Ситуац. задачи псих

Ситуационная задача № 1.

На консультацию пришли родители подростка. Сыну 16 лет. В интерпретации он ведет себя странно: стал нервным, скрытным. Часто у него «блестят глаза». Ухудшились успеваемость и поведение.

  1. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.
  2. По каким признакам родители могут определить, что их ребенок стал употреблять спиртное (другие психоактивные вещества)?
  3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ответ:

  1. Гипотезы: ухудшились детско-родительские отношения; ухудшились отношения с ровесниками или учителями; подростковая депрессия; употребление алкоголя и других психоактивных веществ.
  2. Признаки: друзья ребенка выпивают; от него пахнет спиртным; пропадают деньги; изменения в поведении; душевная травма; перемена настроения; ребенок находится в состоянии депрессии; родители не знают где, находится ребенок.
  3. Беседа с родителями с целью выяснения причины и объяснения необходимости больше общаться с ребенком. Индивидуальное консультирование подростка.

Ситуационная задача № 2.

Вы решили создать консультационный психологический центр. Что необходимо для того, чтобы центр начал функционировать?

Ответ:

Стоит ответить на три вопроса: зачем (для чего); на что (на чьи финансы); критерии, которым должно отвечать здание.

Для чего: причины, указывающие на необходимость оказания помощи, есть, а психологических консультаций нет. И, когда консультации есть, но количество клиентов превышает их возможности.

На что: центр может быть частным, корпоративным или государственным.

Критерии: месторасположение и интерьер.

Ситуационная задача № 3.

К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?

4 стр., 1917 слов

Ситуационные клинические задачи Задача №1

... т.ч. трудотерапия. В ряде случаев – помощь в осуществлении гигиенических и иных навыков. Ситуационные задачи Задача №1. На приеме находится больной А. 72 лет, обратившийся по настоянию родственников. ... В ряде случаев – помощь в осуществлении гигиенических и иных навыков. Клинические задачи клиническая задача №1 На приеме больной 70 лет, приведен родственниками. Жалобы (высказаны родственниками) ...

Сформулируйте психологическую гипотезу относительно перемен, происходящих с девушкой? Какие психологические проблемы ее мучают?

Ответ:

У девушки стойкое представление о собственном физическом несовершенстве и некрасивости. Подобные переживания в той или иной мере характерны для всех подростков, которые в это время гипертрофированно внимательны к своей внешности. Но комплексы отчужденности и затворничества складываются только у тех, у кого недостает сил и умения гармонично идентифицироваться по той или иной роли, переосмыслить и спроецировать себя в будущее.

У девушки, возможно, не предыдущих стадиях развития сформировались какие-либо внутренние конфликты, что выражается в неуверенности в себе, комплексах неполноценности, в повышенном чувстве вины и т.д. Преодолеть это состояние нелегко, но возможно, если помочь личности самоутвердиться в какой-либо сфере жизни.

Возможно как индивидуальное консультирование подростка, так и участие в телесноориентированных группах и группах социально-психологического тренинга.

Ситуационная задача № 4.

«Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»

  1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.
  2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.
  3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ответ:

Дети переживают горе по-разному на разных этапах. Но и они подобно взрослым проходят определенные стадии в своих переживаниях, такие как стадия шока, стадия «поиска», примерно через 1,5-2 месяца стадия острого горя (страдает не только душа, но и тело), далее идеализация прошлого и где-то через год, завершающая фаза горя.

Чтобы помочь ребенку, нужно:

  1. Давать ему конкретную и точную информацию, отвечать на все его вопросы. Понимание смерти процесс очень постепенный и надо говорить о том, что произошло, много раз.
  2. Не скрывать свои чувства от ребенка, тогда и ребенку легче проявить свои.
  3. Избегать ненужных разлук с ним.
  4. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего, одновременно осмысливая случившееся.
  5. Если у ребенка есть чувство вины, то необходимо работать над тем, чтобы приглушить его.
  6. Необходимо говорить с ребенком о его страхе смерти, беспокойстве, что его родители скоро умрут, уверяя, что подобные случаи бывают редко.

Ситуационная задача № 5.

7 стр., 3115 слов

Проект «моя мама – ребенок»

... такое негативное явление как раннее материнство необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди ... совершеннолетия. Клиентами является и близкое окружение молодой мамы: родители, родственники, отец ребенка, друзья. Также клиентами ... содержанием и воспитанием ребенка. Для большинства женщин первая беременность является периодом сильных эмоциональных ...

