Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана

Виды (направления) работ по психолого-педагогическоой поддержке и сопровождению

1. Профилактика.

2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способнос­тей ребенка, начиная с раннего возраста.

3. Помощь в преодолении препятствий и трудностей в обучении, в отношениях.

4. Педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях.

5. Консультирование (индивидуальное и групповое).

6. Развивающая работа (разработка образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся).

7. Коррекционная работа (индивидуаль­ная и групповая).

8. Психологическое просвещение и об­разование: формирование психолого-педагоги­чес­кой компетентности учащихся, адми­нистрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

9. Экспертиза (образовательных и учеб­ных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной дея­тельности специалистов образовательных учреждений).

10. Защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физи­ческой безопасности.

11. Психологическую помощь семьям детей групп риска и др.

Целевые ориентации


+Обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

+Предупреждение возникновения про­блем развития ребенка.

+Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

+Устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии).

+Поддержка ребенка в любом выборе и выражение готовности помочь в любом случае.

+Проблемы, связанные с учебными трудностями,

 

+Проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута.

+Нарушения эмоционально-волевой сферы.

+Про­блемы взаимоотношений со сверстника­ми, учителями, родителями.

+Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культу­ры) учащихся, родителей, педагогов.

13 стр., 6160 слов

Профессиональное развитие личности как психолого-педагогический феномен

... исследования данной курсовой работы. Глава 1. Профессиональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема современности .1 Анализ понятия профессиональное развитие личности Многочисленные психолого-педагогические исследования посвящены выявлению взаимосвязи и ...

 

Особенности содержания


Психолого-педагогическая поддержка – это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы.

Главным объектом психолого-педагогической поддержки является не проблема, не действия, не поступок, а соответствующее состояние.

Именно состояние является основой, фундаментом, который в итоге формирует направленность личности, ее поведение, поступки. Ослож­ненное неблагоприятное состояние личности способствует развитию соответствующей системы отношений и поведения, а следовательно, и осложненному положению в обществе.

Физиологические процессы в организме человека, физические характеристики тела, психические реакции на изменения в материальном мире, проживание реактивного отношения на события извне, на собственные психологические движения – все это агенты единого общего состояния человека, которое, в свою очередь, начинает влиять на взаимодействия с окружающим миром.

Задача педагога и психолога – поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохно­вение и др.) и способствовать его постепенному закреплению.

Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает адекватное ситуации деятельности состояние ребенка.

Психолого-педагогическая поддержка выглядит как этическая или физическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона.

Психолого-педагогическая поддержка выступает в форме психологического акта сопереживания: достаточно порой проявить свою причастность к проблеме ребенка.

Было бы неверным считать, что поддержка вызывается только труд­ными обстоятельствами, в которые попадают дети. Педагогическая поддержка – сопроводительное внимание педаго­га к процессу развития детей.

Педагог-профессионал и психолог знает о возрастных, половых, интеллектуаль­ных, коммуникативных затруднениях роста детей.

Профессиональный спектр поддержки легко развернуть, если исхо­дить именно из аспекта состояния детей. Определенное состояние ребенка может иметь причиной:

– обстоятельства (пугают, затрудняют, препятствуют, лишают);

– деятельность (отсутствие умений, смысла, средств, опыта);

– оценочное отношение окружающих (недоверие, недоброжела­тельность, насмешки, низкая оценка);

– жизненные коллизии (ссора, разрыв отношений, страшный слу­чай, тайный поступок, дурные мысли);

– самооценку (оценка внешности, способностей, характера, уме­ний).

Средства поддержки. К ним относятся речевые, пан­томимические, действенные, предметные. Используя эти средства, пе­дагог обладает богатой палитрой форм поддержки ребенка.

Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана

По О.С. Газману, педагогическая поддержка – одна из основных, наряду с обучением и воспитанием, образовательных форм. Обучение и воспитаниев большей мере связаны с социализацией, идут к ребенку как бы извне, соотнося его с социальными нормами и ценностями, а педагогическая поддержка нацелена на процессы индивидуализации, интериоризации и осуществляется лишь в ситуации встречного душевного движения ребенка.

23 стр., 11371 слов

Педагогическая психология 10

... смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Педагогическая психология рассматривает как целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанников ... цели и мотивы – это, прежде всего, цели и мотивы педагогической деятельности и педагогического общения. Для воспитанников - это цели тех конкретных видов деятельности, ...

Воспитание – специально организованный процесс предъявления ребенку социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения (при этом гуманистическое содержание определяется выбираемыми педагогом способами – требованиями или взаимодействием и сопереживанием).

Обучение – часть целенаправленных социализирующих воздействий, формирующих интеллект ребенка.

Педагогическая поддержкаотносительно самостоятельное явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности – превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением. Взаимоотношение трех сфер образования отражено на рис. 39.

Во всей технологии психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательно-воспитательном процессе О.С. Газман выделяет поддержку-заботу, поддержку – сопровождение и собственно педагогическую поддержку.

В понятие заботыО.С. Газман включает удовлетворение базовых потребностей детей (тепло, питание, свежий воздух, гигиена и другие факторы, обеспечивающие здоровье); защиту детей от неблагоприятных природных факторов и негативного влияния социальной среды (физическая, психическая и социальная безопасность детей); удовлетворение первичных интересов детей (предоставление игрушек, различных материа­лов для творческой и самостоятельной деятельности и создание условий для всевозможных занятий и игр).

Под педагогической поддержкой (в отличие отзаботы) он понимает совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании, общении, определенном образе жизни.
Это принципиально новое представление цели воспитания как педагогической поддержки по сути является инновацией при философском аспекте рассмотрения воспитательной системы. Оно повлекло за собой разработку новой, соответствующей этой цели, воспитательной технологии.

Технология педагогической поддержки по О.С. Газману ставит целью решение проблем ребенка (именно ребенка или подростка, а не ученика, школьника), так как педагогическая поддержка – это деятельность не в ролевом, а в экзистенциальном, жизненном поле взаимодействия.

Особенности концептуала педагогической поддержки

v Согласие ребенка на помощь и поддержку.

v Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности.

v Вера в эти возможности.

v Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.

v Совместность, сотрудничество, содействие, совзаимодействие.

v Конфиденциальность межличностных отношений.

v Доброжелательность и безоценочность.

v Природо- и культуросообразность.

v Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Задачи: ... формирование словаря у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. Цель педагогического проекта: спроектировать ...

v Реализация принципа «Не навреди».

v Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
^

Содержание педагогической поддержки

Педагогическая поддержка включает:

– помощь учащимся в обретении уверенности в собственных силах;

– подкрепление положительных качеств ребенка;

– удержание от того, что мешает развитию ребенка;

– поддержка стремления к самостоятельности, к самодвижению;

– помощь учащимся в преодолении препятствий, трудностей.

Содержание педагогической поддержки зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, социального статуса и т.д. В начальной школе она направлена в основном на развитие общеучебных умений, в средних классах – на помощь в общении.

В старшем школьном возрасте поддержка направлена на внутренний мир ребенка, на помощь в самопознании, самоанализе, самоопределении.

Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Препятствие — то, что отдаляет или отделяет личность (учащегося) от достижения желаемого результата. Источником препятствий выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте и/или в окружающей социальной среде, и/или в материальных и иных условиях. Таким образом, препятствия могут дифференцироваться на:

1) субъективные (личностные) – «Я-препятствия», 2) социальные (средовые) – «ОНИ-пре­пят­ст­вия» и 3) материальные.

«Я-препятствия». По уровню сложности преодоления препятствий их можно разделить на три группы: 1) препятствие — отсутствие ориентировки, 2) препятствие-трудность, 3) препятствие-проблема.

^ Отсутствие ориентации как препятствие связывается с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос.

Препятствие-трудность: некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.

Препятствие-проблема — есть переживаемая личностью недостаточность физического или психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения, которую нельзя устранить имеющимися у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны неверно. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, или привлечь других субъектов.

Социальные препятствияОНИ-препятствия»).

Источником этого вида препятствий выступает социальная среда — школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношений к детям; друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населенного пункта и др.

9 стр., 4140 слов

Педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

... педагогической поддержки ребенка. Изменяется парадигма взаимоотношений педагога с детьми : вместо «ученик- учитель », рождается парадигма «человек- человек». Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, ... рассматривались. Речь идет о педагогической и социально- педагогической помощи ему в решении ...

Материальные препятствия могут лежать в сфере организации образовательного процесса (недостаточность учебников, пособий, помещений, оборудования в школе (парты по росту), или связанные с материальным положением семьи.

В процессе воспитательного взаимодействия:

1) поддерживается то, что актуально присутствует у ребенка, а также то, что потенциально возможно и что находится в зоне его ближайшего развития (сама способность к осуществлению самоанализа);

2) педагогическая поддержка осуществляется через построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого ребенка;

3) педагогическая поддержка направлена на обнаружение ребенком собственных проблем и придание им (через взаимодействие со взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.
Педагогическая поддержка должна носить доброжелательный, доверительный и гуманный характер и идти прежде всего от сердца педагога, а не только от его понимания долга, она не может быть формальной и поверхностной, а должна быть всегда естественной, глубинной, человечной, поэтому далеко не каждый разговор с ребенком или подростком становится актом поддержки.
^