Развитие общих и специальных способностей

Эмоциональные процессы.

Возрастные особенности:

– уязвимость, повышенная чувствительность к критике;

– нестабильность и неустойчивость, частые смены настроения;

– повышенная возбудимость, склонность к аффектам – («взрывам эмоций») – резким проявлением гнева, радости и т.д.;

– углубление переживаний, повышение их устойчивости;

– развитие высших чувств: интеллектуальных (любознательность), нравственных (чувство долга) и эстетических (переживания прекрасного, отвратительного);

– наиболее часто источником негативных эмоций подростка является он сам: его внешность, недостаток способностей и т.д., что связано с оценками взрослых;

– источником позитивных эмоций является самореализация, успехи в каком-либо деле, похвала других (как взрослых, так и сверстников).

 

Волевые процессы

Подростки уже способны поставить перед собой цель и спланировать ее достижение, управлять своей учебной деятельностью и поведением. У них формируются такие волевые качества, как настойчивость, умение преодолевать трудности и т.д.

Важное новообразование этого возраста – начало целенаправленного самовоспитания и саморазвития некоторой части подростков:

– для мальчиков – занятия спортом, борьбой, тяжелой атлетикой;

– для девочек – учеба, домоведение, женские виды спорта.

Подростки стремятся развить свои волевые качества, стать более решительными, уверенными в себе в такой последовательности: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать большие нагрузки – до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Вместе с тем, подросткам свойственна импульсивность, связанная с половым созреванием повышенная возбудимость, что значительно ослабляет их самоконтроль. Волевой регуляции поведения и деятельности подростков также мешают лень и негативизм (желание нарушить запреты взрослых).

 

Развитие речи:

1) на уровне освоения языковых норм: происходит овладевание родным языком, его грамматическими, лексическими возможностями (язык становится предметом изучения в школе); усложняется синтаксическая форма речи;

2) в качестве способа освоения знаний, выражения эмоций и идей (речь как способ мышления);

3) в качестве способа общения:

– возрастание интереса к выразительным и сложным словарным оборотам (с целью демонмтрации интеллекта говорящего);

– развитие чувствительности к художественному слову, а нередко и желания писать стихи;

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого ... существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, ... в соответствии со своим замыслом. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию ...

– повышение связности речи, уменьшение количества слов-паразитов и вставок типа «ну», «вот», и т.д.;

– увеличение словарного запаса;

– повышение способности высказывать абстрактные мысли, готовить устные выступления по определенному плану.

Происходит также совершенствование письменной речи подростков, ее постепенное приближение к литературной речи. От способности к письменному изложению текста подростки переходят к самостоятельному написанию сочинения на определенную тему.

Чтение развивается от умения читать правильно, быстро и выразительно к способности декламировать текст наизусть.

 

ІV. Личностное развитие в подростковом возрасте. «Кризис 13 лет».

Личностное развитие происходит медленнее и труднее, чем интеллектуальное.

Самоосознание.

Центральным новообразованием в сфере самосознания подростков является чувство взрослости. В нем отражается новая жизненная позиция подростка, суть его отношений к себе, людям и миру в целом. Подростки стремятся быть «как взрослые», а иногда и считают себя таковыми, что не соответствует действительности.

С одной стороны, дети стремятся к самостоятельности, с другой стороны – все еще остро нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых.

Подросток осознает и оценивает свои личностные особенности, поступки и их последствия.

В данном возрасте возникает острый интерес к собственной личности и стремление к самопознанию. С 6-го класса активно развивается рефлексия, подростки начинают искать причины конфликтов или успехов в общении в собственных качествах. Совершенствование самосознания в данном возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Рефлексия – сосредоточение сознания человека на самом себе, своих мыслях и чувствах, изучение собственных личностных особенностей и поведения.

Подростковый возраст – этап построения образа «Я» ребенка, т.е. системы его представлений о самом себе. Вначале образ «Я» подростка очень противоречив. Постепенно противоречия сглаживаются за счет смягчения категоричных суждений ребенка о людях и себе самом, понимания неоднозначности своих поступков и личностных проявлений.

Самооценка.

В подростковом возрасте самооценка приобретает не меньшее значение, чем оценка личности и успешности подростка другими людьми. Это связано с ориентацией подростка на самоутверждение и самоуважение.

Представления подростков о себе расширяются, становятся более самостоятельными. Однако других подростки пока что оценивают полнее и правильнее, чем себя.

В подростковом возрасте равновесие отрицательных и положительных самооценок сменяется резкой неудовлетворенностью собой, которая расширяется и на учебную деятельность, и на общение. Происходит своеобразный кризис самооценки, более свойственный мальчикам, чем девочкам. Младшие подростки в основном дают себе отрицательные личностные характеристики. В дальнейшем самовосприятие начинает постепенно улучшаться. Первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становится более дифференцированными, характеризующими не личность в целом, а поведение в каждом конкретном случае. Особенно болезненно они относятся к собственной внешности, придумывая несуществующие уродства, очень болезненно относятся к критике внешнего вида.

16 стр., 7605 слов

Развитие способностей к саморегуляции в деятельности детей с ЗПР

... о влиянии обучения на ускорение процесса умственного развития детей дошкольного возраста. 13 Исследования последних лет А.М. Леушина, ... определенный предмет, разрешающим внутренний конфликт. Поэтому воля предполагает способность регулировать поведение на основании каких-то общих принципов, ... и говорить о его целеустремленности. Конечно, школьник, подросток может иметь цель, которая еще не является ...

Идеалы.

Самооценка осуществляется при сравнении подростками себя как с другими людьми, особенно сверстниками, так и с собственным идеалом. Идеалы становятся образцом для подражания подростков, правилом, по которому они стараются жить. Если для младших подростков такими идеалами являются образы конкретных людей, то у старших в данном качестве выступает набор характеристик разных личностей. Поскольку образцами для подражания подростков становятся и взрослые, и сверстники, создаваемый «синтетический» идеал оказывается противоречивым. «Взрослые» и «детские» качества не всегда можно совместить в данном лице. Поэтому идеала подростков достичь бывает особенно трудно, из-за чего они очень переживают.

Мотивация.

Главным мотивом поведения подростков является стремление быть похожим на взрослых и добиться того, чтобы с ними обращались, как со взрослыми.

Основные мотивационные линии, связанные с потребностью в личностном самосовершенствовании, это – самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Интересы подростка по сравнению с младшим школьным возрастом приобретают большую целенаправленность, активность и глубину. Вместе с тем, интересы в подростковом возрасте все еще изменчивы.

Возникает интерес подростка к другим людям, их личностным особенностям и отношениям.

Подростки начинают избирательно интересоваться различными учебными предметами, меняется их учебная мотивация (см. вопрос ІІ).

У детей подросткового возраста возникают разнообразные увлечения, хобби (коллекционирование, пристрастие к определенному стилю музыки и т.д.)

У старших подростков зарождаются профессиональные интересы, появляются профессионально ориентированные мечты.

В данном возрасте формируется доминирующая направленность познавательных и других интересов личности, то есть складывается система приоритетных интересов и ценностей, относительно неизменных на протяжении длительного времени.

Развитие общих и специальных способностей

В деятельности происходит активное развитие:

1) общих интеллектуальных способностей (понятийное теоретическое мышление, умение делать выводы…)

2) коммуникативных способностей (умение вступать в контакт, добиваться взаимопонимания…)

3) организаторских способностей (умение распределять обязанности, договариваться с другими людьми…)

4) практических умений и навыков (счет, использование ПК…)

5) специальных способностей (математических, языковых…)

V. Коммуникативное и поведенческое развитие подростка

Поведенческое развитие

Поведение подростков неустойчивое, импульсивное, действия часто несдержанные, бесконтрольные.

Поведение детей данного возраста чрезвычайно зависит от отношения к ним других людей. В глазах тех, мнением которых они дорожат, подростки стремятся проявить себя с лучшей стороны, чтобы заслужить похвалу. Страх показать свое незнание или неумение может вызывать болезненную стеснительность, которую подростки пытаются скрыть напускной развязностью, грубостью, показной самоуверенностью. Очень много конфликтов в данном возрасте связано с недисциплинированностью и негативизмом подростков.

16 стр., 7721 слов

Психология подростка и юношеского возраста

... надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не ... и психическим возможностями. Однако многие считают, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне. Психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к ... объясняется спонтанным вызреванием новых типов потребностей в общении; в подро

Поступки подростков нередко непродуманны. Они сначала делают, а уже потом обдумывают сделанное, хотя понимают, что следовало бы поступать наоборот. Имеют место проявления негативизма, грубость, иногда – курение, выпивка. В поведении подростков реально выражается направленность на взрослые формы взаимоотношений и самовыражения. При этом привлекательными в данном возрасте поначалу становятся внешние признаки взрослости (курение, выпивка, мода в одежде, косметике, формах отдыха, флирта и т.д.).

Для подростка их освоение часто отождествляется с демонстрацией собственной взрослости наиболее легким путем через подражание.

Если в более раннем возрасте подражание носит стихийный характер, мало контролируется волей ребенка, то с наступлением подросткового возраста подражание становится управляемым. Объектами для подражания могут быть и взрослые, и более старшие сверстники. Для мальчиков таким образом часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина»: смело, уверенно в себе, мужественно. Начиная с 6-го класса многие из них начинают заниматься специальными упражнениями, направленными на развитие силы и выносливости. У девочек есть тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина», стараясь походить на них в одежде, используемой косметике, приемах кокетства и т.д.

Однако в более широком смысле взрослость связывается подростками не столько с подражанием, сколько с необходимостью занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми. Внешние признаки взрослости важны для подростков именно в связи с данной социальной позицией.

В поведении младших подростков преобладают детские черты. Они еще недостаточно осознают свои действия и не стремятся к самоанализу. Нередко дети не признают очевидной вины, стараясь любой ценой оправдаться. Признать свою вину прилюдно для них означает разрушить основы самоуважения.

Старшие подростки относятся к своим поступкам более сознательно. Их уже интересует не только внешняя сторона жизни взрослых, но и внутренний мир.

Общение со взрослыми

Подростковый возраст – это период становления качественно новых взаимоотношений со взрослыми. Подростки уже не соглашаются на характерные для детства неравноправные отношения, не отвечающие теперь их представлениям о собственной взрослости:

– требуют уважения к собственной личности и человеческому достоинству, доверия и самостоятельности;

– претендуют на новые права, связанные с самостоятельным выбором подростком его друзей, одежды, форм проведения свободного времени и т.д.;

– отвергают авторитет взрослых, иногда полностью отказываются от послушания в отношениях с ними, нарушают дисциплину;

– в конфликтных ситуациях проявляют негативизм, грубость, неуважение в попытке отстоять свои новые права.

3 стр., 1137 слов

Возрастные особенности восприятия тела у подростков (взрослых)

... органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» .................................... Заключение Подростки принадлежат к группе, которую социологи называют маргинальной, то есть к ... культуры группе, члены которой обычно испытывают повышенную потребность в соответствии. Подростки могут проявлять крайнюю нетерпимость к любым отклонениям, например к отклонениям ...

Данные проявления являются средством борьбы подростков за изменение существующего типа взаимоотношений со взрослыми. Особо сложные формы такие проявления приобретают, если инициатором корректив выступает подросток, а взрослые изо всех сил препятствуют ему. В целом, новые формы отношений постепенно вытесняют старые, но длительное время они сосуществуют, вызывая конфликты и взаимное непонимание.

Вместе с тем, в подростковом возрасте повышается потребность детей в доверительном, неформальном общении со взрослыми. Темами такого общения бывает личная (в том числе интимная) жизнь, планы на будущее, отношения с людьми. Доверительное общение с родителями и педагогами способствует формированию адекватной самооценки подростков и умения анализировать человеческую личность, снижению тревожности. Формальное (нормативное) общение со взрослыми, имеющее познавательные и деловые цели, способствует нарастанию межличностного напряжения. В большинстве случаев потребность подростков в доверительном общении со взрослыми не удовлетворятся, что приводит к возникновению личностных и коммуникативных проблем у детей. Подростки, изначально открытые для общения и со сверстниками, и со взрослыми, нередко становятся замкнутыми из-за ощущения, что взрослые их не понимают или не справедливы к ним. Тем не менее, общение подростков с родителями и педагогами оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие детей.

 

Общение со сверстниками.

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения со старших на ровесников. Поведение подростков по самой сути является коллективно-групповым. Общение со сверстниками – важный информационный канал, условия выработки навыков социального взаимодействия, способ установления тесного эмоционального контакта. Общение с товарищами занимает в жизни подростка центральное значение и приобретает такую ценность, что нередко отодвигает на второй план и учение, и отношения с родными. Общение со сверстниками все больше выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, охватывая новые интересы и отношения, выделяясь в отдельную, очень важную для подростка сферу жизнедеятельности.

Огромное значение в жизни подростков имеет общение с группой сверстников, в обществе которых дети данного возраста надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости. По отношению к таким группам подростки проявляют высокую конформность (отсутствие собственного мнения, некритичное восприятие мнения лидеров и других членов группы; желание «быть как все»).

В связи с повышенной комформностью подростки легко попадают под влияние компаний, в том числе асоциальных группировок.

Следует учитывать и то обстоятельство, что для подростков важно не просто быть со сверстниками, они стремятся занять в среде ровесников положение, которое отвечало бы их притязаниям (быть лидером, добиться авторитета в каком-либо деле и т.д.).

Если в 4-ом классе доминирует простое желание быть среди сверстников, то в 5-6 классах основной становится потребность занять определенный статус в коллективе, а в 7-8 классах подросток начинает стремиться к автономии в среде сверстников и признанию ими ценности своей личности. Именно фрустрация (неудовлетворение) потребности быть значимым в глазах товарищей у многих подростков причиняет наиболее тяжелые негативные переживания.

11 стр., 5038 слов

Эпилепсия у детей и подростков

... гипоксия и асфиксия в родах, нередко вызывающие значительные морфофизиологические изменения ЦНС. В детском возрасте чаще, чем у взрослых, эпилепсия развивается после нейроинфекций. В ... не сохраняются. Кроме классических больших судорожных припадков в детско-подростковом возрасте нередко встречаются атипичные рудиментарные судорожные пароксизмы, ограничивающиеся только клоническими или только ...

С годами также изменяются критерии оценки подростками друг друга. Если в младших классах дети наиболее ценят друг в друге качества, соответствующие требованиям взрослых (исполнительность, дисциплинированность, активность и т.д.), то у подростков на первый план выходят общительность, смелость, умение управлять собой и эрудированность.

В подростковом возрасте развивается умение ориентироваться на требования ровесников, среди которых особое место занимает необходимость придерживаться определенного кодекса товарищества (к его нормам относятся уважение личность, честность, готовность прийти на помощь и т.д.).

Важную роль в жизни подростка играет дружба. В особую деятельность выделяется поиск друга, в ходе которого подростки устанавливают тесные, но недолговременные отношения друг с другом.

К дружеским отношениям, в отличие от товарищеских, предъявляются высокие требования – взаимная откровенность и понимание, равноправие, сопереживание и т.д. С каждым годом потребность в таких отношениях становится все острее. Значение общения с другом для подростка чрезвычайно велико:

– познание другого человека и самого себя;

– выработка умений сравнивать, анализировать и обобщать поступки свои и друга, оценивать их этическую сущность;

– повышение самооценки;

– развитие навыков высказывать свою точку зрения и т.д.

Подростки дорожат дружбой, одновременно будучи крайне ревнивыми, требовательными и обидчивыми, что приводит к конфликтам и нестабильности отношений.

Существенно изменяются отношения мальчиков и девочек. Возникает взаимный интерес, желание понравиться. Как результат, развивается обеспокоенность собственной внешностью. Вместе с тем, демонстрацию симпатии к представителю противоположного пола подростки считают чем-то постыдным, поэтому нередко выражают свою заинтересованность в негативной форме.

В связи с повышенной уязвимостью, тревожностью и отсутствием гибких навыков общения у подростков нередко возникают коммуникативные трудности (застенчивость, грубость, напряженность и неестественность общения, неспособность самостоятельно установить контакт, неадекватность выражения чувств и т.д.).

Мальчиками собственная застенчивость обычно переживается особо болезненно, так как ее принято считать феминной (женской) характеристикой. Поэтому нередко они пытаются компенсировать застенчивость и неуверенность в себе за счет демонстрируемой развязанности, показной бравады. Это явление называется гиперкомпенсаций (попытка продемонстрировать высокую степень развития качества, которое на самом деле не развито или отсутствует вообще).

Часто подростки ориентируются на «воображаемую аудиторию», им кажется, что все обращают на них внимание и запоминают их слова и поступки. Чтобы не допустить пренебрежения или агрессии окружающих, подростки сознательно вырабатывают собственные способы самоутверждения в разнообразных коммуникативных ситуациях, например, оттачивают технику того, как можно «срезать» или унизить собеседника. Нередко именно используемые подростками коммуникативные приемы крайне усложняют процесс их общения.

11 стр., 5473 слов

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка ...

... психологической помощи подросткам. Предмет исследования: влияние застенчивости на социально-психологический статус подростков в классе. Объект исследования: подростки 12 ... чтобы избежать эпитетов "тупой", "слабый", "неспособный", нередко изображает хулигана, лентяя или шута. .1 Особенности ... развития интеллекта, приятный внешний вид, живость в общении и способность к установлению дружеских контактов; ...

Вывод:

В подростковом возрасте довольно высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В этот же период открыто проявляется большинство жизненно необходимых личностных деловых качеств человека. Активно развивается самосознание подростков. Эмоциональную сферу в этом возрасте характеризуют возбудимость, неустойчивость, уязвимость, а волевую – импульсивность в сочетании с зарождением способности к самовоспитанию. Ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение. В связи с образованием «мотивационного вакуума» у подростков нередко возникают проблемы с учебой. Потребность в самоутверждении среди сверстников нередко выводит интересы подростков за переделы школы. Общение с ровесниками играет в жизни подростков очень важную роль. Конфликты в общении со взрослыми чаще всего обусловлены противоречивостью интеллектуального, личностного и социального развития подростка, его неспособностью полноценно исполнять роль взрослого, на которую он претендует. Чувство взрослости – центральное новообразование подросткового возраста. Подростничество – переходной возраст, связанный со многими поведенческими и личностными проблемами («кризис 13 лет»).