История раз-я юр.псих.в России

Ь1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека.

Объектом изу-я юр.псих.явл-ся конткретные типы людей и их общности,как субъекты правовой активности,в рамках сущ-их процессов правового рег-я.

Предметом юр-кой психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность кот-х связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Задачи юр.псих.:

Методолого-теоретическая: разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью и психологического обеспечения юридической деятельности.

Аналитическая: исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, правопослушного и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказание, решает проблемы эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личектов юридической деятельности.

Прогностическая, вырабатывает научно-обоснованные предположения, изменение индивид-ого, группового и общест-ого правосоз-я, а также преступности, как соц. явл-й. Изучает тенденции развития личности отдельных кат-й преступников и преступных групп, прогнозирует эффективность правового рег-я.

Практическая: разработка и внедрение рекомендаций юридической психологии, направленных на повышение эффек тивности правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, на профессионально-акмелогическое развитие индивидуальных и коллективных субъектов юридического труда, участие специалистов- психологов в юрисдикционном процессе, в проведении судебно-психологических экспертиз, психологического консультирования и психокоррекционной работы с девиантными людьми.

4 стр., 1764 слов

Психическое состояние в умственной деятельности. Юридическая психология

Юридическая психология Система юридической психологии: 1) Раздел- «Введение в юридическую психологию» · Предмет · Содержание · Задачи юридической психологий · Методы 2) Раздел- «Личность в сфере правоохранительной деятельности» v Психология личности / Методы изучения личности v Психические (познавательные) процессы, учёт их закономерностей юристам в профессиональной деятельности v Эмоции и другие ...

 

 

История раз-я юр.псих.в России.

Юр.псих.обозн-ся как наука при смене феодально-розыскного процесса пришёл буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласностью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показания и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. В России о необходимости учитывать психологию преступников высказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных.

Князь М.М. Щербатов, историк и философ, автор «Истории российской с давних времен», указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах к работам.

В.Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.

Значительное количество работ, посвященных юридической психологии, появилось в России в конце XIX столетия. Это работы И.С.Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У.Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е.Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям»и некоторые другие. В указанных работах высказывались идеи чисто прагматического исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.

В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической, психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделе-нии психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.

7 стр., 3362 слов

Психология юридического труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Уральская государственная юридическая академия Институт государственного и международного права (заочная форма обучения) Кафедра: Правовой психологии и судебных экспертиз Контрольная работа По предмету: Юридическая психология. Выполнила студентка 3 курса 341 группы Савина Ирина ...

Значительный вклад в развитие юридической психологии в

дореволюционный период внес ученый и практик А.Ф. Кони.

Большое внимание А.Ф. Кони уделял психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их показаниям. Он считал, что для того, чтобы занимать судейское кресло, необходимо обладать чертами характера, позволяющими противостоять нажиму, просьбам, давлению окружения, голосу «общественного пристрастия», маскирующемуся под голос «общественного мнения», и др.*

В 1964 году было принято специальное Постановле-ние ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Были развернуты прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности.

Указанные процессы свидетельствуют о выходе юридической психологии на новый, третий этап развития, который продолжается в настоящее время.

 

История раз-я юр.псих.за рубежом

В зарубежных странах после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки многие ее теории стали активно востребоваться для объяснения причин преступности. Так, руководствуясь идеями Густава Лебона (1841—1931), который первым начал психологический анализ феномена «толпы» и выявил роль механизма «заражения», ряд ученых попытались развить их в своих концепциях, объясняющих причины противоправных деяний масс. Габриэль Тард(1843-1904) в фундаментальных трудах «Законы подражания» и «Философия наказания», изданных в Парижев 1890 г., доказывал, что преступному поведению, как и всякому другому, люди могут обучаться в реальном обществе на основе психологических механизмов «подражания» и «научения». Рассматривая преступников как своего рода «социальный экс-кремент», Тард утверждал, что юридические диспозиции должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке «о равных наказаниях за одинаковые преступления».

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

На развитие социально-психологического подхода к изучению причин преступности значительное влияние оказали труды французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917).

В России юристом Н.М. Коркуновым в «Лекциях по общей теории права» (1886) общество рассматривалось как «психическое единение людей», а право трактовалось как инструмент обеспечения определенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.

Конец XIX — начало XX вв. знаменательны и тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридических трудов. Так, австрийский ученый Г. Гросс в 1898 г. публикует монографию «Криминальная психология». В. Штерн совместно с Г. Гроссом и О. Липманом в 1903—1906 гг. в Лейпциге издают специальный журнал «Доклады по психологии показаний». В России с 1904 г. под редакцией В.М. Бехтерева выпускался «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма».

Для конца XIX — начала XX вв. характерна активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающих наказания (в России — М.Н. Гернет, С.К. Гогель, А.А. Жижиленко, Н.С. Таганцев; за рубежом — И.Б. Горинг, В. Хилее и др.).

Учитывая наметившееся значительное расширение круга психолого-правовых проблем, которые стали подвергаться тщательному научному изучению, швейцарский психолог Эдуард Клапаред (1873—1940) вводит в 1906 г. обобщающий термин юридическая психология. В ней к тому времени четко обозначились три основных направления — криминальная, судебная и пенитенциарная психология.

В XX в. за рубежом интенсивно развивается диагностический инструментарий юридической психологии и прежде всего тестологический подход к изучению личности преступников. Создатель одного из первых тестов интеллекта Альфред Бине применял его лишь при судебно-психологической экспертизе малолетних преступников, а в дальнейшем — для доказательства предположения, что преступники обладают более низким уровнем умствен

4 стр., 1661 слов

23 Соц.-псих-ие методы упр

Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом. Роль социально - психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами: - повышением образовательного и культурного уровня работников, ...

Значительным достижением в разработке психологического инструментария является создание методики ассоциативного эксперимента, позволявшей выявлять правдивость/лживость в показаниях преступников. В 70-80-х годах зарубежные ученые стали в исследованиях прибегать к компьютерному моделированию. Так, в изданной в России монографии американских ученых Т. Постона и С. Стюарта «Теория катастроф и ее применение» обсуждаются подходы и результаты моделирования групповых нарушений в тюрьме.

По данным аналитических обзоров по юридической психологии, которые в 1994—1996 гг. делались Институтом имени М. Планка (Германия; Гельмут Кюри), в настоящее время только в странах Западной Европы насчитывается более 3,5 тыс. психологов, непосредственно работающих в правоохранительных органах. Кроме того, существует значительное число специализированных научных центров и академических институтов, где ведутся целенаправленные исследования по проблематике юридической психологии. Помимо интеграции усилий во внутригосударственном масштабе (прежде всего путем создания профессиональных сообществ юридических психологов: 1977 г. — в Англии, 1981 г. — в США, 1984 г. — в ФРГ и т.д.) в последние годы наблюдается тенденция к возрастанию контактов и связей на международном уровне (проведение кросс-культурных исследований, международных симпозиумов и т.п.).

 

 

Структура юр.псих.,как совр-ой науки

В структуре юр.псих.,как прикладной науки,выд-ют след.осн-е состовляющие:

1)метолого-теоретические и методические основы,где обосновываются объект,предмет,задачи,система,методология и методы,а также раскрываются история и перспектива развития юр.псих.

2)правовая юр.псих-раздел ЮП,где изучаются псих.аспекты правотворчества и права реализации,псих.закономерности и механ-ы правовой социализ.личности,развитие правосознания и его дефекты.

3)Превентивная психология-напр-е ЮП,которое изучает:природу и мех-мы,отклоняющегося повед-я на “до”криминальном уровне с позиции междисциплинарного системного подхода,включая личностные,социа-ые,соц.псих-ие,психологопедагогические факторы,которые обусл-ют социопатогенез(обществ.отклонение развития),а также предлагает научнообоснованные рекомендации по психологическому обеспечению,предупреждению,диагностике и коррекции отклон-ся пов-я.

18 стр., 8815 слов

РУКОВОДСТВО по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

ПРИКАЗ     “11” февраля 2010 г. № 80 Москва   О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации   В целях организации работы по обеспечению надлежащего морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации –   ПРИКАЗЫВАЮ:   1. Утвердить: 1.1. Руководство по ...

4)Криминальная ЮП-раздел ЮП,где ислед-ся псих-ие особенности личности преступника и происх-я разл-х видов преступных деяний,а также психология преступных групп и орган-ой преступности.

5)Психология след-х и оперативно-розыскной дея-ти-разделы ЮП,в которых изу-ся псих-ие аспекты раскрытия и расслед-я прест-й,а также разрабатываются психотехн-е ср-ва возд-я на криминальные элементы.

6)Судебная психология-раздел ЮП,где из-ся псих-ие аспекты судебного разбирательства,а также проблемы судебно-психологической экспертизы.

7)Пенитенциарная психология-раздел ЮП,где из-ся псих.аспекты эффект-ти разл-х видов наказ-й,психол.осужд-х и их общности,а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации,а также адаптации в местах ЛС.

 

 

Методы юр.псих-ии.

Все многочисл-е методы ЮП по целевому предна-ю,делят на след-ие группы:

1.методы научного исслед-я

2.методы психотехн-го возд-я

3.методы судебно-псих-ой экспертизы

4.методы псих.экспертизы правовых законов и нормативных актов.

1группа-предназ-на для выявл-я псих.фактов,закономерности и мех-ов пов-я и отнош-я людей регулир-х нормами права,среди данной группы методов,выд-ют 2 класса средств:1 класс-теорит-ое познание,2 класс-эмпирического позн-я.

К ср-вам теорит.позн-я относят логические процедуры обобщения,абстрагирования,формализации,аксиоматический метод,историко-сравнительный метод,метод моделирования,метод системного анализа и др.Среди средств эмпирич-го поз-я,использ.такие методы,как:наблюдение,опрос,эксперимент,тестирование,биограф.мет,метод анализа продуктов дея-ти,метод детекции лжи,псих.анализ угол.дела.

2группа-совок-ть психотехнол.,техник и приёмов,оказание влияния на отдельных людей и групп,в которые включ-ы правовое рег-е.Данные ср-ва примен-ся псих-ми,раб. В ПО(правоохр.орг.),так и юристамипосле спец-го обуч-я.

9 стр., 4303 слов

Методы психологии 2

Методы психологии – это способы, приемы и средства изучения тех или иных проявлений  и далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. I. СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1) Интроспекция (самонаблюдение) - непосредственное - отсроченное - самоэксперимент (Эббингауз – зауч. им же придуманных бессмыссл. слов) Достоинства метода: можно исследовать внутренние процессы, ...

Методы ПТВ-могут реализовываться в индивид.и групповой формах,базируясь на техн-ях,созд-ых псих. И психотерапии,а также с учётом процедур,раз-ых в юрид-х дисциплинах(криминология).Применениеданных методов с одной стороны должно давать макс.эффект,с другой стороны не должны противореч-ть процессуальным нормам.

3 группа-предназ.для провед-я целевых объективных исслед-ийэкспертам-психологам по постановлению или опред-ю судебно-след-ых органах.

Предметомсуд.эксп. явл-ся индивид-е особен-ти психического отр-я участн-ми процесса,разл-х явл-ий,окруж-х дей-ий,которые имеют значения для правильного разр-я уголовных и граждан.дел,Среди ср-в прим. В судебно-псих. Эксперт.основными явл-ся:

1.метод псих.анализа в материалах уголовного дела

2.биограф-ий метод

3.метод набл-я и естественного эксперимента.

4.инструм-е методы из-я,индивидуально-психических особенностей личности.(тесты,опросники)

4 группа-пред-ы для выяснения адекватности законов,закономерностям и механизмам,функционированиям,правосознаниям,психолог.обоснованным к путям соверш-я правового рег-я в усл-ях формир-ся правового гос-ва.

Юр.псих.оперативно-розыскной дея-ти

Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности — разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

В Федеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;

добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированных Федеральным законом видов оперативно-розыскных мероприятий:

1) опроса граждан;

2) наведения справок;

3) сбора образцов для сравнительного исследования;

4) проверочной закупки;

5) исследования предметов и документов;

6) наблюдения;

7) отождествления личности;

8) обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивания телефонных разговоров;

11) снятия информации с технических каналов связи;

12) оперативного внедрения;

13) контролируемой поставки;

14) оперативного эксперимента.

