Тема 1. Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой и другими науками

Программа курса «Психология и педагогика»

для студентов специальностей «», «», «», «»

Тема 1. Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой и другими науками

Предмет психологии. Область изучаемых явлений. Взаимосвязь с другими науками. Философские основания психологии и педагогики. Психика и организм. Методы психологического исследования. Место психологии в деятельности современного специалиста.

 Тема 2. Исторические этапы развития психологической науки

Становление психологии как науки. Исторические этапы развития. Характеристика основных психологических школ: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая (экзистенциальная) психология, отечественная психология.

 Тема 3.Развитие психики. Поведение и деятельность

Развитие психики в филогенезе. Причины возникновения сознания, его уровни и структура. Развитие психики в онтогенезе: виды развития психики. Теории периодизации психики.

Активность и ее виды. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна – А.Н.Леонтьева. Исследования поведения в бихевиоризме

 Тема 4. Чувственные и рациональные формы освоения действительности

Чувственные формы освоения действительности. Ощущения. Сущность и основные качества восприятия. Внимание.

Рациональные формы освоения действительности: память, мышление.  Виды и процессы памяти. Мышление как психологический феномен. Типы мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление. Целостное мышление: качественные характеристики.

 Тема 5. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека

Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Основные теории личности. Современные подходы к понятию «Я-концепции». Способности: понятие о способностях, их природа и развитие. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и личность. Характер: определение характера и его основные типологии. Воля: понятие о воле, основные признаки; волевые качества. Эмоции: определение эмоций, их роль в развитии личности. Способы эмоциональной саморегуляции. Мотивы и мотивация. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... закономерностей основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека ... на основании ответов на специально подготовленные вопросы. 3.Понятие о психике. Развитие уровней и форм отражения в филогенезе и онтогенезе.  Психика - ...

Тема 6. Общие вопросы социальной психологии

Общение и его структура. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная сторона общения. Способы воздействия в общении и условия их эффективности.

Психология группы. Виды групп. Понятие групповой динамики. Влияние руководителя на коллективную психологию.

 Тема 7. Педагогика, как наука, ее предмет, основные категории, структура

Предмет педагогики. Функции педагогической науки. Структура педагогического знания. Состав педагогических наук, связь с другими науками. Содержание основных педагогических категорий: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогическая система, педагогический процесс. Методы педагогической науки.

 Тема 8. Становление и развитие педагогической науки и практики

Образование в древних цивилизациях (государства Двуречья, Египет, Индия, Китай) Педагогические воззрения античных философов. Афинская и спартанская системы образования. Образование и воспитание в Средние века. Педагогические идеи и школа в эпоху Возрождения. Педагогические концепции Просвещения. Традиции отечественного образования. Европейское и Российское образование в 19 веке. Основные тенденции развития образования в ХХ веке.

 Тема 9. Цели, содержание, методы и формы  воспитания

Цель как компонент педагогической системы. Иерархия целей в педагогике. Цели и ценности образования в основных направлениях философско-педагогической мысли: философия долга, экзистенциализм, религиозная философия. Цели и содержание воспитания в зарубежных и отечественных педагогических системах.  Цели воспитания в современной российской школе. Понятие базовой культуры личности. Методы, средства и формы воспитания.

 Тема 10. Основы дидактики

Обучение как составная часть педагогического процесса. Теории обучения. Содержание образования как средство обучения и фактор развития. Методы, формы и средства обучения. Учебная мотивация как условие успешного обучения.

Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Многообразие форм человеческого знания. Виды человеческого знания. Развитие познания в истории человеческого общества. Знания как основной элемент содержания общего образования. Рациональное и чувственное познания действительности.      Мировоззренческие картины мира. Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений. Виды и социально-исторические типы мировоззрений. Различные картины мира.

Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Разные виды веры. Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях.

Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Уровни научного знания. Организация эмпирического и теоретического уровня знаний.      Источники гуманитарного знания и способы работы с ним. Особенности гуманитарных наук. Специфика социального познания. Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.      Психологическое совершенствование — условие профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда. Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека. Качества субъекта труда как специалиста.

10 стр., 4801 слов

Возрастная психология. Психическое развитие в раннем детстве

... тенденции защищать свое и т.д. В возрастной и педагогической психологии накоплены многочисленные данные об особенностях развития предметно-манипулятивной деятельности (Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, Ф.И. Фрадкина, А.В. ... – ведущей деятельности дошкольного периода. Только в данном статусе она может выступить формой, в которой произойдет зарождение игры, так как ребенок становится способным не только ...

Тема 2. Объект и предмет психологии

Соотношение субъективной и объективной реальности. Субъективная и объективная реальность.      Психологические факты и психические явления. Предмет и объект психологии как науки.      Основные формы психики. Стадии и уровни психического отражения у животных. Условное деление психики человека. Отличие психики животных от психики человека.      Научные школы в западной и отечественной психологии. Причины и сущность кризиса психологической науки. Основные зарубежные психологические школы. Отечественные школы психологии ХХ в.      Психологическая наука и психологическая практика. Этические стандарты деятельности практического психолога. Основные направления практической психологии.      Роль психологических знаний в современной педагогической практике. Роль психолога в организации педагогического процесса. Психолого-педагогические тенденции в развитии современной школы.

Тема 3. Способы приобретения психологических знаний

Источники психологических знаний. Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике. Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека.      Житейские психологические знания о себе и других людях. Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии. Отличие житейских психологических знаний от научных. Позиция научного психолога в отношении житейской психологии.      Классификация методов психологического исследования. Подходы к классификации методов психологического исследования. Неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные методы психологии. Формирующие методы.      Проблема достоверности получаемой психологической информации. Зависимость достоверности получаемых психологических данных от надежности и валидности используемых методик. Понятие надежности теста. Понятие валидности теста.

Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности

Основные объяснительные принципы и подходы, используемые в психологии. Объяснительные принципы психологии. Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач.      Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Проблема психологического и социального в психологии. Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, выделенные Э. Кречмером. Виды взаимодействия генотипа и среды.      Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека. Понятие сензитивных и критических периодов. Жизненный цикл человека. Периодизация психического развития человека. Виды ведущей деятельности.

8 стр., 3891 слов

Тема 3. Представление о человеке в основных психологических школах ...

... психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных ... комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и ...

Тема 5. Структура психики

Мотивационно-потребностная сфера человека. Структурные компоненты психики человека. Потребности и мотивы (диспозиции).

Параметры мотивационной сферы человека. Иерархи потребностей.

 Когнитивные теории мотивации. Теория когнитивного диссонанса. Теория баланса. Сценарии и контрфакты.      Психические познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Сенсорно-перцептивные процессы. Коммуникативные процессы.      Сознание и бессознательное. Феном сознания, его типы. Соотношение сознания и бессознательного. Состояния сознания.      Измененные состояния сознания. Виды измененных состояний сознания. Сон и его основные стадии. Искусственно вызванные измененные состояния сознания.

Тема 6. Чувственное познание

Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Ощущение, его психофизиологические основы. Отличие восприятия от ощущений. Восприятие, его основные качества и виды. Организация восприятий.      Внимание, его свойства и виды. Внимание, его физиологические основы. Основные свойства внимания. Виды внимания.      Психологические закономерности памяти. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности. Психологические закономерности памяти.      Эмоции чувства как результат чувственного познания. Эмоции. Чувства. Снятие эмоционального возбуждения.

Тема 7. Рациональное познание

Мышление как психологический феномен. Психологические концепции мышления и их философская основа. Психологическая сущность мышления и его особенности. Физиологическая основа процесса мышления. Типология и качества мышления. Формы мышления. Виды мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления.      Мышление как процесс решения задач. Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса. Сущность мышления как процесса решения задач. Типы мыслительных действий и их содержание. Операции мышления.      Понятие интеллекта и методики его изучения. Умственное развитие и интеллект человека. Основные психологические методики изучения интеллекта. Креативность как характеристика мышления человека. Методики изучения креативности.      Воображение, его формы и механизмы. Психологическая сущность воображения. Виды воображения. Формы воображения. Механизмы воображения.      Общее понятие о языке и речи. Сущность и признаки языка и речи. Функции речи. Формы и виды речи. Типы речи. Свойства речи.      Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа. Содержание основных этапов построения развернутого речевого высказывания. Архитектоника наук, изучающих речь. Единицы анализа речи. Характеристика житейских и научных понятий и особенностей их становления в индивидуальном сознании.

8 стр., 3834 слов

Схема 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе

... причины экстремальных ситуаций в природе целесообразно излагать, пользуясь схемой 1. Схема 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе Автономное существование, как наиболее опасная экстремальная ситуация и ... по льду водоемов. Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема. Вопросы для проверки полученных знаний. В чем заключается сущность передвижения по азимуту? Для чего ...

Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике Тема 8. Целостное и парциальное описание человека

Уровни, правила и способы построения психологических характеристик личности. Построение психологических характеристик индивида как сфера деятельности практического психолога. Методы психодиагностики, используемые для построения психологических характеристик личности.      Понятие нормы в психологии. Понятие нормы в различных психологических школах. Критерии психического здоровья с позиций медицинской психологии. Отклонение от норм.      Личность как социокультурная реальность. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как субъект, его психическая организация. Структура личности.      Уникальность жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в психологической науке. Жизненные планы и жизненный сценарий.

Тема 9. Конституанальный уровень психики

Нервная система человека. Общее строение нервной системы человека. Отличие человеческого мозга от мозга животных.      Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Условно-рефлекторная деятельность организма. Функциональная система П.К. Анохина. Понятие об интегративной деятельности головного мозга.      Темперамент и его психологические особенности. Психологическая характеристика типов темперамента. Обусловленность темперамента свойствами нервной системы. Темперамент и личность.      Волевая регуляция поведения человека. Основные признаки воли как психологического явления. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике

Межличностные отношения в системе общественных отношений. Личность в системе объективных отношений. Структура общественных отношений. Социальная роль.      Структура межличностного взаимодействия. Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия. Стиль поведения и действий. Основные механизмы взаимопонимания. Формирование психологического портрета в межличностном взаимодействии. Межличностное восприятие и понимание человека. Формирование межличностных отношений. Психологическое воздействие.      Объект и субъект конфликта. Границы эффективного конфликтного поведения. Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия. Структура конфликтной ситуации. Виды конфликтов.      Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. Психология трудовой деятельности. Функции труда и его составляющие. Психологическое содержание труда.      Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Психологическое становление профессионала. Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала.

4 стр., 1558 слов

Принятие решений как вид психической деятельности

... роль в получаемом результате. Выводы. 1. Принятие решений — это особый вид психической деятельности людей, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. Понятие «решение» имеет ... склонность к риску. Цель реферата: рассмотреть предвидение результата при принятии решения. Основная часть. Предвидение предполагает оценку конечного состояния результата для еще невыполненного решения. ...

Раздел 4. Проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования

Смысл человеческого бытия и ценности образования. Измерения человеческого существования. Проблема смысла человеческого существования. Представления о ценности образования и базовых ценностях общества. Ценности образования в российской педагогической школе.      Образование — всеобщая форма развития личности и общества. Связь образования и культуры. Образование как система. Тенденции развития современного образования. Ценности образования в российской педагогической школе.      Образование как единство обучения, воспитания и развития. Соотношение процессов воспитания и образования. Понимание процессов развития в педагогическом процессе.      Созидание человеком образа мира в самом себе. Истоки понятия «образование». Образование как процесс и как результат.      Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Образование в первобытном обществе и Древнем мире. Образование в Средние века и в эпоху Возрождения. Педагогические идеалы Реформации и Просвещения. Особенности педагогического идеала в русской педагогике.      Философские и психологические концепции образования. Общие основания современных направлений образования. Основные типы обучения.      Проблема таксономии образовательных целей. Цели обучения и цели образования. Таксономия целей образования Б.С. Блума.      Идея непрерывности образования, его цели, содержание, структура. Содержание и принципы непрерывного образования. Теоретические основания принципов непрерывного образования. Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования.

Тема 12. Современные стратегии и модели образования

Педагогическая наука и ее структура. Из истории педагогики. Предметная область и основные категории педагогики. Методы педагогики. Отрасли педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.      Научно-методологические основы педагогических технологий (систем).

Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы. Философские основания различных педагогических систем и технологий. Типы педагогических технологий и основания их классификации. Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика.      Основные концепции и подходы к обучению. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Теория проблемно-деятельностного обучения. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина (развивающее обучение).

Теория программированного обучения. Контекстное обучение. Бихевиористская теория научения. Гештальттеория усвоения. Суггестопедическая концепция обучения. Теория обучения на основе нейролингвистического программирования и др.      Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований. Сущность философской антропологии и ее значение для образования. Педагогическая антропология и ее основные положения.

5 стр., 2350 слов

Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений

... обучение психологии 15 3. а) психоанализ; в) глубинная психология 15 4. а) отрасли психологии; в) направления 15 5. а) возрастная психология; в) психология подростка 15 6. а) общая психология; в) социальная психология ... психология). Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (можно в виде таблицы, тогда ее первый столбец это критерии): предмет, метод исследования, основные ...

Тема 13. Развивающие педагогические технологии

Понятия «педагогическая технология», «методика», «методы», «средства», «форма». Критерии технологичности педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Сущность «педагогической технологии» и требования, предъявляемые к ней. Методика и технология. Методы обучения и их классификация. Приемы и средства обучения. Формы обучения. Основные формы педагогического общения. Способы обучения. Системы обучения.      Проблема типологии педагогических технологий. Понятие педагогической технологии. Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями.      Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Сущность проблемно-поисковых технологий обучения. Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия их успешной реализации. Основные формы проблемного обучения. Сущность коммуникативных технологий обучения.      Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении. Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование. Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике. Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях.      Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий.

Тема 14. Педагогика межличностных отношений

Общение как средство педагогического сотрудничества. Сущность речевого общения и его структура. Невербальные средства общения. Виды общения.      Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике. Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. Сущность педагогического взаимодействия.      Стили педагогического общения. Стиль педагогического общения и его структура. Классификация и особенности стилей педагогического общения.      Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения. Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания. Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения.      Требования к личности современного преподавателя. Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них. Сущность и структура педагогического профессионализма. Социально и профессионально обусловленные качества педагога. Творчество и инновации в педагогической деятельности.      Индивидуальный стиль деятельности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя. Коммуникативные умения и способности педагога. Коммуникативные умения и способности педагога. Пути и способы развития педагогических способностей. Педагогическая этика.

10 стр., 4975 слов

Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

... обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности ... с практикумом МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста Цели практики: ... самостоятельной профессиональной педагогической деятельности; овладение всеми видами деятельности педагога - воспитателя по ...

Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации

Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации. Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды. Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций. Моделирование ситуации успеха. Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций.      Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Семья — социокультурная среда воспитания и развития личности. Сферы семейной жизни как среда воспитания. Задачи воспитания в семье.      Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Взгляды на проблему самовоспитания и саморазвития в отечественной педагогике. Факторы, способствующие развитию самовоспитания учащихся. Методы самовоспитания.

Раздел 5. Организация образовательной деятельности Тема 16. Формы организации учебной деятельности

Процесс обучения: сущность и организация. Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса. Формы обучения, их особенности, признаки и функции. Умение учиться.      Основы работы с текстом. Строение текста и его анализ. Виды письменных работ обучаемых. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера.

Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования

Понятие качества образования. Различное понимание понятия качества. Различное понимание качества образования. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности.      Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса. Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования. Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся.      Психологические отличия учебной оценки и отметки. Различия между оценкой, отметкой и баллом. Функции и виды оценки. Причины необъективности педагогической оценки.      Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового).

Принципы контролирования успеваемости. Этапы проверки успеваемости. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Методы контроля знаний учащихся.      Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Поощрение и наказание как методы стимулирования. Педагогическая оценка как стимул. Эффективность педагогической оценки.      Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. Особенности рейтинговой системы оценки знаний. Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний.      Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний. Тестирование как одна из форм контроля знаний. Виды тестового контроля знаний.

7 стр., 3483 слов

Психология профессиональной деформации личности работников правоохранительных ...

... Причины профессиональной деформации 4. Основные проявления профессиональной  деформации      личности 5. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников органов ... деятельности, глобальной подозрительности и др.); * особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к ...

Тема 18. Управление образовательными системами

Образовательная система России. Исторический анализ развития и проблемы поиска «своего» пути образовательной системы в России. Проблемы и перспективы развития образования в России. Федеральная программа развития образования. Характеристика свойств современного образования в России.      Закон РФ «Об образовании», о структуре управления образовательными системами. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием. Органы управления образованием в Российской Федерации. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Роль педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием.

Экзаменационные вопросы и задания для очной формы обучения

1.Раскройте взаимосвязь философии, психологии и педагогики.

 2.Сравните психологические представления античности и средневековья.

 3. Назовите основные этапы развития психологии

 4.Охарактеризуйте методы психологического исследования.

 5.Как мы ощущаем? Опишите, как информация о внешнем мире попадает в головной мозг.

 6.Назовите познавательные процессы и дайте их определения.

 7. Дайте определение ощущения, назовите его свойства и виды.

 8.Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

 9. Назовите стадии и виды памяти.

 10.Определите роль, виды и свойства внимания.

 11. Дайте определение мышления. Охарактеризуйте типы мышления.

 12. Раскройте взаимосвязь мышления и речи.

 13. Воображение, его функции и виды.

 14. Охарактеризуйте эмоциональные психические процессы.

 15.Что такое эмоции? Какова роль положительных и отрицательных эмоций  в жизни человека?

 16.Какие способы эмоциональной саморегуляции вам знакомы? Охарактеризуйте их.

 17. Охарактеризуйте волевые психические процессы.

 18. Назовите основные положения теории деятельности С.Л.Рубинштейна – А.Н.Леонтьева.

 19. Охарактеризуйте мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля.

 20.Сравните взгляды на личность З.Фрейда и А.Адлера.

 21.Раскройте основные положения теории личности А.Маслоу.

 22.Определите понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Назовите психологические характеристики индивидуальности.

 23. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента.

 24. Дайте определение общения, раскройте его структуру.

 25.В чем значение перцептивной стороны общения?

 26.Каковы функции коммуникации в общении?

 27.Как влияет интеракция на развитие психики человека?

28.Что объединяет понятия «негативизм» и «конформизм»?

29. Сравните  внушение и убеждение как способы воспитательного влияния в общении.

30.Что такое Я-концепция? Почему в процессе воспитания необходимо формировать позитивную Я-концепцию?

31.Охарактеризуйте виды деятельности, в которых происходит формирование личности.

32. Понятие социальной группы. Виды малых групп и групповые процессы.

33. Раскройте вклад Я.А.Коменского в развитие педагогики и образования.

34. Охарактеризуйте роль К.Д.Ушинского в развитии отечественной педагогики.

35. Сравните личностно-ориентированную и авторитарную педагогику, назовите наиболее ярких представителей гуманной педагогики в истории и современности.

 36. Раскройте основные положения методики коллективного воспитания А.С.Макаренко.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова — Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1997.

  3. Ананьен Б.Г. Теория ощущений. СПб., 1961.

  4. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

  5. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Программа «Сатори». Екатеринбург, 1992.

  6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996.

  7. Антология гендерных исследований. Минск, 2000.

  8. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961.

  9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.,1976.

  10. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.

  11. Баррет С. Тайны мозга. Как развивать свои умственные способности. — СПб., 1997.

  12. Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека// Вопросы психологии,1994 — № 1.

  13. Безрукова В.С. Педагогика. — М., 1996.

  14. Бердяев Н. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

  15. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1996

  16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  17. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

  18. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб., 2000.

  19. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. СПб., 1989.

  20. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

  21. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. — М., 1989.

  22. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явления, — М., 1976.

  23. Внимание // Хрестоматия по психологии. М., 1987.

  24. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. — М., 1982.

  25. Вуждек Т. Как создать идею. СПб., 1997.

  26. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

  27. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М., 1987.

  28. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.

  29. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

  30. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. М., 1987.

  31. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. — М., 1996.

  32. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993.

  33. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Екатеринбург, 1988.

  34. Готфруа Ж. Что такое психология?: В 2 кн. М., 1992.

  35. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1988.

  36. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.,1989.

  37. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб., 1997.

  38. Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. — Ростов-на-Дону, 1992

  39. Демидов В. Как мы видим. М., 1987.

  40. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. М., 1996.

  41. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.

  42. Добрович А.Д. Общение: наука и искусство. — М., 1996.

  43. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1977.

  44. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984.

  45. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

  46. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С.Выготского// Вопросы психологии, 1996 — № 5.

  47. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

  48. Ждан А.Н. История психологии. М., 1990.

  49. Жданов Д. У истоков мышления. — М., 1969.

  50. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

  51. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

  52. Изард К. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб., 2000.

  53. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании.- Барнаул -Томск, 1997.

  54. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. — М., 1989.

  55. Как развить память / Под ред. И.Ю. Малюгина М., 1997.

  56. Как сохранить и улучшить память. М., 1995.

  57. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1999.

  58. Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса // Хрестоматия по психологии. М., 1987.

  59. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1989.

  60. Козлов В.В. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания. Ярославль, 1994.

  61. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993.

  62. Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 1997.

  63. Кон И.С. Открытие “я”. — М., 1978.

  64. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

  65. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

  66. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода// Вопросы психологии, 1997 — № 6

  67. Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977.

  68. Крегер О., Тьюсон Р.М. Типы людей и бизнес: как 16 личностей определяют ваши успехи на работе: Пер с англ. М., 1995.

  69. Крутецкий В.А. Психология. — М., 1980.

  70. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. — Ростов-на-Дону, 1996.

  71. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха/ Сост. Р.Р.Кашапов. — Ижевск, 1996.

  72. Лаврентьева Н.Б. Практикум по педагогике. — Барнаул, 1996.

  73. Лавриненко Н.В. Женщины – самореализация в семье и обществе (гендерный аспект).

    Киев, 1999.

  74. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995.

  75. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М., 1979.

  76. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999.

  77. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.

  78. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.

  79. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

  80. Ликсон Ч. Конфликт. — СПб., 1997.

  81. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. М., 1997.

  82. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. СПб., 1996.

  83. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.

  84. Лук А.Н. Мышление и творчество. — М., 1976.

  85. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982.

  86. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

  87. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

  88. Мелибруда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.

  89. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.

  90. Михеев В.Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. — М., 1975.

  91. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. М., 1998. Кн. 1,2.

  92. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. 3-е изд., доп. М., 1989.

  93. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. — М., 1974.

  94. Ночевник М.Н. Человеческое общение. — М., 1988.

  95. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997.

  96. Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. — М., 1996.

  97. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

  98. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? М., 1996.

  99. Пекелис В. Твои возможности, человек! — М., 1984.

  100. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или как стать известным. Практическая психология для менеджеров. М., 1997.

  101. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектив-

  102. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

  103. Петровский А.В. История советской психологии. — М., 1967.

  104. Практическая психология для преподавателей. — М., 1997.

  105. Психологические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликов. СПб., 2000.

  106. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме-щерякова. — М., 1998.

  107. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1997.

  108. Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.

  109. Психология личности и малых групп. — Л., 1977.

  110. Психология личности: Хрестоматия. М., 2000.

  111. Психология сознания: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликов. СПб., 2001.

  112. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и др. – М., 1984.

  113. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М., 1990.

  114. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2000.

  115. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива/ Под ред. Б.Д. Парыгина. — М., 1986.

  116. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

  117. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Ростов н/Д, 1997.

  118. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

  119. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М., 1984.

  120. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. — Новосибирск, 1997.

  121. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

  122. Семья в психологической консультации/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.

  123. Семья: социально-психологические и политические проблемы. Киев, 1990.

  124. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976.

  125. Современная зарубежная социальная психология. Тексты./ Под ред. Г.М. Андреевой и др. — М., 1984.

  126. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию.» — ., 1997.

  127. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1979.

  128. Социальная психология. Краткий очерк/ Под ред. Г.П. Предвечного и др. — М., 1975.

  129. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1993.

  130. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

  131. Страхов В.И. Психология внимания. Саратов, 1992.

  132. Супружеские конфликты. М., 1989.

  133. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл. М., 1994.

  134. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия. Самара, 1996.

  135. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1988.

  136. Толстых А. Возрасты жизни. — М., 1988.

  137. Фейгенберг И.М. Видеть — предвидеть – действовать: Психологические этюды. — М., 1986.

  138. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. — М., 1996.

  139. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

  140. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997.

  141. Хей Л. Позитивный подход. М., 1998.

  142. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии, 1997. — № 3.

  143. Хоффман И. Активная память: экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. — М., 1986.

  144. Хрестоматия по вниманию. М., 1979.

  145. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. — М., 1981.

  146. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.

  147. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

  148. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1996 — № 3.

  149. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.,1996.

  150. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

  151. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. — М., 1997.

  152. Этика семейной жизни: Учеб. пос. М., 1989.

  153. Эффективная реклама в России. М., 1994.

  154. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1997.

  155. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. — М., 1997.

  156. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.

  157. Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии. — М., 1974.