Методические указания для обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика» 8

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К семинарскому занятию № 4

ТЕМА: «Методы исследования ощущений и восприятий»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2012

  1. Тема «Методы исследования ощущений и восприятий»
  2. Значение изучения темы:
  • Учебное – изучение нарушений ощущения и восприятий и их зависимости от локальных поражений мозга.
  • Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний, умений и навыков диагностики нарушений ощущений и восприятий.
  • Личностное – формирование гуманистического подхода к пациенту, воспитание профессиональной культуры личности.

  1. Цели занятия
    1. — общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
    2. — Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

— Учебная: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление об ощущениях и восприятии, как о процессах отражения окружающего мира и их значении в жизнедеятельности человека; должен знать особенности и закономерности этих психических процессов; уметь проводить психологическое исследование и анализ особенностей ощущений и восприятия.

4 стр., 1575 слов

Ощущение восприятия детей дошкольного возраста

... состав предмета или явления. Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими ... единое целое, имеющее определенную структуру. Так на основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, придает им определенную ...

  1. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тестирование).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

  • Проведение психологического исследования нарушений ощущений и восприятия с помощью набора нейропсихологических проб (работа с больными).
  • Подготовка заключения.

4.3. Итоговый контроль знаний:

  • Проверка заключений по исследованию.
  • Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Клинические наблюдения показывают, что поражение затылочных областей коры и прилегающих к ним подкорковых зон («ближайшей подкорки», по выражению А.Р. Лурия) приводит к различным нарушениям зрительного гнозиса. Эти нарушения получили название зрительные агнозии. Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

Большинство авторов, исходя из клинической феноменологии, выделяет шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса:

1) если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом — это называется предметной агнозией;

2) если он не различает человеческие лица (или фотографии) — лицевой агнозией;

3) если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения — оптико-пространственной

агнозией;

4) если он, правильно копируя буквы, не может их читать — буквенной агнозией;

5) если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т.е. не может вспомнить цвет знакомых предметов, — цветовой агнозией;

6) как самостоятельная форма выделяется и симультанная агнозия — такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения. . При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22-го полей) левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи (т. е. понимать речь на слух), но и в нарушении всех других форм речевой деятельности.

11 стр., 5089 слов

Особенности применения различных наглядных средств по развитию ...

... или динамический), освещенность перцептивного поля. Обучение слепых детей с остаточным зрением по Брайлю и стремление учителей исключить зрительное восприятие из учебно-воспитательного процесса ... процессе всего школьного обучения и воспитания. 1. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов ...

При поражении левой височной зоны возникают различные формы афазий.41-е первичное и 42-е и 22-е вторичные поля слухового анализатора, по классификации А. Р. Лурия, входят в зону Т1, при поражении которой возникает сенсорная афазия. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки родного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит слабость зрительных представлений — зрительных образов слов. В исследованиях А. Р. Лурия (1975 и др.) и его сотрудников установлено, что в этих случаях распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительными образами слов и их наименованиями.

При поражении вторичных корковых полей слуховой системы правого полушария (42-го и 22-го) больные (правши) не способны определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это нарушение носит название слуховая или акустическая агнозия.

Поражение вторичных полей коры теменной области мозга сопровождается нарушениями высших тактильных функций, или тактильными агнозиями. Этим термином в нейропсихологии обозначаются нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т. е. сенсорной основы тактильного восприятия. Пространственная апраксия, или апрактоагнозия, — возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария (у правшей) или при двухсторонних очагах. Основой данной формы апраксий является расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое» и т. д.).

  • Методики вида деятельности:
  1. Исследование тактильной сферы.

Определение локализации точки прикосновения

Испытуемого просят положить руки на стол ладонями вниз и закрыть глаза.

Инструкция: «Я буду прикасаться к поверхности одной из ваших рук, а вы указательным пальцем другой должны показать точку прикосновения».

Проводится по 3-4 прикосновения к каждой руке. Нормой является точное определение точки прикосновения.

Протокол заполняется по схеме:

1 2 3 4

правая рука + + — —

левая рука + + + —

Отмечается наличие поиска.

Проба Ферстера.

Испытуемый сидит в той же позе.

Инструкция: «Я буду на вашей руке рисовать простейшие фигуры, буквы или цифры, а вы должны определить и назвать их».

2 стр., 714 слов

Восприятие и свойства восприятия.Виды нарушений восприятий

... за предмет перед ними. Возникает при поражении конвекситальной поверхности левой затылочной области; прозопагнозию (агнозию на лица) - нарушение узнавания знакомых лиц при сохранном предметном гнозисе. Больные ... Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса. Нарушения восприятия, как правило, более серьезны, чем нарушения ощущений и ведут к более существенным последствиям, так ...

Нормой является угадывание с 1-2 раза.

Заполняется протокол:

треуг. круг крест квадр.

правая рука + + — +

левая рука + — + +

Интерпретация: Результаты проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии зон коры, отвечающих за тактильную чувствительность (верхне-теменные области).

  1. Исследование пространственного восприятия.

Испытуемому предлагается: 1) нарисовать домик на склоне горы; 2) указать уровень жидкости на предложенном ему рисунке с бутылочками.

Копирование с перешифровкой человечка и геометрической фигуры.

Испытуемый сидит точно напротив экспериментатора.

Инструкция: «Я рисую человечка (фигуру).

Ваша задача перевернуть его (ее) на себя: что у меня сверху – и у вас сверху, что у меня справа – и у вас справа».

После завершения испытуемым работы, полученный рисунок сравнивается с рисунком экспериментатора. При наличии погрешностей разбирают с больным его ошибки и повторяют пробу до 7 раз.

Интерпретация: Результаты проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии нижне-теменной области, преимущественно справа. Если испытуемый допускает ошибки, не поддающиеся вербальной коррекции, это свидетельствует о нарушении пространственного восприятия.

  1. Исследование зрительного восприятия.

Производится с помощью специальных изображений различных предметов и букв, наложенных и перевернутых картинок, незавершенных и сенсибилизированных рисунков («конфликтные» фигуры, «перечеркнутые» предметы, рисунки типа «фигура-фон»).

Испытуемому предлагается узнать и назвать указанные предметы или буквы. Протокол ведется в текстовой форме.

Интерпретация: Результаты проведения проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии затылочной области. Причем ошибки предметного восприятия (узнавание предметов) указывают на заинтересованность правого полушария, а нарушение узнавания букв и цифр – левого.

  1. Исследование слухового восприятия.

Распознавание сходных фонем.

Экспериментатор прикрывает рот рукой.

Инструкция: «Повторяйте за мной». Произносятся звуки, слоги и слова со сходными фонемами: б-п, д-т, з-с, г-к, ж-ш, бочка – почка, дочка – точка.

В протоколе отмечают названные испытуемым верные и неверные фонемы.

Проверка воспроизведения ритмических структур.

Испытуемого просят закрыть глаза. Экспериментатор выстукивает определенный ритм и просит испытуемого воспроизвести его каждой рукой. Протокол ведется по схеме:

II II II III III III III ‘’’ ‘’’ III

Правая рука + + —

Левая рука + + —

Узнавание бытовых шумов и различение голосов людей

Экспериментатор просит испытуемого узнать различные бытовые шумы (шум воды, звон стекла, шорох бумаги, звук шагов и т.п.) и различить мужские, женские и детские голоса на предъявляемой магнитофонной записи.

23 стр., 11407 слов

Исследование и пути коррекции зрительных агнозий у больных с ...

... зрения. Важным симптомом поражения этих областей является нарушение интегрального восприятия целых зрительных комплексов, невозможность ... правой затылочной области ведет к возникновению «фотопсий» в левой, а раздражение левой затылочной области - к появлению «фотопсий» в правой ... нейропсихологических проб для исследования зрительных гностических функций у больных с опухолями теменно-затылочной области ...

Интерпретация: Результаты проведения проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии височных областей. Нарушения фонематического слуха и воспроизведения сложных ритмов свидетельствуют о заинтересованности левой височной области, а нарушение различения бытовых шумов, голосов людей и воспроизведение простых ритмов – правой.

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

  • Тесты:
  1. НАРУШЕНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В РЕАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ВО ВСЕМ, КРОМЕ:
  1. а) трудности ориентировки на местности
  2. невозможности отразить пространственные признаки объекта на листе бумаги
  3. невозможности различать правую и левую стороны
  4. невозможность найти дорогу в лесу, незнакомом городе

  1. НАРУШЕНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ФОРМАЛИЗОВАННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ:
  1. а) в явлениях зеркальности
  2. в неправильном отражении пространственных признаков объекта на листе бумаги
  3. в невозможности совершить копирование с перешифровкой
  4. все перечисленное

  1. ПРИ ОЧАГОВОМ ПОРАЖЕНИИ ПРАВОЙ ВЕРХНЕТЕМЕННОЙ ЗОНЫ НАРУШАЕТСЯ ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ НА:
  1. правой руке
  2. на левой руке
  3. на левой руке больше, чем на правой
  4. на обеих руках в одинаковой степени

  1. ТАКТИЛЬНЫЕ АГНОЗИИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ВСЕМ, КРОМЕ:
  1. нарушением восприятия веса, формы, материала при ощупывании
  2. астереогнозом
  3. трудностями восприятия пространственных отношений
  4. невозможностью идентификации предмета на ощупь

  1. ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ В ПРАВОЙ ВИСОЧНОЙ ЗОНЕ НАБЛЮДАЮТСЯ:
  1. амузия
  2. нарушения восприятия сложных ритмических структур
  3. нарушения трудности дифференцировки мужских и женских голосов
  4. все перечисленное

  1. ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ В ПРАВОЙ ВИСОЧНОЙ ЗОНЕ НАБЛЮДАЮТСЯ НАРУШЕНИЯ КРОМЕ:
  1. литеральные парафазии
  2. трудности определения индивидуальной принадлежности голоса
  3. невозможность дифференцировки бытовых шумов
  4. трудности при воспроизведении простых ритмов

  1. ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ЛЕВОЙ ВИСОЧНОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИВАЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ:
  1. сенсорная афазия
  2. акустическая агнозия
  3. моторная афазия
  4. нарушения фонематического слуха

  1. ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ СРЕДНИХ ОТДЕЛОВ ЛЕВОЙ ВИСОЧНОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИВАЮТСЯ:
  1. нарушения слухо – речевой памяти
  2. акустико – мнестическая афазия
  3. динамическая афазия
  4. правильно 1) и 2)

  1. ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ ЗАДНИХ ОТДЕЛОВ ЛЕВОЙ ВИСОЧНОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИВАЮТСЯ:
  1. нарушения номинативной функции в сочетании с невозможностью называть по названному слову зрительные представления
  2. оптическая афазия
  3. распад возможности изобразить названный объект
  4. все перечисленное

  1. ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕРВИЧНЫХ ПРОЕКЦИОННЫХ ЗОН ЗАТЫЛОЧНОЙ КОРЫ ВОЗНИКАЮТ:
  1. гемианапсия
  2. скотомы
  3. фотопсии
  4. правильно 1) и 2)

  1. ПРАВОСТОРОННЯЯ ФИКСИРОВАННАЯ ГЕМИАНАПСИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ПОРАЖЕНИИ
  1. в виде односторонней пространственной агнозии
  2. зрительных путей правого полушария
  3. правого полушаряя в целом
  4. третичных зон правого полушария

  • Ситуационные задачи:

1. Больной К., 28 лет, попал в автомобильную аварию. Основной удар пришелся на область затылка. В течение часа он не приходил в сознание, а ,очнувшись, обнаружил, что ничего не видит. В стационаре окулист и невропатолог патологии не выявили. При нейропсихологическом исследования не удалось провести комплекс проб на зрительное узнавание из – за полной слепоты больного. Со стороны других высших психических функций патологии не выявлено.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... -методической комиссией факультета психологии.     Рецензенты: Пятинин А.Э., Степанов В.А. ©Издательство ЮУрГУ, 2000. ОГЛАВЛЕНИЕ ... рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, табл. 2, список лит. – 13 названий,     Одобрено учебно ...

Какая симптоматика наблюдается у больного и с чем она связана?

2. Больная Ф., 29 лет, учитель музыки, поступила с жалобами на головные боли, возникшие после автомобильной аварии, происшедшей 3 дня назад. Кроме того, она перестала различать звуковые мелодии, хотя обладает хорошим профессиональным слухом. В неврологическом отделении был выставлен диагноз: сотрясение головного мозга. В результате нейропсихологического исследования выявлено: трудности воспроизведения простых ритмов по образцу обеими руками, невозможность дифференцировки бытовых шумов, голоса знакомых людей, записанные на пленку, больная узнавала избирательно. Выраженных нарушений других высших психических функций не наблюдалось.