для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенности объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все особенности конспиративного общения.

Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата — значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решения оперативно-служебных задач.

Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др.

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводятся оперативно — розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность .

 

 

Основные методы и задачи психологии в следственной деятельности

I. Психология предварительного следствия.

В профессиональном плане деятельность следователя характеризуется:

1. Процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия.

2. Познавательно-поисковой и удостоверительной направленностью.

3. Оперативностью и целенаправленностью следственных действий.

4. Преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц.

5. Наличие властных полномочий.

При психологическом анализе следственной деятельности выделяют следственные подструктуры:

Познавательно-прогностическая.

В познавательно-прогностической подструктуре значительная роль принадлежит таким видом деятельности как: поисковая, реконструктивная и удостоверительная. Это собирание разноплановой информации о событии, текущий и завершающий анализ знаний в виде версии и приведении всей полученной информации в специально предусмотренную законом форму.

2. Коммуникативная. Заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также при необходимости оказание психотехнического воздействия (при проведении допроса и очн.ставке).

3. Организационно-управленческая. Состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач (руководство следств.-опер. группой).

4. Социально-воспитательная.Отражает актуальность роли следствия в борьбе с преступностью, в т.ч. и в качестве правовой пропаганды.

II. Психология осмотра места происшествия.

Грамотное восприятие обстановки места происшествия позволяет следователю представить общую картину события и выявить необходимую эмпирическую базу данных для выдвижения версий с целью проведения других следственных действий.

При этом определяющим явл-я:

— степень развитости у следователя поисковых способностей,

— наличие рабочей атмосферы в следст-опер.группе,

— отсутствие волнения из-за возможности совершения ошибки,

— характер психологических условий на месте преступления.

Поисковые способности следователя определяются:

— развитостью интеллекта,

— креативностью,

— профессиональной наблюдательностью,

— от волевых св-в,

т.е. от психологической установки на выявление элементов субъективной стороны преступления.

При этом реализуется комплекс психологических приемов, направленных на организацию и повышение качества восприятия, внимания, мышления и воображения, а также на тщательный поиск психологически значимой информации.

Всё это необходимо не только для выработки версий по имеющейся картине места происшествия, но и для исключения преступной инсценировки.

III. Психология допроса.

В зависимости от сложившейся ситуации выделяют:

1. Допрос в конфликтной ситуации жёстким и не жёстким соперничеством.

2. допрос в неконфликтной ситуации.

В связи с чем допрашиваемых квалифицируют:

1. заинтересованные в положительных результатах расследования, вследствие чего оказывающих помощь в установлении истины.

2. безразлично относящихся к следствию.

3. незаинтересованные в том, чтобы преступление было раскрыто, как следствие противодействующие.

В соответствии с данной классификацией допрашиваемых, а также их процессуально-правовым статусом и индивидуальной психологической особенностью строится стратегия и тактика допроса.

В структуре допроса выделяют 5 основных стадий:

1. подготовка к допросу.

2. установление психологического контакта в ходе допроса.

3. выявление в ходе допроса следственно значимой информации.

4. завершение допроса и психологическая подготовка допрашиваемого к возможному участию в др.следственных действиях.

5. профессиональный и психологический анализ итогов проведенного допроса.

Основные виды и возможности судебно-психологической экспертизы

С-П Э явл. комплексным психологическим исслед-ем с использованием широкого перечня методов (методы: научного исследования; психо-технического воздействия; судебно-психологич.экспертизы; психологич.экспертизы, правовых законов и нормативных актов)

Результаты экспертной работы оформляются в виде заключения, структура кот.регламентирована законодательством. Изложение резуль-в эксп-зы начинается с данных психобиографичкского исследования, подчёркивает те сведения, кот.имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросов.

Формулировка ответов на поставленные вопросы должна осуществл-я на основе результатов конкретного обследования и делвться в целенаправленной форме.

