Психология : Предмет.Объект и методы психологии.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

1)душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

2)в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

3) в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

4) согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

5)процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

6) личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей

проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

7 стр., 3145 слов

«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»

... с позиции детей разного психологического возраста. Объект исследования: представление о семье у детей дошкольного возраста Предмет исследования: особенности представление о семье у детей раннего и старшего дошкольного ... противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и ...

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод– это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы:

1) объективные методы психологии;

2) методы описания и понимания психологии человека;

3) методы психологической практики.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... же время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность обойтись без него при решении даже простейших ... игры и развлечения. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое ...

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современная психология .Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... явлению, процессу. 5.Понятие и виды памяти. Процессы памяти. Приемы развития памяти. Память — психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; ... качестве самостоятельной деятельности. Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением. Свойства: Предметность ...

Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.

Основные методы современной научной психологии.

1)Наблюдение.

Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания.

Например, психологу надо изучить особенности учебной работы пятиклассников. С этой целью он отбирает нескольких учеников и систематически посещает уроки, на которых незаметно наблюдает за вниманием, действиями и поступками этих учеников, подробно записывает их ответы на вопросы учителя, их собственные вопросы, выражения лиц, позы и т. п. Наблюдения в классе он дополняет наблюдениями за учебной работой учащихся в домашних условиях, затем собранные материалы анализирует, обобщает и делает на них определенные выводы. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека в различных условиях его жизни и деятельности—в условиях труда, учения, игры и пр.

В зависимости от цели исследования наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все проявления психики изучаемых им людей и по возможности в разнообразных условиях их жизни. Пользуясь сплошным наблюдением, можно, например, изучать возрастные психологические особенности младшего школьника, подростка, старшего школьника или же выявлять индивидуальные особенности личности определенных учеников и затем составлять на них психолого-педагогические характеристики. При выборочном наблюдении психолог фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования. Так, изучая внимание первоклассников, он записывает лишь факты, которые могут характеризовать внимание ребенка — его сосредоточенность, устойчивость и пр.

Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению:

 

которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, киносъемка и пр.).

В процессе самого наблюдения исследователю нужно умело отбирать факты для фиксации в соответствии с целью исследования, но при этом быть вполне объективным и фиксировать не только то, что подтверждает его предположение, но и то, что, возможно, противоречит ему. По окончании наблюдений (а их должно быть много) исследователь обязан подвергнуть собранный материал тщательному психологическому анализу и сделать лишь те научные выводы, которые действительно из него вытекают.

Достоинство метода психологического наблюдения в практике научного исследования заключается в том, что с его помощью можно собрать богатый фактический материал непосредственно из жизни и деятельности личности. Однако возможности использования этого метода все же ограничены. Во-первых, используя метод наблюдения, психолог не может вмешиваться в естественный ход изучаемого психического явления, поэтому он не в состоянии изменить его, ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз. Во-вторых, некоторые психические явления метут быть вызваны несколькими одновременно действующими причинами, и какая из них основная, при простом наблюдении не всегда удается выявить. Кроме того, в сложных условиях деятельности человека случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины явления. В-третьих, фактические данные, собранные методом наблюдения, с трудом поддаются точной количественной обработке, и исследователю часто приходится ограничиваться только качественным анализом.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека Структура деятельности: ... гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам — ...

 

2)Эксперимент.

Указанных недостатков лишен другой основной метод психологии — эксперимент. Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. В нашей стране существует немало проблемных психологических лабораторий, оснащенных новейшими приборами, техническими экспериментальными установками, кибернетическими устройствами. Проблемные лаборатории имеются в Москве в Научно-исследовательском институте психологии — лаборатории по изучению различных видов ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, лаборатория по изучению типов высшей нервной деятельности и темперамента и др. Проблемные психологические лаборатории созданы в Ленинграде, Киеве, Казани, Тбилиси и других крупных городах страны.

Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

Психологический лабораторный эксперимент значительно труднее эксперимента физического или физиологического. Дело в том, что объект эксперимента — испытуемый, независимо от желания экспериментатора, может регулировать свои реакции во время эксперимента: намеренно (а иногда и непроизвольно) убыстрять или замедлять их, т. е. вести себя несвойственным ему образом. На поведение испытуемого влияет физическое и психическое состояние его во время эксперимента (усталость, рассеянность, напряженность, степень заинтересованности в результатах эксперимента и пр., а также отношение к экспериментатору, степень доверия к нему.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.Успешность применения естественного эксперимента зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий эксперимента, точности и полноты фиксирования хода его.

