Тема 1. Общее представление о психологии как науке

ПРОГРАММА КУРСА

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЧАСТЬ 1. «Введение в общую психологию»

Факультет педагогики и психологии

Для специальности:

20 400 — «психология»; всего часов — 108 часов

Составитель: Е.Н. Горохова, канд. психол. наук, доц., М.С. Лукова, ассист.

Рязань 2004

Печатается по решению редакционно-издательского совета РГПУ им. С.А. Есенина в соответствии с планом на 2004 год.

Ответственный редактор

Рецензент В.П. Чибалин, канд. психол. наук

Общая психология. Часть 1. «Введение в общую психологию»: Программа курса / Сост. Е.Н. Горохова, М.С. Лукова. — Рязань: РГПУ, 2004. -

Программа составлена в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта, требованиями по подготовке специалистов в вузе. Программа предназначена для студентов факультета педагогики и психологии по специальностям «Психолог. Преподаватель психологии.»

Ключевые слова: психология, психика, методы психологии, сознание, бессознательное, поведение, деятельность, субъект, индивид, личность.

Пояснительная записка

Настоящая программа представляет собой первую часть курса «Общая психология», преподаваемого в первом семестре для специальности 20 400 «Психолог. Преподаватель психологии». «Введение в общую психологию» представляет собой базовый курс общепсихологической подготовки, целью которого является построение первоначальной системы представлений об основных проблемах, понятиях и направлениях психологической науки. Содержание курса построено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 года.

Программа структурно выстроена в следующей последовательности: тематический план курса, содержание тем курса (по разделам), содержание семинарских занятий (с указанием основной и дополнительной литературы, заданий для самостоятельной работы).

Содержательно программа состоит из нескольких разделов. Первый раздел «Общее представление о психологии как науке» призван дать студентам самое общее представление о психологии как науке, познакомить в общих чертах с трудностями определения предмета психологии, со спецификой методологического и методического инструментария психологических исследований, с задачами отдельных отраслей психологии, показать отличия научной психологии от житейской и др. Затем следуют два раздела, условно названные «Историческим введением в психологию» и «Эволюционным введением в психологию». Первый из них знакомит студентов с историей развития взглядов на проблемы предмета и методов психологии и с современными решениями этих проблем в различных школах и направлениях психологической науки (в психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, в школе Л.С. Выготского, в теории деятельности А.Н. Леонтьева и др.).

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, ... нуждаются в обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети. Программы, предлагаемые для одаренных детей, обязательно должны проходить ...

Второй включает круг проблем, имеющих отношение к исследованию закономерностей возникновения и развития психики и сознания.

Основными задачами курса являются:

— дать общее представление о психологии как науке и ее месте в системе наук;

— дать краткое историческое введение в психологию, показав изменения во взглядах на предмет и методы психологии с древних времен до наших дней, особенно в школах и направлениях психологии ХХ века;

— познакомить студентов с основными понятиями психологической науки (психика, сознание, бессознательное, поведение, деятельность, субъект, индивид, личность и др.);

— рассмотреть проблемы возникновения и стадии развития психики и сознания в различных формах деятельности животных и человека.

1 стр., 468 слов

5.Возник. и развитие сознания как гл

... и закономерности определили возможность] появления и развития сознания у чел-ка. Существуют и др. точки зрения на проблему Обмениваясь др. с др. разнообразной ... 5.Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза. Свойства, структура, функции, сущность различий психики животного и человека. Язык и сознание. Сознание - высший уровень психического ...

Изучение программного материала предполагает разнообразные формы работы преподавателей и студентов: лекции, семинары, индивидуальную и самостоятельную работу. В течение семестра предполагается также подготовка студентами от двух до четырех контрольных работ по отдельным темам курса. Каждая контрольная работа предполагает письменные ответы на ряд вопросов по пройденной теме (объем каждой контрольной работы — примерно 10−15 страниц текста).

Завершается обучение экзаменом.

При разработке программы курса были проанализированы отечественные руководства по введению в психологию Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. В составлении программы использованы: авторская программа «Введение в психологию» доцента кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук Е.Е. Соколовой, сборник задач по общей психологии, составленный Сапоговой Е.Е.