В какой мозговой зоне имела место черепно–мозговая травма?

3. У больного Е., 48 лет, в течение 2 – 3 месяцев существенно снизилась слухо – речевая память. Работая преподавателем в высшем учебном заведении, он почувствовал свою профессиональную несостоятельность, так как не мог запоминать вновь изученный материал, тут же забывая то, что прочитал несколько минут назад. При этом ранее приобретенные профессиональные знания оставались у него относительно сохранными. При нейропсихологическом исследовании на фоне сохранности фонематического слуха имела место выраженная тормозимость следов памяти в условиях как гомо -, так и гетерогенной интерференции: больной не мог воспроизвести серию из 6 – ти слов и 2 серии по 3 слова. После гетерогенной интерференции в обеих пробах воспроизвел по 1 слову.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...

... 2011. Богданова М.В. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения Подписано в печать ... «___»__________2011 г. Богданова М.В. Дифференциальная психология: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, ...

При назывании предметов подсказка помогала припоминанию. При поступлении в стационар был выставлен предварительный диагноз объемного образования мозга. Где располагается объемный процесс?

4. Больной К., 32 лет, после автомобильной аварии поступил в нейрохирургическое отделение с диагнозом: ушиб головного мозга. При нейропсихологическом исследовании выявлено: а) нарушения при выполнении пробы на праксис поз в виде поиска нужного пальца правой рукой, б) ошибки в пробе на перенос поз справа налево, в) ошибки на правой руке при выполнении пробы Ферстера, г) трудности при узнавании предмета наощупь правой рукой, д) существенное увеличение времени при собирании доски Сегена левой рукой (6мин.) и двумя руками (4 мин.).

е) нарушения речи в виде трудностей при дифференцировке сходных артикулем.

Какая зона мозга попала под действие травмирующего фактора?

5. Больной Р., 34 лет, после аварии стал плохо ориентироваться в пространстве, путая правую и левую стороны. Выходя из дома на улицу, он приходил в растерянность, так как не знал, куда дальше идти. Даже дома он не сразу мог найти нужную комнату. Кроме того, его беспокоили постоянные, ноющего характера головные боли и легкое головокружение при перемене положения тела в пространстве. Он обратился к врачу и был направлен на консультацию к нейропсихологу. В ходе нейропсихологического исследования было выявлено: а) трудности ориентировки в реальном пространстве, б) снижение ориентировки в формализованном пространстве, проявившееся при выполнении проб: копирование с перешифровкой геометрической фигуры и человечка, бутылочки, домик на горке. Имела место зеркальность при выполнении двуручных проб. При воспроизведении фигуры Рей – Тейлор наблюдались 4 пространственных ошибки. в) нарушения квазипространственных отношений проявлялись полным непониманием сложных логико – грамматических конструкций, конструкции родительного падежа, слов «право – лево», предлогов «над – под», пространственными ошибками при совершении счетных операций.

Какая патология имела место у больного?

7. Список тем по уирс, предлагаемый кафедрой:

  1. Зрительные агнозии.

2. Проявления амузии.

3. Тактильные агнозии.

4. Нарушения восприятия реального пространства.

5. Нарушения восприятия формализованного пространств.

6. Нарушения восприятия квазипространства.

19 стр., 9048 слов

Дифференциальная психология Учебная программа для специальности:

... контроля знаний является экзамен. Содержание учебного материала Тема 1. Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии Предмет и задачи дифференциальной психологии. Разнообразие людей: физическое, физиологическое, психическое, ... составлена на основе типовой учебной программы «Дифференциальная психология», регистрационный № ТД - А-305/тип., утверждённой 30 июня 2010 г. ...

8. Рекомендуемая литература:

— основная;

  1. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник – М.: Медицина, 2004.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн., Т.1. — Москва, 2002.

— дополнительная;

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. — М., 2005.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М., 2006.
  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — СПб, 2006.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. — СПб, 2005.
  5. Общая и социальная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Г.П. Котельникова. — Самара, 2002.
  6. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2002.
  8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М., 2002.

— учебно-методические пособия.

  1. Петросян Е.Ю. Методические указания по общей психологии. 2000.
  2. Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф. и др Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по общей и медицинской психологии. 2000.

— Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт