Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии детства

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры 12.09.2013

протокол № 1

Зав. кафедрой, профессор

______________________Л.В. Трубайчук

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(для модульно-рейтинговой системы)

 

 

Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и педагогика развития детей дошкольного возраста

Форма обучения: заочная

 

Составитель:

Пикулева Л.К., к.п.н., доцент

 

Челябинск 2013

Оглавление

1. Пояснительная записка
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3. Образовательные технологии
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
5. Содержание курса
6. Рабочая программа
6.1. Тематическое планирование дисциплины
6.2. Содержание (модульной) рабочей программы
6.2.1. Модуль 1. Образование в России
6.2.2. Модуль 2. Педагогическая деятельность
6.2.3. Модуль 3. Педагогическая культура
6.2.4. Модуль 4. Профессиональное становление педагога
7. Методические материалы
7.1. Вопросы к экзамену
7.2. Терминологический минимум 7.3. Примерные темы контрольных, курсовых работ и рефератов 7.4. Примерное соотношение баллов текущего рейтинга 7.5. Критерии оценивания знаний на экзамене  
   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование.

Основной целью дисциплины является обеспечение начальных ориентаций студентов в области педагогической деятельности, осознание значимости образования и профессии педагога в обществе, развитие на этой основе у студентов мотивов личностного продвижения в системе непрерывного педагогического образования, желания осуществить профессиональную карьеру.

Образовательные задачи подразделяются на три взаимосвязанных блока соответствующие логике обучения.

Первый блок связан с освоением студентами образовательного содержания и предусматривает решение следующих задач:

-обеспечение первоначального вхождения студентов в мир педагогической реальности и формирование представления о сущности педагогической профессии и характере будущей профессиональной деятельности;

-способствование осознанию студентами своеобразия педагогической деятельности, гуманистической направленности педагогической науки и практики;

-ознакомление с образовательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях различных видов.

Второй блок связан с овладением студентами педагогическими умениями. В нем выделяются следующие задачи:

­ формирование навыков самостоятельной работы с педагогической литературой;

­ формирование умений описания и анализа педагогических фактов, ситуаций, явлений;

­ развитие умений публичного выступления и дискуссии на педагогические темы.

Третий блок направлен на развитие личности студента и включает в себя следующие задачи:

­ формирование интереса к образовательным и педагогическим проблемам, к творчеству в данной области;

­ формирование ответственности и инициативы;

­ побуждение к активному самопознанию и саморазвитию личности с позиции предстоящей педагогической деятельности.

В основу отбора содержания дисциплины положены следующие принципы:

1. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной психолого-педагогической науки, раскрытие сущности образования и педагогической профессии в развитии, в сопоставлении разных научных подходов.

2. Принцип интегративности, предполагающий рассмотрение изучаемых вопросов в системе научных знаний философии, истории, психологии, социологии, педагогики и др.

3. Принцип культурно-исторической преемственности традиций педагогической науки и практики, предполагающей рассмотрение образования во взаимодействии с культурой, раскрытие роли дошкольного образования в современной социокультурной ситуации.

Методические аспекты преподавания дисциплины определяются следующими принципами:

1. Принцип диалогичности, предполагающий постоянный диалог преподавателей и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым вопросам.

2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования и освоением специальности.

3.Принцип развивающей творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующий самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач.

4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структурирования образовательного содержания и форм обучения с учетом предложений и образовательных потребностей студентов.

В предлагаемой программе отражены современные взгляды на образование и педагогическую деятельность, на требования к личности педагога, использованы материалы исследований в области психологии профессий, учтены данные о содержании подготовки специалистов в процессе преподавания педагогики и психологии.

Итогом успешного освоения дисциплины становится формирование взгляда на педагогическую деятельность как одну из важнейших в сфере человеческой жизни. Студент начинает видеть ряд проблем, актуальных для современной педагогической науки и практики, осознавать значимость педагогической профессии, ее роль в современной социокультурной и образовательной ситуации, понимать организационную основу образовательных учреждений. Активизируется процесс анализа студентом своей личностной готовности к будущей самостоятельной деятельности в сфере образования. Студент приобретает практические умения работы с педагогической литературой, обсуждения педагогических вопросов, составления творческих сочинений или проектов, анализа рефератов, докладов, сообщений.

Программа включает четыре модуля. Последовательность расположения модулей и тем соответствует логике формирования представлений студентов об образовании как сферы деятельности человека и о деятельности педагога. Знания об общих характеристиках педагогического труда конкретизируются характеристикой его отдельных, наиболее значимых компонентов и завершаются изучением деятельности различных видов образовательных учреждений.

Знакомство с образовательными учреждениями организуется через экскурсии и продолжается в процессе учебной практики «Знакомство с разными типами образовательных учреждений» во 2 семестре, что позволяет создать у студентов реальные представления о профессии.

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра. Изучение дисциплины осуществляется во 2 семестре.

Для освоения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика».

Освоение дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения учебной и педагогической практики.

Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

Модуль1. Образование в России

Тема 1.1. Образовательная политика мирового сообщества

Значение образования в жизни человечества и человека. Общечеловеческое и национальное в образовании. Интеграционные процессы в образовании. Международное сотрудничество в области образования (координационные органы Европейского сообщества государств, ЮНЕСКО).

Российское образование и тенденции мирового развития. Научно-технический прогресс и образование. Воспитание как основное направление деятельности образовательных институтов.

Тема 1.2. Образовательная политика в России

Новые социальные требования к системе Российского образования. Цели и задачи модернизации образования. Основные направления модернизации Российского образования: обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; создание условий для повышения качества образования; формирование эффективных экономических отношений в образовании; поддержка государством и обществом высококвалифицированных кадров; управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики

Тема 1.3.Современная система отечественного образования.

Понятие об образовании. Образование как процесс; образование как результат; образование как система. Принципы образования. Образовательное пространство и образовательная система. Основные ступени системы образования и их характеристика. Система семейного воспитания. Система общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; среднее общее образование; среднее полное общее образование. Система профессионального образования: начальное; среднее; высшее. Система повышения квалификации и переподготовки специалистов. Система дополнительного образования.

Система непрерывного педагогического образования в России. Непрерывность как базовый принцип педагогического образования.

Основные компоненты Российской системы образования: образовательные институты, образовательные программы, педагогические кадры, органы управления образования, их структура.

Педагогические образовательные учреждения. История становления образовательных учреждений – «школ» для профессиональной подготовки учителей-педагогов. Образовательные институты, их характеристика. Стабильность и динамичность образовательных учреждений. Нетрадиционные школы. Типы и виды педагогических образовательных учреждений, их характеристика: учебно-производственные центры и комбинаты, педагогические классы, педагогические колледжи, педагогические вузы.

Тема 1.4.Система дошкольного образования в Росси.

Понятие «система дошкольного образования». История развития системы дошкольного образования в России. Домашнее воспитание. Первые детские сады в России. Развитие системы общественного дошкольного воспитания в Советский период. Реформирование системы дошкольного образования в годы перестройки.

Характеристика современной системы дошкольного образования. Основные тенденции и направления развития системы дошкольного образования. Органы управления дошкольного образования. Типы и виды дошкольных образовательных учреждений, их характеристика. Цели, задачи дошкольного образовательного учреждения.

Требования к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения, его устройству, учредительству, управлению. Нормативная и материальная база деятельности дошкольных образовательных учреждений. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Структура различных видов дошкольных образовательных учреждений.

 

Модуль 2. Педагогическая деятельность

Тема 2.1.Сущность педагогической деятельности, ее происхождение.

Педагогическая деятельность в системе других видов деятельности. Содержание педагогической деятельности: образование и развитие детей.

Особенности педагогической деятельности, ее субъект-субъектный характер. Значение педагогической деятельности для общества и человека.

Происхождение педагогической деятельности, этапы ее исторического развития. Социокультурная ценность педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности: отношение к детству, к творчеству, к гуманитарной культуре, к философско-мировоззренческому смыслу целей образования и др.

Нравственная мотивация педагогической деятельности.

Гуманистическая природа педагогической деятельности. Понятие о гуманизме, его философских, социальных и психолого-педагогических основаниях. Развитие гуманистических взглядов в истории педагогики. Гуманистическая парадигма в образовании, ее обусловленность необходимостью воспитания нового человека.

Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности, необходимость педагогических знаний и умений в профессиях врача, художника, тренера, ученого и др. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

Семейное воспитание и педагогическая деятельность. Требования к родителям как к воспитателям.

Тема 2.2. Педагогическая деятельность как профессия.

Профессия и специальность. Понятие о профессии, специальности и квалификации. Классификация профессий по предмету труда, по цели труда, по орудию труда, по условиям труда, по характеру труда, по уровню квалификации, по отрасли хозяйства. Классификация профессий Е.А.Климова, К.К.Платонова. Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога.

Признаки профессиональной педагогической деятельности. Общая характеристика требований к педагогам, их социальная обусловленность. Педагогическая направленность как основной компонент профессионально-педагогической пригодности, ее признаки.

Проблемы профессии педагога. Противоречия, вызывающие эти проблемы.

Тема 2.3. Общение как основа педагогической деятельности

Сущность педагогического общения. Функции и средства общения. Понятие об общении как социальной и профессиональной категории. Актуальность проблемы педагогического общения.

Специфика педагогического общения. Личностный характер педагогического общения. Функции общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная; их реализация. Средства общения :вербальные и невербальные. Роль невербальных средств в общении с детьми дошкольного возраста. Техника педагогического общения (дистанция, позиция, пространство общения).

Стили общения и руководства. Понятие о стиле общения. Зависимость стиля общения от индивидуально-психологических особенностей педагога, его компетентности, коммуникативных способностей. Классификация стилей общения, их характеристика. Формирование стиля общения.

Тема 2.4. Педагогические работники

Понятие о педагогических работниках. Классификатор педагогических работников.

Специфика труда педагогических работников. Нормативы и оплата труда педагогических работников.

Требования к уровню квалификации педагогов. Аттестация педагогических кадров как условие дифференциации оплаты их труда. Льготы, предоставляемые педагогическим работникам.

Должностные инструкции воспитателей и других педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Тема 2.5. Профессиональная компетентность педагога

Профессиографический метод изучения деятельности и личности педагога, история его становления в отечественной психологии и педагогике.

Понятие о профессиограмме как модели, представляющей качества личности, знания, умения и навыки для выполнения педагогических функций. Виды профессиограмм. Структура префессиограммы. Профессиограмма воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Понятие о профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности. Основные направления исследований вопроса педагогической компетентности в психолого-педагогической науке (А.К.Маркова, В.А.Сластенин, Э.Ф.Зеер, Я.Л.Коломинский, С.Г.Молчанов).

Взаимосвязь понятий педагогической компетентности, педагогического мастерства, педагогической культуры. Методы изучения профессиональной компетентности.

Модуль 4. Профессиональное становление педагога.

Тема 4.1.Профессионализм и саморазвитие личности педагога.

Понятие о профессиональном становлении и профессиональном развитии педагога. Принципы и этапы профессионального развития. Статусное и личностное профессиональное становление. Взаимосвязь понятий «самообразование», «саморазвитие», «самоопределение», «самоорганизация», «самопознание». Функции самообразования.

Личностный рост как условие достижения профессионализма. Понятие профессионализма. Условия саморазвития педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное педагогическое самосознание и условия его формирования. Личностное и статусное профессиональное становление. Негативные факторы профессионального становления педагога. Кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности. Этапы (фазы) жизненного пути педагога-профессионала.

Тема 4.2.Профессиональное обучение и совершенствование.

История становления профессионального обучения педагогов в Западной Европе и России. Система педагогического образования в современной России. Основные принципы профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт. Уровни педагогического образования. Непрерывное педагогическое образование. Мировые интегративные процессы в профессиональном образовании.

Обучение в вузе. Специфика обучения в педагогическом вузе. Студент как объект и субъект педагогической деятельности. Формы обучения в вузе. Источники самообразования студентов: книги, печать, СМИ; исследовательская деятельность; обучение на курсах; педагогическая работа; окружающая действительность.

Система послевузовского образования.

Тема 4.3. Карьера педагога

Карьера как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Карьера педагога как общая последовательность этапов его развития в сфере педагогического труда.

Виды карьеры: линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, снижающаяся. Личностная профессиональная перспектива, схема ее построения. Профессиональный имидж, его составляющие. Умение создавать собственный имидж. Условия становления карьеры педагога.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6.1. Тематический план дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»

№ Мод и тем   Наименование модулей и тем курса Количество часов Соотношение видов контроля
Аудиторные занятия Самост тельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные Те- кущий Итого- вый Всего
1. Образование в России
1.1. Образовательная политика мирового сообщества и России      
1.2 Современная система отечественного образования      
1.3. Система дошкольного образования в России.      
2. Педагогическая деятельность.
2.1. Сущность педагогической деятельности, ее происхождение.      
2.2. Педагогическая деятельность как профессия.      
2.3. Общение как основа педагогической деятельности.      
2.4. Педагогические работники.      
2.5. Профессиональная компетентность педагога.      
3. Педагогическая культура
3.1. Культура как условие профессионализма педагога.      
3.2. Этика и эстетика педагогического труда.      
3.3. Педагогическая публицистика.      
4. Профессиональное становление педагога.
4.1. Профессионализм и саморазвитие личности педагога.      
4.2. Профессиональное обучение и совершенствование.      
4.3. Карьера педагога      
  Всего:

Содержание (модульной) рабочей программы.

Модуль 1. Образование в России

Кол-во часов на раздел (модуль) – 24 ч.

Учебные цели: Сформировать у студентов общее представление о Российском образовании и тенденциях мирового развития образования, о значении образования в жизни человечества и человека. Познакомить с нормативно-правовыми документами в области образования. Сформировать знания о системе дошкольного образования. Развивать культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Лекция

Тема 1.1. Образовательная политика мирового сообщества и России – 1ч.

План

1. Значение образования в жизни человечества и человека.

2. Международное сотрудничество в области образования

3. Российское образование и тенденции мирового развития.

4 Основные направления модернизации Российского образования.

Список литературы:

1. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. № 5.

2. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе : метод. пособ. для студентов [Текст] / В.И. Богословский, С.А. Писарев, А.П. Тряпицына. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 55с.

3.Ильченко В.Р., Гуз К.Ж. Модернизация содержания образования как национальная проблема // Педагогика. 2011. № 4.

4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании».

5. Никандров, Н.Д. Российское образование: сотрудничество государства и Церкви [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 2011. – №2. – С.8-15.

6. Распоряжение «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Раздел 4 – Развитие образования.

7 Российское образование – 2010: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». / под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумина; Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008г. – 39, [1]с.

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации: «Болонский процесс: идеи, сущность, реализация», «Российское образование, его развитие».

2. Выставка литературы «Образование в меняющемся мире» (нормативно-правовые документы, научно-методические материалы, периодические издания).

3. Нормативно-правовые документы (Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года).

Практическая работа

Тема 1.3 Система дошкольного образования в России – 1ч.

План

1. История развития системы дошкольного образования в России. Основные тенденции и направления развития современной системы дошкольного образования. (теоретическое сообщение преподавателя).

2. Обсуждение структурно-логической схемы современной системы дошкольного образования.

3. Типы и виды дошкольных образовательных учреждений, их характеристика. Цели, задачи дошкольного образовательного учреждения.

4. Нормативная и материальная база деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы:

1. Конвенция «О правах ребенка» от 20.11.1989 (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 44/25).

2. Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области (отраслевая статистика за 2012 г.) [Текст] / под. ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2012.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10. 2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Развитие дошкольного образования в Челябинской области»

2. Нормативно-правовые и методические документы: Типовое положение о ДОУ, ФГТ.

Примеры заданий итогового контроля

1. Основными идеями болонского процесса являются:

а) дифференциация;

б) глобализация;

в) интеграция;

г).

национализация.

2 Универсальная общечеловеческая миссия образования состоит в:

а) укреплении интеллектуального, культурного, социального потенциала личности и общества в целом;

б)управляемости развитием личности и общества в целом;

в) создании условий для полноценного развития личности в соответствии с природными склонностями и возможностями;

г) целенаправленном формировании личности.

3 Процесс интернационализации образования стимулирует:

а) рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг;

б) разрушение общепринятых ценностей образования;

в) повышение качества образования;

г) разнообразные виды образовательного сотрудничества.

4. Выделите цели развития общеевропейского процесса в образовании:

а) построение европейской зоны образования как направления развития мобильности граждан;

б) обеспечение стандартизации образования;

в) реализация идеи глобализации образования;

г) изменение функций государства в области образования.

5. Что обусловливает объединение образования и религии в 21 веке?

а) необходимость в слиянии государства и церкви;

б) необходимость в социальной гармонизации и гражданском миротворчестве;

в) необходимость решения проблем нравственного воспитания граждан;

г) необходимость в передаче церкви права определять цели и задачи воспитания.

6. Образование это:

а) воспитание и обучение, направленные на развитие личности;

б) обучение подрастающего поколения;

в) целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний;

г) специально организованный в государстве процесс передачи и освоения ценностей культуры.

6. Основные компоненты системы образования:

а) дошкольное образование;

б) образовательные институты;

в) образовательные программы;

г) органы управления образования, их структура.

7. Нормативно правовые документы:

а) Закон об образовании;

б) Конвенция о правах ребенка;

в) Типовое положение о ДОУ;

г) ФГТ.

Терминологический минимум

Болонский процесс, воспитание, дошкольное образовательное учреждение интеграционные процессы в образовании, непрерывное образование, образование, обучение, образовательная система, образовательное пространство, образовательное учреждение, органы Европейского сообщества, система образования, типовое положение, федеральные государственные требования (ФГТ), ЮНЕСКО.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1. Мультимедийные презентации:

— «Болонский процесс: идеи, сущность, реализация»;

— «Российское образование, его развитие»;

— «Развитие дошкольного образования в Челябинской области».

2. Выставки литературы:

— нормативно-правовые документы;

— научно-методические материалы;

— периодические издания (журналы, газеты).

 

Модуль 2. Педагогическая деятельность

 

Кол-во часов на раздел (модуль) – 32 ч.

Учебные цели: Развивать осознание социальной значимости и ценностных характеристик своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности. Формировать: умения обосновывать собственное отношение к выбранной профессии на основе полученных знаний; основные способы профессионального самообразования и саморазвития. Способствовать овладению способами самостоятельной работы с педагогической литературой, публичного выступления и дискуссии на педагогические темы. Развивать способность к обобщению, анализу, педагогических фактов, ситуаций, явлений.

Лекция

Тема 2.1.Сущность педагогической деятельности, ее происхождение – 1ч.

План

1. Педагогическая деятельность в системе других видов деятельности. Значение педагогической деятельности для общества и человека.

2. Происхождение педагогической деятельности. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

3. Признаки профессиональной педагогической деятельности.

4. Ценностные характеристики педагогической деятельности

5. Общение как основа педагогической деятельности.

6 Специфика труда педагогических работников.

Список литературы:

1. Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева[Текст] / И.А. Бунин. – М.:, 1966.

2. Деркач, А.А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / ред.: А.А. Деркач; Рос. акад. гос. службы при президенте Р.Ф. – Изд.2-е, стер. – М.: РАГС, 2009. – 340с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2008. – 383с.

4. Кукушин, В.С. Ведение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: МарТ, 2010. – 255с.

5. Корчак, Я. Как любить ребенка [Текст] / Я.Корчак. – М., 1977.

6. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М., 1987.

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации: «Педагогическая деятельность», «Социально-профессиональные требования к педагогу».

2 Нормативно-правовые и методические документы.

Самостоятельная работа 30ч

2.1. Сущность педагогической деятельности Семейное воспитание и педагогическая деятельность.     Общая характеристика требований к педагогам 1. Подготовить письменное сообщение. Вопросы: -в чем особенности педагогической деятельности родителей. -от кого зависит успех воспитания в семье. -в каких случаях пед. деятельность родителей терпит неудачу. -подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли отца и матери в духовном становлении ребенка. -обоснуйте свое мнение о необходимости родителям пед. знаний. 2. На основе изученной литературы написать сочинение «Воспитатель, которому я доверяю своего ребенка». Честерфилд Ф. Письма к сыну. – М., 1978. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. – М.:, 1966. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М., 1987.   Корчак Я. Все начинается с учителя   Письменная работа     Сочине ние
2.2. Педагогическая деятельность как профессия Признаки профессиональной педагогической деятельности. Подготовить мультимедийную презентацию «Общая характеристика требований к педагогам, их социальная обусловленность». Введение в педагогическую деятельность, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000. 2. Деркач, А.А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / ред.: А.А. Деркач; Рос. акад. гос. службы при президенте Р.Ф. – Изд.2-е, стер. – М.: РАГС, 2009. – 340с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2008. – 383с 4. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова Веление в педагогическую деятельность [Текст] / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Академия, 2008. – 157с. 5. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М., 1998. Мультимедийная презентация
2.3. Общение как основа педагогической деятельности Коммуникативные качества. Стиль педагогического общения 1. На основе изученной литературы составить правила педагогического общения (заповеди).

2. Провести самодиагностику развития коммуникативных качеств по любой из методик, предложенных в учебном пособии А.С.Роботовой. 3. Составить план развития своих коммуникативных качеств в соответствии с развитием демократического стиля общения; 4. Выписать требования к искусству общения по А.А.Леонтьеву

Кан-Калик. Учителю о педагогическом общении. — М., 1983. 3. Петровский В.А. Учимся общаться с детьми. — М., 1993. 5. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. — Дубна, 1996. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М., 1983. Чистякова Н.Л. Психогимнастика. – М., 1993. Лабунская И.В. Невербальные средства общения. – М., 1989. Письменная работа
2.4. Педагогические работники Должностные инструкции педагогов ДОУ Самостоятельно изучить вопросы: 1. Понятие о педагогических работниках. Классификатор педагогических работников (теоретическое сообщение преподавателя).

2. Специфика труда педагогических работников. Нормативы и оплата труда педагогических работников (работа с нормативными документами).

3. Требования к уровню квалификации педагогов. Аттестация педагогических кадров как условие дифференциации оплаты их труда. Льготы, предоставляемые педагогическим работникам (работа с нормативными документами).

4. Анализ должностных инструкций воспитателей, методиста, заведующего и других педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Базовые локальные акты дошкольного образовательного учреждения: Сборник документов и материалов / Авт. – сост.: Т.А.Данилина, Зедгенидзе и др. – М.: АРКТИ, 2005. 2. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2003. 3. Маневцова Л.М. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004. 5. Трудовой кодекс РФ. Конспект
2.5. Профессиональная компетентность Взаимосвязь понятий пед. компетентности, пед. мастерства, пед. культуры 1. Сравнить высказывания различных авторов о пед. мастерстве. Какое произвело большее впечатление? 2. Провести самообследование по анкете «Профессия — педагог» 3. Написать эссе «Один день воспитателя в ДОУ», отразив как можно большее число функций, которые он должен выполнять Маркова А.Н. Психология профессионализма. – М., 1999. Высказывания педагогов о пед. мастерстве (подготовленный материал).

Анкета «Профессия — -педагог»

Письмен ная работа

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Что является содержанием педагогической деятельности? Почему?

2. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.

3. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?

4. В чем может заключаться, по Вашему мнению, педагогический дар врача?

5. Может ли тренер, лишенный педагогического дара вырастить хорошего спортсмена?

6. В чем, по Вашему мнению, заключается педагогическое влияние писателя на людей?

7. Как менялось отношение к детству на протяжении истории?

8. Почему гуманистическая парадигма образования определилась в конце XX века?

9 В чем особенности педагогической деятельности родителей.

10. От кого зависит успех воспитания в семье.

11. В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу.

12. Подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли отца и матери в духовном становлении ребенка.

13. Обоснуйте свое мнение о необходимости родителям педагогических знаний.

14. Какие признаки могут быть положены в основу разных классификаций профессий?

15. К какому типу профессий относится профессия «педагог»?

16. Какие противоречия, существующие в профессии педагога, Вам удалось выявить?

17. Какие функции выполняет педагог в дошкольном образовательном учреждении?

18. Какие профессионально-значимые качества личности воспитателя Вы можете назвать?

19. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим.

20.Что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю?

21. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.

22. Как, по вашему мнению, можно развивать свои коммуникативные способности и умения?

23. Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?

24. Выпишите требования к искусству общения.

25. Проанализируйте свое устное выступление на занятии и ответьте на вопросы: Как вас слушали товарищи? Почему? Достаточно ли громко вы говорили? Вас не переспрашивали? Насколько эмоционально вы говорили? Пользовались ли Вы жестами, мимикой? Как вы это докажете? Пользовались ли вы записями? Чувствовали ли вы моменты, когда внимание аудитории падало? Почему это происходило? А когда вас слушали особенно внимательно? Чем отличается письменная речь от устной? Как, по вашему мнению, надо готовиться к устному выступлению?

26. Составьте план развития своих коммуникативных качеств в соответствии с развитием демократического стиля общения.

27. Что такое профессиограмма?

28. Что представляет собой профессиографический метод изучения профессии?

29. Что следует понимать под компетентностью? Под педагогической компетентностью?

30. Какова структура профессиональной компетентности педагога?

31. Что такое педагогическая техника?

41. Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога?

Примеры заданий итогового контроля. 1. Ценностные характеристики педагогической деятельности связаны с:

1. Ценностные характеристики педагогической деятельности связаны с:

а) пониманием детства как периодом подготовки к будущей жизни;

б) пониманием детства как самоценного и сущностного периода развития человека;

в) гуманитарной культурой педагога;

г) выполнением необходимых функций по воспитанию и обучению детей.

2. Необходимая мотивация педагогической деятельности включает:

а) отношение к детству как ценности;

б) отношение к педагогической деятельности как миссии по передаче знаний;

в) потребность в общении с детьми;

г) интерес к педагогическим знаниям.

3. Особенности педагогической деятельности родителей:

а) это профессиональный вид деятельности;

б) результаты семейного воспитания не зависят от отношений между родителями и детьми;

в) духовная близость – необходимое условие педагогической деятельности родителей;

г) роль в воспитании родителей больше чем роль учителя.

4. Кто является автором труда «Материнская школа»?

а) Дж.Локк; б) Я.А.Коменский;

в) В.А.Сухомлинский;г) А.С.Макаренко.

5. Коммуникативные способности – это:

а) процесс развития задатков к общению;

б) устойчивая характеристика личности, обеспечивающая успех в деятельности;

в) свойство личности, обеспечивающее эффективность взаимодействия;

г) готовность к общению.

6. Под педагогической компетентностью следует понимать:

а) личные возможности педагога выполнять педагогическую деятельность благодаря наличию знаний и умений;

б) готовность к выполнению деятельности;

в) знания, умения и навыки;

г) способность к достижению результата.

7. Взаимосвязь профессиональной компетентности и компетенций:

а) компетенция это способ проявления компетентности;

б) компетентность включает в себя компетенции;

в) компетенция влияет на компетентность;

г) компетентность это результат усвоения компетенций.

Терминологический минимум

Аттестация педагогических кадров, детство, должностные инструкции, квалификация, компетентность, компетенция, коммуникативные способности, мотивация педагогической деятельности, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая культура, педагогическая направленность, профессионально-педагогическая пригодность, педагогическая техника, профессиограмма, профессиографический метод, профессия, семейное воспитание, специальность, стиль общения, ценностные характеристики

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1. Мультимедийные презентации:

— «Педагогическая деятельность»;

— «Социально-профессиональные требования к педагогу»;

— «Язык жестов».

2.Литература:

— нормативно-правовые документы; научно-методические материалы.

Модуль 3 Педагогическая культура

Кол-во часов на раздел (модуль) – 23ч.

Учебные цели: Формировать представления о культуре как условии профессионализма педагога и педагоге как носителю культуры, о этике и эстетике педагогического труда. Формировать мотивацию развития собственной культуры, интерес к педагогическому опыту выдающихся педагогов. Способствовать овладению способами самостоятельной работы с педагогической литературой, публичного выступления и дискуссии на педагогические темы,

Лабораторная работа

Тема3.2.Этика и эстетика педагогического труда – 1 ч.

План

1. Педагогическая этика. Этика и гуманная педагогика.

2 Обсуждение этического кодекса взаимоотношений между педагогами.

3. Взаимосвязь этики и эстетики. Решение задач воспитания средствами эстетики (сообщения студентов).

4. Использование произведений искусства и эстетических аспектов учебного материала в педагогическом процессе (составление таблицы).

Список литературы:

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М., 1996.

2. Венедиктова, В.Т. О деловой этике и этикете[Текст] / В.Т. Венедиктова. – М.: ЮНИТИ, 1994.

Попков, В.А. Эстетическое содержание труда [Текст] / В.А. Попков, Д.П. Цепищев. – М.: Мысль, 1998. – 176с.

3. Протанская, Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие [Текст] / Е.С Протанская – СПб.: Алеттейя, 2003.

4. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. – М., 1998.

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации: «Культура педагогической деятельности», «Эстетика условий обучения и воспитания», «Требования к моральному облику педагога».

Самостоятельная работа 22ч.

3.1. Культура как условие профессионализма педагога Культура управленческого труда.   1. Самостоятельно изучить вопрос «Культура управленческого труда».   Бенин В.Л. Педагогическая культура: Социологический анализ. — Уфа, 1997. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов н/Д, 1995. Венедиктова В.Т. О деловой этике и этикете. – М.: ЮНИТИ. 1994. Гессен С.И. Педагогика. — М., 1990.05. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие. – СПб.: Алеттейя, 2003. Письмен ная работа
3.1 Культура как условие профессионализма педагога Кодекс взаимоотношений 2. На основе изученной литературы составить кодекс поведения руководителя.   Венедиктова В.Т. О деловой этике и этикете. – М.: ЮНИТИ. 1994. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие. – СПб.: Алеттейя, 2003. Письмен ная работа
3.2 Этика и эстетика педагогического труда Этика делового взаимодействия Самостоятельно изучить вопрос «этика делового взаимодействия» 2. Составить этический кодекс взаимоотношений между педагогами.   Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.,2002. Венедиктова В.Т. О деловой этике и этикете. – М.: ЮНИТИ. 1994. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии.-М.,1994. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие. – СПб.: Алеттейя,2003. Выступление на семинаре
3.3. Педагогическая публицистика Произведения художественной литературы и педагогического опыта 1. Прочитать произведения: А.С.Макаренко «Педагогическая поэма»; В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»; Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети» и «Размышления о гуманной педагогике». 2. Составить Библиографический спаисок Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1993. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2002. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 1979. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1983.   Конспект

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Раскройте сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры.

2. В чем состоит особая роль педагогической культуры?

3. В чем состоит особая роль педагогической этики?

4. Назовите ценностные характеристики педагогической деятельности.

5. Какие условия формирования педагогической культуры являются наиболее важными? Почему?

6. Почему необходим этический кодекс взаимоотношений между педагогами и кодекс поведения руководителя?

7. Что такое педагогический такт, почему он включает субъективный компонент?

8. Подберите примеры иллюстрирующие проявление или непроявление такта педагога.

9. Почему педагогический опыт А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили описанный в художественной форме оказывает сильное воздействие на профессиональный имидж?

10. Прочитать произведения: А.С.Макаренко «Педагогическая поэма»; В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»; Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети» и «Размышления о гуманной педагогике».

11. Составить структурно-логическую схему вопроса «Культура управленческого труда».

Примеры заданий итогового контроля

Компоненты педагогической культуры:

а) общая культура;

б) научная эрудиция;

в) ценностные ориентации;

г) педагогическое мастерство.

14 Признаки профессионально-педагогической пригодности:

а) профессиональные способности;

б) профессиональные умения;

в) профессиональные знания;

г) профессионально-значимые качества.

15 Гуманистическая природа педагогической деятельности проявляется в:

а) соблюдении прав и свобод ребенка;

б) опеке и контроле за его поведением и деятельностью;

в) предоставлении самостоятельности ребенку в максимально возможной степени;

г) контроле за выполнением моральных норм.

16 Педагогическая этика регулирует:

а) права и обязанности педагога;

б) взаимоотношения между участниками образовательного процесса;

в) функции педагога ДОУ;

г) методические аспекты деятельности педагога.

 

Терминологический минимум

Гуманная педагогика, искусство и артистизм общения, культура управленческого труда, методические издания, моральный облик педагога, научная эрудиция, нравственное развитие, общая культура педагога, педагогическая публицистика, педагогического опыта педагогическая этика, педагогическая эстетика, педагогический такт, ценностные ориентации, этические качества.

Самостоятельная работа 19ч.

4.1 Профессионализм и саморазвитие личности педагога Понятие о профессиональном становлении и профессиональном развитии педагога.   Самостоятельно рассмотреть вопросы: Условия саморазвития педагога в профессиональной деятельности. 3. Профессиональное педагогическое самосознание и условия его формирования. 4. Личностное и статусное профессиональное становление. 5. Негативные факторы профессионального становления педагога.   Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании». Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2008. – 383с. 3екст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.   Конспект
4.2. Профессиональное обучение и совершенствование Статусное и личностное профессиональное становление. 1. Сделать сравнительную характеристику статусного и личностного профессионального становления.   Государственный образовательный стандарт ВПО, направление 540600 – Педагогика Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 3. А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М.Максимцева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. Типовое положение о учреждении высшего профессионального образования   Письменная работа
4.2. Профессиональное обучение и совершенствование Самообразование педагога 2. Выписать источники самообразования при обучении в вузе, определить их иерархию. 4. Выписать умения, которых не хватает для успешного обучения в вузе.   . Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога 43 Т Введение в педагогическую деятельность, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000. 2. Деркач, А.А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / ред.: А.А. Деркач; Рос. акад. гос. службы при президенте Р.Ф. – Изд.2-е, стер. – М.: РАГС, 2009. – 340с.   План самообразования
4.3Карьера педагога Условия становления карьеры педагога. 1. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж. 2. Составить модель развития собственного профессионального имиджа. 3. Что необходимо для создания профессионального имиджа. 4. Составьте вариант плана собственной возможной профессиональной карьеры в качестве руководителя ДОУ. Арсеньев Управление персоналом. Модели управления: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. Малинин Е.Д.Философия жизненного успеха. – М., 1999. Менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. М.М.Максимцева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.,1995. Соломенчук В.Г. Интернет: Поиск работы, учеба, гранты. – СПб., 2000.   Письменная работа   Выступление на семинаре

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. В чем разница понятий «Профессиональное становление» и «Профессиональное развитие»?

2. Сделать сравнительную характеристику статусного и личностного профессионального становления.

3. Раскрыть негативные факторы, влияющие на профессиональное развитие.

4. Когда начинает складываться профессионализм? Чем он определяется?

5. В чем проявляется специфика профессионального педагогического сознания?

6. Почему в контексте профессионального развития актуально говорить о самообразовании, саморегуляции, саморазвитии, самопознании?

7. Какие факторы влияют на профессионально- образовательную траекторию развития?

8. Что служит определяющим в профессиональном становлении: талант, случай, или способность к самосозиданию?

9. Составить структурно-логическую схему системы профессионального обучения педагогов.

10. В чем специфика обучения в педагогическом вузе?

11. Чем была вызвана необходимость создания Государственного образовательного стандарта?

12. Какова структура Государственного образовательного стандарта?

13. Каковы ваши отношения с преподавателями и однокурсниками?

14. В чем специфика послевузовского образования?

15. Выписать источники самообразования при обучении в вузе, определить их иерархию.

16. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж;

17. Составьте модель развития собственного профессионального имиджа;

18. Что необходимо для создания профессионального имиджа.

19. Составьте вариант плана собственной возможной профессиональной карьеры в качестве руководителя ДОУ.

20. Характеристика источников самообразования студентов: книги, печать, СМИ; исследовательская деятельность; обучение на курсах; педагогическая работа; окружающая действительность и др.

21. Назовите формы обучения в вузе (сообщения студентов).

22. Проведите анализ отношений с преподавателями и с однокурсниками.

 

Примеры заданий итогового контроля. 1. Профессиональное развитие – это:

1. Профессиональное развитие – это:

а) процесс развития профессионального самосознания педагога;

б) процесс совершенствования профессионального мастерства педагогов;

в) овладение методическими знаниями;

г) любые изменение профессиональных качеств педагога.

2. Что включает профессиональное самосознание педагога:

а) представления о методиках работы с детьми;

б) направленность на ребенка, на содержание профессиональной деятельности, на себя в профессии;

в) отношение к своей профессиональной деятельности;

г) любовь к детям.

3. Что включает в себя Государственный образовательный стандарт?

а) требования к содержанию образования, результату освоения программы и условиям ее реализации;

б) требования к личностным характеристикам обучаемых;

в) требования к знаниям, умениям и навыкам;

г) требования к характерологическим особенностям личности.

4. Карьера педагога – это:

а) активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа профессиональной деятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной и профессиональной жизни;

б) общая последовательность этапов его развития в сфере педагогического и управленческого труда;

в) возможность преодолевать препятствия на пути к цели;

г) возможность быть первым в профессиональном сообществе.

5. Профессиональный имидж педагога вырабатывается при условии:

а) становления карьеры педагога;

б) осмысления требований со стороны общества к педагогу;

в) желания демонстрировать свои профессиональные возможности;

г) желания выглядеть значимо перед другими участниками образования.

Терминологический минимум

Государственный образовательный стандарт, источники самообразования, карьера педагога, кратковременная карьера, кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности, непрерывное педагогическое образование, линейная карьера, педагогическое самосознание, профессионализм, профессиональное образование, профессиональное становление, профессиональное развитие, профессиональное становление, профессиональный имидж, самообразование, саморазвитие, самоопределение, самоорганизация, самопознание, статусное и личностное профессиональное становление, стабильная карьера, спиральная карьера, платообразная карьера, снижающаяся карьера

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1. Мультимедийные презентации:

— «Профессиональное становление педагога»;

— «Карьера».

2. ФГОС СПО и ВПО.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Вопросы к экзамену

1. Характеристика педагогической деятельности, ее особенности.

2. История становления образовательных учреждений для подготовки педагогов.

3. Семейное воспитание и педагогическая деятельность.

4. Общая характеристика требований к педагогам, их социальная обусловленность.

5. Педагогическая направленность, ее признаки.

6. Элементы педагогической деятельности в различных видах профессиональной деятельности: врача, художника, тренера, ученого и т.д.

7. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

8. Нравственная мотивация педагогической деятельности.

9. Специфика труда педагогических работников.

10. Должностные инструкции воспитателей и других специалистов ДОУ.

11. Понятие о профессии, специальности и квалификации.

12. Проблемы профессии педагога.

13. Профессиографический подход к изучению личности и деятельности педагога.

14. Понятие о профессиограмме. Виды профессиограмм.

15. Понятие о профессиональной компетентности.

16. Взаимосвязь понятий «педагогическая компетентность» и педагогическая культура».

17. Методы изучения профессиональной компетентности.

18. Понятие об общении.

19. Характеристика педагогического общения.

20. Средства общения. Роль невербальных средств.

21. Техника педагогического общения.

22. Характеристика гуманистической модели педагогического общения.

23. Педагог как носитель культуры.

24. Моральный облик педагога.

25. Условия формирования педагогической культуры.

26. Компоненты педагогической культуры.

27. Научная эрудиция педагога и познавательные умения.

28. Ценностные ориентации педагога.

29. Педагогическая этика как наука.

30. Любовь к детям как этическая норма.

31. Оценка воспитателя старшими и младшими дошкольниками.

32. Педагогический такт.

33. Взаимосвязь педагогической этики и педагогической эстетики.

34. Этический кодекс взаимоотношений между педагогами.

35. Профессиональное становление и профессиональное развитие педагога.

36. Принципы и этапы профессионального развития педагога.

37. Статусное и личностное профессиональное становление.

38. Взаимосвязь понятий «самообразование», «саморазвитие», «самоопределение», «самоорганизация».

39. Условия саморазвития педагога в профессиональной деятельности.

40. Негативные факторы профессионального становления.

41. История становления профессионального обучения педагогов в Западной Европе и России.

42. Система педагогического образования в современной России.

43. Государственные образовательные стандарты.

44. Непрерывное педагогическое образования. Уровни профессионального образования.

45. Карьера педагога как последовательность этапов его развития в сфере педагогического труда. Виды карьеры.

46. Профессиональный имидж.

47. Система дошкольного образования в России.

48. Типы и виды образовательных учреждений. Классификация видов дошкольных образовательных учреждений.

Терминологический минимум

Модуль1. Образование в России

Болонский процесс, воспитание, дошкольное образовательное учреждение интеграционные процессы в образовании, непрерывное образование, образование, обучение, образовательная система, образовательное пространство, образовательное учреждение, органы Европейского сообщества, система образования, типовое положение, федеральные государственные требования (ФГТ), ЮНЕСКО.

Модуль 2. Педагогическая деятельность

Аттестация педагогических кадров, детство, должностные инструкции, квалификация, компетентность, компетенция, коммуникативные способности, мотивация педагогической деятельности, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая культура, педагогическая направленность, профессионально-педагогическая пригодность, педагогическая техника, профессиограмма, профессиографический метод, профессия, семейное воспитание, специальность, стиль общения, ценностные характеристики

Модуль 3. Педагогическая культура

Гуманная педагогика, искусство и артистизм общения, культура управленческого труда, методические издания, моральный облик педагога, научная эрудиция, нравственное развитие, общая культура педагога, педагогическая публицистика, педагогического опыта педагогическая этика, педагогическая эстетика, педагогический такт, ценностные ориентации, этические качества.

Модуль 4. Профессиональное становление педагога.

Государственный образовательный стандарт, источники самообразования, карьера педагога, кратковременная карьера, кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности, непрерывное педагогическое образование, линейная карьера, педагогическое самосознание, профессионализм, профессиональное образование, профессиональное становление, профессиональное развитие, профессиональное становление, профессиональный имидж, самообразование, саморазвитие, самоопределение, самоорганизация, самопознание, статусное и личностное профессиональное становление, стабильная карьера, спиральная карьера, платообразная карьера, снижающаяся карьера.