Типы темперамента. Специальные способности личности

АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА управления и психологии

Контрольная работа по психологии

Выполнила:

студентка группы zim1-031

Галявина Елена Ивановна

Омск — 2011

Задание 1. Найти в текстах художественной литературы два отрывка, каждый из которых будет свидетельствовать о проявлении какого-либо типа темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик).

При этом темпераменты в разных отрывках должны быть различными!!! Литературные источники могут быть любыми: от русской и зарубежной классической литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д.

1. Отрывок из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского:

«Во-первых, этот Дмитрий Федорович был один только из трех сыновей Федора Павловича, который рос в убеждении, что он все же имеет некоторое состояние и когда достигнет совершенных лет, то будет независим. Юность и молодость его протекли беспорядочно: в гимназии он не доучился, попал потом в одну военную школу, потом очутился на Кавказе, выслужился, дрался на дуэли, был разжалован, опять выслужился, много кутил и, сравнительно, прожил довольно денег. … Федор Павлович заметил тогда, с первого разу (и это надо запомнить), что Митя имеет о своем состоянии понятие преувеличенное и неверное. … Он вывел лишь, что молодой человек легкомыслен, буен, со страстями, нетерпелив, кутила и которому только чтобы что-нибудь временно перехватить и он хоть на малое время разумеется, но тотчас успокоится. Вот это и начал эксплуатировать Федор Павлович, то есть отделываться малыми подачками, временными высылками и, в конце концов, так случилось, что когда, уже года четыре спустя, Митя, потеряв терпение.

… Молодой человек был поражен, заподозрил неправду, обман, почти вышел из себя и как бы потерял ум».

В отрывке идет описание одного из главных героев романа Дмитрия Карамазова. Ему присущ холерический тип темперамента.

Из отрывка можно сделать вывод о том, что Дмитрий обладает буйным характером, страстной жаждой правды, ему присущ подвижный тип высшей нервной деятельности, а также такие качества как нетерпеливость, горячность, характеризуется стремительным, быстрым, энергичным протеканием психических процессов; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, склонен к бурным эмоциональным вспышкам; склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным, необузданным, несдержанным.

2. Отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Итак, она звалась Татьяной.

5 стр., 2011 слов

Темперамент 3

Традиционно личностные черты делят на врожденные и приобретенные либо биологические и социальные. Наиболее часто под Т понимают врожденные особенности Ч, которые обуславливают динамические характеристики Л, проявляющиеся в активности, интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенностями адаптации. Темперамент как выражение формально- ...

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Ее изнеженные пальцы

Не знали игл; склонясь на пяльцы,

Узором шелковым она

Не оживляла полотна.

…………

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

И были детские проказы

Ей чужды; страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.

Когда же няня собирала

Для Ольги на широкий луг

Всех маленьких ее подруг,

Она в горелки не играла,

Ей скучен был и звонкий смех,

И шум их ветреных утех.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

………………

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

……………

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей».

Все тихо, просто было в ней…

Татьяна Ларина — героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — тип темперамента меланхолик.

11 стр., 5049 слов

Англоязычный Модернистский роман

Английский модернистский роман сложился в первой трети XX века, достигнув своего расцвета в 1920-е годы. Оригинальность модернистского романа состоит в том, что он объединил разные тенденции в искусстве, соединил в себе на первый взгляд несоединимые элементы, присущие, с одной стороны, роману эпохи зрелого романтизма 1840-1860-х годов, а с другой — роману натуралистическому, возникшему в 1880-е ...

Татьяна — натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви.

Меланхолик — темперамент, характеризующийся низким уровнем психической активности, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью;

Для Татьяны как человека, обладающего меланхолическим темпераментом свойственна низкая активность; часто пассивна;

Имеет склонность к грустным лирическим настроениям, к глубоким переживаниям, легко ранима, обычно старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях;

Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали.

Татьяна отличается медленным психическим темпом — ее движения вялые, слабые, говорит медленно. Длительное и сильное напряжение вызывает у него замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он сильно утомляется, но в привычной и спокойной обстановке чувствует себя спокойно и работает продуктивно;

Круг общения немногочислен, предпочитала проводить время в одиночестве, склонна к замкнутости, избегает общения с людьми, уклоняется от общественной жизни, неэнергична, необщительна.

Задание 2. Найти в текстах художественной литературы четыре отрывка, первый из которых будет свидетельствовать о проявлениях одной из специальных способностей личности (математических, музыкальных, художественных и т.д.); второй — об одном из видов ощущений (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое), третий — об одном из свойствах внимания (устойчивости, сосредоточенности, переключаемости, распределении, объеме), четвертый — об одном из видов памяти (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая; произвольная, непроизвольная).

Литературные источники могут быть любыми: от русской и зарубежной классической литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д.

Специальные способности личности — математические.

Отрывок из повести Тамары Крюковой «Герой поневоле»:

«Он просто не мог не фантазировать. Но в последнее время фантазии отступили перед цифрами, которые, точно зловредные насекомые, роились у него в голове. Цифры преследовали его повсюду. Чем больше он старался отвлечься, тем упорнее его мозг производил миллионы, миллиарды бесполезных вычислений. Артем точно знал, сколько шагов проделывал от дома до школы и обратно, сколько окон в домах, мимо которых он шествовал. Окружающий его мир втиснулся в узкие и четкие рамки параметров: длина, ширина, высота, вес… Он считал со скоростью калькулятора, постоянно делая ненужные, ничего не значащие для него расчеты. Он стал гением вычисления, но способность фантазировать была погребена под завалом бессмысленных цифр».

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

1. Вид ощущения — обонятельное.

Отрывок из романа Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Жан-Батист Гренуй, главный герой романа поздно и с трудом начинает говорить, но рано обнаруживает у себя уникальный дар различения запахов, обонятельный эквивалент абсолютного слуха. Запахи становятся его страстью, смыслом его жизни.

«Тут ребенок проснулся. Сначала проснулся его нос. Крошечный нос задвигался, задрался кверху и принюхался. Он втянул воздух и стал выпускать его короткими толчками, как при несостоявшемся чихании. Потом нос сморщился, и ребенок открыл глаза. … У Террье было такое впечатление, что они его совершенно не воспринимали. Другое дело нос. Если тусклые глаза ребенка косились на нечто неопределенное, его нос, казалось, фиксировал определенную цель, и Террье испытал странное ощущение, словно этой целью был он лично, его особа, сам Террье. Крошечные крылья носа вокруг двух крошечных дырок на лице ребенка раздувались, как распускающийся бутон. … Кажется, что от них исходит какая-то жуткая втягивающая сила. Террье казалось, что ребенок видит его, смотрит на него своими ноздрями резко и испытующе, пронзительнее, чем мог бы смотреть глазами, словно глотает своим носом нечто, исходящее от него, Террье, нечто, чего он, Террье, не смог ни спрятать, ни удержать.

Ребенок, не имевший запаха, бесстыдно его обнюхивал, вот что. Ребенок его чуял!

К шести годам он обонятельно полностью постиг свое окружение. В доме мадам Гайар не было ни одного предмета, в северной части улицы Шаронн не было ни одного места, ни одного человека, ни одного камня, дерева, куста или забора, ни одного даже самого маленького, закоулка, которого он не знал бы на нюх, не узнавал и прочно не сохранял бы в памяти во всей его неповторимости. Он собрал десять тысяч, сто тысяч специфических, единственных в своем роде запахов и держал их в своем распоряжении так отчетливо, так живо, что не только вспоминал о них, если слышал их снова, но и на самом деле их слышал, если снова вспоминал о них; более того — он даже умел в своем воображении по-новому сочетать их и таким образом создавал в себе такие запахи, которых вообще не существовало в действительности.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Он как бы овладел огромным словарем, позволявшим ему составлять из запахов любое число новых фраз.

Он часто останавливался, прислонившись к стене какого-нибудь дома или забившись в темный угол, и стоял там, закрыв глаза, полуоткрыв рот и раздувая ноздри, неподвижный, как хищная рыба в глубокой, темной, медленно текущей воде. И когда, наконец, дуновение воздуха подбрасывало ему кончик тончайшей ароматной нити, он набрасывался на этот один-единственный запах, не слыша больше ничего вокруг, хватал его, вцеплялся в него, втягивал его в себя и сохранял в себе навсегда. Это мог быть давно знакомый запах или его разновидность, но мог быть и совсем новый, почти или совсем не похожий на все, что ему до сих пор приходилось слышать, а тем более видеть; например, запах глаженого шелка; запах тимьянового чая, запах куска вышитой серебром парчи, запах пробки от бутылки с редким вином, запах черепахового гребня. Гренуй гонялся за такими еще незнакомыми ему запахами, ловил их со страстностью и терпением рыбака и собирал в себе».

2. Свойство внимания — концентрация (сосредоточенность).

Отрывок из книги Дневники вампира. Книга 6: Темные души. Автор — Lexa719 (книга взята с сайта .

«Дэймон смотрел куда-то вдаль и улыбался. Она совсем забыла, что он любитель подслушивать чужие мысли, особенно те, которые относились непосредственно к нему.

Но он как будто бы ничего не замечал. Улыбка была неестественной, глаза казались стеклянными, а лицо каменным.

— Дэймон! — она нараспев произнесла его имя и потрепала за щеку, — Ау! Ты меня слышишь? — Ей отчего-то стало смешно. Он был так сосредоточен на своих мыслях, что не замечал ничего и никого вокруг».

3. Вид памяти — мгновенная, непроизвольная

Отрывок из романа Ирины Касаткиной «Встретимся у Амура, или поцелуй судьбы»:

— Девушка с синими глазами. Помнишь зимой, — в кабинете Ольги Дмитриевны?

— А! — По его посветлевшему лицу она поняла, что он мгновенно вспомнил. — Тут другое. Да я больше и не видел ее никогда.

6 стр., 2514 слов

Кинесические особенности невербального общения: поза, жесты, мимика, осанка, походка

... на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической ... существует масса жестов, заменяющих слова. Помимо этого жесты и мимика, сопровождающие речь, служат надёжным источником сведений об ... собеседников. К тактильной системе относятся: легкие прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи т. д. Люди с тактильной ...

— А если бы она полюбила тебя?

— А если бы дважды два было пять?

— И все же?

— Настя, зачем спрашивать о том, что никогда не случится? Ты здесь. — Он приложил руку к груди. — А все остальное, включая и эту Лену, там. — Он махнул рукой в пространство. — Мне не нужно чужое светило, мне нужна только девушка, что сидит напротив меня. И это навсегда.

Отрывок из романа Уильямса Уолтера Йона «Оголенный нерв»:

«Она встала с постели, подошла к Ковбою, обняла, положила голову ему на плечо. Тот, не двигаясь, продолжал смотреть на радужный след ракеты. Он непроизвольно вспомнил о страшной твари, затаившейся в горле Сары, и тут же его снова бросило в дрожь».

Задание 3. Вырезать из журналов иллюстрации или фотографии (не менее 5), на которых четко видно проявлении различных эмоциональных состояний человека (лучше вырезать портреты).

темперамент меланхолик жест поза

Задание 4. Вырезать из журналов иллюстрации или фотографии (не менее 5), на которых четко проявляется специфика использования жестов или позы. ВНИМАНИЕ: необходимо подписать, что обозначает конкретный жест или поза и обозначить название журнала, месяц и /или номер выхода его в печать. В качестве источника можно использовать Интернет-ресурсы, отмечая при этом, с какого сайты вы скопировали изображение.

4. Стоять подбоченясь. Про эту позу еще говорят — «упереть руки в боки».

Она отражает состояние некоторой агрессивности человека и передает его определенную угрозу окружающим. Она показывает, что человек готов к действию, особенно в ситуации, в которой он чувствует себя неуютно. Женщинам свойственно стоять подбоченясь, делая таким образом акцент на формах собственного тела: в подобном случае поза приобретает подчеркнуто чувственный характер.

Источник: Cosmopolitan. Декабрь, 2009. Электронная версия.

5. Приложить руку к груди.

Многие люди прибегают к этому жесту, когда чувствуют недоверие со стороны собеседника и необходимость доказывать собственное чистосердечие и порядочность. В таких случаях они инстинктивно подносят руку к сердцу, чтобы подчеркнуть искренность своих слов.

24 стр., 11858 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

... движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по ... недоразвитием речи Заключение Список использованных источников Приложения Введение Общее недоразвитие речи ... (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие: а) ... речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя ...

Источник: Интернет-сайт www.paparazzi.ru

6. Подпирать рукой щеку или подбородок.

Такое движение говорит о том, что собеседник анализирует все «за» и «против» и пытается сформулировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу.

Источник: Cosmopolitan. Май, 2010. Электронная версия.

7-8. Сексуальная агрессивная поза выражается следующим жестом — большие пальцы рук затыкаются за пояс или за прорези карманов. Это один из наиболее популярных жестов, используемых актерами телевизионных вестернов, чтобы показать мужественность любимых героев-гангстеров (рис. 7).

Руки находятся в положении готовности и служат центром притяжения внимания, акцентируя область гениталий. Мужчины используют этот жест, чтобы отметить свою территорию или показать другим мужчинам, что они их не боятся. Когда жест используется в присутствии женщин, он может истолковываться так: «Я мужчина. Я над тобой властвую». Именно благодаря этому жесту все намерения мужчины становятся явными, т.к. они таким невербальным способом недвусмысленно сообщают женщине о том, что у них на уме. Эти жесты всегда считались чисто мужскими, но когда женщины стали носить джинсы и брюки, они тоже стали пользоваться этим жестом (рис. 8), хотя они это делают только тогда, когда одеты в брюки или джинсы. Когда на женщине платье или что другое, сексуально настроенная женщина закладывает большой палец руки за ремешок или за прорезь кармана (рис. 8).

Размещено на