Желаем Вам больших успехов в занятиях психологией!

Содержание курса

Тема 1. Общее представление о психологии как науке

Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке.

Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

Житейская и научная психология: связь и различия. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки. Предметно-логический, социальный и личностный аспекты развития психологического знания. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания.

8 стр., 3692 слов

Психология деятельности спортсмена

... nbsp; ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена   Деятельность спортсменов носит соревновательный ... спортивные достижения и зрелища. Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов ... к снижению самокритичности), предстартовая апатия (сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений ...

Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

Общее представление о методах психологии (наблюдение, эксперимент, их виды в психологии: психодиагностические тесты; анализ продуктов человеческой деятельности; другие методы).

Тема 2. Историческое введение в психологию.

Из истории развития представлений о предмете психологии.

Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля.

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его путь к понятию сознания. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж. Локка. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования. Метафоры сознания. Свойства сознания (В. Вундт, У. Джемс), примеры их исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Интроспекция и эксперимент. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции.

Понятие ассоциации в психологии. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.

Тема 3. Современные проблемы, понятия и направления психологии.

Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе. Возможные классификации неосознаваемых явлений в психологии.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж. Уотсона. Схема «стимул — реакция». Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э. Толмена. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные».

Целостный подход в психологии. Краткая история постановки проблемы целостности в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения.

Идиографический и номотетический подходы в современной психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи. Личность как предмет исследования в гуманистической психологии. Когнитивная психология: познавательные процессы как предмет психологии. Номотетический подход в современной когнитивной психологии. Сущность «компьютерной метафоры».

Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготский).

Две линии развития психических процессов человека. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского. Метод формирования как метод исследования ВПФ. Знак и значение. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурия.

Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части» действия (П.Я. Гальперин).

Виды и свойства операций. Принцип единства сознания (психика) и деятельности. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблема интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я. Гальперин).

Тема 4. Эволюционное введение в психологию.

Раздел 6. Психофизиологическая проблема

Постановка психофизической проблемы Р. Декартом. Соотношение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела (Р.Декарт).

психофизический (психофизиологический) параллелизм, его психологический смысл (на примере гештальтпсихологии).

Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Концепция «физиологии активности» Н.А. Бернштейна. Критика Бернштейном классической физиологии. Понятия «рефлекторного кольца», двигательной задачи, сенсорных коррекций, «степеней свободы» движений, «модели потребного будущего». Схема рефлекторного кольца и его основные составляющие (блоки).

Проблема целевой детерминации в концепции Н.А. Бернштейна.

Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Конкретные примеры. Значение идей Н.А. Бернштейна для психологии.

Раздел 7. Введение в психологию человека как субъекта деятельности и как субъекта познания

Человек и мир: природа, общество, культура. Физическое, социальное и духовное Я. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности. Понятие личности в широком и узком смыслах слова. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Психологический смысл -формулы А.Н. Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся». «Два рождения личности», их критерии (по А.Н. Леонтьеву).

Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности. Разведение понятий «социальный индивид» и «личность» (В.В. Столин).

Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм (В.В. Петухов).

Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Личность и индивидуальность. Общая и дифференциальная психология личности.

Человек как субъект познания. Специфика психологического изучения познания. Психическое (сознательное) представление мира как условие жизни, деятельности в нем и основа его познания. Единство познавательной, мотивационной и волевой сфер. Социокультурная обусловленность познавательных процессов. Чувственное и рациональное познание. Специфические (ощущение, восприятие, мышление) и неспецифические («сквозные») познавательные процессы (внимание, память, воображение): основные определения. Проблема адекватности отражения реальности. Категория образа мира (А.Н. Леонтьев).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 20 400 — ПСИХОЛОГИЯ)

№ п/п Раздел, тема Всего часов В том числе аудиторных Сам. раб.
Всего лекции практ.
Общее представление о психологии как науке
Историческое введение в психологию. Из истории развития представлений о предмете психологии
Современные проблемы, понятия и направления психологии
Эволюционное введение в психологию. Возникновение и развитие психики в филогенезе
Возникновение, историческое развитие и структура сознания
Психофизиологическая проблема
Введение в психологию человека как субъекта деятельности и как субъекта познания
ИТОГО

Планы семинарских занятий

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

1. Психология как наука. Объект и предмет психологии. Место психологии в системе наук.

2. Отрасли психологии.

3. Научная и житейская психология: связь и различия. Научная психология как исторически развивающаяся система знаний и способов его получения. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Проблема соотношения «академической» (теоретической и экспериментальной) и практической психологии.

4. Классификации и характеристики методов психологии.

Литература

Основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2002.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология житейская и научная // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 35.

3. Иванников В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 40.

4. Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 23.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическое познание как деятельность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 7.

6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003.

7. Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 133.

8. Челпанов Г. И. Предмет, методы и задачи психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 119.

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии / Психологические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. М., 1976.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М., 1982.

4. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3.

5. Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию / Под общ. Ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. СПб., 2003.

6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

7. Брушлинский А.В., Знаков В.В. Новые возможности и перспективы развития психологической науки // Психологический журнал. 1998. № 1.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

10. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

11. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.

12. Джемс У. Психология. СПб., 1992.

13. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 102.

14. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998.

15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000.

16. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999.

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

18. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы психологии. СПб., Речь, 2002.

19. Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии. СПб.: Речь, 2003.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2001.

21. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967.

22. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

25. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

26. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 2. М., 1985.

27. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.

28. Фридман Л.И. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

29. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 3.

30. Яновский М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 91.

Вопросы для обсуждения

1. И.П. Павлов писал о методе: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и негениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных знаний?» Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1. Психология — наука, занимающаяся изучением переживания и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся изучением функционированием нервных процессов мозга.

5. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т. е. Создание индивида).

4. Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишете его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психологического знания. Какие доводы У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?

Называя психологию естественной наукой. Мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичны данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом месте… Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.

5. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?

1. Интроспекция является основным методом психологии.

2. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке.

3. Становление психологии как науки было связано с применением в ней общенаучных методов исследования.

4. Методологические принципы — это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования.

5. Термин «наблюдение» используется в психологии в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и методика.

6. Главные методики наблюдения — записывать свои впечатления о происходящем.

7. Специфика метода наблюдения в психологии связана с особенностями наблюдения (избирательность восприятия, установка, проекция «Я» на наблюдаемое поведение).

8. Важным признаком эксперимента является постановка цели, конкретизирующей гипотезу исследования.

9. Главным недостатком эксперимента является то, что исследователь не может по желанию вызвать какой то психический процесс или свойство.

10. Психодиагностика — банк конкретных методик, предназначенных для построения психологической теории.

11. Основными видами психодиагностики являются: прогностическая, нормативная, диагностическая, проективная.

12. Валидность теста — это характеристика его точности как измерительного инструмента.

6. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

1. Психолог стремиться собрать как можно больше информации по конкретному «случаю». Для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологического свойства. Для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица. Хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений и свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а так же в выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.

3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а так же их интерпретацию.

4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.

5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

7. Расклассифицируйте методики следующего списка по трём основаниям: а) по цели применения, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш-бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.

Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий через микрофон; получение большого объёма данных; возможность наблюдения за тем, как выполняется задание; разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление задания в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов; упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных методик; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с возможным выбором; малый репертуар форм заданий; применение гибких тестовых заданий.

9. Исправьте ошибки в приведённом тесте.

Задача наблюдения — точно и подробно описывать переживания, психическое состояние и поведение. Оно должно ограничиваться беспристрастной регистрацией фактов поведения, не пытаясь проникнуть в причины. Наблюдение выполняет только вспомогательные функции, позволяя накопить эмпирический материал, и практически не используется как самостоятельный метод. Нет таких ситуаций, где можно было бы использовать наблюдение в качестве единственного объективного метода.

Вопросы для контрольной работы

1. Круг задач, решаемых психологами в различных сферах материальной и духовной жизни общества.

2. Психология как наука в системе «трех координат» (предметно-логической (логика развития идей и научных проблем), социальной (обусловленность развития науки особенностями общественных отношений в разные исторические эпохи, а конкретнее, деятельностью научных школ как коллективов единомышленников, связанных совместной деятельностью), личностной (обусловленность тех или иных открытий и изменений в науке деятельностью отдельных ученых).

3. Интроспекция как метод исследования в психологии. Ее виды.

4. Естественнонаучная и гуманитарная ориентации в психологии.

5. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки.

Тема 2. Историческое введение в психологию. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

1. Душа как исторически первый предмет психологии. Представления античных философов о душе.

2. Предмет и методы психологии сознания. Путь Р. Декарта к пониманию сознания. Свойства сознания (В. Вундт, У. Джемс).

Метод интроспекции, его сущность, варианты и принципиальные ограничения.

3. Ассоциация как механизм работы сознания в ассоциативной психологии. Виды ассоциаций.

Литература

Основная

1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 95.

2. Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 148.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2002.

4. Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии — особая отрасль знания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 68.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология как наука о душе // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 73.

7. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в новое время // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 87.

8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003.

Дополнительная

1. Анцыферова Л.И. О некоторых новых методических тенденциях в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 55.

2. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

3. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. Т. 2. М., 1982.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

6. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 165.

7. Ждан А.Н. История психологии. М.: МГУ, 1990.

8. Ярошевский М.Г. две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8.

9. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения. М., 1960.

10. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

12. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

14. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1987.

15. Ярошевский М.Г. психология в ХХ столетии. М., 1974.

16. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

17. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1987.

Вопросы для контрольной работы

1. Различные представления о природе и свойствах души как исторически первом предмете психологии.

2. Предпосылки формирования эмпирической психологии.

3. Р. Декарт и его путь к пониманию сознания.

4. Дж. Локк как «отец» эмпирической психологии. Понятие опыта в психологии.

5. Предмет и методы эмпирической психологии сознания. Свойства сознания.

6. Метод интроспекции, его сущность, варианты и принципиальные ограничения. Интроспекция и самонаблюдение — связь и различия.

7. Ассоциации как механизм работы сознания. Виды ассоциаций, пути их образования практическое приложение идей ассоцианизма.

Тема 3. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные направления психологии.

1. Бессознательное как предмет психологии. Понятие «бессознательного» в психоанализе З. Фрейда. Методы исследования бессознательного. Понятие установки в психологии (по работам Д.Н. Узнадзе).

Экспериментальные исследования фиксированной установки. Возможные классификации неосознаваемых явлений.

2. Поведение как предмет психологии. Понятие «поведение» в бихевиоризме. Схема «стимул-реакция» в классическом бихевиоризме. Понятие «промежуточные переменные» и экспериментальные исследования поведения в необихевиоризме (по работам Э. Толмена).

3. Понятие целостного подхода в психологии. Понятие «гештальт» в психологии. Примеры экспериментальных исследований в гештальтпсихологии.

4. Личность как предмет исследования в гуманистической психологии. Основные понятия гуманистической психологии.

5. Познавательные процессы как предмет исследования в когнитивной психологии. «Компьютерная метафора» и примеры экспериментальных исследований в когнитивной психологии.

6. Основные подходы к изучению психики в современной отечественной психологии. Положения культурно-исторического подхода в психологии (по работам Л.С. Выготского).

Понятие высших психических функций (ВПФ).

Их строение и свойства.

7. Предпосылки возникновения и сущность деятельностного подхода в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Общее строение деятельности, по А.Н. Леонтьеву. Соотношение «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблема интериоризации.

Литература

Основная

1. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 181.

2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 242.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

4. Давыдов В.В. проблема деятельности в философии и психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 284.

5. Келер В. Некоторые задачи гештальпсихологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 205.

6. Ланге Н.Н. Борьба воззрений в современной психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 133.

7. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 265.

8. Леонтьев А.Н. Основные процессы психической жизни // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 281.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии — особая отрасль знания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 68.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология как наука о душе // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 73.

11. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в новое время // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 87.

12. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003.

13. Солсо Р.Л. Введение в когнитивную психологию // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 222.

14. Толмен Э.Ч. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 200.

15. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 167.

16. Уотсон Джон Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 193.

17. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 158.

18. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: МГУ, 1980.

19. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С.

Дополнительная

1. Анцыферова Л.И. О некоторых новых методических тенденциях в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 55.

2. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. Т. 2. М., 1982.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

4. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 165.

5. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

6. Ждан А.Н. История психологии. М.: МГУ, 1990.

7. Ярошевский М.Г. две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. С. 94−231.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

11. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения. М., 1960.

12. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986.

13. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1987.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

15. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.

16. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.

17. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1987.

18. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

19. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

20. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход. Ярославль: Изд-во Ярославского уг-та, 1979.

21. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

22. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Самостоятельная работа

Подготовьте конспекты работ Л.С. Выготского (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 6−164), А.Н. Леонтьева (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 73−123, С. 124−158, С. 159−189).

Вопросы для обсуждения

Найдите правильные и неправильные утверждения. Исправьте ошибки там, где они есть.

1. Аристотель был одним из первых философов, который дал определение психологии как науки о душе.

2. Представление Платона о душе носит характер механистического материализма.

3. Декарт был одним из первых, кто рассмотрел, как душа влияет на телесные отправления.

4. Элементарная доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.

5. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению может быть объективно описано.

6. Гештальпсихологи считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.

7. Когнитивная психология утверждает, что эмоциональные процессы организуют работу памяти, воображения и других познавательных процессов.

8. Теория Фрейда рассматривает нормальное психическое развитие как своевременное прохождение соответствующих стадий психосексуального развития.

9. Аналитическая психология перенесла акцент с индивидуального бессознательного на изучение коллективного бессознательного.

10. Гуманистическая концепция развития личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

11. Все современные психологические теории подчеркивают важность врожденные факторов в психическом развитии человека.

12. Отечественная психологическая школа наследует лучшие традиции русской и философской и педагогической мысли прошлого.

13. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа психических процессов и состояний и практического применения полученных данных.

Составьте следующую таблицу.

№ п/п Название теории Время возникновения, страна Представители Основные положения Критика теории

Вопросы для контрольной работы

1. Кризис в психологии, его причины и характер.

2. Современные направления в психологии.

3. Понятие бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Предсознательное и бессознательное.

4. Проблема коллективного бессознательного в работах К.Г. Юнга.

5. Бессознательное и установка (Д.Н. Узнадзе).

Экспериментальные исследования фиксированной установки.

6. Возможные классификации бессознательных явлений в психологии.

7. Проблема самоактуализации в психологии (А. Маслоу).

8. Основные этапы развития психологии.

9. Деятельностный подход в психологии.

10. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

11. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

Эволюционное введение в психологию. Возникновение и развитие психики в филогенезе

1. Психика и отражение. Необходимость психического отражения. Формы отражения в неживой и живой природе. Условия возникновения психического отражения.

2. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей. Гипотеза А.Н. Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции.

3. Общее представление о стадиях развития психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву).

Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э. Фабри).

4. Роль психики в эволюции животного.

Литература

Основная

1. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 322−329.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

3. Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 297−321.

4. Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 330−349.

5. Леонтьев А.Н. Стадии интеллекта // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 350−355.

6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003. Диалог 11.

7. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 297−321.

Дополнительная

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1983.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

5. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

6. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

7. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

10. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1980. Гл. 6.

11. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Вопросы для обсуждения

1. Из приведенных суждений отберите верные и ар­гументируйте свой выбор.

1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психичес­кой организации.

3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсор­ной и перцептивной психики.

5. У многих животных существует разделение труда с последователь­ной сменой функций.

6. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов и одинаков для всех видов животных.

7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1. Таксис — это реакция организма, которая… а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Рефлексы… а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Инстинктивное поведение… а) врождено; б) направлено на выживание организма; в) Имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Импринтинг… а) может быть направлен на любой объект; б) возни­кает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть акту­ализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственное только человеку, — это… а) самосоз­нание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Высшие психические функция характеризуются… а) осознаннос­тью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий;

г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. У животных находящихся на основании эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием… .

2. Последовательность событий, в результате которой информация от… … передается в нервную систему и вызывают автоматическую реакцию, называется… .

3. Присуще данному виду сложные… формы поведения, организация и цели которые генетически детерминированы, называют … поведением.

4. У человека и животных известен феномен … — глубокой привязанности к первому … предмету, оказавшемуся в поле восприятия сразу же после рождения.

5. Только представители видов, обладающих способностью к … и приобретению …, могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

6. На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь … … внешних воздействий.

7. Представители стадии … отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

8. Относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, называется … .

9. Примерами … … могут служить привычки домашних животных или их дрессировка.

10. Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — … … .

Вопросы для контрольной работы

1. Психика как деятельность и психика как образ.

2. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурия.

3. Роль психики в эволюции животного мира.

4. Сравнение психики животного и человека

5. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредованность «психологическими орудиями».

6. Роль языка в возникновении сознания. Функции языка.

7. Психика как деятельность и психика как образ.

8. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву).

9. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

10. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н. Леонтьев).

11. Сравнение психики животного и человека.

12. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву).

Современные представления о структуре сознания.

Тема 5. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.

1. Основные отличия психики человека от психики животных.

2. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредствованность «психологическими орудиями».

3. Роль языка в возникновении сознания. Функции языка.

4. Структура сознания, по А.Н. Леонтьеву. Общее представление о смысловой сфере личности.

Литература

Основная

1. Давыдов В.В. Сознание и проблема идеального // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 399−404.

2. Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 322−329.

3. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 379−385.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 386−398.

Дополнительная

1. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. М., 1982.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.

5. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

8. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Най­дите в них ошибки и неточности, если они есть.

1. Сознание есть отражение действительности — истинное или преврат­ное.

2. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии воз­можность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое рели­гиозное понятие души.

3. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию.

4. Сознание — это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предпола­гает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находя­щемуся вне сознания.

5. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения.

6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.

7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс.

8. Сознание — это коллективное идеальное.

9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого.

10. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

2. Проанализируйте отрывок из работы Л. Леви — Брюля «Первобытное мышление». Охарактеризуйте особенности пер­вобытного сознания. Чем оно отличается от современного?

То, что мы называем опытом и последовательностью явлений, от­нюдь не находит у первобытных людей сознания, готового просто их вос­принять и склонного пассивно подчиниться полученному впечатлению. Напротив, сознание первобытного человека уже наперед заполнено ог­ромным числом коллективных представлений, под влиянием которых все предметы, живые существа, неодушевленные вещи, или орудия, приго­товленные рукой человека, мыслятся всегда обладающими множеством мистических свойств. Следовательно, первобытное сознание, чаще всего совершенно безразлично относящееся к объективной связи явлений, об­наруживает особую внимательность к проявляющимся или скрытым ми­стическим связям между этими явлениями. Источником этих ассоциаций, предопределяющих восприятие первобытного человека, является отнюдь не опыт, и против них опыт совершенно бессилен… Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, суще­ства, явления могут быть… одновременно и самими собой и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая прибывать в них.

Вопросы для контрольной работы

1. Проблема единства сознания и деятельности (различные точки зрения на ее решение).

2. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

Тема 6. Психофизиологическая проблема.

1. Исторические варианты решения психофизической (психофизиологической) проблемы. Постановка и решение психофизической проблемы Р. Декартом. Примеры решения психофизической проблемы в духе параллелизма (гештальпсихология).

2. Проблема локализации психических функций в мозге и три возможные точки зрения на ее решение (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия.

3. Концепция «физиологической активности» Н.А. Бернштейна. Схема «рефлекторного кольца».

4. Уровни построения движений, по Н.А. Бернштейну. Значение идей Н.А. Бернштейна для психологии.

Литература

Основная

1. Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 493−508.

2. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 509−538.

3. Леонтьев А.Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 479−482.

4. Лурия А.Р. Поражение мозга и мозговая локализация высших психических функций / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 483−492.

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003.

Вопросы для контрольной работы

1. Психофизическая и психофизиологическая проблемы: одна проблема или две?

2. Критика Н.А. Бернштейном «классической» физиологии. Основные положения «неклассической физиологии».

3. Сравнительный анализ классической и неклассической физиологии. Психологический смысл неклассической физиологии.

Тема 7. Введение в психологию человека как субъекта деятельности и как субъекта познания.

1. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности в психологии.

2. Представление о структуре личности в концепции У. Джемса.

3. Экзистенциальные проблемы личности в психологических концепциях Э. Фромма и В. Франкла.

4. Разведение понятий «индивид» и «личность» в работах А.Н. Леонтьева. Обоснование необходимости дальнейшей дифференциации «личностных» понятий в исследованиях учеников А.Н. Леонтьева.

5. Основные параметры личности, по А.Н. Леонтьеву. Общее представление о мотивационной структуре личности.

6. Формирование личности в онтогенезе два «рождения» личности и их критерии.

Литература

Основная

1. Джемс У. Личность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 417−427.

2. Леонтьев А.Н. Структура и развитие личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 462−476.

3. Петухов В.В. Определение личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 477−478.

4. Франкл В. Что такое смысл // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 450−461.

5. Фромм Э. Два основных способа существования: обладание и бытие // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 428−449.

Вопросы для контрольной работы

1. Поступок как единица анализа личности.

2. Психологический смысл формулы А.Н. Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся».

3. «Два рождения личности», их критерии (по А.Н. Леонтьеву).

Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл.

4. Соотношение понятий «социальный индивид» и «личность».

Контрольные вопросы

1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

3. Общее представление о психике. Специфика психического отражения.

4. Общее представление о методах психологии.

5. Различные варианты подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке.

6. Представление о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель).

7. Проблема изучения сознания в философии (Р. Декарт, Дж. Локк).

8. предмет и метод классической психологии сознания. Явления и свойства сознания.

9. Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.

10. Основные свойства потока сознания (У. Джемс).

11. Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.

12. Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.

13. Предмет и задачи психологии поведения. Схема S-R. Представление о научении.

14. Проблема бессознательного в психоанализе: определение, факты, интерпретации.

15. Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (Д.Н. Узнадзе).

16. Психика как ориентировочная деятельность субъекта (П.Я. Гальперин).

17. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н. Леонтьев).

18. Основные стадии развития психики животных.

19. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.

20. Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект.

21. Сравнение психики животных и человека.

22. Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки.

23. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.

24. Общественно-исторический опыт и возникновение языка. «Язык» животных.

25. Понятие социального факта (Э. Дюркгейм).

Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.

26. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский).

Их специфика и строение.

27. Развитие высших психических функций. Представление об интериоризации.

28. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву).

Современные представления о структуре сознания.

29. Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.

30. Понятие деятельности в психологии.

31. Строение индивидуальной деятельности человека.

32. Понятие действия: основные определения.

33. Действие и деятельность.

34. Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.

35. Принцип активности в работах Н.А. Бернштейна. Схема «рефлекторного кольца».

36. Представление об уровнях построения движений (Н.А. Бернштейн).

37. Основные положения «неклассической физиологии» Н.А. Бернштейна.

38. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.

39. Познавательные процессы: основные определения.

40. Психофизиологическая проблема и ее обсуждение в психологии.

Темы рефератов

1. Историческое развитие предмета психологии до возникновения психологии как самостоятельной науки.

2. Понятие сознания в интроспективной психологии и в работах Л.С. Выготского (сравнительный анализ).

3. Поведение и деятельность (сравнительный анализ психологических категорий).

4. Проблема единства сознания и деятельности (различные точки зрения на ее решение).

5. психика как деятельность и психика как образ.

6. Принцип элементаризма и целостный подход в психологии: сравнительный анализ.

7. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

8. Естественнонаучная и гуманитарная ориентации в психологии.

9. Дискуссии по проблеме предмета психологии в школе А.Н. Леонтьева.

10. Сравнительный анализ классической и неклассической физиологии. Психологический смысл неклассической физиологии.

11. Поступок как единица анализа личности.

12. Проблема возникновения психики в эволюции: различные подходы.

13. Современные дискуссии по проблеме предмета психологии.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector