их числу, например, относятся понятия вины и ответственности, мотивов и целей, морального вреда,внутреннего убеждения, заведомой ложности, оправданного риска, психического принуждения, беспомощного состояния и многие другие.

Основные разделы Ю.п. (правовая, криминальная и исправительная психология) взаимосвязаны и обслуживают друг друга, охватывая психическую деятельность различных субъектов на разных стадиях и этапах,. в различных сферах и отраслях правовой жизни общества, что придает Ю.п. внутреннюю согласованность, целостный и системный характер.

Психологические аспекты взаимодействия субъектов гражданского праворегулирования

Важнейшей формой взаимодействия субъектов общественного производства – производителя и потребителя – являются товарно-денежные отношения. В процессе исторического развития производства и обмена складывались определенные правила взаимодействия между людьми. Эти правила выступали регуляторами товарно-денежных отношений в виде обычаев, морально-этических предписаний (которые осуждали воровство, зависть, пожелание имущества ближнего своего и др.), а затем в форме юридически оформленных законов. Поскольку товарно-денежные отношения складываются между людьми, это одновременно и межличностные отношения, в которых обязательно присутствует не только стремление к прибыли, но также мотивация и мораль. К.Маркс подчеркивал, что ради высокой прибыли капиталист пойдет на любое преступление. Не стоит идеализировать и современные рыночные отношения, однако опыт развития современного цивилизованного рынка все больше убеждает предпринимателей в необходимости соединить понятия прибыли с моралью. Частное право предпринимателя не осознается как антиобщественное. Разработанные формы государственного и общественного контроля побуждают предпринимателя действовать в пределах существующих гражданско-правовых норм и норм морали, так как их нарушение неизбежно ведет к наказанию, штрафам, банкротству, потере имиджа фирмы, падению спроса на товар, утрате потребителя. Поэтому в современные цивилизованные товарно-денежные отношения включаются отношения этические и социально-психологические. Производственные комплексы и торговые фирмы используют профессиональных психологов и социологов для решения многих жизненно важных для них проблем: изучение спроса на товары, анализ особенностей спроса у различных социальных групп населения, научно обоснованное использование рекламы, создание и поддержание имиджа фирмы и т.п. Становится правилом, что недопустимо обогащение за счет мероприятий, не совместимых с требованиями морали. Превращаются в нормы требования о правовом равенстве участников товарно-денежных отношений, эквивалентности при товарообмене, ответственности за реализацию принятых решений, за причиненный вред.

Из множества психологических понятий, которыми обозначается отдельный субъект гражданско-правовых отношений (человек, лицо, граждане, личность), юристы в качестве субъекта гражданского права предпочитают употреблять понятие «гражданин», ибо именно он является лицом, находящимся в определенных отношениях с государством. Именно гражданин может выступать в качестве юридического лица. Понятие личность является более широким и поэтому менее  точным в отражении юридических правомочий.

В широком понимании всякий участник правовых отношений является личностью, если мы рассматриваем его как сознательного и дееспособного индивида, способного давать отчет о целях и результатах своей деятельности.

Гражданско-правовые нормы обычно включают в себя наряду с юридическими аспектами также психологические и морально-этические: оспаривание сделок, совершенных обманным путем; путем насилия и угроз, преднамеренного сговора сторон, совершение сделки на крайне невыгодных условиях, используя стечение обстоятельств и. т.п. В таких случаях правильное решение вопроса достижимо с учетом психологических особенностей лиц и сложившихся отношений (например, решение вопроса о том, допущена ли лицом простая неосторожность или намеренное злоуптребление).

В гражданском праве особую роль играют психологические состояния вины и ответственности.

Процессы гражданско-правовой регуляции и гражданского судопроизводства требуют от юристов глубокого понимания закономерностей человеческой психики: генезиса формирования мотивов и целей деятельности, выбора способов действия, структуры эмоций и чувств, волевой регуляции поведения, межличностных отношений, видов и причин конфликтов и т.д. Эти понятия широко отражены в гражданском праве, так как указанные психические явления обязательно представлены во всех сферах частной жизни граждан: производстве и бизнесе, решении жилищных и иных имущественных проблем; в жизни семьи (вопросы брака и развода, воспитания детей, усыновления, лишения родительских прав и т.п.).

При этом гражданские правоотношения проявляются как различные варианты трех основных правомочий:

1) правомочия требовать от обязанного субъекта исполнения им своих обязанностей;

2) правомочия на собственные действия;

3) правомочия на защиту (возможность требовать использования государственных мер в случаях нарушения субъективного права).

Интересы правового общества требуют реализации принципа законности и справедливости, права граждан на судебную защиту своих интересов, чести и достоинства. Для объективности решений, принимаемых в процессе гражданского судопрозводства, в ряде случаев возникает необходимость установления способности субъекта быть сознательным участником гражданских взаимоотношений. В таких случаях иногда целесообразно назначить судебно-психологическую экспертизу. Так, адвокат, приглашенный гр-кой Н., обратился в суд с просьбой о проведении судебно-психологической экспертизы в отношение ее бывшего мужа Г., мотивируя эту просьбу признаками ненормального поведения Г. в отношение его малолетней дочери. Н. требовала лишения бывшего мужа отцовских прав и права посещения ребунка. Судебно-психологическая экспертиза показала, что, кроме несколько экзальтированного проявления любви к ребенку, Г. никаких аномалий в своем поведении не проявлял. Суд оставил просьбу гр-ки Н. без удовлетворения.

Инвалид Великой Отечественной войны С. неоднократно подвергался публичным оскорблениям и угрозам, а также анало­гичным письменным посланиям в свой адрес и в сельсовет от своего соседа Б. С. обратился в суд с заявлением о защите своей чести и достоинства. Судебно-психологическая экспертиза, проведенная в отношении Б., показала, что он относится к эмоционально-неуравновешенному агрессивному психопатическому типу, в силу чего совершал неспровоцированные действия против С. Суд вынес адекватное определение в части хулиганских действий гр. Б.

Объективность и справедливость решений в гражданском процессе требуют, чтобы психологические знания стали для юристов профессиональными, наряду с их знаниями в области юриспруденции.

Психология уголовной ответственности

Самостоя тельное направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики его применения; комплекс методологических и методических положений, связанных с механизмом включения психологических знаний в процесс правотвор-чества и правоприменения.Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования — обеспечение максимально детализированного учета особенностей и состояний личности для определения условий и предпосылок уголов-ной ответственности, ее индивидуализации.Психологические знания о системе «личность — преступное поведение — ответственность» необходимы прежде всего при разработке и применении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с: а) типовой моделью управляемого поведения в уголовно-ре-левантных ситуациях; б) основанными на ней условиями и предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость): в) границами уголовной ответственности в силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации (особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение, управление источником, повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.); г) разграничением обоснованного риска, неосторожной вины. случая: д) общими началами индивидуализации наказания. включая степень осознания виновным отягчающих обстоятельств.Понятийный аппарат П.у.б. связан с комплексом ее исслёдовательскихдадач,и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылок и меры уголовной ответственности. Речь идет о поведении в уголовно-реле-вантных ситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы ответственности и наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевого поведения. Соответственно, системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению (с учетом наличия или отсутствия этой способности в каждом конкретном случае), а также свойства и состоянии личности.влияющие на избирательность поведения в определенной ситуации. С помощью этих понятий истребуется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателю и пра-воприменителю для конструирования и применения института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие) и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние).

В свою очередь решение этих задач предполагает использование и системы детализирующих понятий — таких, как цель, мотив, особые психические состояния.Процесс адаптации психологических понятий к нуждам юридической психологии (в том числе П.у.о.) происходит следующим образом. Во-первых, из всего класса случаев, охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Например,из всего многообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуют аффект гнева и страха. Во-вторых, ограничивается круг изучаемых параметров определенного психологического явления. Например, понятие «личность» здесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежели в общей психологии. В-третьих, нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления по сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии. Например, в общей психологии понятие аффекта рядоположено с другими понятиями. обозначающими чувства, переживания и пр. В рассм. атриваемой же частной теории, разрабатывающей психологические основы уголовной ответственности, понятию аффекта придается особое значение. В-четвертых, в ряде случаев значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которыедля общей психологии безразличны. Речь идет о постановке локальных исследовательских задач. Например, общепсихологические понятия «осознанно-волевое поведение», «аффект» и пр. имеют в виду актуальные состояния. Для юридической же психологии характерным и специфическим является ретроспективная оценка состояний. В-пятых, формирование понятийного аппарата рассм. атриваемой теории включает широкое использование дихотомий, поскольку: а) в соответствии с потребностями законодателя и правоприменителя приходится анализировать ситуации, связанные с исследованием психических процессов, состояний, свойств, имеющих противоположный знак (например. критичность — некритичность личности, рационализм — легкомыслие, сострадание-жестокость и др.).Существуют различные варианты прямой и обратной связи юридической психологии и теории уголовного права применительно к П.у.о. Теория уголовного права и законодатель использует ряд понятий психологии в «готовом» виде. Речь идет, в частности, о понятиях мотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознания и др. Предложенная схема связи уголовного права и П.у.о. носит, конечно, условный характер, но она позволяет представить сам принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Возможны и более сложные его формы. Во-первых, типичны ситуации, когда проблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживают не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика. Сюда можно отнести, например, проблему значительного отставания некоторых несовершеннолетних — участников общественно опасных действий — в психическом развитии, что делает их фактически недееспособными. Представители юридической психологии обобщают «сигналы» практики о наличии проблемной ситуации:результаты обобщения в форме научных разработок или предложений представляются законодателю и теории уголовного права. В рассм. атриваемом примере результатом такого взаимодействия стало включение специальной нормы в УК РФ (ч. 3 ст. 20), которая предусм. атривает новое основание освобождения от уголовной ответственности. Во-вторых. возможен и вариант, когда разра-.ботка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируется непосредственно юридической психологией (П.у.о.).

Это отчетливо проявилосьв последние годы, когда исходя из положений общей психологии обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательчости поведения в экстремальной ситуации, аффект «аккумуляции», влияние старческого одряхления и т.д. Несм. отря на кажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальную основу:развитие личностного подхода в уголовном праве.СитК.овская О.Д.

тура юридической психологии

Четыре основные отрасли юридической психологии. По отношению к праву человек может вести себя ограниченным количеством способов. Чаще всего способ един на определенном промежутке времени, с несколькими исключениями:А) соблюдение. Психологией законопослушного гражданина занимаетсяправовая психология. Она изучает психологию закономерности формированияправосознания, правовоговоспитанияизаконотворчества (какими должны быть законы, чтобы те соблюдались, а не игнорировались).Б) нарушение.В) пострадавшиеот нарушения нормы. Взаимодействие между нарушившими и пострадавшими изучаетсякриминальной психологией. Одна из наиболее старых отраслей, ибо личность совершившего преступления стала привлекать к себе внимание с появлением понятия преступления. Изначально ее предметом былоформирование противоправных установок, но в последние годы акцент перемещается нареализацию этих установок в преступном поведении. Этому зачастую способствуют сами пострадавшие.Г) «блюстители» порядка.Судебная психология. Общий предмет судебной психологии — психологиязакономерности деятельности по расследованиюи суд разбирательству правонарушения. В ином понимании судебная психология включает в себя все, что остается за рамками психологии законопослушного гражданина.

  • Психология следственных действий(как провести следственное действие)
  • Психология судебного разбирательства(психология каждого участника процесса)
  • Психология юридического труда(может выноситься в отдельную отрасль, ибо на стыке юр психологии и психологии труда: психология закономерности формирования профессиональных знаний, умений, навыков; влияние юридической деятельности на личность специалиста)
  • Судебная психологическая экспертиза(иногда относят к психологии следственных действий, в структуру суд психологии или на ряду с судебной, криминальной или правовой; изучает пределыкомпетенции психологаи разрабатывает методы, позволяющие доказатьналичие или отсутствие психологического явленияв определенный промежуток времени).

Взаимодействие блюстителей (сотрудников уголовно-исправительной системы) и осужденной части правонарушителей, отбывающих наказание в виде лишения свободы, изучаетисправительная психология. Предмет изучения – психология закономерностивлияния наказания на личностьосужденного и психологиязакономерности коррекции(перевоспитания) личности осужденного. В XIX называлась тюремной психологией, при Советах – тюремно-исполнительной. В 90-х – пенитенциарная психология. Последний вариант — акцент на исполнении наказания, а не исправлении, но это действительно отражает существующее положение дел.

ЗАДАНИЕ

Как, лично Вы, используете или можете использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности? Ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

Ответ:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2010.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М.: Мир, 2010.
  3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Проспект, 2009.
  4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Мариновская И.Д. / Под ред. В.Я. Кикотя. Общая и юридическая психология. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.
  6. Немов Р.С. Психология. — М.: Владос, 2010.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов — н/Д: Феникс, 2009.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2007.
  10. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.