5.Принцип доступности его псих.Основы.Пути реализации

1.понятие форм и средств обучения. Развитие –личное развитие человека. Обучение –целенаправленное воздействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи воспитания и развития личности. Результаты обучения- в узком смысле является знаний и навыков. Знание: понимание и сохранение в памяти абстрактных и конкретных средств о явлениях. Умения способность воспользовать действия, опираясь на знания. Навыки автоматическое умение

2.практические методы обучения,псих.основы.Метод обучения-это способ совместной деятельности учителя и учащихся для решения учебно-воспитательной задачи.В практические методы входят упражнения,опыты,лабораторные работы.Упражнение используется на этапе закрепления материала.Правила использования методов обучения:1.не существует универсального хорошего единственного метода обучения,2.в процессе обучения нужно использовать комплекс методов.

3.наглядные методы и средства обучения.Входят иллюстрации и демонстрации.Иллюстрация-1.в поле зрения ученика должно быть не более 1-2 пособий одновременно,2.показ пособий должен сопровождатся словами учителя.Фильм,демонстрация-1.должен также предваряться словом учителя.

4.домашняя работа как форма обучения.методика ее организации. Смотри по опорному сигналу, принцип опорного сигнала в 1 семинаре

6.самостоятельная работа в процессе обучения. Смотри по опорному сигналу, принцип опорного сигнала в 1 семинаре

7.принцип учета возрастных индивидуальных особенностей обучения.в дидактике существует непостоянное число принципов.одним из них является принцип учета возрастных особенностей(классич.принцип).Наличие в психике у подростков критически-логического барьера восприятия может помешать им усваивать тот материал,который не предназначен для их возраста и особенностей понимания.В 12 лет у ребенка обнаруживается так называемый «интеллектуальный провал»,а вот в период с 15 до 18 лет у молодых людей появляется высокий этический барьер восприятия.

8.принцип науки и его реализации.Принцип –это руководящая идея.На основе принципа строится процесс обучения.

9.словестные методы обучения,псих.основы.Подразделяются на рассказ,беседу,(Сократ)лекции.Беседа –это цепочка взаимосвязанных вопросов,каждый из которых стимулирует к новому вопросу,а ответ-в конце беседы.Противопоказания(беседа)-заранее не планировать вопросы,подготовку учкеников(запас знаний),объяснение=рассказ,Лекция-1.ограничение по времени,2.на этапе обобщения материала(крупной темы)

10.Принцип прочности и его основы.

! обеспечивается: -содержательностью материала, ощущением важности, его необходимости для общения

10 стр., 4906 слов

Концепция деятельности Проблемное обучение как метод развития познавательной активности учащихся

Развитие познавательной активности и мотивации изучения физики у учащихся. Вольф П.О.учитель физики МОУ СОШ № 17 г. Твери Содержание стр. 1.1. Введение…………………………………………………………………...3 2.1. Концепция деятельности…………………………………………………..9 3.1. Проблемное обучение как метод развития познавательной активности учащихся……………………………………………………………………9 3.2. Активизация познавательной деятельности при решении задач ...

— яркостью материалов (напр: создание живых образов, установление ассоциаций, аппеляция к чувствам и мышлению Уч-ся)

— тренировокой в воспр-и усваемого мат с включением зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов

— самост творч применением мат при решении ком задач во всех видах реч д-ти

— сист контролем за усвоением мат

Рогова:

  1. при ознакомлении с нов мат показывать его важность для общения
  2. установите разл связи, кт затрагиваю мысли и чувства уч
  3. обеспечьте встречу, неск раз, к усваеваемым мат, в разн контекстах
  4. установите обр связь с помощью разл форм и видов контроля
  5. проведите системат-ю яз мат на основе реч опыта

11.Проблемное обучение

Опирается на понятие – задача и действие. Проблемная задача, кт ставится Уч, явл той познавательной задачей, кт ученик должен решить. Познават задача х-ся противоречием м\у имеющимися знаниями. Умениями и предъявляемым требованием. Проблемная ситуация м.б.в рамках изучения любого уч.предмета. Главное, чтоб она вызывала у У стремление к поиску ее решения, путем анализа условий и мобилизации имеющихся знаний.

Пробл. обуч-е способствует самост-ти, творческому мышлению, разв умств способностей. Используется в ВУЗах, в чистом виде не исп-ся в шк.

Пробл обуч-е – это обуч-е решению нестандартных задач, в ходе кт У усваивают новые знания, умения, навыки.

Суть проблемной интерпретации учебного материала — препод не сообщает знаний в готовом виде, но ставит проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Пробл обуч-е можно назвать развивающим, т.к. его цель – это форм-е знаний, гипотез, их разработки и решений.

3 условия успешности пробл обуч-я: 1) обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, 2) обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного), 3) значимость инф, получаемой при решении проблемы.

11 стр., 5386 слов

Основные принципы организации психодиагностического процесса

Методические основы организации психодиагностического процесса Предварительная подготовка к психодиагностической процедуре Учет типологии исследовательских данных при подборе диагностических средств, обеспечение достоверности результатов диагностики Этические основы организации психодиагностики в условиях психологической практики Основные принципы организации психодиагностического процесса ...

В совр П 3 осн формы проблемного обуч-я: — проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара, — частично-поисковая д-ть при выполнении эксперимента, на лаб работах, — самост исследов-ая д-ть

Проблемный метод предполагает след шаги: пробл ситуация→проблемная задача→ модель поисков решения→решение.

12.Технологии обучения в современной школе

13.закономерности процесса обучения. Этапы процесса обучения: Связан с процессом познавательной деятельности. Созерцание-рассматривать, изучение ( процесс сам. Исслед. – объяснение, учитель дает готовые задания.

Процесс обучения: 1. мотивация (внешние побудители,стимулы. Постановка целей 2 объяснение нового материала(совместная деятельность 3 закрепление материала 4 опрос-оценка учителя . Принцып- руководящая идея. На основе принцыпов строиться процесс обучения. В дидактике непостоянное число принципов.

1. Нгалядность-нвидит информацию

2.Воспитывающее и развивающее. Знание по предмету-формирование личности. Псих. Разрабатывают теории,которые показывают,как ребенок усвоил материал.

3.Сознатеольность и активность-активное обучение.

14.принципы и правила обучения.принцип –это руководящая идея,на основе которой строиться процесс обучения.В дидактике существует непостоянное число принципов.самые главные из них:

1.принцип наглядности.разработан педагогом Яном Амосом Каменскими предполагает,что в учебном процессе следует использовать такие средства обучения которые позволяют не только услышать,но и увидеть информацию наглядно.

2.принцип воспитывающего и развивающего характера обучения.Знание по предмету есть средство формирования личности ученика.Психологи разрабатывают теории,кот.показывают как ребенок усваивает материал.Автор этой теории Занков.Развитие интеллекта начинается с работы с конкретным материалом.Этот принцип учит анализировать материал.*ребенок –это не сосуд,кот.нужно заполнить знаниями.*Учитель должен иметь представление о психологии.

5 стр., 2474 слов

74. Основные функции процесса обучения и принципы

Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, ...

3.принцип сознательности и активности обучения.Если обучения пассивно-оно становится неинтересно.Этап мотивации обеспечивает активность ребенка.Нужно чтобы учитель владел приемами активизации познавательной деятельности.

Правила обучения.(приемы)1.стимулирующая новизна-использование фактов,кот.вызывают удивление.2.видеть новое в знакомом.,(прием отстранения и странности)3.прием мотивации значимости вашего предмета(*вы сейчас не знаете,но к концу урока узнаете)4.принцип индивидуальности .ВасВас.Розанов разработал эти принципы,возвратил в педагогику философ.базу.Этот принцип предлагает сохранение ив материале ,и в ученике индивидуальности *личность-цель образования*,Если школы не учитывают принципы индивидуальности,то возникает процесс обучения вообще.Учитель должен увидеть изюминку в каждом ученике.5.принцип учета возрастных индивидуальных особенностей обучения.в дидактике существует непостоянное число принципов.одним из них является принцип учета возрастных особенностей(классич.принцип).Наличие в психике у подростков критически-логического барьера восприятия может помешать им усваивать тот материал,который не предназначен для их возраста и особенностей понимания.В 12 лет у ребенка обнаруживается так называемый «интеллектуальный провал»,а вот в период с 15 до 18 лет у молодых людей появляется высокий этический барьер восприятия. Принц обуч – наиб общие руководящие положения, в кот выражены требования к содерж-ю, организ-и, технологии и методике обуч. ПО подразумевает те положения общеметодич хар-ра, на кот опирается обуч и учение вообще. Различ дидактич (общие) принципы и методич (частные).

Впервые дид пр сформулир Яном Амосом Каменским в его книге «Великая дидактика»:1) пр сознательности и активности; 2) наглядности; 3) постепенности и систематичности знаний;4) упражнений и прочного овлад-я знания и навыками.+ п-п научности+ п-п доступности+ п-п индивидуального подхода+ п-п развив-его обуч . сознательности и активности заключ в целенаправл активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Вытекает из целей и задач средней школы, призванной готовить активных и самост членов общ-ва, а также из ос-тей процесса обуч, требующего осмысленного и творч подхода к изучаемому материалу. Сознат усвоение хар-ся: пониманием изученного, осознанием путей получения нового знания, умением применять знания. Активность — деятельное сост уч-ся, кот хар-ся стремлением к учению, умствен напряжением и проявл-ем волевых усилий в проц овлад-я знаниями. Такую активность уч-ся в обуч наз познавательной активностью. П-п наглядности усвоение уч-ся знаний путем непосредств наблюдений над предметами и явл-ями, путем их чувственного восприятия. Хар-р и степень исп-я наглядности различны на разных этапах обуч. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоских чертежей).

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со сво-им руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечива-ющими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она является функцио-нальной подсистемой РСЧС. Медицина катастроф – самостоятельная отрасль медицины, использующая организационные ...

П-п постепенности и систематичности знаний Излагать знания систематически — значит при изуч-и нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формир-ть у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изуч явл-я и факты. П-п упражнений и прочного овладения знания и навыками Прочность усвоения мб обеспечена четким выдел-ем главного в уч материале, выявлением внутр и внешн связей изуч материала П-п научности Образоват материал, составляющий содержание шк обуч, должен в определ мере соответствовать ур-ню совр науки. П-п доступности объем и содерж-е учебного материала по силам учащимся, соответств ур-ню их умств разв-я и запасу знаний, умений и навыков. П-п индивид подхода. адаптация обучения к содержанию и уровню знаний, умений и навыков каждого учащегося, к хар-ным для него ос-тям проц усвоения, к устойчивым ос-тям его личности. Принцип развив-го обуч Выгодский: обуч определ разв-е, — обуч обеспеч овлад-е не только содержанием знаний, но и методами, спос-ми их приобрет-я.

15.пути преодоления неуспеваемостей.метод опережения.Этот метод используется для экономии времени.Детям не хватает времени для усвоения нового трудного материала. Надо давать больше времен и дольше работать. Надо опережать программу и по- другому строить урок. Опережение результата. При подаче материала нужно немного забегать вперед, чтобы ученикам в дальнейшем было время усвоить материал. Сами ученики могут нагнать программу. Им могут объяснить материал их же одноклассники. Результат: Спокойная деловая обстановка, у учеников исчезает страх ничего не успеть. Ученики- союзники учителя. Происходит усвоение новых тем, никто не отстает от программы, исчезают пробелы в знаниях

5 стр., 2047 слов

Психодиагностические методы исследования личности

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.Метод исследования личности 4 (тест «Мотивация педагогической деятельности») 4 2.Метод исследования личности ( Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн) 6 3.Метод исследования личности (методика Ф. Хоппе) 7 4.Метод исследования личности (методика ТАТ) 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 ВВЕДЕНИЕ При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются ...

16.функции процесса обучения.процесс обучения-это целенаправленные взаимодействия

детей и учителя ,в ходе которого решается задача обучения,воспитания и общего развития личности.Результатом обучения в узком смысле являются приобретения людьми знаний ,умения и навыков.Знание-это сохранение в памяти абстрактных и конкретных представлений о предмете.Умение-способность выполнять какое-нибудь действие ,опираясь на правила.Навыки-автоматизированное умение.Функциями самого процесса обучения являются 1.представление о предмете,2.объяснение(учитель дает готовые знания),3.автоматизация умений. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в рез. кот. у обучающегося формируются определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой).

Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)

Ф-ии обучения.

1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема)

Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.

10 стр., 4667 слов

Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА   на тему: «Использование нетрадиционных уроков как способ развития интереса к учебе младших школьников»     Автор квалификационной работы __________ Жукова Ксения Дмитриевна Личная подпись   Руководитель __________ к.пед.н.доц. Щербакова Елена Викторовна Личная подпись     Квалификационная работа выполнена с оценкой __________ Дата ...

2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение)

Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы).

Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности. Образовательные: — сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями — указать на связь строения с выполняемыми функциями.

Воспитательные: — продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями;

— продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.

Развивающие: — продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей.

Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч.

1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у.

2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием.

3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности рез. обучения.

8. Принцип связи обучения с жизнью.

9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся. Принцип наглядности.

Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»

Виды наглядности по линии возрастания их абстраутности:

1. Естеств. наглядность

2. Экспериментальная (опыты, эксперименты)

3. Объемная (модели, макеты)

4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.)

5. Звуковая

6. Символическая или графическая (графики, схемы)

7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У)

17.Понятие методов и приемов обучения.Классификация методов

Восп-е – это часть пед д-ти. Когда восп-е осущ в рамках ЦПП – восп-е – в узком смысле. В — Широк смысл – это воздействие об-ва на личность. Узк смысл – спец-но орг-нная д-ть педагогов и воспитанников по реализации целей по восп-ю и образованию.

Методы В – конктретн пути влияния на сознания, чувства, поведение воспитанников для решения пед задач в совместной д-ти и общении с педагогом, воспитателем..Выбор и осущ методов определяется в соотв-и и с пед целями, кт ставятся с учетом специфики общест-воспит среды, возрастом, инд особенностями, уровнем воспитанности в конкретных коллективах.Методы В – реализуются ч\з д-ть педагога-воспитателя. Средства В – могут влиять на личность и вне д-ти педагога (книга, фильм, спектакль) предметы мат и духовн культуры, кт используются для решения пед задач.! при осущ восп работы и выборе методов В – опора на психологию воспитанника→ методы В – это психолого-пед воздействие на сознание и поведение воспитанника. Они д. опираться на эмоц., деятельностно-практическую сферу личности. ! пед эффект возникает только ч\з эффект психологический.Пед ценность метода В закл.в том, что метод – важнейш источник обратной инф. (позволяет педагогу диагностировать сост восп-я, прогнозировать направление развития личности)

Формализованная структура метода сост из сущности и назначения прямых и косв функций сферы применения, средств, форм.Для практ работы педагога важна классиф-я методов:

1. М убеждений: убеждение, внушение, доказательство (для форм-я взглядов, понятий, представлений воспитанников, для оперативного обмена инф) убеждение – разностороннее воздействие на разум, чувства, волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.! В завис от направленности пед воздействия убежд м выступать и как док-во (разум) и как внушение (чувства).Эфф-ть методов зависит от соблюдения ряда пед требований: 1. высокий авторитет педагога 2. опора на жизн опыт воспитанников. 3. искренность, конкретность, доступность убежд. 4. сочетание убежд и практического приучения. 5. учет возрастных и инд особенностей воспитанников. Беседа как методич прием реализации метода убеждения.

2. методы упражнений (приучения): помогают орг-ть д-ть activity учеников, стимулировать позитивные мотивы д-ти. Х-ны упр, разл виды заданий в виде поручений, показ примера, создание ситуации успеха. Упр – планомерно-орг-е выполнение воспитанниками ряда действий, практ дел с целью форм-я и развития их личности.

Приучение – орг-я планомерного и регулярного выполнения воспитанниками опр действий с целью форм-я хор привычек.

Упр – занимает б. место в обучении, т.к. лежит в основе форм-я умений и навыков.

Как метод воспитания упр исп-ся для решения задач. ! без сист применения упр нет эфф-ти восп работы.В практике воспитательной работы есть 3 типа упр: 1) упр в полезной д-ти (цель – выработать привычки в труде, в общении со сверстниками и со старшими, главное – польза у. осознаваться воспитанниками) 2) режимные упр. Пед эфф-ть в хорошо орг-ном режиме. Соблюдение оптимального режима в семье, уч.заведении→приводит к синхронизации психо-физических реакций организма с внешн требованиями→сказывается на рез д-ти воспитанника (+но) 3) спец упр. тренировочный х-р, цель – выработка и закрепление умений и навыков.

! в уч процессе все упр специальные, в восп пр – это упр и приучение к выполнению элементарных правил поведения. В восп пр.эти спец упр исп-ся для преодаления недостатков.

3. методы стимулирования: помогают дополнительно стимулировать \влиять и усилить д-е др методов. Напр: соревнование, поощрение, наказание, перспектива, общ мнение.

Соревнование – стимулирует достижение высок рез, развитие инициативы и ответственности. главное – не перерасти в конкуренцию (первенство любой ценой) д.б. проникнуто духом взаимопомощи, доброжелательности. Применяется когда надо нацелить классный кол-в для решения опр восп задачи. Формы соревнования: творческий конкурс, выставки, смотр худ самод-ти.Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении, содержит общ признание того действия, отнош, кт избраны и реализуются воспитанником. Не д.б. частым, д.б. принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка со стороны общ мнения.

Наказание – корректирует поведение воспитанника, порождает потребность изменить свое поведение, задуматься. Не д. причинять морального унижения и физ страдания.Пед требования: ! нельзя наказывать наспех без достаточных док-в, данных, ! нельзя наказывать за неумышленные поступки, ! строго соблюдать пед такт, ! сочетать наказание с убеждением, ! иметь понимание и поддержку общ мнения.Перспектива – выдвижение перед воспитанниками увлекательных, значимых целей.Ввел Макаренко, выделил 3 перспективы: ближняя (важна на начальном этапе, «непосредственная радость завтрашнего дня»), средняя (ожидаемое событие, несколько отодвинутое во вр), дальняя (жизн планы, связан с сознательн выбором профессии, поиском жизн призвания).! главное – непрерывная смена на нов перспективы, пост расширение, нельзя допустить остановки развития кол-ва.Общественное мнение – в виде обсуждения и принятия кол-ного решения. Средства инф, печатные органы отд класса, работа имеет сист х-р, по рез обсуждения → конкретн решения.

4. методы оценки и самооценки: оценка, помощь в само регуляции поведения воспитанников. Напр: замечания, критика, контроль, анализ, самокритика, самоконтроль.

Совершение восп процесса требует его пост анализа и объективной оценки→ чтобы руководить кол-вом пед должен постоянно изучать д-ть и поведение учеников.

18.принцип нагладности,связь с жизнью,псих.основы..принцип наглядности.разработан педагогом Яном Амосом Каменскими предполагает,что в учебном процессе следует использовать такие средства обучения которые позволяют не только услышать,но и увидеть информацию наглядно.наглядные методы и средства обучения.Входят иллюстрации и демонстрации.Иллюстрация-1.в поле зрения ученика должно быть не более 1-2 пособий одновременно,2.показ пособий должен сопровождатся словами учителя.Фильм,демонстрация-1.должен также предваряться словом учителя.

19.Урок.Требования к нему

Основная задача урока – объяснение уч материала учителем: доступно, интересно, контроль за работой класса и отд учащимися, опрос.

Преимущества: усвоение материала частями, последоват-но, планомерно, чередование умств и физ д-ти, строгая орг структура, жкономия средств гос-ва, благопр предпосылки взаимообуч-я учащихся и коллективной последовательности д-ти, воспитание чувства коллективизма.

Недостатки: оставление отстающих на повторный курс, ориентация на среднего уч, темп прохождения программы зависит от умственных способностей учеников, затруднения в инд подходе, т.к. работа по усвоению мат.– в общем темпе.Типы и структура уроков: зависят от дид целей, содержания урока, методики иего проведения, ! есть необходимость классиф-и уроков для выявления общего.Основные типы уроков:урок закрепления знаний,урок-изучение нового,урок комплексного применения знаний,урок обобщения и систематизации знаний,урок-контроля ,оценки и коррекции знанийУрок изучения нового.Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.Урок закрепления знаний. Имеет целью выработку умений по применению знаний.Урок комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условияхУрок обобщения и систематизации знаний. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями,умениями и навыками Различн подходы к классиф-и уроков, в завис от того, какие признаки берутся в основу.

Классиф-я, исходя из дидактич цели: (Огородников, Казанцев) 1. урок усвоения нов. Знаний 2. урок комплексного применения знаний 3. урок обобщения + систематизации знаний 4. урок-проверка 5. комбинированный урокКлассиф-я по цели орг-и занятий и способу проведения урока: (Махмутов) 1. урок-лекция 2. у-беседа 3. киноурок 4. у-самост работаКлассиф-я по этапам учебного процесса: (Иванов) 1. вводный урок 2. у первочного ознакомления с материалом 3. у усвоения нов знаний 4. у навыков 5. закрепление и повторение 6. контрольный урок 7. комбинированный урок! в совр шк для практич цели чаще всего исп-ся классификация Щукина, Болдарева, Есипова в основе кт признак – дид цель. 1. у изучения нов материала 2. усвоения умений и навыков 3. практического применения знаний 4. проверки и контроля 5. комбинирован у.Почему? – позволяет четко определить цель и структуру каждого урока.

Наиб распростр тип – комбинирован у., кт объединяет несколько дид задач и включает след этапы обуч-я: — организационный, проверка д\з, опрос, изложение нов мат, первичное закрепление, д\з.

Структура урока=внутр строение – сост из совокупности элементов, кт нах в тесной взаимосвязи и обеспечивают целостность всего урока. Определение структура урока зависит от типа у., его целей, содерж. материала, принципов, методов, средств, уровня подготовки и развития уч-ся, от места урока в общ сист уроков по данному разделу, теме.Сер 70х – уменьшается интерес к шк урокам в Р – появляются нестандартные уроки= импровизированный у., имеющ нестандартную структуру. Напр: у-погружение, делов\ролев игра, пресс-конференция, соревнование, у-зачет, групповой у.

В нестанд уроках решаются многие дид проблемы: мотивация учения, макс. реализация развивающего и воспитывающего потенциала предмета, сотрудничество У и Уч, м\у учениками, преодоление перегрузки школьников.!!! активны все, кажд имеет возможность себя проявить, весь класс – творч кол-тив.

3 осн части любого типа урока: 1) орг-я работы (не б 3х мин), ознакомление с целью, темой работы 2) усвоение, закрепление, применение знаний, контроль, опрос (35-40мин) 3) подведение итогов и д\з (2-3мин)! некотр структурные эл урока могут менять последоват-ть, но нельзя менять 3 осн эл.Эфф-ть ПО зависит от не статичности уроков и от того, насколько удачно У совмещает уроки с др ФО.(доп и вспомогательными) некоторые из этих ФО разв-ся параллельно с уроками, др. взаимосвязаны и адаптированы с учетом возраста.

Как строится урок.1.на уроке учитель решает разные задачи взависимости от чего определяется тип урока.а)объяснение нового материала,б)урок закрепления материала,в)контрольные,проверочные работы.Ведущая форма-комбинированный урок:1.оргмомент(перекличка,приветствие)2-3мин,2.проверка д/з-фронтальный опрос(всего класса),3.объяснение нового материала,4.закрепление,5.даете дом.задание. Урок— осн форма обуч, кая хар-ся: рамки во врем, пост состав, на изуч 1 тему, творец и организатор -У. Классиф: изуч нов матер, совершенств ЗУ, обобщения, комбинир, контр и коррекц. Комбинир: (распр) жесткая структ (3-4 мин – организ мом, 12-15 – проверка зн, 15-20 – изуч нов мат, 5- закрепл, 1- д/з).

Нов матер: цель— передача объемн матер; структ: организ начало, постановка целей и задач, объясн нов, Д/з с коммент, подвед итогов. Совершенст: организ, цели и задчи, упр, подвед итогов, Д/з с коммент, коррекция зн. Обобщ: цель— научить переносить приобрет опыт в нов усл и сит; организ, цели задчи, повтор матер (дискусс, беседа).

Конт-ля: цель— насколько усвоили; организ, цели задчи, оценивание у. Цель урока— у-кам ее надо объясн, она д/б целью у. У сами должны формулир цели урока.

К нетрадиц формам орг-и урока относ: урок-лекция, у-беседа, кино-урок, урок смешанный (соч-е разл видов урока), у-ролевая игра (урок-конкурс деловых людей, интервью, поле чудес и т.д.).

Нетрадиц-му уроку присуща вариативность структуры, он основан на творч-ве, импровизации, взаимодействии уч—ка и уч-ля при их увлечённости совместной творч деят-ю. Такие уроки развив мышление, оперативную деят-ть, вырабатывает умение действ-ть. Возм-ти модернизации урока связаны с сочетанием традиц-х и нетрадиц-х форм урока

20.принцип сознательности ,активности обучения.псих.основы. 3.принцип сознательности и активности обучения.Если обучения пассивно-оно становится неинтересно.Этап мотивации обеспечивает активность ребенка.Нужно чтобы учитель владел приемами активизации познавательной деятельности.

21. Сущность процесса обучения

Признаки: — целенаправленность ,-двусторонний характер. Двусторонний характер предполагает активизацию познавательного интереса. 1. ребенок НЕ должен учиться с интересом, а ОБЯЗАН — авторитарный подход. 2. Познавательный интерес. Ребенку нужна активность, надо знать средства познавательного интереса. -продолжительность процесса обучения, — систематический подход.. Этапы процесса обучения: Связан с процессом познавательной деятельности. Созерцание-рассматривать, изучение ( процесс сам. Исслед. – объяснение, учитель дает готовые задания.

Процесс обучения: 1. мотивация (внешние побудители,стимулы. Постановка целей 2 объяснение нового материала(совместная деятельность 3 закрепление материала 4 опрос-оценка учителя .

Виды обучения: -догматическое, — исследовательский вид, -проблемное, -программированное

Принцып- руководящая идея. На основе принцыпов строиться процесс обучения. В дидактике непостоянное число принципов.

1. Нгалядность-нвидит информацию

2.Воспитывающее и развивающее. Знание по предмету-формирование личности. Псих. Разрабатывают теории,которые показывают,как ребенок усвоил материал.

3.Сознатеольность и активность-активное обучение

22.Метод организации учебной экскурсии.

Экскурсия, доп занятия+консультация, кт проводятся инд-но – восполнение пробелов, (д\з закрепляет знания, развивает самост-ность, форм-ет потребность к самообр-ю), практикумы в лабораториях, мастерских – способствуют практич использованию знаний, семинары – самост д-ть.

23.Принцип систематизации и последовательности,психосновы.

24.Понятие образования.Базовое и дополнительное образование.Стандартное об-е. Закон РФ «Об образовании»Образование (процесс поиска и усвоения человеком знаний, навыков и умений. Это некий уровень теоретической и практической подготовки человека) (заключает в себе сист научных и культ ценностей, накопленных предш поколением; процесс и рез.усвоения опред сист знаний и обеспечение на этой основе соотв уровня развития личности).Может рассм-ся с 2х взаимосв позиций. 1) относит рез процеса об, выраж-ся в сист знаний, умений, навыков. 2) непрерывн процесс изм-я, развития, соверш-я сложившихся сист знаний. В совр Д вводятся разл виды знаний, кт х-ют качественные х-ки их усвоения. 3 вида знаний: 1) знания фактов, 2) знания о способе их применения, 3) знания мировоззрения, оценок.Закон РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

25.методы проверки и оценки.функции и виды контроля.Методы проверкиЦепочка.Сначала учитель проверяет тетрадь одного ученика, потом этот ученик проверяет тетрадку следующего ученика. После того, как он ее проверил, он уходит домой, а ученик, у которого проверили тетрадь, проверяет тетрадь другого ученика и так по цепочке, пока не будут проверены все тетради.б) Опрос у доски.Можно написать задание на доске перед началом урока, а потом закрыть его, чтоб ученики не видели. Доска с крыльями и приступами дает возможность опросить до 6-8 учеников сразу.в)Магнитофонный опрос.Ученик подходит к магнитофону и начинает рассказывать задание. Например: Учитель просит ученика произнести определенные слова. Ученик их произносит, ведется запись его ответа. После этого учитель может послушать запись и дать послушать ученику, чтоб ученик сам увидел и исправил свои ошибки.г) Тихий опрос.В этом методе присутствует полугласность и доверительность. Учитель корректирует ответ ученика сразу и объясняет его ошибки. Контроль уходит за кадр, а на первом месте — активный трудовой настрой.д) Маленькие учителя.Сами дети проверяют магнитофонную запись. Объективность оценки.е) Листы взаимоконтроля.Листы взаимоконтроля даются после большой пройденной темы. 2 варианта:1.Готовые листы для письменного контроля.2.Устный опрос.На первом уроке, перед проверкой, учитель объясняет материал и самое главное: учитель отвечает на вопросы учеников.На втором уроке ученики пишут или отвечают. Те, кто не справился, отвечают потом.Этот метод воспитывает в учениках обязательность, исключает мысль об избирательности подготовки к уроку.

ЗЫ: . Методы обучения.

Метод, от греч. путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Выступает как упорядоченный способ деят-ти по достижению уч.-воспит целей.

Отражает: 1. Способы обучающей работы У и способы учебной работы у в их взаимосвязи.

2. Специфику их работы по достижению различ целей обуч.

Методы обуч. – способы совмест. деят-ти У и у, направленные на решение задач обуч.

Ксассификация: 1. Метоты работы У (рассказ, объяснение) и методы работы у (упр., самост. работа)

2. По источнику получения знаний.

А)Словестные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед у проблемы и указать пути их решения..

Рассказ – устное повествовательное изложение уч. материала.

Требования: содержать только достоверные факты, включать достаточно ярких и убедительных примеров, фактов, им. четкую логику изложения, быть эмоциональным, излагаться простым и доступным языком, отображать элементы личной оценки У.

Объяснение.- словесное истолкование закономерностей, существ. св-в изуч. объекта, явл.

Требует: точного формулир-я задач, послед. раскрытия причинно-следств. связей, аргументации и док-в, использования сравнения, сопоставления, привлечения ярких примеров, безукоризненной логики изложения.

Беседа – диалоговый метод обуч-я, при кот. У путем постановки тщательно продуманной сист. вопросов подводит учеников к пониманию нов. материала.

Вводные, беседы-сообщения, закрепляющие. Индивид., фронтальная.

Преимущества: активизирует уч.-познават. деят-ть, развив. память и речь, им. большую воспитат. силу, явл. хорошим диагностич. средством.

Недостатки: много времени, содержит элемент риска, необходим запас знаний.

Дисскусия основана на обмене взглядов по предмету.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала.

Работа с учебником. Приемы: конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование. рецензирование, составление справки

Б) Наглядные.

Методы, при кот. усвоение уч. материала находится в существенной зависимости от применяемых в проц. обуч-я наглядного пособия и тех. средств. Используются во взаимосвязи со словесными и прктич. и предназначаются для наглядно-чувств. ознакомления с явл., проц.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам плакатов, таблиц, карт, плоских моделей.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, тех. установок, кинофильмов.

Условия: 1.применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся. 2.наглядность должна использоваться в меру. 3.наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все у хорошо видели демонстрируемый предмет. 4.необходимо выделять при показе. 5.детально продумывать пояснения. 6.наглядность должна быть согласована с содержанием материала. 7.привлекать самих у к нахождению желаемой инф-ии в наглядном пособии.

В) Практические основаны на практической деятельности у, в рез. кот. формируются практические УН.

Упражнения — повторное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. По х-ру: устные, письменные, графические, уч.-трудовые. По степени самостоятельности у: воспроизводящие, тренировочные.

Лабораторные – проведение уч-ся по заданию учителя опытов с использованием приборов, т.е. изучение явл. с пом. спец. оборудования. У составляет инструкцию, а у записывают рез. работы в виде отчетов, графиков.

Практические проводятся после изучения крупных разделов, носят обобщ. х-р. Могут проводится вне школы.

3. По х-ру познавательной деятельности у: лбъяснительно-илл., репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы. (Скаткин).