Особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями

Введение …3

Глава 1. Теоретические основы особенностей выбора будущей профессии детей с ограниченными возможностями здоровья …6

1.1. Социально — педагогическая работа с детьми с ОВЗ …6

1.2. Специфика профориентации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья …10

Глава 2. Выбор будущей профессии детей с ограниченными возможностями здоровья …16

2.1. Формы и методы работы для реализации программы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья…16

2.2. Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья …20

Заключение …24

Список литературы …26

Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации детей с ОВЗ занимались такие ученые, как А. А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина и др.

Выбор профессии — это главный этап в жизни каждого человека. Ведь не зря говорят: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии очень сложный и порой трудоемкий процесс.

Особенно тяжело этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, по точному замечанию И.Е. Шварца, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз.

Проф. самоопределение ребят с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, преподавателей, что иногда существенно усложняет работу.

Ежели принять к сведению, что количество детей с ОВЗ каждый день растет, а необходимости рынка, формирующего образовательный процесс, резко изменяются, вышеупомянутое дает задаче проф. самоопределения лиц с ОВЗ в условиях современности необыкновенную актуальность и потребует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.

13 стр., 6017 слов

Психологическое здоровье 3

... здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Для студента педагогического университета – будущего педагога или психолога – важно осознавать, что представляет собой психологическое здоровье, каковы возможности ... путей решения проблем является уход из профессии. Дефицит удовлетворенности профессиональной деятельностью – ... следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации. 7. Ощущение ...

Но есть определенная группа детей, для которых проблема выбора профессии считается не столько острой, а сложно разрешимой. Это ребята — инвалиды. Этим ребятам часто свойственны неадекватные методы проф. самоопределения: неимение собственных проф. планов из-за невысокой самооценки и здоровья, общественная пассивность и прочие личные особенности.

Но для множества детей-инвалидов отличительна и недооценка тяжести собственной болезни, когда школьник считает себя абсолютно здоровым или убежден, что в скором времени вполне излечится. При этом некие юноши намечают воплотить себя в недоступной по физическим вероятностям профессии (летчик, геолог, спасатель и т. д.).

Инвалидом называется лицо, которое из-за физических либо умственных дефектов нуждается в общественной поддержке и защите.

Детки с ОВЗ имеют праправо на достойное образование, которое считается обязательной частью государственной системы образования и включает:

• профессионально-техническое образование;

• среднее специализированное образование;

• высшее образование.

Проф. образование инвалидов с тяжкими либо бессчетными формами инвалидности (устанавливается медико-социальной экспертной комиссией) осуществляется в Особых учебных заведениях (ПТУЗах, центрах медико-профессиональной реабилитации).

При недоступности возможности воплощать в жизнь достойное образование инвалидов в совместных и Специализированных учебных заведениях, то их обучение организуется дома по личным учебным проектам, ежели данная форма обучения допускается содержанием проф. обучения по конкретной специальности.

15 стр., 7049 слов

Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с использованием дистанционных технологий

... мониторинга. Психологические аспекты дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Совершенствование и распространение сетевых технологий ... . Отсюда развиваются специальные коррекционные заведения, в которых дети с ОВЗ живут и учатся ... элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности ...

Среднее, среднее специальное и высшее образование детей с ОВЗ осуществляется в учебных заведениях совместного вида, а при надобности — в Особых учебных заведениях.

Дети с ОВЗ имеют право на профессиональную подготовку и увеличение квалификации, которая осуществляется в учебных заведениях и прочих организациях (специализированных или же единого типа) в сочетании с учреждениями общественной поддержки согласно с персональной программой реабилитации детей.

Компетентная подготовка, увеличение квалификации и переподготовка инвалидов осуществляется на Специализированных филиалах по переподготовке и повышению квалификации в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях (специальных и единого типа), ВУЗов и факультетов повышения квалификации.

Компетентная переподготовка инвалидов осуществляется согласно с персональной программой реабилитации по договорам с предприятиями, организациями всех форм собственности.

Объект исследования: особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: особенности профориентации детей с ОВЗ.

Цель работы: изучить особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения поставленной цели, нам нужно решить следующие задачи:

1. Выявить специфику профориентации детей с ОВЗ;

2. Поставить основные задачи профориентации детей с ОВЗ;

3. Показать социально — педагогическую работу педагога с детьми с ОВЗ;

6 стр., 2941 слов

Самосознание подростков с ограниченными возможностями 2

... ограниченными физическими возможностями. Объект исследования — подростки с ограниченными физическими возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновскогорайона г.Казани. Предмет исследованияизучение особенностей самосознания подростков с ограниченными возможностями ... самосознания детей иподростков с ограниченными возможностями. Исследование ... важным показателем психического здоровья. И так, ...

4. Выявить проблемы профориентации детей подростков, трудоустройство детей с ограниченными возможностями здоровья;

5. Установить этапы профориентации детей с ОВЗ;

6. Показать формы работы для реализации программы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;

7. Выявить особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;

Как мы видим из вышеизложенного, права они имеют, а полномочий у них нет. В нынешнее время практика работы образовательных учреждений высочайшего и среднего проф. образования говорит о том, что за редким исключением требуемые образовательные условия для студенческой молодежи с ОВЗ отсутствуют, что затрудняет, или делает невероятным их достойное обучение. Так как для того, чтоб, к примеру, учить в Институте незрячего студента, необходимо обеспечить его не только лишь литературой со шрифтом Брайля, ведь и специально оснащенным компьютером, диктофоном. А не слышащему студенту понадобится толмач на язык жестов или же учителя, которые обладали бы данным языком.

1. Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов: сб. тр.- СПб.: ГАООРДИ, 2014. Ч. 1. — 69 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 2013.

3. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов. — М.: ЦБНТИ, 2012.

4. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2015.

5. Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2014.

6. Климов Е. А. Как выбрать профессию. — М; 2015. — с.158

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 2016.

8. Ковалёв А. Г. Психология личности. — СПб. 2013.

9. Коркунов Е.П. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. — М., 2015.

10. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — № 1. — С. 6−22.

3 стр., 1382 слов

Девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: психологический подход

... . Фоминых Наиболее эффективной формой получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время признается инклюзивное, потому как предполагает повышение их ... с ОВЗ и касается выбора эффективных форм, приемов, технологий организации работы. Вторая группа противоречий и их разрешение затрагивают непосредственно личность студента ...

11. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни / Методические указания. — М., 2013.

12. Методика профориентации при умственной отсталости / Методические указания под ред. Е.М. Старобиной. — СПБ Изд-во «Эксперт», 2015.

13. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. Пособие под ред Е.М. Старобиной. — М., 2007.

14. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 16−23.

15. Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья — М., 2011, № 4.

16. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. — М; 2013

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector