Липецкий государственный педагогический университет
Факультет педагогики и психологии
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«_____»__________________2010__ г.
Рабочая программа дисциплины
Педагогика детского отдыха и оздоровления
Направление подготовки
050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ)
ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
«Бакалавр»
Форма обучения
заочная
Липецк – 2010
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Педагогика детского отдыха и оздоровления» является формированиеу обучающихся теоретических и практических навыков успешной организации детского досуга в летних оздоровительных лагерях.
В ходе изучения данного курса решаются следующие задачи:
- знакомство с содержанием, основными направлениями работы, особенностями структуры и функционирования ДООУ, с нормативно–правовой документацией;
- знакомство с должностными обязанностями вожатого и воспитателя;
- формирование прикладных умений и навыков воспитательной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДООУ;
- совершенствование коммуникативных и организационных умений, развитие профессионально–направленного мышления;
- формирование у обучающихся ценностно–мотивационных ориентиров организации детского отдыха детей с ОВЗ.
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Дисциплина «Педагогика детского отдыха и оздоровления» относится к циклу дисциплин вариативной части профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки 050700 – специальное (дефектологическое) образование.
Наименование дисциплины: психология и педагогика для специальностей: ОРМ
... опыта +3) создание условий для личностного развития +4) подготовка к выполнению определенных ролей в обществе 19. Предметом педагогики являются : +1) закономерности +2) принципы +3) формы ... являются: +1) управление +2) воспитание +3) обучение +4) развитие +5) психологическая подготовка 32. Компоненты педагогической деятельности включают: +1) проектировочный +2) организаторский +3) познавательный +4) ...
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: правоведение, воспитание гражданственности и патриотизма в школьном возрасте; дисциплин профессионального цикла: психология, специальная психология, педагогика, специальная педагогика, возрастная анатомия и физиология, духовный аспект социализации личности. Приступая к изучению дисциплины «Педагогика детского отдыха и оздоровления», обучающиеся должнызнать: нормативно-правовые основы работы педагогические возможности игры, основы планирования воспитательной работы;уметь обмениваться информацией, формировать позитивные межличностные отношения диагностировать индивидуальные особенности личности, межличностных отношений, уровень развития коллектива; анализировать педагогические ситуации и находить оптимальные решения; должныбыть готовык моделированию профессиональной деятельности в условиях изменяющегося социума; совершенствованию эффективности своей воспитательной деятельности, к формированию потребности в самопознании, саморазвитии и нравственном самоопределении, через приобщение к национальной русской традиции, нравственным идеалам, истокам русской духовности.
В свою очередь, изучение условий организации детского отдыха и оздоровления закладывает основы для последующей специализированной профессиональной подготовки студентов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Педагогика детского отдыха и оздоровления» формируются компоненты следующихобщекультурных компетенций:
ОК –1: способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;
ОК – 2: способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности.
ОК –7: способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Педагогика детского отдыха и оздоровления» формируются компоненты следующих профессиональных компетенций:
ОПК – 1: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.
... начало формированию культуры как особого мира человека. Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного ... осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они ...
ОПК – 3:способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии
ПК – 9: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности
ПК – 10:способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности.
ПК – 12:способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ.
Кроме того, в результате освоения дисциплины «Педагогика детского отдыха и оздоровления»формируется специальная профессиональная компетентность: владеть способностью понимать и использовать ценности лагерной жизни, особенности современных детей, в том числе с ОВЗ; быть способным к компетентному использованию теоретических и практических навыков успешной организации детского досуга в летних оздоровительных лагерях лиц с ОВЗ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: ценности лагерной жизни, возрастные особенности современных детей, должностные права и обязанности, законодательную базу организации деятельности детского лагеря, возможные проблемы и трудности;уметь: организовать жизнедеятельность отряда,анализировать логику развития смены, формировать позитивные межличностные отношения;владеть: методикой планирования деятельности вместе с детьми и анализа, методикой КТД, методикой организации мероприятий, дел, игр и развлечений.
Раздел 1.Нормативно–правовой аспект деятельности дооу
Тема 1Нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря.
Конвенция о правах ребенка. Трудовой кодекс Российской федерации (извлечения).
Порядок проведения смен профильных лагерей (извлечения).
Кадры, условия труда работников. Устройство, содержание и организация детских оздоровительных лагерей (санитарно-гигиенические правила и нормы).
Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в детских оздоровительных лагерях.
Тема 2 Трудовые отношения между работодателем и работником в ДООУ.
Управление деятельности ДООУ. Права и обязанности вожатого, воспитателя в ДООУ. Заключение трудового договора. Страхование для работы в ДООУ. Преломление нормативно–правовых основ Уголовного кодекса в ДООУ.
РАЗДЕЛ 2.Хронология смены
Тема 1 Что такое лагерь?
Свободное время, отдых, досуг — общее и разница. Каникулы — время и пространство, законы каникулярной педагогики. Что такой лагерь? Из истории детских лагерей. Типы детских летних оздоровительных лагерей в современных условиях. Задачи лагеря. Специфика летнего загородного лагеря.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ...
... подход как принцип воспитания и обучения детей. Предметом исследования стало коррекционное обучение детей с особенностями психофизического развития. Целью исследования стало изучение ... учителям повысить успеваемость детей с особенностями психофизического развития и сократить количество неуспевающих детей. ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...
Тема 2 Логика лагерной смены.
Что такое смена. Типы смен. Слагаемые смены: философия, антураж, образ жизни, структура смены (подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный периоды) и ее конструкция.
Тема 3 Организация традиционных дней в лагере.
Традиционные дни: день заезда, родительский день, организация дежурства по столовой, организация дежурства по лагерю, банный день, день отъезда.
Тема 4 Методика планирования работы: лагерь – отряд.
Форма, структура, содержание плана. Исходные данные для планирования. Календарный план-сетка на период смены. Ежедневное планирование. Методика планирования воспитательной работы. Коллективное планирование. Анализ смены. Анализ дня.
РАЗДЕЛ 3.Особенности работы с различными категориями детей
Тема 1 Психолого–педагогические особенности временной детской группы.
Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Основные подходы к работе с детьми разного возраста. Современные дети. Особенности детей — воспитанников школ — интернатов, и детских домов. Методические ориентиры в работе с детьми различных социальных категорий. Психолого–педагогическая диагностика.
Тема 2 Особенности организации отрядной работы, игровой деятельности с разными возрастами детей.
Технология организации коллективно–творческого дела Организация и проведение познавательных, спортивных, досуговых, экологических программ, игр, конкурсов. Кружковая работа. Методика организации эстетического развития детей: музыкального, танцевального, художественного
РАЗДЕЛ 4.Основы безопасности жизнедеятельности в ДООУ
Тема 1 Формирование здоровьесберегающего стиля поведения у детей в условиях ДООУ.
Правила безопасности при передвижении в помещениях, автобусе, на воде, в походах, при пожаре, в условиях природных стихий, чрезвычайных ситуаций.
Тема 2 Прогнозируемые трудности в работе.
Зона риска в лагере. Контроль за сферой риска. Прогнозирование возможных проблем еще до отъезда в лагерь, исходя из возрастных особенностей детей и варианты их решений. Проблема адаптации к новым условиям. Проблема сна, воровства, гиперактивности. Тоска по дому. Оскорбление. Стресс. Нарушения дисциплины. Альтернатива запрету. Проблема одиночества.
6.3. Примерная тематика рефератов:
- Психолого–педагогические аспекты адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского оздоровительного лагеря.
- Психолого–педагогические аспекты адаптации подростков к условиям детского оздоровительного лагеря.
- Здоровьесберегающий подход к реализации воспитательной работы в ДООУ.
- Профилактика социальных вредностей в условиях ДООУ.
- Основные направления деятельности и особенности работы социального педагога, психолога в условиях ДООУ.
- Основные направления деятельности и особенности работы логопеда в условиях ДООУ.
- Поход выходного дня для детей младшего школьного возраста.
- Организация туристического похода с подростками.
- Способы мотивации детей на отрядное дело.
- Оформление отрядного места.
- Организация и содержание шефствования старших отрядов над младшими отрядами.
- Мифы, легенды и традиции лагеря.
- Методика организации массовых праздников, программ, конкурсов.
- Организация и проведение познавательных досуговых программ, игр, конкурсов.
- Организация и проведение спортивных программ, игр, конкурсов.
- Организация и проведение экологических программ, игр, конкурсов.
- Организация и проведение познавательных, спортивных, досуговых, экологических программ, игр, конкурсов.
- Методика организации эстетического развития детей-музыкального развития.
- Методика организации эстетического развития детей – танцевального развития.
- Методика организации эстетического развития детей – театрального, художественного развития.
- Методика организации эстетического развития детей: музыкального, танцевального, художественного.
- Психолого–педагогическая диагностика в работе с временным детским коллективом.
- Организация кружковой работы.
- Планирование организационного периода, заключительного периода смены.
6.5. Примерные вопросы к зачету
- Нормативно–правовой аспект организации профессиональной деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере.
- Права и обязанности вожатого в ДООУ.
- Особенности делового общения: коллеги, администрация, родители.
- Структура смены.
- Особенности организационного периода смены: организация заезда, расселение и инструктирование.
- Особенности организационного периода смены: знакомство с лагерем, с детьми, с персоналом.
- Особенности организационного периода смены: выборы органов самоуправления в отряде (чередование творческих поручений).
- Основной период: функционирование самоуправления.
- Коллективно–творческая деятельность в лагере и отряде.
- Коллективно–творческое дело: сущность, содержание, этапы, технология организации.
- Соревновательность и система поощрений в ДООУ.
- Огоньки как форма рефлексии.
- Заключительный период смены: подведение итогов в отряде, в лагере.
- Специфика КТД в заключительный период смены.
- Психолого–педагогические особенности временной детской группы (ВДК).
- Особенности организации отрядной работы с разными возрастами детей.
- Особенности межполового общения в условиях временного детского коллектива.
- Методика организации массовых праздников, программ, конкурсов.
- Организация и проведение познавательных, спортивных, досуговых, экологических программ, игр, конкурсов.
- Организация кружковой работы.
- Методика организации эстетического развития детей: музыкального, танцевального, художественного.
- Психолого–педагогическая диагностика в работе с временным детским коллективом.
- Формирование здоровьесберегающего стиля поведения у детей в условиях ДООУ. Правила безопасности при передвижении в помещениях, автобусе, на воде.
- Правила безопасности в походах, при пожаре, в условиях природных стихий, чрезвычайных ситуаций и т.д.
- Планирование программы, смены.
- Принципы составления плана – сетки на смену.
- Особенности организации планирования вместе с детьми.
- Педагогический анализ в работе вожатого, воспитателя.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана
... дагог обладает богатой палитрой форм поддержки ребенка. Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана По О.С. Газману, педагогическая поддержка – одна из основных, наряду с обучением и воспитанием, образовательных ... от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, социального статуса и т.д. В начальной школе она направлена в основном на развитие общеучебных умений, в средних классах – на ...
Особенности организации коррекционной работы в классе для детей ...
... выбор программы с учётом национальных, региональных, индивидуальных и других особенностей детей с выраженной умственной отсталостью; Необходимо так же использовать инновационные технология ... осуществления преемственности в работе специалистов по решению воспитательных, образовательных и коррекционных задач. Необходимо по возможности дать рекомендации по организации индивидуального подхода и ...
а) основная литература:
- Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М., 2004. – 135c.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогическая практика / Г. М Коджаспирова, Л. В. Борикова,.– М.: Академия, 2006. – 269с.
- Педагогика досуга. – М., 2007. – 235с.
б) дополнительная литература:
- Газман, О. С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания / О. С Газман. – М., 1998. – 123с.
- Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А. И. Волохова. – М.: СПО–ФДО, 2007. – 234с.
- Козлов, В. В. Психотехнологии развития в условиях оздоровительно–образовательных учреждений : Тематический раздел: «Школа социального успеха» : «Я» / В. В. Козлов, А. А. Козлова.– М.,2000. – 156с.
- Лутошкин, А. П. Как вести за собой : Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. П. Лутошкин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение,2001. – 276с.
- Шмаков, С. А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому/ С. А. Шмаков. – М. : Новая школа, 1994. – 236с.
- Шмаков, С. А. Лето: Вопросы – ответы, подсказки – советы / С. А. Шмаков. – М., 1993. – 127с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- http://school.zel-wave.ru/
- \
- http://rules.net.ru/vozh.php