В консультативный центр обратилась женщина с жалобами на дочь Таню 8 лет. По словам матери, Таня безответственна и безвольна. Мама полагала, что отсутствие этих качеств может свидетельствовать о психической патологии, и просила обследовать девочку.

Приходя из школы домой, Таня играла в игрушки и ела сладости, вместо того чтобы обедать и делать уроки. Затем, по маминому плану, Таня должна была идти гулять. Мама приходила с работы к 19 ч. Таня весь день находилась дома одна. Мама часто звонила ей с работы и пыталась контролировать, но безуспешно. Указания по телефону девочка не выполняла, одна дома не обедала и уроков не делала.

Борясь с безволием и безответственностью, мама убрала на антресоли все ее игрушки, краски и цветные карандаши. Тогда Таня начала царапать клеенку на кухонном столе. Заподозрив у девочки психическое заболевание, мама обратилась за помощью.

Сама мама закончила школу с золотой медалью. Она росла в большой семье в провинциальном городе, в доме всегда были люди. «Со мной никто не занимался, я все делала сама», — говорила она.

Психологическое обследование Тани никакой патологии не выявило. Оказалось, что она обладает повышенным уровнем тревожности.

  1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.
  2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

Ответ:

Многочасовое одиночество дома для Тани – стрессовая ситуация и отвечает на это регрессией как способом психологической защиты. Мама не учитывала индивидуальных особенностей и возрастных возможностей своего ребенка. Она следует жесткой схеме под девизом: «Ребенок должен». Если ребенок не соответствует ее ожиданиям, мама начинает запрещать и убирать соблазны.

Необходима разъяснительная работа с матерью Тани, где женщина должна узнать психологические особенности данного возраста, разобраться в актуальной Таниной ситуации, снизить свой уровень притязаний. Так же ребенку необходимо наладить правильный режим дня.

Ситуационная задача № 6.

Измученная женщина пришла к психологу. Ее интересовал вопрос, как вести себя со своей 60-летней мамой, которой поставили диагноз: рак. Врачи за месяц проживания женщины в больнице расписались в собственном бессилии и на днях выписывают ее домой. Мама, женщина мужественная, прожившая тяжелую жизнь, еще не знает о действительных масштабах своей болезни. Что говорить, как вести с ней. Откуда черпать силы перед лицом такого несчастья?

О чем бы вы разговаривали с женщиной? На что необходимо ее сориентировать?

Ответ:

Необходимо предупредить женщину, что принимать решения о том, что, как и когда говорить матери, придется ей самой, полагаясь на собственную интуицию и знание индивидуальных особенностей родного человека. Однако важно хорошо понимать, что происходит и будет происходить с неизлечимым больным. Надо рассказать клиентке о стадиях умирания и основных чертах поведения на каждой из них:

11 стр., 5363 слов

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье

... их экономическую, социальную и даже политическую недееспособность. Оценка экономического потенциала семей и реальных доходов женщин, проведенная с участием авторов в рамках исследования феминизации бедности в ... Салам, 2006. - С.70. . Нам представляется, что необходимо учитывать и такие обстоятельства, как изменения в экономическом потенциале семьи и социальном статусе ее членов. Естественно, что ...

1-я: Отрицание, непринятие. «Нет, не я. Не может этого быть». Необходимо понять человека и дать ему надежду.

2-я: Протест. «Почему я?» Набраться терпения, эта стадия пройдет.

3-я: Просьба об отсрочке. «Не сейчас, — еще немного». Больной может обращаться к Богу. Теперь можно ему помочь.

4-я: Депрессия. Слабеет и, видя это соглашается. Человек уже готовится принять смерть.

5-я: Принятие. Спокойствие. Это победа человека. Нужно быть рядом, пусть и без слов.

Также необходимо не бросать привычные занятия, научиться принимать помощь и поддержку, подумать о самом себе, о духовном.

Ситуационная задача № 7.

На приеме у психолога две девушки с выпускного курса престижного вуза. Сейчас преддипломная практика, до защиты диплома остается один месяц. Все нервные, озабоченные, но как бы ни было тяжело, студенчество находит отдушину и для общения с друзьями, и для танцев.

Вот только в их комнате в последнее время происходит что-то необъяснимое. Их подруга В. (они живут вместе) ведет себя как-то странно. Встает «ни свет, ни заря» и садится за книжки, бывает, по 10 часов не поднимается со стула. Перешла на чай, питается в сухомятку, на приглашение к столу не реагирует. Почти никуда не выходит. Ни с кем не общается. Стала раздражительной, злой. Раньше она была доброй, приветливой.

Самое интересное то, что чем больше она работает, тем хуже у нее выходит, она, словно топчется на одном месте. Все трое учатся приблизительно одинаково, но девушки уже заканчивают написание дипломных работ, а у В., по ее словам, конца еще не видно. Девушки просили совета, как вывести подругу из этого добровольного заточения, ведь в последнее время на нее страшно взглянуть: бледная, измученная, с синяками под глазами.

Сформулируйте предварительный диагноз состояния девушки. Попытайтесь объяснить студенткам, что происходит с их подругой. Как изменить ситуацию к лучшему?

Ответ:

В данном случае чрезмерная работа левого полушария поддерживается волевым усилием гиперсоциализированной личности или внешним давлением – например, родительскими наставлениями.

Причина затруднений: хроническая перегрузка, созданная В. самой для себя ведет к нарастанию умственного утомления, рассеянности, головных болей, всплеска соматических заболеваний. Запредельный режим работы левого полушария блокирует спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать закономерности, появляются навязчивые мысли и опасения. Правое полушарие продуцирует страхи и тревоги, которые левое не может критически осмыслить.

Возможно, В. от природы имеет ведущее правое полушарие. Поэтому чтобы излечиться нужно уменьшить интеллектуальную перегрузку левого полушария и активизировать работу заторможенного правого полушария. Могут помочь: аутогенная тренировка, дыхательные и релаксационные упражнения, различные направления арттерапии.

Ситуационная задача № 8.

6 стр., 2941 слов

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

... для бедер. Режим дня Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильно организовать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы ... необходимо тесное взаимодействие специалистов и родителей. Двигательные нарушения детей с церебральным параличом дифференцируются в зависимости от формы заболевания. Особую сложность для коррекционной работы в семье часто представляют дети ...

Психолог рассказывает своему коллеге: «В поле моего внимания попал десятиклассник, который при анонимном анкетировании признался, что принимает наркотики. В беседе он сказал, что недавно перестал употреблять их, потому что они стали дорого стоить. Правда, у меня закралось сомнение, относительно правдивости его слов, мне кажется, что время от времени он все-таки берется за старое. У нас с ним сложились неплохие отношения, он доверяет мне, пока еще прислушивается к моим советам. Поэтому я боюсь потерять его доверие, боюсь сделать какой-то неправильный шаг. Но с другой стороны, я боюсь, что не справлюсь сама. Я перечитала много литературы по проблемам наркомании, в результате еще больше запуталась и теперь вообще не знаю, что делать дальше. Как помочь мальчику?»

Чтобы вы посоветовали коллеге, оказавшейся в такой ситуации? Что должен знать психолог, работая с наркозависимыми?

Ответ:

Парня нужно уговорить добровольно обратиться к врачу, прислушаться к его советам, побыть какое-то время под его наблюдением. Знать необходимо симптомы, ресурсы человека, личностные особенности. Также необходимо обратить внимание на его окружение, развернуть грамотную антинаркотическую кампанию в коллективе, где он учится.

Ситуационная задача № 9.

В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.

Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.

Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».

В чем, по вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?

Ответ:

Многое говорит о том, что супруги, обладая несомненными достоинствами, и любя друг друга, просто не умеют наладить гармоничные отношения. Очень хорошо, что женщина уже осознала потребность в психологической помощи. Высока вероятность, что скоро к ним присоединится и муж. Главное, что им нужно – это повысить свою коммуникативную компетентность, что можно сделать в группе социально-психологического тренинга.

Не «отстраняться» от другого, особенно в трудный для него час, т.к. человеку необходимо сознавать, что ему есть куда прийти со своими неудачами и ошибками.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... исследования: процесс воспитания детей с синдромом Дауна в семье. Цель: выявить особенности развития и воспитания ребенка с синдромом Дауна в семье. Задачи: 1. Рассмотреть социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна ...

Необходимо быть хорошо информированными друг о друге, знать о потребностях, интересах, стремлениях, о духовном мире супруга.

Общаться как личности, а не как носителю семейных функций. Ваш партнер должен осознавать себя единственным и неповторимым.

Не критиковать, почаще хвалить друг друга, не допускать отчужденности в отношениях, не стараться перевоспитать супруга(у).

Ситуационная задача № 10.

Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной?

Ответ:

В первую очередь необходимо работать с женщиной, т.к. только с ее психологическим выздоравливанием возможны прогрессивные изменения в укладе жизни этой семьи. Психологу надо скорректировать взгляд и поведение женщины, восстановить деформированную систему ценностей. Другими словами перестать думать о проблемах мужа и сконцентрироваться на своих собственных.

Ситуационная задача № 11.

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Ответ:

Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.

19 стр., 9332 слов

Социальная психология в системе научного знания. Предмет, объект, ...

... – взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.); – малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, ... социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.). Задачи исследований социально-психологических феноменов: 1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей ...

Проблема и у свекрови. Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.

Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки. Она вынуждена была уступить и конфликт превратился во внутренний, стал источником ее заболевания. Индивидуальная работа с Людмилой повысит самооценку, уверенность, преодоление коммуникативных барьеров, можно обучить релаксационным упражнениям. Индивидуальная работа со свекровью с целью осознания своих чувств по отношению к сыну.

Ситуационная задача № 12.

Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

Ответ:

Гипотезы: особенности характера (шизоидная акцентуация); повышенный уровень тревожности; гиперопека матери; пассивная роль отца; кризис подросткового возраста.

Индивидуальное консультирование, групповое консультирование с приемами обучения невербальной коммуникации, техники психодраматического отреагирования страхов, телесно-ориентированная терапия. Работа с родителями для снятия гиперсоциализирующего влияния матери и усиления роли отца.

Ситуационная задача № 13.

Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

Ответ:

Никто, кроме самого родителя принять решение не может. Психолог может проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, используя самый известный тест Керна-Йирасека о готовности ребенка к школе. Также методика «Домик» для диагностики уровня развития произвольной сферы. Тест способности к обучению в школе Г.Витцлака.

Ситуационная задача № 14.

Назовите техники процедуры снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?

17 стр., 8095 слов

Описание организации, ее структуры, задач, роли и места психолога в ней

... производственной практики…………………………………………………………………….…4 2. Описание организации, ее структуры, задач, роли и места психолога в ней……………………………………………………………………………..6 3. Календарный план производственной практики………………………………. ... частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей, в том числе и психологов. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов ...

Ответ:

Можно дат клиенту побыть некоторое время одному. Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка способствует созданию благоприятной атмосферы. Размеренные движения рук снимают напряжение (можно дать книгу, журнал, игрушку).

На вербальном уровне – прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо»).

Ситуационная задача № 15.

Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

а) питание; б) правильный уход; в) воспитание родной матерью; г) психическая стимуляция.

Ответ поясните.

Ситуационная задача № 16.

Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Ответ:

Эмпатия – готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами. Это качество психолог проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость. Это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента. Это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя свои достоинства и, возможно, недостатки. Также психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

Доброжелательность. В любых ситуациях сохранять ровный, доброжелательный стиль общения с клиентом.

Безоценочное отношение к клиенту. Это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Консультанту стоит воздерживаться от оценок поступков клиента. главная задача – понимание клиента, его проблемы и как помочь ему.

Отказ от нравоучений относится к моменту исповеди клиента. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог и клиент как личности равны.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Ситуационная задача № 17.

В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

Как вы считает, что обусловило подобное состояние мальчика? Что нужно предпринять, чтобы помочь ребенку и его маме?

Эмоции, сопровождающие состояния тревоги, воздействуют на развитие личности и на адаптацию ребенка к школьному обучению. Этапы работы могут быть: беседа с матерью; беседа с учителем; посещение занятий в школе; психодиагностика ребенка; индивидуальная и групповая работа с ребенком.

Рекомендации для мамы (учителя): принимать во внимание проявления эмоций ребенка в любых ситуациях, учитывая его индивидуальные особенности. Избегать дефицита информации, т.к. беспокойство возникает в ситуациях неопределенного содержания. Помнит, что тревожность – результат невысокой самооценки ребенка. Необходимо: научить ребенка переживать первые проявления тревоги (дыхательные, расслабляющие упражнения); научить «проигрывать»; побуждать ребенка к рисованию того, что тревожит; инсценировка тех ситуаций, которые вызывают тревогу.

Ситуационная задача № 18.

Укажите, в чем основные различия психологического консультирования и классической психотерапии.

а) в уровне психического здоровья клиентов;

б) в распределении ответственности;

в) в компетентности психолога;

г) в объеме психодиагностической работы.

Назовите еще несколько различий.