Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации»
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития
России
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К семинарскому занятию №9
Тема: «Эмоциональные процессы»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.
преподаватель _________________________________Чернова Е.И
преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.
Красноярск
2012
Занятие №9
- Тема «Эмоциональные процессы»
- Значение изучения темы:
- Учебное – изучение особенностей формирования и закономерностей проявления эмоционально сферы.
- Профессиональное – становление личности менеджера, обладающего определенным комплексом знаний об эмоционально сфере человека, о роли эмоций в жизни человека.
- Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности менеджера-организатора.
- Цели занятия:
Общие компетенции:
— Студент должен обладать Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности(ОК-1)
— Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию(ОК-2)
Условия организации продуктивного запоминания в процессе изучения ...
... работы является определение условий продуктивного запоминания в процессе изучения курса педагогики. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: - ... столетиями, за прошлый век количество общих и профессиональных знаний в обществе выросло во много раз. ... иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности»[19, с. 298]. Запоминание может быть непроизвольным ( ...
— Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов(ОК-5)
- План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тестирование, фронтальный опрос, типовые задачи).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
- Диагностика эмоциональной сферы (работа в парах).
- Подготовка заключения.
4.3. Итоговый контроль знаний:
- Проверка заключений по исследованию.
- Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Эмоции – это отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей действительности, к потребностям, мотивам и целям деятельности человека. Эмоции, будучи производным от удовлетворения или неудовлетворения различных потребностей, осуществляют связь между отражательной и саморегулирующей функциями. Биологическая роль эмоций – познавательно-приспособительная. Они помогают мобилизовать психические и физические ресурсы индивида для достижения определенных целей.
Проявления эмоционального состояния можно условно разделить на три составляющие: переживание, внешние проявления, сомато-вегетативные проявления.
Чувства – более сложная, чем эмоции, форма отражения действительности, свойственная только человеку, обобщающая его эмоциональное реагирование и понятия. Чувства не связаны с физиологическими потребностями человека, они возникают на базе его социальных и духовных потребностей, осуществляя саморегулирующие функции на личностном и социально-психологическом уровнях.
Особенности эмоций и чувств определяются индивидуально-личностными свойствами.
Систематика видов эмоций:
- По характеру влияния на общее психофизическое состояние человека эмоции делятся на стенические и астенические.
- По характеру переживаний и субъективной значимости для человека – на положительные, нейтральные и отрицательные.
- По выраженности и продолжительности эмоций выделяют эмоциональный фон, эмоциональные состояния, эмоциональные реакции.
- По уровню эмоции подразделяются на более простые, глубинные (витальные) – протопатические, и более тонкие, дифференцированные – эпикритические.
Конфликтные эмоциональные состояния: аффект, стресс, фрустрация.
Аффект — внезапно возникающая в ответ на острую конфликтную ситуацию бурная эмоциональная реакция, сопровождающаяся дезорганизацией сознания и неконтролируемыми импульсивными действиями.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека, поведение человека регулируется не сознательно обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия, В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств ... и длительности проявления: Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. ...
Фрустрация — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигает уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер.
Стресс — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Канадский биолог и врач Ганс Селье (1907-1982) разработал учение о стрессе, основанное на понятии адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривался как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает адаптацию к условиям существования.
6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
- Тесты:
- ВИДЫ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:
- стенические, астенические
- эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональный фон
- нейтральные, умеренные, высокие, очень высокие
- высшие, низшие
- САМАЯ СТАРАЯ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ СРЕДИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ФОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.
- любовь, ненависть
- спокойствие, паника
- удовольствие, неудовольствие
- восторг, отвращение
- К ВИДАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫМ ПО ИНТЕНСИВНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ОТНОСЯТ:
- аффект
- стресс
- чувства
- настроение
- ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИЕМ ЭМОЦИЙ ОТ ЧУВСТВ:
- эмоции есть у животных, а чувства только у человека
- чувства более кратковременны, чем эмоции
- эмоции всегда имеют внешнее проявление, чувства – нет
- в эмоциях отражаются простейшие потребности, а чувства – высшие потребности.
- НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИЕ ЭМОЦИЙ ОТ ЧУВСТВ:
- чувства возникают раньше эмоций
- чувства не заметны для постороннего лица
- чувства возникли на базе эмоций при взаимодействии с разумом
- чувства основаны на ощущениях
- ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ОТРАЖАЮЩЕЕ НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ:
- эмоции
- воля
- мысль
- чувства
- ЭМОЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ВОЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ВНУТРЕННЕМУ ПОДЪЕМУ, ПОЯВЛЕНИЮ АКТИВНОСТИ:
- стеническая
- астеническая
- настроение
- страсть
- ФОРМАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ:
- желаний
- чувств
- аффектов
- настроений
- ЭМОЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА:
- функционировании тела
- уровне интеллекта
- поведении
- когнитивных процессах
- КАК НЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ЭМОЦИИ:
- по уровню
- по качеству
- по связи с волей
- по мотивам деятельности
- Ситуационные задачи:
- Студент на экзамене испытывает чувство неуверенности, психическую скованность из-за страха перед преподавателем. В результате отвечает ниже своих возможностей, несмотря на то, что материал ему знаком.
Укажите, какой психологический феномен имеет место.
Эмоции и учебный процесс
... их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Более сложные их варианты представлены такими ... и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и ...
- За время экспериментально-психологического исследования настроение испытуемого несколько раз изменялось от грустного до несколько повышенного по незначительному поводу.
Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно?
- Больной тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели или сидит на кровати, согнувшись. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Аппетит почти отсутствует, страдает запорами. Жалуется на угнетенно-подавленное настроение. Говорит, что он, по-видимому, никогда не поправится и болен тяжелой, неизлечимой болезнью, «на душе тяжесть». Мысли текут медленно, не может заставить себя чем-либо заняться.
Определите эмоциональное состояние больного.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
... профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.); Методические рекомендации по организации профориентационной работы в ... на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий. 3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с ...
- 1)Студент получил отличную оценку на экзамене. 2)Люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.
Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их.
- 1)Человек просит прощения. 2)Человек впервые прыгает с парашютом.
Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их.
7. Список тем по уирс, предлагаемый кафедрой:
- Функциональное назначение различных эмоций у человека.
- Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
- Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.
- Эмоции и современное художественное творчество.
8. Рекомендуемая литература:
— основная;
- Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник – М.: Медицина, 2004.
- Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн., Т.1. — Москва, 2002.
— дополнительная;
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. — М., 2005.
- Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М., 2006.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — СПб, 2006.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. — СПб, 2005.
- Общая и социальная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Г.П. Котельникова. — Самара, 2002.
- Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2002.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М., 2002.
— учебно-методические пособия.
- Петросян Е.Ю. Методические указания по общей психологии. 2000.
- Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф. и др Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по общей и медицинской психологии. 2000.
— Электронные ресурсы:
- ЭБС КрасГМУ
- Медиатека
- БД МедАрт