Пр. Першина Т.В. Спец:090104
Группа: 1ЗИ-31
Тема: Психика и организм, сознание и подсознание.
Вопросы для обсуждения:
- Сущность психических явлений. Определение и функции психики.
- Взаимосвязь психики и организма. Сущность психофизиологической проблемы.
- Развитие психики в фило- и онтогенезе.
- Сущность и структура сознания.
- Сознание и бессознательное: их соотношение и взаимосвязь.
Вопрос для размышления:
Психологические различия между полами: миф или реальность?
Индивидуальные практические задания (письменно):
1. Приведите примеры психических явлений. Укажите их специфику в сравнении с явлениями, изучаемыми другими науками.Приведите примеры проявления сознания и бессознательного в психике человека. (2б.)
2. Перечислите, какие знания по психологии востребованы в вашей будущей профессиональной деятельности. (2б.)
Литература:
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М, 1982
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2001.
- Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
- Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 2004
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина, — М., 2000.
- Психология: Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.
Занятие № 2.
Тема: Психология познавательных процессов: Чувственные формы психического отражения.
Вопросы для обсуждения:
- Ощущения – первичная форма освоения действительности. Виды ощущений.
- Основные свойства и характеристики ощущений.
- Сущность восприятия, его виды и свойства.
- Внимание. Виды и функции внимания.
- Свойства внимания.
Индивидуальные практические задания (письменно):
Психология и педагогика. Аннотация
... иной ситуации, но и как это можно сделать наилучшим образом. Педагогика исследует следующие проблемы: - изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности; - определение целей воспитания, ... как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. В современных учебниках педагогики педагогика нередко рассматривается как наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему ...
1. Подберите психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей восприятия и внимания. Подготовьте одну из них для проведения с группой на занятии. (2б.)
2. Подготовьте и проведите в группе упражнения на развитие внимания. (2б.)
Литература:
- Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
- Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
- Общая психология /Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.
Занятие № 3.
Тема: Психология познавательных процессов: Рациональные формы психического отражения.
Вопросы для обсуждения:
- Определение и основные виды памяти. Характеристика процессов памяти.
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания.
- Сущность мышления как познавательного процесса. Виды мышления.
- Понятие интеллекта. Проблема измерения интеллекта.
- Личность инженера и особенности технического мышления.
- Понятие о воображении, его виды и формы проявления.
Индивидуальные практические задания (письменно):
1. Подберите психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Подготовьте одну из них для проведения с группой на занятии. (2б.)
2. Опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются различные функции памяти. Опираясь на закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала. (2б.)
3. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту в сфере вашей будущей профессиональной деятельности. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы. (2б.)
Литература:
- Андреева О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. – Екатеринбург, 1992.
- Иванова Е.Л. Психология мышления и памяти. – Харьков, 1990.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
- Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
- Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
- Платонов К.Н. Психологический практикум. – М., 1980.
- Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.
Занятие № 4
Тема: Темперамент – биологическая основа личности.
Вопросы для обсуждения:
- Основные подходы к соотношению биологического и социального в личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
- Типы темперамента, их психологическая характеристика.
- Темперамент и индивидуальный стиль деятельности и общения.
Индивидуальные практические задания (письменно):
1. Составьте сводную таблицу учений о типах темперамента: (2б.)
Название учения |
Автор учения |
Время возникновения в истории психологии |
Основание для типологизации темперамента |
Типы темперамента |
2. На примере известных сказочных и мультипликационных героев охарактеризуйте основные типы темперамента. (2б.)
3. С помощью самостоятельно подобранных психодиагностических методик определите свой темперамент, охарактеризуйте его сильные и слабые стороны. (2б.)
Литература:
- Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск. 1990.
- Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. — М., 1992.
- Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента.- М., 1992.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
- Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
- Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
- Русанов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. — № 11. – С. 19-33.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.
Занятие № 5.
Тема: Личность и характер человека.
Вопросы для обсуждения:
- Психологическая характеристика и структура личности.
- Определение характера и его структура.
- Взаимосвязь характера и темперамента.
- Акцентуации характера.
- Воспитание и самовоспитание характера.
Вопрос для размышления:
Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?
Индивидуальные практические задания (письменно):
- Используя 20 суждений и слов, дайте себе психологическую характеристику. Это будет Ваш «образ Я». Таким же способом опишите свой идеал. Сравните, в какой мере совпадают полученные образы. Наметьте программу самовоспитания характера. (2б.)
2. С помощью самостоятельно подобранных психодиагностических методик проанализируйте свой характер, выявите акцентуации характера. (2б.)
Литература:
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
- Бурно М.Е. О характерах людей. – М., 2000.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
- Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
- Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
- Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.
Занятие № 6
Тема: Психические состояния человека и их регуляция.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие психических состояний, их классификация.
- Эмоции, чувства, настроения как проявления эмоционального состояния человека.
- Характеристика типичных положительных психических состояний и их влияние на поведение и деятельность человека.
- Отрицательные психические состояния и их влияние на поведение и деятельность человека.
5. Способы и механизмы психологической защиты личности.
Индивидуальные практические задания (письменно):
1.Предложите методы и приемы снятия отрицательного и поддержания благоприятного эмоционального состояния. (2б.)
2. Приведите примеры защитных механизмов психики, используемых человеком в конкретной ситуации эмоционального неблагополучия. (2б.)
Литература:
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М., 2001.
- Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2005.
- Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002.
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004.
- Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. – Самара, 2000
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010.
Занятие № 7.
Тема: Содержание образования как средство развития личности.
Вопросы для обсуждения:
- Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
- Структура непрерывного образования в России.
- Понятие содержания образования. Компоненты содержания образования.
- Принципы и критерии отбора содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт и его функции.
- Нормативные документы, отражающие содержание образования.
Вопрос для размышления:
Как вы понимаете афоризм «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается»?
Индивидуальные практические задания (письменно):
- Выпишите из Закона РФ «Об образовании» определение образования и общие требования к содержанию образования. (2б.)
- Согласны ли Вы с утверждением Чернышевского: «Образованный человек обладает обширными знаниями, привычкой мыслить и благородством чувств». Проанализируйте это высказывание с точки зрения современного понимания содержания образования. (2б.)
Литература:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.
2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
3. Новиков А.М. Взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколения//Педагогика. – 2010. — №4
4. О федеральном государственном государственном образовательном стандарте общего образования: Доклад РАО // Педагогика.- 2008- № 10.
5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
6.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002
8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001
9.Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.
10. ФЗ «Об образовании»
Занятие № 8
Тема: Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика функций и типов семьи в психолого-педагогическом знании.
2. Понятие семейного воспитания. Цели, содержание и методы семейного воспитания.
3. Типы семейных взаимоотношений. Психологические аспекты взаимоотношений родителей и ребенка.
4. Характеристика стилей и типов семейного воспитания и их влияния на развитие личности ребенка.
Вопрос для размышления:
В чем специфика семейного воспитания в сравнении с воспитанием общественным?
Индивидуальные практические задания (письменно):
- Подберите пословицы, в которых отражены традиции семейного воспитания в России, и охарактеризуйте степень их актуальности в современных условиях. (2б.)
- Предложите психолого-педагогические рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений и оптимизациии семейного воспитания. (2б.)
Литература:
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996
2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
4.Ключевский В.О. Два воспитания // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Педагогика в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
6.Овчарова Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы. – М., 1996.
7.Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
8. Соловейчик С.П. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М., 1987.
Методические указания студенту. Распределение баллов по различным видам работ.
Виды работ |
Максимальное число баллов |
Минимальное число баллов |
Сроки сдачи |
Семинары |
По 2 балла за качественный ответ на занятии (16 б.) |
8 б. |
2- 17 неделя |
Индивидуальные практические задания |
По 2 балла за правильно выполненное индивидуальное практическое задание (36 б.) |
23 б. |
2-17 неделя |
Тест |
4 балла за правильно выполненные задания теста (8 б.) |
4 б. |
9 неделя 17 неделя |
Итого |
60 б. |
35 б. |
|
Условия начисления премиальных баллов (до 20 баллов).
- Систематическая, грамотно представленная работа на семинарских занятиях по курсу.
- Своевременное и качественное выполнение индивидуальных заданий и контрольных мероприятий.
Вопросы к зачету.
-
Предмет, задачи и методы психологии.
- Становление и развитие психологии как науки.
- Психика – особая форма жизнедеятельности.
- Понятие личности в психологии. Личность, индивид, индивидуальность.
- Сознание как психологическая категория.
- Отрасли психологии, ее значение в жизни человека.
- Структура личности.
- Типологии характера, акцентуации характера.
- Способности и их роль в развитии личности.
- Темперамент и его влияние на поведение и деятельность человека.
- Факторы развития личности.
- Роль эмоций и чувств в поведении и деятельности человека.
- Положительные и отрицательные психические состояния человека.
- Специфические состояния психики человека.
- Поведение человека как психологическая категория.
- Ощущение и восприятие как чувственные формы освоения действительности.
- Память: понятие, виды, основные процессы и законы памяти.
- Мышление как рациональная форма освоения действительности.
- Общение – основа межличностных отношений.
- Понятие коллектива. Основные признаки коллектива и этапы его развития.
- Взаимоотношения людей. Виды взаимоотношений и их особенности.
- Воля как характеристика сознания.
- Понятие о внимании и воображении.
- Основные направления в современной психологии.
- Предмет и задачи педагогики.
- Система педагогических наук.
- Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
- Целостный педагогический процесс.
- Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
- Обучение в структуре целостного педагогического процесса.
- Цели воспитания в современной педагогике.
- Методы воспитания.
- Закономерности и принципы обучения.
- Методы обучения.
- Формы организации обучения.
- Характеристика основных видов обучения.
- Теоретические основы содержания образования.
- Система непрерывного образования в России.
- Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
- Гуманистическая концепция воспитания.