Введение в общую психологию Психология как наука. История становления предмета

«Общая психология»

1. Признаками научной психологии являются:

  1. конкретность психологических знаний
  2. интуитивность
  3. обобщенность
  4. осознанность и рациональность
  5. ограниченность задач

2. Возникновение психологии как науки связано с именем ###

3. Начало становления научной психологии связано с открытием в 1879 году первой ###

4. Психология как самостоятельная наука оформилась

  1. в начале XIX века
  2. в середине XIX века
  3. в конце XIX века
  4. в начале XX века

5. Возникновение психологии как науки было связано с

  1. появлением метода интроспекции
  2. развитием метода наблюдения
  3. созданием первой экспериментальной лаборатории
  4. выходом в свет трактата Аристотеля «О душе»

6. Соответствие этапов развития взглядов на предмет психологии и их представителей

  1. наука о душе 1. Джон Уотсон
  2. наука о поведении 2. Л.С. Выготский
  3. наука о сознании 3. Платон, Аристотель
  4. наука о психике 4. Рене Декарт

7. Этапы развития представлений о предмете психологии

  1. факты поведения как предмет психологии
  2. душа как предмет психологии
  3. явления сознания как предмет психологии
  4. формы психической деятельности как предмет психологии

Задачи, принципы и методы современной отечественной психологии

8. Целенаправленное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность — это

  1. эксперимент
  2. наблюдение
  3. анализ продуктов деятельности
  4. интроспекция
  5. контент-анализ

9. Краткое стандартизированное психологическое исследование

  1. наблюдение
  2. эксперимент
  3. тестирование
  4. самонаблюдение

10. Соотнесите методы психологического исследования и изучаемые психические явления

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым. Объект и предмет психологии Предмет психологии: •душа – в недрах религиозной философии; •сознание – в эпоху Просвещения ... носит опережающий характер. Объективность психического отражения. Явления, которые изучает психологическая наука 1. Психические процессы •познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, ...

Эксперимент

изучение особенностей мышления

анализ продуктов деятельности

точность и скорость выполнения задания

тест

изучение устойчивости внимания

наблюдение

особенности изобразительной деятельности ребенка

беседа

11. Соотнесите методы исследования и требования к ним

эксперимент лабораторный

определенный уровень опыта и квалификации исследователя

наблюдение

стандартизация, наличие практических задач

эксперимент естественный

обычная ситуация игровой, учебной, трудовой деятельности

тест

специально оборудованное помещение или регистрирующее устройство

беседа

12. Самонаблюдение – это

  1. интроверсия
  2. интроекция
  3. интроспекция
  4. интроскопия

13. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта

  1. контент-анализ
  2. анализ продуктов деятельности
  3. беседа
  4. эксперимент
  5. тест

14. Получение субъектом данных о собственных процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним — это:

  1. наблюдение
  2. эксперимент
  3. тестирование
  4. самонаблюдение

15. Метод естественного эксперимента предложил

  1. Р. Готтсданкер
  2. А.Ф. Лазурский
  3. : Д. Кэмпбелл
  4. В. Вундт

16. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, — это принцип:

  1. Детерминизма
  2. развития
  3. системности
  4. активности

17. Обусловленность психических явлений действием порождающих их факторов составляет суть принципа:

  1. развития
  2. управления
  3. детерминизма
  4. системности

Понятие о психике. Развитие психики в эволюции животных и становлении человека

18. Критерием появления зачатков психики у живых организмов является (по А.Н. Леонтьеву):

  1. способность к поисковому поведению
  2. : наличие чувствительности
  3. способность к гибкому приспособлению к среде
  4. умение проигрывать действия во внутреннем плане

19. Последовательность этапов развития психики в филогенезе:

  1. сенсорная психика
  2. перцептивная психика
  3. элементарное мышление
  4. сознание

20. Соответствие между стадиями развития психики и их характеристиками:

элементарная сенсорная психика

стадия перцептивной психики

использование орудий труда в результате побуждения биологическими мотивами и только в конкретной ситуации

стадия интеллекта

отражение отдельных свойств внешних воздействий

отражение внешней действительности в форме целостных образов вещей

21. Этапы становления форм поведения:

  1. инстинкты
  2. навыки
  3. интеллектуальное поведение
  4. сознательная деятельность

22. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется …

Основные направления зарубежной психологии

23. Основателем бихевиоризма считается:

  1. Дж. Уотсон
  2. В. Кёлер
  3. Б. Скиннер
  4. Э. Торндайк

24. Бихевиористы опирались в своих положениях на учение

  1. И.П. Павлова
  2. П.П. Блонского
  3. Н.А. Бернштейна
  4. П.К. Анохина

25. Характеристики фрейдизма

  1. конфликт между «Оно» и «Сверх-Я»
  2. психологическая защита
  3. бессознательное
  4. -искусственный интеллект

26. Направление в западной психологии, возникшее в Германии и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам, называется …

27. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:

28. Соотнесите направления в зарубежной психологии и их основные понятия

  1. Бихевиоризм самоактуализация
  2. Фрейдизм структура
  3. когнитивная психология либидо
  4. гештальт-психология поведение
  5. гуманистическая психология целостный образ

28. Соотнесите основные направления в зарубежной психологии и их представителей

  1. Бихевиоризм Ж. Пиаже
  2. Фрейдизм К. Роджерс
  3. Когнитивная психология Дж.Уотсон
  4. Гуманистическая психология В. Кёлер
  5. Гештальт-психология З. Фрейд

Деятельность Понятие о деятельности. Структура, процессы и виды деятельности

29. Автор теории деятельности …

30. Трансформации деятельности (по А.Н. Леонтьеву)

  1. утрата деятельностью мотива и превращение в действие
  2. сдвиг мотива на цель
  3. превращение действия в операцию
  4. формирование умения

31. Основной единицей анализа деятельности является:

  1. условия выполнения
  2. : действие
  3. мотивы деятельности
  4. -средства деятельности
  5. -виды деятельности

32. Последовательность уровней деятельности человека от низшего к высшему

  1. уровень психофизиологических функций
  2. уровень операций
  3. уровень действий
  4. уровень особых видов деятельности

33. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его функционирования называется …

34. Соответствие понятий их определениям:

Задача

Действие образ желаемого результата

Цель то, ради чего совершается действие

Мотив процесс, направленный на реализацию цели

деятельность цель, данная в определенных условиях

35. Способ выполнения действия — это:

  1. Техника
  2. операция
  3. тактика
  4. логика
  5. прием

36. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название:

  1. фиксация потребности
  2. предмет потребности
  3. опредмечивание потребности
  4. регистрация потребности

37. Механизм образования мотивов в теории деятельности —

  1. превращение цели в мотив
  2. рождение мотива
  3. конфликт мотивов
  4. сдвиг мотива на цель
  5. — иерархические отношения мотивов

38. Процесс объективизации накопленного личностного опыта называется …

  1. экстериоризацией
  2. интериоризацией
  3. трудовой деятельностью
  4. общением

39. Деятельность —

  1. : Целенаправленная активность
  2. Всякая психическая активность
  3. Поведение
  4. Набор операций

Внимание

40. Соотнесите свойства внимания и их определения

Объем Одновременное выполнение нескольких действий

переключение Непроизвольный переход от одной деятельности к другой.

отвлечение Сознательный и быстрый переход от одной деятельности к другой

распределение Длительное сосредоточение сознания на одной деятельности

устойчивость Одновременное восприятие нескольких объектов

41. Проанализируйте ситуацию и определите вид внимания.

Ученица, рассказывая о том, как она старается быть внимательной во время урока, говорила: «Я хочу узнать геометрию, но она дается мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что надо лучше следить за тем, что говорит учитель, что дома будет еще труднее самой разобрать теорему. Я про себя повторяю каждое слово и так поддерживаю свое внимание». В этом проявляется … внимание.

  1. непроизвольное
  2. послепроизвольное
  3. произвольное

Психологические процессы и состояния Ощущения

42. Соотнесите вид ощущений и ощущения

Интероцептивные Ощущение положения тела

экстероцептивные Зрительные ощущения

проприоцептивные Ощущения голода

43. Соотнесите свойства ощущений и их характеристики

Сенсибилизация синестезия адаптация

Повышение чувствительности анализатора под влиянием одновременной деятельности других анализаторов

Переход от одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния единого оригинального ощущения

Приспособление органов чувств к внешним воздействиям раздражителей

44. Чувствительность измеряется …

  1. Порогами
  2. По субъективной шкале
  3. Ощущениями
  4. С помощью закона Фехнера

Восприятие

45. Все существенные отличительные признаки восприятия содержатся в следующих(ем) положениях(ии)

  1. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету
  2. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире
  3. Результат совместной деятельности ряда анализаторов
  4. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира

46. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшиться как в длину, так и в ширину, то есть уменьшиться и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. Это свойство восприятия называется …

  1. апперцепция
  2. осмысленность
  3. константность

47. Восприятия – это …

  1. Отражение предмета в целом
  2. Сумма ощущений
  3. Реализация наблюдения
  4. Адекватное понимание

48. Свойства восприятия

  1. предметность
  2. обобщенность
  3. константность
  4. разумность

Память

49. Соотнесите процессы памяти и их определения

Сохранение Забывание Воспроизведение

  • Процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти
  • Актуализация закрепленного ранее материала
  • Удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного времени

50. Соотнесите процессы памяти и их определения

Запоминание Узнавание Припоминание

  • Запечатление в сознании человека полученной информации
  • Восстановление какого-либо предмета или явления в условиях его повторного восприятия
  • Активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий

51.Определите тип памяти в предложенной ситуации:

Разговор двух драматургов:

— Когда я пишу какую-нибудь сцену, я слышу ее. Я слышу голос каждого действующего лица.

— А я вижу сцену, герои ходят, действуют. Знаете, где я мысленно нахожусь? В середине партера.

  1. Двигательный
  2. словесно-логический
  3. наглядно-образный

52. Определите вид памяти в предложенной ситуации:

Как- то раз актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучил его роль: во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им улетело, как он выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была им совершенно забыта.

Произвольная непроизвольная

Кратковременная долговременная

53. Способность сохранять актуальную информацию до момента необходимости —

  1. зрительная память
  2. эйдетическая память
  3. кратковременная память
  4. оперативная память

54. Процессы памяти

  1. Воспроизведение
  2. Сохранение
  3. Запоминание
  4. Забывание
  5. Переработка

Мышление

55. Соотнесите виды мышления и их характеристики

Эмпирическое Наглядно-образное Теоретическое

Конкретно-действенное Логическое

  • Вид мышления в основе которого лежит операция сравнения, позволяющая выделять внешние признаки предметов и явлений окружающего мира
  • Вид мышления, опирающийся на представления и образы
  • Вид мышления в основе которого лежит операция анализа, позволяющая выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
  • Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

56. В эксперименте по изучению мышления испытуемым предлагают несколько рядов слов. Они должны вычеркнуть в каждом ряду то слово, которое считают лишним. Например, в ряду «лампа», «фонарь», «солнце», «свеча» вычеркивают слово «солнце». В основе выполнения этого задания лежит мыслительная операция — …

  1. Анализ
  2. сравнение
  3. классификация
  4. Обобщение
  5. синтез

57. Соотнесите виды мышления и их характеристики

Анализ Синтез Сравнение Обобщение

Классификация Абстрагирование

  • мысленное разложение целого на части
  • мысленное соединение частей предметов или их признаков
  • установление сходства или различия между предметами или явлениями
  • мысленное объединение предметов и явлений по общим признакам
  • распределение множества предметов на группы по общим для них признакам

58. Формы мышления

  1. Представления
  2. суждения
  3. Понятия
  4. умозаключения

Воображение

59. Соотнесите приемы создания образов воображения и предложенные ситуации

Типизация

  • Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека а берут тридцать – пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста и др».

гиперболизация

  • В сказках описываются всевозможные фантастические образы – великаны, гномы, мальчик-спальчик и т.д.

Агглютинация

  • В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы, драконы.

схематизация

60. Соотнесите виды воображения и их характеристики

Воссоздающее

  • Создание образа на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем

Мечта

  • Создание образов желаемого будущего

Творческое

  • Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности

Сновидения

  • Субъективно переживаемые представления, возникающие во время сна

Галлюцинация

61. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют …

  1. Пассивным
  2. Непроизвольным
  3. Фантастическим
  4. Творческим

62. Креативность личности характеризует …

  1. Оригинальность
  2. Эрудированность
  3. Эмоциональность
  4. Логичность

Эмоции и чувства

63. Устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее деятельность человека и выражающееся во всех его проявлениях – это

  1. Аффект
  2. Стресс
  3. Настроение
  4. Чувственный тон
  5. Страсть

64. Сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, связанное с непреодолимой силой потребности – это

  1. Аффект
  2. Стресс
  3. Настроение
  4. Чувственный тон
  5. Страсть

65. Эстетические чувства

  1. Сомнение
  2. Стыд
  3. Гордость
  4. Ирония
  5. Удивление
  6. Чувство долга
  7. Презрение
  8. Наслаждение
  9. Любознательность

66. Моральные чувства

  1. Сомнение
  2. Стыд
  3. Гордость
  4. Ирония
  5. Удивление
  6. Чувство долга
  7. Презрение
  8. Наслаждение
  9. Любознательность

67. Основная качественная характеристика эмоций …

  1. Модальность
  2. Сила
  3. Устойчивость
  4. Активность

68. Одновременное проявление двух противоположных эмоций

  1. Амбивалентность
  2. Чувственный тон
  3. Чувство
  4. Интенсивность

Личность Понятия индивид, индивидуальность, личность

69. Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)

  1. Направленность
  2. Знания, умения и навыки
  3. Целостность
  4. Индивидуально-типологические особенности

70. Соотнесите характеристики и свойства (по Б.Г. Ананьеву)

Человек как индивид

Творчество

Человек как личность

Возраст

Человек как субъект деятельности

Ценностные ориентации

Человек как индивидуальность

71. Структура личности

  1. Направленность
  2. Опыт, знания и умения
  3. Психические свойства
  4. Психические процессы
  5. Индивидуальность
  6. Психические состояния

72. Свойства индивида:

  1. Темперамент
  2. Половой диморфизм
  3. Ответственность
  4. Позиция и статус
  5. Конституционный тип
  6. Ценностные ориентации
  7. Направленность

73. Свойства личности

  1. Темперамент
  2. Половой диморфизм
  3. Ответственность
  4. Позиция и статус
  5. Конституционный тип
  6. Ценностные ориентации
  7. Направленность

Самосознание, самооценка

74. Соотнесите характеристики самооценки с их определениями

Высота

реальная оценка своих возможностей, соответствующая действительности

Дифференцированность

умение анализировать, сравнивать, сопоставлять основания своих самооценок

Обоснованность

однозначность или различие в оценке качеств

Адекватность

полная или частичная аргументация своих самооценок

Рефлексивность

количественное выражение проявления самооценки

75. Самосознание как процесс включает в себя

  1. Самоанализ
  2. интроспекцию
  3. Самооценку
  4. самопознание

76. Уровни самопознание (по И.И. Чесноковой)

  1. Самооценка
  2. интроспекция
  3. самоанализ
  4. сравнение себя с другими

Направленность личности и ее психологические особенности

77. Направленность личности – это …

  1. Качество ума
  2. Особая способность
  3. Врожденное предрасположение
  4. Система устремлений

78. Человеческой потребностью называется …

  1. Объективная нужда
  2. Обострение переживаний
  3. Система целей
  4. Состояние, отвечающее нужде

79. Синоним «мотива»

  1. Побудитель
  2. Желание
  3. Планируемая цель
  4. Внешний стимул

80. Термин «иерархия потребностей» означает …

  1. Соподчинение
  2. Многообразие
  3. Интенсивное развитие
  4. Рядоположенность

Индивидуально-типологические особенности Темперамент

81. Проявления темперамента

  1. Аккуратность
  2. Альтруизм
  3. Импульсивность
  4. Динамичность
  5. Медлительность
  6. Ответственность

82. Соотнесите тип темперамента и тип высшей нервной деятельности (ВНД)

Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

Сильный, уравновешенный, с преобладанием возбуждения

Сильный, уравновешенный, подвижный

Сильный, уравновешенный, инертный

Слабый

83. Темперамент человека проявляется …

  1. В динамике психики и поведения
  2. В силе характера
  3. В структуре сознания
  4. В системе ценностей личности

Характер

84. Проявления характера

  1. Аккуратность
  2. Альтруизм
  3. Импульсивность
  4. Динамичность
  5. Медлительность
  6. Ответственность

85. Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы – это …

  1. Акцентуации
  2. Психопатии
  3. Дезадаптация
  4. Отклонение

86. Решающее значение для формирования характера имеет …

  1. Воспитание
  2. Обучение
  3. Поощрение
  4. Наказание

Способности

87. Характеристики, позволяющие говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности

  1. -Желание овладеть данной деятельностью
  2. Качество достижений
  3. Интерес к деятельности
  4. Быстрота овладения деятельностью
  5. Творческое начало деятельности
  6. Легкость овладения деятельностью
  7. Динамика овладения знаниями и умениями

88. Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности —

  1. творческие
  2. учебные
  3. природные
  4. : общие

89. Способности, непосредственно связанные с врожденными задатками, но не тождественные с ними, а формирующиеся на их основе при наличии элементарного жизненного опыта —

  1. Творческие
  2. учебные
  3. Природные
  4. общие

90. Человеческие способности …

  1. Существуют в развитии
  2. Постоянны в течение жизни
  3. Являются врожденными
  4. Передаются по наследству

91. Анатомо-физиологический задаток – это …

  1. Предпосылка способностей
  2. Главное условие развития способностей
  3. Результат воспитания
  4. Степень развития способности

92. Одаренность – это …

  1. Сочетание способностей
  2. Черта характера
  3. Врожденное качество ума
  4. Внезапное внутреннее озарение

93. Наличие таланта означает …

  1. Высокую степень одаренности
  2. Преуспевание в делах
  3. Гениальность человека
  4. Непохожесть на других людей

  1. Академический календарь.

АК составил

«_____» ________________ 2011 г.

Преподаватель кафедры ПОиР

_________________Н.В. Федосюк

АК утвердил «_____» _______________ 2011 г.

Заведующий кафедрой ПОиР

_________________Т.В. Снегирева

Академический календарь по дисциплине гсэ.Ф.05. «Психология»

(туризм- — 10з, 2 курс, 3 семестр)

№ п/п

Виды и содержание работ

Баллы

(max/min)

недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Семинарские занятия (активность и отработка плана занятия) — тест, по пройденному материалу — 2 балла; устный ответ — 5 баллов, решение задачи — 3 балла — Итого: 8-10 баллов за занятие.

*

2

Составление глоссария по темам (3 темы)

2/ 0

*

3

Заполнение таблиц по критериям, заданным преподавателем (2 таб.)

2 / 0

*

4

Тестирование по дисциплине

20/10

*

5

Контрольные работы, реферат *

10 /2

*

6

Комментарий к первоисточникам, структурно-логическим схемам

4 / 2

*

7

Экзамен (5 семестр)

См. Приложение «Бально-рейтинговая система оценки учебных достижений

обучающихся с переводом в традиционную шкалу оценок»

*Контрольные работы, реферат — выполняются во внесессионный период

Примечание:

  • В академический календарь должны быть внесены сроки сдачи студентами тестов, контрольных работ, курсовых работ, проектов, рефератов и т.д. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем.

18