Тезисы лекции Психология как наука —

Послушайте!

Ведьесли звезды зажигают —значит — это комунибудь нужно? В.Маяковский

определение = класс явления + его существенные характеристики.

Если мы говорим о том, что психология возникла как наука, это значит, что до этого определенного момента она существовала в иной ипостаси.

Сюда мы можем отнести формы мифологических, религиозных, а также житейских знаний. Все эти области можно объединить общим названием «донаучное, или вненаучное знание».

Сравнительная характеристика научной и житейской психологии

параметр

Житейская

Научная психология

Субъект

кто может получать , использовать эти знания

любой человек

человек, прошедший специальную подготовку,

научное сообщество,

носители

Конкретные (уникальные) люди. В меньшей степени материальные носители.

Отдельные люди, сообщества, специальные издания (периодические), интернет и т.д.

Специфика знания

конкретны, описывают конкретные, и потому ограниченные ситуации, людей, отвечают конкретным задачам.

Носят интуитивный характер

стремится к обобщениям. через использование понятий.

отражают существенные устойчивые свойства и предметов и явлений, общие связи и отношения.

Научные понятия строго определены, соотносятся друг с другом, связываются в законы и закономерности.

Логичны. Рациональны. Обобщены, Систематизированы.

Содержание

Разрознены, непоследовательны.

Касаются отдельных насущных ситуаций

Отражают обширный уникальный фактический материал, недоступный во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

способ получения

наблюдение, самонаблюдение, интуиция

специально организованные исследования.

Подлежат верификации (проверке)

форма существования

народная и житейская мудрость

Понятия, категории, теории

Возможность передачи

ограничена.

Возможно накопление и передача с высоким «КПД», т.к. знания кристаллизуются в понятиях и законах, хранятся на определенных носителях. Могут передаваться не только знания, но и способ получения этих знаний.

Так же определенное развитие психологические вопросы получили в рамках философии, а зачем уже и естественных наук (биологии).

В наследие от философии психология получила свое название от др.-греч.Ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“, слово, понятие, учение).

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку.

Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики.

Начало научной психологии традиционно принято связывать с 1879 г. как временем основания Вильгельмом Вундтом лаборатории в Лейпцигском университете (Германия).

Это была небольшая лекционная аудиторию для проведения личных экспериментальных исследований. В 1879 г. студенты Вундта приступили к проведению первых экспериментов.

До конца XIX в. Психологические лаборатории были открыты А. Леманом в Копенгагене (1886), Йосиро Мотора в Токио (1888), Серджи в Риме (1889), Дж. М. Болдуином в Торонто (1890), Дж. У. в Кембридже (1891), Т. Флурнуа в Женеве (1891), А. Мейнонгом в Граце (1894), и в Пекине (1897) и Ардалионом Ардалионовичем А. Токарским в Москве (1895) на медицинском факультете Московского университета (в здании университетской психиатрической клиники).

С 1889 г. главный врач клиники С.С. Корсаков на свои средства стал приобретать психологические приборы для будущей лаборатории.

На 1898 г. в мире существовало по меньшей мере 48 психологических лабораторий, 26 из которых находились в США. (доп. информация http://www.medpsy.ru/dictionary/person18_01.php, С. Степанов, Психология в лицахhttp://lib.rus.ec/b/362293/read)

А в 1883 г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования» (отголосок этапа становления психологии в рамках философии), измененное в 1905 г. на «Психологические исследования».

СМЕНА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПСИХОЛОГИИ

Рассмотрим, как со временем менялось представление о том, что и как надо изучать психологии.

Вундт сделал предметом своего исследования непосредственный опыт сознания (чувства, эмоции, волевые акты и идеи).

Он хотел установить структурные элементы сознания, а также законы, по которым из отдельных ощущений и переживаний складывается психическая реальность.

Сознание Вундт понимал как непосредственный опыт человека, открытый только самому человеку. Сознание в этом смысле слова подобно закрытой комнате. Единственный метод, позволяющий исследовать содержание сознания – интроспекция.

Интроспекция (от лат.introspecto– гляжу внутрь, всматриваюсь) – субъективный метод познания психических явлений путем непосредственного восприятия (наблюдения) субъектом собственногосознания.В школе Вундта для преодоления ненадежности обыденного самонаблюдения использовалась специальная тренировка испытуемых, которые учились выделять простейшие элементы своего непосредственного опыта (т.н. аналитическая интроспекция).

Метод И. следует отличать от самонаблюдения.

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные частичеловеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией. Эти идеи Вундта были развиты и легли в основу концепцииструктурализмав психологии.

Вундт работал в огромном количестве областей знания: философии, психологии, физике, физиологии, стремясь к построению непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Однако, уже скоро стало понятно, что психология Вундта имеет много «слабых звеньев» и к тому же не практична. Рост городов и промышленного производства, возникновение новых социально-экономических отношений способствовало появлению такого течения в философии, как прагматизм (учение, возникшее в 70-х годах 19 века в США, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты).

Экономика требовала от науки исследований и результатов, которые можно было использовать на практике. Социальный запрос только усиливал кризис интроспективной психологии.

Это фасилитировало появление других направлений.

Бихевиоризм(от англ.behaviour– поведение) – направление, зародившееся в американской психологии, отрицающеесознаниекак предмет научного исследования и сводящее психику к различным формамповедения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В числе предпосылок Б. выступили исследования И.П.Павлова, разработавшего методы объективного изучения поведения животных (эксперимент).

Персоналии: Дж. Роттер, Дж. Уотсон, Толмен, Б. Скиннер.

На фоне нарастающего кризиса интроспективной психологииинтерес к объективному изучению поведения животных и человека усилился и привел к оформлению первой программы Б., сформулированной американским психологом Дж.Уотсоном. Именно Уотсон в 1913 году определил психологию как науку о поведении. Основная цель: выявить и описать типы реакций, исследовать процесс их образования, изучить законы их комбинаций в сложное поведение.

Уотсон писал: «Бихевиорист … ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения».

В 1919 г вышла «Психология с точки зрения бихевиориста» — своеобразный манифест нового направления в психологии.

Сознаниев ней объявлялось недоступным для объективного изучения, а его роль как регулятора человеческой деятельности отвергалась.

Уотсон считал, что основой отношений организма к среде является «стимул-реакция» и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.

Б. Уотсон: «Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной схемы исследования бихевиориста.»

наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей».

Таким образом, цель бихевиоризма — создание психологии как науки, управляющей и предсказывающей поведение людей. Результаты исследований, проведенных на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Бихевиористы считали, что весь опыт человек приобретает по такому же принципу. И если удастся установить законы сочетания стимула и реакции, можно будет не только прогнозировать поведение, но и управлять поведением людей.

Б. внес существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения. Глубокому и детальному исследованию были подвергнуты процессынаучения. Были разработаны представления об оперантном (Б.Скиннер) и социальном научении (А.Бандура, Р. Сирс и др.).

Однако бихевиористы также столкнулись с определенными проблемами. Со временем накапливалось все больше и больше фактов поведения не только животных, но прежде всего людей, которые нельзя было объяснить или вывести по формуле стимул – реакция.

Параллельно с бихевиоризмом, в русле медицины, развивалось и еще одно направление – психоанализ, или фрейдизм.

Фрейдизм(психоанализ) – названное по имени его создателя – австрийского психолога З.Фрейда – направление, возникшее в концеXIX-первой третиXXв. из клинической практики изучения и лечения истерических неврозов.

До того, как Фрейд пришел к психоанализу, он провел исследования в области физиологии, гистологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, как со взрослыми пациентами, так и с детьми. Несмотря на достигнутые успехи в сфере невропатологии, Фрейд вынужден был признать, что причина возникновения нервных заболеваний и их природа по-прежнему остаются для него загадкой.

Результаты своей практики, а также анализ различных явлений обыденной жизни (сновидений, остроумия, ошибочных действий) были проинтерпретированы З.Фрейдом как проявление действия общих психологических механизмов. Поскольку в центр Ф. были поставлены бессознательные психические процессы и мотивация, то объективно он оказался направленным против интеллектуализма ассоциативной психологии. Во Ф. функции, структура и развитиеличности объясняется действием иррациональных, антагонистическихсознаниюфакторов (бессознательного инстинкта либидо), вступающих в противоречие с внешними (социальными) и внутренними запретами, создающими «цензуру» сознания. Подавленная энергия бессознательных влечений прорывается через обходные пути в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п.