С целью установления истины в судопроизводстве чаще всего назначаются следующие виды С-П Э, учитывающие специфику судебного состав дела:

1. Экспертиза по установлению эмоциональных состояний.В соотв-ии УК состояние внезапно возникшего волнения (аффекта) характеризуется кратковременностью, психологическим перевозбуждением, сужением сознания и бурными реакциями.

Психологи считают, что данные состояния не явл-я не единственным эмоциональным срывом и доказывают, что на возможность понимать обстановку влияют также ряд негативных эмоциональных состояний, таких как фрустрация, дистресс, эмоциональный кризис и др.

При проведении данной экспертизы решаются след-е задачи:

— выявление предрасположенности к аффекту, связанной с особенностями свойств личности.

— влияние неблагоприятных состояний на состояние человека (бессонница, интоксикация).

-определение вида воздействия внешнего раздражителя (правоцируещее действие потерпевшего)

-анализ действий субъекта во время возникновения негативного эмоционального состояния и после него.

-анализ отношения самого действующего лица к своим поступкам.

2. Экспертиза по выявлению способности стороны в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими. В рамках этой экспертизы ставятся вопросы:

— не характеризуется ли испытуемый отставанием в психологическом развитии ввиду патологии психики.

— имеются ли у него иные и, какие именно, особенности в развитии эмоционально-волевой и др.сфер личности (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость).

— в рамках этой экспертизы могут проводиться эктимологические исследования поведение жертвы (провокация жертвы при половых преступлениях)

3. Экспертиза по определению способности потерпевших, свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения. Ставятся вопросы:

— какими индивидуальными, сенсорными и иными психо-физиологич-и и личностными особенностями характеризуется испытуемый.

— мог ли он с учётом выявленных особенностей в данной ситуации восприятия адекватно воспринимать и оценивать имеющие значение для дела конкретные обстоятельства.

— обладает ли субъект требуемой чувствительностью органов чувств, чтобы воспринимать определенные раздражители.

— если испытуемый страдает сенсорными нарушениями компенсируют ли их др.органы чувств или др.технические средства.

— имеются ли у лица иные психофизические особенности, влияющие на правильность восприятия, запоминания и воспроизведения информации.

— мог ли испытуемый с учетом выявленных особенностей давать правильные показания по обстоятельствам интересующих суд.

4. Экспертиза по определению личностных особенностей сторон в деле (психологическое портретирование).

Данные исследования направлены на воссоздание общего психологического портрета личности сторон. Эксперт характеризует все основные особенности личности: ценностно-мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, коммуникативные и пр., кот.могут влиять на способы принятия решений (в т.ч.конфликтные), так и в целом на поведение. Данная экспертиза назначается тогда, когда в судебном порядке необх-о учитывать личности сторон.

5. Исследование особенностей профессионального функционирования людей в человеко-машинных системах. Решает вопросы:

— о наличии у испытуемого в момент выполнения проф.функций специфического психического состояния.

— о психологических особенностях воздействовавших на испытуемого в профессиональной ситуации.

— об особенностях функционирования познавательной сферы испытуемого в конкретной ситуации (умственная способность принять решение).

— о специфике проявления волевых действий в конкретных ситуациях.

6. Экспертиза по определению содержания иерархии основных мотивационных линий личности. Вопр-ы:

— какова психологическая структура основных побуждений личности.

— какова была направленность мотивационной сферы личности по действию интересуешщему суд в той или иной ситуации.

7. Экспертиза по наличию или отсутствию у лица в период предшествующий сметри психологического состояния предрасполагающего к самоубийству. Назначается в том случае когда требуется проанализировать поведение чел., состояние психики кот.до смерти не вызывала сомнений (психологич.полноценность).

 

13. Основные задачи и методы пенетециарной юр.психологии.

 

Пенетециарная психология – (психология уголовно-исполнительной системы) изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

ЦельПП — перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного.

ЗадачиПП:

— психологическая подготовка осужденных к отбыванию уголовного наказания в конкретном виде ИТУ (адаптация);

— психологическая подготовка при перемещении осужденных в рамках ИТУ, в связи с изменением условий их содержания;

— психологическая подготовка осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;

— психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе (реадаптация).