3)Метод беседы.

Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Он заранее должен составить план беседы, продумать и точно сформулировать вопросы, не допуская вопросов, трудных для пони* мания, а также вопросов внушающего и сбивающего характера. Беседу следует вести спокойно, непринужденно, в тоне доброжелательного отношения к испытуемому, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Все вопросы и ответы точно регистрируются, например при помощи магнитофона. Методом беседы изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа нередко служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

4)Метод анализа продуктов деятельности человека.

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

5)Биографический метод.

Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Так, узнав, что ученик в течение последних лет трижды переходил из школы в школу, можно предположить, что неуспеваемость его по математике объясняется частой сменой учителей. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

6 стр., 2578 слов

Методы обработки результатов психологического исследования

... поставленных исследователем. Наша задача – дать характеристику методов обработки результатов психологического исследования, используя различную литературу по психологии. 2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических ...

6)Анкетный метод — это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем, что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверны ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

7)Метод тестов.

Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика).

Задания составлены так, что по выполнению их можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о тех его личных качествах, которые необходимы для выполнения определенного вида работы. Метод тестов широко распространен на Западе, в частности для определения умственного развития школьников.

Место психологии в системе наук.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

3 стр., 1123 слов

Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста

... человеком некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. Вопросы для группы. 1. Как вы поняли, чем отличаются методы, методики и тесты? ... Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. Л., 1990. 3. Общая психодиагностика. – (Методические указания). /Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии ...

Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать.

Физиология, изучая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять сложнейшие формы психической деятельности, установить отношения между здоровьем физическим и здоровьем психическим. Важнейшая психологическая категория — саморегуляция — разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности, обеспечивающей «уравновешивание» организма со средой, понимание себя в ней.

Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность: психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чем и состоит связь психологии с социологией.

 

Интересные факты.

Известно, что чем спокойней выглядит человек, тем реже другие люди ему противоречат и спорят с ним. И наоборот, если человек отстаивает свою точку зрения с горячностью, ему аргументированно и яростно оказывают сопротивление.

Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди — смело идите налево или занимайте очередь, которая левее. В отношении людей представляет интерес вопрос неуправляемости толпы. Известно, что в определенных условиях мирная демонстрация может неожиданно стать агрессивной и направиться крушить все, что попадается на пути.

Для исследования законов поведения толпы, ученые из университета Аризоны смогли создать компьютерную модель поведения группы людей, подходящей под определение толпы, и получили следующие выводы:

1. В толпе практически мгновенно происходит обмен невербальной информацией;

2. Действия одного единственного человека способны сильно повлиять на поведение всей толпы;

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

Критерии психичес-кого здоровья. Разделы психологии. Предмет и задачи медицинской психологии. Методы исследования в психологии - классификация, определения. Психодиагностический метод (метод тестов) - 3 основных подхода. Понятия надежности и валидности, критерии вали-дизации методик. ...

3. В антисоциальной толпе законопослушные граждане начинают нарушать закон и, обратное: преступники быстро успокаивают свои разрушительные инстинкты, если толпа настроенна позитивно.

Известен пример «обмана с помощью честности» — это «Движение Радикальной Честности» (Radical Honesty), которое организовал Брэд Блэнтон. Он пошел в психобизнес, с целью переспать с более чем пятьюстами женщинами и двадцатью мужчинами и жить при этом за чужой счет. Всё это он говорил в открытую — абсолютно не скрывая своих целей. Блэнтон, будучи психологом, прекрасно осведомлен о таком интересном факте: человек, который раскроет свои манипуляторские намерения, в глазах окружающих будет выглядеть БОЛЕЕ ЧЕСТНЫМ, нежели, у которого эти манипуляторские намерения абсолютно отсутствуют или он их старается подавить!

Ребенок начинает осознавать свое отдельное «Я» только в 2 года, а до этого он ощущает себя одним целым со всем миром вокруг. Так, как мы считаем свою руку «собой», так и ребенок считает частью себя весь окружающий мир. Это состояние стремятся достичь приверженцы всех религий и духовных учений.

Также известен такой факт о психологии: 90% всех заболеваний имеют психологический характер и окончательно вылечены могут быть только при восстановлении душевного равновесия. Иначе под действием медицинских процедур чаще всего происходит замещение одного заболевания другим.

Психологи определили, что женщине достаточно всего 45 секунд для того, чтобы оценить незнакомого мужчину. Из них 10 секунд она строит общее впечатление о фигуре, 8 секунд оценивает глаза, 7 секунд смотрит на волосы, 10 секунд на губы и подбородок, 5 секунд – на плечи. А последние 5 смотрит на обручальное кольцо — если оно есть.

По исследованиям психологов, человек в очках выглядит по мнению окружающих умнее. И люди считают его IQ выше приблизительно на 15 пунктов.

 

Известные психологи.

Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя — Лев Си́мхович Вы́годский; (17) ноября 1896, Орша Могилёвской губернии — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. круг Выготского.

Хронология важнейших событий жизни:

1924, январь — участие в работе II Психоневрологического съезда в Петрограде (3 доклада), переезд из Гомеля в Москву, зачисление в аспирантуру и на должность в Институт психологии

1924, лето — начало работы начальником подотдела в Наркомпросе в Москве

1925 — первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами

 

1925 — защита диссертации Психология искусства (5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук, договор на издание Психологии искусства был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского)

1925—1930 — член Русского психоаналитического общества (РПСАО)

21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 г — туберкулёз, госпитализация в больнице санаторного типа «Захарьино», в больнице пишет заметки, впоследствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса

1927 — сотрудник Института психологии в Москве, готовит к печати и выпускает совместные публикации с такими сотрудниками как как Лурия, Геллерштейн, Бернштейн, Артемов, Добрынин

1929 — Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал

1929, апрель — Выготский читает лекции в Ташкенте

1930 — На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л. С. Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях

1930, октябрь — доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы

1931 — поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове.

 

1931 — смерть отца

1932, декабрь — доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове

1933, февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским.

1934, 9 мая — Выготский переведен на постельный режим.

1934, 11 июня — смерть.

 

 

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг, Германский союз — 31 августа 1920, Лейпциг, Германская империя) — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы.Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Льва Семёновича Выготского, издавал его работы. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета.

5 (18) февраля 1903 года — родился в Москве.

1924 год — окончил Московский университет.

С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.

1933 год — 1938 — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

С 1941 года — профессор МГУ

С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.

1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.

1948 год — член ВКП(б) (с 1952 г. — КПСС).

1950 год — действительный член АПН РСФСР (c 1968 года — АПН СССР).

1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им 1960-70-е годы.

21 января 1979 года — умер в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

 

Тесты по данной теме:

Тест на 5:

1) Какой метод является основным и наиболее значимым в современных психологических исследованиях:

А) генетический.

В) референтометрия.

С) эксперимент.

D) тестирование.

Е) беседа.

2)Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:

А) концентрация.

В) объем.

С) устойчивость.

D) переключение.

E) распределение.

3) Метод, позволяющий выявить уровень развития психических процессов и способностей, а также дать объективную характеристику личности в целом, посредством целенаправленных стандартизированных вопросов:

А) Тест.

В) социометрия.

С) анкетирование.

D) интервью.

Е) беседа.

4) Метод психологии, при помощи которого возможно получение интересующей информации об объекте, посредством письменного ответа на заранее продуманные и целенаправленные вопросы:

А) интервью.

В) тест.

С) социометрия.

D) аннотирование.

Е) беседа.

5) Метод психологического исследования, основанный на целенаправленной фиксации фактов поведения и деятельности субъекта, его психических процессах, эмоциональных проявлениях присущих ему личностных качеств:

А) референтометрия.

В) наблюдение.

С) интроспекция.

D) психоанализ.

Е) социометрия.

6) 0снован на сборе фактов при анализе материализованных результатов психической деятельности:

А) наблюдение.

В) иптроспекция.

С) психоанализ.

D) метод изучения продуктов деятельности.

E) метод проб и ошибок.

7) 0дин из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения называется:

А) тест.

В) референтометрия.

С) беседа.

D) интроспекция.

Е) психоанализ.

8)Метод психологической диагностики ,использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений:

А) беседа.

В) анкета.

С) тест.

D) психоанализ.

Е) референтометрия.

9) Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого:

А) наблюдение.

В) анкета.

С) беседа.

D) тест.

Е) эксперимент.

10) Метод психологии, заключающийся в фиксации, проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях:

А) наблюдение.

В) эксперимент.

С) беседа.

D) социометрия.

E) референтометрия.

11) Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом:

А) беседа.

В) тест.

С) эксперимент.

D) анкета.

Е) социометрия.

12) Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

А) отражения объектов экстрапсихической реальности;

В) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

С) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

D) регуляции вегетативных изменений

13) Критерии качества пригодности теста и других методик психологических исследований:

А) наглядность.

В) доступность.

С) научность.

D) Стабильность.

Е) валидность.

14) Метод психологии, основанный на диалогическом контакте между людьми, при котором они в процессе общения выполняют определенные социальные роли:

А) психоанализ.

В) социометрия.

С) гештальт.

D) деятельностный подход.

Е) трансактный анализ.

15) Метод, позволяющий выявить уровень знании, а также, личностные характеристики посредством выбора ответов на целенаправленные стандартизированные вопросы:

А) анкета.

В) психоанализ.

С) тест.

D) референтометрия.

Е) эксперимент.

16) Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников; значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития:

А) биографический метод.

В) интроспекция.

С) метод проб и ошибок.

D) генетический метод.

Е) близнецовый метод.

17) Метод психологии, в основе которого лежит изучение индивидуальных особенностей человека, путём выявления зависимости изменения развития генотипа от условий внешней среды:

А) биографический метод.

В) интроспекция.

С) метод проб и ошибок.

D) генетический метод.

Е) близнецовый метод.

 

18) Метод психологических исследовании, позволяющий выявить мотивацию межличностных выборов в группе:

А) референтометрия.

В) наблюдение.

С) интроспекция.

D) психоанализ.

Е) социометрия.

19) 0дин из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование называется:

А) анкетирование.

В) тестирование.

С) референтометрия.

D) анализ продуктов деятельности.

Е) генетический метод.

20) Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

A) наблюдение;

B) эксперимент;

C) тестирование;

D) самонаблюдение.

 

Ключ:

1-E 11-C

2-A 12-E

3-B 13-D

4-C 14-A

5-C 15-B

6-A 16-A

7-B 17-B

8-D 18-A

9-A 19-A

10-C 20-B

Тест на 4:

1)Психика-это:

А) отражение окружающей действительности посредством

деятельности мозга.

В) физиологическая функция нервной системы.

С) рефлекторная деятельность мозга.

D) субстрат материи головного мозга.

Е) проявление души, познаваемое самонаблюдение.

 

2) Метод самонаблюдения :

А) социометрия.

В) интроспекция.

С) психоанализ.

D) трансактный анализ.

E) референтометрия.

3) Метод психологии, дающий ‘возможность изучать взаимоотношения в группе и коллективе:

А) тест.

В) социометрия.

С) анкетирование.

D) интервью.

Е) беседа.

4) Метод самонаблюдения в психологии называется:

А) наблюдение.

В) реферемтометрия.

С) интроспекция .

D) социометрия .

5) Основатель функционализма как одного из направлений в психологии:

А) М.Вебер

В) А.Адлер

С) В.Джеймс

6) Объектом психологии выступает:

А) внутренний (субъективный) мир человека

В) отношение между людьми в обществе

С) трудовая деятельность человека

7) Одна из форм психики человека:

А) строение органов дыхания

В) сознание

С) двигательная система человека

8) Психология – это наука о функциях сознания согласно:

А) функционализму;

В) структурализму;

С) бихевиоризму;

D) психоанализу.

9) Определение психологии как науки о душе было дано:

А) более трех тысяч лет тому назад;

В) более двух тысяч лет тому назад;

С) в XVI в.;3

D) в XVII в.

 

10) Психология как самостоятельная наука оформилась:

А) в 40-х гг. XIX в.;

В) в 80-х гг. XIX в.;

С) в 90-х гг. XIX в.;

D) в начале XX в.

11) Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:

А) Бехтерев.

В) Фрейд.

С) Вундт.

D) Выготский.

Е) Ушинский.

12) Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:

А) до н.э.

В) 3 в.н.э.

С) 17 в.

D) 19 в.

Е) 20 в.

13) Какой самый древний метод психологического познания:

А) социометрия.

В) тестирование.

С) анкетирование.

D) наблюдение.

Е) эксперимент.

14) Кто основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

А) Бехтерев.

В) Выготский.

С) Ушинский.

D) Ланге.

E) Ломоносов.

15) Метод – это:

А) познание.

В) совокупность способов и приемов исследования личности.

С) путь.

D) Приемы.

Е) подходы.

16) Тест- это буквально:

А) испытание, проба.

В) задача.

С) прием.

D) эксперимент.

Е) беседа.

17) Какой вид исследования отличается лаконичностью, искусственностью обстановки:

А) тест.

В) лабораторный эксперимент.

С) анкета.

D) анализ продуктов деятельности.

Е) социометрия.

18) От чего зависит выбор метода исследования:

А) от цели.

В) от базы.

С) от возраста.

D) от желания.

Е) от диагноза.

19) Что необходимо для изучения характера человека:

А) длительные наблюдения за человеком в разных ситуациях.

В) клиническая беседа.

С) тест.

D) социометрия.

Е) самонаблюдение.

 

20) Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

A) интроверсия;

B) интроекция;

C) интроспекция;

D) интроскопия.

Ключ:

1-E 11-C

2-A 12-E

3-B 13-D

4-C 14-A

5-C 15-B

6-A 16-A

7-B 17-B

8-D 18-A

9-A 19-A

10-C 20-B

 

Тест на 3:

1)Философия Аристотеля…

A)делает упор на знание и мудрость

B)рассматривает душу как функцию тела

C)ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка

D)верны все ответы

2)По теории Фрейда либидо-это энергия..

A)соответсвующая потребность в самореализации личности

B)возникающая в основе жизненных влечений

C)лежащая в основе взаимодействия между людьми

3)Научный метод..

A)рационалистичен

B)состоит главным образом в проверке гипотез

C)субъективен

D)верны все

4)Первая психологическая лаборотория была создана..

A)Вундтом

B)в 1732 г

C)для изучения функций сознания

D)верны все ответы

5)Философы средневековья..

A)полностью отвергали доктрину Аристотеля

B)опирались в своих исследованиях на богословов

C)пытались защищать христианские религии

D)все ответы верны

6)Экология занимается..

A)биологическим изучением поведения

B)стратегиями,используемыми для передачи генов

C)поведением животных,но не поведением человека

D)все ответы неверны

7)Схема S-R делает упор на..

A)объективное описание сознания

B)бесполезность концепций сознания

C)соответствие между реакций и данным стимулом

D)верны все ответы

8) Эмпирики 18 века делали упор на..

А)роль ощущений

В)скорее на опыт,чем на разум

С)принцип ассоциаций идей

D)верны все ответы

9)Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом..

А)зоопсихология

В)паропсихология

С)психофизиология

D)психофармакология

10)Метод опросов..

А)использует специально разработанные анкеты

В)должен применяться на репрезентативных выборках

С)позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции

D)верны все ответы

11)Генетическая психология..

А)изучает психическое развитие личности

В)уделяет главное внимание изучению детей

С)связанна с биологией

D)мало занимается пренатальным развитием

12)Термин «Психология» в научный оборот ввел:

A)Р.Декарт

В)Г.Лейбниц

С)Х.Вольф

D)Аристотель

13)Первые представления о психике были связаны:

А)с нейропсихизмом

В)с биопсихизмом

С)с анимизмом

D)с панпсихизмом

14)Психология-это наука о функциях сознания согласно:

А)функционализму

В)структурализму

С)бихевиоризму

D)психоанализу

15)Психическим явлением является:

А)нервный импульс

В)рецептор

С)интерес

D)сердцебиение

16)Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

А)ощущение

В)восприятие

С)память

D)воображение

17)Психология как наука о сознании возникла:

А)в 15 веке

В)в 16 веке

С)в 17 веке

D)в 18 веке

18)Психология как наука о поведении возникла:

А)в 17 веке

В)в 18 веке

С)в 19 веке

D)в 20 веке

19)К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

А)мотива

В)личности

С)темперамента

D)способностей

20)Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

А)В.И.Вернадского

В)Б.М.Кедрова

С)М.В.Ломоносова

D)Ф.Бэкона

Ключ:

1-В 11-А

2-С 12-A

3-D 13-B

4-A 14-C

5-D 15-A

6-B 16-C

7-D 17-B

8-A 18-A

9-D 19-C

10-B 20-C

 

Используемая литература:

1) Линдсей П., Норман Д. А.//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ,2009(стр.129-135)

2) Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Изд-во. Моск ун-та,2010(стр.35-43)

3) Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. И доп.М.,2009(стр.67-71)

4) Ильин Е.П.Полное собрание сочинений.Т.3.Кн 2. –М.:Изд.АН СССР,2007.(стр.43-48)

5) Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.-СПб.:Питер,1999.(стр.34-36)