Вопрос № 3 Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Психология – наука о закономерностях функционирования и развития психики. Наука зародилась более 2000 тыс. лет назад, ее знания накапливались в рамках философии. В процессе развития психологии неоднократно менялся ее предмет: душа, сознание, поведение.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Житейские психологические знания

Научные психологические знания

Знания конкретны

Знания обобщены

Интуитивный характер знаний

Знания рациональны и осознаны

Передача знаний затруднена

Знания накапливаются и передаются

Источник знаний наблюдения

Источник знаний эксперимент

Знания ограничены

Знания постоянно расширяются

Душа как предмет изучения.

Ионическая (милетская) философская школа. Поиск и обоснование четырех первоэлементов мира. Фалес Милетский (624-546 гг. до н.э.) – все виды материи происходят из воды. Анаксимен (570-500 гг. до н.э.) – основная субстанция вселенной воздух. Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н.э.) – первоэлементом считал огонь.

Элейская школа – основу мира составляют четыре первоэлемента: земля, огонь, воздух, вода. Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит. Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое. Тело и душа две взаимосвязанные субстанции, душа обладая большей энергетикой движения, действует на тело по принципу толчка. Атомы души подобны атомам огня. Дыхание – обмен атомами души с окружающим пространством и телами в нем. Болезнь – результат изменения пропорции атомов, а старость – состояние, при котором число подвижных атомов в организме уменьшается. Душа есть и у мертвого тела, но в очень малых количествах.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.).

Основной труд «Кодекс Гиппократа» содержит 76 трактатов с описаниями болезней, симптомов и лечении. Впервые описаны симптомы депрессии, фобий, истерии, маниакальных и параноидальных состояний. Гиппократ считал, что в человеческом теле есть аналоги четырех первоэлементов мира и их свойств. Эти идеи легли в его знаменитую типологию темпераментов.

Школа эпикурейцев. Нельзя жить приятно не живя нравственно, и нельзя жить нравственно не получая от этого удовольствия.

Школа кинеков. Истинная личность должна демонстративно игнорировать общественное мнение. Все что нужно человеку есть в нем. Единственный путь – путь к себе.

Школа стоиков. Хризип и Зенон. Наш путь в мире и сам этот мир даны свыше. Человек не может быть абсолютно свободен живя в этом мире по его законам. Главное – сохранить свою сущность, свое достоинство, не смотря ни на что. Стоики выделили 8 частей души которые были расположены как космическая система. В центре – разум; зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, еще две части – воспроизводящая и голосовая. Стоики делят чувства на следующие классы: удовольствие (радость, наслаждение, веселость), неудовольствие (печаль, страдание, сострадание, зависть, соревнование, горе, смущение, обида, уныние), желание (неразумная потребность, ненависть, гнев, злоба, досада, любовь), страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство).

Школа скептиков. Пирон. Проповедовали атараксию – полное безразличие ко всему.

Сократ (470-399 гг. до н.э.).

Душа – это разум, она бессмертна и божественно, а тело – только инструмент на службе у души.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. Душа – это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных вещей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь циклична и бесконечна. Душа имеет структуру и локализована в теле: рациональная часть души – разум, головной мозг, иррациональная (яростный дух) – сердце, и вожделеющая – печень. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум – мудрость, яростный дух – мужество, вожделеющая душа – воздержанность. Платон разработал типологию личности по критерию преобладания одной из частей души: мудрец, воин, поэт, ремесленник, раб.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Субстанция души не однородна. Часть души связана с телом и она смертна, другая часть имеет божественную сущность и жизнь ее циклична. Аристотель выделил свойства души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни: растительная душа (общая у растений, животных и человека), животная душа (свойственная животным и человеку), душа человека (обладает способность мыслить и формировать понятия).

Явления сознания как предмет психологии

Джон Локк (1632-1704).

Разум – результат опыта, которым наполняется душа в течении всей индивидуальной жизни. Человек черпает знания из двух источников внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии – внутреннего опыта, из него рождаются идеи и сложные понятия.

Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок.

Г. Спенсер — предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание».

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Вильгельм Вундт (1832-1920) определил психологию как науку о непосредственном опыте сознания, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии. В 1879 году он открыл первую экспериментальную лабораторию, через 2 года она становится институтом. Вундт и сотрудники выделили 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Поведение как предмет психологии.

Бихевиоризм (1910-1920 г., США) . Зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы. Уотсон считал, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S -> R, где S — внешние стимулы, R — ответная реакция или поведение.

Необихевиоризм (Эдвард Толмен) усовершенствовал формулу Уотсона введя в нее промежуточную переменную S -> P -> R, под P понимались когнитивные (познавательные) карты, т.е. образ лабиринта у крысы, которая в нем уже побывала. Позднее к промежуточным переменным стали относить цели, внутреннюю мотивацию и т.д. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия.

Бессознательное как предмет психологии

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности. Структура психики включает в себя три компонента: предсознание; сознание; бессознательность. В предсознании хранятся латентные (скрытые) знания человека, т.е. те знания, которые у него есть, но которые не актуализированы в данный момент. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Альфред Адлер (1870-1937) считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения. По мнению Адлера комплекс неполноценности представленный в явно выраженной форме (в виде чувства неудовлетворенности собой) играет позитивную роль в жизни человека. В гипертрофированной форме представленный комплекс неполноценности приводит к гиперкомпенсации, которая выражается в подавлении, а часть в уничтожении других людей.

К. Хорни — поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством», лежащим в основе внутриличностных конфликтов: к людям, от людей, против людей.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного».

Структура психики по Юнгу: 1) Коллективное бессознательное — формировалось в процессе филогенеза (исторического развития).

Каждое поколение вносит свой вклад в коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное представлено архитипами и формами их проявления являются рассовые и национальные инстинкты и предубеждения, мифы, верования, общепринятая символика; 2) Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте; 3) Сознание — те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию.

Юнг описал архитипы которыми обладает личность: Персона — модели поведения, которые которые человек использует для общения с другими людьми (социальная маска).Тень — человек для себя. Анима — родовой опыт женщины (все черты присущие женщине).

Анимус — родовой опыт мужчины (все черты присущие мужчине).

Центральным типом личности является архитип — Самость — который интегрирует личность и представляет собой индивидуальность человека. Юнг выделил 2-а типа личности: экстравертированный (экстраверты — это люди направленные во вне); интровертированный (интроверты — это люди направленные во внутренний мир).

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения. Конструктивисты полагают, что наследственно детерминирован-ные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.

П. Я. Гальперин — предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.

3