Психические процессы и явления, личность в целом рассматриваются во фрейдизме в единстве трех структур: бессознательного, предсознательного и сознания; позже эти инстанции были заменены на «Оно» (Id), «Я»(Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego).

В своей практике Фрейд сменил несколько методов: он применял электростимуляцию, водолечение, массаж для лечения неврозов. Неудовлетворенный результатами, он начал использовать гипноз. Однако позже Фрейд отказался от гипноза и перешел к работе с пациентами в сознательном состоянии.

Фрейд объяснял, что при отказе от гипноза и внушения не утрачивается возможность доступа к вытесненному материалу и, следовательно, возможность получить патогенные воспоминания и фантазии. Свободная ассоциация — совершенно достаточный заменитель их, позволяющий непроизвольным мыслям пациента проявиться в терапевтической ситуации.

Метод свободных ассоциаций:описание сделанное Фрейдом:

«Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений так же как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит «разрешить ему войти» в такое состояние как если бы они беседовали бесцельно бессвязно наугад».

Другие методы: анализ сновидений, оговорок, ошибочных действий (оговорок), шуток, продуктов творчества.

Во Ф. были детально разработаны вопросы функционирования и развития личности, проблема ее отношений с окружающим миром, созданы новые методы изучения и психотерапевтического воздействия, а также было описано множество конкретных феноменов (проекция, защитные механизмы, сублимация, идентификация, катарсис, трансфер и т.п.).

Свое философское завершение Ф. получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, традиций, искусства и религии.

Путь становления и принятия психоанализа не был простым и встретил жесткое сопротивление как в медицинских и философских, так и в общественных кругах.

Идеи Фрейда начинают реально влиять на характер культурного развития XX века.

Гештальтпсихология – психологическое направление, зародившееся в Германии в начале 10-х ХХ века (до середины 30-х годов) (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, г.Берлин) и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Центральная идея о том, что организация целого определяет свойства и функции образующих его частей – рассматривалась как альтернатива характерному для структурной психологиипринципу расчленениясознанияна элементы, которые связываются по законамассоциаций.

Одним из методов Г. является метод феноменологического самонаблюдения, в ходе которого субъект обращается к содержанию собственного сознания. Сознание в Г. понимается как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитиными полями в физике), а единицей анализа является гештальт. Помимо исследований восприятия в Г. велось изучение процессов мышления (В.Келер, К.Дункер), процессов психического развития (К.Коффка), динамических процессов функционирования личности (К.Левин).

Гештальты оформляются и предстают перед сознанием человека посредством инсайта – озарения, неожиданного осознания нужных взаимосвязей.

Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, напр., трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др.

При разработке проблем мышления Г. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, (а также новый метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух»).

Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

После прихода к власти гитлеровцев Г. как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе в тем критики Г. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

К началу XXвека в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки.

Каждое направление возникало как альтернативное предшествующим и так или иначе каждое из них претендовало на право представлять собой всю психологию.

Л.С. Выготский (1896-1934) –дал подробный анализ причин кризиса, а также определил возможность выхода. Он не отрицал вклад каждой из психологических школ, но он считал что

«Очевидно, отдельные психологические дисциплины в развитии исследования, накопления фактического материала, систематизации знания и в формулировке основных положений и законов дошли до некоторого поворотного пункта. Дальнейшее продвижение по прямой линии, простое продолжение все той же работы, постепенное накопление материала оказываются уже бесплодными или даже невозможными. Чтобы идти дальше, надо наметить путь.

Из такого методологического кризиса, из осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве, из необходимости – на известной ступени знания – критически согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы, одним словом, свести начала и концы знания, – из всего этого и рождается общая наука.»

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ МОЦАРТ ПСИХОЛОГИИ http://www.rosbs.ru/%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.aspx

6