Психология диалога и мир человека

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

Психология диалога и мир человека

Сборник научных трудов

Том 1

Уфа – 2015

УДК 159.922-923 + 316.37 (082)

ББК 88.53 (я 430)

    П 86

Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Психология диалога и мир человека: сборник научных трудов [Текст] / Под ред. Л.Г. Дмитриевой, Г.В. Дьяконова. – Том 1. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 224с.

Отв. редакторы:

Л.Г. Дмитриева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы

Г.В. Дьяконов, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы

В сборнике освещаются актуальные теоретические и практические проблемы психологии диалога. Рассматриваются методологические подходы и теоретические концепции психологии диалога в современной науке, исследуются диалогические проблемы социализации личности в условиях общественной жизни, раскрываются особенности диалогического подхода в практической психологии и характеризуются возможности диалогического подхода в сфере образования, обучения и воспитания.

Сборник предназначен для научных специалистов и практических работников, для преподавателей, аспирантов, студентов и магистрантов психологических факультетов.

Рецензенты:

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... субъективность конкретного человека. Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на множество отдельных ...

А.Р. Кудашев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой менеджмента и социальной психологии БАГСУ при Президенте РБ

Т.Д. Дубовицкая, доктор психологических наук, профессор кафедры

общей и социальной психологии БГПУ им. М. Акмуллы

ISBN 978-5-87978-472-5

© Издательство БГПУ, 2015.

© Дмитриева Л.Г., 2015.

© Дьяконов Г.В, 2015.

Содержание

Содержание 3

Предисловие 6

Раздел 1 Теоретико-методологические исследования психологии диалога в современной науке

Акопов Г.В. Семенова Т.В. Диалогичность в системе комплексной

психологической диагностики общения 7

Велитченко Л.К. Развитие субъектных установок в условиях

учебно-профессиональной деятельности и их

психологические механизмы 14

Дмитриева Л.Г., Султанмуратова Г.Г. Эмпирические

доказательства многомерности и асимметричности

реального диалога 23

Дьяконов Г.В. Психология диалога: история и современность 27

Литовский В.Ф. Школьное обучение и психологические основания

диалогического подхода к его организации 34

Мишенина Т. М. Диалогический учебный дискурс в контексте

профессиональной подготовки будущих учителей

филологических специальностей 41

Раздел 2

Проблемы психологии диалога и социализации личности

в современной общественной жизни

Арсланов А.Н., Фаттахова Г.Р. Понятие зрелой личности с точки

зрения светской науки и исламской теологии 46

Дмитриева Л.Г., Минияров В.М., Шиняев К.А. Диагностика

психологической устойчивости старшеклассника 52

Ибрагимова И.Ф. Психологические факторы формирования

межличностных взаимоотношений в коллективе 59

Искендирова А.Ф. Удовлетворенность браком в зарегистрированных

и незарегистрированных отношениях 64

Колесникова Н.А. Семейное воспитание как фактор формирования

самосознания детей младшего школьного возраста 69

Мавлютшина З. Р. Особенности профессиональной идентичности

студентов-психологов 76

Мухамедьярова Т. О. Влияние самоотношения на агрессивное

поведение в подростковом возрасте 79

Осколков И.А. Одежда как провокация диалога 84

Пухир В. М. Этикет деловых комплиментов 88

Сычева М.С. Диалог как средство подготовки субъекта к

инновациям 97

Хабибуллина М.Р. Взаимосвязь родительских установок отца и

самосознания подростка 100

Чудновский В. Ю. Взаимосвязь направленности личности в

общении и агрессивности в подростковом возрасте 106

Раздел 3

Диалогический подход в практической психологии

Булаев М.О. Саморегуляция в профессиональной деятельности

менеджеров 110

Гирфатова А. Р. Речевое поведение в деловом общении 114

7 стр., 3001 слов

Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности

... он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы. 1. Особенности развития игр Играми и ... рисования), но приобщение к рисованию необычайно благодатно для воспитания у детей этого возраста интереса к изобразительной деятельности. Необходимо побуждать детей к наблюдению за рисованием, лепкой ...

Гришина Е. А. Использование методики наблюдения за

взаимодействием Р. Бейлза в качестве инструмента

консультативной психологии 119

Гумеров Д.В. Психосемантическое исследование специфики

диалога в деятельности государственного служащего 126

Дубниченко В.Ю., Руссавская, П.Э. Дубовицкая Т.Д.

Социально-игровая технология диалогово-

феноменологического типа Мозартика 130

Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Социально-перцептивная

установка как предиктор диалога 136

Дубовицкая Т.А. Обучение диалогу с клиентом в подготовке

менеджеров по продажам 142

Кудашев А.Р. Диалогические и коммуникативные компетенции

менеджеров: социально-психологические аспекты 146

Пашукова Т.И. Сфокусированность заикающихся на себе и

возможности ее снижения в процессе семейной

групповой логопсихотерапии 151

Раздел 4

Диалогический подход в сферах образования, обучения и воспитания

Ахметзянова Г. Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы

детей из неблагополучных семей в условиях социально-

реабилитационного центра 160

Газизова Л.Ф., Нухова М.В. Психологические особенности стилей

воспитания в родных и приемных семьях 164

Горская Г.А. Развитие творчества студентов в групповом

взаимодействии 170

Ибрагимова И.И. Социальный интеллект в студенческом возрасте 176

Канафина Л. Б. Особенности учебной мотивации в подростковом

возрасте 179

Лямина Л.В., Асадуллина Г.М. Теоретические основы проблемы

поиска психологических факторов аддиктивного

поведения в юношеском возрасте 182

Магасумова Ю.И. Психолого-педагогическая коррекция

застенчивости в подростковом возрасте 186

Насырова А.А., Мухаметрахимова С.Д. Психолого-педагогические

условия развития познавательных способностей

младших школьников 190

Сапожникова М.И. Развитие диалогической речи как

коммуникативной функции учащихся младших классов 194

Сергеева Д.Н. Разрешение педагогических конфликтов в

процессе диалога 199

Тарелкин А.И. Ситуационный анализ манипуляций студентов 203

Хафизова Р. Ф. Стили педагогического общения и коммуникативная

толерантность педагогов 217

Психологические особенности стилей воспитания в родных и приёмных семьях

Л.Ф. Газизова, М.В. Нухова

Аннотация: Статья посвящена изучению стилей воспитания в родных и приёмных семьях. Полученные в результате исследования данные о нарушениях воспитательного поведения родителей позволят скорректировать подготовку семей к функционированию в качестве приёмных.

Ключевые слова: адаптация, воспитание, замещающая семья, привязанность, приёмная семья, приёмный ребёнок, потребность, семейная система

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ... обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Типология семей Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому ...

The article presents a research into the modes of upbringing in one’s own and adoptive families. The conducted research into the existing problems of parental upbringing may prove helpful in correcting the disorders in the upbringing of children in foster homes.

Key words and phrases: adapting, parenting, substitute family, attachment, foster home, adopted child, need, family system.

Принятие ребёнка в замещающую семью вызывает сложнейшие структурные кризисы, отражающиеся на взаимоотношениях всех членов семьи. Изучение моделей воспитательного поведения родителей, выявление дисфункциональных стилей может способствовать более глубокой подготовке семьи к взаимодействию с приёмным ребёнком, повышению осознанности семьи и её грамотности о происходящих процессах в период адаптации, гармоничному вхождению ребёнка в состав замещающей семьи.

Мировая практика использует кратковременную и длительную формы устройства детей в семью. Кратковременная форма ведёт к прерыванию начавшей формироваться привязанности при перемещении ребёнка из семьи в семью, лишает возможности строить длительные отношения. Поэтому более предпочтительной остаётся длительная форма пребывания.

Оплата труда замещающей семьи возлагает ответственность и на родителей, и на контролирующие органы. Родителям предъявляются условия и требования, при которых забота о приемных детях возможна. В российской семье традиционно наблюдается формирование привязанности и прохождение болезненного процесса сепарации с приёмными детьми. Родители воспринимают свою семью с приёмными детьми как единое целое и болезненно реагируют на периодический контроль надзорных организаций как на нарушение своих границ, забывая при этом о статуте замещающей семьи. Это может объяснить такие нарушения (имеющиеся в обследованных семьях) как воспитательная неуверенность, неустойчивость в стилях воспитания, фобия утраты, за которыми стоят сомнения приемных родителей в правильности своего воспитания, переживание угрозы изъятия ребенка из семьи.

Первое отечественное исследование, проведённое В.Н. Ослон в 2002 году под руководством А.Б. Холмогоровой, выявило положительные изменения в эмоциональном состоянии подавляющего числа детей, переданных в замещающие семьи из детского дома, подтвердив тем самым особую значимость семейных отношений в эмоциональном благополучии ребенка [3].

Адаптация приёмного ребёнка, как было установлено В.Н. Ослон, продолжается около 2 лет. По истечении этого периода семья начинает функционировать как новое целое, на новом уровне идентичности. В течение этого времени семья претерпевает несколько кризисов, выявляя гибкие и ригидные образцы своего поведения [2].

Приёмные дети учатся формировать привязанности, создают коалиции (держатся обособленно, с кровными детьми, с родителями или одним родителем), проходят сепарацию, принимают новые нормы и правила, учатся взаимодействию в семье.

Причины, послужившие принятию семьёй решения о принятии ребёнка, могут привести к неэффективности замещающей заботы, и, как следствие, травмированию ребёнка. Воспитательная дисфункциональность семьи может быть следствием:

  • воспитательной неуверенности родителей (отсутствие соответствующих знаний и навыков);
  • выполнения ребёнком функции стабилизатора супружеских отношений;
  • вмешательства в воспитательный процесс других членов семьи (бабушки, дедушки и др.)
  • низкой коммуникативной компетентности членов семьи.

В.Н. Ослон отмечает, что даже в случае неэффективной замещающей заботы (дети возвращены в приют спустя какое-то время пребывания в семье), этот опыт оказывается полезным детям-сиротам. Они получают опыт эмоциональных связей в семье, начинают его осознавать и поддерживают в дальнейшем своё желание попасть в другую семью, формируют потребность создания семьи в своей будущей взрослой жизни.

В родных семьях биологический материнский инстинкт позволяет женщине мягче включаться в родительство, еще на этапе беременности. Д. Винникотт обращает внимание на интуитивное знание матери о потребностях ребёнка, биологическую ориентированность на ребёнка, что позволяет ей быть достаточно хорошей матерью в первые месяцы от рождения ребёнка [1]. В приёмных семьях отсутствуют этапы вынашивания, родов и часто первый контакт взрослых с приёмным ребёнком бывает не в младенчестве, а много позже. В связи с этим возникает необходимость обучения как приёмных семей, так и приёмных детей совместному жизнеустройству.

Нарушение семейных границ в связи с появлением приёмных детей приводит к конфликтам как внутри семейных подсистем, так и между ними. Кровные дети пытаются отстаивать свои границы и иерархию, приёмные дети находятся в поиске своего места в структуре семьи, родительская подсистема вырабатывает механизмы выстраивания и укрепления иерархии, власти.

В семьях с эффективной заботой, когда приёмные дети остаются в семье, В.Н. Ослон установила возрастание родительской удовлетворённости от своих воспитательных навыков.

Нами было проведено исследование особенностей стиля семейного воспитания в родных и приёмных семьях. Исследование проводилось на базе МБОУ ЦПМСС «Семья» (приёмные семьи) и МБОУ Лицей №21 (родные семьи) г. Уфы. В исследовании приняло участие 30 родных и 30 приёмных семей. В родных семьях средний возраст мам составил 36,4 года, детей – 8,3 года. В приёмных семьях средний возраст мам составил 48,9 лет, детей – 7,7 лет. Главным критерием выбора приёмной семьи было нахождение ребёнка в семье не менее двух лет, в течение которых ребёнок проходит адаптацию к семье.

Для диагностики стиля воспитания был использован опросник стиля родительского воспитания (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Результаты диагностики приведены в таблице 1.

Проверка достоверности различий с использованием U – критерий Манна-Уитни не установила существенных различий между стилями родительского воспитания в родных и приёмных семьях. Однако, при качественном анализе результатов диагностики семей, видны нарушения практически по всем шкалам опросника.

Наиболее выраженным нарушением в родных и приемных семьях является минимальность санкций по отношению к ребёнку за допущенные нарушения норм и правил поведения. Данное нарушение встречается в 70% приёмных и 56,7% родных семей.Такие семьи считают использование наказаний в воспитательном процессе нерезультативными, обращаются к ним крайне редко, чаще стараются вообще избегать использования санкций.

Таблица 1.

Выраженность нарушений в стилях воспитания

в родных и приёмных семьях, %

Шкала опросника АСВ

Родная

семья

Приёмная семья

Гиперпротекция

20,0

33,3

Потворствование

6,7

10,0

Чрезмерность требований – обязанностей

3,3

0,0

Недостаточность требований – обязанностей

20,0

6,7

Чрезмерность требований – запретов

6,7

6,7

Недостаточность требований – запретов к ребенку

23,3

36,7

Минимальность санкций

53,3

70,0

Неустойчивость стиля воспитания

0,0

3,3

Расширение сферы родительских чувств

0,0

6,7

Предпочтение детских качеств

3,3

3,3

Воспитательная неуверенность

0,0

13,3

Фобия утраты ребенка

0,0

3,3

Проекция нежелательных качеств

3,3

0,0

Предпочтение женских качеств

6,7

13,3

Предпочтение мужских качеств

0,0

3,3

У 33,3% приёмных и 20% родныхсемей выявлена гиперпротекция. Наличие повышенной заботы и удовлетворения потребностей детей сопряжены с затрачиванием родителями огромных ресурсов (времени, сил, внимания) на воспитание ребёнка, забота о нём становится главным смыслом их жизни.

Недостаточность требований-запретов наблюдается в 36,7% приёмных и 23,3% родных семей. Предъявляя ребёнку минимальное количество требований и запретов, родители руководствуются принципом вседозволенности. Если же в семье существуют какие-либо запреты, ребёнок их нарушает в полной уверенности в своей безнаказанности.

Недостаточность требований-обязанностей, свидетельствующая о минимальном количестве обязанностей ребёнка в быту, характерна для 20% родных и 6,7% приемных семей.

Наше исследование показало наличие в приёмных семьях воспитательной неуверенности, фобии утраты ребенка, неустойчивости в стилях воспитания, расширения родительских чувств. Это может быть свидетельством недостаточности педагогических знаний родителей, а также результатом претерпеваемых семьёй кризисных состояний, связанных с адаптацией к воспитанию приемного ребенка. Воспитательная неуверенность испытывается приёмными родителями из-за самоощущения некомпетентности и боязни совершить воспитательную ошибку [1]. Эта боязнь также подкрепляется ощущением постоянного контроля органами, закреплёнными за приёмными семьями.

Практически все приёмные родители в беседе с психологом акцентируют внимание на травмированности детей, взятых в семью. Предъявление детям малого количества требований, запретов, обязательств, санкций за нарушения, проявление повышенного внимания к приёмным детям, по мнению родителей, является некоей компенсацией пережитого детьми травматического опыта и должно способствовать их «выздоровлению». Подобное взаимодействие с детьми также может быть следствием страха родителей быть осужденными окружающими за строгость к неродному ребенку, либо самоосуждения и испытываемого вследствие этого чувства вины.

Таким образом, несмотря на отсутствие достоверных различий в стилях воспитания в родных и приёмных семьях, выявлены некоторые качественные отличия между ними. И в родных, и приёмных семьях имеется большой процент семей, избегающих наказания детей в воспитательном процессе, при этом приёмным семьям он более характерен. Также для приёмных семей более характерна гиперпротекция в сочетании с недостаточностью требований-запретов.

В родных семьях чаще, чем в приемных, встречается предъявление детям малого количества обязанностей в бытовых вопросах.

Полученные результаты могут быть использованы специалистами, работающими с приемными семьями для совершенствования процесса адаптации и интеграции семьи и ребенка, дальнейшего развития гармоничных отношений, повышения эффективности замещающей семьи.

В своих ежедневных заботах о потребностях ребёнка, о его будущем, организации процесса обучения и досуга, стараясь при этом самим оставаться социально активными и работать, родители с неохотой приходят на тестирование и консультации, апеллируя к собственной занятости и занятости ребёнка. Однако повышение теоретических знаний о взаимном процессе интеграции с ребёнком позволяет сглаживать неминуемые кризисные моменты и, в случае необходимости, обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время организация процесса психологического сопровождения приемной семьи содержит в себе противоречие, которое в отдельных случаях может оказаться преградой для оказания своевременной помощи и поддержки. В сложных семейных ситуациях, опасаясь, что ребёнка заберут, родители боятся обращаться за помощью к специалистам психологических центров и служб, осуществляющих периодическую диагностику и коррекцию, и обеспечивающих контроль за семьёй. Независимых психологов и служб, занятых проблемами приёмных семей и прошедших специальную подготовку, очень мало. Потребность в такого рода специалистах и организациях привело к тому, что на прошедшем в ноябре 2015 года в Москве Всероссийском форуме приёмных семей было принято решение о создании Всероссийской ассоциации приёмных семей.

«Список использованной литературы»

  1. Винникотт Д. Ребёнок, семья и внешний мир[Текст] / Д. Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 256 с.
  2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья[Текст] / В.Н. Олсон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
  3. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройства аффективного спектра: Дисс. доктора психол.наук/ А.Б. Холмогорова. – М., 2006. – 465с.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия[Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 352с.

© Газизова Л.Ф., Нухова М.В., 2015