Методические указания для обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К семинарскому занятию №9

Тема: «Эмоциональные процессы»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2012

Занятие №9

  1. Тема «Эмоциональные процессы»
  2. Значение изучения темы:
  • Учебное – изучение особенностей формирования и закономерностей проявления эмоционально сферы.
  • Профессиональное – становление личности менеджера, обладающего определенным комплексом знаний об эмоционально сфере человека, о роли эмоций в жизни человека.
  • Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности менеджера-организатора.
  1. Цели занятия:

Общие компетенции:

— Студент должен обладать Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности(ОК-1)

— Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию(ОК-2)

4 стр., 1861 слов

Условия организации продуктивного запоминания в процессе изучения ...

... работы является определение условий продуктивного запоминания в процессе изучения курса педагогики. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: - ... столетиями, за прошлый век количество общих и профессиональных знаний в обществе выросло во много раз. ... иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности»[19, с. 298]. Запоминание может быть непроизвольным ( ...

— Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов(ОК-5)

  1. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тестирование, фронтальный опрос, типовые задачи).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

  • Диагностика эмоциональной сферы (работа в парах).
  • Подготовка заключения.

4.3. Итоговый контроль знаний:

  • Проверка заключений по исследованию.
  • Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Эмоции – это отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей действительности, к потребностям, мотивам и целям деятельности человека. Эмоции, будучи производным от удовлетворения или неудовлетворения различных потребностей, осуществляют связь между отражательной и саморегулирующей функциями. Биологическая роль эмоций – познавательно-приспособительная. Они помогают мобилизовать психические и физические ресурсы индивида для достижения определенных целей.

Проявления эмоционального состояния можно условно разделить на три составляющие: переживание, внешние проявления, сомато-вегетативные проявления.

Чувства – более сложная, чем эмоции, форма отражения действительности, свойственная только человеку, обобщающая его эмоциональное реагирование и понятия. Чувства не связаны с физиологическими потребностями человека, они возникают на базе его социальных и духовных потребностей, осуществляя саморегулирующие функции на личностном и социально-психологическом уровнях.

Особенности эмоций и чувств определяются индивидуально-личностными свойствами.

Систематика видов эмоций:

  1. По характеру влияния на общее психофизическое состояние человека эмоции делятся на стенические и астенические.
  2. По характеру переживаний и субъективной значимости для человека – на положительные, нейтральные и отрицательные.
  3. По выраженности и продолжительности эмоций выделяют эмоциональный фон, эмоциональные состояния, эмоциональные реакции.
  4. По уровню эмоции подразделяются на более простые, глубинные (витальные) – протопатические, и более тонкие, дифференцированные – эпикритические.

Конфликтные эмоциональные состояния: аффект, стресс, фрустрация.

Аффект — внезапно возникающая в ответ на острую конфликтную ситуацию бурная эмоциональная реакция, сопровождающаяся дезорганизацией сознания и неконтролируемыми импульсивными действиями.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека, поведение человека регулируется не сознательно обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия, В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств ... и длительности проявления:  Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. ...

Фрустрация — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигает уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер.

Стресс — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Канадский биолог и врач Ганс Селье (1907-1982) разработал учение о стрессе, основанное на понятии адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривался как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает адаптацию к условиям существования.

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

  • Тесты:
  1. ВИДЫ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:
  1. стенические, астенические
  2. эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональный фон
  3. нейтральные, умеренные, высокие, очень высокие
  4. высшие, низшие

  1. САМАЯ СТАРАЯ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ СРЕДИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ФОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.
  1. любовь, ненависть
  2. спокойствие, паника
  3. удовольствие, неудовольствие
  4. восторг, отвращение

  1. К ВИДАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫМ ПО ИНТЕНСИВНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ОТНОСЯТ:
  1. аффект
  2. стресс
  3. чувства
  4. настроение

  1. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИЕМ ЭМОЦИЙ ОТ ЧУВСТВ:
  1. эмоции есть у животных, а чувства только у человека
  2. чувства более кратковременны, чем эмоции
  3. эмоции всегда имеют внешнее проявление, чувства – нет
  4. в эмоциях отражаются простейшие потребности, а чувства – высшие потребности.

  1. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИЕ ЭМОЦИЙ ОТ ЧУВСТВ:
  1. чувства возникают раньше эмоций
  2. чувства не заметны для постороннего лица
  3. чувства возникли на базе эмоций при взаимодействии с разумом
  4. чувства основаны на ощущениях

  1. ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ОТРАЖАЮЩЕЕ НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ:
  1. эмоции
  2. воля
  3. мысль
  4. чувства

  1. ЭМОЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ВОЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ВНУТРЕННЕМУ ПОДЪЕМУ, ПОЯВЛЕНИЮ АКТИВНОСТИ:
  1. стеническая
  2. астеническая
  3. настроение
  4. страсть

  1. ФОРМАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ:
  1. желаний
  2. чувств
  3. аффектов
  4. настроений

  1. ЭМОЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА:
  1. функционировании тела
  2. уровне интеллекта
  3. поведении
  4. когнитивных процессах

  1. КАК НЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ЭМОЦИИ:
  1. по уровню
  2. по качеству
  3. по связи с волей
  4. по мотивам деятельности

  • Ситуационные задачи:
  1. Студент на экзамене испытывает чувство неуверенности, психическую скованность из-за страха перед преподавателем. В результате отвечает ниже своих возможностей, несмотря на то, что материал ему знаком.

Укажите, какой психологический феномен имеет место.

11 стр., 5241 слов

Эмоции и учебный процесс

... их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Более сложные их варианты представлены такими ... и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и ...

  1. За время экспериментально-психологического исследования настроение испытуемого несколько раз изменялось от грустного до несколько повышенного по незначительному поводу.

Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно?

  1. Больной тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели или сидит на кровати, согнувшись. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Аппетит почти отсутствует, страдает запорами. Жалуется на угнетенно-подавленное настроение. Говорит, что он, по-видимому, никогда не поправится и болен тяжелой, неизлечимой болезнью, «на душе тяжесть». Мысли текут медленно, не может заставить себя чем-либо заняться.

Определите эмоциональное состояние больного.

6 стр., 2546 слов

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

... профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.); Методические рекомендации по организации профориентационной работы в ... на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий. 3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с ...

  1. 1)Студент получил отличную оценку на экзамене. 2)Люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.

Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их.

  1. 1)Человек просит прощения. 2)Человек впервые прыгает с парашютом.

Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их.

7. Список тем по уирс, предлагаемый кафедрой:

  1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
  2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
  3. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.
  4. Эмоции и современное художественное творчество.

8. Рекомендуемая литература:

— основная;

  1. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник – М.: Медицина, 2004.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн., Т.1. — Москва, 2002.

— дополнительная;

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. — М., 2005.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М., 2006.
  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — СПб, 2006.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. — СПб, 2005.
  5. Общая и социальная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Г.П. Котельникова. — Самара, 2002.
  6. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2002.
  8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М., 2002.

— учебно-методические пособия.

  1. Петросян Е.Ю. Методические указания по общей психологии. 2000.
  2. Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф. и др Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по общей и медицинской психологии. 2000.

— Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт