ТЕСТ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГИЯ»
Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
а) В.И. Вернадского; б) Б.М. Кедрова; в) М.В. Ломоносова; г) Ф. Бэкона.
Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:
а) И. Гербарт; б) Дж. Милль; в) Г. Фехнер; г) Э. Вебер.
Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг. XIX в.; б) в 80-х гг. XIX в.; в) в 90-х гг. XIX в.; г) в начале XX в.
Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: а) Эпикуром; б) Демокритом; в) Аристотелем; г) Б. Спинозой.
Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) с развитием метода интроспекции;
в) с развитием метода наблюдения;
г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».
Термин «психология» в научный оборот ввел: а) Р. Декарт; б) Г. Лейбниц; в)Х. Вольф; г) Аристотель.
Психология как наука о сознании возникла: а) в XV в.; б) в XVI в.; в) вXVIIв.; г) в XVIII в.
Психология как наука о поведении возникла: а) в XVII в.; б) в XVIII в.; в) в XIX в.; г)в XXв. (бихевиоризм)
Определение психологии как науки о душе было дано:
а) более трех тысяч лет тому назад; б) более двух тысяч лет тому назад; в) в XVI в.; г) в XVII в.
Первые представления о психике были связаны:
а) с нейропсихизмом; б) с биопсихизмом; в) с анимизмом; г) с панпсихизмом.
Термин «эмпирическая психология» был введен: а) в XVI в.; б) в XVII в.; в)в XVIIIв.; г) в XIX в.
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие в сознании человека. Предмет психологии как науки на разных этапах ее развития ... поведение. Психоанализ во главе с З.Фрейдом обращался к бессознательному. Предмет психологии как науки в гештальт-психологии (Макс Вертгеймер) определяется как процессы обработки и переработки информации, ...
Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:
а) психофизиологическая;б) психосоциальная; в) психопраксическая; г) психогностическая.
Согласно идеалистическим представлениям психика – это:
а) неотъемлемое свойство материи; б) свойство мозга, отражение объективной реальности;
в) функция мозга; г) образ бесплотной сущности.
Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
а) отражения объектов экстрапсихической реальности;
б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;
в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;
г) регуляции вегетативных изменений.
Психология – это наука о функциях сознания согласно:
а) функционализму; б) структурализму; в) бихевиоризму; г) психоанализу.
По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется: а)экзопсихикой; б) эндопсихикой; в) интропсихикой; г) экстраверсией.
Психическим явлением является: а) нервный импульс; б) рецептор; в)интерес;г) сердцебиение.
Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
а) ощущение; б) восприятие; в) память; г) воображение.
Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
а) С.Л. Рубинштейн, б) А.Р. Лурия; в) П.Я. Гальперин;г) А.Н. Леонтьев.
Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
а) ощущением; б) восприятием; в) мышлением; г) воображением.
К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:
а) мотива; б) личности; в) темперамента;г) способностей.
Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
а) медицинская; б) социальная; в) возрастная;г) общая.
Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогией; б) педологией;в) дидактикой; г) психопедагогикой.
Тема: психология групп
... общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (лабораторные), специально создаваемые для решения научных ...
Основоположником российской педологии является: а)А.П. Нечаев; б) В.М. Бехтерев; в) К.Д. Ушинский; г) Н.Н. Ланге.
Педология возникла:
а) во второй половине XIX в.; б) в начале XX в.; в) в середине XIX в.; г) на рубеже XIX–XX вв.
Основателем зарубежной педологии считается:
а) С. Холл;б) Дж. Дьюи; в) Дж. Уотсон; г) У. Джемс.
Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:
а) в 1928 г.; б) в 1932 г.; в) в 1936 г.;г) в 1939 г.
В. Франкл известен как основоположник:
а) индивидуальной психотерапии; б) рациональной психотерапии; в)логотерапии; г) социальной терапии.
Автором психодрамы является: а)Я. Морено; б) В. Франкл; в) К. Хорни; г) Ф. Перлз.
Основные направления в психологии, на которых базировалась экспериментальная социально-психологическая наука:
а) бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ;
б) бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм;
в) интеракционизм, трансактный анализ, социальная драматургия;
г) теории когнитивного соответствия, необихевиоризм, неофрейдизм;
д) теории групповых процессов, теория когнитивного диссонанса, теория конгруэнтности.
Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:
а) взаимодействия людей в толпе;
б) отношений массы и элиты;
в) влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание;
г) верны только ответы А и В;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
«Отцом» эмпирической психологии является:
а) Г.Лейбниц; б) Б. Спиноза; в) Х.Вольф; г) Дж. Докк.
Большая социальная группа — это:
а) исторически сложившаяся группа;б) группа, имеющая регуляторы социального поведения; в) стихийная группа;
г) социальная группа, объединяющая большое количество людей, не связанных обязательными личностными контактами.
Стили лидерства (авторитарный, демократический, попустительский) впервые были описаны в:
а) теории черт (Бэрд, Стогвилл);б) ситуационной теории лидерства (Хартли);в) ролевой теории лидерства (Гордон, Шериф);
г) школе групповой динамики (К.Левин);д) синтетической теории лидерства.
Среди видов групповой сплоченности исключите лишнее:
а) эмоционально-личностная; б) национально-этническая; в) целевая; г) ценностная.
Межличностные конфликты представляют собой:
Психология безопасности ответы
... и не предпринимает действия для ее избегания. Двигательные возбуждения- характеризуется непродуктивной деятельностью, в результате чего он может пострадать сам или окружающие. Человек не ... – психическое состояние субъекта (личности, общества, толпы) Панику классифицируют по масштабам: групповая, массовая; по глубине охвата: высокий уровень паники; по длительности: кратковременная, длительная, ...
а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;
б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;
в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;
г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;
д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками.
Идентификация:
а) является одним из способов понимания другого человека;
б) выражается в уподоблении себя другому человеку;
в) является одним из механизмов усвоения опыта;
г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;
д) верны ответы Б и В;
е) все ответы верны.
К психологическим характеристикам группы относятся:
а) групповые интересы; б) групповые потребности; в) групповые нормы;
г) групповые ценности; д) групповые цели; е) все ответы верны.
В социальной психологии под рефлексией понимается:
а) познание субъектом самого себя;
б) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению;
в) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;
г) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений;
д) принятие позиции другого человека.
Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:
а) переживания «свой – чужой»; б) наличие «Мы-чувства»; в) отсутствие доверия к другим группам;
г) аутгрупповой негативизм; д) рефлексия границы группы; е) совпадение индивидуальных и групповых ценностей.
Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется:
а) аттитюд;б) аттракция;в) гиперболизация; г) стереотипизация; д) социальная категоризация; е) идентификация.
Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
а) индетерминизма; б) развития; в) детерминизма;г) системности.
С материалистической точки зрения психические явления рассматривал:
а) Р. Декарт; б) Б. Спиноза; в) Т. Гоббс; г) Платон.
Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
а) детерминизма; б) развития;в) перехода количественных изменений в качественные; г) объективности.
Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:
а) персонализмом; б) экзистенциализмом; в) рационализмом;г) иррационализмом.
Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:
а) деятельности;б) бессознательного; в) подкрепления; г) интроспекции.
При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как: а)процессуальный; б) генетический; в) философский; г) эволюционный.
История развития групповых методов в практической психологии
... праве называться тренинговыми. Отмечая этот факт, Вачков И.В. опирается на следующее рабочее определение тренинга: групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, ... методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением». Следуя этому подходу, ...
Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
а) управления; б) развития; в) детерминизма; г) системности.
Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
а) С.Л. Рубинштейн;б) А.Н. Леонтьев; в) Г.А. Ковалев; г) Л.С. Выготский.
Методологической основой бихевиоризма является:
а) пантеизм; б) позитивизм; в) неотомизм; г) редукционизм.
Методология бихевиоризма тесно связана:
а) с иррационализмом; б) с механистическим пониманием поведения; в) с футуризмом; г) с эволюционизмом.
Философской основой гуманистической психологии является:
а) позитивизм; б) экзистенциализм; в) прагматизм; г) рационализм.
Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам; б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных; г) к интерпретационным методам.
Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является: а) экспериментом; б) контент-анализом; в)наблюдением; г) методом анализа продуктов деятельности.
Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным; б) лонгитюдным;в) сравнительным; г) комплексным.
Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия; б) интроекция; в) интроспекция;г) интроскопия.
Систематическое применение моделирования наиболее характерно:
а) для гуманистической психологии; б) для гештальтпсихологии; в) для психоанализа; г) для психологии сознания.
Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это: а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г)самонаблюдение.
Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контент-анализом; б) анализом продуктов деятельности; в) беседой; г) экспериментом.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы ... деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий ...
Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
а) близнецовый; б) приемных детей; в) семейный; г) интроспекции.
Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:
а) контент-анализом; б) методом сравнения; в) методом социальных единиц; г) социометрией.
Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
а) У. Джемсом; б) Г. Эббингаузом; в) В. Вундтом; г) Х. Вольфом.
Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:
а) в 1850 г.; б) в 1868 г.; в) в 1879 г.;г) в 1885 г.
Автором естественного эксперимента является:
а) Р. Готтсданкер; б) А.Ф. Лазурский;в) Д. Кэмпбелл; г) В. Вундт.
Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К. Д. Ушинский;б) А. П. Нечаев; в) П. Ф. Каптерев; г) А. Ф. Лаэурский
Не является разделом педагогической психологии
а) психология обучения в) психология учебной деятельности
б) психология младшего школьникаг) психология педагогической деятельности
Педагогическая психология изучает:
а) процесс воспитания и развития
в) процесс обучения
б) процесс развития
г) психологические закономерности процесса обучения и воспитания
Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип
A) Прочности B) Научности C) Систематичности и последовательности D) Доступности E) Наглядности
Уровень притязаний характеризуется:
A) желаемым уровнем самооценки личности
B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему
C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий
D) уровнем трудности будущих действий
Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей
A) Возрастной психологии; B) Педагогики; C) Педагогической психологии; D) Дидактики
Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:
Современные психолого-педагогические технологии обучения
... особенности и основные виды. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. ... выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария ...
A) Интеракция; B) Знание; C) Привычка; D) Умение;E) Навык
Наказание – это:
A) Просьбы, стимулирование, добрые дела
B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования
C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни
Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:
A) совместимость; B) лидерство; C) адаптивность; D) пластичность
Способности, определяющие высокие результаты в любой деятельности, называются:
A) вербальные; B) общие; C) специальные; D) невербальные; E) коммуникативные
Переход внешних предметных действий во внутренний план сознания – это:
A) интериоризация;B) экстериоризация; C) валидность; D) активизация
Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Л. С. Выготский; б) Л. С. Рубинштейн; в) Б. Г. Ананьев;г) Дж. Брунер
Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:
а) младшем школьном возрасте; б) младшем подростковом возрасте; в) старшем подростковом возрасте;
г) юношеском возрасте
В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»
а) основными навыками; б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями;
в) получать знания; г) контролировать знания
Целенаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:
а) учением; б) научением; в) учебной деятельностью; г) обучением
Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность; б)осознанность;в) прочность; г) освоенность
Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости; б) меру освоения;в) меру самостоятельности; г) меру обобщенности
Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает(ют): ,
а) В. В. Давыдов, В, В. Рубцов; б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов; в) Н. Ф. Талызина; г) Т. В. Габай
Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:
а) игра; б) труд; в) общение; г) учение
Одним из компонентов учебной деятельность является
а) выполнение домашних заданий; б) контрольная работа; в) учебная ситуация; г) учебное действие
Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...
... В.М. Чуцков пишет: "Физической задачей называется логически законченное выражение, описывающее физическую ситуацию, содержащую условия и требования выполнить определенные действия. В данном случае термин " ... лучше.В большинстве случаев это приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, порождает неверие в свои силы, отталкивает от предмета. Поэтому вопросы методики ...
Отметка в отличие от оценки выражается в:
а) замечании; б) похвале; в) одобрении; г) баллах
Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и ________ действий
а) игровых; б) познавательных;в) корректирующих; г) контролирующих
Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;г) узкими социальными мотивами.
Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащегося называется:
а) законом эффекта; б) законом Йеркса — Додсона;
в) законом упражнений;г) законом плато в формировании навыка.
Показателем психологической готовности ребенка к школе является:
а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов;
б) наличие специальных знаний, умений и навыков;
в) желание быть школьником;
г) самостоятельность в умственной деятельности.
Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как:
а) субъект; б) индивид деятельности; в) личность; г) индивидуальность.
Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:
а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений;
б) мораль поддержания отношений;
в) мораль индивидуальных принципов совести;
г) ориентация на наказание и покорность.
Автором таксономии учебных целей в аффективной области считается:
а) Дж. Брунер; б) П. Блум; в) В. Оконь; г)Дж. Дьюи.
Подход, объясняющий особенности личности структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми, называется:
а) биогенетический; б) социогенетический;в) психогенетический; г) двухфакторный.
Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:
а) традиционное обучение; б) проблемное обучение; в) программированное обучение; г) догматическое обучение. .
Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:
а) внушением; б) подражанием; в) заражением; г) убеждением.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ...
... Объект: процесс обучения производственному обучению в условиях начального профессионального образования. Предмет: методика активизации познавательной деятельности учащихся при обучении на производственном обучении. Гипотеза: если ... в знаниях учащихся и не развивали умственные способности. В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я. ...
Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:
а) коррекции; б) упражнений; в) оценки и самооценки; г) убеждения.
На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:
а) Л.П. Божович в) Я.А. Коменский
б) С.Л. Рубинштейн г) А.С. Макаренко
В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:
а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким
б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной
Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
а) конструктивной; б) организаторской; в) коммуникативной;г) гностической.
Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает … уровнем продуктивности деятельности учителя:
а) репродуктивным; б) адаптивным; в) локально-моделирующим;г) системно-моделирующим
Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т. п. составляют суть:
а) дидактических способностей
б) перцептивных способностей
в) коммуникативных способностей
г) организаторских способностей
В структуру педагогической деятельности не входит:
а) цели; б) личность учащегося; в) мотивация; г) способы деятельности.
Предметом педагогической деятельности является:
а) методы и средства обучения и воспитания
б) урок
в) сам учащийся
г) организация учебно–воспитательной деятельности обучающихся
Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть:
а) эффекта ореола; б) эффекта последовательности; в) эффекта инерционности;г) эффекта стереотипизации
Принцип «безусловного принятия» ребенка означает:
а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком;
б) любить ребенка за то, что он умный и красивый;
в) любить его за то, что он есть;
г) систематически выражать недовольство действиями ребенка.
Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется а)конформность;б) интериоризация; в) подражание; г) самоопределение личности в группе.
В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:а) эмоции; б) интеллект; в) воля; г) характер.