Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Северо — Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Военная кафедра

 

Методическая разработка

По дисциплине «Методика экспериментальных

исследований воинской деятельности»

ВУС – 801300

 

Тема №2: «Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки»

Рассмотрена на заседании ПМК

Протокол №___от ____________

 

Петропавловск

Утверждаю:

Начальник военной кафедры

СКГУ им. М. Козыбаева

полковник С.Альжапаров

«____»_____________ 20__ г.

 

 

Методическая разработка

По дисциплине «Методика экспериментальных исследований

Воинской деятельности» студентов, обучающихся

по ВУС–801300 «Психология»

Тема 2. Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки.

 

Учебные и воспитательные цели:

1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о практической психологии как отрасли науки и об основных направлениях деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.

2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.

Время:2 учебных часа (80 минут)

Место:класс кафедры.

 

Метод:лекция.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

2. Понятие о психологическом исследовании, его особенностях в условиях воинской деятельности.

3. Методика, формы и методы реализации полученных результатов психологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.

3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.

 

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права» Кафедра социогуманитарных наук УТВЕРЖДАЮ Декан факультета И.О. Фамилия « » __________ 20___ г. Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная Трудоёмкость учебной дисциплины 5 зачётных единиц Барнаул 2013 г. 1. Цели ...

Учебно-материальное обеспечение:

выставка литературы;

слайды по тексту лекции;

технические средства лектория;

 

Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными задачами психологической работы являют­ся:

1.Изучение индивидуально-психологических и личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности, выработка рекомендаций по индивидуальной воспита­тельной работе со всеми категориями военнослужащих.

Решение данной задачи есть ни что иное, как составление некое­го психологического портрета каждого военнослужащего, который отражал бы в той или иной степени полно совокупность его индивиду­альных качеств, обусловленных типом высшей нервной деятельности, особенностями его характера и выражающихся в привычных для него способах и формах поведения, общения, реагирования на те или иные жизненные ситуации.Изучение индивидуальности позволит прогнози­ровать особенности реагирования и поведения человека в различных условиях служебно-боевой деятельности, его психологическую устой­чивость к влиянию психотравмирующих факторов, которые неизбежно сопровождают воинскую деятельность, определяя ее экстремальность и требуя от военнослужащих определенных качеств, которые позволи­ли бы им справляться с ней достаточно эффективно без существенных негативных изменений психических состояний и душевного равнове­сия. Кроме того, подобное изучение личности позволяет прогнозиро­вать и характер межличностных отношений данного военнослужащего в воинской группе, успешность его вхождения во внутригрупповую структуру подразделения, его социальный статус в подразделении и уровень его психологического комфорта (или же наоборот дискомфор­та) во внутригрупповых отношениях и межличностном общении. Про­гнозирование успешности служебно-боевой деятельности военнослу­жащих на основе изучения их индивидуально-личностных особенно­стей позволяет так же и своевременно выявить тех, кого принято отно­сить к так называемой «группе риска», которую составляют военно­служащие с признаками нервно-психической неустойчивости, затруд­ненной адаптацией, теми или иными личностными качествами, пре­пятствующими успешности их воинской деятельности, вхождению в межличностные отношения в воинской группе, с тенденцией неадек­ватного реагирования в тех или иных сложных жизненных ситуациях. Поскольку возможности профессионально-психологического отбора военнослужащих по призыву существенно ограничены и не представ­ляется возможным «отсев», призванных на военную службу молодых людей, то те из них, кто по своим индивидуально-личностным ка­чествам не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым к ним спецификой воинской деятельности, соответственно нуждаются в специальной психолого-педагогической работе с ними командиров, офицеров по работе с личным составом по коррекции и формирова­нию у них необходимых качеств. Выработка рекомендаций для этой работы также является составляющим звеном в решении первой выше­упомянутой задачи.

16 стр., 7818 слов

Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности полка по охране важных государственных объектов и специальных грузов

... военнослужащих; - необходимость предупреждения суицидальных происшествий и обеспечения безопасных условий военной службы личного состава, в большинстве своем ежедневно выполняющего служебно-боевые задачи с боевым ... . , в каждом карауле на весь период выполнения служебно-боевой задачи См.: Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, гарнизонов, застав, караулов и войсковых нарядов ...

2. Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к усло­виям военной службы во внутренних войсках и различным видам слу­жебно-боевой деятельности.

Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе содержания той работы, которая должна проводится в рамках реализации задачи по психологическому обеспечению адаптации воен­нослужащих к условиям военной службы. Сама по себе воинская дея­тельность есть измененные, непривычные условия существования чело­века. Поэтому обеспечение адаптации человека к ней предполагает не только соответствующее обучение его военной специальности, выра­ботку военно-профессиональных навыков, но и работу с его сознанием и психикой по снятию излишнего нервно-психического напряжения, оказание психологической помощи на первых этапах острого реагиро­вания на стресс-факторы условий военной службы, психологическая поддержка формирования новых психических реакций в соответствии с требованиями новой среды жизнедеятельности. Достаточно обшир­ный опыт изучения негативных проявлений нервно-психической не­устойчивости военнослужащих, зачастую связанный с такими ее про­явлениями, как совершение преступлений и происшествий, показывает, что подавляющее их большинство приходится на долю военнослужа­щих, находящихся на начальном этапе службы и является крайним проявлением затрудненной адаптации или же полной неспособности адаптироваться к условиям военной службы. Необходимо отметить, что данные наблюдения касаются не только военнослужащих по при­зыву, но и других категорий военнослужащих, начинающих свою службу на новом месте, в новой должности ив других изменившихся условиях.

8 стр., 3905 слов

Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск

... к воздействию экстремальных факторов служебной, вахтенной и боевой деятельности военнослужащих и гражданского персонала. Главное внимание при этом уделяется военнослужащим, испытывающим трудности в период адаптации к воинской службе ...

 

3. Участие в реализации мероприятий формирования психологи­ческой устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой под­готовки войск.

Само по себе формирование профессиональных навыков и уме­ний владения боевым оружием, техникой, действий при выполнении служебно-боевых задач еще не означает формирования психологи­ческой устойчивости обучаемых, достаточной для успешного их вы­полнения. Характер выполняемых войсками служебно-боевых задач зачастую представляет сверхэкстермальные условия жизнедеятельности человека, которые имеют целый ряд специфических психотравмирующих факторов, способных полностью или же почти полностью изме­нить функциональные способности человека, нарушить его поведенче­ские реакции, вызвать негативные психические изменения и т.п. Моде­лирование этих психотравмирующих факторов (в максимально воз­можной степени на основе тщательного изучения механизма их воздей­ствия на психику военнослужащих) в ходе боевой подготовки войск и овладения военнослужащими соответствующими боевыми навыками и умениями должно способствовать формированию должной психологи­ческой устойчивости личного состава, выработке соответствующих психических реакций и прочных стереотипов поведения, способных

противостоять психотравмирующему воздействию на личность факто­ров боевой обстановки и служебно-боевой деятельности в экстремаль­ных условиях. Участие психолога в решении данной задачи заключает­ся, в первую очередь, в анализе и изучении всех возможных психотравмирующих факторов служебно-боевой деятельности и механизма их влияния на личность, а также в выработке на этой основе рекоменда­ций органам боевой подготовки и командирам подразделений по мо­делированию этих факторов на учебных занятиях, на стрельбище, в ходе занятий по огневой, тактической, специальной подготовке, в ходе проведения учений и тактико-строевых занятий.

 

4. Участие в реализации мероприятий формирования психологи­ческой устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой под­готовки войск.

Служебно-боевая деятельность подразделений и воинских частей внутренних войск в силу своих специфических особенностей может иметь зачастую высокую динамичность, характеризоваться частым и резким изменением оперативной обстановки. Кроме того влияние тех или иных заранее прогнозируемых психотравмирующих факторов может иметь совершенно особенный характер: они могут оказывать гораздо более интенсивное стрессовое воздействие и вызы­вать негативные изменения психических состояний военнослужащих вплоть до психогенных расстройств. В этих условиях особое значение приобретает целенаправленная психологическая работа по снижению негативного влияния на личный состав психотравмирующих факторов, своевременное выявление военнослужащих, в большей степени под­верженных их влиянию, оказание им психологической помощи и под­держки, реализация комплекса мероприятий по профилактике наруше­ний психической деятельности. Кроме того, в силу тех или иных при­чин, даже обычная повседневная воинская деятельность зачастую для определенной группы военнослужащих может носить повышенный стрессогенный характер. Одной их таких причин являются индивиду­ально-личностные качества, не способствующие успешности воинской деятельности и вызывающие тяжелые субъективные переживания усло­вий воинской службы. Именно снятие подобных переживаний, психо­логическая поддержка и психологическая помощь становятся необхо­димым условием сохранения психического здоровья данных военно­служащих, профилактики их отклоняющегося поведения как следствия неустойчивой нервно-психической адаптации.

11 стр., 5037 слов

Социально-психологическая структура воинского коллектива

... является социальным лидером. От уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. Многочисленные эксперименты военных психологов показали, что ... определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а ...

 

5. Организация мероприятий психологической реабилитации военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Данное направление работы является одним из элементов си­стемы восстановления боевой готовности воинских частей и подразделений, боеспособности личного состава после выполнения задач, как правило, связанных с непосредственным риском для жизни, потребо­вавших огромных затрат физических и психических ресурсов, В основе этой работы должны лежать уже реализованные ранее задачи, как то: изучение индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, психологическое обеспечение их адаптации к условиям служебно-боевой деятельности, снижение психотравмирующего влияния данных условий, а также обеспечение их реадаптации к обычным, нормальным условиям. Остроту самой проблемы психологической реабилитации как раз и определяет невозможность по тем или иным причинам пол­ностью реализовать те задачи социально -психологической работы, ко­торые были перечислены, а так же тем фактом, что психотравмирующее влияние боевой среды зачастую оказывает воздействие на лич­ность, выходящее за рамки возможностей психологического обеспече­ния деятельности военнослужащих в условиях риска для жизни и пол­ного устранения их психотравмирующего влияния.

4 стр., 1787 слов

Методология психологического исследования

1.Определение понятия наука. Наука это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Результатом научной деятельности может быто описание реальности, объяснение и предсказание процессов и явлений которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости. Идеалом научного поиска считается открытие ...

 

6. Психологическое консультирование военнослужащих и членов их
семей, проведение психокоррекционных мероприятий.

Эта задача предполагает индивидуальную работу с военнослу­жащими и членами их семей по оказанию непосредственной психоло­гической помощи с использованием методов психологического кон­сультирования по решению широкого спектра внутриличностных про­блем, восстановлению душевного равновесия и внутреннего психоло­гического комфорта, проблем межличностного общения и отношений с другими людьми, индивидуальную психокоррекционную работу по снятию негативных психических состояний, восстановлению психиче­ского потенциала личности. Большое значение в этой работе, которая проводится кроме всего прочего и в рамках решения тех задач, о кото­рых уже шла речь выше (психологическое обеспечение адаптации, профилактика нервно-психической неустойчивости, сохранение психи­ческого здоровья военнослужащих, психологическая реабилитация) имеет профессиональная подготовка психолога, владение им основами психотерапии, методами и техниками психокоррекции и оказания пси­хологической помощи.

 

7. Изучение, анализ и прогнозирование развития социально-
психологических процессов в воинских группах и выработка предложений
по поддержанию здоровой морально-нравственной атмосферы, практи­ческая реализация мер социально-психологической профилактики нега­тивных тенденций в межличностных взаимоотношениях военнослужащих.

Особое значение в общем, комплексе задач психо­логической работы имеет обеспечение здорового морально-психо­логического климата в воинских подразделениях, который является одним из важнейших условий успешности воинской деятельности, со­циального самочувствия военнослужащих. Проблема здоровых морально-нравственных отношений между военнослужащими, сплочен­ности подразделений во многом решается путем мониторинга соци­ально-психологических процессов, которые развиваются внутри воин­ских групп стихийно и нуждаются в своевременной коррекции в случае их развития в неблагоприятном направлении. Данная работа позволя­ет выявить микрогруппы и их направленность, неформальных лидеров и качества, позволяющие им определять те или иные процессы в под­разделениях, а так же условия, от которых зависит направленность ли­дерства и стиль межличностных отношений в подразделениях. На этой основе разрабатываются рекомендации и конкретные меры управления происходящими внутри воинских групп процессами и коррекции меж­личностных отношений, направленные на создание здорового соци­ально-психологического и морального климата в подразделениях.

2 стр., 835 слов

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1.ДОБРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ 1.1 Особенности добрачного периода как института человеческих взаимоотношений ………………………………………………………………...5 1.2 Специфика добрачного и предбрачного консультирования ………………9 1.3 Виды добрачного консультирования …………............................................10 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...

 

8. Выработка предложений и психологическое консультирование по вопросам управленческой деятельности командиров и органов военного управления, организация их психолого-педагогической подготовки, рас­пространение социально-психологических знаний.

В соответствии с принципом единоначалия решение большого круга вопросов, связанных с психологическим обеспечением и поддер­жанием высокого уровня морально-психологического состояния лич­ного состава реализуется на основе решений командиров (начальников) и в ходе непосредственной деятельности органов воен­ного управления. Эффективность принятых решений и их успешная реализация во многом будут зависеть от наличия и полноты необхо­димой социально-психологической информации о состоянии подраз­делений и воинских частей, о протекающих внутри воинских групп со­циально-психологических процессах, о наличном уровне социального самочувствия военнослужащих, их психических состояниях и психоло­гической готовности к успешной служебно-боевой деятельности. Дан­ная информация должна иметь вид конкретных предложений психоло­га, которые могут быть учтены при принятии управленческого реше­ния в соответствии с реальной морально-психологической обстанов­кой, и иметь направленность в том числе и на решение имеющих место проблем с. уровнем социального самочувствия и психических состоя­ний военнослужащих, способствовать поддержанию должного уровня психологической готовности личности состава к выполнению задач. Наличие определенных данных об индивидуально-личностных особен­ностях военнослужащих позволяет консультировать их непосред­ственных командиров в вопросах управленческой деятельности с целью наиболее эффективного использования их потенциала, психоло­гически правильной организации их деятельность, быта, межличност­ных взаимоотношений. Эта же работа предполагает и передачу опре­деленных психологических знаний командирам и другим офицерам, организацию их психолого-педагогической подготовки.

 

9. Участие в работе кадровых органов войск по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту и в изучении индивидуальных психологических качеств кандидатов на вышестоящие должности.

Изучение индивидуально-личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности кроме уже рассмотренного аспекта может иметь и стратегию участия психо­лога в кадровой работе по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту по принципу соответ­ствия их личностных качеств требованиям, предъявляемым к личности условиям военной службы вообще и конкретной воинской специаль­ности в частности. Решение данной задачи позволяет выработать соот­ветствующие рекомендации по назначению каждого конкретного кан­дидата на ту или иную должность (специальность), как в соответствии с его профессиональной подготовкой, так и в соответствии с выражен­ностью необходимых для выполнения обязанностей личностных ка­честв (их наличия или отсутствия).

Участие психолога предполагает работу, как по определению профессионально важных качеств, тре­буемых спецификой исполнения обязанностей по той или иной долж­ности (специальности), так и диагностику этих качеств и оценку степе­ни их выраженности у кандидатов на эти должности (специальности).

На этой основе вырабатываются соответствующие рекомендации кад­ровым органам, которые могут и должны учитываться при принятии кадрового решения.

 

Понятие о психологическом исследовании, его особенностях в условиях воинской деятельности.

Современное состояниеВС РК, свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов социально-психологической службы. В наших Вооруженных Силах потребность в создании единой социально-психологической службы назрела уже давно, однако реализация этой потребности стала возможной лишь в настоящее время. В штаты войсковых структур включены военные психологи, идёт процесс подготовки и переподготовки офицеров по этой специальности.

Основным видом деятельности войсковых психологов должно было стать и стало морально-психологическое обеспечение, которое характеризуется рядом черт:

1. Развитие морально-психологического обеспечения опирается на достижения современной психологической науки, обобщения опыта войн, службы и учёбы мирного времени, военный психолог обязан осознать, что повышению профессиональной компетентности способствует знание и умелое применение устоявшихся форм и методов работы с личным составом, знание отечественной психологии и следование её традициям.

2. На содержание морально-психологического обеспечения накладывает отпечаток воинская деятельность строго регламентированная требованиями воинских уставов, присяги, приказов старших начальников, что накладывает отпечаток на его содержание и организацию , отличая её от работы психологических служб в обычных условиях.

3. Свою деятельность войсковой психолог осуществляет как на практическом, так и на теоретическом уровне.

Основные задачи военного психолога:

-адекватное отражение, объяснениепрогнозирование социально-психологических процессов, явлений, состояний военнослужащих и воинских коллективов на основе достоверной информации полученной с помощью надежных методов

-социально-психологическое изучение повседневной деятельности военнослужащих и воинских коллективов, внедрение практических рекомендаций и непосредственной помощи военным руководителям, воинским коллективам , военнослужащим и членам их семей.

Любое психологическое исследование требует тщательной и дли­тельной подготовки, в ходе которой осуществляются:

1. Выделение темы и предварительное определение проблемы
исследования,

2. Подбор и анализ литературы.

3. Уточнение определения проблемы, гипотез и задач исследования.

4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

5. Выбор схемы организации и проведения исследования.

6. Подготовка и проведение исследования.

7. Обработка и анализ полученных в исследование результатов.

8. Формулировка на основе полученных данных выводов и
практических рекомендаций.

Практически почти каждый из названных этапов подготовки, организации и проведения исследования, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятельное, неза­висимое исследование.

Выделяют кроме эксперимен­та еще шесть видов психологических исследований:

1. Обзорно-аналитическое.

2. Обзорно-критическое.

3. Теоретическое.

4. Эмпирическое описательное.

5. Эмпирическое объяснительное.

6. Методическое.

Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изу­чение литературы по теме с последующим систематическим изло­жением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме. Основная задача со­стоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным опреде­лить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изуче­ния литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.

Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в описании экспериментальной работы.

Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитическое является наименее трудоемким. К нему предъявляются обычно следующие основные требования:

а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;

б) полнота списка изученной литературы;

в) глубина проработки первичных литературных источников в
содержании реферата;

г) систематичность изложения имеющихся литературных дан­ных;

д.) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность его
оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный
день библиографических требований.

В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касаю­щиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все во­просы, связанные с данной проблемой.

В качестве приложения обычно дается список проработанной литературы.

Обзорно-аналитическое исследование может носить критичес­кий характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Крити­ческий анализ может содержать и собственные размышления авто­ра реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критичес­кой и конструктивно-теоретической частями работы.

Теоретическим называется исследование, в котором, кроме об­зора и критического анализа литературы, имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение по­ставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения ис­пользуемых понятий и логичность, непротиворечивость рассужде­ний.

В основу эмпирического, или опытного, исследования положены

не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как пра­вило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не пред­полагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании по­добного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отличие эмпиричес­кого исследования от экспериментального. Если, например, уче­ный ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учебный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно развивающий характер, то такое исследование становится психолого-педагогическим экспе­риментом.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяс­нительным. В исследовании первого типа опытным путем добыва­ются и описываются некоторые новые факты, касающиеся мало­изученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объ­яснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

В особую группу выделяются так называемые методические ис­следования. Их основная цель заключается в том, чтобы разрабо­тать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности некоторую новую пси­ходиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если создаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, пра­вила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретичес­кое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Методика, формы и методы реализации полученных результатов психологических исследований.

Основнымиметодами деятельности военных психологов являются психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение, развитие и просвещение, пси­хогигиена и психопрофилактика. Исходя из содержания деятельно­сти психологической службы выделяютсяфункции практического психолога: информационная, консультативная, экспертная, проектировочная, норматив­но-стандартизирующая, техническая, психодиагностическая, психотерапевти­ческая, обучения и т.п. В технологическом плане все разнообразие деятельно­сти психологов сводится к двумуровням предполагающим осуществление основных целей деятельности военного психолога:

а) теоретическому (цель » психологическое изучение и описание объекта исследования, прогнозирование его развития);

б) практическому (цель — психологическое управление объектом).

Выделенным уровням соответствуют двеформы деятельности экспертное обслуживание населения и коррекционное обслуживание.

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определённая совокупность методов (приёмов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приёмы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных – обсервационные метода (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приёмы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.); к при1мам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.

 

Организационные методы

Сравнительный метод – (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы-исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных.

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

 

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

 

Психодиагностические методы

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого качества (свойства) личности.

Тесты достижений – одна из методик психодиак6ностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта – методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности – совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные – методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) – совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путём речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надёжен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

Так же выделяют и другие методы психологического исследования:

Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

Формирующие методы. Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

преобразующий эксперимент,

психолого-педагогический эксперимент,

формирующий эксперимент,

экспериментально-генетический метод,

метод поэтапного формирования и т.п.

Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

Все эти методы и методики психологического исследования используются военным психологом для изучения психических состояний военнослужащих, психологического состояния воинского коллектива, для проведения коррекционной работы и улучшения психологического климата в коллективе.

 

 

Преподаватель военной кафедры: