Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Районное управление образованием Администрации Муниципального образования Мостовский район Краснодарского края

Тема: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность»

Автор опыта Воспитатель МДОУЦРР — детского сада№1 «Берёзка» Педагогический стаж -6 лет Ляшенко Ирина Викторовна

П. Мостовской

2010год.

Содержание

Информационная карта передового педагогического опыта

Актуальность опыта

Целостное описание опыта

Результативность опыта

Рецензия на опыт работы

Библиографический список

Приложение к опыту

Информационная карта передового педагогического опыта

1.Ф.И.О.автора: Ляшенко Ирина Викторовна

2.Город (район): Мостовский район, посёлок Мостовской.

3. Образовательное учреждение: МДОУ ЦРР — детский сад №1 « Берёзка».

4.Занимаемая должность: Воспитатель

5.Педагогический стаж и квалификационная категория: воспитатель первой квалификационной категории, педагогический стаж 6 лет.

6.Тема педагогического опыта: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность».

7. Уровень опыта по степени новизны: на основе программы « Детство» усовершенствовала способы развития сенсорного воспитания, используя дидактические игры; разработала дидактические игры и упражнения, подвижные игры; разработала перспективное планирование для развития сенсорного воспитание детей через игровую деятельность; рассчитана для детей 2-3 лет.

8. Цель педагогического опыта: обогащение словарного запаса детей; развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств, представлений.

9.Краткое описание опыта — Основное противоречие, недостаточно методической литературы по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста. — Основные компоненты системы работы: накопление представлений о цвете, форме, величине предметов; разучивание дидактических игр; формирование первичных представлений об окружающем мире. — Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте: Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Для обогащения сенсорного опыта детей используются дидактические игры, художественное слово, театрализованные игры, музыкальное воспитание, конструированная деятельность, изобразительная деятельность. — Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: награждение медалями, угощение от персонажей участвующих в занятии.

7 стр., 3084 слов

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников

... деятельности. Одной из важнейших задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны — это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта ... игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры- ...

— Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру; систематизация дидактических игр в планировании; индивидуально дифференцированный подход; формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие. — Необходимые ограничения и запреты: недопустимо ставить ребёнка в ситуацию неуспеха, невозможности достичь желаемого результата, принудительное обучение бесполезно и даже вредно; доброжелательная помощь (а не подсказка взрослых); весь дидактический материал должен находиться на уровне глаз ребёнка; — Результативностью работы являются повышение уровня развития сенсорного воспитания детей, формирование положительно — эмоционального настроя, умение общаться со сверстниками и взрослыми, различать основные геометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра. — Преимущество этого опыта заключается в том, что развитие ребёнка построено на том, что заложено в нём природой.

10.Эффективность опыта: развитие сенсорного воспитания развивает детей в различных сферах деятельности: музыкальной, познавательной, театральной, изобразительной. Дети видят через образы, краски, звуки. В результате повысился уровень сенсорного развития дошкольников.

11.Экспертное заключение опыта: данный опыт работы рассмотрен и одобрен на педагогическом совете от 25мая 2010.

12.Кто и когда изучал: На заседании педагогического совета.

13.Выводы рекомендации: продолжить использование опыта работы с детьми во всех возрастных группах ДОУ. 14.Членами педагогического совета одобрено предложение о внесении опыта Ляшенко И.В. в районный банк данных.

Актуальность опыта

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. сенсорная культура, обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Сенсорной (чувствующей) называется система, направленная на восприятие окружающего мира. Ранний этап развития ребёнка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учётом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций А.В.Запорожец, А.П.Усова. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщёнными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности).

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

... предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. 3. Деятельность ... навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения. По механизму ... Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет ...

На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В.Н.Аванесова, Л.А. Венгер А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков, Н.П.Сакулина и др.) Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор ... проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способст­вуют установлению ...

— упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

— развивает наблюдательность.

— является основой для развития воображения.

— развивает внимание.

— позитивно влияет на эстетическое чувство.

— даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности.

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Для того чтобы ребёнок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко всем более сложным формам восприятие.

Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребёнок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребёнка носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета ещё не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленён, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) показывают, что, прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Именно с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путём обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная, с трёх лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Видными представителями дошкольной педагогики Я.Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П. Саккулиной, Л.А.Венгеров,

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

Тема: Развитие, воспитание, социализация личности Задачи и ситуации Для ответов используйте вспомогательный материал в папке. 1) Вы решили организовать службу помощи родителям для детей от 18 месяцев до 18 лет. В своих рекламных объявлениях вы выражаете намерение развивать у детей интеллектуальные способности. Приведите примеры видов деятельности, эффективно влияющих на развитие детей различных ...

Н.Н. Поддъяковым) и на основе современных дидактических принципов. В раннем возрасте ведущей деятельностью является игра. Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребёнок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучают растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых.

6 стр., 2825 слов

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту ...

Отличительная особенность опыта:

В играх по сенсорному воспитанию выделялось два этапа:

1.Усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;

2.Усвоение ролевого поведения;

· Использование игр с правилами — подвижные, дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки.

· Стремление детей самим исследовать окружение с помощью анализаторов по принципу « Что вижу, то исследую».

· Использование исследовательской деятельности в разных видах деятельности (ИЗО, лепке, конструированию).

· Использование в работе игр, которые способствуют развитию восприятия и мышления, а так же формированию умения группировать по определённому соответствию в цвете, форме, величине.

Целостное описание опыта

Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, Фантазии, творчества.

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. (Янушко Е.А.).

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, в положении в пространстве. Сенсорное развитие, — направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени, зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее сенсорное развитие с одной стороны, имеет самостоятельное значение так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе и для многих видов труда. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: — развивает наблюдательность; — готовит к реальной жизни; — позитивно влияет на эстетическое чувство; — является основой для развития воображения; — развивает внимание; — даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; — влияет на развитие словарного запаса ребёнка; Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов института дошкольного воспитания — А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиным. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов выработанных обществом и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы, — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), в области цвета — семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Усвоить сенсорный эталон- это вовсе не значит научиться правильно, называть, то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

4 стр., 1753 слов

Предмет психологии развития

Введение в психологию развития Предмет психологии развития. Задачи и проблемы психологии развития. Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие. Методы исследования психического развития человека. № 1. Предмет психологии развития Психология развития – одна из отраслей психологической науки; она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, ...

Необходимо точно и полно воспринимать свойства предметов, ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребёнка. Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности — рисовании, лепке, конструировании, а для слухового восприятия — в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: обдуманный подбор игрушек, подбор дидактических игр. В процессе умственного развития детей раннего возраста осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодиффенцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Ребёнок в жизни сталкивается многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь, то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Поэтому педагоги — исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду. Таким образом, основная задача ознакомления детей со свойствами предметов: — обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнок надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств — зрение, слух, обоняние, осязание. Информация анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же врем умение анализировать признаки каждого предмета — вес, цвет, запах, вкус, позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых, успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности. Советский педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлечёнными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по её мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. В раннем детстве ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспеченно путём ознакомления ребёнка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, и чёрный), пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребёнка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование чётких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький).

В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети ещё не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идёт посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей усвоенными эталонами. Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщённым способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать запоминания названий отдельных цветов, форм. Принципы системы сенсорного воспитания требуют также усвоения детьми» сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения « сигнального значения», при котором изменение цвета, формы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски. Например, уже на третьем году жизни детей можно научит наносить цветовые пятна, передающие специфику определённых предметов и явлений («огоньки», « следы на дорожке», и т.д.) вполне возможно использовать цветную мозаику. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, это внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам. Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях. На протяжении дошкольного детства полезно играть с детьми в игры. Значительная часть игр — посвящена актуальному для дошкольного возраста сенсорному воспитанию. Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не выделяет и не осознаёт отличительные качества окружающих предметов. Предлагаемые игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребёнок учится различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования. Помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествами обозначать соответствующим словам. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка — познавательных, эстетических, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. В играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Задача « быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребёнка. Для того чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания — целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами. Память — необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие взрослые считают. Что хорошая или плохая память дана ребёнку от рождения. Но это вовсе не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности с взрослыми. ( Приложение№6) В играх на развитие мышления и речи специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребёнку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Игры настоящего раздела нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве. Развитие речи ребёнка идёт по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции. И расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. ( Приложение№7)

В играх на развивающие целенаправленное восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Эти игры содержат два типа обучающих задач: — Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов; — Задачи на правильное называние цветов. ( Приложение №8) Для реализации данных принципов я разработала дидактические игры для сенсорного развития детей. ( Приложение№9) Для развития зрительного восприятия я использую мозаики, рамки- вкладыши. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагаю детям дидактические игры на закрепление цвета: « Собери бусы», « Разноцветные колечки», « Цветное лото», « Собери капельки» ,«Волшебный клубочек». Дидактическая игра №1 « Волшебный клубочек» — намотать на шар весь шнурок до конца так, чтобы он с него не соскочил. Можно играть парами, победит тот, кто быстрее справиться с задачей. Дидактическая игра №2 « Собери капельки» — дети должны были разложить капельки по цвету в стаканчики такого же цвета, проговаривая всё вслух. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета. Постоянно использовала разнообразный дидактический материал. Но все, же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания. « Помоги козляткам спрятаться от волка» — цель, которой научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок — домиков из красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставила задачу: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилось малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку. Спешили закрыть окошечко козлёночка от волка. Для других детей задания в дидактических играх усложняла. Некоторые дети легко справлялись с такой игрой, как «сыр и мыши» — где нужно подобрать по цвету хвостики мышек и тарелочку ( мышка с зелёным хвостиком , кушает сыр на зелёной тарелочке.).

Детям интересно играть в подвижные игры. ( Приложение №10) « Найти домик зайчика ». — Провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик зайчика. Если и ошибались, то другие старались сразу же исправить, подсказать, воспитатель ставит так вопрос, чтобы ребёнок мог сам догадаться. Игра всегда проходит с хорошей активностью и эмоциональным подъёмом. Интересные задания выполняли с детьми на мини — фланелеграфе. Побуждала детей к действиям с различными фигурами — « выложить дорожку — ниточку», «шнурочек по которой пройдёт матрёшка в красном сарафане. Фигуры раскладываю, поясняя свои действия: « сделай дорожку из фигур, делаю дорожку и комментирую, что вот получилась, какая прямая, длинная, зелёного цвета дорожка. По ней пройдёт сейчас матрешка, и показываю, как идёт матрёшка. Игры привлекают детей. — Возьми матрёшку, и покажи, как она пойдёт по дорожке зелёного цвета. Цель этой игры — Закреплять знания о цвете, величин предметов. — « Большая и маленькая собачка»; — « Одень кукол- куклы разного размера и соответственная одежда для них»; — « Соберём грибы — большие, маленькие»; — « Накормим мишек кашей — медведи и посуда разного размера»; — « Собери пирамидку»; — « Построй башенку». При уборке строительного материала привлекала детей тоже через игру. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету. Мною были подобраны игры с предметами. Показывая, парные предметы отличающиеся друг от друга по величине, я давала следующие задания детям: — « Где большой мячик?» — « Где маленький мячик?» — « Принеси мне большого мишку?» — «Принеси мне маленького мишку?» — « Одень маленькую куклу?». Работая над развитием осязательных ощущений детей, я ставила перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Так же, я старалась подбирать игры, цель которых — открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном в этих играх дети учатся различать « звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра « Кто, что услышит?» Ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке. Задача детей была — отгадать, каким предметом был произведён звук. Игра « Узнай по звуку предмет?»

Для этой игры использовала различные игрушки и предметы, которыми можно производить звуки (книжка, ложка).

Дети сидели спиной, а я за ширмой производила шум и звуки различными предметами.

Задача детей была — догадаться, чем был произведён звук.

Игра « Тихо — громко»

Задача детей:

— Развивать умение менять силу голоса, говорить, то тихо, то громко.

Для этого подбирала игрушки разных размеров — большую и маленькую собачку, кошечку, игрушки, звук которых можно имитировать. Показывала детям двух собачек и говорила:

— Бежит большая собачка, громко лает ав-ав!

И тут же активизировал речь детей, и спрашивала, как громко лает собачка.

дети громко произносили лай собачки.

— А маленькая собачка лает тихо?

Дети произносят: тихо лай

Потом убирала собачек и говорит быть внимательными.

Если собачка побежит по дорожке большая, вы должны вспомнить, как лает большая собачка

( громко), а если маленькая, (тихо).

В своей работе, я пришла к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов — взаимодействие с родителями. Работая с родителями, провожу консультации по теме: « Развитие тактильной памяти на основе игр, используемых на занятиях». Им очень нравится участвовать в предложенных играх. Используемые мною на занятиях с детьми дидактические, подвижные игры я предлагала родителям в виде памяток — рекомендаций для закрепления дома. Использую разнообразные формы обобщённые темой: консультации, родительские собрания, анкетирования, видеоматериал, фотоматериал, информацию в родительских уголках. А как результат работы — активное участие родителей в изготовление игр и игровых пособий для детей. ( Приложения№2)

Обязанность любящих родителей приложить максимум усилий для того, чтобы сенсорное развитие ребёнка было полноценным. Что для этого нужно?

Основная задача — предоставить малышу самые разные предметы для исследования.

Для маленьких детей подойдут: яркие погремушки разнообразной формы, разноцветные кольца и шарики. После года задачи сенсорного развития усложняются. Дети постепенно начинают различать цвет, форму, и величину предметов. На данном этапе игрушки для сенсорного развития незаменимы. Красочные пирамидки помогут освоить ребёнку форму предметов, разноцветные карточки облегчат усвоение цветов, а разнообразные кубики и мячики помогут сориентироваться в мире объёмных фигур.

По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своём психическом развитии. У них уже сформировались такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, предметное восприятие, значительно активизировалась активная речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения с взрослыми в различных ситуациях, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира. Они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга (в случае ознакомления с формой); прикладывания их друг другу с уравниванием по одной линии (при знакомстве с величиной); и, наконец, прикладывание вплотную (при распознавании цвета).

Они познали свойства окружающего предметного мира (твёрдый — мягкий, лёгкий — тяжёлый, гладкий — шершавый).

( Приложение №4) Игра является универсальным способом сенсорного развития младших дошкольников, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процесс физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.

умственный сенсорный развитие ребенок

Рецензия

Воспитатель Ляшенко Ирина Викторовна в течение 5 лет работала над проблемой « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». Рассматривание данной проблемы было направлено на реализацию следующих направления работы воспитателя: — решения в ходе занятий по сенсорному развитию младших дошкольников не только задач по формированию основных мыслительных операций (интеллектуальное развитие), но достижение целей по физическому, нравственному воспитанию, используя такой ведущий вид деятельности дошкольников, как игру; — создания условий для соблюдения при этом основных дидактических принципов (доступность, наглядность, целесообразность, систематичность, преемственность, научность); — формирование единого воспитательного пространства « детский сад-семья» путём привлечения к сотрудничеству родителей воспитанников. Результатом теоретических исследований и практической деятельности явилось обобщение опыта работы педагога по теме: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». Материал по обобщению опыта представлен как в виде теоретического обоснования, так и подборкой авторского практического материала. Теоретическая часть изложена последовательно: рассматривается актуальность данного материала и его практическая значимость. Выводы, сделанные педагогом, имеют под собой не только практическую, но и теоретическую базу. Ляшенко Ирина Викторовна взяла за основу идеи таких выдающихся педагогов и психологов, как Я.А. Каменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, Е.И.Тихеева и др., методические рекомендации Н.П. Сакулиной. Воспитатель в своей деятельности руководствуется требованиями программы «Детство». Субъективная оценка педагогом результатов своих наблюдений находит отражение в объективных научных данных вышеназванных авторов. Ляшенко И.В. описаны все этапы работы по проблеме не только с точки зрения теории, но и с позиций практики дошкольной педагогики. Определяя программные задачи, педагог сразу же приводит схему их решения путём использования различных видов игр на занятиях, с учётом возрастных особенностей (в описании опыта изложены основные задачи для младшего дошкольного возраста).

Завершает теоретическую часть представленной работы краткое рассмотрение особенностей и ожидаемые результаты педагогической деятельности по теме опыта. Таким образом, наряду с актуальностью, автором освещён и вопрос новизны представленных теоретических идей и методических разработок. К ним относятся: подборка оригинальных игр на развитие внимания, мышления, цветовосприятия; подборка игровых упражнений с предметами для формирования представлений об объёмных фигурах. Автором освещён вопрос создания единого развивающего, воспитательного пространства для дошкольников на основе развивающих игр при участии не только педагога, детей, но и родителей воспитанников. Несомненно, можно отнести к разряду методических находок представленные авторские разработки консультаций для родителей по вопросу преемственности в решении задач сенсорного развития ребёнка, сценарии родительских собраний. Творческое сочетание традиционных игровых материалов с оригинальным сюжетом игры — ещё один практически значимый элемент данного опыта. На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в предложенной работе воспитателя Ляшенко Ирины Викторовны соблюдены все основополагающие педагогические принципы: научность, системность, целесообразность, практическая значимость и т.п. Таким образом, представленный материал по обобщению опыта можно считать новаторским, имеющим практическую значимость и являющимся актуальным в свете решения современных воспитательно-образовательных задач и обеспечения преемственности в деятельности дошкольного учреждения и семьи по сенсорному развитию младших дошкольников.

Старший воспитатель _____________ Ж.А. Тупичкина

Библиографический список

1.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания.— В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

2. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.

4.Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакции у детей, М., 1977. 5. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1974.

6. Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.— В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.

7. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М.

8. Э.Г.Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

9. Богуславская З.М. , Смирнова Е.О. « развивающие игры для детей младшего возраста».

10.Венгер Л.А. « дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

11.Жукова О.Г. « Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста».

12.Алямовская В.Г. «Ясли — это серьёзно».

13. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. « Развитие игровой деятельности».

14. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе.

15.Чеплашкина И.Н.«Математика — это интересно 2-3 лет». 16. Янушко Е.А. « Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года». 17. Автор- составитель Т.П. Высокова « Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» Волгоград 2010г.

Размещено на