Психология и педагогика Занятие № 1

Пр. Першина Т.В. Спец:090104

Группа: 1ЗИ-31

Тема: Психика и организм, сознание и подсознание.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность психических явлений. Определение и функции психики.
  2. Взаимосвязь психики и организма. Сущность психофизиологической проблемы.
  3. Развитие психики в фило- и онтогенезе.
  4. Сущность и структура сознания.
  5. Сознание и бессознательное: их соотношение и взаимосвязь.

Вопрос для размышления:

Психологические различия между полами: миф или реальность?

Индивидуальные практические задания (письменно):

1. Приведите примеры психических явлений. Укажите их специфику в сравнении с явлениями, изучаемыми другими науками.Приведите примеры проявления сознания и бессознательного в психике человека. (2б.)

2. Перечислите, какие знания по психологии востребованы в вашей будущей профессиональной деятельности. (2б.)

Литература:

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М, 1982
  3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2001.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 2004
  6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина, — М., 2000.
  7. Психология: Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.
  9. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.

Занятие № 2.

Тема: Психология познавательных процессов: Чувственные формы психического отражения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ощущения – первичная форма освоения действительности. Виды ощущений.
  2. Основные свойства и характеристики ощущений.
  3. Сущность восприятия, его виды и свойства.
  4. Внимание. Виды и функции внимания.
  5. Свойства внимания.

Индивидуальные практические задания (письменно):

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... иной ситуации, но и как это можно сделать наилучшим образом. Педагогика исследует следующие проблемы: - изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности; - определение целей воспитания, ... как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. В современных учебниках педагогики педагогика нередко рассматривается как наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему ...

1. Подберите психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей восприятия и внимания. Подготовьте одну из них для проведения с группой на занятии. (2б.)

2. Подготовьте и проведите в группе упражнения на развитие внимания. (2б.)

Литература:

  1. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.
  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
  3. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
  4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
  5. Общая психология /Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
  6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  7. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
  8. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.

Занятие № 3.

Тема: Психология познавательных процессов: Рациональные формы психического отражения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение и основные виды памяти. Характеристика процессов памяти.
  2. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания.
  3. Сущность мышления как познавательного процесса. Виды мышления.
  4. Понятие интеллекта. Проблема измерения интеллекта.
  5. Личность инженера и особенности технического мышления.
  6. Понятие о воображении, его виды и формы проявления.

Индивидуальные практические задания (письменно):

1. Подберите психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Подготовьте одну из них для проведения с группой на занятии. (2б.)

2. Опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются различные функции памяти. Опираясь на закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала. (2б.)

3. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту в сфере вашей будущей профессиональной деятельности. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы. (2б.)

Литература:

  1. Андреева О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. – Екатеринбург, 1992.
  2. Иванова Е.Л. Психология мышления и памяти. – Харьков, 1990.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
  4. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
  5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
  6. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
  8. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  9. Платонов К.Н. Психологический практикум. – М., 1980.
  10. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.
  11. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
  12. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.

Занятие № 4

Тема: Темперамент – биологическая основа личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные подходы к соотношению биологического и социального в личности.
  2. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
  3. Типы темперамента, их психологическая характеристика.
  4. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности и общения.

Индивидуальные практические задания (письменно):

1. Составьте сводную таблицу учений о типах темперамента: (2б.)

Название учения

Автор учения

Время возникновения в истории психологии

Основание для типологизации темперамента

Типы темперамента

2. На примере известных сказочных и мультипликационных героев охарактеризуйте основные типы темперамента. (2б.)

3. С помощью самостоятельно подобранных психодиагностических методик определите свой темперамент, охарактеризуйте его сильные и слабые стороны. (2б.)

Литература:

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск. 1990.
  2. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. — М., 1992.
  3. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента.- М., 1992.
  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
  5. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
  6. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
  7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
  9. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  10. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
  11. Русанов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. — № 11. – С. 19-33.
  12. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.

Занятие № 5.

Тема: Личность и характер человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическая характеристика и структура личности.
  2. Определение характера и его структура.
  3. Взаимосвязь характера и темперамента.
  4. Акцентуации характера.
  5. Воспитание и самовоспитание характера.

Вопрос для размышления:

Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?

Индивидуальные практические задания (письменно):

  1. Используя 20 суждений и слов, дайте себе психологическую характеристику. Это будет Ваш «образ Я». Таким же способом опишите свой идеал. Сравните, в какой мере совпадают полученные образы. Наметьте программу самовоспитания характера. (2б.)

2. С помощью самостоятельно подобранных психодиагностических методик проанализируйте свой характер, выявите акцентуации характера. (2б.)

Литература:

  1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
  2. Бурно М.Е. О характерах людей. – М., 2000.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
  4. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
  5. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
  6. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
  7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
  9. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  10. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
  11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.

Занятие № 6

Тема: Психические состояния человека и их регуляция.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие психических состояний, их классификация.
  2. Эмоции, чувства, настроения как проявления эмоционального состояния человека.
  3. Характеристика типичных положительных психических состояний и их влияние на поведение и деятельность человека.
  4. Отрицательные психические состояния и их влияние на поведение и деятельность человека.

5. Способы и механизмы психологической защиты личности.

Индивидуальные практические задания (письменно):

1.Предложите методы и приемы снятия отрицательного и поддержания благоприятного эмоционального состояния. (2б.)

2. Приведите примеры защитных механизмов психики, используемых человеком в конкретной ситуации эмоционального неблагополучия. (2б.)

Литература:

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
  2. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
  3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
  6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  7. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
  8. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. – Самара, 2000
  9. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.

Занятие № 7.

Тема: Содержание образования как средство развития личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
  2. Структура непрерывного образования в России.
  3. Понятие содержания образования. Компоненты содержания образования.
  4. Принципы и критерии отбора содержания образования.
  5. Государственный образовательный стандарт и его функции.
  6. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

Вопрос для размышления:

Как вы понимаете афоризм «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается»?

Индивидуальные практические задания (письменно):

  1. Выпишите из Закона РФ «Об образовании» определение образования и общие требования к содержанию образования. (2б.)
  2. Согласны ли Вы с утверждением Чернышевского: «Образованный человек обладает обширными знаниями, привычкой мыслить и благородством чувств». Проанализируйте это высказывание с точки зрения современного понимания содержания образования. (2б.)

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

3. Новиков А.М. Взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколения//Педагогика. – 2010. — №4

4. О федеральном государственном государственном образовательном стандарте общего образования: Доклад РАО // Педагогика.- 2008- № 10.

5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

6.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001

9.Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.

10. ФЗ «Об образовании»

Занятие № 8

Тема: Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика функций и типов семьи в психолого-педагогическом знании.

2. Понятие семейного воспитания. Цели, содержание и методы семейного воспитания.

3. Типы семейных взаимоотношений. Психологические аспекты взаимоотношений родителей и ребенка.

4. Характеристика стилей и типов семейного воспитания и их влияния на развитие личности ребенка.

Вопрос для размышления:

В чем специфика семейного воспитания в сравнении с воспитанием общественным?

Индивидуальные практические задания (письменно):

  1. Подберите пословицы, в которых отражены традиции семейного воспитания в России, и охарактеризуйте степень их актуальности в современных условиях. (2б.)
  2. Предложите психолого-педагогические рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений и оптимизациии семейного воспитания. (2б.)

Литература:

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

4.Ключевский В.О. Два воспитания // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Педагогика в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

6.Овчарова Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы. – М., 1996.

7.Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

8. Соловейчик С.П. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М., 1987.

Методические указания студенту. Распределение баллов по различным видам работ.

Виды работ

Максимальное число баллов

Минимальное число баллов

Сроки сдачи

Семинары

По 2 балла за качественный ответ на занятии (16 б.)

8 б.

2- 17 неделя

Индивидуальные практические задания

По 2 балла за правильно выполненное индивидуальное практическое задание (36 б.)

23 б.

2-17 неделя

Тест

4 балла за правильно выполненные задания теста (8 б.)

4 б.

9 неделя

17 неделя

Итого

60 б.

35 б.

Условия начисления премиальных баллов (до 20 баллов).

  1. Систематическая, грамотно представленная работа на семинарских занятиях по курсу.
  2. Своевременное и качественное выполнение индивидуальных заданий и контрольных мероприятий.

Вопросы к зачету.

  1. Предмет, задачи и методы психологии.

  2. Становление и развитие психологии как науки.
  3. Психика – особая форма жизнедеятельности.
  4. Понятие личности в психологии. Личность, индивид, индивидуальность.
  5. Сознание как психологическая категория.
  6. Отрасли психологии, ее значение в жизни человека.
  7. Структура личности.
  8. Типологии характера, акцентуации характера.
  9. Способности и их роль в развитии личности.
  10. Темперамент и его влияние на поведение и деятельность человека.
  11. Факторы развития личности.
  12. Роль эмоций и чувств в поведении и деятельности человека.
  13. Положительные и отрицательные психические состояния человека.
  14. Специфические состояния психики человека.
  15. Поведение человека как психологическая категория.
  16. Ощущение и восприятие как чувственные формы освоения действительности.
  17. Память: понятие, виды, основные процессы и законы памяти.
  18. Мышление как рациональная форма освоения действительности.
  19. Общение – основа межличностных отношений.
  20. Понятие коллектива. Основные признаки коллектива и этапы его развития.
  21. Взаимоотношения людей. Виды взаимоотношений и их особенности.
  22. Воля как характеристика сознания.
  23. Понятие о внимании и воображении.
  24. Основные направления в современной психологии.
  25. Предмет и задачи педагогики.
  26. Система педагогических наук.
  27. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
  28. Целостный педагогический процесс.
  29. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
  30. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.
  31. Цели воспитания в современной педагогике.
  32. Методы воспитания.
  33. Закономерности и принципы обучения.
  34. Методы обучения.
  35. Формы организации обучения.
  36. Характеристика основных видов обучения.
  37. Теоретические основы содержания образования.
  38. Система непрерывного образования в России.
  39. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
  40. Гуманистическая концепция воспитания.