Раздел1 Специальная психология как наука

Практические занятия

Практическое занятие №1

Специальная психология как наука. Предмет и объект ее исследования. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку.

Цель: теоретическое освоение темы «Специальная психология как наука», формирование у студентов представления о специальной психологии как науке, ее предмете.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия; формировать умение вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: предмет, объект, цели, задачи

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1Специальная психология как наука. Принципы специальной психологии. Методы специальной психологии.

2 Предмет и объект исследования специальной психологии.

3 Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку.

Вопросы для обсуждения

  1. Сформулируйте предмет и охарактеризуйте основные принципы и методы специальной психологии.
  2. Охарактеризуйте объект специальной психологии
  3. В чем состоят трудности определения предметного содержания специальной психологии?
  4. Как соотносятся предмет специальной психологии с предметами ее отраслей?
  5. Охарактеризуйте основание для выделения специальной психологии в самостоятельную науку.
  6. Каково практическое значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач?

Срс

1 Подготовить реферат на тему:

  • История развития помощи аномальным детям в России.
  • Вклад Л.С. Выготского в решение проблем аномальных детей.
  • Категории детей с отклонениями в развитии. Система специальных (коррекционных) учреждений в России.
  • Этиология детских аномалий и нарушений развития.
  • Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам подготовить реферат

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

... состояния проявляются в замедлении или выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ... необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании либо органов ...

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие №2

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся ... допускала только количествен­ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имяАвиценна), который был одним ...

Основные задачи специальной психологии. Ее связь с другими научными дисциплинами. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития.

Цель: теоретическое освоение темы «Специальная психология как наука», формирование у студентов представления о задачах специальной психологии, ее связи с другими научными дисциплинами, современной классификации отклоняющегося развития.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, представления о задачах специальной психологии, ее связи с другими научными дисциплинами, современной классификации отклоняющегося развития; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: отклоняющееся развитие, Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Основные задачи специальной психологии.

2 Теоретическое и практическое значение специальной психологии

2 Ее связь с другими научными дисциплинами.

3 Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития.

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы основные задачи специальной психологии?
  2. В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии?
  3. С какими психологическими дисциплинами связана специальная психология? Чем определяются эти связи?
  4. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной психологии?
  5. С какими клинико-биологическими, психолого-педагогическими дисциплинами связана специальная психология? В чем сущность этих связей?
  6. Охарактеризуйте принципы построения современной классификации отклоняющегося развития.

Срс

  1. Представьте в виде схемы междисциплинарные связи специальной психологии.
  2. Дайте характеристику методов, используемых при проведении исследований в специальной психологии, оформить в виде конспекта.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде схем

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Раздел 2 Дефект и компенсация

Практическое занятие №3

Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект по Л.С. Выготскому. Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии. Понятие «псевдокомпенсация», «сверхкомпенсация», «декомпенсация».

Цель: теоретическое освоение темы «Дефект и компенсация», формирование у студентов представления о психологических основаниях процессов коррекции и компенсации.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, готовность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал .

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

9 стр., 4109 слов

Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями ...

... а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия ... развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и (или) устранение ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей с особенностями психофизического развития, ...

Основные понятия: дефект, компенсация, коррекция, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация, декомпенсация.

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Понятие о дефекте и его структуре.

2 Первичный и вторичный дефект по Л.С. Выготскому.

3 Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии.

4Понятие «псевдокомпенсация», «сверхкомпенсация», «декомпенсация».

Вопросы для обсуждения

  1. Каково значение определения «структуры дефекта» при организации психологической помощи детям с отклонениями в развитии?
  2. Раскройте учение Л. С. Выготского о структуре дефекта
  3. Что представляют собой первичные нарушения?
  4. Чем характеризуются вторичные нарушения?
  5. Определите понятия: «дефект», «структура дефекта», «органические и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социализация» и «интеграция», Сопоставьте понятия «компенсация» и «коррекция».
  6. Понятие о компенсации в историческом аспекте.
  7. Что представляют собой компенсаторные процессы?
  8. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
  9. Раскройте биологические и социальные факторы компенсаторных процессов.
  10. В чем состоит сущность таких понятий как «декомпенсация» и «псевдокомпенсация»?
  11. Теория сверхкомпенсации Адлера.
  12. Компенсация внутрисистемная и межсистемная.

Срс

1 Сделать доклад на тему:

  1. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
  2. Л. С. Выготский о структуре дефекта

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде доклада

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

12 стр., 5630 слов

Методика развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет

... в психолого педагогической литературе: анатомо-физиологические особенности развития детей 10-12лет. Рассмотреть и подобрать контрольные упражнения, применяемые для оценки специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет. Определить ...

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие №4

Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественнонаучная основа компенсация. Особенности высшей нервной деятельности в условиях аномального развития. Принцип возникновения и протекания компенсаторных функций. Факторы компенсаторного приспособления. Теории компенсации.

Цель: теоретическое освоение темы «Дефект и компенсация», формирование у студентов представления о естественнонаучной основе компенсации.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний теории компенсации; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: дефект, компенсация, рефлекс, высшая нервная деятельность

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

5 стр., 2331 слов

Развитие общих и специальных способностей

... специальных способностей (математических, языковых…) V. Коммуникативное и поведенческое развитие подростка Поведенческое развитие Поведение подростков неустойчивое, импульсивное, действия часто несдержанные, бесконтрольные. Поведение детей ... на протяжении длительного времени. Развитие общих и специальных способностей В деятельности происходит активное развитие: 1) общих интеллектуальных способностей ...

План практического занятия

1Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественнонаучная основа компенсация.

2 Особенности высшей нервной деятельности в условиях аномального развития.

3 Принцип возникновения и протекания компенсаторных функций.

4 Факторы компенсаторного приспособления.

5 Теории компенсации.

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте рефлекторную теорию И.П. Павлова как естественнонаучную основу компенсация
  2. Охарактеризуйте особенности высшей нервной деятельности в условиях аномального развития.
  3. Опишите принципы возникновения и протекания компенсаторных функций. (Литвак)
  4. Каковы факторы компенсаторного приспособления.
  5. В чем заключается суть биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации?

Срс

  1. Конспект статьи Л.С. Выготского «Дефект и сверхкомпенсация».

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам сделать конспект статьи Л.С. Выготского «Дефект и сверхкомпенсация».

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Раздел3 Дизонтогенез

Практическое занятие №5

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

... современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой ... - темперамент, характеризующийся низким уровнем психической активности, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью; Для ... его страстью, смыслом его жизни. "Тут ребенок проснулся. Сначала проснулся его нос. Крошечный ...

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека. Понятие психического онтогенеза и дизонтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых.

Цель: теоретическое освоение темы «Дизонтогенез», формирование у студентов представления о нормальном и отклоняющемся развитии, факторах психического развития.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний о нормальном и отклоняющемся развитии, факторах психического развития, классификаций интеллектуальных нарушений; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать первоисточники.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: онтогенез, дизонтогенез

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

2 Факторы психического развития человека.

3 Понятие психического онтогенеза и дизонтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых.

Вопросы для обсуждения

  1. Современные критерии психологического здоровья личности.
  2. Психическое развитие и обучение (ЗАР, ЗБР)
  3. Каковы современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии?
  4. Каковы биологические и социальные факторы в развитии психики?
  5. Охарактеризуйте понятие психического онтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых.
  6. Охарактеризуйте понятие психического дизонтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых.

Срс

1 Подготовить схемы:

  • Факторы психического развития
  • Закономерности отклоняющегося развития.
  • Основные виды отклоняющегося развития (по В.В. Лебединскому).

2 Подготовить реферат на тему:

  1. Понятие психического онтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых.
  2. Понятие психического дизонтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде таблиц

2 стр., 858 слов

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...

... возрастной норме, но при этом определяется перспектива сближения с ней в условиях специального обучения; развитие ребенка явно и основательно отстает от возрастной нормы и вероятность сближения с ... ОВЗ и (или) инвалидностью 3. Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), характеризующиеся, в силу различных этиологических ...

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие №6

Типы нарушений психического развития. Виды дизонтогенеза

Цель: теоретическое освоение темы «Дизонтогенез», формирование у студентов представления о типах нарушенного психического развития, видах дизонтогенеза.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний о типах нарушенного психического развития, видах дизонтогенеза.; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: дизонтогенез, нарушенное развитие, дефицитарное развитие

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

  1. Понятие терминов: «дизонтогенез» и «аномальное развитие».
  2. Психологические параметры дизонтогенеза.
  3. Типы нарушений психического развития.
  4. Классификация психического дизонтогенеза.
  5. Краткая характеристика детей с недоразвитием и задержанным развитием.
  6. Характеристика детей с поврежденным и дефицитарным развитием
  7. Характеристика детей с дисгармоничным и искаженным развитием

Вопросы для обсуждения

1 Определите понятия «дизонтогенез» и «аномальное развитие».

2 Охарактеризуйте психологические параметры дизонтогенеза.

3 Назовите типы нарушений психического развития.

4 Охарактеризуйте виды дизонтогенеза

5 Дайте краткую характеристику детей с недоразвитием и задержанным развитием

6 Характеристика детей с поврежденным и дефицитарным развитием

7 Характеристика детей с дисгармоничным и искаженным развитием

Срс

1 Конспект по статье В.И. Лубовского Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология, 1971, №6 с.15-19.

2 Подготовить учебный проект по одной из тем:

  • Современные проблемы теории и практики специальной психологии.
  • Статистико-социологическая оценка распространения детских аномалий (во всем мире, в нашей стране, регионе, городе).
  • Принципы и организационные формы выявления и оценки детских отклонений (в дошкольном и школьном возрасте).
  • Организация коррекционной помощи детям с особыми потребностями в вашем городе (населенном пункте).
  • Система отбора детей в коррекционные учреждения вашего города (населенного пункта).
  • Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития. Роль обыденного сознания в формировании представлений о природе нарушенного психического развития.
  • Религиозные толкования сущности нарушенного развития.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал по проекту виде презентации

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Раздел 4 Личность ребенка с отклонениями в развитии

Практическое занятие №7

Роль биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности ребенка с отклонениями в развитии и проявлениях. Общие закономерности развития и специфики личности при различных нарушениях.

Цель: теоретическое освоение темы «Личность ребенка с отклонениями в развитии», формирование у студентов представления о роли биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности ребенка, общих закономерностях развития и специфики личности при различных нарушениях.

.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний о роли биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности ребенка, общих закономерностях развития и специфики личности при различных нарушениях..

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: биологические, социальные и аномальные факторы, специфика личности

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Понятие личности ребенка с отклонениями в развитии.

2 Роль биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности и проявлениях.

3 Общие закономерности развития и специфика личности при:

  • умственной отсталости
  • задержке психического развития
  • нарушениях зрения
  • нарушениях слуха

Вопросы для обсуждения

1 Дайте содержательную характеристику понятию личность ребенка с отклонениями в развитии.

Охарактеризуйте роль биологических факторов в развитии личности и проявлениях.

1 Охарактеризуйте роль социальных факторов в развитии личности и проявлениях.

1 Охарактеризуйте роль аномальных факторов в развитии личности и проявлениях.

4 Опишите общие закономерности развития при различных нарушениях развития.

5 Опишите специфику личности при различных нарушениях развития

Срс

1 Написать эссе

Возможности профилактики нарушений в пренатальном периоде.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде презентации

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие №8

Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация. Особенности структуры личности у аномального ребенка; формирование субъективной картины дефекта; отношение к дефекту; оценка, самооценка; уровень притязаний.

Цель: теоретическое освоение темы «Личность ребенка с отклонениями в развитии», формирование у студентов представления о процессах компенсациия, декомпенсации, псевдокомпенсации, особенностях структуры личности аномального ребенка.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний о процессах компенсациия, декомпенсации, псевдокомпенсации, особенностях структуры личности аномального ребенка; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация, структура личности, аномальный ребенок, оценка, самооценка, уровень притязаний.

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация.

2 Особенности структуры личности у аномального ребенка;

3 Формирование субъективной картины дефекта; отношение к дефекту;

4 Оценка, самооценка; уровень притязаний аномального ребенка.

Вопросы для обсуждения

1 Дайте содержательную характеристику процессам компенсации, декомпенсации, псевдокомпенсации.

2 Охарактеризуйте структуру личности аномального ребенка при

  • ДЦП
  • комплексных нарушениях;

3 Как происходит формирование субъективной картины дефекта; отношение к дефекту у аномального ребенка;

4 Как формируется и от чего зависит оценка, самооценка; уровень притязаний аномального ребенка.

Срс

1 Написать эссе по теме:

Трудоустроил бы я лицо с ОВЗ?

Как бы я отнесся, если бы с моим ребенком учились дети с ОВЗ?

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде презентации

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие №9

Основные положения проведения психологического обследования. Психологический анамнез и его основные разделы. Тактика проведения психологического обследования. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы.

Цель: теоретическое освоение темы «Личность ребенка с отклонениями в развитии», формирование у студентов представления о проведении психологического обследования..

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения использовать в коррекционном процессе знания о способах и тактике проведении психологического обследования; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: диагностика, психологическое обследование, тактика

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

  1. Основные положения проведения психологического обследования.
  2. Психологический анамнез и его основные разделы.
  3. Тактика проведения психологического обследования.
  4. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы.

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте основные положения проведения психологического обследования.
  2. Основные принципы психологического изучения.
  3. Современное состояние психологической диагностики в специальной психологии.
  4. Перспективы применения психологических методик в диагностике аномального развития.
  5. Обоснуйте необходимость сбора психологического анамнеза и его основные разделы.
  6. Какова тактика проведения психологического обследования?.
  7. Дайте содержательную характеристику процессу проведения психологического обследования и его основным разделам.
  8. Опишите особенности проведения психодиагностического иссле-
  9. дования, подбора стимульного материала и интерпретации результатов при
  10. работе с детьми с отклонениями в развитии.

Срс

Подготовка аннотированного перечня научной литературы по поставленной проблеме

Темы аннотированных списков.

  • Актуальные проблемы специальной психологии.
  • История специальной психологии
  • Организация психологической помощи в условиях спецаильного учреждения

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, рекомендовать студентам периодику

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие №10

Анализ результатов психологической диагностики. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы.

Цель: теоретическое освоение темы «Личность ребенка с отклонениями в развитии», формирование у студентов представления об основных направлениях современной развивающей и коррекционной работы.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об основных направлениях современной развивающей и коррекционной работы; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия:

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1Анализ результатов психологической диагностики.

2Основные направления современной развивающей и коррекционной работы.

Вопросы для обсуждения

1 С помощью каких методов проводится анализ результатов психологической диагностики

2 Охарактеризуйте совместную работу психолога со специалистами

смежного профиля.

3 Каковы основные направления современной развивающей и коррекционной работы.

Срс

1 написать реферат на тему:

  • Создание всемирных организаций помощи детям, подросткам и молодежи на современном этапе.
  • Нарушения психического развития в детском возрасте как социальная проблема.
  • Проблема дифференциальной диагностики в специальной психологии.
  • Профилактика нарушений психического развития в детском возрасте.
  • Факторы социально-психологической дезадаптации детей и подростков при психическом дизонтогенезе.
  • Место и роль специальной психологии в профессиональной подготовке психолога.
  • Специальная психология в системе человекознания.
  • Факторы риска нарушений поведения в детском и подростковом возрасте.
  • Дети с нарушениями психического развития в массовой общеобразовательной школе: психологические аспекты сопровождения.
  • Пути оптимизации социальной ситуации развития детей с психическим дизонтогенезом.
  • Аддиктивное поведение несовершеннолетних: этиогенез, особенности проявлений, профилактика и коррекция.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде таблицы

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.