В современном обществе появляются и вырастают дети с разным уровнем и качеством развития, как умственного, так и физического. Есть дети, которые требуют особого ухода и обращения в связи с аномалиями в развитии. Исходя из этого, значимыми и важными являются разделы педагогики – коррекционная педагогика – и психологии – специальная психология.
Коррекционная педагогика изучает образование, обучение и воспитание в условиях развития осложнённого дефекта. Специальная психология, в свою очередь, рассматривает суть, механизмы, варианты развития в аномальных условиях. Базовым понятием обоих разделов является дефект. Чтобы не было путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании либо органов тела человека вследствие длительного соматического или инфекционного заболевания, либо психики человека, включая сенсорные нарушения, аутизм, умственную отсталость, подтверждённые в установленном порядке.
Специальная психология сейчас, в том числе, занимается психологией особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте, эти состояния проявляются в замедлении или выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической адаптации небиологического характера:
— дети с тяжёлыми эмоциональными переживаниями , превышающими по своей длительности и интенсивности индивидуальные адаптивные возможности ребёнка;
— дети с посттравматическими стрессовыми расстройствами: жертвы насилия и свидетели насилия, дети, переживающие разлуку или утрату близких, дети, переживающие резкую смену привычной культурно-исторической и языковой среды, дети, растущие в условиях военный конфликтов и т.д.
Ниже будет приведена типология дефектов или категорий нарушения(основа типологии – локализация нарушений и степень выраженности изменений):
I. Глухие (слуховой анализатор)
II. Слабослышащие (I-IV степени), (слуховой анализатор)
III. Слепые (зрительный анализатор)
IV. Глухие (зрительный анализатор)
V. Интеллектуальная недостаточность по типу умственной отсталости (УО).
Бывает двух видов:
1. Деменция – нарушение умственной или интеллектуальной деятельности после некоторого периода нормального развития данных процессов. Изменения носят прогрессирующий характер.
Развитие сохраннных анализаторов
... коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и ...
2. Олигофрения – врождённые органические нарушения интеллектуальной деятельности вследствие органического повреждения центральной нервной системы (ЦНС).
Изменения не носят прогрессирующего характера.
Степени УО:
1. Дебильность (слабая степень)
2. Имбецильность(средняя степень)
3. Идиотия (тяжёлая степень)
VI. Интеллектуальная недостаточность по типу задержки психического развития (ЗПР).
Бывает четырёх типов в зависимости от причин её вызывающих:
1. ЗПР конституционального генеза (развития) – инфантилизм, например.
2. ЗПР соматогенного генеза, дети не имеют нарушений ЦНС; имеют хронические заболевания.
3. ЗПР психогенного характера; социальное окружение не соответствует развитию ребёнка.
4. ЗПР церебрально-органического генеза, слабые нарушения ЦНС, дети учатся в специальных школах.
VII. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ограниченные двигательные и физические возможности).
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), дети, перенёсшие полиомиелит, дети с прогрессирующей мышечной дистрофией.
VIII. Нарушения речевых возможностей. Дети-дошкольники с нарушением звукопроизношения, заикание (логопатия), алалия (сложности в речи в связи с нарушениями в головном мозге).
IX. Дети с эмоционально-волевыми нарушениями по типу раннего детского аутизма (РДА).
X. Комбинированные или сложные нарушения, когда нарушается деятельность 2х или более функций (слепоглухие, глухие дети с ДЦП и т.д.)
Дети с такими нарушениями требуют особого ухода, воспитания и обучения. Ни в коем случае нельзя думать, что детей с аномалиями в развитии ничему нельзя научить, что они ничего не понимают. В наше время доступны такие врачи как логопеды, педагоги-психологи, клинические психологи, дефектологи, а также, другие специалисты по работе с такими детьми. Если вы имеете какое-то отношение к таким детям, знайте, что их возможно обучить, воспитать с помощью этих специалистов.
В данной статье мы коснулись общих положений специальной психологии и коррекционной педагогики.