Психология и педагогика. Аннотация

П Е Д А Г О Г И К А

Введение.

Слово «педагогика» происходит от греческих словпайдос «дитя» иаго «вести».Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель».Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина.

Таким образом, педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от общества. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале ХУ11 в.

Существует традиция определять педагогику как науку о воспитании,

при этом оговаривается, что понятие «воспитание» используется в широком смысле этого слова. Такое определение педагогики можно встретить в учебниках многих авторов (И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Харламова, И.П.Подласого).

Однако, так ли оно бесспорно?

В связи с этим нелишне обратиться к отечественной истории педагогики. Например, в работах А.П.Пинкевича в 20-3-г.г. обосновалась точка зрения, что

педагогика — учение о педагогическом процессе, о его законах, целях и т.д.

На современном этапе развития педагогики как науки ее можно определить следующим образом:

педагогика — это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. При таком определении предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Можно встретить и другие определения науки педагогики в педагогической литературе. Например: педагогика — это наука о

воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Также педагогику часто определяют как науку перевода опыта одного

поколения в опыт другого.

6 стр., 2994 слов

Лекция №1 Что такое педагогика:воспитание, образование, обучение.

... духовное богатство человечества.   2. Категории педагогики: воспитание, образование, обучение и их взаимосвязь Воспитание – организованный целенаправленный процесс формирования у детей необходимых ... Прогностическая Разработка практики обучения в будущем 4) Методологическая Разработка способов обучения, отражение в науке и практике обучения Обучение– двусторонний процесс организованной ...

В современных учебниках педагогики педагогика нередко рассматривается как наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом.

Чаще всего в учебниках педагогики можно прочитать следующее: Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в

результате образовательных и воспитательных отношений.

1

Предмет педагогики — образовательные и воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Хотя вопрос об объекте познания науки педагогики и ее предмете до сих пор остается одним из самых горячо обсуждаемых.

Далее хотелось бы выделить наиболее общие приоритетные задачи педагогики как науки. Современная педагогическая наука ставит перед собой следующие группы задач:

1.Педагогика как наука должна дать научный прогноз и раскрыть основные тенденции и перспективы развития как педагогической теории, так и совершенствования педагогической практики.

2.Педагогика должна быть практически ориентированной наукой, т.е. она должна спроектировать педагогические теории в перспективные педагогические технологии с тем, чтобы учитель мог не только узнать, что нужно делать в той или иной ситуации, но и как это можно сделать наилучшим образом.

Педагогика исследует следующие проблемы:

— изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;

— определение целей воспитания, обучения, образования, развития личности и ее социализации;

— разработка содержания процесса воспитания и обучения; — исследование и разработка методов воспитания и обучения.

Ценностная и культурологическая основа педагогики.

13 стр., 6023 слов

Институт педагогики и психологии образования

... определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь ... идеалы европейской и мировой культуры (ПК-12); умением формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями ...

Следует заметить, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической действительности, то ценности, как и цели в образовании, воспитании и развитии человека, только за последнее столетие весьма сильно изменились.

Как справедливо заметил В.П.Зинченко, «ХХ век может быть признан рекордсменом по утратам общечеловеческих ценностей и смыслов, по идиотизму сконструированных взамен, по варварству в их навязывании и бесплодности поисков новых смыслов. Однако, это не основание для их прекращения…».

Отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, часто характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека.

Изменение социально-политическойи экономической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения, с другой, резко изменили цели и ценности как среднего, так и высшего

2

образования. Прежде всего в обществе все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое высшее образование, а образование высокого качества, образование, отвечающее высоким государственным и мировым образовательным стандартам. Мировое сообщество в начале ХХ1 века подошло к пониманию того, что своеобразным мостом от техногенной цивилизации к антропогенной, гуманной цивилизации может быть только такое по качеству образование и воспитание человека, которое формировало бы у него планетарное мышление, направленное на решение проблем, связанных с такими приоритетными ценностями, как, например, качество жизни человека, проблем, решение которых не причинило бы вреда нашей планете, а значит, и самому человеку.

Несомненный интерес для нас представляет анализ ценностей, предложенный В.Франклом в его работе «Человек в поисках смысла». Применительно к образованию и воспитанию человека, автор выделяет несколько несомненных универсальных ценностей.

