Методика развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 10-12лет

Введение

Актуальность.

Поиск наиболее доступных средств, повышающих двигательную активность, изучение влияния и значения их в современном обществе, внедрение их в повседневную жизнь является одним из направлений исследования ученых и специалистов в области физической культуры и спорта.

Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Высокий уровень спортивных результатов в современном волейболе требует от спортсменов не только всесторонней физической подготовки, но и эффективного овладения специальными физическими качествами.

Специальная физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей, развития специальных физических качеств, необходимых для игры в волейбол, лучшее и более быстрое овладение техническими приемами.

Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения волейбола, а так же специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно — мышечных усилий с движениями специализированного упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и воспитывают специальные физические качества.

Цель работы — изучение методики развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет

Задачи данной работы:

Проанализировать состояние проблемы в психолого педагогической литературе: анатомо-физиологические особенности развития детей 10-12лет.

Рассмотреть и подобрать контрольные упражнения, применяемые для оценки специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет.

Определить уровень специальной физической подготовки волейболистов 10-12лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов10- 12 лет.

6 стр., 2560 слов

Общая и специальная физическая подготовка

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский нефтегазовый государственный университет Институт транспорта. Кафедра «Транспорт углеводородных ресурсов». Реферат по физической культуре на тему: «Общая и специальная физическая подготовка» Тюмень, 2011 Содержание 1. Общие сведения . Цели и задачи ОФП . Функции ...

Предмет исследования: методика развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет.

Рабочая гипотеза предполагает, что методика развития физических качеств является эффективной в подготовки волейболистов10- 12 лет.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.2 Возрастные особенности развития подростков 10-12 лет занимающихся волейболом

Одним из необходимых условий эффективности физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающего поколения является учет возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Такой подход необходим при выборе отдельных видов физических упражнений, дозировке нагрузки, спортивном отборе и ориентации [5, 6, 9, 13, 21.].

Известно, что развитие ребенка с момента рождения до наступления зрелости происходит неравномерно. Неравномерность развития проявляется периодами ускоренного и замедленного роста и формирования организма. Понятие «рост» отражает количественные изменения, например, длины и массы тела, сопровождающиеся значительным повышением интенсивности энергетических и обменных процессов. Понятие «формирование» означает и качественные преобразования отдельных тканей, органов и систем, характеризующих биологическую зрелость организма [4].

В ряде работ показана связь биологического возраста с функциональными показателями. По мнению Н.А. Фомина, функциональные показатели подростков зависят не столько от паспортного, сколько от биологического возраста. Подростки, опережающие сверстников в темпах биологической зрелости, характеризуются более высоким развитием двигательных способностей.

Исследования В.К. Бальсевича показали, что при установлении нормативных требований физического воспитания нужно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст. При разработке оценочных шкал физического развития необходимо учитывать в первую очередь биологическую зрелость, индивидуальные различия в темпах роста и развития детей и подростков одного паспортного возраста диктует тренеру необходимость ориентироваться на биологический возраст при отборе и ориентации, выборе средств физического воспитания, определении объема и интенсивности физических нагрузок.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

ВВЕДЕНИЕ Актуальность: Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические. Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного ...

Возрастной период с 11 до 12 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта.

Этот возраст, называемый «переломным», характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с началом полового созревания. В этом возрасте происходит интенсивный рост и дифференциация органов и тканей. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела, значительно увеличиваются размеры грудной клетки [17].

В подростковом возрасте продолжается формирование позвоночника, происходит интенсивный рост всех его отделов. Изгибы позвоночника уже в основном сформировались, однако, окостенение еще не закончилось, что создает опасность появления сколиозов и нарушений осанки в этом возрасте.

Двигательная функция в среднем школьном возрасте достигает высокого уровня развития в связи с тем, что опорно-двигательный аппарат, центральная нервная система, двигательный, вестибулярный анализаторы также заканчивают формирование.

Наблюдается интенсивный рост темпа движений, быстро развивается способность к запоминанию движений. Чем большим объемом движении подросток владеет в этот период, тем легче им будут освоены тончайшие элементы технического мастерства.

Кости детей подросткового возраста содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Костная ткань эластична и легко деформируется. Развитие скелета происходит в определенной последовательности: к 9 — 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, к 12 — 13 — запястья. Усиленный рост длины трубчатых костей (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, малоберцовая, большеберцовая кости) происходит, главным образом, до 15 — 16 лет. В среднем школьном возрасте еще продолжается окостенение многих частей скелета, позвоночник очень подвижен, при неблагоприятных условиях могут возникнуть его нарушения [12].

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. ...

Развитие костной ткани находится в тесной зависимости от мышечной ткани. Мышцы по величине и структуре существенно отличаются от мышц взрослых. С возрастом увеличивается масса мышц и совершенствуется их структура. Эти процессы идут неравномерно: мышечная масса в течение первых 12 лет увеличивается на 9%, а в последующие 2-3 года, во время полового созревания — на 12%.

При этом мышцы развиваются гетерохронно, наиболее высокими темпами увеличиваются мышцы ног, наименее высокими — мышцы рук. Темпы роста мышц разгибателей опережают развитие мышц сгибателей. Особенно быстро нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными в процессе естественного развития и тренировок. Большинство мышц уже укреплено всеми видами соединительно-тканных структур.

Меняются свойства скелетных мышц: уменьшается количество воды, мышцы становятся плотнее, в них повышается содержание белковых веществ. С 11 лет наблюдается усиленный рост мышц в толщину за счет образования массивных мышечных волокон, увеличивается общая масса мышц по отношению к массе тела, продолжает нарастать мышечная сила.

Относительные величины силы отдельных групп мышц (на 1 кг веса) близки к показателям взрослых. Поэтому у подростков можно широко использовать упражнения для воспитания силы. В 12 лет юный футболист должен уметь управлять собственным весом в прыжке, падать на пружинящие руки, использовать силу в момент единоборства [17, с. 8].

К 12 годам значительно развиты пространственная ориентировка, точность прыжков на заданную высоту, различие амплитуды движений.

В период с 10 до 14 лет возрастает выносливость к динамическим и статическим усилиям, увеличивается мышечная работоспособность. Ряд двигательных качеств, таких, как быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве, чувство темпа движений, прыгучесть, время двигательной реакции достигают уровня близкого взрослым [16].

Развитие нервного аппарата мышц и усиленный рост мышечных волокон приводят к увеличению мышечной силы и выносливости, и делают возможным более длительное выполнение тонких дифференцированных движений. К 12 годам происходит функциональное созревание двигательного анализатора, которое затем к 13—14 годам достигает высокого уровня (далее приостанавливается).

20 стр., 9860 слов

Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ» Факультет Психологии Кафедра клинической психологии Очно-заочная форма обучения КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Психодиагностика на тему: «Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет» Выполнил Шумов А.В. Москва 2014 ...

Подростки приобретают способность распределять нагрузку на разные группы мышц. Моторика подростка отличается разнообразием, но утрачивается грациозность движений, появляется угловатость, замедленный характер моторных функций часто сменяется взрывным характером. Систематическая тренировка повышает способность к анализу пространственной точности движений.

Подростки 11—12 лет уже могут совершать сложные по координации движения. Достигают высокой степени совершенства отдельные показатели пространственной ориентировки: амплитуда движений, точность прыжков на заданную высоту и т.д., однако недостаточный уровень психомоторных функций еще не позволяет добиваться высокой степени быстроты и точности движений [17, с. 8].

Значительные изменения претерпевает центральная нервная система. Свойственная данному возрасту неуравновешенность нервных процессов, сниженный порог возбудимости нервной системы отражаются на состоянии регуляторных механизмов кровообращения, особенно центральных. Это объясняет своеобразие функции кровообращения у подростков. Анатомическое строение кровеносных сосудов к 12 годам становится таким же, как у взрослого. Рост и формирование структурных элементов миокарда также, в основном, заканчивается к 12 годам. К этому времени в сердечной мышце устанавливается магистральный тип кровообращения, идет интенсивный рост венечных артерий [12].

У некоторых подростков наблюдается преходящая дисгармония в развитии различных элементов микроструктуры сердца, когда проводящая система уже сформировалась, а мышечная ткань сердца находится в процессе роста. Подобное несоответствие в дифференцировке нервной и мышечной тканей, а также лабильность вегетативно-эндокринных реакций могут явиться источником ряда нарушений функций сердечнососудистой системы (например, нарушение сердечного ритма).

В среднем школьном возрасте уменьшается ЧСС и увеличивается артериальное давление [17].

Таким образом, у подростков 11-12 лет происходит значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно — сосудистой системы к физическим нагрузкам. При рациональном построении учебно-тренировочного процесса с учетом анатомо-физиологических особенностей, многие юные спортсмены добиваются высоких результатов. Тем не менее, тренеру следует помнить, что аппарат кровообращения подростков реагирует на физические нагрузки менее экономно, что приводит к максимальному функциональному напряжению при одинаковых или меньших, чем у взрослых, тренировочных и соревновательных нагрузок [16].

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания(3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие системы дыхания. С возрастом у детей уменьшается частота дыхательных движений, увеличивается жизненная емкость легких и минутный объем дыхания. Так, в подростковом возрасте частота дыхательных движений, в среднем, составляет 17 движений в минуту, ЖЕЛ — 3200 мл, дыхательный объем 350 мл, минутный объем дыхания 5950 мл. Необходимо отметить, что функциональные показатели дыхания у подростков, хотя и приближаются к величине соответствующих показателей у взрослых, все-таки сохранены признаки детского дыхания. Предел дыхания имеет большое значение для оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [26, 28].

Ведущую роль в деятельности организма играет нервная система, особенно в данном возрасте. В исследуемый период заканчивается морфологическое развитие головного мозга. В среднем школьном возрасте особенно интенсивно происходит формирование коры головного мозга, установление новых связей между различными отделами коры и другими отделами нервной системы. Функциональные особенности ЦНС подростков характеризуются повышенной возбудимостью и неустойчивостью, в связи, с чем у подростков при неблагоприятных условиях внешней среды легко возникают функциональные расстройства нервной системы [17].

Психика школьников данного возраста своеобразна. Заметно проявляется чувство собственного достоинства. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является «потребность в самоутверждении», т.е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Они остро реагируют на обращение с ними как с маленькими, на мелочную опеку. Резкий, безапелляционный тон замечаний оскорбляет их возросшее самолюбие, вызывает часто ответную грубость, напускное безразличие и даже желание поступить наперекор требованиям [17, с. 19].

4 стр., 1926 слов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ЛОВКОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького" (ГБПОУ ЛПК) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ЛОВКОСТИ Выполнил: Специальность 49.02.01 Физическая культура ...

Дети переходного возраста обладают сильно выраженным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к критической проверке чужих суждений. Заметны частые проявления нетерпеливости, горячности, отсутствие объективного подхода к фактам, событиям и действиям окружающих людей, к переоценке своих собственных возможностей [26].

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей личности. Если раньше подростки, подражали взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми. Нередко они переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства. По степени значимости волевых качеств в этом возрасте на первое место выступает решительность. Поскольку восприятия подростка становятся целенаправленными и организованными, возникают условия для развития специализированных восприятий («чувство мяча», «чувство поля», «чувство партнера» и т.п.) [17, с. 19].

Организм подростка крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. Поэтому во время занятий следует осуществлять строгий врачебный контроль за объемом и интенсивностью нагрузок с тем, чтобы не допустить переутомления и перенапряжения организма.

Чуткий, щадящий подход особенно необходим в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его функций (например, во время экзаменов в школе, участии в соревнованиях).

Временные трудности в образовании условных рефлексов; увеличение скрытых периодов реакции на словесные раздражители; преобладание процессов возбуждения над торможением; появлении психической неуравновешенности — это особенности, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования подростков.

Смена настроений, критическое отношение к окружающим и в первую очередь к взрослым, неадекватность ответных реакций, повышенная возбудимость, нервозность, быстрая утомляемость, связанные с половым созреванием, могут вызвать резкие срывы в поведении/

1.2 Специальная физическая подготовка

Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную[2].

Основной задачей общей физической подготовки волейболиста является повышение работоспособности организма. Для этого используют широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта (тяжелой атлетики, гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики и др.).

Выбор таких средств не случаен. Они оказывают общее воздействие, заставляют активно работать все органы и системы, улучшая возможность органов дыхания, повышая общий обмен веществ в организме. В зависимости от тренирующего воздействия этих упражнений, они предназначаются для развития определенных физических качеств.

Одним из важнейших физических качеств волейболиста является сила[11]. Ее можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению выносливость и ловкости.

Наиболее характерное проявление силы в волейболе — при ударных движениях (подаче и нападающих ударах), прыжках на блок и для нападающего удара, при бросках, перемещениях, падениях.

Для развития силы используют различные упражнения с отягощениями, в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания в висе, отжимания в упоре, прыжки и т.д.), с партнером, специальные упражнения волейбольного характера с отягощением. Рекомендуется воспитывать силу с применением сопротивления — силовые упражнения[11].

Примерные упражнения для развития силы:

Упражнения с отягощением:

1. жим штанги ;

2. рывок штанги ;

3. наклоны со штангой ;

4. приседания со штангой на плечах;

5. метание (толкание) тяжестей (камней, гирь, ядер, набивных мячей);

6. упражнение с гирей . (жонглирование, жим, рывок);

7. упражнения с блинами для штанги (наклоны вперед, в стороны и т.д.).

Упражнения с отягощением на начальном этапе рекомендуется выполнять в замедленном темпе, в дальнейшем — максимально быстро. Прыжковые упражнения с дополнительным грузом для развития силы более эффективны, чем без отягощений.

Упражнения в преодолении собственного веса:

1. отжимание на пальцах из упора лежа (стопы на гимнастической скамейке);

2. отталкивание от опоры руками и ногами из положения в упоре лежа;

3. передвижение в упоре сидя на руках и ногах;

4. передвижение на руках из упора лежа (без помощи ног) и т.д.

Продолжительность одной серии при выполнении описанных упражнений — до появления усталости, а количество серий определяется задачами учебного занятия. Интервал отдыха — до готовности каждого спортсмена начать новую серию.

Упражнения с партнером:

1. переноска партнера бегом;

2. приседание с партнером на плечах;

3. упражнения с сопротивлением — удерживание рук из различных исходных положений;

4. перетягивание, наклоны, борьба (2 — 3 мин.)

Упражнения волейбольного характера с отягощениями:

1. имитация нападающих ударов и блокирование в тренировочном жилете;

2. метание камней, сохраняя структуру нападающего удара;

3. броски набивных мячей (весом 1 — 3кг.) через сетку;

4. имитация ударного движения в нападающем ударе на блочном устройстве.

При выполнении упражнений волейбольного характера с отягощениями необходимо обращать внимание на сохранение техники, а при выполнении упражнений без отягощения — на совершенствование ее. Упражнения, воспитывающие силу, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление. Упражнения с большими отягощениями, в выполнении которых участвуют большое число мышц, следует применять с интервалом в один — два дня, а с небольшими отягощениями — ежедневно.

Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в соответствии с общими методическими принципами физического воспитания. Вместе с тем, необходимо руководствоваться следующими положениями[3].

Метод до «отказа» (для увеличения массы мышц и их укрепления) — многократное, относительно медленное выполнение упражнений с отягощением, составляющим 50 — 70% от максимального веса, который поднимает спортсмен до предельного утомления.

Метод больших усилий — многократное выполнение одного и того же упражнения с отягощением, составляющим 80 — 90% от максимального веса, который в состоянии поднять спортсмен. Например, волейболист может присесть и встать с максимальным весом на плечах.

Повторный метод — многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью (упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в максимальном темпе).

Метод круговой тренировки характерен последовательным прохождением «станций», на которых выполняют упражнения определенного тренирующего воздействия. По направленности круговая тренировка может быть силовой, скоростно — силовой, скоростно — силовой в сочетании с технической подготовкой.

Упражнения, развивающие силу, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление. Упражнения с большими отягощениями следует применять с интервалом в один — два дня.

Немаловажное значение в волейболе имеет воспитание быстроты. Быстрота, как способность выполнять движения быстро, наиболее характерно проявляется в волейболе при приеме подач и нападающих ударов, страховке, перемещениях на блоке. Она в определенной степени зависит от силы мышц, вот почему эти качества воспитывают параллельно. Если мышца предварительно оптимально растянута, то она сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимо обращать внимание на улучшение эластичности мышц. Большое значение имеет подвижность в суставах и способность мышц — антагонистов к растягиванию.

Не менее важно умение расслабляться, выполнять движения без излишнего напряжения, но с максимальными усилиями. Определенное значение для воспитания быстроты имеет выполнение движений и действий из других видов спорта, например, бег на короткие дистанции, игра в футбол, баскетбол и т.д., на уменьшенной площадке, подвижные игры с элементами бега, старты и спринтерские ускорения, бег за лидером и т.п. Выполнять все упражнения необходимо в максимально быстром темпе. Продолжительность выполнения одной серии — 10 — 20 С, количество серий — до снижения скорости выполнения. Паузы отдыха непродолжительны — обычно до 1 — 1,5мин.

Упражнения, способствующие воспитанию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, иначе резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому рекомендуется включать их в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах.

Для развития быстроты рекомендуются следующие методы тренировки[15]:

1. игровой и соревновательный — выполнение упражнений с предельной быстротой движений и скоростью перемещения в условиях соревнования. Эффективность метода повышается при групповом выполнении упражнений;

2. переменный — относительно ритмичное чередование движений с высокой интенсивностью (выполняемых в течении 10 — 15сек.) и движений с меньшей интенсивностью (от 15 сек. и выше);

3. повторный — повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью в течении 10 — 15 сек. Интервал отдыха между повторениями — до 1 мин.

Выносливость — это способность организма противостоять утомлению, или способность к длительной двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Игра в волейбол с переменной интенсивностью при длительной быстрой и почти непрерывной реакцией на изменяющуюся обстановку предъявляет высокие требования к выносливости, как к одному из важнейших физических качеств, необходимых для эффективного ведения игры.

Мерилом выносливости является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную интенсивность.

Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной систем, уровнем обменных процессов, а так же координацией деятельности различных органов и систем. Поэтому воспитание общей выносливости выражается, прежде всего, в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания.

Как утверждают[10], для воспитания этого качества используются упражнения, где участвует большое количество мышечных групп, благодаря которым создается своеобразный мышечный насос, способствующий кровообращению. К ним можно отнести кроссовый бег, греблю, езду на велосипеде, лыжные гонки, спортивные игры, специальные и основные упражнения волейбола. Могут быть использованы методы равномерной тренировки, повторно — переменный, круговой и соревновательный метод.

Ловкость — это способность выполнять сложные двигательные действия параллельно и быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. Она органически связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость приобретается в процессе обучения, усвоения многих и разнообразных двигательных навыков и умений. При воспитании этого физического качества следует постоянно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парах и групповых упражнениях. Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и ее совершенствовании.

Для воспитании ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Больше всего этим требованиям отвечают спортивные (баскетбол, футбол и др.) и подвижные игры, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, отдельные виды легкой атлетики, связанные с преодолением препятствий (барьерный бег).

Основные упражнения волейбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, так же способствуют воспитанию ловкости.

Под гибкостью понимают подвижность в суставах, позволяющую выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Она зависит, главным образом, от формы суставной поверхности, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий и мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.

Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом, плечевом суставах, крестцово — позвоночном сочленении, а так же — в тазобедренном и голеностопном суставах, способствует эффективному ведению игры.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнером, на гимнастических снарядах, общеразвивающие и упражнения, близкие по своей структуре к движениям волейболиста, выполняющего технический прием[24].

Большинство технических приемов в волейболе требует проявление специальной силы. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками необходим определенный уровень развития силы мышц кистей, подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища, нападающего удара — комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Для эффективного применения технических приемов в игре волейболисту нужна, так называемая, взрывная сила — способность нервно — мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Поэтому специальная силовая тренировка направлена прежде всего на воспитание скоростно — силовых способностей спортсмена[20] .

Прыгучесть волейболиста — это способность прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.

Развитие прыгучести начинают с развития силы мышц (на общеподготовительном этапе подготовительного периода), а в дальнейшем силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно. Для этого используются упражнения с отягощениями (приседание, переноска груза), прыжковые упражнения с отягощением и без них, основные упражнения по технике игры.

Специальная быстрота волейболиста — это способность выполнять перемещения на площадке и технические приемы в минимальный для определенных условий отрезок времени. Быстрота в волейболе проявляется в трех основных формах[22]:

быстроте реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и т.д.).

Она является основной предпосылкой для умения максимально быстро, опережая соперника, оценить обстановку, принять наиболее важное решение и осуществить его;

в предельной быстроте отдельных движений;

в быстроте перемещений.

При воспитании быстроты необходимо учитывать следующие моменты. Упражнения для воспитания быстроты необходимо выполнять после хорошей разминки при максимальной готовности организма к двигательным действиям. Длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой спортсмены выполняли бы его, не снижая предельной скорости[14] .

Методы развития специальной быстроты: повторный, интервальный, соревновательный. В качестве средств используют подвижные и спортивные игры, эстафеты, старты и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения.

Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита с помощью упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожидаемую короткую команду тренера, или при моментально меняющейся обстановке.

Предельная быстрота отдельных движений воспитывается скоростно — силовыми упражнениями (метания, прыжки, имитационные упражнения, приближенные по своей структуре к техническим приемам, и основные упражнения по технике игры).

Быстроту перемещений воспитывают с помощью игр (например, баскетбол, футбол, гандбол), легкоатлетических упражнений и основных упражнений игры.

Специальная выносливость объединяет скоростную, прыжковую и игровую выносливость. Она зависит от уровня развития общей выносливости, подготовленности опорно — двигательного аппарата, от силы психических процессов (например, умение терпеть), от экономичности спортивной техники.

Использование средств общей физической подготовки в тренировочном процессе будет способствовать улучшению скоростно — силовой выносливости волейболиста, применение средств специальной физической подготовки — специальной скоростной выносливости волейболиста. Так, если в процессе специальной физической подготовки уделять большое внимание различным перемещениям, падениям, то будет преимущественно повышаться уровень скоростно — силовой выносливости «бегового» характера, если же акцентировать внимание на передачах, ударах или прыжках, то, соответственно, будет обеспечиваться высокий уровень развития скоростно — силовой выносливости либо «ударного», либо «прыжкового характера» [14].

Прыжковая выносливость — способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара, постановки блока и выполнения вторых передач. Способность эффективно продолжать мышечную работу на фоне утомления обеспечивают как высокоразвитые функциональные возможности, так и волевая подготовка волейболиста.

В качестве средств воспитания прыжковой выносливости используют прыжковые упражнения с отягощениями (малыми) и без них, прыжковые имитационные упражнения по технике игры.

Игровая выносливость — способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов. Она объединяет все виды выносливости и специальные физические качества. Высокий уровень развития функциональных способностей волейболистов — один из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы.

Игровую выносливость совершенствуют в процессе проведения игр с большим, чем предусмотрено правилами соревнований количеством партий (6 — 9), полными и неполными составами (5х5, 4х4, 3х3 и т.д.)игр на время. Действительным средством воспитания игровой выносливости является использование в процессе игры (при достижении счета 5,10 и в паузах между партиями) упражнений различного тренировочного воздействия.

Игровую выносливость воспитывают в специально — подготовительном, предсоревновательном этапах подготовительного периода[12].

В ходе игры непрерывно меняется обстановка, требующая быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому же точность выполняемых движений должна быть максимальной, иначе неизбежны технические ошибки. Целый ряд технических приемов выполняется в безопорном положении, что предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата. Это требует высокого развития специальной ловкости и точности движений в пространстве.

Воспитание ловкости складывается из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, а так же — из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [22].

Ловкость волейболиста имеет две разновидности: акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, падениях, перекатах во время игры в защите; прыжковая ловкость — умение владеть своим телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач в прыжке.

Основными средствами воспитания специальной ловкости волейболистов является гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения по технике игры.

Упражнения для воспитания прыжковой ловкости направлены преимущественно на развитие специальной ловкости, их используют в начале основной части занятия. Они требуют от спортсменов проявления не только физических, но и значительных нервных напряжений.

В одном занятии не рекомендуется давать много разнообразных упражнений [12].

Для развития специальной гибкости используют упражнения на растягивание, сходные по своей двигательной структуре с техническими приемами или их частями. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть больше, чем при выполнении самого приема. Целесообразно использовать небольшие отягощения, позволяющие при увеличении амплитуды движений сохранить его структуру. Упражнения с партнером дают хороший эффект при воспитании гибкости, как и упражнения, соответствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно — связочного аппарата и развития силы, эластичности мышц и связок.

Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность спортсмена. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений.

Когда речь идет о скорости, выносливости, силе, от уровня развития и взаимосвязи которых непосредственно зависит результативность встречи, это совсем не означает, что такие качества как ловкость, гибкость и другие не имеют самостоятельного значения. Однако, определенный уровень развития этих качеств не является ведущим при достижении волейболистом высокого спортивного мастерства. Что касается гибкости, то [13,21] не обнаружили зависимости результативности и роста мастерства волейболистов от степени подвижности в суставах.

волейболист мышца вес физиологический

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Характеристика методов исследования В работе использованы следующие методы исследования: 1.Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы 2 Педагогическое наблюдение 3.Тестирование 4. Педагогический эксперимент; 5. Методы математической статистики. 1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы. Осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология.

2. Педагогическое наблюдение

Представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебного процесса волейболистов 10-12 лет без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Такое наблюдение имеет конкретный объект изучения, наличие специфических приемов регистрации явлений и фактов (условных обозначений при записях и пр.) и конечно, проверку результатов наблюдения.

3. Тестирование. В эксперименте были использованы контрольные упражнения для измерения уровня технической подготовки юных волейболистов 10-12лет.

1. Прыжок вверх

К щиту прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат 50\50 см (от проекции щита в глубину площадке).

Предварительно у размеченной в сантиметрах шкалы измеряется рост испытуемого с вытянутой рукой вверх (Рсм).

Затем испытуемый выполняет прыжок вверх с места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами правой и левой руки. При выполнении прыжка и приземления испытуемый должен находится в пределах начерченного квадрата. Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки (В см), а высота подскока оценивается лучший результат по трем попыткам.

2. Прыжок в длину с места. (Лях. В.И)

Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Для большей точности измерений пяточный край подошвы натирается мелом. Учитывается лучший результат по двум попыткам.

3. Челночный бег 3×10.(Лях,В.И)

Испытуемый по команде «Марш!» бежит как можно быстрее от одной до другой линии, переходя их стопами, и так 3 раза. Результат время выполнения задания с точностью до 0,1 с.

4. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент создает возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование, создаются экспериментатором. Или могут, поэтому многократно повторяться, частично или полностью изменяться. Это позволит глубже и разностороннее познавать изучаемое явление.

5. Методы математической статистики. Широко применяется для обработки полученных в ходе исследования данных, их логический и математический анализ для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:

a. Показатели среднего арифметического Х

В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины для каждой группы в отдельности

где Хi — значение отдельного измерения; n — общее число измерений в группе.

b. Дисперсию по формуле

c. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле

d. Для оценки достоверности различий средних показателей использовался

t критерий Стьюдента

Где n — объем выборки,

сумма,

х, у — экспериментальные данные

Sx, Sy -дисперсии.

С помощью методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.

2.2 Организация исследования Исследование проводилось на базе общей образовательной школы № 95 г. Красноярска. В исследовании принимали участие волейболисты 10-12 лет, занимающиеся в секции волейбола. Выборка данной группы испытуемых составила 20 волейболистов, которые были поделены на 2 подгруппы: контрольная — 10 человек и экспериментальная -10 человек. Исследование состояло из II этапов. I этап (октябрь2011): определение начального (исходного) уровня специальной физической подготовки волейболистов (10-12 лет).

II этап (декабрь 2011): выявление разницы специальной физической подготовки волейболистов (10-12 лет), сравнение полученных данных с начальным (исходными) показателями.

III (март 2012) этап — анализ результатов исследования

Определение уровня технической подготовки детей младшего школьного возраста осуществлялось при помощи контрольных упражнений, выполнение которых демонстрирует уровень владения техникой волейбола.

Педагогические контрольные испытания (тестирование) были использованы с целью:

а) определение начального (исходного) уровня специальной физической подготовки волейболистов 10-12 лет;

б) отслеживание разницы развития специальной физической подготовки волейболистов 10-12 лет

Для определения достоверности различий между рядами показателей контрольной и экспериментальной групп была использована методика определения t — критерия Стьюдента.

2.3 Результаты исследования и их обсуждение

По результатам средних данных по прыжкам вверх в начале эксперимента, в контрольной группе результат составил- 20см, В экспериментальной группе- 21см. В конце эксперимента результат в контрольной группе составил-22см, в экспериментальной группе-24см.

У контрольной и экспериментальной группы тестирование физической подготовленности показало: 1. По результатам средних данных в прыжках в длину с места в начале эксперимента, в контрольной группе результат составил- 170м, В экспериментальной группе- 174м. В конце эксперимента результат в контрольной группе составил- 172м, в экспериментальной группе-179м.

При помощи челночного бега 3*10м, у контрольной группы в начале эксперимента показатель составил 8,9с, а у экспериментальной группы- 9,25с. В конце эксперимента у контрольной группы показатель составил-9,49с,а в экспериментальной группе-9,74с.

По данным исследования видно, что в начале эксперимента достоверность различий маленькая, к концу эксперимента в экспериментальной группе значительно изменились показатели. Это говорит о том, что методика эффективно влияет на развитие специальных физических качеств волейболистов 10-12лет

ВЫВОДЫ

1. Изучение литературы по теме работы позволило сделать следующее выводы:

— Возрастной период с 10до 12 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта. С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Известно, что возраст 10-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств.

2. Были рассмотрены контрольные упражнения для оценки уровня специальных физических качеств в подготовки волейболистов:

— Прыжок вверх

— Прыжок в длину с места (см)

-Челночный бег 3*10(сек)

3. Таким образом, в ходе исследования мы при шли к выводу, что использование в учебно-тренировочном процессе методики развития специальных физических качеств, совместно с выполнением технических элементов волейбола увеличивает общую базу двигательных возможностей спортсменов, способствуя более эффективному выполнению основных технических элементов волейбола. Следовательно, есть основание считать предложенную методику эффективной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. — М.: Кронус, 2011.- 247с.

2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина — М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.

3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. — М.: Владоспресс, 2002. — 105 с.

4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. — 381 с.

5. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило — М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. — 294с.

6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие — М.:2000. — 168с.

7. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова.- М.: «Издательство Владос-пресс», 2002. — 666с.

8. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с.

9. Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. — М.:2000.- 254с.

10. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физ. культуры. -М, 2000. -230 с

11. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- М.: Физкультура и спорт, 2003. — 294с.

12. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. — №4. — С.33-37

13. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. — М.: Олимпийский спорт, 2008. — 421с.

14. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц.- Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003. — 308 с.

15. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.

16. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.

17. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- М.: Советский спорт, 2008.-244с.

18. Лепешкин, В. Волейбол / Лепешкин, В. // Спорт в школе. — 2007 (№20)

19. Лях В.И. Координационные способности/ В.И. Лях.- М.: ТВТ, 2006.- 302

20. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях.- М.: Пособие для учителя, 2001.- 230 с.

21. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. — М.:1999. — 207 с.

22. Матвеев Л.П.Общая теория спорта. М.: 2001. — 540 с.

23. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- М.: Медгиз, 2001. — 183 с.

24. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни.- М.: Психология спорта 2000. — 96 с.

25. Сологуб Е.Б.Физиология человека / Е.Б.Сологуб, А.С. Солодков.- М.: Советский спорт, 2008. — 620 с.

26. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга,2002. — 233 с.

27. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов Теория и практика физической культуры. — 2007. — №7. — С.33

28. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. — 240 с.

29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.

30. Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С.Чехов.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003. — 294 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Практические рекомендации

Анализ специальной физической подготовленности группы волейболистов 10-12 лет позволяет рекомендовать:

1. больше внимания уделять воспитанию быстроты, используя беговые упражнения на короткие дистанции и беговые упражнения с изменением направления движения;

2. акцентировать работу над техникой выполнения прыжков в нападающем ударе и блоке, особо обращая внимание на ритм разбега и технику наскока;

3. в скоростно — силовую подготовку никаких изменений можно не вносить и оставить ее в прежнем виде.

Размещено на