Предмет и история социальной психологии

  1. Место социальной психологии в системе научного знания

Подход к проблеме

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на ... влиянием идей Гельмгольца с одной стороны и Спенсера с другой. В его статье «Кому и как разрабатывать психологию» он утверждает, что психология должна разрабатываться физиологами (поскольку ...

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х – начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии).

Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.

 Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Соответствующие явления относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальным группам.

 

Здесь выделяются и изучаются:

1) явления, характеризующие общение и взаимодействие людей,

2) феномены, относящиеся к малым социальным группам,

3) вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы,

4) массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах),

8 стр., 3674 слов

Роль психологии в жизни человека

... психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания ... и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую ...

5) межличностные отношения,

6) характеристики индивида как субъекта социальных отношений,

7) социальное поведение людей,

8) восприятие и понимание людьми друг друга,

9) социальные установки,

10) лидерство,

11) психологические механизмы социальных влияний,

12) характеристики социальных групп, 13) межгрупповые отношения.

 

Предметное поле социальной психологии является разветвленным, и можно выделить несколько разделов:

— психология совместной деятельности и общения, — социальная психология личности,

— психология межличностных отношений,

— психология социальных групп.

 

2. Социальная психология – связующее звено между другими разделами психологии (личности, педагогической возрастной) и корпусом общественных дисциплин (история, социология, антропология, этнография).

 

3. Социальная психология – динамично меняющаяся наука.

Проблематику в этой области психологического знания в основном определяет общество, а не придумывают сами ученые. Социальная психология гибко реагирует на изменения в обществе.

 

4. Значение социальной психологии для специальности ОРМ:

— процесс работы с молодежью на 90% представляет собой общение, в котором эффективность выполняемых задач определяется влиянием,

— целью работы с молодежью является ее социализация, то есть интеграция в систему общественных отношений,

— в работе с молодежью исключительное значение имеют групповые методы (общественные объединения, массовые мероприятия  и т.п.),

— молодежь – социальная группа со своими особенностями, в том числе психологическими.

 

5. Кроме ОРМ социальная психология имеет решающее значение для:

— организации трудовой деятельности – прежде всего с целью повышения ее эффективности,

— изучения потребительского поведения и методов влияния на него,

— изучения идеологии, религии и политики,

— разработки методов охраны порядка и безопасности людей,

— педагогики.

 

6. Научные задачи социальной психологии:

1) поиск точных определений изучаемых явлений,

2) классификация явлений,

3) научное объяснение природы явлений и их генезиса (происхождения),

4) выяснение связей между различными явлениями.

 

Прикладные задачи социальной психологии:

1) выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни,

2) разработка методов диагностики этих проблем,

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия ... 1998. 10. Ломов Б.В. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы общей психологии. М., 1975. 11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995 12. Петровская Л.А. ...

3) создание методов социально-психологического воздействия,

4) разработка методов решения соответствующих проблем.

  1. История возникновения и развития социально-психологический идей.

История формирования социально-психологических идей

Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением» (Гибш и Форверг, 1972. С. 31).

Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.

Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. Следовательно, история социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.

При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того, каким образом социально-психологические идеи вызревали в «недрах» других отраслей знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки. По выражению Б.Д. Парыгина, здесь должны быть проанализированы работы «предшественников» социальной психологии, в отличие от работ ее «зачинателей», т.е. исследователей, впервые попытавшихся создать первые «образцы» собственно социально-психологических концепций (Парыгин, 1971. С. 21).

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. ... Психологи различных школ и направлений широко используют его в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и ...

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно (см.: Ярошевский, 1976).

  1. Основные теоретические направления современной социальной психологии.

1.Этап становления социально – психологического знания, первый соц. – таких теорий (народов Лацоруса и Штейнталя, масс Лебона и Сигеле, теорий инстинктов социального поведения Мак-Дауголла, народов Вундта – 19 век)

2.Этап дотируется 1908г., когда появились два первых систематических руководства по социальной психологии: Мак – Дауголла (европейская традиция) «Введение в социальную психологию» и Росса « Социальная психология» (начинает американскую соц. психологию).

После 1-й мировой войны в работах Олпорта и Меде была сформулирована программа превращения социальной психологии в экспериментальную. Бурное развитие кап. Экономики в США выдвинуло ряд требований, связанных с необходимостью повышения производительности труда, развитием СМИ, усилением значения пропаганды и рекламы, разработкой методов управления. Возникает господство американской соц. Психологии.

3.Третий этап наступает после 2-й мировой войны и продолжается по настоящее время. Он совпадает с развитием социально – психологической мысли в социалистических странах (укрепление позиций марксизма).

Первая половина 20 в. Знаменовала отождествление все западной социальной психологии в традициях американской психологии 20 века. Американизм проявился в социальной психологии в том, что груз традиций не отягощал собой деятельности исследователей. В Европе – апелляция к социологии больших групп (народов, масс).

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ... объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются некоторые общие психологические теории. ...

В Америке была ориентация на прикладное знание в интересах таких социальных институтов как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Прогматизм и позитивизм традиционные для американской философии превратились в основу социально – психологических исследований.

  1. Методология и методы социально – психологического исследования.

1 Понятие и основные принципы методологии социально-психологического исследования Изучение любого сложного общественного явления необходимо требует достаточно строгого соблюдения общепринятых для всех наук и для каждой конкретной научной отрасли так называемых методологических принципов. Методология — это вся совокупность приемов и средств теоретического познания. Она определяет пути и методы поиска истины, и одновременно ограждает ученого и науку в целом от эклектики, ограничивает сферу действия отдельных парадигм и методов их использования. Без выбора методологии практически безрезультативен научный поиск, а иногда он вообще невозможен.

 

2 Методологические принципы социальной психологии Социальная психология — наука, прежде всего, психологическая и руководствоваться при ее рассмотрении следует методологическими принципами, имманентно присутствующими в отечественной психологии.  Это принципы:  — активности психического; — историзма; — детерминизма; — единства сознания и деятельности; — развития; — личностного подхода.

3 Специфика социально-психологического исследования

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.  Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется: 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

1 Программа и этапы социально-психологического исследования Любое исследование начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов.  Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования. 

2 Классификации методов социально-психологического исследования Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходит неравномерно, что определяет трудности их систематизации.  Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и ее обработки. 

20 стр., 9677 слов

Методы психологического исследования. Основными методами психологического ...

... для сопоставления данных индивидуального развития с нормативными. Интервью – это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в ... – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают ...

3 Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования можно обозначить следующим образом:  — повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризующих эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;