4 стр., 1590 слов

Педагогика и образование как ценность. Проблемы образования

... контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры. При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека ... сверяют свой жизненный путь. Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи. Рост ...

1.Творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека.

2.Любовь по мнению автора является не менее значимой ценностью для человека как состояние взаимоотношений на уровне духовного, смыслового измерения, переживаний в его неповторимости и уникальности.

3.Совесть является следующей ценностью для совершенствования современных образовательно-воспитательныхсистем и саморазвития человека, на которую следует обратить внимание как на способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно брать на себя моральные обязательства.

4.Свобода как одна из категорий универсальных человеческих ценностей еще далеко не осмыслена и не принята педагогическим сообществом как одна из важнейших ценностей для совершенствования современной системы образования, обучения и воспитания.

Говоря о ценностей образования и воспитания, необходимо, как бы замкнув круг педагогического анализа, сказать, что универсальной ценностью на Земле был и остается Человек как мера всех вещей.

Педагогические приоритеты и ценности меняются и, вероятно, будут меняться и в будущем. Однако сегодня для выхода России из кризисных ситуаций необходимо, чтобы ценностные ориентации в процессе обучения и воспитания в семье, в школе, в вузе и в обществе в целом были смещены на развитие и саморазвитие духовно-нравственныхкачеств личности, ее культуры, интеллигентности.

Эффективное решение многих проблем образования и воспитания, в том числе и педагогических проблем творческого саморазвития личности, невозможно без понимания того, что такое культура. И это не случайно, ибо даже само понятие «культура» очень близко таким понятиям педагогики, как образование и воспитание.

3

В переводе с латинского языка «культура» — это возделывание, обработка, уход, улучшение. Первоначально это слово использовалось применительно к обработке и возделыванию почвы, т.е. по сути речь шла о культуре земледелия. Затем это понятие стали использовать для характеристики качества различных видов человеческой деятельности, общения, жизнедеятельности отдельного народа и даже цивилизации. Сегодня мы уже говорим о культуре общения, профессиональной культуре, художественной культуре, нравственной культуре, культуре политической, экономической и т.д.

6 стр., 2691 слов

Философия образования и педагогика

... предложения были отражены в одном из номеров журнала (см.: Философия образования // Педагогика. 1995. № 4. С. 3—28). Все это свидетельствует о том ... и современный. В рамках традиционного представления о культуре "экран понятий", на который человек проецирует и с которым сопоставляет свои восприятия внешнего мира, имеет ...

Один из основоположников культурологии немецкий философ И.Г.Гарден (1744-1803)определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», т.к., действительно, изначально от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе образования, воспитания и что в дальнейшем позволяет нам характеризовать его как человека той или иной культуры.

О культуросообразности воспитания писал еще А.Дистервег: «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру страны, являющейся родиной ученика».

Если говорить о содержании понятия «культура», то чаще всего оно выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества, как процесс самоутверждения в человеке истинно человеческих начал и качеств. Так, например, Н.А. Бердяев считал, что «…культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Один из важнейших признаков культуры человека является мера его способности к саморазвитию. Понятие «культура» характеризует и меру образованности, степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь. Нужно заметить, что уровень культуры человека определяется не только тем, что он есть сегодня, но и тем, к чему он стремится.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...

Интересной представляется трактовка понятия «культура» В.С.Библера, ее смысла в жизнедеятельности человека. «Культура есть всеобщая форма современного общения и бытия людей различных — настоящих, прошлых и будущих — культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей». Автор считает, что необходимо изменение содержания и смысла самой идеи образования в контексте идеи культуры, а педагогика должна перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». А для этого необходимо понять, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры — это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения и навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник нашей школы сегодня».

4

В нашем российском современном образовании идея диалога культур пока так и остается просто провозглашенной идеей. Наверное, именно поэтому так велик догматизм мышления выпускников средних школ, т.к. начала рассуждающего, сомневающегося, творческого в своей основе мышления школа пока не закладывает в той степени, в какой это требуется для развития человека ХХ1 века.

С этих позиций основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания российского образования и развивать у школьников и студентов культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этическую культуру, политическую, психологическую, физическую культуру и т.д.

Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой — это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Достигнув определенного уровня культуры, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает все активнее, а главное, все результативнее срабатывать самопознание (он глубже и всестороннее познает себя); он самоопределяется (т.е. актуализирует те проблемы, которые ему представляются наиболее интересными, кажутся более перспективными и лично значимыми); он все более эффективно управляет собой; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; он стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности.

11 стр., 5169 слов

Понятие личности в педагогике

... высшего образования: от деятельности к личности. - Учеб.пособие. - М.: 2001 г. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. Шакурова М. В. Социальное воспитание в ... функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Общее понятие личности Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и ...

Основные категории педагогики.

Развитие педагогики как науки на ее современном этапе требует системно-скоординированногоанализа и углубленного осмысления еепонятийно-терминологическогоаппарата и прежде всего ее наиболее общих и ключевых понятий, которые принято называть педагогическими категориями.

Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие признаки педагогических явлений, процессов.

В учебниках педагогики в качестве основных понятий-категорийчаще всего называют: образование, воспитание, обучение. Кроме того, к основным педагогическим категориям есть все основания отнести такие понятия, как «развитие» и «социализация личности», т.к. без них невозможно достижение системного, целостного понимания основных закономерностей развитияобразовательно-воспитательныхсистем.

Одним из критериев истины, как известно, является практика. Если же обратиться к анализу практического опыта преподавания педагогики в вузах, то именно в толковании и определении основных педагогических понятийкатегорий студенты допускают наибольшую путаницу и часто одно понятие подменяют другим. Но это, скорее всего обусловлено тем, что в самой

5

педагогической науке до настоящего времени основные понятия четко не определены и системно не проанализированы.

Более того, как показывает анализ педагогической литературы, за определение и корректировку основных понятий-категорийбрались практически все авторы существующих учебников по педагогики. И, как следствие, каждый из них привносил свою долю смысла в основные научные понятия.

Приведем несколько типичных определений и толкований понятия

«образование»

Так, определяя педагогику, как науку об образовании и обучении, авторы М.А.Данилов и Б.П.Есипов, писали: «… овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей — это есть образование, а основной путь получения его — обучение». Итак, в трактовке этих авторов образование характеризуется как процесс и результат

обучения.

В учебнике «Основы общей педагогики» под редакцией Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения. Влияние, оказываемое на нравственный облик личности в процессе образования, обычно рассматривается как его воспитательная сторона 9функция, элемент)». В данном случае в понятие «образование» включают, кроме обучения, также и воспитание личности.

Можно привести еще ряд определений понятия «образование», но в них, как и в уже приведенных, усматривается авторская трактовка понятийного смысла. Нам кажется, что имеет смысл обратиться к более широкому, т.е. родовому понятию по отношению к «образованию», а именно, к понятию «культура». Именно такой чрезвычайно важный вывод сделал С.И.Гессен в его книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». Он писал: «…в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним поэтому для обозначения совокупности всех трех слоев». Далее ученый курсивом выделяет:

«Образование есть не что иное, как индивидуальная культура». Но культура чего и за счет чего? Размышления над этим вопросом приводят к утверждению, что образование достигается не иначе, как за счет обучения и воспитания, но не любого, а системного и целенаправленного.

Здесь также уместно заметить, что каким бы хорошим ни было образование, его никогда не следует считать завершенным. Более того, на определенных этапах своего развития образование переходит в самообразование.

С учетом всего вышесказанного можно сформулировать следующее определение:

6

образование — это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

Т.е. образование — это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни..Это «введение» осуществляется в различных формах и видах. К примеру, можно назвать такие виды и формы образования, как дошкольное, школьное и вузовское, общее и профессиональное, гуманитарное и техническое и т.д. Если осмыслить и оценить результаты образования, то в самом обобщенном виде их можно охарактеризовать как овладение культурой различных видов деятельности и общения.

Далее переходим к анализу понятия «воспитание«. В отечественной педагогической литературе можно найти множество трактовок данного понятия.

1.Самая большая путаница в определении понятия «воспитание» вносится, когда оно трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.

2.Осознавая некорректность и нецелесообразность столь широкого толкования понятия «воспитание», в учебниках педагогики все чаще стали использовать это понятие в более узком педагогическом смысле. Так, у учебнике «Педагогика» К.Ю.Бабанского читаем: на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, «Воспитание в специальном

педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния способов поведения в обществе». Это определение является на наш взгляд является недостаточно корректным, т.к. в нем не выделено более широкое (родовое) понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.

3.Другие авторы в педагогической литературе (Х.И.Лийметс,

Л.И.Новикова, А.В.Мудрик) придерживались точки зрения, что «воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности«. Данное определение, являясь частью предыдущего, также не раскрывает специфику управления, т.е. не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности?

4. Воспитаниечасто характеризуется и как процесс целенаправленного

«воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика

7

«воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.И.Пинкевича. И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на

личность».

5. В 70-80-егоды в учебниках педагогики, как, например, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной, воспитание чаще трактуется уже как двустороннийпроцесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.

6.При характеристике процесса и результатов воспитания в педагогической литературе можно встретить утверждение о том, что воспитывает все, в том числе и социальная среда. Эта точка зрения представляется правильной, но при условии, что в данном случае речь идет о «социальном воспитании», т.е. по существу о «социализации личности».

7.Определенный интерес представляет достаточно оригинальная характеристика воспитания, данная в одном из современных немецких учебников педагогики Ф.В.Кроном: «Воспитание — это символическая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно».

Анализ и обобщение всех вышеперечисленных формулировок приводит нас к следующему развернутому определению понятия «воспитание».

Воспитание — это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанников при управлении игровой, трудовой, учебной и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

Вданном определении четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя. В нем видна связь понятий «воспитание» и «самовоспитание».

Определяя понятие «обучение», сразу отметим, что несмотря на то, что в учебниках по педагогике различных авторов оно трактуетсяпо-разному,все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности:преподавание и учение. В учебнике «Педагогика»И.П.Подласова обучение трактуется как «специально организованный, целенаправленный и

управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями». Основой обучения в данном случае называются знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных или базовых компонентов содержания образования, а со стороны

8

учеников — в качестве продуктов усвоения. Таким образом, области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Далее приведем определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает суть процесса обучения.

Обучение — это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание — деятельность учителя и учение — деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

В этом определении обучение трактуется на основе базового понятия «деятельность», характеризующего обучение как процесс. Хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, т.е. на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в самообучение.

К важнейшим педагогическим понятиям в современных учебниках педагогики причисляется также понятие «социализация личности». Не анализируя всех возможных определений и трактовок этого понятия, приведем то, которое предложено А.В.Мудрик и которое на наш взгляд, наиболее удачно отражает его суть: «Социализация — это развитие человека на протяжении

всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».

«Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит».

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевымифункциями. Однако, следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, та и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какимисоциально-ролевымифункциями овладевает личность. Нелишне заметить, что социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладеваетсоциально-ролевымифункциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.

С учетом сказанного можно дать следующее определение:

социализация личности — это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевымифункциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

9

Одним из важнейших понятий, применяемых в педагогике, является «развитие». Однако, с определением, толкованием этого понятия в учебниках педагогики происходят странные вещи. В одних учебниках понятие «развитие» определяется через «формирование», в других «формирование» — через «развитие».

Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дается следующее определение: «Развитие человека — это процесс становления и

формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в том числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль».

У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности — и процесс, и

результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания».

Как видим, в определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» — через «развитие».

Понятие «формирование» можно считать еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

Позднее под формированием стали понимать процесс становления

человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических,

психологических и т.д. Многие авторы утверждают, что формирование подразумевает некую законченность человеческой личности. В этом случае понятие «формирование» трактуется не как процесс, а как результат.

И, несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитие личности ученика, воспитанника. Вместе с тем, развитие личности ученика является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.

Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в «Философской энциклопедии»: «Развитие — необратимое, направленное, закономерное

изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений».

Если применить это определение процесса и результата развития к характеристике педагогических (образовательно-воспитательных)систем, то возникает вопрос: какова наиболее общая закономерность, характеризующая

10

Психология и педагогика. Аннотация — Стр 2

необратимость позитивных изменений в образовательно-воспитательнойсистеме?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к сравнительному анализу основных педагогических понятий-категорий,в котором можно выделить следующие закономерности развития педагогических систем:

а) для образования — это переход образования в самообразование; б) для воспитания — это переход воспитания в самовоспитание; в) для социализации — это переход социализации в самореализацию; г) для обучения — это переход обучения в самообучение; д) для развития — это переход развития в саморазвитие.

С учетом сказанного понятие «развитие» для педагогических (образовательно-воспитательных)систем можно определить следующим образом:

развитие педагогической системы — это процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью которой является ее переход из состояния развития в состояние саморазвития.

Рассматривая личность человека как систему, можно сделать вывод, что развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и др. стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Хотелось бы подчеркнуть, что основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий и категорий заключается в том, что они частично перекрывают друг друга и исторически их развитие, как, например, теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.

В отдельные периоды развития науки педагогики акцентировалось внимание то на процессе обучения, то на воспитании, то на развитии или формировании. А в настоящее время большое внимание уделяется социализации личности, а также ее саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому будущее — за системно-скоординированнымисследованием и углублением наших представлений об основных педагогических понятиях, что неотделимо от развития педагогической теории и практики в целом.

11

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Предмет психологии.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает

«наука о душе» (греч. psyche — «душа», logos — «учение»).

Душа — понятие, употребляемой для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен, он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта — это наши чувства, мысли, желания и т.п. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики — это факты поведения, неосознаваемые компоненты и пр.

В настоящее время вместо понятия «душа» употребляется понятие «психика», которая по существу и является предметом изучения психологии. Как наука психология выявляет закономерности развития отдельных

фактов психической жизни человека, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Психологические знания помогали им лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности. Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение, закреплялись в пословицах и поговорках, в языке, произведениях искусства и т.д.

Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный, ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях.

Научная психология в противовес житейской, строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении значительную роль играет эксперимент.

Психология сравнительно молодая наука. Ее официальное оформление осуществилось немногим более 100 лет назад. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее формирование.

2. Становление психологии как науки.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и невещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего

12

мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Представление о психике в этот период носило анимистический характер. Существовала версия о том, что душа человека перемещается в животное, впоследствии это оформилось в концепцию, согласно которой психика присуща всей материи. Это и было первым определением предмета психологии, которое было дано более двух тысяч лет тому назад греческим философом Платоном.

Один из крупнейших философов древности Платон (4280348 гг. до н.э.) утверждал, что в основе всего лежат идеи — общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, невидимый для нас: человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия по Платону); между ними — как посредник — мировая душа. Душа человека родственна мировой душе. По Платону, человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала.

Человеческая душа направляется разумом, при правильном направлении она возвышается и приближается к исходной гармонии. Душа бессмертна, как полагал Платон.

Иной взгляд на сущность души имел Демокрит (Y — IY вв. до н.э.), который утверждал, что она состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Она материальна.

Первый труд, специально посвященный душе, был написан Аристотелем (384 — 322 гг. до н.э.).

В нем он систематизировал современные ему идеи и выдвинул несколько важных положений, нашедших отражение в его трактате «О душе». В его представлении душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Аристотель указал на то, что может быть разного рода — растительная, управляющая ростом, животная, разумная, руководящая разумом. В целом душа, как считал Аристотель, как сущность живого тела смертна.

Таким образом, мыслителями древности были сделаны попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? каковы ее функции и свойства? как она соотносится с телом?

Психологические воззрения, сложившиеся в древности, оказали существенное влияние на дальнейшее становление психологической науки. Однако все, что утверждала психология души, недоказуемо, т.к. это невозможно объективно наблюдать и практически анализировать. Учения основывались на вере и являлись формой житейского, а не научного отношения

кмиру.

Кначалу XYII в., когда получили значительное развитие механика, некоторые области математики и естественных наук, перестают говорить о душе, объяснения подобного толка не удовлетворяют ученых, и они начинают говорить так: человеческий мозг имеет особое свойство. Оно заключается в

13

способности думать, чувствовать, желать. Эту способность назвали сознанием. Так, на смену психологии души приходит психология сознания.

Вэтот период были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. Предметом психологии начинают считать изучение человеческого сознания.

Вотличии от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основана на наблюдении. Начинаются наблюдения за ходом протекания психических процессов у человека. Опираясь на такого рода исследования, психология сознания накопила большой материал о свойствах и закономерностях внутренней психической жизни человека. Такое специфическое наблюдение человека над самим собой, над собственными мыслями, чувствами, желаниями получило название метода интроспекции («заглядывание внутрь»).

Интроспективный метод познания не мог обеспечить соблюдения главного требования к наблюдению — объективности.

Становление психологической науки в данный период связано с деятельностью ряда ученых.

Французский мыслитель Рене Декарт (1595-1650),определивший соотношение души и тела как дуализм, т.е. признавал существование двух начал, а именно — тела, обладающего протяженностью и души, обладающей мышлением. Именно Декарт впервые ввел понятие «рефлекс» как механизм связи ощущений с мышечными движениями и тем самым утвердил идеи детерминизма.

Значительную роль в развитии психологии на данном этапе сыграл голландский философ Б.Спиноза (1632-1677),утверждающий зависимость души от тела.

Английский философ Д.Локк (1632-1704)подчеркивал роль знаний, основанных на опыте.

Таким образом, XYII в. ознаменовал новый этап в развитии психологических учений и понимании предмета психологии.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования.

Методологической предпосылкой этого явились теории, провозгласившие в отношении познания психики необходимость поворота от умозрения к описательному знанию. Принципиальную роль сыграли в этом отношении материалистические направления, которые связывали психические процессы с физиологическими разработками соответствующих методов исследования. В связи с чем существенной предпосылкой для оформления психологической науки имели работы физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч.Дарвина. Также появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и

14

специально работе различных органов чувств (И.Мюллер, Э.Вебер, Г.Гельмгольц и др.).

Результаты всех этих исследований в дальнейшем развил и систематизировал в своих «Основах физиологической психологии» В.Вунд. В 1879г. им была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. Соответственно этот год считается годом рождения психологии как науки, психология с этого времени начинает развиваться как экспериментальная наука. Эксперимент очень быстро внедряется в изучение центральных психологических проблем. Психологические экспериментальные лаборатории создаются во многих странах мира. Внедрение в психологию эксперимента позволилопо-новомупоставить вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии.

В этот период определяются такие психологические понятия как «душа», «сознательное» и «бессознательное», возникают некоторые научные концепции. И тем не менее, этот период в становлении психологической науки часто называют периодом открытого кризиса. Причин, приведших психологическую науку к кризису, было несколько: отрыв ее от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным, невозможность объяснить ряд психологических проблем — в частности, связь психических явлений с физиологическими и др.

Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными. Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность получили следующие направления психологии: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

3. Основные направления зарубежной психологии.

ПСИХОАНАЛИЗ

Важнейшим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ. Его возникновение связано с именем З.Фрейда. Первоначально его идеи использовались в медицинской практике как метод лечения неврозов, и лишь впоследствии он оформляется в одно из ведущих философских и психологических направлений XX в.

Основная идея психоанализа основывается на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным. Согласно Фрейду, к бессознательному относятся разнообразные впечатления и переживания человека, в которых он не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы

15

исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и продолжают побуждать его к тем или иным действиям и поступкам, проявляясь в искаженном виде (сновидения, творчество, фантазии и т.д.).

По З.Фрейду в структуре психики сущетсвуют три основных компонента: ОНО (id), Я (Ego) и супер-Я(Super-Ego).Оно является той стороной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты. Я — с одной стороны следует бессознательным инстинктам, а с другой стороны — подчиняется нормативам и требованиям реальности.Сверх-Я— это совокупность моральных устоев общества, выполняющих роль «цензора». Таким образом, Ego (Я) находится в конфликте, т.к. требования id иsuper-egoнесовместимы. Подавленные желания, по Фрейду, становятся источниками конфликтов.

В психоанализе впервые был поставлен вопрос о динамике соотношений между бессознательным и сознанием. В итоге изменилось понимание сущности предмета психологии: сознание стало рассматриваться как часть живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни.

Разработанные З.Фрейдом и его сторонниками специальные методы изучения человека в настоящее время широко используются в современных психоаналитических исследованиях.

БИХЕВИОРИЗМ

Ряд ученых в начале XIX в. пришли к выводу, что психология должна выбросить из своего предмета вопрос о сознании и наблюдать только то, что можно непосредственно увидеть и зарегистрировать, а именно — поведение, поступки или реакции человека. Это направление получило название бихевиоризм.

«Бихевиор» — по-англ.значит «поведение», соответственно бихевиоризм определил предмет психологии как науку о поведении. Программу этого направления предложил американский ученый Д.Уотсон.

Бихевиоризм складывается как направление с явно выраженным естественно-научнымуклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.

Предметом исследования представители этого учения считали изучение поведения, активности. Они утверждали, что внешнее поведение человека или животного можно наблюдать, над ним можно проводить эксперименты, его можно контролировать и изучать. Вместе с тем не учитывалось, что сами поступки и действия человека определяются его мыслями и чувствами, желаниями. Именно поэтому бихевиоризм тоже ограниченно определил сущность предмета психологии. Психология поведения недооценивает роль сознания и тем самым закрывает путь к выяснению причин поведения, как и сущности механизмов психической деятельности человека.

Внешняя и внутренняя активность рассматривались через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами. В качестве доказательства

16

Уотсон предложил схему S — R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение, т.е. реакцию (R).

Причем характер реакции определяется только стимулом. Достаточно подобрать, по их мнению, нужные стимулы, чтобы получить нужные реакции, а, следовательно, и поведение.

Бихевиоризм, считая основной задачей психологии изучение поведения, показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, внес определенный вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования и явился несомненным шагом вперед в понимании сущности предмета психологии.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — «образ», «форма») — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Если бихевиоризм в своем развитии широко опирался на физиологию и биологические науки, то гештальтпсихология находилась под большим влиянием физики и математики и их достижений. Ее главные представители М.Вертгеймер, В.Келер, М.Каффка, К.Левин выдвинули диаметрально противоположный подход к изучению ассоциативной психологии. Гештальтпсихология выступила против расчленения всех сложных психических явлений (в том числе и сознания) на элементы, построения из них по ассоциативному принципу сложных психических феноменов и выведения законов сложных психических структур. Она использовала для изучения психики и объяснения сложных психических явлений принцип целостных структур (гештальтов).

Общую характеристику гештальтпсихологии как особого направления в психологии выразил Вертгеймер в следующем высказывании: «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит с целым, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним, структурным законом этого целого».

Таким образом, в гештальтпсихологии изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов их формирования. Поэтому данное направление называют структурной психологией. Гештальтпсихология оказала огромное влияние на психологические исследования во многих странах в первой половине XX столетия, сыграв положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии: восприятия, мышления, памяти, личности и межличностных отношений.

17

Гуманистическая психология.

Возникла и развивалась за рубежом во второй половине ХХ века преимущественно в исследованиях К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Фромма. В противовес фрейдизму, видевшему в человеке страдающее и болезненное существо, представители этого направления оптимистично оценивают возможности человека и разрабатывают психологические пути достижения каждым вершин человеческого развития, уважения и самоуважения, достоинства, престижа, успеха путем постижения смысла жизни, раскрытия и реализации собственных возможностей (самореализации).

Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться с жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться).

Решающая роль в этом принадлежит высокоразвитым потребностям и мотивам.

Гуманистическая психология получила широкое признание своей оптимистичностью, адресованной каждому человеку, реалистичностью и разумностью подхода к жизни и раскрытием личных возможностей и достижения жизненного успеха.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Человек изначально рассматривается как источник добра. Агрессия и насилие с точки зрения гуманистов возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология.

Новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Психология человека рассматривается в глобальном масштабе как связанная со всем человечеством, с космосом, Вселенной и несущей в себе, преимущественно на уровне бессознательного, продукты их влияний. Основной новацией в трансперсональной психологии последнего времени стали выходы на космический уровень, хотя еще в философских работах Гегеля вынашивалась идея абсолютного духа, частица которого воплощена в каждом человеке.

Это направление признает, что конкретные космические зависимости пока непостижимы для человека, но прослеживается нечто общее в функционировании тела и психики человека с законами всего материального мира. Это обнаруживается в генетическом коде человека, возникновении и развитии ребенка, существовании ауры, энергетического и волнового излучения тела и мозга, бессознательной передаче желаний и установок собеседникам, трансперсональных переживаниях и видениях, не связанных с опытом человека, поступков, необъяснимых с позиций традиционной психологии и др.

Однако, можно предположить, что во всем этом много вымысла и ненаучности. Трансперсональная психология привлекла внимание многих

18

малообразованных людей, своим появлением способствовала активизации ненаучной практики и мистических предсказаний.

4. Развитие отечественной психологии.

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX — начале XX вв. С самого начала своего становления психология в России носила естественно-научнуюнаправленность. Эта тенденция нашла свое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И.М.Сеченова, который

вкниге «Рефлексы головного мозга» высказал мысль, что наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы, что мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, и что явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателями теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом И.П.Павловым — сновоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса.

Попытки подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной естественно-научнойпсихологии были посвящены труды крупного представителя русской науки В.М.Бехтерева — создателя направления, называемого «рефлексология». Он создал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию, в которой проводилось комплексное исследование человека.

Бихевиористских принципов в психологии придерживался и крупный отечественный психолог П.Н.Блонский, проведший ряд ценных исследований в области памяти и мышления.

Крупным событием в развитии психологической науки было возникновение в середине 20-начале30 гг. теориикультурно-историческогоразвития психики. Эта теория была разработана Л.С.Выгодским.

Л.С.Выгодский разрабатывал проблему генезиса человеческого сознания. Он различал два уровня психического — натуральные и высшие психические функции. Процесс формирования высших психических функций ученый связывал с интериоризацией, переносом внешних социальных форм поведения

всознание отдельного человека.

Важным моментом в концепции Л.С.Выгодского является его отношение к вопросам взаимосвязи обучения и развития, выделение разных уровней психического развития. Идеи Выгодского оказали влияние на формирование взглядов его последователей и учеников. Их этой школы вышли такие крупные ученые, как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин и др.

19

С именем А.Н.Леонтьева связано развитие отечественной теории деятельности. По его мнению психологическая деятельность возникает в результате интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение, что и внешняя. Следовательно, управляя организацией практической деятельности, человек одновременно управляет и внутренней, психической деятельностью. В русле теории деятельности им рассматривается и проблема личности.

В связи с изучением развития психики животных ученый касается вопросов возникновения сознания. Возникновение сознания по его мнению обусловлено появлением особой формы деятельностно-коллективноготруда. А.Р.Лурия — создатель нейропсихологии, особого направления

современной психологии, исследовавшего проблемы мозговой локации высших психических функций.

Д.Б.Эльконин и А.В.Запорожец разрабатывали вопросы возрастной и педагогической психологии.

П.Я.Гальперин — создатель теории поэтапного формирования умственных действий. Согласно этой теории умственные действия возникают по принципу интериоризации путем перехода внешних практических действий во внутренние.

Основоположником другой научной отечественной психологической школы явился С.Л.Рубинштейн. В качестве ведущего принципа психологии он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу, отражение человеком действительности всегда связано с активной деятельностью людей, исходит из нее, в ней существует, ее определяет.

Рубинштейн раскрывает сложную, многоуровневую структуру личности, все психические процессы рассматривает как процессы личности. Поведение личности рассматривается им как особая форма деятельности. Большое значение имели его работы по раскрытию философских аспектов психологии.

Литература:

1.Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

2.Введение в психологию / Под ред. А.В.Покровского. М.,1976.

3.Немов Р.С.Психология. М., 1992.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.

5.Фрейд З. Психология бессознательного: Проблемы метатеории.

М., 1989.

6.Ярошевский М.Г.История психологии. М., 1985.

20

Психология и педагогика. Аннотация — Стр 3

Литература:

1.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

2.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

4.Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1985.

5.Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

6.Кон И.С. Социализация личности. М., 1967.

7.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж,

1995.

8.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н\Д,

1997.

9.Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирическийанализ).

Ростов н\Д, 1997.

10.Сафонов В.С. О психологии доверительного общения \\ Проблемы общения в психологии. М., 1981.

21

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Что такое быть личностью?

2.Что такое индивидуальность?

3.Что такое социогенные потребности и как они формируются?

4.Как развивается самосознание личности?

5.Что такое социализация личности?

6.Какие факторы оказывают влияние на процессы социализации личности?

7.Почему одним из основных факторов социализации признается семья?

8.Какое влияние на процессы социализации личности ребенка оказывает его общение со сверстниками?

9.Как влияют особенности этноса на процессы социализации личности? 10.Что такое доверие к себе?

11.Что такое вера и доверие в психологии и какие различия существуют между ними?

12.Что такое уверенное и неуверенное поведение?

13.Какие объяснения формирования уверенной и неуверенной в себе личности существуют?

14.Что такое взаимопонимание?

15.Какие характеристики общения определяют особенности взаимопонимания?

16.Что такое психологическое здоровье личности?

17.Какие принципы и приемы психологического оздоровления личности существуют?

22