Северо — Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Военная кафедра
Методическая разработка
По дисциплине «Методика экспериментальных
исследований воинской деятельности»
ВУС – 801300
Тема №2: «Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки»
Рассмотрена на заседании ПМК
Протокол №___от ____________
Петропавловск
Утверждаю:
Начальник военной кафедры
СКГУ им. М. Козыбаева
полковник С.Альжапаров
«____»_____________ 20__ г.
Методическая разработка
По дисциплине «Методика экспериментальных исследований
Воинской деятельности» студентов, обучающихся
по ВУС–801300 «Психология»
Тема 2. Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки.
Учебные и воспитательные цели:
1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о практической психологии как отрасли науки и об основных направлениях деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.
2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.
3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.
Время:2 учебных часа (80 минут)
Место:класс кафедры.
Метод:лекция.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
2. Понятие о психологическом исследовании, его особенностях в условиях воинской деятельности.
3. Методика, формы и методы реализации полученных результатов психологических исследований.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.
3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.
Мотивация учебной деятельности студентов ВУЗа
... студента Глава 2. Организация исследования 2.1 Выборка и организация исследования 2.2 Математико-статистическая обработка и описание результатов исследования Заключение Список использованной литературы Приложение №1 Введение Особенное значение психология ... цели и программы, дающая возможность данному лицу начать определенную деятельность». А.Н. Леонтьев (1966): «Мотив - объект (воспринимаемый или ...
Учебно-материальное обеспечение:
выставка литературы;
слайды по тексту лекции;
технические средства лектория;
Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Основными задачами психологической работы являются:
1.Изучение индивидуально-психологических и личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности, выработка рекомендаций по индивидуальной воспитательной работе со всеми категориями военнослужащих.
Решение данной задачи есть ни что иное, как составление некоего психологического портрета каждого военнослужащего, который отражал бы в той или иной степени полно совокупность его индивидуальных качеств, обусловленных типом высшей нервной деятельности, особенностями его характера и выражающихся в привычных для него способах и формах поведения, общения, реагирования на те или иные жизненные ситуации.Изучение индивидуальности позволит прогнозировать особенности реагирования и поведения человека в различных условиях служебно-боевой деятельности, его психологическую устойчивость к влиянию психотравмирующих факторов, которые неизбежно сопровождают воинскую деятельность, определяя ее экстремальность и требуя от военнослужащих определенных качеств, которые позволили бы им справляться с ней достаточно эффективно без существенных негативных изменений психических состояний и душевного равновесия. Кроме того, подобное изучение личности позволяет прогнозировать и характер межличностных отношений данного военнослужащего в воинской группе, успешность его вхождения во внутригрупповую структуру подразделения, его социальный статус в подразделении и уровень его психологического комфорта (или же наоборот дискомфорта) во внутригрупповых отношениях и межличностном общении. Прогнозирование успешности служебно-боевой деятельности военнослужащих на основе изучения их индивидуально-личностных особенностей позволяет так же и своевременно выявить тех, кого принято относить к так называемой «группе риска», которую составляют военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, затрудненной адаптацией, теми или иными личностными качествами, препятствующими успешности их воинской деятельности, вхождению в межличностные отношения в воинской группе, с тенденцией неадекватного реагирования в тех или иных сложных жизненных ситуациях. Поскольку возможности профессионально-психологического отбора военнослужащих по призыву существенно ограничены и не представляется возможным «отсев», призванных на военную службу молодых людей, то те из них, кто по своим индивидуально-личностным качествам не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым к ним спецификой воинской деятельности, соответственно нуждаются в специальной психолого-педагогической работе с ними командиров, офицеров по работе с личным составом по коррекции и формированию у них необходимых качеств. Выработка рекомендаций для этой работы также является составляющим звеном в решении первой вышеупомянутой задачи.
2. Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к условиям военной службы во внутренних войсках и различным видам служебно-боевой деятельности.
Психологические особенности деятельности психологической службы ...
... Министерства юстиции Российской Федерации, а также актами ФСИН России. 2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых ...
Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе содержания той работы, которая должна проводится в рамках реализации задачи по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к условиям военной службы. Сама по себе воинская деятельность есть измененные, непривычные условия существования человека. Поэтому обеспечение адаптации человека к ней предполагает не только соответствующее обучение его военной специальности, выработку военно-профессиональных навыков, но и работу с его сознанием и психикой по снятию излишнего нервно-психического напряжения, оказание психологической помощи на первых этапах острого реагирования на стресс-факторы условий военной службы, психологическая поддержка формирования новых психических реакций в соответствии с требованиями новой среды жизнедеятельности. Достаточно обширный опыт изучения негативных проявлений нервно-психической неустойчивости военнослужащих, зачастую связанный с такими ее проявлениями, как совершение преступлений и происшествий, показывает, что подавляющее их большинство приходится на долю военнослужащих, находящихся на начальном этапе службы и является крайним проявлением затрудненной адаптации или же полной неспособности адаптироваться к условиям военной службы. Необходимо отметить, что данные наблюдения касаются не только военнослужащих по призыву, но и других категорий военнослужащих, начинающих свою службу на новом месте, в новой должности ив других изменившихся условиях.
3. Участие в реализации мероприятий формирования психологической устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой подготовки войск.
Само по себе формирование профессиональных навыков и умений владения боевым оружием, техникой, действий при выполнении служебно-боевых задач еще не означает формирования психологической устойчивости обучаемых, достаточной для успешного их выполнения. Характер выполняемых войсками служебно-боевых задач зачастую представляет сверхэкстермальные условия жизнедеятельности человека, которые имеют целый ряд специфических психотравмирующих факторов, способных полностью или же почти полностью изменить функциональные способности человека, нарушить его поведенческие реакции, вызвать негативные психические изменения и т.п. Моделирование этих психотравмирующих факторов (в максимально возможной степени на основе тщательного изучения механизма их воздействия на психику военнослужащих) в ходе боевой подготовки войск и овладения военнослужащими соответствующими боевыми навыками и умениями должно способствовать формированию должной психологической устойчивости личного состава, выработке соответствующих психических реакций и прочных стереотипов поведения, способных
противостоять психотравмирующему воздействию на личность факторов боевой обстановки и служебно-боевой деятельности в экстремальных условиях. Участие психолога в решении данной задачи заключается, в первую очередь, в анализе и изучении всех возможных психотравмирующих факторов служебно-боевой деятельности и механизма их влияния на личность, а также в выработке на этой основе рекомендаций органам боевой подготовки и командирам подразделений по моделированию этих факторов на учебных занятиях, на стрельбище, в ходе занятий по огневой, тактической, специальной подготовке, в ходе проведения учений и тактико-строевых занятий.
Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности ...
... морально-психологического состояния личного состава; - умелое овладение военнослужащими оружием, боевой и специальной техникой и специальными средствами; - совершенствование служебного мастерства См.: Наставление по служебно-боевой деятельности ... состав, принимающий участие в выполнении служебно-боевых задач по охране ВГО и СГ; - несение военнослужащими боевой службы в непосредственном контакте с ...
4. Участие в реализации мероприятий формирования психологической устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой подготовки войск.
Служебно-боевая деятельность подразделений и воинских частей внутренних войск в силу своих специфических особенностей может иметь зачастую высокую динамичность, характеризоваться частым и резким изменением оперативной обстановки. Кроме того влияние тех или иных заранее прогнозируемых психотравмирующих факторов может иметь совершенно особенный характер: они могут оказывать гораздо более интенсивное стрессовое воздействие и вызывать негативные изменения психических состояний военнослужащих вплоть до психогенных расстройств. В этих условиях особое значение приобретает целенаправленная психологическая работа по снижению негативного влияния на личный состав психотравмирующих факторов, своевременное выявление военнослужащих, в большей степени подверженных их влиянию, оказание им психологической помощи и поддержки, реализация комплекса мероприятий по профилактике нарушений психической деятельности. Кроме того, в силу тех или иных причин, даже обычная повседневная воинская деятельность зачастую для определенной группы военнослужащих может носить повышенный стрессогенный характер. Одной их таких причин являются индивидуально-личностные качества, не способствующие успешности воинской деятельности и вызывающие тяжелые субъективные переживания условий воинской службы. Именно снятие подобных переживаний, психологическая поддержка и психологическая помощь становятся необходимым условием сохранения психического здоровья данных военнослужащих, профилактики их отклоняющегося поведения как следствия неустойчивой нервно-психической адаптации.
5. Организация мероприятий психологической реабилитации военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
Данное направление работы является одним из элементов системы восстановления боевой готовности воинских частей и подразделений, боеспособности личного состава после выполнения задач, как правило, связанных с непосредственным риском для жизни, потребовавших огромных затрат физических и психических ресурсов, В основе этой работы должны лежать уже реализованные ранее задачи, как то: изучение индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, психологическое обеспечение их адаптации к условиям служебно-боевой деятельности, снижение психотравмирующего влияния данных условий, а также обеспечение их реадаптации к обычным, нормальным условиям. Остроту самой проблемы психологической реабилитации как раз и определяет невозможность по тем или иным причинам полностью реализовать те задачи социально -психологической работы, которые были перечислены, а так же тем фактом, что психотравмирующее влияние боевой среды зачастую оказывает воздействие на личность, выходящее за рамки возможностей психологического обеспечения деятельности военнослужащих в условиях риска для жизни и полного устранения их психотравмирующего влияния.
6. Психологическое консультирование военнослужащих и членов их
семей, проведение психокоррекционных мероприятий.
Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы
... не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам воинской службы. Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности, как ... усилий, чем, по его представлениям, необходимо» [24]. Ориентации, интерпретирующие психологическую деятельность как универсально-подчиненную адаптации к среде, в целом и образуют ...
Эта задача предполагает индивидуальную работу с военнослужащими и членами их семей по оказанию непосредственной психологической помощи с использованием методов психологического консультирования по решению широкого спектра внутриличностных проблем, восстановлению душевного равновесия и внутреннего психологического комфорта, проблем межличностного общения и отношений с другими людьми, индивидуальную психокоррекционную работу по снятию негативных психических состояний, восстановлению психического потенциала личности. Большое значение в этой работе, которая проводится кроме всего прочего и в рамках решения тех задач, о которых уже шла речь выше (психологическое обеспечение адаптации, профилактика нервно-психической неустойчивости, сохранение психического здоровья военнослужащих, психологическая реабилитация) имеет профессиональная подготовка психолога, владение им основами психотерапии, методами и техниками психокоррекции и оказания психологической помощи.
7. Изучение, анализ и прогнозирование развития социально-
психологических процессов в воинских группах и выработка предложений
по поддержанию здоровой морально-нравственной атмосферы, практическая реализация мер социально-психологической профилактики негативных тенденций в межличностных взаимоотношениях военнослужащих.
Особое значение в общем, комплексе задач психологической работы имеет обеспечение здорового морально-психологического климата в воинских подразделениях, который является одним из важнейших условий успешности воинской деятельности, социального самочувствия военнослужащих. Проблема здоровых морально-нравственных отношений между военнослужащими, сплоченности подразделений во многом решается путем мониторинга социально-психологических процессов, которые развиваются внутри воинских групп стихийно и нуждаются в своевременной коррекции в случае их развития в неблагоприятном направлении. Данная работа позволяет выявить микрогруппы и их направленность, неформальных лидеров и качества, позволяющие им определять те или иные процессы в подразделениях, а так же условия, от которых зависит направленность лидерства и стиль межличностных отношений в подразделениях. На этой основе разрабатываются рекомендации и конкретные меры управления происходящими внутри воинских групп процессами и коррекции межличностных отношений, направленные на создание здорового социально-психологического и морального климата в подразделениях.
8. Выработка предложений и психологическое консультирование по вопросам управленческой деятельности командиров и органов военного управления, организация их психолого-педагогической подготовки, распространение социально-психологических знаний.
В соответствии с принципом единоначалия решение большого круга вопросов, связанных с психологическим обеспечением и поддержанием высокого уровня морально-психологического состояния личного состава реализуется на основе решений командиров (начальников) и в ходе непосредственной деятельности органов военного управления. Эффективность принятых решений и их успешная реализация во многом будут зависеть от наличия и полноты необходимой социально-психологической информации о состоянии подразделений и воинских частей, о протекающих внутри воинских групп социально-психологических процессах, о наличном уровне социального самочувствия военнослужащих, их психических состояниях и психологической готовности к успешной служебно-боевой деятельности. Данная информация должна иметь вид конкретных предложений психолога, которые могут быть учтены при принятии управленческого решения в соответствии с реальной морально-психологической обстановкой, и иметь направленность в том числе и на решение имеющих место проблем с. уровнем социального самочувствия и психических состояний военнослужащих, способствовать поддержанию должного уровня психологической готовности личности состава к выполнению задач. Наличие определенных данных об индивидуально-личностных особенностях военнослужащих позволяет консультировать их непосредственных командиров в вопросах управленческой деятельности с целью наиболее эффективного использования их потенциала, психологически правильной организации их деятельность, быта, межличностных взаимоотношений. Эта же работа предполагает и передачу определенных психологических знаний командирам и другим офицерам, организацию их психолого-педагогической подготовки.
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... по следующим направлениям: - Социально-психологические и демографические характеристики семьи. В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие ... каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы: первая — позволяет исследовать оценку юношами ...
9. Участие в работе кадровых органов войск по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту и в изучении индивидуальных психологических качеств кандидатов на вышестоящие должности.
Изучение индивидуально-личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности кроме уже рассмотренного аспекта может иметь и стратегию участия психолога в кадровой работе по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту по принципу соответствия их личностных качеств требованиям, предъявляемым к личности условиям военной службы вообще и конкретной воинской специальности в частности. Решение данной задачи позволяет выработать соответствующие рекомендации по назначению каждого конкретного кандидата на ту или иную должность (специальность), как в соответствии с его профессиональной подготовкой, так и в соответствии с выраженностью необходимых для выполнения обязанностей личностных качеств (их наличия или отсутствия).
Участие психолога предполагает работу, как по определению профессионально важных качеств, требуемых спецификой исполнения обязанностей по той или иной должности (специальности), так и диагностику этих качеств и оценку степени их выраженности у кандидатов на эти должности (специальности).
На этой основе вырабатываются соответствующие рекомендации кадровым органам, которые могут и должны учитываться при принятии кадрового решения.
Понятие о психологическом исследовании, его особенностях в условиях воинской деятельности.
Современное состояниеВС РК, свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов социально-психологической службы. В наших Вооруженных Силах потребность в создании единой социально-психологической службы назрела уже давно, однако реализация этой потребности стала возможной лишь в настоящее время. В штаты войсковых структур включены военные психологи, идёт процесс подготовки и переподготовки офицеров по этой специальности.
Основным видом деятельности войсковых психологов должно было стать и стало морально-психологическое обеспечение, которое характеризуется рядом черт:
Методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях
... в нарушение действующего законодательства. Пример. Организационно-технические неправовые методы используются в деятельности в экстремальных условиях подразделений МЧС России. Каждая чрезвычайная ... необходимости такого шага - идеологический метод, выступает обеспечивающим или усиливающим. Таким образом, важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, ...
1. Развитие морально-психологического обеспечения опирается на достижения современной психологической науки, обобщения опыта войн, службы и учёбы мирного времени, военный психолог обязан осознать, что повышению профессиональной компетентности способствует знание и умелое применение устоявшихся форм и методов работы с личным составом, знание отечественной психологии и следование её традициям.
2. На содержание морально-психологического обеспечения накладывает отпечаток воинская деятельность строго регламентированная требованиями воинских уставов, присяги, приказов старших начальников, что накладывает отпечаток на его содержание и организацию , отличая её от работы психологических служб в обычных условиях.
3. Свою деятельность войсковой психолог осуществляет как на практическом, так и на теоретическом уровне.
Основные задачи военного психолога:
-адекватное отражение, объяснениепрогнозирование социально-психологических процессов, явлений, состояний военнослужащих и воинских коллективов на основе достоверной информации полученной с помощью надежных методов
-социально-психологическое изучение повседневной деятельности военнослужащих и воинских коллективов, внедрение практических рекомендаций и непосредственной помощи военным руководителям, воинским коллективам , военнослужащим и членам их семей.
Любое психологическое исследование требует тщательной и длительной подготовки, в ходе которой осуществляются:
1. Выделение темы и предварительное определение проблемы
исследования,
2. Подбор и анализ литературы.
3. Уточнение определения проблемы, гипотез и задач исследования.
4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.
5. Выбор схемы организации и проведения исследования.
6. Подготовка и проведение исследования.
7. Обработка и анализ полученных в исследование результатов.
8. Формулировка на основе полученных данных выводов и
практических рекомендаций.
Практически почти каждый из названных этапов подготовки, организации и проведения исследования, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятельное, независимое исследование.
Выделяют кроме эксперимента еще шесть видов психологических исследований:
1. Обзорно-аналитическое.
2. Обзорно-критическое.
3. Теоретическое.
4. Эмпирическое описательное.
5. Эмпирическое объяснительное.
6. Методическое.
Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме. Основная задача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.
Методы психолого-педагогических исследований
... методов научно-педагогического исследования принято выделять три группы: теоретические, эмпирические, методы математической и статистической обработки материалов. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Теоретические методы исследования ... творческой деятельности И. П. Иванова. МОДЕЛИРОВАНИЕ – это метод исследования, предполагающий создание искусственных или естественных систем (моделей), которые ...
Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.
Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в описании экспериментальной работы.
Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитическое является наименее трудоемким. К нему предъявляются обычно следующие основные требования:
а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;
б) полнота списка изученной литературы;
в) глубина проработки первичных литературных источников в
содержании реферата;
г) систематичность изложения имеющихся литературных данных;
д.) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность его
оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный
день библиографических требований.
В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касающиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.
В качестве приложения обычно дается список проработанной литературы.
Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы.
Теоретическим называется исследование, в котором, кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.
В основу эмпирического, или опытного, исследования положены
не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.
Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учебный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно развивающий характер, то такое исследование становится психолого-педагогическим экспериментом.
Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент
... и теорий. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. Возьмем в качестве примера психологический эксперимент и рассмотрим его более подробно как метод исследования. Психологический эксперимент — проводимый в специальных ... исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных, (где — количество произведённых экспериментов); должно быть доказано требование или априори принята ...
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.
В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если создаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.
Методика, формы и методы реализации полученных результатов психологических исследований.
Основнымиметодами деятельности военных психологов являются психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение, развитие и просвещение, психогигиена и психопрофилактика. Исходя из содержания деятельности психологической службы выделяютсяфункции практического психолога: информационная, консультативная, экспертная, проектировочная, нормативно-стандартизирующая, техническая, психодиагностическая, психотерапевтическая, обучения и т.п. В технологическом плане все разнообразие деятельности психологов сводится к двумуровням предполагающим осуществление основных целей деятельности военного психолога:
а) теоретическому (цель » психологическое изучение и описание объекта исследования, прогнозирование его развития);
б) практическому (цель — психологическое управление объектом).
Выделенным уровням соответствуют двеформы деятельности экспертное обслуживание населения и коррекционное обслуживание.
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определённая совокупность методов (приёмов) исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приёмы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных – обсервационные метода (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приёмы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.); к при1мам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.
Организационные методы
Сравнительный метод – (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
Эмпирические методы-исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных.
Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.
Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
Психодиагностические методы
Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого качества (свойства) личности.
Тесты достижений – одна из методик психодиак6ностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта – методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Тесты креативности – совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.
Тесты личностные – методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.
Тесты прожективные (проективные) – совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.
Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путём речевого общения.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надёжен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
Так же выделяют и другие методы психологического исследования:
Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.
Формирующие методы. Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Все эти методы и методики психологического исследования используются военным психологом для изучения психических состояний военнослужащих, психологического состояния воинского коллектива, для проведения коррекционной работы и улучшения психологического климата в коллективе.
Преподаватель военной кафедры: